ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-666/20 от 14.10.2020 Енисейского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2-666/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Енисейск 14 октября 2020 г.

Енисейский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Ларионовой Н.М.

при секретаре Черноусовой О.А.

с участием помощника Енисейского межрайонного прокурора Колмаковой Т.Н., действующей по поручению Красноярской транспортной прокуратуры, представителя ответчика АО «Ярцевские авиационные перевозки» - Васильева В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского транспортного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Акционерному обществу «Ярцевские авиационные перевозки» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Красноярский транспортный прокурор, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Акционерному обществу «Ярцевские авиационные перевозки» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

Требования мотивированы тем, что Красноярской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения АО «ЯрАвиа» требований воздушного законодательства при установлении приаэродромной территории аэродрома Ярцево, в ходе которой выявлены нарушения закона. В соответствии с Государственным реестром аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации АО «ЯрАвиа» осуществляет эксплуатацию аэродрома Ярцево. Вместе с тем АО «ЯрАвиа» мер к разработке и утверждению проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Ярцево не принимает. Требования федерального законодательства, установленные более двух лет назад, до настоящего времени не исполнены.

Проверкой установлено, что АО «ЯрАвиа» осуществляет аэропортовую деятельность в аэропорту Ярцево при отсутствии выданного в установленном порядке сертификата, подтверждающего соответствие предприятия требованиям федеральных авиационных правил.

Бездействие АО «ЯрАвиа» влечет нарушение требований безопасности полетов воздушных судов, создает угрозу возникновения авиационных событий и, как следствие, возможность причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Прокуратурой достоверно установлено, что со стороны ответчика имеет место нарушение требований законодательства о безопасности полетов, что свидетельствует о создании угрозы возникновения авиационных событий, в связи с чем, затрагиваются интересы неопределенного круга лиц, пользующихсяуслугами воздушного транспорта, а также лиц, проживающих либо осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории, прилегающей к аэродрому Ярцево.

На основании изложенного, ссылаясь на положения ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст.ст. 31 и 45 ГПК РФ просил признать бездействие АО «ЯрАвиа», выразившееся в непринятии мер к разработке проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Ярцево, а также к получению в Росавиации документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома Ярцево - АО «ЯрАвиа» требованиям федеральных авиационных правил (сертификат), незаконным, обязать АО «ЯрАвиа» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить в Росавиации документ (сертификат), подтверждающий соответствие оператора аэродрома Ярцево - АО «ЯрАвиа» требованиям федеральных авиационных правил, обязать АО «ЯрАвиа» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к разработке проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Ярцево самостоятельно либо посредством заключения соответствующего договора на оказание услуг по разработке проекта решения об установлении приаэродромной территории Ярцево.

Представителем ответчика – генеральным директором АО «ЯрАвиа» - Васильевым В.В. представлен отзыв на исковое заявление, в котором указывает на несогласие с заявленными исковыми требованиями ввиду следующего.

Акционерное общество «Ярцевские авиационные перевозки» (АО «ЯрАвиа»), образованное в результате реорганизации в виде преобразования, с 01.02.2018г. является правопреемником Муниципального предприятия «Ярцевские авиационные перевозки» (МП «ЯрАвиа»), в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах», Гражданским кодексом и иным действующим законодательством.

В 2016 году в процессе подготовки к сертификации МП «ЯрАвиа», как оператора аэродрома «Ярцево», был выявлен ряд несоответствий требованиям, предъявляемых к оператору, установленных ФАП-286 от 25.09.2015 г. к основным из них относились:

- отсутствие обязательной геодезической съемки элементов (параметров) аэродрома и препятствий в геодезической системе координат ПЗ-90.11. Данные работы должны производиться лицензированной организацией с последующей выдачей документов с результатами съемки, утвержденными (согласованными) в ГосНИИ ГА.

- несоответствии в части поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов на аэродроме «Ярцево».

В связи с невозможностью устранения данных несоответствий, по причине низкой рентабельности (убыточности) предприятия, а также в целях обеспечения северных поселков, расположенных на территории Енисейского района, грузопассажирскими перевозками и выполнения санитарных рейсов, руководством МП «ЯрАвиа» было принято решение о переводе (изменении статуса) аэродрома «Ярцево» в посадочную площадку «Ярцево», так как требования к посадочным площадкам, установленные в ФАП-69 от «04» марта 2011 года, не предполагают таких значительных вложений средств, и в целом изменение статуса аэродрома «Ярцево» на посадочную площадку «Ярцево» никаким образом не повлияло бы на транспортную подвижность населения в Енисейском районе Красноярского Края.

Ориентировочная дата перевода (изменения статуса) аэродрома «Ярцево» в посадочную площадку «Ярцево» была указана с 01.01.2017 года.Вышеуказанная информация была подробно изложена в письме №42 от 15.11.2016 г. (Приложение №1 к настоящему Отзыву) и направлена в адрес Главы Енисейского района Красноярского края - Ермакова СВ.

08.02.2017г. в адрес Главы Енисейского района Красноярского края было направлено повторное уведомление (письмо №09 от 08.02.2017г. - Приложение №2 к настоящему Отзыву) о переводе (изменении статуса) аэродрома «Ярцево» в посадочную площадку «Ярцево», в котором к списку причин, указанному в письме №42 от 15.11.2016 г. и делающему невозможным получение документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома «Ярцево», было добавлено требование Енисейского транспортного прокурора к МП «ЯрАвиа» об устранении нарушений требований воздушного законодательства, а именно о возложении обязанности оснастить аэропорт «Ярцево» роторным снегоочистителем, машиной для распределения химреагентов, пескоразбрасывателем, оборудованием для определения коэффициента сцепления, аэродромными передвижными электроагрегатами, автогрейдером (прицепным грейдером), бульдозером, экскаватором, автокраном, автосамосвалом, автобусом, а также об обязании выполнить другие требования.

Окончательная дата перевода (изменения статуса) аэродрома «Ярцево» в посадочную площадку «Ярцево» была указана с апреля 2017 года.

03.04.17 г. МП «ЯрАвиа» от Красноярского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (Красноярское МТУ Росавиации) было получено уведомление «Об исключении из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации аэродрома «Ярцево» (письмо №17-270 от 03.04.17г. - Приложение №3 к настоящему Отзыву), в котором МП «ЯрАвиа» было поставлено в известность о том, что аэродром «Ярцево» исключен из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации в связи с окончанием сроков действия свидетельства о государственной регистрации и отсутствием оснований для его нахождения в реестре (п. 5 Федеральных авиационных правил «Правила государственной регистрации аэродромов гражданской авиации и вертодромов гражданской авиации», утвержденных приказом Минтранса России от 19.08.2015 №251).

10.03.2017 г. МП «ЯрАвиа» от Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (ЗС МТУ Росавиации) было получено уведомление по посадочной площадке Ярцево (письмо №15.21-34 от 10.03.2017г. - Приложение №4 к настоящему Отзыву), в котором МП «ЯрАвиа» было поставлено в известность о том, что направляемое со стороны МП «ЯрАвиа» уведомление о начале деятельности на посадочной площадке (письмо №11 от 28.02.2017г.) получено и зарегистрировано.

02.10.2018 г. уже АО «ЯрАвиа» от Красноярского МТУ Росавиации было получено письмо «Об обозначении позиции оператора по вопросу сертификации аэродрома» (письмо №Исх-1211/06/КРМТУ от 02.10.2018г. - Приложение №5 к настоящему Отзыву), в котором было указано, что в целях соблюдения требований Воздушного кодекса Российской Федерации и на основании письма Росавиации от 29.08.2018 №Исх-2175/04 приказом Красноярского МТУ Росавиации от 01.10.2018г., отменяются ранее принятые решения об исключении аэродромов классов Г, Д, Е (класс аэродрома «Ярцево» - Е) из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации с июля 2015 года по 01.10.2018г., по которым не было принято решений Правительства Российской Федерации.

Исключенные аэродромы восстановлены в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации, т.е. до этого 1 год 6 месяцев аэродром «Ярцево» функционировал в статусе посадочной площадки «Ярцево».

Для инициирования Росавиацией принятия решения Правительства Российской Федерации о закрытии для обслуживания воздушных судов аэродрома «Ярцево» ответчику было предложено в срок до 01.11.2018 г. письменно обозначить позицию оператора по вопросу сертификации аэродрома, включая требования № 135-Ф3 от «01» июля 2017 года, либо исключения аэродрома из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации.10.10.2018г. АО «ЯрАвиа» в адрес Красноярского МТУ Росавиации было направлено письмо «О сертификации аэродрома «Ярцево» (письмо №81 от 10.10.2018г. - Приложение №6 к настоящему Отзыву), в котором АО «ЯрАвиа» уведомляет о: - реорганизации предприятия; - регистрации в установленном порядке и поддержании в актуальном статусе Аэронавигационного паспорта посадочной площадки «Ярцево»; - изменении структуры воздушного пространства в районе Ярцево (упразднена аэродромная контролируемая 30-километровая зона С, в связи с чем ликвидирован аэродромный диспетчерский пункт УВД); - упразднении основных служб аэродромного обеспечения полетов; - сокращении персонала; - недостаточном финансовом состоянии для эксплуатации (восстановления) аэродрома «Ярцево» на уровне, соответствующем нормам и требованиям действующих Федеральных авиационных правил и других нормативных актов в сфере аэродромного обеспечения полетов. И как итог, АО «ЯрАвиа» просит в письме повторно инициировать процедуру исключения аэродрома «Ярцево» из Государственного реестра аэродромов и вертодромов Российской Федерации через Правительство Российской Федерации.

02.04.2019 г. АО «ЯрАвиа» от Красноярской транспортной прокуратуры было получено Требование «О прокуратуре Российской Федерации» (письмо №23/12-29-2019 от 02.04.2019г. -Приложение №7 к настоящему Отзыву), в котором от АО «ЯрАвиа» требовалось предоставить информацию в том числе и о принятых АО «ЯрАвиа» в 2017-2019 годах мерах по получению сертификата оператора в отношении аэродрома «Ярцево» с предоставлением подтверждающих документов. В случае непринятия мер к получению данного сертификата требовалось указать причины, сведения о причинах неполучения сертификата оператора в отношении аэродрома «Ярцево» с указанием проблемных вопросов, которые не позволили получить данный сертификат.

05.04.2019г. АО «ЯрАвиа» в адрес Красноярской транспортной прокуратуры было направлено письмо-ответ (письмо Исх. №28 от 05.04.2019г. - Приложение №8 к настоящему Отзыву) на Требование №23/12-29-2019 от 02.04.2019г., в котором АО «ЯрАвиа» подробно отвечает на все вопросы и предоставляет всю необходимую информацию.

24.10.2019 г. АО «ЯрАвиа» от Красноярского МТУ Росавиации было получено письмо «О необходимости доработки обосновывающих материалов к пакету документов о закрытии аэродрома «Ярцево» (письмо Исх-140б/0б/КРМТУ от 24.10.2019г. - Приложение №9 к настоящему Отзыву), к которому было приложено письмо Минэкономразвития России от 25.09.2019г. №32252-МР/Д18и о необходимости доработки обосновывающих материалов к пакету документов о закрытии аэродрома «Ярцево».

В письме была указана просьба о доработке начальных документов (письмо Акционерного общества «Ярцевские авиационные перевозки» от 10.10.2018г. №81 на одном листе, письмо администрации Енисейского района Красноярского края от 19.11.2018г. №3950 на одном листе) с учетом поставленных в письме Минэкономразвития России вопросов и последующей их отправкой в Красноярское МТУ Росавиации для повторной инициации принятия решения Правительства Российской Федерации о закрытии для обслуживания воздушных судов аэродрома «Ярцево» в целях исключения из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации (ВК РФ ст. 41 п. 4, ст. 50, п. 2).

28.10.2019 г. АО «ЯрАвиа» в адрес Красноярского МТУ Росавиации было направлено письмо (письмо № 80 от 28.10.2019г. - Приложение №10 к настоящему Отзыву), в котором АО «ЯрАвиа» предоставило дополнительную информацию с учетом поставленных в письме Минэкономразвития России вопросов.

14.11.2019г. АО «ЯрАвиа» от Красноярского МТУ Росавиации было получено письмо «Об инициации принятия решения Правительства Российской Федерации о закрытии для обслуживания воздушных судов аэродромов в целях исключения из Государственного реестра» (письмо №Исх-1515/06/КРМТУ от 14.11.2019г. - Приложение №11 к настоящему Отзыву), в котором говорилось, что для начала процедуры инициации принятия решения Правительства Российской Федерации о закрытии для обслуживания воздушных судов аэродрома «Ярцево» в целях исключения ихГосударственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации (ВК РФ ст. 41 п. 4, ст. 50, п. 2) необходимо направить в Красноярское МТУ Росавиации технико-экономическое обоснование с оценкой предлагаемых решений на транспортную подвижность населения из близлежащих населенных пунктов, а также о наличии ближайших аэродромов и возможности использования других видов транспорта, согласованное с органом исполнительной власти.

26.11.2019г. АО «ЯрАвиа» в адрес Красноярского МТУ Росавиации было направлено письмо (письмо №83 от 26.11.2019г. - Приложение №12 к настоящему Отзыву), в котором АО «ЯрАвиа» предоставило подробную информацию о расходах необходимых для дальнейшей эксплуатации аэродрома «Ярцево» именно в статусе зарегистрированного аэродрома. Также в адрес Красноярского МТУ Росавиации было направлено письмо Администрации Енисейского района №4847 от 25.11.2019г. (приложено к письму №83 от 26.11.2019г.) «Об исключении аэродрома «Ярцево» из Реестра», в котором указывается, что существующая маршрутная сеть с использованием посадочных площадок, в том числе в с. Ярцево, и частота авиарейсов удовлетворяет потребности населения в пассажирских авиаперевозках. И решение об исключении аэродрома «Ярцево» из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации и перевод его в статус посадочной площадки не повлечет негативных последствий для обеспечения транспортного обслуживания населения Енисейского района, а учитывая низкие доходы сельских жителей, положительно повлияет на ценообразование тарифов на перевозки по маршрутам, в которые включена посадка воздушного судна в с. Ярцево.

08.04.2020 г. АО «ЯрАвиа» от Красноярской транспортной прокуратуры было получено Требование «О прокуратуре Российской Федерации» (письмо №23/12-29-2020 от 08.04.2020г. -Приложение №13 к настоящему Отзыву), в котором от АО «ЯрАвиа» снова требовалось предоставить информацию в том, числе и о принятых АО «ЯрАвиа» в 2019-2020 годах мерах по получению сертификата оператора в отношении аэродрома «Ярцево» с предоставлением подтверждающих документов. В случае непринятия мер к получению данного сертификата требовалось указать причины, сведения о причинах неполучения сертификата оператора в отношении аэродрома «Ярцево» с указанием проблемных вопросов, которые не позволили получить данный сертификат.

09.04.2020г. АО «ЯрАвиа» в адрес Красноярской транспортной прокуратуры было направлено письмо-ответ (письмо Исх. №029 от 09.04.2020г. - Приложение №14 к настоящему Отзыву) на Требование №23/12-29-2020 от 08.04.2019г., в котором АО «ЯрАвиа» в очередной раз отвечает на все вопросы и предоставляет всю необходимую информацию.

07.05.2020 г. в Красноярское МТУ Росавиации был направлен запрос (письмо №36 от 07.05.2020 г. - Приложение №15 к настоящему Отзыву) о подтверждении обращения АО «ЯрАвиа» в Красноярское МТУ Росавиации по вопросу исключения аэродрома «Ярцево» из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации, на что 08.05.2020 г. был получен положительный ответ (письмо №Исх-765/0б/КРМТУ от 08.05.2020 г.. - Приложение №16 к настоящему Отзыву), а также было сообщено, что данные обращения включены в соответствующее ходатайство Красноярского МТУ в Росавиацию №Исх-1745/06/КРМТУ от 25.12.2019г. Ответа о принятом решении в отношении аэродрома «Ярцево» до настоящего времени (на 08.05.2020г.) в Красноярское МТУ Росавиации не поступало.

Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что в период с 01.04.2017 г. до 01.10.2018 г. аэродром «Ярцево» был исключен из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации и функционировал в статусе посадочной площадки «Ярцево» 1 год 6 месяцев. Начиная с 01.10.2018 г. АО «ЯрАвиа» принимает все возможные меры по исключению аэродрома «Ярцево» из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации.

Также из вышеизложенного очевидно, что процедура исключения аэродрома «Ярцево» из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации продолжается по настоящее время, и как следствие требование Истца о признании бездействия АО «ЯрАвиа» и получении документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома «Ярцево», беспочвенно и не имеет смысла.Так как, в настоящее время аэродром «Ярцево» функционирует в статусе посадочной площадки «Ярцево», то требование об установлении приаэродромной территории аэродрома на него не распространяется.

На основании изложенного, просил заявленные исковые требования отклонить. Истцу, до окончания процедуры исключения аэродрома «Ярцево» из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации и получения от Росавиции ответа (положительного/ отрицательного), не требовать от Ответчика исполнения требований в отношении получения в Росавиации документа, подтверждающего соответствия оператора аэродрома «Ярцево», а также по принятию мер к разработке проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома «Ярцево».

На данный отзыв истцом представлены возражения, о том, что аэродром Ярцево по состоянию на 08.06.2020 г. включен в Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации, фактически эксплуатируется для осуществления коммерческих воздушных перевозок, согласно ранее выданному свидетельству № 7/22 о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации предназначен для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах (JT-410, Аи-26) пассажировместимостью более чем двадцать человек. Отсутствие денежных средств у АО «ЯрАвиа» не снимает обязанности с общества устранить нарушения закона, которые непосредственно связаны с безопасностью полетов.

В судебном заседании представитель истца помощник Енисейского межрайонного прокурора Колмакова Т.Н. поддержала заявленные требования в полном объёме, по доводам, приведенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – заместитель генерального директора Васильев В.В. заявленные исковые требования не признал, по доводам, приведенным в отзыве на исковое заявление. Дополнительно суду пояснил, что когда аэропорт Ярцево был повторно включен в реестр аэродромов гражданской авиации, письмом от 02.10.2018 г. Управлением было предложено два варианта: либо получить сертификат аэродрома гражданской авиации либо инициировать исключение из реестра аэродромов гражданской авиации, что они и сделали. То, что эта проблема тянется два года, от ответчика не зависит. Есть письмо администрации Енисейского района, подтверждающее нецелесообразность содержания предприятия в статусе аэродрома гражданской авиации. Также пояснил, что вне зависимости от результата принятого судом решения общество финансово все равно не сможем его выполнить. Как посадочная площадка общество осуществляет свою деятельность ФАП-69, и полностью обеспечивает безопасность полетов согласно этих Федеральных авиационных правил. Доводы о том, что имеется угроза жизни, не соответствует действительности.

Третьи лица Красноярское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), администрация Енисейского района, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд представителей не направили. Представитель администрации Енисейского района Саваткина Е.И. просила о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при имеющейся явке.

Заслушав участвующих в деле лиц, оценив представленные доказательства, доводы и возражения сторон, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации Приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).

Согласно п.3 ч.7 ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 г. № 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона: установление приаэродромной территории осуществляется в соответствии с основными характеристиками сооружений, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, содержащимися в аэронавигационном паспорте аэродрома гражданской авиации, инструкции по производству полетов в районе аэродрома государственной авиации или аэродрома экспериментальной авиации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории (далее - Правила), согласно пункту 1 которых в отношении аэродромов гражданской авиации решение об установлении приаэродромной территории принимается Федеральным агентством воздушного транспорта.

В силу п. 4 Правил проект решения об установлении приаэродромной территории в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в законную силу Федерального закона от 01.07.2015 № 135 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны», подготавливается оператором аэродрома.

При этом, согласно пункту 6 вышеуказанных Правил подготовка проекта решения и пояснительной записки к данному проекту, содержащей, среди прочего, общую характеристику приаэродромной территории; обоснование предлагаемых границ приаэродромной территории и выделяемых на ней подзон в части, касающейся обеспечения безопасности полетов воздушных судов, расчеты рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценку риска для здоровья человека; обоснование предлагаемых ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, осуществляется на основе результатов проведенных исследований, в том числе научно-исследовательских работ в части, касающейся обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэродрома и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду.

После подготовки проекта решения об установлении приаэродромной территории оператор аэродрома направляет проект решения с прилагаемой пояснительной запиской в целях получения санитарно-эпидемиологического заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии проекта решения требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствующий территориальный орган указанной службы (п. 7 Правил).

В соответствии с п. 8 Правил проект - решения с прилагаемой пояснительной запиской и положительным санитарно-эпидемиологическим заключением представляется оператором аэродрома в Федеральное агентство воздушного транспорта для его утверждения.

Федеральный закон от 01.07.2017 № 135 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» вступил в законную силу со дня официального опубликования на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, то есть с 01.07.2017 г.

Согласно ч. 5 ст. 4 вышеуказанного закона по истечении трехсот шестидесяти дней со дня официального опубликования (с 26.06.2018) нарушение требований Воздушного кодекса Российской Федерации об установлении приаэродромных территорий и соответствующих ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности и эксплуатация такого аэродрома признаются нарушением требований безопасности полета воздушных судов, влекущим возможность приостановления воздушных перевозок.

В силу пункта 3 статьи 8 ВК РФ операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

Согласно пункту 4 Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утверждённых приказом Минтранса России от 25.09.2015 № 286, сертификат выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации).

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, желающее получить сертификат оператора аэродрома гражданской авиации, направляет в Федеральное агентство воздушного транспорта заявление о выдаче соответствующего сертификата (пункт 9 вышеуказанных Федеральных авиационных правил).

Как следует из материалов дела, Красноярской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения АО «ЯрАвиа» требований воздушного законодательства при установлении приаэродромной территории аэродрома Ярцево, в ходе которой установлено, что в соответствии с Государственным реестром аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации АО «ЯрАвиа» осуществляет эксплуатацию аэродрома Ярцево, вместе с тем АО «ЯрАвиа» мер к разработке и утверждению проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Ярцево не принимает, требования федерального законодательства, установленные более двух лет назад, до настоящего времени не исполнены. Кроме того, проверкой установлено, что АО «ЯрАвиа» осуществляет аэропортовую деятельность в аэропорту Ярцево при отсутствии выданного в установленном порядке сертификата, подтверждающего соответствие предприятия требованиям федеральных авиационных правил.

Разрешая требования в части возложения на ответчика обязанностии в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить в Росавиации документ (сертификат), подтверждающий соответствие оператора аэродрома Ярцево - АО «ЯрАвиа» требованиям федеральных авиационных правил и возложении на ответчика обязанности в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к разработке проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Ярцево самостоятельно либо посредством заключения соответствующего договора на оказание услуг по разработке проекта решения об установлении приаэродромной территории Ярцево, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в данной части ввиду того, что на момент рассмотрения гражданского дела аэродром Ярцево включен в Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации, в связи с чем на ответчика в полной мере распространяются требования законодательства по исполнению обязанности получить в Росавиации документ (сертификат), подтверждающий соответствие оператора аэродрома Ярцево - АО «ЯрАвиа» требованиям федеральных авиационных правил и принять меры к разработке проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Ярцево.

Согласно п. 4 ст. 41 Воздушного кодекса РФ данные об аэродроме гражданской авиации, исключаются из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации на основании решения о закрытии аэродрома гражданской авиации для обслуживания гражданских воздушных судов.

В соответствии со ст. 49 Воздушного кодекса РФ, аэродромы гражданской авиации, вертодромы гражданской авиации допускаются к эксплуатации с даты их регистрации в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации.

Эксплуатацию аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации и их соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.

Требования к оператору аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Аэродромы государственной авиации, вертодромы государственной авиации и аэродромы экспериментальной авиации, вертодромы экспериментальной авиации допускаются к эксплуатации в порядке, установленном соответственно уполномоченным органом в области обороны и уполномоченным органом в области оборонной промышленности.

Обеспечение соответствия аэродрома государственной авиации, вертодрома государственной авиации, аэродрома экспериментальной авиации, вертодрома экспериментальной авиации в период эксплуатации установленным требованиям возлагается на организацию, осуществляющую эксплуатацию таких аэродромов, вертодромов.

Посадочные площадки допускаются к эксплуатации, их эксплуатация приостанавливается или они закрываются для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов с даты представления владельцем посадочной площадки уведомления о начале, приостановлении или прекращении деятельности на посадочной площадке в уполномоченный орган в области гражданской авиации, если более поздний срок не указан в уведомлении.

Форма предусмотренного настоящим пунктом уведомления, порядок его направления и регистрации устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Обеспечение соответствия посадочной площадки требованиям федеральных авиационных правил возлагается на ее владельца.

П. 2 ст. 50 Воздушного кодекса РФ определено, что аэродромы гражданской авиации закрываются для обслуживания воздушных судов по решению Правительства Российской Федерации.

При этом пунктом 6 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ установлено, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением о приостановлении воздушных перевозок на аэродроме в случае, если по истечении трехсот шестидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти не установлена соответствующая приаэродромная территория.

Согласно представленному в материалы дела письму Красноярского МТУ РОСАВИАЦИИ от 07.10.2020 г., адресованного на имя генерального директора АО «ЯрАвиа» Васильева В.В. по имеющейся у Управления информации проект соответствующего Распоряжения Правительства Российской Федерации, которым предусматривается закрытие аэродрома «Ярцево» в целях исключения его из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации в связи с прекращением его эксплуатации, подготовлен и проходит процедуру согласования во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 20.07.2020 № АБ-П9-8759. Министерство транспорта Красноярского края письмом от 21.09.2020 № 83-2940 согласовало закрытие аэродрома «Ярцево» с сохранением за данным объектом действующего статуса посадочной площадки. Другими сведениями управление не располагает.

Из вышеизложенного следует, что процедура принятия решения Правительством Российской Федерации о закрытии для обслуживания воздушных судов аэродрома Ярцево АО «ЯрАвиа» не завершена, положительного/отрицательного решения не принято, в связи с чем, аэропорт Ярцево считается действующим.

Вместе с тем, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца в части признания незаконным бездействия ответчика выразившееся в непринятии мер к разработке проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Ярцево, а также к получению в Росавиации документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома Ярцево - АО «ЯрАвиа» требованиям федеральных авиационных правил (сертификат).

Суд находит заслуживающими внимания доводы ответчика о том, что в период с 01.04.2017 г. до 01.10.2018 г. аэродром «Ярцево» фактически был исключен из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации и функционировал в статусе посадочной площадки «Ярцево» 1 год 6 месяцев. Данный довод подтверждается уведомлением Красноярского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (Красноярское МТУ Росавиации) «Об исключении из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации аэродрома «Ярцево» (письмо №17-270 от 03.04.17 г.), в котором МП «ЯрАвиа» было поставлено в известность о том, что аэродром «Ярцево» исключен из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации в связи с окончанием сроков действия свидетельства о государственной регистрации и отсутствием оснований для его нахождения в реестре (п. 5 Федеральных авиационных правил «Правила государственной регистрации аэродромов гражданской авиации и вертодромов гражданской авиации», утвержденных приказом Минтранса России от 19.08.2015 №251).

02.10.2018 г. АО «ЯрАвиа» от Красноярского МТУ Росавиации было получено письмо «Об обозначении позиции оператора по вопросу сертификации аэродрома» (письмо № Исх-1211/06/КРМТУ от 02.10.2018 г., в котором было указано, что в целях соблюдения требований Воздушного кодекса Российской Федерации и на основании письма Росавиации от 29.08.2018 № Исх-2175/04 приказом Красноярского МТУ Росавиации от 01.10.2018 г., отменяются ранее принятые решения об исключении аэродромов классов Г, Д, Е (класс аэродрома «Ярцево» - Е) из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации с июля 2015 года по 01.10.2018г., по которым не было принято решений Правительства Российской Федерации. Исключенные аэродромы восстановлены в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации, т.е. до этого 1 год 6 месяцев аэродром «Ярцево» функционировал в статусе посадочной площадки «Ярцево».

Для инициирования Росавиацией принятия решения Правительства Российской Федерации о закрытии для обслуживания воздушных судов аэродрома «Ярцево» ответчику было предложено в срок до 01.11.2018 г. письменно обозначить позицию оператора по вопросу сертификации аэродрома, включая требования № 135-Ф3 от «01» июля 2017 года, либо исключения аэродрома из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации. 10.10.2018г. АО «ЯрАвиа» в адрес Красноярского МТУ Росавиации было направлено письмо «О сертификации аэродрома «Ярцево» (письмо №81 от 10.10.2018г. ) в котором АО «ЯрАвиа» уведомляет о - реорганизации предприятия; - регистрации в установленном порядке и поддержании в актуальном статусе Аэронавигационного паспорта посадочной площадки «Ярцево»; - изменении структуры воздушного пространства в районе Ярцево (упразднена аэродромная контролируемая 30-километровая зона С, в связи с чем ликвидирован аэродромный диспетчерский пункт УВД); - упразднении основных служб аэродромного обеспечения полетов; - сокращении персонала; - недостаточном финансовом состоянии для эксплуатации (восстановления) аэродрома «Ярцево» на уровне, соответствующем нормам и требованиям действующих Федеральных авиационных правил и других нормативных актов в сфере аэродромного обеспечения полетов, просит в письме повторно инициировать процедуру исключения аэродрома «Ярцево» из Государственного реестра аэродромов и вертодромов Российской Федерации через Правительство Российской Федерации.

Таким образом, поскольку ответчику вышеуказанным письмом были предложено либо предпринять меры к решению вопроса о сертификации аэродрома, включая требования № 135-Ф3 от «01» июля 2017 года, либо принять меры к решению вопроса об исключении аэродрома из Государственного реестра аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации, при этом ответчиком был избран второй вариант, суд приходит к выводу о том, что в данном случае бездействие ответчика выразившееся в непринятии мер к разработке проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Ярцево, а также к получению в Росавиации документа, подтверждающего соответствие оператора аэродрома Ярцево - АО «ЯрАвиа» требованиям федеральных авиационных правил (сертификат) не может быть признано незаконным.

Определяя срок для исполнения ответчиком обязанности получить в Росавиации документ (сертификат), подтверждающий соответствие оператора аэродрома Ярцево - АО «ЯрАвиа» требованиям федеральных авиационных правил в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, суд исходит из того, что данный срок будет отвечать требованиям разумности.

Руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Красноярского транспортного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к АО «Ярцевские авиационные перевозки» удовлетворить частично.

Обязать Акционерное общество «Ярцевские авиационные перевозки» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить в Росавиации документ (сертификат), подтверждающий соответствие оператора аэродрома Ярцево - АО «ЯрАвиа» требованиям федеральных авиационных правил.

Обязать Акционерное общество «Ярцевские авиационные перевозки» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к разработке проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома Ярцево самостоятельно либо посредством заключения соответствующего договора на оказание услуг по разработке проекта решения об установлении приаэродромной территории Ярцево.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд Красноярского края.

Председательствующий Н.М. Ларионова

мотивированное решение изготовлено 13 ноября 2020 г.

СудьяН.М. Ларионова