ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-666/2014 от 14.07.2014 Няндомского районного суда (Архангельская область)

 Дело № 2-666/2014 копия

 РЕШЕНИЕ

 именем Российской Федерации

 город Няндома                              14 июля 2014 года.

 Няндомский районный суд Архангельской области в составе:

 председательствующего судьи Макарова М.В.,

 при секретаре Сметаниной В.М.,

 с участием заявителя Первухина М.А.,

 представителя заявителя Янковской Н.Н.,

 представителя заинтересованного лица Синах Н.М.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Первухина Михаила Анатольевича о признании незаконным решения Собрания депутатов муниципального образования «Няндомский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ,

 установил::

 Первухин М.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Собрания депутатов муниципального образования «Няндомский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № 47, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений.

 В обоснование заявления указал, что инициативная группа граждан обратилась в установленном порядке в администрацию МО «Няндомский муниципальный район» с пакетом документов с целью инициирования пороса о внесении изменений путем дополнения в статьи 30, 32 Устава МО «Няндомский муниципальный район» (далее Устав). Оспариваемым решением правотворческая инициативна была отклонена, с чем он не согласен, принятое решение не мотивировано.

 В судебном заседании заявитель Первухин М.А., его представитель Янковская Н.Н. требования и доводы заявления полностью поддержали, дополнительно пояснив, что законодательная инициатива преследовала целью внести в устав муниципального образования внесения о возложения лично на председателя Собрания депутатов МО «Няндомский муниципальный район» и главу соответствующего муниципального образования обязанности по ежегодному публичному отчету перед населением.

 Представитель заинтересованного лица - Собрания депутатов МО «Няндомский муниципальный район» Синах Н.М. с заявлением не согласилась, пояснив, что процедура принятия решения по законодательной инициативе граждан была соблюдена. Решением Собрания депутатов муниципального образования «Няндомский муниципальный район» правотворческая инициатива граждан в изложенной ими редакции была отклонена, поскольку дублировала положения действующего Устава МО «Няндомский муниципальный район», которые предполагают подотчетность и подконтрольность указанных должностных лиц населению. Названные в проекте изменений в устав должностных лица в силу закона ежегодно предоставляют отчеты о результатах своей деятельности в ходе собраний депутатов, о чем заблаговременно извещается население через средства массовой информации, которое вправе присутствовать на открытых собраниях депутатов, тем самым реализовать свое право на изучение результатов деятельности должностных лиц. В ходе подготовки законопроекта к рассмотрению она провела беседы с рядом подписавшихся за выдвижение правотворческой инициативы гражданами, которые пояснили, что суть вносимых изменений в устав им не понятна. В ходе заседания по решению вопроса о внесении изменений в устав докладчик Первухин М.А. на поставленные перед ним вопросы не ответил, цель вносимых изменений, по сути дублирующих положения устава, не пояснил. По итогам заседания было принято мотивированное решение об отклонении правотворческой инициативы граждан.

 Изучив доводы и требования заявления, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления в силу следующего.

 В силу части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к ответственности.

 В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

 Указанная конституционная норма нашла свое развитие и конкретизацию в Федеральном законе от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон).

 В силу ч. 2 ст. 1 Закона местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

 На основании ч. 1 ст. 19 Закона полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

 Согласно ч. 2 ст. 19 Закона наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

 В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона).

 По смыслу приведенных нормативных положений население муниципальных образований вправе решать непосредственно или через органы местного самоуправления все вопросы местного значения, к которым относится также и внесение проекта устава муниципального образования.

 Согласно п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции России установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

 Статьей 26 Закона установлено, что с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.

 Во исполнение вышеуказанных требований закона, обеспечения права граждан на законотворческую инициативу, решением Собрания депутатов МО «Няндомский муниципальный     район» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о правотворческой инициативе граждан на территории муниципального образования «Няндомский муниципальный район».Судом установлено, что инициативная группа граждан Няндомского района обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о рассмотрении вопроса о внесении дополнений в статьи 30, 32 устава о возложении на председателя Собрания депутатов МО «Няндомский муниципальный район» и главу соответствующего муниципального образования обязанности лично и публично не реже одного раза в год в рабочие дни не ранее 17 часов 00 минут отчитываться перед населением, о чем заблаговременно извещать граждан через средства массовой информации. Собранием депутатов муниципального образования «Няндомский муниципальный район» ДД.ММ.ГГГГ принято решение № об отклонении вышеназванной инициативы граждан.

 Как следует из ч. 3 ст. 34 Закона порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

 Из анализа исследованных судом документов установлено, что оспариваемое решение принято уполномоченным на то органом с соблюдением установленной законом процедуры рассмотрения правотворческой инициативы граждан. Доказательств, опровергающих указанный вывод суда, в материалы дела не представлено, заявителем не оспаривается.

 Свидетель ФИО5 пояснил, что Собранием депутатов муниципального образования «Няндомский муниципальный район» в установленном законом порядке была рассмотрена инициатива граждан по внесению изменений в устав. Оспариваемым решением инициатива была отклонена, поскольку предложенные изменения по сути дублировали положения действующего устава, решение мотивировано. Внесение в устав указания о времени проведения собрания является нецелесообразным.

 Из оспариваемого решения следует, что основанием для отклонения законодательной инициативы граждан явилось наличие закрепленных в действующем уставе аналогичных норм о подотчетности вышеназванных лиц депутатам и населению Няндомского
района Архангельской области.

 Так, согласно п. 2 ст. 32 Устава глава Няндомского района подконтролен и подотчетен населению Няндомского района и Собранию депутатов Няндомского района Глава Няндомского района представляет Собранию депутатов ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, о результатах деятельности администрации района и подведомственных ему органов местного самоуправления, в т.ч. в решении вопросов, поставленных Собранием депутатов.

 В соответствии с п. 7 ст. 30 Устава председатель собрания депутатов Няндомского района подотчетен населению и Собранию депутатов. Председатель Собрания депутатов Няндомского района представляет Собранию депутатов ежегодные отчеты о результатах своей деятельности.

 Аналогичные нормы закреплены в Федеральном законе от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 Так, согласно ч. ч. 5, 5.1 ст. 36 Закона, глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

 Частью 11.1 ст. 35 Закона определено, что представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

 Регламентом Собрания депутатов МО «Няндомский муниципальный район» Собрание депутатов наделено правом представлять интересы жителей Няндомского района и принимать от его имени решения, действующие на территории Няндомского района. Представительный орган местного самоуправления осуществляет свои полномочия на заседаниях, которые проводятся открыто, на них вправе участвовать жители муниципального образования. Повестка дня работы сессии доводится до жителей Няндомского района через средства массовой информации.

 Кроме того, отчеты главы муниципального образования и председателя Собрания депутатов МО «Няндомский муниципальный район» подлежат опубликованию в средствах массовой информации и на официальном интернет-сайте муниципального образования.

 Таким образом, предложенная инициативной группой граждан законодательная инициатива по существу дублирует отдельные положения устава и иных нормативных правовых актов, в связи с чем обоснованно отклонена представительным органом.

 Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в своем определении от 25 января 2012 года N 114-О-О, как лицо, обладающее особым публично-правовым статусом и добровольно приобретая этот статус, глава муниципального образования принимает на себя не только полномочия по решению вопросов местного значения, но и обязанность отчитываться перед населением и представительным органом муниципального образования о результатах своей деятельности, а также признает возможность наступления ответственности вплоть до удаления в отставку в случае признания его деятельности неудовлетворительной. Оценочный характер выносимого представительным органом решения предполагает при его принятии использование демократических процедур и учет различных факторов и мнений, тем самым оценка деятельности органов местного самоуправления при осуществлении контрольных полно-мочий представительного органа может быть различной и связана с дискрецией этого органа.

 Таким образом, принцип подотчетности и подконтрольности главы администрации муниципального образования и председателя представительного органа закреплен на законодательном уровне, обязанность по предоставлению указанными должностными лицами ежегодных отчетов закреплена в Уставе муниципального образования «Няндомский муниципальный район». Жителям Няндомского района предоставлено право присутствовать на заседании Совета депутатов, информация о дате, времени и месте проведения заседания представительного органа подлежит публикации в районной газете и на официальном интернет-сайте органа местного самоуправления, где также публикуются отчеты о результатах деятельности указанных должностных лиц.

 Гражданин самостоятельно определяет способ своего поведения, в частности реализует предоставленные ему права и свободы по своему усмотрению, в связи с чем отказ от законодательно закрепленного права на ознакомление с отчетом о результатах деятельности названных должностных лиц, в том числе путем присутствия на заседании представительного органа, не может расцениваться как нарушения прав гражданина.

 Изложенное свидетельствует о соблюдении конституционного закрепленных прав граждан на контроль и отчетность главы муниципального образования и председателя представительного органа, тем самым суд не усматривает нарушения прав заявителя со стороны Собрания депутатов муниципального образования «Няндомский муниципальный район» в принятом последним решением от ДД.ММ.ГГГГ №47.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

 решил:

 в удовлетворении заявления Первухина Михаила Анатольевича о признании незаконным решения Собрания депутатов муниципального образования «Няндомский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 Мотивированное решение составлено 21 июля 2014 года.

 Председательствующий            подпись

 Копия верна:

 Судья                     М.В. Макаров