Дело № 2-6670
Изготовлено 28 декабря 2013 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 декабря 2013 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Быриной Д.В.
при секретаре Макаровой О.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска к индивидуальному предпринимателю ФИО1 об устранении нарушений законодательства,
установил:
прокурор Октябрьского административного округа города Мурманска обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 об устранении нарушений законодательства.
В обоснование иска указал, что по результатам проверки организации и осуществлении транспортного обслуживания населения установлено, что в нарушение установленных требований законодательства ИП ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере транспортного обслуживания населения без договора о транспортном обслуживании населения, заключенного с органом местного самоуправления, а также осуществляет транспортные перевозки по маршруту, не включенному в реестр муниципальных маршрутов. Кроме того, используемые ИП ФИО1 для перевозки пассажиров ТС не оснащены в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации «Глонасс» или «Глонасс/GPS». Указанное свидетельствует о нарушении лицензионных требований к осуществлению деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, поскольку не обеспечивает безопасности движения при транспортном обслуживании населения и создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, в том числе пассажиров.
Просил суд признать незаконной деятельность ИП ФИО1 по осуществлению транспортных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по маршруту №*** без договора о транспортном обслуживании населения, заключенного с органом местного самоуправления, приостановить деятельность ИП ФИО1 по транспортному обслуживанию населения по маршруту №*** до заключения договора о транспортном обслуживании населения на территории г. Мурманска, запретить ИП ФИО1 осуществлять транспортные перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек без аппаратуры спутниковой навигации «Глонасс» или «Глонасс/GPS», приостановить действие лицензии ИП ФИО1 на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
В судебном заседании представитель истца поддержал требование о признании незаконной деятельность ИП ФИО1 по осуществлению транспортных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по маршруту №*** без договора о транспортном обслуживании населения, заключенного с органом местного самоуправления, без согласования маршрута движения. Суду пояснил, что ответчик установил систему навигационного оборудования «Глонасс/GPS». Полагал, что основания для приостановления действия лицензии ИП ФИО1 на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, отсутствуют.
Ответчик возражал против иска, указав, что по итогам проведенного администрацией г. Мурманска конкурса на право заключения договора о транспортном обслуживании населения транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам на территории муниципального образования г. Мурманск с ним был заключен договор №*** от Дата на маршрут №***. Учитывая, что данный маршрут являлся нерентабельным, он принял решение осуществлять перевозки не по данному маршруту, а по маршруту № 50, который в реестре муниципальных маршрутов отсутствует. Полагает, что его действия не противоречат требованиям федерального законодательства, согласно которому, перевозки пассажиров осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту, удостоверенного билетом. Требования прокурора основаны на актах субъекта Российской Федерации, ухудшающих положение перевозчика по сравнению с федеральным законодательством, не требующим заключения с органом местного управления договора о транспортном обслуживания населения по утвержденному маршруту регулярных перевозок. Просил в иске отказать.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, удовлетворяет иск по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО1 зарегистрирован в качестве ИП, имеет выданную Федеральной службой по надзору в сфере транспорта бессрочную лицензию №*** от Дата на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованном для перевозок более 8 человек.
Прокуратурой Октябрьского административного округа г. Мурманска по заданию прокуратуры Мурманской области от Дата проведена проверка организации и осуществления транспортного обслуживания населения области автомобильным транспортом общего пользования в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В ходе проверки установлено, что ИП ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере транспортного обслуживания населения без договора о транспортном обслуживании населения, заключенного с органом местного самоуправления, а также осуществляет транспортные перевозки по маршруту, не включенному в реестр муниципальных маршрутов, что свидетельствует о нарушении требований законодательства, регулирующего правоотношения в сфере пассажирских перевозок.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 13.07.2010 N 16-П, согласно Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, а также гражданское законодательство и установление правовых основ единого рынка находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункты "в", "ж", "о"), а защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, административное законодательство - в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты "б", "д", "к" части 1); осуществление охраны общественного порядка органами местного самоуправления относится к вопросам местного значения (статья 132, часть 1).
Из приведенных положений Конституции Российской Федерации вытекает, что по предметам совместного ведения применительно к сфере транспортного обслуживания населения субъекты Российской Федерации принимают соответствующие нормативные акты административно-правового характера, а также осуществляют исполнительно-распорядительные и контрольные функции...
Указанные нормотворческие полномочия субъектов Российской Федерации, вытекающие из Конституции Российской Федерации, закреплены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", относящим решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения.
Согласно Федеральному закону от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит не только из федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, но и из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 4); в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации организуются и осуществляются государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения (статья 30).
Вместе с тем в силу Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и не урегулированные данным Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 1).
Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения, в пределах, определенных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
Вопросы организации транспортных перевозок, транспортного обслуживания и дорожной безопасности регулируются Федеральными законами от 10 декабря 2005 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090, Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 года N 112, Приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 года N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 года N 15.
Из положений статей 1, 2, 3, 6, 19, 36.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" следует, что отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом регулируются названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, правила перевозок грузов автомобильным транспортом утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется, в том числе, для предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 12 названного Федерального закона деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), относится к видам деятельности, на которые требуются лицензии.
Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 года N 280 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Лицензионным требованием при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, соблюдение которого лицензиатом в силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" обязательно, является соблюдение требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (пункт 4 Положения).
Требования к осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа по установленным маршрутам в соответствии с утвержденной схемой движения, к согласованию перевозчиком графика маршрута движения автобусов с уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления вытекает из Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 года N 112, устанавливающих порядок организации различных видов перевозок пассажиров, в том числе требования к перевозчикам и владельцам транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок.
Таким образом, заключение договора регулярных перевозок фактически является одной из возможных форм согласования перевозчиком графика и маршрута регулярных перевозок, вытекающего из Правил перевозок пассажиров и багажа, и одним из лицензионных требований, установленных пунктом 4 Положения о лицензировании. Обязанность осуществлять перевозку пассажиров и багажа по установленным маршрутам является обязательным требованием вышеуказанных нормативных актов, вследствие чего, несоблюдение данного условия является нарушением лицензионных требований.
Пунктами 1, 2 ст. 11 Закона Мурманской области «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Мурманской области» от 13.07.2009 № 1133-01-ЗМО определено, что привлечение перевозчиков к выполнению регулярных пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок осуществляется на основании договоров о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных перевозок, заключенных уполномоченным органом или органом местного самоуправления.
Не допускается осуществление регулярных пассажирских перевозок транспортом общего пользования без заключения договора о транспортном обслуживании населения по маршрутам регулярных перевозок.
Муниципальный маршрут – маршрут регулярных перевозок, пролегающий в границах территории поселения, городского округа или между поселениями в границах территории одного муниципального района и установленный муниципальными нормативными правовыми актами (ст. 2 вышеуказанного закона).
Соответственно, осуществление ИП ФИО1 перевозок населения в отсутствие заключенного договора, без согласования перевозчиком графика маршрута движения, является незаконной.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от Дата по делу №*** ИП ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП Российской Федерации, в том числе за указанное выше нарушение.
Реализация права на осуществление предпринимательской деятельности в сфере транспортного обслуживания населения, как связанного с использованием транспортных средств, являющихся источником повышенной опасности, обуславливает необходимость принятия особых мер обеспечения безопасности пассажиров и других участников дорожного движения и введения обоснованных требований, в том числе ограничительного характера, т.е. установленных в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать незаконной деятельность индивидуального предпринимателя ФИО1 по осуществлению транспортных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по маршруту №*** без договора о транспортном обслуживании населения, заключенного с органом местного самоуправления.
Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1 осуществлять транспортные перевозки пассажиров автомобильным транспортом по маршруту №*** без договора о транспортном обслуживании населения, заключенного с органом местного самоуправления.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий______________________