Таганрогский городской суд Ростовской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Таганрогский городской суд Ростовской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
№ 2 - 6671/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«16» декабря 2011 года г. Таганрог Ростовской области
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Качаевой Л.В.
при секретаре судебного заседания Курышко О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Таганрогскому городскому объединению охотников и рыболовов о защите прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратился к Таганрогскому городскому объединению охотников и рыболовов о защите прав потребителей, обосновывая свои требования следующими обстоятельствами, что «Таганрогское городское объединение охотников и рыболовов» является некоммерческой организацией на основе членства. Целями указанной организации являются: реализация и защита прав охотников и рыболовов, удовлетворение профессиональных и любительских интересов членов общества и другие. Кроме того, указанная организация осуществляет деятельность в сфере охотничьего хозяйства на предоставленной в аренду территории. В 2009 году Государственной Думой РФ был принят ФЗ № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на основе указанного закона, были изданы ряд подзаконных актов Правительством РФ и Министерством природных ресурсов России и другие. Указанные нормативно-правовые акты установили на территории РФ новые правила в сфере охоты и охотничьего хозяйства, которые устанавливают права и обязанности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственные соглашения, а также охотников, осуществляющих любительскую, спортивную и другие ФИО3 охоты.
В соответствии с законом о защите прав потребителей исполнителем является организация независимо от её организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. В соответствии с п. 1 ст. 55 и п. 5 ст. 14 Закона об охоте услуги в сфере охотничьего хозяйства оказываются на основании договоров возмездного оказания услуг в соответствие с гражданским законодательством. Оказание услуг и иная деятельность в сфере охотничьего хозяйства в целях любительской и спортивной охоты в закрепленных охотничьих угодьях осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в РФ в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», на основании охотхозяйственных соглашений.
Таким образом, общество, заключая договор на возмездное оказание услуг автоматически становится субъектом отношений в сфере защиты прав потребителей и в определенных законом случаях подлежит ответственности.
В соответствии со ст. 8 Закона о защите прав потребителей Потребитель имеет право потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о реализуемых исполнителем услугах.
В соответствии со ст. 10 Закона о защите прав потребителей исполнитель обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация об услугах в обязательном порядке должна содержать сведения об основных потребительских свойствах товаров услуг, указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу, информацию о нем.
истец приехал в Таганрогское городское общество охотников и рыболовов расположенное в намереваясь получить разрешение на добычу охотничьих ресурсов и заключить договор о возмездном оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства. В помещении общества в общедоступном месте был вывешен прейскурант цен на услуги в сфере охотничьего хозяйства ТГОО и Р на период с . Кроме данного прейскуранта более какая-либо информация о предоставляемых обществом услугах отсутствовала. Указанный прейскурант не соответствует требованиям ст. 10 ФЗ «О защите прав потребителей», а именно данный прейскурант в п. 1 не содержит никакой информации об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. В п. 1 указывается, что общество проводит организацию спортивной и любительской охоты на территории одного из закрепленных охотничьих хозяйств. Что в данном случае понимается под организацией охоты, и какие именно действия общество намерено предпринять с целью организации охоты из данного прейскуранта не понятно и как следствие незаконно. Должностные лица общества также не смогли пояснить какие именно услуги будут оказываться обществом по п. а п. 1.1 прейскуранта за 1000 рублей в день, какие по п. ж п. 1.1.
истцом в адрес ТГОО и Р г. Таганрога была направлена претензия по факту нарушения обществом прав потребителей. На данную претензию ТГОО и Р не отреагировало, отказавшись от её получения в почтовом отделении связи.
Истец считает, что нарушены его права в соответствии с Законом о защите прав потребителей, вследствие чего просит обязать Таганрогское городское объединение охотников и рыболовов (ТГОО и Р) предоставить информацию об оказываемых услугах соответствующую Закону «О защите прав потребителей», а также взыскать с ответчика моральный вред в размере 1000 рублей.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме, указал, что ТГОО и Р является общественной организацией, основанной на членстве. Правоотношения между охотником, субъектом РФ и охотугодьями регулируются Законом «Об охоте». Данный закон гласит, что субъект РФ заключает охотхозяйственное соглашение с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Одним из условий соглашения является проведение биотехнических мероприятий. Федеральный закон гласит о том, что юридическое лицо ТГОО и Р с целью привлечения инвесторов вправе заключать договоры о возмездном оказании услуг. Данный договор основывается на ст. 55 Закона «Об охоте» и подпадает в юрисдикцию закона «О защите прав потребителей», а именно за плату обязан совершать конкретные действия в отношении конкретных охотников. В данном случае прейскурант цен предусматривает организацию охоты за 1000 рублей, по сути, договор на оказание возмездных услуг. Из прейскуранта цен не понятно, какие именно услуги будут оказываться объединением. Просит иск удовлетворить, взыскать моральный вред в размере 1000 рублей и судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 рублей.
Представитель истца ФИО9 доводы иска поддержал, считает, что ТГОО и Р нарушило закон о защите прав потребителей в части предоставления информации об оказываемых услугах, соответствующую закону о защите прав потребителей. Требования о взыскании морального вреда и расходы на оплату услуг представителя поддержал.
Председатель ТГОО и Р ФИО6 исковые требование не признал, указал, что целямидеятельности Таганрогского городского объединения охотников и рыболовов, как общественной организации является реализация и защита прав охотников и рыболовов, удовлетворение профессиональных и любительских интересов членов общества, а также ведение охотничьего хозяйства и другие. Прейскурант цен на услуги оказываемые в сфере охотничьего хозяйства ТГОО и Р дает исчерпывающую информацию, необходимую и достаточную для правильного выбора требуемого охотнику вида любительской и спортивной охоты.Согласно ФЗ «Об охоте» предоставление услуг по организации охоты должно быть платно. Именно такие возмездные услуги и оказывает охотникам ТГОО и Р.Согласно ФЗ «Об охоте» охотойможет заниматься только «охотник» - физическое лицо, ознакомившееся с требованиями охотничьего минимума,включающего в себя требования техники безопасности при обращении с оружием и производстве охоты, знание правил охоты и нормативных документов в сфере охоты, знание видов и способов осуществления охоты, основ биологии охотничьих животных. Таким образом, владение информацией о порядке осуществления спортивной и любительской охоты на территории закрепленных охот угодий является обязанностью каждого охотника, предусмотренной требованиями ФЗ «Об охоте».Организация любительской и спортивной охотыв закрепленных охотничьих угодьях включает в себя создание и содержание охотничьей инфраструктуры (ст. 54 ФЗ «Об охоте»), предоставление охотнику территории пригодной для производства охоты с соблюдением норм пропускной способности охотничьих угодий (ч.3 ст.38 ФЗ «Об охоте»), подача заявки на установление квот добычи охотничьих ресурсов (ч. 9 ст.24 ФЗ «Об охоте»), подача заявки на бланки разрешений и выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов (ст. 31 ФЗ «Об охоте») с соблюдением норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов, а также нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях и нормативов биотехнических мероприятий (ст. 38 ФЗ «Об охоте»). Согласно ст. 35 ФЗ «О животном мире» пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания. Таким образом, организация любительской и спортивной охоты включает в себя расходы на расширенное воспроизводство объектов животного мира и сохранение среды их обитания,а осуществление охот пользователем деятельности по организации спортивной и любительской охоты, является платной услугой, оказываемой по заданию (заявлению) гражданина для удовлетворения его личных нужд (занятие «охотой»). Физическое лицо (охотник), заключая договор, оплачивает часть общепроизводственных затрат охотпользователя по организации любительской и спортивной охоты на территории закрепленных за ним охотничьих угодий. ТГОО и Р имеет лицензию на пользование объектами животного мира, а также договоры о предоставлении территорий для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты. Плата, при выдаче охотничьей путевки, взимается на основании договора, вносится за предоставляемые услуги, которая направляется не в бюджет, а на покрытие расходов охотпользователя по охране, воспроизводству охотничьих животных и других, связанных с этим расходов.
Представитель ТГОО и Р ФИО7 исковые требования не признала, поддержала доводы ФИО6
Определением суда от в качестве специалиста к участию в деле было привлечено Управление Роспотребнадзора по Ростовской области в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах для дачи заключения по делу о соответствии представленной информации об оказываемых услугах по прейскуранту цен на услуги в сфере охотничьего хозяйства ТГОО и Р на период с , утвержденного решением Совета ТГОО и Р, протоколом № от , действующему закону «О защите прав потребителей».
Выслушав стороны, изучив материала дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» право на добычу охотничьих ресурсов возникает у физических лиц и юридических лиц по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом. В силу п. 3 названной нормы закона право на добычу возникает с момента выдачи разрешения на их добычу.
Из положений ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» следует, что любительская и спортивная охота осуществляется в закрепленных охотничьих угодьях и в общедоступных охотничьих угодьях соответственно. Для осуществления указанного вида охоты необходимо наличие путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
Согласно п. 12 ст. 1 ФЗ «Об охоте» услуги в сфере охотничьего хозяйства- это услуги, оказываемые охотникам, услуги по изучению охотничьих угодий и иные услуги, определяемые в соответствии с общероссийскими классификаторами видов экономической деятельности, продукции, услуг. Согласно ОКВЭД спортивно-любительская охота отнесена к прочей деятельности в области спорта. (ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в ред. Изменения N 2/2011 ОКВЭД, утв. Приказом Росстандарта от 17.06.2011 N 134-ст).
Важнейшей составляющей охотхозяйственной деятельности является оказание услуг в сфере охотничьего хозяйства, которые согласно ст. 55 ФЗ «Об охоте» предоставляются на основании договоров возмездного оказания услуг в соответствии с гражданским законодательством. Данный договор является одним из договоров, закрепленных частью второй Гражданского кодекса РФ (гл. 39), по своей правовой природе консенсуальным, возмездным и двусторонне обязывающим. Данные услуги, оказываемые охотникам, заключаются в изучении охотничьих угодий, а также в иных ФИО3 работ.
Согласно письма МИНФИНА РФ от 23.06.2009 года № 03-06-06-01/13 плата взимается на основании договора и вносится за предоставляемые услуги, облагается установленными налогами и направляется не в бюджет, а на покрытие расходов конкретного охотопользователя по охране, воспроизводству охотничьих животных и других связанных с этим расходов.
В судебном заседании установлено, что Таганрогское городское объединение охотников и рыболовов является общественной организацией, осуществляющей свою деятельность на основе членства, целями которой являются реализация и защита прав охотников и рыболовов, удовлетворение профессиональных и любительских интересов членов общества, ведение охотничьего хозяйства и другие. ФИО1 является охотником, согласно охотничьего билета № от (действителен до ), выданного Зимовниковским обществом охотников и рыболовов Ростовской области.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами по делу, что Таганрогское объединение охотников и рыболовов является общественной организацией, имеющей лицензию на пользование объектами животного мира, а также имеющей договоры о предоставлении территорий для пользования объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты.
Согласно представленного заключения территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах следует, что события касающиеся обстоятельств участия граждан в деятельности связанной с добычей охотничьих ресурсов, и возникающие в связи с эти отношения, имеющие вполне определенное самостоятельное правовое регулирование в рамках законодательства, нормами законодательства о защите прав потребителей не регулируются.
Привлеченный к участию в деле представитель специалиста территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Таганроге, Неклиновском, Матвеево-Курганском, Куйбышевском районах ФИО8 указала на то, что охота по своей сути является соглашением о выигрыше, основанном на риске, при этом предметом правоотношений на которые распространяются нормы законодательства о защите прав потребителей, быть не могут.
В силу изложенных обстоятельств, с учетом заключения специалиста, суд находит, что представленные доказательства стороной истца имеют противоречия с другими доказательствами. Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителем - гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим для личных (бытовых, семейных) нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, товары (работы, услуги), с одной стороны, и организацией - юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем, производящим товары для реализации конечным потребителям (изготовителям), реализующим товары потребителям по договору рознично купли-продажи (продавцами), выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору (исполнителями), с другой стороны. Судом установлено, что прейскурант цен на услуги в сфере охотничьего хозяйства включают организацию спортивной и любительской охоты на территории одного из закрепленных охотничьих хозяйств ТГОО и Р, являющийся предметом рассмотрения настоящего спора, не подпадает под действие Закона «О защите прав потребителей», поскольку информация об услугах охотобщества при осуществлении спортивной и любительской охоты соотносима к специальному субъекту данных правоотношений - охотнику. В силу ФЗ «Об охоте», охотой может заниматься только «охотник», то есть физическое лицо, ознакомившееся с требованиями охотничьего минимума, включающего в себя требования техники безопасности при обращении с оружием и производстве охоты, знание правил охоты и нормативных документов в сфере охоты, знание видов и способов осуществления охоты, основ биологии охотничьих животных. Другими словами, владение информацией о порядке осуществления спортивной и любительской охоты на территории закрепленных охотугодий является обязанностью каждого охотника, предусмотренной требованиями ФЗ «Об охоте».
Согласно ст. 35 ФЗ «О животном мире» пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.
При этом организация любительской и спортивной охоты включает в себя: создание и содержание охотничье инфраструктуры (ст. 54 ФЗ «Об охоте»), предоставление охотнику территории пригодной для производства охоты с соблюдением норм пропускной способности охотничьих угодий (ч. 3 ст. 38 ФЗ «Об охоте»), подача заявки на установление квот добычи охотничьих ресурсов (ч. 9 ст. 24 ФЗ «Об охоте»), подача заявки на бланки разрешений и выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов (ст. 31 ФЗ «Об охоте») с соблюдением норм допустимой добычи охотничьих ресурсов, нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов, а также нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях и нормативов биотехнических мероприятий (ст. 38 ФЗ «Об охоте»), которая является платной услугой, оказываемой по заданию (заявлению) гражданина для удовлетворения его личных нужд (занятие «охотой»), и при заключении договора оплачивает общепроизводственные затраты охотпользователя по организации охоты на территории закрепленных охотничьих угодий.
Таким образом, требования истца об обязании ответчика как юридического лица представить информацию об оказываемых услугах, в силу положений Закона «О защите прав потребителей» не обосновано, поскольку возникающие отношения регулируются в рамках законодательства об участии граждан в деятельности связанной с добычей охотничьих ресурсов. По сути, охотник заключает соглашение с обществом, на предоставление права на охоту на определенной территории. В данном случае рассматривается спор, где в качестве «потребителя» выступает специальный субъект - охотник, который согласно нормам ФЗ «Об охоте» при заключении договора приобретает право на добычу охотничьих ресурсов.
В данном случае, ТГОО и Р предоставляет охотникам право на добычу охотничьих ресурсов в определенное время, в определенном месте, при этом в силу положений Закона «Об охоте» является услугой платной, однако само по себе объединение охотников и рыболовов не является исполнителем, в силу того, что предоставляет право на добычу и не имеет конечный результат обеспечения оказываемой услуги.
Между тем, исследуя прейскурант цен, суд находит, что изложенная в нем информация об организации спортивной и любительской охоты, является в полной мере обеспечивающей возможность правильного выбора требуемого охотнику вида любительской и спортивной охоты.
Заключение специалиста не находится в противоречии с другими доказательствами, поскольку предоставлении требуемой информации истцом является требованием лица являющегося «специальным субъектом» правоотношений, на которые не распространяются нормы законодательства о защите прав потребителей.
ФИО1 может требовать защиты нарушенного права, однако должен доказать, что ответчиком совершаются действия, препятствующие ему в реализации своих прав, в данном случае - непредставление информации об оказываемых услугах. Доказательств этому не представлено.
В силу отсутствия применения при рассмотрении настоящего спора Закона «О защите прав потребителей», обязанность предоставления доказательств заявленного иска в силу ст. 56 ГПК РФ лежит на истце, а при отсутствии доказательств исковые требования не могут быть удовлетворены и с истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины в силу Закона «О защите прав потребителей» при подаче иска, при отказе в удовлетворении иска взыскиваются судебные расходы в силу ст. 98 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 , оставить без удовлетворения.
Взыскать в доход местного бюджета со ФИО1 государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено .
Председательствующий: