ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6678/17 от 10.11.2017 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2-6678/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 ноября 2017 года г. Липецк

Советский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Малыхиной А.Н.,

при секретаре Фаградян Ж.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО УК «Комфорт» о возложении обязанности передать данные контрольной проверки прибора учета для перерасчета стоимости электроэнергии и проконтролировать перерасчет,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился с иском к ООО УК «Комфорт», в обоснование которого указал, что он является собственником <...>. С момента приобретения квартиры 05.03.2014 года в жилом помещении никто не проживал и электроэнергией не пользовался. Однако ООО УК «Комфорт» при сдаче жилого дома в эксплуатацию в 2014 году не передало начальные данные опломбирования электросчетчика истца в ООО «ЛЭСК», в связи истцу рассчитали стоимость электроэнергии за период с 2014 года по 31.05.2017 года исходя из среднего норматива в сумме 6 430,39 руб. Согласно акту ООО «ГЭСК» контрольной проверки прибора учета электроэнергии от 22.06.2017 года текущие показания счетчика составляют 1,40; на приборе присутствует ранее установленная клеммная пломба управляющей компании, производившей опломбирование счетчика. Поскольку ООО УК «Комфорт» не исполнило свои обязательства по договору управления многоквартирным домом, истец просит в судебном порядке обязать ответчика передать данные контрольной проверки и опломбирования прибора учета в ООО «ЛЭСК» для перерасчета стоимости электроэнергии и проконтролировать перерасчет.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика ООО УК «Комфорт» ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала и объяснила, что на момент приобретения истцом квартиры в 2014 году ООО УК «Комфорт» не осуществляла управление многоквартирным домом по <адрес>. В соответствии с решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 20.12.2015 года ООО УК «Комфорт» осуществляет управление данным МКД с 22 марта 2016 года, за указанный период от истца заявок на опломбирование электросчетчика не поступало. ООО УК «Комфорт» 05.03.2014 года не заключало с истцом договор управления МКД, и не могло заключить. Представленный истцом в материалы экземпляр договора был выдан истцу с печатью управляющей компании, неправильную дату «05.03.2014» в своем экземпляре проставил сам истец. Довод истца о том, что прибор учета электроэнергии был опломбирован в 2014 году управляющей компанией «Комфорт», является голословным, в ответе на претензию истцу было предложено представить акт опломбировки за 2014 год либо акт, оформленный позднее, однако истец такой документ не представил. Поскольку при сдаче жилого дома в эксплуатацию ООО УК «Комфорт» не являлась управляющей компанией МКД и не осуществляла проверку и опломбирование электросчетчика, она права истца не нарушала и является ненадлежащим ответчиком.

Представитель третьего лица ООО «Городская энергосбытовая компания» ФИО4 в судебном заседании исковые требования полагал необоснованными и объяснил, что 14.11.2016 года между ООО «ГЭСК» и ООО УК «Комфорт» заключен договор ресурсоснабжения , в соответствии с которым Общество в качестве гарантирующего поставщика осуществляет поставку электрической энергии собственникам и нанимателям помещений многоквартирного <адрес>. По заявке истца ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ специалистами ООО «ГЭСК» была проведена контрольная проверка прибора учета электроэнергии, установленного в <адрес>. Данный прибор учета электроэнергии имеет тип «SMART», который передает показания автоматически и также имеет автоматическое отключающее устройство. Прибор учета электроэнергии был надлежащим образом проверен и переапломбирован, показания зарегистрированы, акт проверки подписан истцом без замечаний.

Представители третьих лиц ООО «ЛЭСК», ТСЖ «Сатурн» в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

С учетом положений ч. 1, ч. 2 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Структура платы, внесение и размер платы за коммунальные услуги и жилое помещение установлены ст.ст. 153 - 157 Жилищного кодекса РФ.

Судом установлено, что истец ФИО1 является собственником <адрес>.

Из свидетельства о государственной регистрации права от 05.03.2014 года следует, что право собственности истца на данное жилое помещение зарегистрировано на основании договора участия в долевом строительстве и дополнительного соглашения от 20.10.2010 г., решения Советского районного суда г. Липецка от 18.10.2011 г., разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 03.07.2013 года и акта от 24.02.2014 года (л.д. 4).

Ответчик ООО УК «Комфорт» осуществляет управление многоквартирным домом по <адрес> с 22 марта 2016 года на основании решения общего собрания собственников помещений МКД от 20.12.2015 года (л.д. 23 – 25).

ООО «ГЭСК» (гарантирующий поставщик) по договору ресурсоснабжения № 18838 от 14.11.2016 года осуществляет поставку электрической энергии ООО УК «Комфорт» (исполнителю), действующему в интересах и от имени собственников и нанимателей помещений многоквартирного <адрес>, в целях деятельности исполнителя по подаче потребителям-гражданам, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении исполнителя на основании решений собраний собственников МКД, электроэнергии в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг… (л.д. 26 – 29).

Заявляя исковые требования, истец указал, что управляющая компания не выполнила свои договорные обязательства, что выразилось в том, что в момент сдачи жилого дома в эксплуатацию в 2014 году УК «Комфорт» при первоначальном опломбировании установленного в квартире электросчетчика не передала показания в ООО «ГЭСК».

В обоснование своих доводов истец ссылается на акт ООО «ГЭСК» контрольной проверки прибора учета электроэнергии от 22.06.2017 года, в котором указано на наличие на приборе учета клеммной крышки пломбы управляющей компании (л.д. 9).

Из данного акта следует, что 22.06.2017 года представители ООО «ГЭСК» - электромонтеры ФИО5 и ФИО6 в присутствии потребителя ФИО1 произвели контрольную проверку прибора учета электроэнергии в квартире истца.

В акте зафиксировано, что в <адрес> установлен прибор учета № 03003544 типа «SMART», отключающее устройство – автомат; 2012 года выпуска; дата поверки – 2012, дата следующей поверки – 2 028; текущие показания прибора учета – 000001,40.

Из содержания акта усматривается, что представителями ООО «ГЭСК» показания ИДПУ электроэнергии были зарегистрированы, прибор переапломбирован, клеммная крышка пломба (новая) – 0028219.

В указанном акте в графе «клеммная крышка пломба (старая)» указано «УК».

Возражая против исковых требований, представитель ответчика объяснила, что Управляющая компания «Комфорт» в 2014 году не осуществляла управление МКД <адрес> и не осуществляла проверку и опломбирование электросчетчика истца.

В судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен электромонтер ООО «ГЭСК» ФИО5, который показал, что 22.06.2017 года он и ФИО6 были вызваны для опломбирования электросчетчика в <адрес>. Квартира необжитая, они осмотрели электросчетчик истца, зарегистрировали показания электроэнергии, опломбировали прибор учета бумажными пломбами ООО «ГЭСК», что зафиксировали в акте контрольной проверки. В квартире истца установлен прибор учета электроэнергии типа «SMART», который передает показания в автоматическом режиме. Если же потребители, которые не проживают в квартире, сами отключают электричество, то этот прибор учета впоследствии не работает и не осуществляет функцию передачи показаний электроэнергии. В акте в графе «клеммная крышка пломба (старая)» они указали «УК» произвольно. Когда они производят опломбировку счетчиков пломбами ООО «ГЭСК», то в актах в графе «клеммная крышка пломба (старая)» обычно указывают «УК» (управляющая компания), чтобы было понятно, что до этого на приборе учета не имелось именно пломбы ООО «ГЭСК».

Аналогичные показания дала свидетель - электромонтер ООО «ГЭСК» ФИО6, которая также показала, что 22.06.2017 года в <адрес> был опломбирован прибор учета типа «SMART», установлена пломба ООО «ГЭСК» и составлен акт проверки. На новых SMART-счетчиках электроэнергии обычно не ставятся пломбы, но электромонтеры при опломбировке приборов учета обычно в актах в графе «клеммная крышка пломба (старая)» пишут «УК», даже если на электросчетчике нет никакой пломбы.

У суда отсутствуют основания не доверять показаниям указанных свидетелей, поскольку они последовательны и непротиворечивы, согласуются с письменными доказательствами и не противоречат материалам дела.

Таким образом, доводы истца о том, что в момент сдачи жилого дома в эксплуатацию в 2014 году ООО УК «Комфорт» производило первоначальное опломбирование прибора учета в квартире истца и не передало своевременно показания электросчетчика в ООО «ЛЭСК», полностью опровергаются исследованными в суде доказательствами.

Ссылаясь на факт опломбирования прибора учета в 2014 году, истец не представил суду соответствующий акт, в то время как согласно ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

При этом документально подтверждено, что ООО УК «Комфорт» осуществляет управление домом по <адрес> с 22 марта 2016 года, ввиду чего ответчик ранее не имел обязанности осуществлять опломбирование прибора учета истца ФИО1 и передачу показаний гарантирующему поставщику об объемах потребленной электроэнергии для расчета оплаты.

Из свидетельства о государственной регистрации права на жилое помещение от 05.03.2014 года следует, что квартира передана в собственность истца по акту от 24.02.2014 года (л.д. 4).

Из информации, опубликованной на официальном сайте www.reformagkh.ru, следует, что в период с 09.01.2015 года по 18.03.2016 года управление многоквартирным домом осуществляло ТСЖ «Сатурн», затем с 22 марта 2016 года по настоящее время – ООО УК «Комфорт».

Суд в ходе судебного разбирательства выяснял позицию стороны истца относительно замены ответчика, однако представитель истца настаивал на исковых требованиях к ООО УК «Комфорт».

В силу ч. 2 ст. 41, ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, при этом рассматривая заявленные спорные правоотношения, суд не вправе выйти за пределы требований.

Ссылку истца о нарушении ответчиком ООО УК «Комфорт» прав потребителя и договорных обязательств суд считает несостоятельной.

Согласно пункту 31 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» исполнитель обязан:

е.2) осуществлять проверку состояния индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета, а также распределителей в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения от потребителя заявления о необходимости проведения такой проверки в отношении его прибора учета;

ж) принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.

у) осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Согласно пункту 33 Правил потребитель имеет право:

в) требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков;

и) требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию;

к.1) при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В силу пункта 34 Правил потребитель обязан:

г) в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку;

д) обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

В соответствии с п. 81 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» оснащение жилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

В данном случае доказательств того факта, что в период с марта 2016 года ФИО1 обращался в ООО УК «Комфорт» с заявкой на опломбирование прибора учета электроэнергии, истцом суду не представлено, в связи с чем доводы истца о нарушении ответчиком прав потребителя являются несостоятельными.

В соответствии с п. 2.2 договора управления многоквартирным домом, представленным в материалы дела, ООО УК «Комфорт» обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества МКД по адресу: <адрес>, предоставлять коммунальные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность (л.д. 5 – 8).

Согласно п. 3.1.2 договора управляющая компания обязана предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества, в том числе электроснабжение, для этого заключать от своего имени с ресурсоснабжающими организациями договоры на поставку коммунальных ресурсов для предоставления коммунальных услуг; осуществлять контроль за соблюдением условий договоров, качеством и количеством поставляемых коммунальных услуг, их исполнения, а также вести их учет.

Согласно п. 3.2 договора управления МКД потребитель обязан:

- своевременно в полном объеме вносить плату по настоящему договору в соответствии с выставленными платежными документами (п. 3.2.2);

- допускать представителей управляющей компании в заранее согласованное время в жилое помещение, принадлежащее собственнику, для проверки состояния приборов учета, проверки достоверности переданных собственником сведений о показаниях приборов учета (п. 3.2.6);

- своевременно производить поверку установленных индивидуальных приборов учета коммунальных услуг и сведения о поверке предоставлять управляющей компании в течение трех дней (п. 3.2.7);

- не осуществлять действия, направленные на искажение показаний приборов учета поставляемых коммунальных услуг (п. 3.2.8).

В соответствии с п. 3.4.3 договора управления МКД потребитель имеет право требовать от управляющей компании возмещения убытков, причиненных вследствие невыполнения либо недобросовестного выполнения управляющей компанией своих обязанностей по настоящему договору.

Потребитель при наличии индивидуального прибора учета ежемесячно снимает его показания и передает полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подп. "к" (1) п. 33 Правил N 354).

На исполнителе коммунальных услуг лежит обязанность принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях (абз. 1 подп. "ж" п. 31 Правил).

Поскольку истец не сообщал исполнителю такую информацию, ему в соответствии с Правилами N 354 производилось начисление оплаты за электроэнергию в спорный период исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

В управляющую компанию «Комфорт» истец с заявлением о проверке показаний ИДПУ, перерасчете платы за электроэнергию, о ненадлежащем качестве коммунальной услуги по поставке электроэнергии, не обращался, что им не опровергнуто.

Таким образом, доводы истца о невыполнении ответчиком ООО УК «Комфорт» обязательств, установленных договором управления многоквартирным домом, являются необоснованными.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает, что ответчиком ООО УК «Комфорт» нарушений прав истца ФИО1 не допущено, в связи с чем требования истца о возложении на ответчика обязанности передать данные контрольной проверки опломбирования прибора учета для перерасчета стоимости электроэнергии и проконтролировать перерасчет не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО УК «Комфорт» о возложении обязанности передать данные контрольной проверки и опломбирования прибора учета для перерасчета стоимости электроэнергии и проконтролировать перерасчет – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья А.Н. Малыхина

Мотивированное решение

составлено 15.11.2017 г.