Дело (№)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 февраля 2016 года г. Комсомольск-на-Амуре.
Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
В составе председательствующего: судьи Фурман Е.Ю.,
С участием прокурора : Кауновой Е.В.,
При секретаре судебного заседания : Жуковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 (иные данные) к Федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе в прежней должности, признании приказа о восстановлении на работе незаконным, возложении обязанности по переводу на должность, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре с исковым заявлением к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о восстановлении на работе, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. В обоснование своих требований указала, что с 20 августа 2012 года работала в ФГУ «Востокрегионжилье» в должности начальника отделения (заселения) г.Комсомольск-на-Амуре; был заключен трудовой договор на неопределенный срок от 20 августа 2012 года № 119-12. Приказом начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» от 10.11.2015г. № 423 л/с 13.11.2015г. она уволена по пункту 7.1. ч.1 ст.81 ТК РФ, в связи с непредставлением сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга и несовершеннолетнего ребенка. В 2014 году добровольно по указанию начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» предоставлялись сведения о доходах за 2013 год, при отсутствии на то у начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» законных оснований. В сентябре 2015 года телефонограммой была поставлена в известность о необходимости предоставления декларации о доходах на неё и членов её семьи в течении 10 дней. Считая срок для предоставления декларации неразумным, ею был дан ответ о том, что декларацию о доходах она предоставит в ноябре 2015 года. Приказом начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» от 29.10.2015 № 175-ОД назначена служебная проверка по факту не предоставления сведений о доходах в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от 24.11.2014г. № 865. По результатам служебной проверки, трудовой договор 13.11.2015г. с ней был расторгнут. Считает требование о предоставлении сведений о доходах не законным. Информация о доходах физического лица является конфиденциальными сведениями, в связи с чем, предоставление данной информации должно регламентироваться федеральным законом и при приеме на работу обязанность в предоставлении указанных сведений должна быть предусмотрена в трудовом договоре (контракте). Действиями работодателя по увольнению причинен ей моральный вред, выразившийся в нравственных и физических страданиях: потере заработка, переживаниях, бессоннице. Просила признать приказ начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» от 10.11.2015г. № 423 л/с незаконным; восстановить на работе в прежней должности; взыскать заработную плату за время вынужденного прогула с 14.11.2015г. по день вынесения решения суда; компенсацию морального вреда в сумме 50.000 рублей.
В судебном заседании истица ФИО1 дополнила исковые требования: просила признать приказ начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» от 10.11.2015г. № 423 л/с об увольнении незаконным; восстановить ФИО1 на работе в прежней должности, признать незаконным приказ начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» от 16.10.2015 № 382 л/с «Об отмене приказа от 10.08.2015 № 295 л/с» и «О восстановлении ФИО1 в должности начальника отделения территориального г.Комсомольск-на-Амуре ФГКУ «Востокрегионжилье» в части отсутствия в нем указания на перевод ФИО1 на должность начальника отделения (территориального г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровский край) ФГКУ «Востокрегионжилье» с заключением дополнительного соглашения к трудовому договору; обязать ответчика перевести ФИО1 на должность начальника отделения (территориального г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровский край) ФГКУ «Востокрегионжилье»; взыскать с ответчика среднюю заработную плату за время вынужденного прогула с 14.11.2015 г. по день вынесения решения суда; компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей.
При этом истица ФИО1 пояснила суду о том, что 20 августа 2012 года принята на должность начальника отделения (заселение) г. Комсомольск-на-Амуре в ФГУ « Востокрегионжилье». 06 сентября 2013 года была уволена на основании п.5 ст.81 Трудового кодекса РФ; 03 декабря 2013 года по решению суда восстановлена в должности. 23 января 2015 года была уволена по сокращению численности штата работников, п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ; 10 августа 2015 года по решению суда восстановлена в должности начальника отделения (территориального, г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край) с 23.01.2015г. На уведомление о предоставлении в десятидневный срок декларации о доходах за 2014г. она направила в адрес Управления служебную записку о невозможности предоставления сведений в указанные сроки. 16 октября 2015 года, во исполнение апелляционного определения Хабаровского краевого суда от 14.10.2015 г. она переведена с должности начальника отделения (территориального, г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край) на должность начальника отделения (заселения, г. Комсомольск-на-Амуре), которая не существует с 01.12.2014г. До неё приказ доведен 19.10.2015г. и в этот же день её отстранили от исполнения обязанностей с передачей печатей, учредительных документов и материальных ценностей. 29 октября 2015 года назначена служебная проверка по факту непредставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, супруга и несовершеннолетнего ребенка за 2014 год. 13 ноября 2015 года она уволена по п. 7.1. ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ в связи с непредставлением сведений о своих доходах и доходах членов семьи. Ответчик в нарушение Указа Президента РФ от 18.05.2009 № 557, и превышая свои полномочия, в сентябре 2015 года запросил сведения о доходах в ничем не регламентируемый срок. Кроме того, предоставление информации о доходах должно регламентироваться федеральным законом и при приеме на работу обязанность в предоставлении указанных сведений должна быть предусмотрена в трудовом договоре (контракте); отсутствуют документы, обязывающие её предоставлять такую декларацию. Она не пыталась собрать сведения о своих доходах и предоставить их работодателю, поскольку считала, что данные сведения она будет предоставлять в ноябре- декабре 2015года, когда ее супруг вернется с рыбалки и с охоты из тайги. Она состоит в браке с супругом, отношения между ними хорошие. Действия работодателя по её увольнению причинили ей моральный вред. При отмене приказа об увольнении её права могут быть восстановлены, лишь при восстановлении её в должности начальника отделения (территориального, г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровский край), а не в должности начальника отделения (заселение) г.Комсомольск-на-Амуре, которой не существует с 01.12.2014г. Приказ министра обороны РФ от 24.11.2014г. не обязывает ее, ФИО1, заполнять декларацию о доходах, поскольку издан позднее, чем тот период за который ее просили предоставить сведения о доходах за 2014год. Других нормативных актов, обязывающих предоставлять сведения о доходах не существует. Ранее она действительно предоставляла сведения о своих доходах за 2013год и членов своей семьи в силу не знания законодательства. На сегодняшний день она не намерена предоставлять сведения о своих доходах, доходах членов своей семьи, поскольку работодатель ошибочно обязывает ее это делать, не имея то законных оснований.
Представитель истца ФИО1 – ФИО2, допущенная судом к участию в деле по ходатайству истца, поддержала исковые требования истицы, пояснив суду о том, что оснований требовать от ФИО1 декларации о доходах у ответчика не было.
Представитель ответчика ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ФИО3, действующая на основании доверенности № 55, исковые требования не признала, при этом пояснила суду о том, истица ФИО1 на основании решения Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 07.08.2015г. восстановлена 10.08.2015г. в должности начальника отделения территориального, г.Комсомольска-на-Амуре на основании приказа начальника Управления от 10.08.2015 № 295 л/с. В целях исполнения апелляционного определения Хабаровского краевого суда от 14.10.2015г. ФИО1 восстановлена с 23.01.2015года в должности начальника отделения (заселения) г. Комсомольска- на-Амуре (приказ начальника Управления от 16.10.2015 № 382 л/с). В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 24.11.2014 № 865 Управлением 04.09.2015 № 01-32/193 ФИО1 направлено уведомление о представлении сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на супругу и несовершеннолетних детей за 2014 год (далее - сведения), в течение 10 рабочих дней с момента получения данного уведомления. Срок представления документов истек 14.09.2015г. На данное уведомление от ФИО1 04.09.2015 в адрес Управления поступила информация о невозможности представить в указанные сроки справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в связи с отсутствием сведений по супругу, так как он находится на рыбалке с дальнейшим отпуском с выездом в тайгу. В установленный срок 14.09.2015г. ФИО1 сведения не представлены. В соответствии с приказом начальника Управления от 29.10.2015 № 175-ОД, проведена служебная проверка в отношении начальника отделения (заселения) г. Комсомольска-на-Амуре ФИО1 по факту непредставления сведений о своих доходах… за 2014 год. ФИО1 в октябре 2014 года ознакомлена с приказами Министра обороны Российской Федерации от 25.10.2012 № 3313ДСП, от 08.05.2013 № 354ДСП, от 09.11.2013 № 810ДСП, 15.04.2013 № 285 в области законодательства по противодействию коррупции и в ноябре этого же года с методическими рекомендациями по заполнению новой формы справки о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным статс-секретарём - заместителем Министра обороны Российской Федерации 03.10.2014 года. Сведения о своих доходах… за 2013 год ФИО1 были представлены в установленный законом срок. В связи с тем, что ФИО1 в 2014 году занимала должность начальника отделения (заселения) г. Комсомльска-на-Амуре Управления она обязана представить указанные сведения. На основании результатов служебной проверки от 06.11.2015г. с ФИО1 расторгнут трудовой договор 13.11.2015 по пункту 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с не предоставлением сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, супруга и несовершеннолетнего ребенка за 2014 год. ФИО1, находясь в должности, была ознакомлена с приказами Министра обороны, и не могла не знать об обязанности предоставлять декларацию. Так же заявленные исковые требования ФИО1 не могут быть удовлетворены в связи с пропуском месячного срока по разрешению споров об увольнении со дня вручения копии приказа об увольнении, предусмотренного статьёй 392 Трудового Кодекса Российской Федерации. С приказом начальника ФГКУ «Востокргионжилье» от 10.11.2015 № 423 л/с ФИО1 была ознакомлена 10.11.2015 в 15 ч. 50 мин., о чем подтверждает произведенная запись и роспись ФИО1 на данном приказе.
Представитель третьего лица ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» ФИО4, действующая на основании доверенности от 02.11.2015 г., в удовлетворении исковых требований ФИО1 просила отказать.
Суд, выслушав объяснения сторон, представителей, третьих лиц, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования истца подлежащими удовлетворению, приходит к следующему выводу:
В целях противодействия коррупции Федеральный закон от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установил для лиц, замещающих должности государственной службы, запреты и обязанности, в том обязанность представлять сведения о своих расходах (часть 1 статьи 8.1). Из положений части 9 статьи 8 Федерального закона "О противодействии коррупции" следует, что невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, увольнение с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также в государственном (муниципальном) учреждении.
В целях реализации статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного, характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» утвержден перечень должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557 к должностям федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками, отнесены должности федеральной государственной гражданской службы, военной службы и федеральной государственной службы.
В соответствии с п. 22 Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (далее - Указа от 02.04.2013 № 309) руководителям федеральных государственных органов необходимо подготовить в соответствии с разделом III перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; утвердить перечни должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед этими федеральными государственными органами, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять такие сведения и принять меры по реализации положений вышеуказанных Федеральных законов.
Во исполнение Указа Президента РФ от 02.04.2013 № 309, Министром обороны Российской Федерации издан приказ от 24.11.2014 № 865 «О перечне воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при назначении на которые военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники и граждане и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», которым утверждены должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации куда входит и должность начальника отделения (территориального, г. Комсомольска-на-Амуре)
Согласно Положению отделения (территориального, г. Комсомольска-на-Амуре) Федерального государственного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, утвержденное 20.04.2011 приказом начальником Управления, отделение (территориального, г. Комсомольска-на-Амуре) является структурным подразделением ФКГУ «Востокрегионжилье» МО РФ.
Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны России, в соответствии с его назначением, и для выполнения поставленных задач приказом Министра обороны от 23.12.2010 № 1888 утверждено Положение о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, которое предназначено для обеспечения реализации права на жилище военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членам их семей, который осуществляет свою деятельность через специализированные организации, в том числе ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии со статьей 349.2. Трудового Кодекса Российской Федерации на организации, созданные Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции установлено, что работник данной организации обязан представлять в установленном порядке сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на супруга и несовершеннолетних детей.
Приказом Министра обороны РФ № 3313 дсп от 25.10.1012г. утвержден перечень должностей, при назначении на которые работники обязаны предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, согласно которому в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны РФ, такая обязанность возложена на работника Департамента жилищного обеспечения МО РФ (начальника, заместителя начальника, начальника территориального отдела, его заместителя), а так же на работника федерального государственного (казенного, бюджетного и автономного) учреждения МО РФ: начальника отдела (отделения), его заместителя.
Неисполнение данных обязанностей и запретов является коррупционным правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной должности в соответствии с ФЗ « О противодействии коррупции». Физические лица, совершившие коррупционные правонарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации( часть 1 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008года № 273-ФЗ « О противодействии коррупции»).
В судебном заседании установлено, что ФИО1 осуществляла трудовую деятельность в должности начальника Отделения (заселение) г. Комсомольска-на-Амуре ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, что подтверждается трудовым договором от 20.08.2012; приказом о приеме на работу от 20.08.2012, трудовой книжкой. Трудовым договором от 20.08.2012г. предусмотрена обязанность работника исполнять обязанности, определяемые законодательством, иными нормативными актами. Работодатель имеет право в привлекать работника к дисциплинарной ответственности и расторгнуть настоящий договор в порядке и на условиях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
На основании вышеуказанных нормативных актов, в силу прямого на то указания, ФИО1, как лицо, занимающая должность начальника отделения (заселения) г. Комсомольск-на-Амуре ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, была обязана к предоставлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в отношении себя, своего супруга и несовершеннолетнего ребенка.
С обзором типовых ситуаций конфликтов интересов на государственной службе РФ и порядком их урегулирования работник ФИО1 была ознакомлена 21.05.2014., с требованиям вышеизложенных приказов МО РФ № 3313 дсп, № 354 дсп, № 810 дсп, № 285, Федеральным законом № 79-ФЗ от 27.06.2004г. «О государственной гражданской службе» ФИО1 ознакомлена 13.10.2014г.
За 2013год истицей ФИО1 в надлежащем порядке и в установленный срок предоставлялась декларация о доходах, что подтвердили обе стороны в судебном заседании и не данное обстоятельство не оспаривалось.
Приказом начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» от 21.01.2015 года с ФИО1 прекращены трудовые отношения на основании п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ (сокращение штата работников).
На основании решения Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 07.08.2015г. ФИО1 восстановлена на работу в Федеральное государственное казенное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в должности начальника территориального Отделения г. Комсомольск-на-Амуре ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с 23 января 2015 года. Решение в части восстановления на работе исполнено немедленно.
Апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 14.10.2015г. ФИО1, изменившим в части вышеуказанного решение, восстановлена на работу в Федеральное государственное казенное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в должности начальника отделения (заселения) г. Комсомольск-на-Амуре ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с 23 января 2015 года.
Таким образом, ФИО1 не осуществляла трудовую деятельность (не присутствовала на рабочем месте) с 23.01.2015 года по 07.08.2015г.
Согласно Указу Президента РФ от 18.05.2009 N 559 (ред. от 15.07.2015) "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" (вместе с "Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера"), обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с федеральными законами возлагается на гражданина, претендующего на замещение должности государственной службы (далее - гражданин); на федерального государственного служащего, замещавшего по состоянию на 31 декабря отчетного года должность государственной службы, предусмотренную перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки государственными служащими, замещающими должности государственной службы, предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
При прибытии на работу, ФИО1, как не представившей в установленный законом срок (до 30 апреля 2015г.) было направлено уведомление (телефонограммой) о необходимости предоставить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014г., предоставив для составления документа 10 рабочих дней с момента получения уведомления – 04.09.2014г.
Посчитав невозможным предоставить такие сведения, ФИО1 направила работодателю об этом справку, указав, что предоставить сведения на супруга невозможно в связи с его длительным отсутствием за пределами города. Сведения о доходах на себя и своего несовершеннолетнего ребенка работник ФИО1 отказалась предоставить.
29.10.2015г. в целях выяснения обстоятельств непредставления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на супругу и несовершеннолетних детей за 2014 год начальником отдела заселения (г. Комсомольск-на-Амуре) ФИО1, начальником ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ издан приказ № 175-од «О проведении служебной проверки». С данным приказом истец ознакомлена 29.10.2015г.
05.11.2015г. комиссией составлен акт служебной проверки в отношении начальника отдела заселения (г. Комсомольск-на-Амуре) ФИО1, согласно которому, за допущенное ФИО1 в нарушение пункта 1 приказа Министерства обороны РФ от 24.11.2014г. № 865 «О Перечне воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при назначении на которые военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие, работники и граждане и при замещении которых военнослужащие, федеральные государственные гражданские служащие и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», ст. 349.2 Трудового кодекса РФ, а именно – не предоставление работником таких сведений за 2014г., что дает основания для утраты со стороны руководства Управления доверия к ФИО1, предложено уволить последнюю с занимаемой должности.
ФИО1 с актом служебной проверки ознакомлена 05.11.2015г.
Приказом начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 10.11.2015г. № 423 л/с, с которым истец ознакомлена 10.1110.2015г., трудовой договор с ФИО1 расторгнут с 13.11.2015г. по пункту 7.1 части первой статьи 81 ТК РФ, в связи с непредставлением сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, супруга и несовершеннолетнего ребенка за 2014 год.
В соответствии с п.7.1. ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
Категории работников, трудовой договор с которыми подлежит расторжению по данному пункту, определены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Трудовым Кодексом РФ.
Анализ норм действующего законодательства, содержащих понятие дисциплинарного проступка государственных служащих, позволяет сделать вывод о том, что применение дисциплинарных взысканий связывается с нарушением служебной дисциплины. Нарушение служебной дисциплины выражается в противоправном виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, в том числе установленных в целях противодействия коррупции, и в частности, увольнение по соответствующему основанию «в связи с утратой доверия».
Как установлено при рассмотрении настоящего дела, в нарушение прямого указания закона, не предоставление ФИО1, занимающей должность начальника отделения (заселения) г. Комсомольска-на-Амуре, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетнего ребенка, послужило причиной наложения дисциплинарного взыскания в виде увольнения.
Оценивая процедуру соблюдения порядка применения дисциплинарного взыскания и доводы стороны истца о её нарушении, суд приходит к выводу о её соответствии Федеральному закону от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Положению о комиссии Министерства финансов Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников организаций, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, и урегулированию конфликта интересов", утвержденному Приказом Минфина России от 14.10.2014 N 115н.
Согласно п.3 Положения, задачей комиссии является содействие государственным органам в обеспечении соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции", другими федеральными законами; в осуществлении в государственном органе мер по предупреждению коррупции.
В соответствии с ч.3 ст. 59.3 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения её материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов.
Применительно к данному спору, установление проступка, создание комиссии и применение дисциплинарного взыскания к истцу в виде увольнения произведено в полном соответствии с вышеназванными положениями, в установленные сроки, в результате чего на основании приказа начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 10.11.2015г. № 423 л/с, трудовой договор с ФИО1 расторгнут с 13.11.2015г. по пункту 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ, в связи с непредставлением сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, супруга и несовершеннолетнего ребенка за 2014 год.
Таким образом, учитывая, что обязанность по представлению сведений о доходах, об имуществе и об имущественных обязательствах возлагается на государственных служащих в зависимости от включения занимаемых ими должностей в соответствующие перечни, при этом должность государственной службы, замещаемая истцом была в установленном законом порядке включена в перечень должностей, при замещении которой она обязана представлять необходимые сведения о доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера, при соблюдении работодателем процедуры наложения дисциплинарного взыскания и увольнения, суд находит заявленные исковые требования о признании приказа об увольнении незаконным - не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Законодательством Российской Федерации не предусматривается освобождение лиц, замещающих должности, по которым предусмотрено представление сведений о дохода, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, от исполнения этой обязанности, в том числе и в период нахождения их в отпуске, в период временной нетрудоспособности или иной период неисполнения должностных обязанностей.
Отсутствуя на рабочем месте в связи с увольнением на основании приказа от 21.01.2015 года и по дату восстановления на работе по решению суда от 07.08.2015г., которым ФИО1 восстановлена на работу в Федеральное государственное казенное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с 23 января 2015 года, считая увольнение не законным, а её трудовые права нарушенными, у истца отсутствовали объективные основания для отказа предоставления предусмотренных законом обязательных сведений о доходах, расходах, денежных обязательствах, тем более, сведений, касающихся её самой и несовершеннолетнего ребенка.
Кроме того, наличие или отсутствие в трудовом договоре истца обязанности предоставлять сведения о доходах не имеет правового значения при рассмотрении данного спора, не освобождает работника от обязанностей по предоставлению сведений, так как такая обязанность в соответствии с действующим законодательством могла возникнуть и возникла у истца только в случае включения занимаемой им должности в соответствующий перечень в установленном законом порядке.
Рассматривая требования истца о восстановлении на работе в прежней должности, признании приказа о восстановлении на работе незаконным, возложении обязанности по переводу на должность, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, прихожу к следующему:
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 07.08.2015г., с изменениями, внесенными апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 14.10.2015г., по гражданскому делу по иску ФИО1 к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, приказ начальника Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 21.01.2015 года № 34л/с об увольнении ФИО1 признан незаконным; ФИО1 восстановлена в ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в должности начальника отделения (заселения) г. Комсомольск-на-Амуре ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с 23 января 2015 года; с ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в пользу ФИО1 взыскан средний заработок за время вынужденного прогула, с 23 января 2015 года по 07 августа 2015 года, в размере 33 495,99 рублей. Решение вступило в законную силу 14.10.2015г.
На основании решения Центрального районного суда г. Комсомольска-на- Амуре от 07.08.2015г., которым ФИО1 восстановлена в ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации» в должности начальника отделения (территориального, г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край) с 23.01.2015г., подлежащего немедленному исполнению в части восстановления на работе, ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации» издан приказ № 295 л/с от 10.08.2015г. об отмене приказа об увольнении ФИО1 от 21.01.2015г. № 34 л/с и восстановлена в указанной в решении должности.
На основании апелляционного определения Хабаровского районного суда от 14.10.2015г., которым изменена должность, на которую подлежит восстановлению ФИО1, приказом начальника ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации» № 382 л/с от 16.10.2015г. вышеуказанный приказ № 295 л/с от 10.08.2015г. отменен, ФИО1 восстановлена на должность начальника отделения заселения (г. Комсомольск-на-Амуре) с 23.01.2015г.
В силу ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Порядок обжалования решения суда, вступившего в законную силу, установлен главой 41 ГПК РФ и согласно ст. 376 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Требования истицы ФИО1 о восстановлении на работе – в ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации» в должности начальника отделения (территориального, г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край), о признании незаконными приказа начальника Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № 382 л/с от 16.10.2015г., о переводе ФИО1 на должность начальника отделения (территориального, г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край), удовлетворению не подлежат, поскольку должность, на которую истец была восстановлена с 23.01.2015г., установлена законным и обоснованным вступившим в законную силу решения суда, а приказ ответчика издан на основании судебного решения.
Производные от вышеуказанных исковые требования ФИО1 о взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда так же не подлежат удовлетворению, поскольку увольнение истца по мнению суда признано законным, нарушение трудовых прав ФИО1 не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 (иные данные) к Федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе в прежней должности, признании приказа о восстановлении на работе незаконным, возложении обязанности по переводу на должность, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в Хабаровский краевой суд в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Комсомольска –на- Амуре.
Судья: Фурман Е.Ю.