ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-667/2016 от 23.06.2016 Ивановского районного суда (Амурская область)

Дело № 2-667/2016 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Ивановка «23» июня 2016 г.

Ивановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Р.Н. Плотникова,

при секретаре Т.Ю. Колесниковой,

с участием заместителя прокурора Е.А. Колесникова,

представителя ОМВД России по Ивановскому району О.В. Ляпиной

рассмотрел в открытом судебном заседании в с.Ивановка гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Ивановского района Амурской области М.А. Алиева в интересах Российской Федерации о признании денежных средств бесхозяйными и обращении их в доход государства,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Ивановского района М.А. Алиев в интересах Российской Федерации обратился в Ивановский районный суд с заявлением о признании денежных средств бесхозяйными и обращении их в доход государства. В обоснование заявления указал, что на лицевом счёте ОМВД России по Ивановскому району, открытом в Управлении Федерального казначейства по Амурской области, для учёта средств, поступающих во временное распоряжение федерального бюджетного учреждения, хранятся денежные средства в рублях, которые поступили в период с 1990 года в размере 7279,78 рублей. В соответствии с указанием УМВД России по Амурской области от 30 ноября 2015 года № 19/2689 и согласно приказу ОМВД России по Ивановскому району от 16 ноября 2015 года № 423 в ОМВД была проведена инвентаризация денежных средств, поступающих во временное распоряжение правоохранительных органов, а также денежных средств, ценностей хранящихся в кассе отдела. По результатам инвентаризации комиссионно был составлен акт № ФБ000025 от 16 ноября 2015 года о результатах инвентаризации, в ходе которой было установлено, что денежные средства, в сумме 7279,78 рублей, находятся на лицевом счёте, документы об их происхождении отсутствуют. Согласно данным бухгалтерского учёта установлено, что кредиторская задолженность по счёту 18800000000000000.3.304.01 составляет 7279,78 рублей, наименование кредитора не установлено. Кроме того, согласно приказу ОМВД от 09 декабря 2015 года № 445 была проведена инвентаризация денежных средств хранящихся на лицевом счёте, поступающих во временное распоряжение ОМВД. По результатам повторной инвентаризации был составлен реестр денежных средств (ценностей) в кассе на счёте по учёту средств во временном распоряжении по уголовным делам по состоянию на 01 декабря 2015 года, в котором было установлено, что какая-либо информация и документы о происхождении денежных средств в размере 7279,78 рублей отсутствует, в связи с чем определить правомерность их нахождения не представляется возможным. До настоящего времени денежные средства в размере 7279,78 рублей, находящиеся во временном распоряжении ОМВД никем не истребованы, за денежными средствами владельцы либо иные лица не обращались и не заявляли о своих правах. Согласно п. 228 приказа МВД России от 30 июня 2012 года № 655 “Об утверждении перечня документов, образующихся в деятельности ОВД РФ, с указанием сроков хранения” – учтённые регистры (главная книга, журналы – ордера, разработочные таблицы и другие), п. 229 – первичные документы и приложения к ним, зафиксировавшие факт совершения хозяйственных операций и явившиеся основанием для бухгалтерских записей (кассовые, банковские, казначейские документы, корешки банковских чековых книжек, ордера, табели, извещения банков, выписки банков…) срок хранения документов – 5 лет. Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного и.о. прокурора Ивановского района просит признать денежные средства в размере 7279,78 рублей, находящиеся на лицевом счёте ОМВД России по Ивановскому району, открытом в Управлении Федерального казначейства по Амурской области, - бесхозяйными, обратить указанные денежные средства в пользу Российской Федерации.

От заинтересованного лица - Территориального Управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области (далее ТУ Росимущества в Амурской области) (вх. № 4959 от 17.06.2016 г.), поступил письменный отзыв на заявление, согласно которому против удовлетворения требований и.о. прокурора Ивановского района Амурской области, выступающего в интересах Российской Федерации, не возражает. Вместе с тем сообщили, что в соответствии с пп. “д” п.2 Положения «Об учёте, оценке и распоряжении имуществом, обращённым в собственность государства», утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2003 г. № 311, имущество, обращённое в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче в Росимущество для учёта, оценки и реализации, переработки (утилизации), уничтожения, за исключением денежных знаков в виде банкнот и монет Банка России, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации, которые в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке зачисляются в валюте Российской Федерации на счета, открытые соответствующим территориальным органом Федерального казначейства.

Рассмотреть дело просили без участия их представителя в судебном заседании.

Заместитель прокурора Ивановского района Амурской области Колесников Е.А. на удовлетворении заявленных требований настаивал в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица ОМВД России по Ивановскому району – ФИО2, действующая на основании доверенности № 41/12-1 от 27.01.2016 г., заявление и.о. прокурора Ивановского района М.А. Алиева о признании денежных средств бесхозяйными и обращении их в доход государства поддерживает. Просит суд удовлетворить заявленные и.о. прокурора требования.

Заинтересованное лицо Управление федерального казначейства Амурской области о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако своего представителя для участия в нем не направило, сведений о причинах неявки суду не предоставило.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей ТУ Росимущества в Амурской области, Управления федерального казначейства Амурской области.

Суд, изучив материалы дела, заслушав заявителя, приходит к следующим выводам.

Согласно части 3 статьи 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Положениями статей 225, 226 ГК РФ установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них, могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном законом.

Согласно части 1 статьи 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

Согласно ч.1 ст. 291 ГПК РФ, в заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая движимая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение этой вещью.

Таким образом, в силу вышеприведённых норм права решение о признании движимой вещи бесхозяйной и о передаче её в собственность лица, вступившего во владение по правилам гл.33 ГПК РФ, ст. 226 ГК РФ допускается только в отношении брошенных вещей. Для признания движимых вещей бесхозяйными, необходимо представить доказательства того, что бесхозяйная вещь не имеет собственника или собственник её неизвестен, или собственник отказался от права собственности на данную вещь.

Согласно приказу ОМВД России по Ивановскому району от 16 ноября 2015 года № 423 “О проведении инвентаризации денежных средств, хранящихся на лицевом счёте по учёту денежных средств, поступающих во временное распоряжение, а также денежных средств, ценностей хранящихся в кассе ОМВД”, в целях организации исполнения распоряжения МВД России от 15 июля 2015 № 1/5629 “О совершенствовании учёта, хранения и передачи вещественных доказательств, изъятых предметов и документов” и распоряжения УМВД России по Амурской области от 21 октября 2015 года для проведения инвентаризации денежных средств, хранящихся на лицевом счёте по учёту денежных средств, поступающих во временное распоряжение, а также денежных средств, хранящихся в кассе создана комиссия в составе: председателя комиссии- заместителя начальника ОМВД подполковника юстиции ФИО3; членов комиссии – начальника тыла ОМВД подполковника внутренней службы ФИО4; ведущего инженера направления информационных технологий, связи и защиты информации ФИО5; бухгалтера бухгалтерии ОМВД ФИО6 Приступит к инвентаризации 16 ноября 2015 года.

Согласно инвентаризационной описи расчётов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами № ФБ000001 от 16 ноября 2016 года, к началу проведения инвентаризации все денежные средства бюджета подтверждены банковскими выписками и документами согласования задолженности. Заключение комиссии: денежные средства в сумме 7279,78 рублей находятся на лицевом счёте, документы об их происхождении отсутствуют.

По результатам проведённой 16 ноября 2015 года инвентаризации составлен Акт № ФБ000025, из которого следует, что на основании инвентаризационных описей ФБ 000001 от 16.01.2015 г. установлено следующее: расхождений с лицевым счётом не выявлено. Документы о происхождении денежных средств в сумме 7279,78 рублей отсутствуют.

В связи с тем, что в ходе проведении инвентаризации денежных средств, хранящихся на лицевом счёте по учёту денежных средств, поступающих во временное распоряжение, а также денежных средств, ценностей хранящихся в кассе ОМВД выявлены денежные средства в размере 7279,78 рублей, документы о происхождении которых отсутствуют, начальником ОМВД по Ивановскому району был сделан запрос от 28.01.2016 г. № 41/17-502 в Ивановский районный суд о предоставлении копий приговоров по решению которых принимались меры по изъятию денежных средств в качестве вещественных доказательств за период с 1990 года по настоящее время, и запрос от 28.01.2016 г. № 41/17-501 в ИЦ УМВД по Амурской области о предоставлении сведений по уголовным делам ОМВД России по Ивановскому району СО и ОД по которым принималась мера пресечения в виде залога (денежных средств) и по которым денежные средства были признаны вещественными доказательствами, за период с 1990 года по настоящее время.

На указанный запрос Ивановским районным судом было дано сообщение от 08.02.2016 г. № 2521, что уголовные дела с вещественными доказательствами в виде денежных средств в сумме 7279,78 рублей, находящихся на депозитном счёте, в период с 1990 по 2016 г.г. в Ивановский районный суд не поступали.

Информационный центр УМВД России по Амурской области в ответе на запрос от 31.03.2016 г. № 18/6-1492 сообщил, что сведения по уголовным делам, по которым принималась мера пресечения в виде залога, имеется только на те лица, у которых данная мера пресечения избранна в настоящее время. После вынесения решения суда данная информация удаляется из базы данных. В соответствии с вышеизложенным предоставить запрашиваемые сведения не представляется возможным, а также ввиду того, что в статистических карточках, предусмотренных межведомственным приказом от 29 декабря 2005 года № 39/1070/1021/253/780/353/399 “О едином учёте преступлений” и указанием МВД России от 29 декабря 2005 года № 1/9457 не предусмотрено отражение выше указанного показателя.

Согласно оборотно - сальдовой ведомости ОМВД России по Ивановскому району по счёту 304.01 за январь 2005 г. – март 2016 г. кредиторская задолженность по счёту составляет 7279,78 рублей, наименование кредитора не установлено.

Таким образом, установить лиц, которые являются собственниками денежных средств, находящихся на лицевом счёте ОМВД России по Ивановскому району в размере 7279,78 рублей, не представилось возможным, в связи с чем, денежные средства в сумме 7279,78 рублей должны быть признаны бесхозяйными и обращены в доход государства.

Рассматривая доводы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области о том, что управление не является уполномоченным государственным органом на принятие признанных бесхозяйными денежных средств с учетом п. 2 Положения "О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2003 года N 311, суд находит их состоятельными.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2003 N 311 утвержден Порядок учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства.

Согласно подп. "д" п. 2 Порядка учета, оценки и распоряжения имуществом, имущество обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче Российскому фонду федерального имущества (его филиалам) для учета, оценки и реализации, переработки (утилизации), уничтожения, за исключением денежных средств на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах Российской Федерации, иностранных государств и международных денежных единицах, денежных знаков в виде банкнот и монет Банка России, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации, средств от продажи денежных знаков в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемых либо изъятых из обращения, но подлежащих обмену указанных денежных знаков, которые в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке зачисляются в валюте Российской Федерации на счета, открытые соответствующим территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

В целях регулирования порядка зачисления денежных средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации изданы следующие приказы:

- приказ Минфина России от 18 декабря 2013 N 125н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (далее - приказ Минфина N 125н);

- приказ Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н "О Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства";

- приказ Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов".

В соответствии с положениями указанных нормативных правовых актов органами Федерального казначейства осуществляется учет поступлений в валюте Российской Федерации и их перечисление в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также регламентируется взаимодействие органов Федерального казначейства с администраторами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе федеральными органами исполнительной власти.

С учетом вышеприведенных норм, признанные бесхозяйными денежные средства подлежат передаче Управлению Федерального казначейства по Амурской области для последующего распоряжения.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 293 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Заявление и.о. прокурора Ивановского района М.А. Алиева о признании денежных средств бесхозяйными и обращении их в доход государства - удовлетворить.

Признать денежные средства в размере 7279 (Семь тысяч двести семьдесят девять) рублей 78 копеек, находящиеся на лицевом счёте ОМВД России по Ивановскому району, открытом в Управлении Федерального казначейства по Амурской области, бесхозяйными.

Денежные средства в размере 7279 (Семь тысяч двести семьдесят девять) рублей 78 копеек, находящиеся на лицевом счёте ОМВД России по Ивановскому району, открытом в Управлении Федерального казначейства по Амурской области обратить в пользу Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Ивановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 28 июня 2016 года.

Судья

Ивановского районного суда: Р.Н. Плотников