Дело № 2-667/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Троицк 26 июля 2016 года
Троицкий районный суд Челябинской области в составе судьи Е.В.Черетских при секретаре Тюменцевой В.В., с участием прокурора Семченко К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Троицкого района в защиту неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «<адрес> сельское поселение» о возложении обязанности по оценке условий труда
установил:
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения организациями Троицкого муниципального района требований законодательства об охране труда.
Согласно ст.8, 37 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права, обеспечивать безопасность и условия труда, отвечающие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Пунктом 9 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации закреплена обязанность работодателя по проведению специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии с п.1 ч.2.ст.4 Федерального Закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан: обеспечить проведение специальной оценки условий труда.
Однако администрацией муниципального образования «<адрес> сельское поселение» требования закона о проведении специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда не выполняются, поскольку не проведена специальная оценка условий труда. Ранее аттестация рабочих мест также не проводилась. Согласно штатному расписанию в администрации поселения 10 рабочих мест.
На основании указанного прокурор просит обязать администрацию муниципального образования «<адрес> сельское поселение» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести специальную оценку условий труда рабочих мест согласно штатного расписания.
Прокурор Троицкого района Семченко К.Ю., участвуя в суде иск поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика- администрации Муниципального образования « <адрес> сельское поселение» не участвовал в судебном заседании, в телефонограмме просил дело рассмотреть без их участия.
Изучив материалы дела суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что администрация Муниципального образования « <адрес> сельское поселение» является действующим юридическим лицом и осуществляет деятельность в по управлению органов местного самоуправления поселковых населенных пунктов. Действует с 2006 года.
Согласно копии штатного расписания предусмотрены должности в количестве 10 единиц, к которым относятся финансово-хозяйственные должности специалисты, водитель и уборщица. Все должности не относятся к надомникам, дистанционным работникам и работникам, вступившим в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно абзацу 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ).
Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
В силу частей 1 и 4 статьи 8 названного Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.
Однако ответчик допустил факт бездействия, выразившегося в непроведении специальной оценки условий труда. Данное признано в ответах на представление прокурора.
Отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Кроме того, непроведение специальной оценки условий труда может лишить работников прав на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно с вредными и опасными условиями труда.
Оценивая сложившиеся между сторонами правоотношения, а также исходя из взаимосвязанных положений трудового законодательства и норм специального действия, регламентирующих порядок производства специальной оценки условий труда, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.
Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия с последующим взысканием с ответчика необходимых расходов.
С учетом объема работ подлежащих исполнению, бюджетным финансированием ответчика, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда равный 6 месяцам с момента вступления решения в силу. Предложенный прокурором срок обоснован и соответствует объему необходимых работ: заключение договора с организацией, проводящей оценку, финансирование работ, получение заключений.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Администрация как орган местного самоуправления в силу п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ освобождена от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст. 12,56,198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию Муниципального образования «<адрес> сельское поселение» провести специальную оценку условий труда рабочих мест, предусмотренных штатным расписанием: глава поселения, специалист по основной работе, контактный управляющий, специалист по жизнеобеспечению, специалист по работе с Советом депутатов, заместитель главы по финансовым вопросам, главный бухгалтер-начальник отдела, бухгалтер, водитель, уборщица в срок 6-ть месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения через Троицкий районный суд Челябинской области.
Судья