ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-667/2017 от 22.05.2017 Североморского районного суда (Мурманская область)

Гр.дело № 2-667/2017

Принято в окончательной форме:

22.05.2017.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 мая 2017 года ЗАТО г.Североморск

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Моховой Т.А.

при секретаре Алещенко О.Н.,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО г.Североморск о производстве перерасчета пенсии, изменении сведений, внесенных в индивидуальный лицевой счет,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратился в суд с иском к ГУ УПРФ России в ЗАТО г.Североморск о восстановлении размера трудовой пенсии по старости, производстве корректировки трудовой пенсии, производстве индексации.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО4 является пенсионером по старости. На основании полученных ответов и консультаций специалистов ГУ УПФ полагает, что решение о снижении размера пенсии необоснованно, просит восстановить прежний размер трудовой пенсии по старости по состоянию на 01.08.2016 в размере ***; произвести с 01.08.2016 корректировку трудовой пенсии по старости по неучтенным ранее, за 1/3 года, страховым взносам с 01.07.2015 по 30.10.2015 в размере ***, как неработающему пенсионеру с 01.11.2015 в размере ***; на полученный с 01.08.2016 размер трудовой пенсии по старости *** произвести индексацию с 01.02.2017 в размере 5,4% как неработающему пенсионеру.

В дополнениях к иску указал, что дважды учтенных страховых вносов согласно материалам пенсионного дела не имеется, все корректировки до 01.01.2017 производились правомерно.

Согласно уточнений к исковым требованиям, считает незаконными действия ГУ УПФ по отказу в перерасчете пенсии 08.07.2009, отсутствие назначения прибавки к пенсии 01.08.2010, незаконное удержание пенсии с 01.09.2010 по 01.08.2012, непроведение корректировки с 01.08.2015, непроведение корректировки-перерасчета 01.08.2016 по неучтенным страховым взносам за июль, август, сентябрь, октябрь 2015 года, что составит 2,36 балла (175,27 рубля); удержание с 01.02.2017 ***. Просит суд обязать ГУ УПФ России в ЗАТО г.Североморск Мурманской области восстановить размер трудовой пенсии по состоянию на 01.08.2016 в сумме ***, произвести с 01.08.2016 корректировку-перерасчет трудовой пенсии по старости по неучтенным страховым взносам с 01.07.2015 по 30.10.2015 в размере ***, что будет равно 2,36 балла (цена балла 74,27), на сумму *** рублей. В бальной системе пенсия с 01.08.2016 с производством индексации на 1,058 составит *** рублей. Также просит учесть количество баллов с 01.08.2016 – 293,6, с прибавкой 3 баллов (на 1 полугодие 2015 года) и 2,36 баллов (за 2 полугодие 2015 года), что составит 298,96 балла; отменить незаконное решение комиссии, оформленное протоколом от 23.12.2016 №469 об удержании с пенсии с 01.01.2017 ***, выплатив недоплаченные суммы пенсии.

В судебном заседании ФИО4 на удовлетворении заявленных требованиях настаивал. Пояснил суду, что считает неправомерным отсутствие производства корректировки с 01.01.2017 исходя из стоимости балла (коэффициента) ***; долг составляет ***; с 17.03.2017 незаконно удержано с общей суммы индивидуальных баллов (коэффициентов) 3,5 балла, долг составляет ***; с 19.04.2017 при очередной корректировке удержано 0,36 балла (цена балла ***), недоплата – ***. Считает необходимым зафиксировать количество баллов (коэффициентов) равным 296,6 баллов, с установлением пенсии с 17.04.2017 в размере ***.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФ России в ЗАТО г.Североморск Мурманской области ФИО2 исковые требования не признала, суду пояснила, что при проверке пенсионного дела ФИО4 Комиссией по реализации пенсионных прав граждан было установлено, что размер страховой части пенсии выплачивался неверно в связи с неправильной загрузкой данных о страховых взносах с ноября 2009 года в автоматическом режиме в программно-техническом комплексе «Назначение и выплата пенсий» (далее - ПТК НВП) неверно установлен размер пенсии с августа 2011 года. Размер страховой части пенсии откорректирован, с 01.01.2017 размер пенсии составил ***. Все необходимые корректировки законны и обоснованны. Проверка правильности учета внесенных работодателями страховых взносов не выявила ошибок, учтенные Пенсионным Фондом суммы совпадают с представленными справками работодателей. Просит в иске отказать.

Выслушав пояснения сторон, допросив специалиста ФИО1, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела ФИО4 ***, суд находит исковые требования заявленными необоснованно и удовлетворению не подлежащими.

На основании части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

05.06.1999 Управлением ПФР в ЗАТО г. Североморске назначена досрочно трудовая пенсия по старости ФИО4

С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный Закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с которым, страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Законом.

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Согласно пункта 3 статьи 17 Закона № 173-ФЗ (ред. от 29.06.2009) лицу (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой части трудовой пенсии в соответствии со статьей 17.1 настоящего Федерального закона и обратившихся за ее установлением), осуществлявшему работу и (или) иную деятельность, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета размера указанной части соответствующей трудовой пенсии в соответствии с настоящим пунктом по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности.

Согласно пункта 5 статьи 17 Закона № 173-ФЗ размер страховой части трудовой пенсии подлежит корректировке с учетом уточнения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования ранее предоставленных страхователем сведений о сумме страховых взносов, уплаченных им в Пенсионный фонд Российской Федерации, принятых во внимание при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера этой части указанной пенсии. Такая корректировка производится с 1 июля года, следующего за годом, на который приходится назначение трудовой пенсии или перерасчет размера трудовой пенсии, в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела и пояснений представителя ответчика, при проверке пенсионного дела ФИО4, Комиссией по реализации пенсионных прав граждан было установлено, что размер страховой части трудовой пенсии выплачивался неверно, т.к. неверно был установлен размер пенсии с августа 2011 года, в связи с неправильной загрузкой страховых взносов с ноября 2009 года в автоматическом режиме в ПТК НВП, кроме того, дважды была проведена корректировка – по заявлению ФИО4 01.08.2009 и 01.11.2009.

Позиция представителя ответчика подтверждается материалами пенсионного дела, согласно которым с 01.08.2009 страховая часть пенсии ФИО4 проиндексирована на 1,075, размер пенсии составил ***.

15.10.2009 ФИО4 обратился с заявлением на перерасчет пенсии, это заявление автоматически было загружено в программный комплекс и произведен перерасчет пенсии с 01.11.2009, в то время как истец не имел права на перерасчет, поскольку с 01.08.2009 уже была произведена корректировка пенсии. 08.12.2009 истец написал заявление об удержании из пенсии суммы перерасчета ***.

С 01.07.2009 истцу была произведена корректировка с учетом поступивших взносов, страховая часть увеличилась на ***. Пенсия с 01.07.2008 года составила ***.

С 01.12.2009 базовая часть пенсии увеличилась, размер пенсии составил ***.

С 01.01.2010 Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ введена валоризация, размер пенсии с учетом валоризации составил 10 708 рублей 08 копеек.

С 01.04.2010 размер пенсии проиндексирован на 1,063 и составил ***.

С 01.08.2010 произведена корректировка пенсии с учетом поступивших взносов и размер пенсии составил ***.

С 01.02.2011 размер пенсии проиндексирован на 1,088 и составил ***.

С 01.08.2011 произведена корректировка пенсии с учетом поступивших взносов и размер пенсии составил ***.

С 01.02.2012 размер пенсии проиндексирован на 1,07, и составил ***.

С 01.04.2012 размер пенсии проиндексирован на 1,0341 и составил ***.

С 01.08.2012 произведена корректировка пенсии с учетом поступивших взносов и размер пенсии составил ***.

С 01.02.2013 размер пенсии проиндексирован на 1,066, и составил ***.

С 01.04.2013 размер пенсии проиндексирован на 1,033, и составил ***.

С 01.08.2013 произведена корректировка пенсии с учетом поступивших взносов и размер пенсии составил ***.

С 01.02.2014 размер пенсии проиндексирован на 1,065, и составил ***.

С 01.04.2014 размер пенсии проиндексирован на 1,017, и составил ***.

С 01.08.2014 произведена корректировка пенсии с учетом поступивших взносов и размер пенсии составил ***.

Согласно пункта 5 статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ размеры страховых пенсий лиц, которым до дня вступления в силу настоящего Федерального закона установлены трудовые пенсии, в том числе доля страховой части трудовой пенсии, с 1 января 2015 года подлежат уточнению по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размеров указанных трудовых пенсий, в том числе доли страховой части трудовой пенсии, по состоянию на 31.12.2014 в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 17 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Указанное уточнение производится до 01.08.2015.

На 31.12.2014 размер пенсии ФИО4 уточнен с учетом поступивших страховых взносов и составил ***.

Согласно части 1 статьи 16 Закона № 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1991 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а также лиц, указанных в пункте 7 статьи Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 3 935 рублей в месяц.

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона (ч. 4 ст. 17).

Федеральным законом от 03.12.2011 №379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» внесены изменения в Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (вступили в силу с 01.01.2012) в соответствии с которыми статья 3 данного закона была дополнена такими понятиями, как солидарная часть тарифа страховых взносов - часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации денежных средств в целях выплаты в фиксированном базовом размере трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации; индивидуальная часть тарифа страховых взносов - часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств застрахованного лица и учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, включая специальную часть индивидуального лицевого счета, в целях определения суммы расчетного пенсионного капитала, а также размера накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации.

Для застрахованных лиц, за которых страховые взносы уплачивались страхователями, предусмотрен следующий порядок отражения страховых взносов, в т.ч. включенных в расчетный пенсионный капитал (далее – РПК) в выписке из индивидуального лицевого счета (далее - ИЛС):

до внесения изменений (до 01.07.2010) в статью 6 «Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица» Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ Федеральным законом от 24.07.2009 №213-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные Фонды обязательного медицинского страхования» в выписке из ИЛС застрахованного лица отражались начисленные и уплаченные за застрахованное лицо страховые взносы и в полном объеме учитывались в расчетном пенсионном капитале;

после внесения изменений Федеральным законом от 24.07.2009 №213-Ф3 (вступили в силу с 01.07.2010) в статью 6 «Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица» Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в РПК в выписке из ИЛС учитывается не вся сумма уплаченных страховых взносов, а только индивидуальная часть тарифа (в зависимости от возраста застрахованного лица и выбранного им варианта пенсионного обеспечения), которая определяется следующим образом:

на финансирование страховой части трудовой пенсии:

- для лиц ДД.ММ.ГГГГ года рождения и старше - учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии по тарифу 16,0 процентных пункта тарифа страхового взноса (индивидуальная часть тарифа) независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо.

Выписки из индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц для назначения пенсий всех видов и иных выплат формируются централизованно, единообразно автоматизированным способом для всех территориальных органов ПФР федеральной системой - ПТК «Система персонифицированного учета» (ПТК СПУ) при взаимодействии с информационными системами ПК «Клиентская служба» (ПК КС) и ПТК НВП.

Разработку технических заданий, с требованиями к выпискам отражающими изменения и дополнения в действующем законодательстве РФ, их представление в Департамент информационных технологий для реализации в соответствующим информационных системах осуществляет Департамент организации назначения и выплаты пенсий ПФР.

Корректность, точность и полнота тех или иных показателей в полученной выписке из ИЛС застрахованного лица зависит не только от имеющихся сведений персонифицированного учета, но и правильном формировании запросов на получение выписки с соблюдением всех требований технологии, предусмотренной в ПТК НВП, ПК КС и ПТК СПУ.

Таким образом, выписки из индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, формируемые централизованно, единообразно автоматизированным способом для всех территориальных органов ПФР федеральной системой - ПТК СПУ при взаимодействии с информационными системами ПК КС (Клиентская служба) и ПТК НВП, содержат информацию, учитывающую все изменения пенсионного законодательства.

Согласно статье 17 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности пересчитывается по формуле:

СЧ = СЧп + ПКп / (Т x К), где

СЧ - размер страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности;

СЧп - установленный размер страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет;

ПКп - сумма расчетного пенсионного капитала, учтенного по состоянию на день, с которого производится соответствующий перерасчет;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (пункты 1 и 22 статьи 14 настоящего Федерального закона) по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет;

К - коэффициент для исчисления страховой части трудовой пенсии по старости, равный 1, а для исчисления трудовой пенсии по инвалидности - отношению, указанному в пункте 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, в зависимости от категории получателя указанной пенсии. При этом нормативная продолжительность страхового стажа инвалида учитывается по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет.

При определении суммы расчетного пенсионного капитала, учтенного по состоянию на день, с которого производится соответствующий перерасчет, не учитываются страховые взносы, учтенные при корректировке размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

РПК, учтенный при корректировке пенсии ФИО4, с 01.08.2011 составил: ***.

***

***

***

***

Судом в судебном заседании произведена сверка учтенных страховых взносов в ИЛС с размером страховых взносов, указанных в карточке индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2011-2015 годы филиала «Североморский» АО «Славянка», которая показала, что сведения внесены корректно. Расчеты, представленные истцом, ошибочны.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости откорректирован с учетом данных РПК выписки из индивидуального лицевого счета ФИО4 *** от 01.12.2016, с 01.01.2017 пенсия составила ***.

Оценивая доводы ФИО4 о неправомерном уменьшении размера пенсии решением от 23.12.2016, суд принимает во внимание представленные представителем ответчика данные о расчете суммы пенсии исходя из требований пенсионного законодательства.

Так, размер пенсии ФИО4 с 01.01.2015 должен составлять ***. При этом, пенсия состоит из фиксированной части пенсии (***) и страховой части пенсии в размере *** рубля (стоимость балла).

С 01.02.2015 размер пенсии должен составлять ***

С 01.02.2016 размер пенсии должен составлять ***

С 01.08.2016 размер страховой пенсии откорректирован с учетом 3 баллов (максимально) и размер пенсии должен составлять ***

С 01.01.2017 размер пенсии не изменялся, составил ***

С 01.02.2017 размер пенсии составил *** (стоимость балла с 01.02.2017)).

С 01.04.2017 размер пенсии составил *** (стоимость балла с 01.04.2017)).

Указанные расчеты судом проверены, истцом не оспорены.

Вместе с тем, пенсия истцу с октября 2009 года выплачивалась в большем, чем положено по закону, размере.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ России в ЗАТО г.Североморск, оформленным протоколом №469 от 23.12.2016, рекомендовано привести размер страховой части трудовой пенсии по старости в соответствие с действующим законодательством и выплачивать ***

Согласно пункта 4 статьи 28 Закона № 400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Учитывая изложенное, доводы истца о том, что из его пенсии на основании решения комиссии от 23.12.2016 были «удержаны» суммы – основаны на неверном толковании норм права.

Размер страховой части трудовой пенсии пересчитан в соответствии с действующим законодательством, с 01.01.2017 размер пенсии составил ***, с 01.04.2017 – ***.

Исходя из установленных обстоятельств и требований норм права, регулирующих пенсионные правоотношения, суд приходит к выводу, что пенсионное обеспечение истца соответствует действующему законодательству, определение ответчиком размера пенсии истцу правомерно, законные основания для производства перерасчета, отмены решения комиссии по реализации пенсионных прав от 23.12.2016 отсутствуют.

Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований статьи 56 ГПК РФ и в пределах заявленных исковых требований.

Руководствуясь статьями 56-57, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в ЗАТО г.Североморск о производстве перерасчета пенсии, изменении сведений, внесенных в индивидуальный лицевой счет, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.А. Мохова