ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6686/20 от 02.03.2021 Курчатовского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2-790/2021

УИД 74RS0007-01-2020-010337-08

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 марта 2021 года г. Челябинск

Курчатовский районный суд г. Челябинска в составе

председательствующего судьи Губиной М.В.,

при секретаре Зиминой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Курчатовского района г.Челябинска к Индивидуальному предпринимателю Аракелян Мери Самвеловны о признании деятельности незаконной, возложении обязанностей.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Курчатовского района г.Челябинска обратился с иском к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании деятельности незаконной, возложении обязанностей на ИП ФИО1 по подаче заявки на постановку на государственный учет мангала, используемого по адресу: <адрес>, <адрес>, как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в течении 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование исковых требований указано, что ИП ФИО1 осуществляет деятельность по адресу: <адрес>, <адрес>. Основной вид деятельности: общественное питание. Организовано кафе-шашлычная «<данные изъяты> площадь кафе 100 кв.м. Прокуратурой Курчатовского района г.Челябинска при участии ИП ФИО1ДД.ММ.ГГГГ произведен осмотр кафе-шашлычной, установлено, что в кафе организовано приготовление шашлыка на мангале собственного производства, с использованием древесного угля. Имеется труба на крыше кафе, высотой около 4 метров. Расходуется около 10 кг. угля за один день. Мангал, как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду не зарегистрирован в Министерстве экологии Челябинской области. ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой Курчатовского района г.Челябинска вручено требование о предоставлении свидетельства о постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. При проведении проверки ИП ФИО1 указанный документ не представлен, постановка на учет в Министерстве экологии Челябинской области не осуществлялась. ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 привлечена к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ. В момент повторной проверки установлено, что ИП ФИО1 не выполнены требования законодательства по подаче заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В судебном заседании представитель истица старший помощник прокурора Курчатовского района г.Челябинска ФИО4 исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям указанным в иске.

Представитель ответчика ИП ФИО1ФИО8, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что обязанность ИП ФИО1 не исполнена на момент проверки прокуратуры Курчатовского района г.Челябинска, однако, законодательно не закреплен порядок подачи такой заявки. ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 путем направления электронного обращения подана заявка о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Представитель третьего лица Министерство экологии Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительной причине неявки не известно.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, определяет и регулирует Федеральный закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Федеральный закон от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Федеральный законодатель определил, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается указанными лицами не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации таких объектов (пункты 1 и 2 статьи 69.2 Закона об охране окружающей среды).

Статья 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2015 года, содержит основные используемые в законе понятия:

объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, признается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков;

негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

нормативы допустимых выбросов - нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для выброса в атмосферный воздух стационарными источниками.

В соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенным письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 года №14-01-333 стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.

Под организованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу через специально сооруженные газоходы, воздуховоды и трубы; под неорганизованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу в виде ненаправленных потоков газа в результате нарушения герметичности оборудования, отсутствия или неудовлетворительной работы вентиляционных систем, местных отсосов в местах загрузки, выгрузки или хранения сырья, топлива, полупродуктов и продуктов и т.д.

Письмом Росприроднадзора от 14 февраля 2018 гола № РН-04-03-27/2839 «О постановке объектов негативного воздействия на государственный учет» разъяснено, что при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием зданий, строений, помещений и иных объектов (гаражей), оборудованных вытяжной вентиляцией, стационарным источником выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух является труба вытяжной вентиляции.

Согласно п. 1 ст. 21 Федеральный закон от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ государственный учет стационарных источников ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определяет источник выброса как сооружение, техническое устройство, оборудование, выделяющие в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества, признавая стационарным источником источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника, то есть транспортным средством, двигатель которого при его работе является источником выброса.

Приведенные законоположения в их системном единстве приводят к заключению, что кафе-шашлычная, где установлен мангал с трубой, признается объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и подлежит названному выше государственному учету, если именно сооружение в процессе хозяйственной или иной деятельности выделяет в атмосферный воздух вредные вещества, то есть квалифицируется как стационарный источник, выделяющий в атмосферный воздух вредные вещества.

Положениями п. 1 ст. 30 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» федеральный законодатель обязанность обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух возложил на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники.

Из материалов дела следует и установлено судом, что ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ, осуществляет деятельность по адресу: <адрес>, <адрес>. Основной вид деятельности: общественное питание (деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием..).

ИП ФИО1 организовано кафе-шашлычная «<данные изъяты> площадь кафе 100 кв.м., что не оспаривалось сторонами.

На основании обращения ФИО5ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Курчатовского района г.Челябинска при участии ИП ФИО1 произведен осмотр кафе-шашлычной. В ходе осмотра установлено, что в кафе организовано приготовление шашлыка на мангале собственного производства, с использованием древесного угля. Имеется труба на крыше кафе, высотой около 4 метров. Расходуется около 10 кг. угля за один день. Мангал, как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду не зарегистрирован в Министерстве экологии Челябинской области (л.д. 28-31).

Из искового заявления следует, что ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой Курчатовского района г.Челябинска вручено требование о предоставлении свидетельства о постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

При проведении проверки ИП ФИО1 указанный документ не представлен, постановка на учет в Министерстве экологии Челябинской области не осуществлялась.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ у ИП ФИО1 отобраны объяснения по обстоятельствам проведенной проверки.

Из искового заявления также следует, что в момент повторной проверки установлено, что ИП ФИО1 не выполнены требования законодательства по подаче заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 привлечена к административной ответственности по ст. 8.46 КоАП РФ, о чем вынесено постановление о назначении административного наказания государственным инспектором отдела регионального государственного экологического надзора ФИО6 (л.д. 42-49).

Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривались.

В силу ст. 69 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Разрешая требования о возложении обязанностей на ИП ФИО1 по подаче заявки на постановку на государственный учет мангала, используемого по адресу: <адрес>, как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в течении 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу, суд исходит из следующего.

В судебном заседании, на основании ходатайства представителя ответчика, судом обозревался личный кабинет Единый портал государственных и муниципальных услуг, принадлежащий ИП ФИО1 в электронном виде, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 в Росприроднадзор подана заявка (регистрационный ) о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую следу, на государственный учет, содержащая сведения для внесения в государственной реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Указанная заявка, на момент рассмотрения настоящего гражданского дела получателем не отклонена, в ее принятии не отказано, при этом истцом заявлено требование о возложении обязанностей по подаче заявки на постановку на государственный учет мангала.

Как следует из Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года № 1219 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» структурными подразделениями Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы. Для координации и контроля деятельности территориальных органов Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства по недропользованию могут быть образованы в установленном порядке территориальные органы Министерства.

В силу п.35 Постановления Правительства РФ от 23 июня 2016 года №572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» заявку о постановке объекта на учет, сведения и документы, представляемые для актуализации учетных сведений об объекте или снятия объекта с государственного учета, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, направляют в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении или в электронном виде посредством заполнения электронного средства формирования заявки с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или официального сайта Службы в сети «Интернет».

Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ИП ФИО1 исполнено требование по подаче заявки на постановку на государственный учет мангала, действия ответчиком произведены с учетом требований Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и п.35 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, иные требования в части постановке объекта на учет, истцом не заявлялись, в связи с чем, основании для удовлетворения исковых требований в указанной части не имеется.

Разрешая исковые требования о признании деятельности Индивидуального предпринимателя ФИО1 незаконной, суд принимает во внимание, что истец не указывает на то обстоятельство, в чем деятельность ИП ФИО1 является незаконной, какую именно деятельность необходимо признать таковой. Кроме того, в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом не представлено доказательств, подтверждающих обоснование исковых требований о признании деятельности ИП ФИО1 незаконной, не указано какие именно нормы действующего законодательства нарушены ответчиком, свидетельствующие о незаконности ее деятельности.

Таким образом, суд не находит также оснований для удовлетворения исковых требований о признании деятельности Индивидуального предпринимателя ФИО1 незаконной.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Прокурора Курчатовского района г.Челябинска к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании деятельности Индивидуального предпринимателя ФИО1 незаконной, возложении обязанностей на ИП ФИО1 по подаче заявки на постановку на государственный учет мангала, используемого по адресу: <адрес><адрес>, как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в течении 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, через Курчатовский районный суд г.Челябинска.

Председательствующий М.В. Губина

Мотивированное решение изготовлено 05 марта 2021 года.