Дело № 2-668/2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 декабря 2018 года город Тара Омской области
Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Тарского городского суда Омской области Казаковой Н.Н., при секретаре Клинг О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании 04 декабря 2018 года в г. Таре дело по исковому заявлению Тарского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному предприятию «Заливинское коммунальное хозяйство» о признании незаконным бездействия в части необеспечения нормативного запаса топлива,
У С Т А Н О В И Л :
Тарский межрайонный прокурор обратился в суд с названным исковым заявлением, указав, что Тарской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в результате которой установлено, что на котельных муниципального предприятия «Заливинское коммунальное хозяйство» отсутствует топливо в необходимом объеме. МП «Заливинское КХ» осуществляет теплоснабжение на территории с. Заливино Тарского муниципального района Омской области, обслуживая котельную МП «Заливинское КХ». Запасы топлива на котельной не соответствуют установленным нормативам. Общий нормативный запас топлива на источниках тепловой энергии МП «Заливинское КХ» на 2018 год утвержден распоряжением Региональной энергетической комиссии Омской области от 16.11.2017 № 293-Р «Об утверждении общего нормативного запаса топлива на источнике тепловой энергии МП «Заливинское коммунальное хозяйство» Тарского муниципального района Омской области на 2018 год» и составляет 1,150 тонн угля. По состоянию на 18.10.2018 на котельной МП «Заливинское КХ» имеется лишь 39 тонн угля. 04.09.2018 межрайонной прокуратурой внесено представления в МП «Заливинское КХ» о необходимости обеспечения бесперебойного прохождения отопительного сезона, между тем, по настоящее время надлежащие меры к устранению нарушений предприятием не приняты. Отсутствие определенного законодательством запаса топлива на котельной МП «Заливинское КХ» может привести к чрезвычайной ситуации на территории с. Заливино, в том числе к срыву отопительного сезона. Просил суд признать незаконным бездействие МП «Заливинское КХ» в части непринятия мер по созданию нормативного эксплуатационного запаса топлива на котельной МП «Заливинское КХ» в с. Заливино, обязать МП «Заливинское КХ» обеспечить на котельной МП «Заливинское КХ» с. Заливино наличие нормативного эксплуатационного запаса топлива, общего нормативного запаса топлива согласно нормативам, установленным Распоряжением Региональной энергетической комиссии Омской области от 16.11.2017 № 293-Р «Об утверждении общего нормативного запаса топлива на источниках тепловой энергии МП «Заливинское КХ» Тарского муниципального района Омской области на 2018 год», обратить решение к немедленному исполнению, взыскать с ответчика государственную пошлину.
В ходе судебного заседания помощник Тарского межрайонного прокурора Заречнева А.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель ответчика МП «Заливинское КХ» ФИО1 исковые требования признал, суду пояснил, что данная ситуация сложилась из-за тяжелого материального положения предприятия.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Тарского межрайонного прокурора к МП «Заливинское КХ» подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что проверке готовности к отопительному периоду подлежат, в том числе, теплоснабжающие организации и теплосетевые организации.
Согласно ч. 5 ст. 20 Федерального закона № 190-ФЗ проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 190-ФЗ к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, в том числе относится установление нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии.
Так, Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 "О порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" утвержден порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии).
В соответствии с пунктом 2 Приказа Минэнерго России от 10.08.2012 № "О порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года (пункт 3 Приказа).
ННЗТ рассчитывается один раз в три года. В течение трехлетнего периода ННЗТ подлежит корректировке в случаях изменения состава оборудования, структуры топлива, а также нагрузки социально значимых категорий потребителей тепловой энергии, не имеющих питания от других источников. Расчет ННЗТ производится для котельных по каждому виду топлива раздельно (пункты 6-8 Приказа).
Общий нормативный запас топлива на источниках тепловой энергии МП «Заливинское КХ» на 2018 год утвержден Распоряжением Региональной энергетической комиссии Омской области от 16.11.2017 № 293-Р «Об утверждении общего нормативного запаса топлива на источнике тепловой энергии МП «Заливинское КХ» на 2018 года» и составляет: общий запас угля в размере 1,150 тысяч тонн, эксплуатационный запал в размере 1,150 тысяч тонн (л.д. 10-11).
По состоянию на 18.10.2018 на котельной МП «Заливинское КХ» имеется лишь 39 тонн угля.
В соответствии с пунктом 4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года № 115 энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Кроме того, пунктом 11 Приказа Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 установлено, что ОНЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
Пункт 12 Приказа устанавливает, что расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года.
В судебном заседании установлено, что ответчиком не соблюдаются положения законодательства о теплоснабжении в части не исполнения обязанности по созданию нормативного эксплуатационного запаса топлива на котельной, находящейся в его ведении.
Таким образом, требования Тарского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия МП «Заливинское КХ» в части непринятия мер по созданию нормативного эксплуатационного запаса топлива на котельной в установленных размерах подлежат удовлетворению.
Суд учитывает, что изложенные выше законоположения обязывали ответчика создать нормативные запасы топлива задолго до обращения прокурора в суд. Дальнейшее отложение разрешения данного вопроса повлечет угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.
Таким образом, требование о возложении на ответчика обязанности обеспечить котельную в с. Заливино нормативным эксплуатационным запасом топлива, общий нормативный запас топлива, согласно нормативам, установленным Распоряжением Региональной энергетической комиссией Омской области от 03.08.2017 № 215-16.11.2017 № 293-Р «Об утверждении общего нормативного запаса топлива на источниках тепловой энергии МП «Заливинское КХ» Тарского муниципального района Омской области на 2018 год» обосновано и также подлежит удовлетворению.
Довод ответчика о нехватке денежных средств для приобретения твердого топлива и создания нормативных запасов топлива, не является юридически значимым обстоятельством, поэтому не принимается судом во внимание.
На основании ст. 212 ч 1. ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В данном случае, учитывая повышенную социальную значимость существа рассматриваемого спора, с учетом интересов неопределенного круга лиц – жителей с. Заливино Тарского района, проживающих к той части села, на территорию которой распространяется подача тепла из котельной, а также государственных учреждений, находящихся на этой же территории, суд полагает, что требование прокурора об обращении решения к немедленному исполнению подлежит удовлетворению.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Расходы по уплате государственной пошлины, от уплаты которой истец освобожден в силу закона, на основании ст. 103 ГПК РФ следует возложить на ответчика. В связи с чем, с МП «Заливинское КХ» в доход Тарского муниципального района Омской области подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Тарского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МП «Заливинское Коммунальное хозяйство» в части непринятия мер по созданию нормативного эксплуатационного запаса топлива на котельной МП «Заливинское Коммунальное хозяйство» в с. Заливино Тарского района Омской области.
Обязать Муниципальное предприятие «Заливинское Коммунальное хозяйство» обеспечить на котельной МП «Заливинское Коммунальное хозяйство» в с.Заливино Тарского района Омской области наличие нормативного эксплуатационного запаса топлива, общего нормативного запаса топлива согласно нормативам, установленным Распоряжением Региональной энергетической комиссии Омской области от 16.11.2017 № 293-Р «Об утверждении общего нормативного запаса топлива на источниках тепловой энергии МП «Заливинское КХ» Тарского муниципального района Омской области на 2018 год».
Обратить настоящее решение суда к немедленному исполнению.
Взыскать с Муниципального предприятия «Заливинское коммунальное хозяйство» в доход бюджета Тарского муниципального района Омской области государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суда в течение одного месяца с момента его вынесения путем подачи апелляционной жалобы в Тарский городской суд.
Мотивированное решение суда в окончательной форме подписано 04.12.2018.
Судья: подпись
Копия верна
Судья Н.Н. Казакова
Секретарь О.М, Клинг