Дело № 2-668/2021
УИД 48RS0005-01-2021-000593-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 апреля 2021г. г. Липецк
Липецкий районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Риффель В.В.,
при секретаре Швецовой Н.С.,
с участием заместителя прокурора Липецкого района Липецкой области Патроман С.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Липецкого района Липецкой области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Пружинский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о понуждении к обеспечению требований законодательства о социальной защите инвалидов,
установил:
Прокурор Липецкого района Липецкой области, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Липецкий районный суд Липецкой области с исковым заявлением к администрации сельского поселения Пружинский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о понуждении к обеспечению требований законодательства о социальной защите инвалидов, мотивируя тем, что прокуратурой Липецкого района Липецкой области по обращению ФИО1 проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов на территории администрации сельского поселения Пружинский сельсовет Липецкого муниципального района требований, в части доступности к водному объекту, для граждан с ограниченными возможностями здоровья. В ходе проверки, установлено, что по адресу: <адрес>, располагается гидротехническое сооружение. Земельный участок, на котором расположен указанный пруд, принадлежит на праве собственности администрации сельского поселения Пружинский сельсовет Липецкого района Липецкой области. Указанный водный объект по периметру со всех сторон имеет металлическое ограждение высотой 1 метр. В ограждении имеется разрыв шириной 90 см., в который через металлическую перекладину высотой 35 см. имеется доступ к водному объекту. Однако, для лиц с ограниченными возможностями здоровья, свободный доступ отсутствует, так как перекрыт металлической перекладиной высотой 35 см. Наличие ограждения на территории береговой полосы нарушает предусмотренные ч. 8 ст. 6 Водного кодекса РФ права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц (инвалидов) на пребывание, передвижение, в том числе для отдыха и туризма, любительского и спортивного рыболовства, причаливания плавучих средств, бесплатное использование водного объекта для личных и бытовых нужд. В связи с чем, просил обязать администрацию сельского поселения Пружинский сельсовет Липецкого муниципального района обеспечить свободный доступ для лиц с ограниченными возможностями к гидротехническому сооружению, расположенному по адресу: Липецкая область, Липецкий район, д. Красное, в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заместитель прокурора Липецкого района Липецкой области Патроман С.Д. исковые требования поддержал, ссылалась на доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика глава администрации сельского поселения Пружинский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области в судебном заседании исковые требования признал.
Выслушав объяснения помощника прокурора Липецкого района Липецкой области, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как следует из положений пункта 4 статьи 27 и пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 2 Декларации о правах инвалидов (утверждена Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447 (XXX) от 09.12.1975), инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в настоящей Декларации.
В силу п.3 указанного выше международного акта, инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение человеческого достоинства. Инвалиды, какими бы ни были происхождение, характер и серьёзность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной.
Согласно п.5 названной Декларации, инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность.
В силу ст. 1 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ, водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В соответствии с частями 1, 2, 6, 8 ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное на предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Согласно ст. 65 Водного кодекса РФ береговая полоса входит в водоохранную зону - территорию, которая примыкает к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ от 24.11.1995 организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным, производственным зданиям, строениям и сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Согласно п.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В силу пункта "а" статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства - участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно - коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что прокуратурой Липецкого района Липецкой области по обращению ФИО1 проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов на территории администрации сельского поселения Пружинский сельсовет Липецкого муниципального района требований, в части доступности к водному объекту, для граждан с ограниченными возможностями здоровья.
В ходе проверки, установлено, что по адресу: <адрес>, располагается гидротехническое сооружение. Земельный участок, на котором расположен указанный пруд, принадлежит на праве собственности администрации сельского поселения Пружинский сельсовет Липецкого района Липецкой области. Указанный водный объект по периметру со всех сторон имеет металлическое ограждение высотой 1 метр. В ограждении имеется разрыв шириной 90 см., в который через металлическую перекладину высотой 35 см. имеется доступ к водному объекту. Однако, для лиц с ограниченными возможностями здоровья, свободный доступ отсутствует, так как перекрыт металлической перекладиной высотой 35 см.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии у администрации сельского поселения Пружинский сельсовет Липецкого района Липецкой области обязанности по обеспечению создания инвалидам условий доступности услуг.
Наличие ограждения на территории береговой полосы нарушает предусмотренные ч. 8 ст. 6 Водного кодекса РФ права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц (инвалидов) на пребывание, передвижение, в том числе для отдыха и туризма, любительского и спортивного рыболовства, причаливания плавучих средств, бесплатное использование водного объекта для личных и бытовых нужд.
При изложенных обстоятельствах, суд считает требования прокурора Липецкого района Липецкой области о понуждении администрации сельского поселения Пружинский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о понуждении к обеспечению требований законодательства о социальной защите инвалидов, в части доступности инвалидов на пребывание, передвижение, в том числе для отдыха и туризма, любительского и спортивного рыболовства, причаливания плавучих средств, бесплатное использование водного объекта для личных и бытовых нужд и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать администрацию сельского поселения Пружинский сельсовет Липецкого муниципального района обеспечить свободный доступ для лиц с ограниченными возможностями к гидротехническому сооружению, расположенному по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Липецкий районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.В. Риффель
Мотивированное решение изготовлено: 13.04.2021.