ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6691 от 14.12.2011 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

                                                                                    Абаканский городской суд Республики Хакасия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Абаканский городской суд Республики Хакасия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дело № 2-6691/2011

«14» декабря 2011 года Абаканский городской суд Республики Хакасия

В составе судьи Л.М. Паксимади

При секретаре Н.А. Коротаевой

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий Управления Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Абаканский городской суд с заявлением об оспаривании действий Управления Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия (далее УФМС России по РХ), просит признать незаконным решение Управления Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия об отказе в принятии ходатайства о признании беженцем, обязать Управление Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия оформить опросный лист, принять ходатайство ФИО1 о признании беженцем с приложенными документами. Требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ представитель ФИО1 Костючкова ЕВ действующий на основании доверенности обратился в УФМС России по РХ с ходатайством о признании заявителя беженцем на территории РФ. ДД.ММ.ГГГГ Костючкова ЕВ были возвращены все представленные документы, свой отказ УФМС России по РХ мотивирует тем, что такое ходатайство подается каждым членом семьи заявителя, достигшим возраста 18 лет, кроме того, при подаче ходатайства должны присутствовать все члены семьи, сведения о которых заносятся в ходатайство заявителя, поскольку анкету лица, желающего приобрести статус беженца, заполняет сотрудник территориального органа ФМС по РХ со слов заявителя и для выяснения возникающих вопросов относительно мотивов обращения за статусом беженца составляется опросной лист на основании индивидуального собеседования с заявителем. Костючкова ЕВ в сопроводительном письме, приложенном к ходатайству, указывались причины, по которым ФИО1 не может лично обратиться с ходатайством о признании беженцами, а также принять участие в опросе и анкетировании – в соответствии с постановлением прокурора  о заключении под стражу от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находится в . Считает неправомерным отказ УФМС России по РХ в принятии ходатайства о признании беженцем с соответствующими документами, полагает, что оснований для отказа в принятии такого ходатайства не имелось.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 – Костючкова ЕВ, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении. Дополнительно пояснил, что ФИО1 является гражданином Республики Киргизия, по национальности является узбеком, в настоящее время находится в . Прибыв на территорию Российской Федерации в  ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 нигде не регистрировался, в Республику Хакасия прибыл в 2011 году и зарегистрировался по адресу: . В настоящее время Генеральным Прокурором РФ решается вопрос о возможности экстрадиции ФИО1 в Республику Киргизия, однако когда решится данный вопрос не известно. ФИО1 был вынужден уехать из Киргизии, в связи с тем, что на территории данной страны начались конфликтные волнения, поэтому на данный момент он желает оформить статус беженца. Костючкова ЕВ сам лично ходил в УФМС России по РХ, однако и ему и ФИО1 УФМС России по РХ отказывает в приеме документов для оформления статуса беженца. Костючкова ЕВ сам заполнил документы, которые у него отказались принять, рекомендовали обратиться в канцелярию УФМС России по РХ, а ДД.ММ.ГГГГ ему были возвращены документы, отказ мотивирован тем,

что необходимо присутствие всех членов семьи и заполнение опросного листа. Члены семьи ФИО1 также являются узбеками, гражданами Киргизии, они приходили в УФМС России по РХ, однако и им также было отказано в принятии пакета документов по тем основаниям, что они должны были оформить и сдать такие документы сразу же после пересечения границы. Просит удовлетворить заявленные требования, признать незаконным решение УФМС России по РХ об отказе в принятии ходатайства о признании беженцем, обязать УФМС России по РХ оформить опросный лист, принять ходатайство ФИО1 о признании беженцем с приложенными документами.

Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом в настоящее время находится в

Суд, с учетом ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя при участии его представителя.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица УФМС России по РХ ФИО2, действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, считает действия УФМС России по РХ обоснованными, просит отказать в удовлетворении заявления ФИО1 Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и его представителю Костючкова ЕВ были направлены представленные заявителем документы и сопроводительное письмо с разъяснениями Административного регламента ФМС, в котором указано, что ходатайство о признании беженцем подается каждым членом семьи заявителя, достигшим 18 лет. При подаче ходатайства должны присутствовать все члены семьи, сведения о которых заносятся в ходатайство заявителя. Согласно указанного регламента анкету заполняет сотрудник территориального органа ФМС России по РХ. Для выяснения возникающих вопросов относительно мотивов обращения за статусом беженца составляется опросный лист на основании индивидуального собеседования с заявителем. Отказ в рассмотрении ходатайства по существу УФМС России по РХ не давало. Кроме того, пояснила, что в случае, если гражданин, который обращается с ходатайством о признании его беженцем, находится в СИЗО, то сотрудник УФМС России по РХ может выехать к такому заявителю по месту его содержания в СИЗО.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Из содержания указанных статей следует, что в судебном порядке граждане вправе оспорить в суде лишь такие решения, действия (бездействие), которые нарушают их права и свободы,

создают препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно возлагают на гражданина какую-либо обязанность или незаконно привлекают его к ответственности.

Как следует из представленного в материалы дела постановления о заключении под стражу лица для обеспечения его выдачи по запросу иностранного государства без подтверждения решения иностранного суда судом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца Кыргыстана, гражданина Кыргызской Республики, избрана мера пресечения в виде заключения под стражу для обеспечения возможности его выдачи Кыргызской Республике сроком на 2 месяца, до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 содержится в .

В ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ представитель ФИО1 адвокат Костючкова ЕВ обратился в УФМС России по РХ, представив ходатайство ФИО1 о признании беженцем, анкету, копии свидетельств о рождении детей, копию документа об образовании, копию свидетельства о браке, копию постановления прокурора  о заключении под стражу, копию доверенности, копию отрывного бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, копии общегражданских паспортов, а также сопроводительное письмо, в котором поясняет, что сотрудники отдела по работе с иностранными гражданами УФМС России по РХ ДД.ММ.ГГГГ отказались принимать на личной беседе и оформлять опросный лист, а порекомендовали направить документы через канцелярию УФМС России по РХ.

Кроме того, в сопроводительном письме представитель ФИО1 Костючкова ЕВ указывает, что лично ФИО1 с ходатайством о признании беженцем обратиться не может, так как в соответствии с постановлением о заключении под стражу прокурора  от ДД.ММ.ГГГГ находится в .

Из представленной в материалы дела доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, удостоверенной начальников  ФИО3, усматривается, что ФИО1 уполномочил Костючкова ЕВ на представление его интересов, в том числе в органах УФМС России по РХ, с правом подавать от его имени любые заявления, ходатайства, а также ходатайства (обращения) для получения статуса беженца.

Согласно сообщению УФМС России по РХ от ДД.ММ.ГГГГ № документы, представленные Костючкова ЕВ в УФМС России по РХ, возвращены со ссылкой на п.п. 22, 23, 27 Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах.

Таким образом, из сообщения УФМС России по РХ от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что заявителю отказано в принятии ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 3 ФЗ от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» признание лица беженцем предусматривает:

1) обращение с ходатайством о признании беженцем;

2) предварительное рассмотрение ходатайства;

3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

5) рассмотрение ходатайства по существу;

6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

7) выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 4 указанного ФЗ «О беженцах» лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего пребывания на законном основании на территории Российской Федерации.

Согласно п. 20 Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 05.12.2007 № 452, исполнение государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах включает в себя следующие административные процедуры:

прием ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации и выдачу заявителю справки о приеме у него ходатайства;

предварительное рассмотрение ходатайства;

принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

выдачу свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо вручение уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

рассмотрение ходатайства по существу;

принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

выдачу удостоверения беженца либо вручение уведомления об отказе в признании беженцем;

проведение ежегодного переучета беженцев;

продление срока признания беженцем либо утрата или лишение статуса беженца.

Указанным Административным регламентом Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах предусмотрено, что ходатайство о признании беженцем на территории Российской Федерации подается каждым членом семьи заявителя, достигшим возраста восемнадцати лет.

Сведения о членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в ходатайство одного из родителей, а при отсутствии родителей - в ходатайство опекуна либо одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, с которыми они прибыли на территорию Российской Федерации и которые добровольно взяли на себя ответственность за их поведение, воспитание и содержание.

При подаче ходатайства должны присутствовать все члены семьи, сведения о которых заносятся в ходатайство заявителя.

Каждое ходатайство регистрируется территориальным органом ФМС России в Книге учета обращений иностранных граждан и лиц без гражданства с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации.

Ходатайство заполняется на русском языке. Если заявитель не может заполнить ходатайство самостоятельно, оно заполняется сотрудником территориального органа ФМС России.

После заполнения ходатайства проводится опрос заявителя с заполнением анкеты. На первую страницу анкеты наклеивается фотография заявителя размером 3 x 4 см. Анкета заполняется на русском языке сотрудником территориального органа ФМС России со слов заявителя. Каждая страница анкеты подписывается заявителем.

В анкете должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о мотивах обращения за статусом беженца в Российской Федерации, а также необходимые автобиографические данные.

После заполнения анкеты и пятнадцатиминутного перерыва с заявителем проводится индивидуальное собеседование. Вопросы относительно мотивов обращения заявителя за статусом беженца и ответы на них фиксируются в опросном листе. Каждая страница опросного листа подписывается заявителем. В случае необходимости с заявителем проводятся дополнительные собеседования с заполнением опросных листов.

Из изложенных норм права следует, что при исполнении государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах не предусмотрена такая административная процедура как отказ в принятии ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации.

Таким образом, поскольку ФИО1, содержащийся в , обратился в УФМС России по РХ через уполномоченного на то представителя – Костючкова ЕВ с ходатайством о признании его беженцем на территории Российской Федерации, то УФМС России по РХ не законно приняло решение об отказе в принятии такого ходатайства, возвратив представленные документы заявителю.

Учитывая изложенное, суд признает решение УФМС России по РХ от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе представителю ФИО1 Костючкова ЕВ в принятии ходатайства о признании беженцем незаконным, и обязывает УФМС России по РХ принять ходатайство ФИО1 о признании беженцем и оформить опросный лист.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 254-258, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление представителя ФИО1 – Костючкова ЕВ, действующего на основании доверенности, удовлетворить.

Признать решение Управления Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе представителю ФИО1 - Костючкова ЕВ в принятии ходатайства о признании беженцем незаконным.

Обязать Управление Федеральной миграционной службы по Республике Хакасия принять ходатайство ФИО1 о признании беженцем и оформить опросный лист.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течении 10 дней со дня составления мотивированного решения суда через Абаканский городской суд.

Судья: Л.М. Паксимади

Мотивированное решение составлено и подписано: 20 декабря 2011 года

Судья: Л.М. Паксимади