Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 ноября 2016 года Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Г.К.Шамшутдиновой
при секретаре Н.Р. Мухмаджанове,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Правительства Астраханской области к МООИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л :
Правительство Астраханской области обратилось в суд с исковым заявлением, указав, что постановлением судебного пристава - исполнителя МООИП УФССП России по Астраханской области в рамках исполнительного производства №16749/16/30017-ИП вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей с должника Правительства области, в связи с тем, что по истечении срока, установленного для добровольного исполнения, решение суда не исполнено.
Истец просит освободить от взыскания исполнительского сбора.
В судебное заседание стороны не явились, надлежаще извещены, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что судебным приставом-исполнителем МООИП УФССП России по Астраханской области возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа, выданного Кировским районным судом г.Астрахани, об обязании Правительства Астраханской области предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда ФИО1.
17.10.2016 судебным приставом-исполнителем МООИП УФССП России по Астраханской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей с Правительства области, в связи с тем, что по истечении срока, установленного для добровольного исполнения, решение суда не исполнено.
Обращаясь с заявлением об освобождении исполнительского сбора, истец указывает, что ими предпринимались все меры к исполнению решения суда. Кроме того, отсутствует вина в неисполнении решения суда.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 239 Бюджетного кодекса РФ бюджетный иммунитет - правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебного акта, т.к. расходы бюджетов утверждаются законодательным актом соответствующего уровня, и носят целевой и обязательный характер.
В силу п.1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам и порядку их исполнения.
Для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации соответствующие документы направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.
Частью 5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете.
В соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 06.05.2010 № 199-П финансовым органом Астраханской области является министерство финансов Астраханской области.
В силу п. п. 2.10, 2.11 указанного постановления министерство финансов Астраханской области осуществляет управление средствами бюджета области на лицевом счете бюджета субъекта РФ и счетах, открытых министерству в установленном порядке в главном управлении Центрального банка РФ по Астраханской области и кредитных организациях. Министерство финансов Астраханкой области открывает в органах Федерального казначейства лицевые счета, в ГРКЦ ГУ Банка России по Астраханской области и кредитных организациях Астраханской области, счета по учету средств бюджета области и иных средств в соответствии с законодательством РФ и Астраханской области, устанавливает режимы действия счетов.
Правительство Астраханской области в соответствии со ст. 1 Закона Астраханской области «О Правительстве Астраханской области» является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Астраханской области. Правительство Астраханской области является коллегиальным органом, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти Астраханской области. Кроме того, Правительство Астраханской области в государственном реестре юридических лиц отсутствует, а также отсутствуют лицевые счета.
В соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 23.05.2006 № 164-П «О представлении интересов (представительстве) Правительства Астраханской области в федеральных судах и у мировых судей Астраханской области», в случае обращения Правительства Астраханской области в суд для разрешения возникшего спора, а также предъявления в суд исковых или иных требований к Правительству Астраханской области, интересы Правительства Астраханской области в суде представляются соответствующим исполнительным органом власти области.
Представительство Правительства Астраханской области исполнительным органом власти области осуществляется по специальному поручению Правительства Астраханской области.
Распоряжением Правительства Астраханской области от 19.11.2010 № 485-Пр «О представлении интересов Правительства Астраханской области» министерство социального развития и труда Астраханской области уполномочено представлять интересы Правительства Астраханской области в судах общей юрисдикции по гражданским делам, связанным с обеспечением жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в управлении Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области и его структурных подразделениях по совершению всех действий, связанных с исполнительным производством.
Обязательства по исполнению вышеуказанных постановлений, вынесенных в порядке исполнения решений суда, на министерство социального развития и труда Астраханской области Правительством Астраханской области не возлагались, средства в бюджете Астраханской области на указанные цели министерству не предусмотрены.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
После 01.01.2013 предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществлялось в порядке, установленном Законами Астраханской области от 11.02.2002 № 6/2002-03 «О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Астраханской области», от 10.10.2006 № 75/2006-03 «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области», постановления Правительства Астраханской области от 19.12.2012 № 571-П «Об отдельных вопросах обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» путем предоставления жилых помещений по договорам найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Астраханской области.
Организация исполнения судебных решений осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 12.09.2014 №399-П «О государственной программе «Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области» и распоряжением Правительства Астраханской области от 22.08.2013 № 388- Пр. «Об исполнении судебных решений».
Поскольку в государственной казне Астраханской области отсутствуют свободные от прав третьих лиц жилые помещения для предоставления детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Правительством Астраханской области предусмотрены и реализуются через исполнительные органы государственной власти Астраханской области мероприятия, как по исполнению судебных решений, в том числе и тех, в отношении которых отсутствуют исполнительные производства.
Организация исполнения судебных решений осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 12.09.2014 №399-П «О государственной программе «Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области» и распоряжением Правительства Астраханской области от 22.08.2013 № 388- Пр. «Об исполнении судебных решений».
Министерством социального развития и труда Астраханской области организуется формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются судебные решения, вступившие в законную силу до 01.01.2013, в порядке принятия судебных решений по месту включения претендентов в список; работа межведомственной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), по распределению приобретенных (построенных) за счет средств бюджета Астраханской области жилых помещений по договорам социального найма между претендентами по месту включения претендентов в список; а также осуществляется передача информации о решениях межведомственной комиссии в государственное казенное предприятие Астраханской области «Фонд государственного имущества Астраханской области» и управление Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области; агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области осуществляется приобретение в государственную собственность Астраханской области жилых помещений, соответствующих требованиям законодательства, для последующего предоставления по договорам социального найма; министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области осуществляются мероприятия по оформлению земельных участков, разработке проектно-сметной документации и размещению заказов на строительство жилых домов, для реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Работа агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области по приобретению жилых помещений продолжается.
На территории Астраханской области формирование специализированного жилищного фонда осуществляется путем строительства жилых домов и приобретения квартир с целью дальнейшего обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории.
В 2014 году в связи с переходом на новую контрактную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44 предусмотрены значительные изменения правил осуществления госзакупок, а это в свою очередь требует дополнительного времени на исполнение мероприятий по приобретению и строительству жилья при выполнения всех условий и процедур, предусмотренных данным Законом.
В соответствии с письмом Минобрнауки России от 30.122015 № ВК-3244/07 «О распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на представление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа» согласно ФЗ от 14.12.2015 №359-Ф3 «О федеральном бюджете на 2016 год» в целях предоставления субсидий Минобрнауки России предусмотрены предельные объемы бюджетных ассигнований: 2016 год - 6902849,6 тыс. рублей; Астраханская область 65281,5 тыс. рублей.
На обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями бюджетных ассигнований предусмотренных в 2016 году министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области 109713,0, также агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области 23510,93 тыс. рублей.
Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10. 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника- гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника- гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
На основании ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (ч. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
Указанные в заявлении истца причины принимаются судом в качестве обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии вины должника в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
С учетом того, что истцом действительно предпринимались меры для исполнения решения суда, принимая во внимание тот факт, что отсутствует злостное уклонение от исполнения решения суда со стороны Правительства области, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Правительства Астраханской области удовлетворить.
Освободить Правительство Астраханской области от взыскания исполнительского сбора.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца.
Судья: