ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6698/2015 от 11.02.2016 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 февраля 2016 года город Иркутск

Свердловский районный суд города Иркутска в составе председательствующего судьи Жильчинской Л. В., при секретаре Долгих С. В.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-91/16 по иску ФИО3, ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Холдинговая компания «Коммунальные системы» о признании незаконными действий по начислению платы за коммунальную услугу по отоплению, устранении нарушения прав, об обязании произвести перерасчет стоимости коммунальных услуг за жилое помещение, взыскании уплаченных денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

В Свердловский районный суд <адрес обезличен> обратились ФИО3, ФИО1 с иском к ООО «Холдинговая компания «Коммунальные системы» об обязании произвести перерасчет по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги, отопление, взыскании уплаченных денежных средств.

В обоснование исковых требований указано, что истцы являются собственниками жилых помещений в жилом доме по адресу: <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен>. Управление указанного жилого дома с <Дата обезличена> по настоящее время осуществляет ООО «Холдинговая компания «Коммунальные системы».

В доме установлен коллективный прибор учета теплосчетчик КМ-5-4, который не подразделяет объемы потребления тепловой энергии отдельно на отопление и горячее водоснабжение. Это значит, что стоимость отопления и ГВС тесно взаимосвязаны друг с другом. Прибор учета расхода тепловой энергии, потребленной в системе ГВС, в доме отсутствует.

При расчете размера платы за корректируемый период ответчик некорректно производит перерасчет размера платы за коммунальные ресурсы, нарушив правила предоставления коммунальных услуг.

Ответчик при расчете размера платы за ГВС применяет двухкомпонентный тариф на горячую воду. Размер платы за ГВС рассчитывается в соответствии с формулой 23 п. 26 приложения <Номер обезличен> Постановления Правительства РФ <Номер обезличен>. Тариф на горячую воду состоит из компонента тепловой энергии и компонента теплоносителя. Однако, жилищное законодательство не предусматривает в платежных документах распределять стоимость ГВС при открытой централизованной системе водоснабжения на два указанных компонента.

На сегодняшний день при расчете платы за компонент тепловой энергии, используемый в ГВС на подогрев 1 куб.м. воды берется некий норматив 0,055 Гкал/куб.м., который действовал ранее. В связи с вводом Постановления Правительства РФ <Номер обезличен> (354) данный норматив отменен приказом мэра <адрес обезличен> от <Дата обезличена><Номер обезличен>, а новый не утвержден. Таким образом, норматив расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. в размере 0,055 Гкал/куб.м. в данной ситуации становится вне закона. Ответчик произвольно формирует стоимость коммунальных услуг за отопление и ГВС, что противоречит нормам действующего законодательства, т.к. объемы потребления коммунальных услуг утверждаются региональными органами самоуправления, которые до настоящего времени не утверждены <адрес обезличен>.

Посколькуиндивидуальные и коллективный приборы учета горячей воды не фиксируют расход тепловой энергии в ГВС, а нормативы потребления тепловой энергии в горячей воде в соответствии с действующим законодательством не устанавливаются, следовательно, определить удельный расход тепловой энергии в горячей воде для распределения объема тепловой энергии в зависимости от целей потребления, а именно на нужды потребления горячей воды в помещениях потребителей и на общедомовые нужды, возможно только расчетным путем.

Порядок определения норматива на подогрев 1 куб.м. воды в системе ГВС определяется по Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ <Номер обезличен> от <Дата обезличена> "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".

Действующее законодательство обязывает управляющую организацию производить корректировку размера платы за коммунальные услуги, в том числе по отоплению, один раз в год и читывать полученную разницу в результате корректировки при последующем начислении платы за коммунальные услуги или компенсировать потребителю в течение 1 месяца после перерасчёта.

Ответчиком в августе 2015 года произведена корректировка размера платы по коммунальным услугам за отопление и ГВС с грубым нарушением Правил расчета, утвержденных Постановлением Правительства РФ <Номер обезличен>, 307, 306. По предоставленным расчетам объемы потребления ресурсов, подлежащие возврату потребителям, необоснованно занижены.

На основании вышеизложенного, руководствуясь нормами закона о защите прав потребителей, Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлениями Правительства №<Номер обезличен>, 307, 354, нормами жилищного законодательства (ЖК РФ, Постановления Правительства РФ <Номер обезличен>), ст.1102 гл. 60 ГК РФ, истцы ФИО3, ФИО1 уточнив свои требования и расчеты, просят суд:

- обязать ответчика ООО «Холдинговая компания «Коммунальные системы» произвести перерасчет размера платы за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> с соблюдением действующих правил жилищных законодательных актов;

- обязать ответчика ООО «Холдинговая компания «Коммунальные системы» вернуть незаконно удержанные суммы, полученные при перерасчете размера платы за отопление за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, в размере по 1010,76 рубля в пользу истцов каждого их истцов;

- признать действия ООО «Холдинговая компания «Коммунальные системы» по включению тепловых потерь трубопроводами систем горячего водоснабжения, вызванных циркуляцией, в начисление платы за коммунальную услугу отопление, незаконным;

- обязать ответчика ООО «Холдинговая компания «Коммунальные системы» прекратить начисление тепловых потерь на отопление, связанных с циркуляцией теплоносителя по стоякам и полотенцесушителям в системе водоснабжения;

- обязать ответчика ООО «Холдинговая компания «Коммунальные системы» определять затраты на ОДН в горячей воде до утверждения нормативов на подогрев 1 куб. м. с учетом коэффициента учитывающего тепловые потери в системе ГВС жилого дома: нагрев полотенцесушителей, потери тепловой энергии от стояков и трубопроводов ГВС в подвале здания, согласно приказу Госстроя РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен> «Методика определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения», введенных в п. 5.1 Приложения 1 ПП <Номер обезличен>.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме, просил суд иск удовлетворить. Дополнительно суду пояснил, что ответчик ссылается на правомерность тарифа на горячую воду, применяемый органом муниципальной власти, в котором компонент тепловой энергии, потребленной в горячей воде, применяется удельный расход в количестве 0,055 Гкал на нагрев 1 куб.м. воды. Действительно, на городском сайте администрации указан тариф на ГВС в 2015 году в сумме 72,08 рубля, однако, отсутствует основание на правомерность его применения, он не утвержден в законном порядке приказом Службы по тарифам <адрес обезличен>. Кроме того, и администрация, и ответчик проигнорировали Решение Арбитражного суда <адрес обезличен> от <Дата обезличена> по делу: А19-5721/2012. Таким образом, по мнению истцом у ответчика отсутствует право самостоятельно формировать тарифы на горячую воду с применением удельного расхода на компонент тепловой энергии в размере 0,055 Гкал.

Расчет удельного расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. воды в размере 0,055 Гкал. не указывается ни в одном разделе договора о теплоснабжении, заключенного ответчиком с поставщиком энергоресурсов ООО «Иркутскэнергосбыт» от <Дата обезличена><Номер обезличен>; не указан конкретно порядок определения поставленных коммунальных ресурсов при наличии ОДПУ, не распределяющего расход тепловой энергии по нагрузкам на ГВС и на отопление. Отсутствует порядок определения стоимости и оплаты коммунальных ресурсов, скрыта информация о порядке расчета коммунальных ресурсов. Таким образом, ответчик необоснованно ссылается на то, что настоящим договором предусмотрена разбивка стоимости тепловой энергии, потребленной на отопление и ГВС с применением удельного расхода тепловой энергии в ГВС на подогрев 1 куба воды в количестве 0,055 Гкал.

Истец ФИО1 также суду пояснил, что в данном судебном процессе истцы не оспаривают правомерность применения удельного расхода в расчете компонента тепловой энергии в системе ГВС на индивидуальное потребление в количестве 0,055 Гкал/куб.м. при нормируемой температуре горячей воды в 60 градусов согласно физическому свойству горячей воды: 60-5/100, где 5 градусов учитывается температура воды на источнике водоснабжения. Однако, тепловая энергия нагрева труб, стояков, полотенцесушителей, которая относится к затратам на содержание внутридомовой системы водоснабжения и без которой услуга ГВС не может быть предоставлена, ответчиком не начисляется в нарушение правила п.п. 40, 38 ПП <Номер обезличен>. Таким образом, при расчете за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме для квартиры в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, ответчик не соблюдает правила п. 38 ПП <Номер обезличен>, а именно: не рассчитывает технологические неизбежные и обоснованные потери коммунальных ресурсов во внутридомовых инженерных системах многоквартирного дома. Размер платы на ОДН рассчитывает без разбивки объемов потребления ГВС по составу на двухкомпонентные тарифы; объемы расходы тепловой энергии на ОДН в системе ГВС ответчик определяет не в натуральных единицах, а в денежном эквиваленте, как разность общей стоимости тепловой энергии и теплоносителя, рассчитанной по объемам согласно показаниям ОДПУ, за вычетом размера начисленной платы за горячую воду по лицевым счетам, предъявленную потребителям данного коммунального ресурса. В результате ОДН находятся в прямой зависимости от предъявленных по лицевым счетам объемов потребления ресурса, в которых может быть скрыта информация неучтенного расхода потребления ресурсов незарегистрированными потребителями. Данная незаконная финансовая операция позволяет ответчику переплату за отопление, полученную за счет необоснованного увеличения удельного расхода тепла на 1 кв.м. жилой площади, взыскивать с потребителей в завышенном размере в следующем отчетом периоде, а денежные средства использовать в своих целях.

В судебное заседание истица ФИО3 не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства была уведомлена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

При таких обстоятельствах, суд с учетом мнения участвующих в деле лиц, рассматривает настоящее гражданское дело в отсутствие истца ФИО3 в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика ООО «Холдинговая компания «Коммунальные системы» ФИО2, действующая на основании доверенности от <Дата обезличена>, в судебном заседании исковые требования ФИО3, ФИО1 не признала, просила суд в иске отказать в полном объеме, повторив доводы письменных возражений на иск.

В письменных возражениях ответчика на исковое заявление указано, что горячая вода, как товар, складывается из двух товаров: исходной воды (для <адрес обезличен> - "теплоноситель") и тепловой энергии, использованной на ее нагрев. В указанном <адрес обезличен> открытая система теплоснабжения, прибор учета тепловой энергии на вводе в дом показывает расход поступившего в дом теплоносителя, но количество тепловой энергии, потраченное на его нагрев, прибор показать не может, у него нет сигнала от датчика температуры исходной водопроводной воды. Вручную введена некая усредненная температура воды (5 градусов Цельсия). Прибор не определяет количество тепловой энергии на горячее водоснабжение, поэтому в расчете платы за горячее водоснабжение применяется нормативное количество тепловой энергии на нагревание 1 куб.м. воды.

Обязанность установить норматив расхода коммунальных услуг возложена на органы государственной власти субъектов РФ. Норматив тепловой энергии на нагревание воды по формулам, определенным Постановлением Правительства РФ <Номер обезличен>, правительством <адрес обезличен> не установлен.

Применение норматива 0,055 Гкал тепловой энергии на нагрев 1 куб.м. воды обусловлено следующими обстоятельствами: расход в 0,055 Гкал тепловой энергии применяется администрацией <адрес обезличен> при определении тарифа за 1 куб.м. горячей воды в <адрес обезличен>; подтвержден физической формулой; ресурсоснабжающая организация рассчитывает стоимость горячей воды, поставляемой по договору <Номер обезличен>, исходя из расхода тепловой энергии на нагрев 1 куб.м. воды 0,055 Гкал.

Таким образом, орган муниципальной власти при расчете стоимости горячего водоснабжения применяет норматив тепловой энергии 0,055 Гкал на нагрев 1 куб.м. воды.

Применяемые 0,055 Гкал подтверждаются физической природой тепловой энергии и простейшей формулой q = (T1-T2)/1000(Гкал/куб.м.), где Т1 – температура горячей воды, т.е. 60 градусов; Т2 – усредненная температура водопроводной воды.

В соответствии с договором теплоснабжения и горячего водоснабжения от <Дата обезличена><Номер обезличен>, заключенным ответчиком с ООО «Иркутскэнергосбыт», оплата за коммунальные ресурсы производится исполнителем ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за расчетным, на основании счета, выставляемого исполнителю.

Потребителям коммунальных услуг в <адрес обезличен>-на Первомайский в сентябре 2015 года выполнен перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен>.

В указанном доме установлен прибор учета тепловой энергии, который учитывает всю тепловую энергию, поставленную в дом: без разделения ее на тепловую энергию для нагрева воды и тепловую энергию для отопления дома. Объем тепловой энергии для отопления определении как разница между объемом тепловой энергии по общедомовому прибору учета и объемом тепловой энергии для горячего водоснабжения.

Управляющей организацией начисление платы за коммунальные услуги и предусмотренная ПП-307 ежегодная корректировка платы за отопление выполнена в соответствии с законодательством. С <Дата обезличена> начисление платы за коммунальную услугу по отоплению производится с соблюдением п. 21 ПП-307; по среднемесячному, рассчитанному на основании показаний общедомового прибора учета, объему тепловой энергии на отопление 1 кв.м. – 0,0163 Гкал на кв.м. На основании изложенного, представители ответчика полагают, что исковые требования ФИО3 и ФИО1 незаконны и удовлетворению не подлежат.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ч.ч.1, 3, 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Собственник жилого помещения несёт бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несёт также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключёнными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Судом установлено, что истец ФИО3 является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен>.

Судом также установлено, что истец ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен>. Данные обстоятельства подтверждаются представленными суду свидетельствами о государственной регистрации права серии <адрес обезличен>8 от <Дата обезличена>, серии <адрес обезличен> от <Дата обезличена>.

В качестве управляющей компании многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен> выбрана ООО «Холдинговая компания «Коммунальные системы», что подтверждается протоколом общего собрания собственников указанного дома от <Дата обезличена>

Из доводов иска и объяснений сторон установлено, что квартиры истцов не оборудованы индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов, при этом многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии (теплосчетчик модели КМ-5-4).

В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен> «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») установлено, что расчёт размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учётом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определённом законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) (п.38 Правил).

Согласно п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен>, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.

Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды.

Согласно п. 42 (1) Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учёта (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом и нежилом помещениях определяется в соответствии с формулой 3 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учёта тепловой энергии.

Как указано в п. 80 Правил, учёт объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта. К использованию допускаются приборы учёта утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Постановлением Правительства РФ <Номер обезличен> от <Дата обезличена> «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам».

В соответствии с п.25 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен>, при наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии и наличии во всех или в отдельных помещениях распределителей размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год - исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление жилых и (или) нежилых помещений, оборудованных распределителями, в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 приложения <Номер обезличен> к настоящим Правилам.

Согласно п. 21 указанных Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учёта и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учёта, размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется: а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам; б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.

При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учёта потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта (п. 22 Постановления).

Согласно п.23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учёта и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учёта помещений в таком доме, размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учёта, определяется: а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам; б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Пунктом 21 подп. «б» постановления Правительства РФ от <Дата обезличена> N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учёта и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учёта размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется: для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Таким образом, оплата коммунальных услуг, предоставляемых жильцам жилого дома по адресу: <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, <адрес обезличен>, должна определяться за отопление в соответствии с п.21 Правил <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, за горячее водоснабжение в соответствии с п.23 Правил <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.

Как видно из представленных ответчиком платежных документов за август 2015 года, выставленных истцам для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, управляющей компанией произведен перерасчет за услугу «Отопление» за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, в результате чего, определена сумма к возврату ФИО3 в размере .... рубля и к возврату ФИО1 в размере .... рубля.

Таким образом, управляющей организацией выполнена ежегодная корректировка начисленной платы за отопление, что соответствует вышеуказанным требованиям Постановления Правительства РФ от <Дата обезличена> N 307.

С <Дата обезличена> начисление платы за коммунальную услугу по отоплению производится с соблюдением п. 21 Постановления Правительства РФ от <Дата обезличена> N 307 по среднемесячному, рассчитанному на основании показаний общедомового прибора учета, объему тепловой энергии на отопление 1 кв.м. – 0,0163 Гкал на кв.м., что подтверждается представленными суду платежными документами.

В связи с чем, скорректированная сумма за год на каждого истца не является убытками истцов и не может быть отнесена судом к неосновательному обогащению ответчика.

По вопросу применения двухкомпонентного тарифа на горячее водоснабжение, по вопросу распределения доли тепловой энергии между коммунальными услугами «отопление» и «горячее водоснабжение» и вопросу расчета норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, истцы неоднократно обращались с заявлениями в разные инстанции с целью проведения проверки по правильности начислений, применении управляющей компанией коэффициента по компоненту тепловой энергии на подогрев 1 куба холодной воды в размере 0,055 Гкал/куб.

Так, из ответа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта <адрес обезличен> от <Дата обезличена><Номер обезличен> следует, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен> «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду» министерством будут установлены вышеупомянутые нормативы в порядке и в сроки, предусмотренные Постановлением <Номер обезличен>, то есть не позднее <Дата обезличена>. До вышеуказанной даты норма расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды определяется расчетным методом ресурсоснабжающей организацией в соответствии с «Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения», утвержденной Приказом Госстроя РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен> и оговаривается в договоре теплоснабжения, заключенным с ресурсоснабжающей организацией.

Из данного ответа также видно, что в представленных заявителями расчетах некорректно выполнен расчет «расхода тепловой энергии на общедомовые нужды (ОДН) в отопительный период (неотопительный период)» исходя из величин соответственно 0,018 и 0,005 Гкал/куб.м. Фактический смысл норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, заключается в установлении количества тепловой энергии, необходимой на подогрев холодной воды до определенной температуры. Причем количество тепловой энергии на подогрев воды не зависит от направления (в жилом помещении или на общедомовые нужды) расхода воды. Из представленных расчетов следует, что на нагрев воды в жилом помещении расходуется 0,055 Гкал на куб.м. воды; на нагрев воды на общедомовые нужды – 0,018 (0,005) Гкал на куб.м. воды, что противоречит физическому смыслу.

Данные обстоятельства также подтверждаются пояснениями привлеченного судом специалиста ФИО4 – ведущего специалиста отдела анализа, нормативов и субсидирования ресурсоснабжающих организаций Управления жилищной политики и стратегического развития Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта <адрес обезличен>. Так, согласно разъяснениям специалиста Министерство жилищной политики является уполномоченным органом по установлению нормативов. В постановление Правительства Российской Федерации <Номер обезличен> от <Дата обезличена> неоднократно вносились изменения, в связи с чем, Службой жилищного надзора <адрес обезличен>, руководствуясь постановлением <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, также неоднократно вносились изменения. До 2015 года норматив на подогрев горячей воды не был предусмотрено действующим законодательством. Впервые Постановлением Правительства РФ <Номер обезличен> введен порядок расчета с закреплением даты введения норматива - <Дата обезличена>. В настоящее время 0,055 Гкал на куб.м. воды – это расчетная величина для определения количества тепловой энергии для подогрева 1 кубического метра воды и не является нормативом. Пока нет утвержденного норматива, применяется тот коэффициент, который используется в договоре с ресурсоснабжающей организацией. Поскольку вопрос норматива для определения количества тепловой энергии для подогрева 1 кубического метра воды законодательством не урегулирован, в действие вступают договорные отношения.Нарушений со стороны управляющей компании не имеется. В рамках арбитражного спора норматив отменен, при расчете стали применять коэффициент, который указан в договоре.Есть четкая формулировка в п.42.1 Постановления <Номер обезличен>, в соответствии с которым Управляющая организация не может начислить больше показаний прибора учета.

Согласно представленному суду договору теплоснабжения и горячего водоснабжения <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, заключенному между ответчиком ООО «ХК «Комсистемы» и ОАО «Иркутскэнерго» (Единая теплоснабжающая организация – ЕТО), следует, что дата начала поставки коммунальных ресурсов – с <Дата обезличена>. Тепловые нагрузки на отопление и ГВС по каждому многоквартирному дому и стороннему потребителю согласованы ЕТО и указаны в Приложении <Номер обезличен> к настоящему договору (п. 3.2).

В соответствии с п. 5.1, 5.1.1 договора теплоснабжения и горячего водоснабжения <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, количество поставленных коммунальных ресурсов определяется: при оборудовании МКД ОДПУ – по показаниям ОДПУ за расчетный период за вычетом объемов поставки коммунальных ресурсов собственникам нежилых помещений в этом МКД по договорам теплоснабжения, заключенным ими непосредственно с ЕТО.

Размер ежемесячной платы за коммунальные ресурсы при наличии в доме ОДПУ определяется в следующем порядке: за горячую воду – исходя из показаний ОДПУ; за тепловую энергию на отопление – исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление по показаниям ОДПУ за предыдущий год (п. 6.4.1, подп. 6.4.1.1, 6.4.1.2).

В соответствии с п. 6.7 договора теплоснабжения и горячего водоснабжения <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, при осуществлении оплаты по настоящему договору исполнитель в платежных документах обязан указать назначение платежа, а именно: номер и дату договора, расчетный период, за который производится платеж, а при получении платежного требования – дополнительно его № и дату.

Согласно п. 6.9 один раз в квартал стороны проводят сверку расчетов по настоящему договору, ЕТО в письменном виде уведомляет исполнителя о проведении сверки и месте проведения сверки расчетов не менее чем за 10 дней до последнего числа последнего месяца квартала.

Изучив представленные суду доказательства, разъяснения компетентного органа, осуществляющего надзор, в том числе за деятельностью управляющих компаний, представленные документы, суд приходит к выводу, что каких-либо нарушений со стороны ответчика в связи с начислением платы и корректировкой за отопление за спорный период, не установлено.

Обсуждая довод стороны истца о неправомерности применения управляющей компанией коэффициента 0,055 Гкал при расчете норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, суд приходит к следующему выводу.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что горячая вода, как товар, складывается из двух товаров (компонентов): исходной воды (теплоноситель) и тепловой энергии, использованной на ее нагрев. В <адрес обезличен>-<адрес обезличен> в <адрес обезличен> открытая система теплоснабжения, прибор учета тепловой энергии на вводе в дом показывает расход поступившего в дом теплоносителя, однако количество тепловой энергии, потраченное на его нагрев, прибор не показывает. Коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии не определяет отдельно количество тепловой энергии на горячее водоснабжение, поэтому в расчете платы за горячее водоснабжение применяется нормативное количество тепловой энергии на нагревание 1 куб.м. холодной воды.

Обязанность установить норматив расхода коммунальных услуг возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как установлено судом, норматив тепловой энергии на нагревание воды по формулам, определенным Постановлением Правительства Российской Федерации <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, правительством <адрес обезличен> не установлен. Действующим законодательством обязанность по установлению норматива расхода коммунальных услуг возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации в срок до <Дата обезличена>.

Применение коэффициента равного 0,055 Гкал тепловой энергии на нагрев 1 куб.м. воды ответчиком обусловлено следующими обстоятельствами: расход в 0,055 Гкал тепловой энергии применяется администрацией <адрес обезличен> при определении тарифа за 1 куб.м. горячей воды в <адрес обезличен>; подтвержден физической формулой; ресурсоснабжающая организация рассчитывает стоимость горячей воды, поставляемой по договору <Номер обезличен>, исходя из расхода тепловой энергии на нагрев 1 куб.м. воды 0,055 Гкал.

Судом также установлено, что тариф за 1 куб.м. горячей воды на 2015 год установлен в размере .... копеек. Исходя из того, что тариф на горячую воду складывается из тарифов двух компонентов: теплоноситель и тепловая энергия, то за компонент горячей воды - теплоноситель - тариф установлен в размере .... копейка. Стоимость тепловой энергии в структуре тарифа за 1 куб.м. горячей воды равна: .... руб. Нормативный расход тепловой энергии на подогрев 1 куб.м. воды равен: .... Гкал.

Таким образом, управляющая компания, как и орган муниципальной власти при расчете стоимости горячего водоснабжения применяет коэффициент для расчета тепловой энергии 0,055 Гкал на нагрев 1 куб.м. воды, что не противоречит действующему законодательству и соответствует фактическим затратам управляющей компании при оплате услуг по договору с ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Бремя доказывания правомерности произведенных начислений за коммунальные услуги лежит на ответчике.

Ответчиком в ходе судебного разбирательства суду представлены доказательства правомерности произведенных начислений за коммунальную услугу по отоплению в отношении истцов и предъявленных истцам к оплате за спорный период времени.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО3, ФИО1 не подлежит удовлетворению.

При этом судом также учитывается и то обстоятельство, что истец ФИО3, требуя возврата денежных средств по перерасчету платы за отопление в полном объеме в свою пользу, не учитывает вместе с тем то, что квартира по адресу: <адрес обезличен>, м-н Первомайский, <адрес обезличен> принадлежит ей на праве общей долевой собственности (1/2 доли), а, следовательно, требовать перерасчет всей суммы по жилому помещению в свою пользу при наличии второго сособственника - является неправомерным.

Оценивая представленные доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО3 и ФИО1 в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3, ФИО1 о признании незаконными действий общества с ограниченной ответственностью «Холдинговая компания «Коммунальные системы» по начислению платы за коммунальную услугу по отоплению, устранении нарушения прав, о возложении обязанности произвести перерасчет размера платы за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, взыскании удержанных сумм в результате перерасчета размера платы за отопление и горячее водоснабжение за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере .... рублей в пользу каждого из истцов - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд <адрес обезличен> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Л. В. Жильчинская