№ 2-669/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«01» сентября 2014 года п. Зимовники
Судья Зимовниковского районного суда Ростовской области Хазова В.Н.,
при секретаре Московой М.С.,
с участием истца - ФИО1,
её представителя - адвоката Орловского филиала РОКА ФИО2 действующего на основании ордера,
представителя ответчика администрации Зимовниковского района Ростовской области по доверенности - ФИО3,
представителя третьего лица ФИО4 по доверенности - ФИО5,
представителя третьего лица ФИО4 по доверенности - ФИО6,
рассмотрев гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Зимовниковского района Ростовской области о признании недействительными торги и договора, заключенного с лицом, выигравшим торги,
установил:
ФИО1 обратилась в Зимовниковский районный суд с исковым заявлением к администрации Зимовниковского района Ростовской области о признании недействительными торги и договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Просит суд признать недействительными торги по продаже земельного участка сельскохозяйственного назначения кадастровый номер №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, проведенные ДД.ММ.ГГГГ. г. Администрацией Зимовниковского района. Признать недействительным договор, заключенный между Администрацией Зимовниковского района и ФИО4.
В обоснование заявленных требований указала следующее: «ДД.ММ.ГГГГг., истец принимала участие в аукционе открытом по составу участников, закрытом по форме подачи предложений по продаже земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, общей площадью № кв.м., для сельскохозяйственного производства. Организатором торгов являлась Администрация Зимовниковского района Ростовской области, стартовая цена земельного участка была определена <данные изъяты> рублей, объявление было опубликовано в газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №, торги считаются состоявшимися. Считает, что торги были проведены с нарушением требований закона, установленных ст. 448 ГК РФ, ст.38 Земельного кодекса РФ. Утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 11.11.2002 N 808 Положения "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков". В пункте 6 извещения о проведении аукциона указан перечень необходимых документов для участия в торгах, одним из таких документов предусмотрено предложение о цене в конверте. Истцу было разъяснено, что конверт с ценой нужно представить непосредственно перед проведением торгов, и отказались принимать конверт с предложением о цене. Тем самым организатор торгов нарушил п. 19 утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 11.11.2002 N 808 Положения "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, согласно которого «При проведении конкурса или аукциона, закрытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, предложение представляется: а)претендентом в день подачи заявки или в любой день до дня окончания срока приема заявок в месте и час, установленные в извещении о проведении торгов для подачи заявок; б)участником торгов непосредственно в день проведения торгов, но до начала рассмотрения предложений». Следовательно, обязание претендентов на участие в аукционе подавать предложение о цене непосредственно при проведении торгов является незаконным. Торги начались с того, что проводивший аукцион Заместитель председателя Ф.О.В. попросил истца предоставить конверт с ценой, в то время когда конверт другого участника торгов ФИО4 находился в черной папке, и он демонстративно вытащил кончик конверта с нужной ценой, а у ФИО5, представителя по доверенности ФИО4, находились в суме 4 одинаковых конверта. Проверив целость конверта, секретарь М.В.Е. вскрыла его и передала Ф.О.В.. Он сначала зачитал её предложение о цене в сумме <данные изъяты> рублей и только потом попросил конверт у ФИО4, а затем у представителя ФИО4, ФИО5, которая все это время перебирала одной рукой конверты в сумке, и предоставила предложение с большей ценой, в результате чего и стала победителем. Считает, что результаты торгов были решены заранее, ФИО4, является всего лишь подставным лицом. Организатором торгов не была проверена целостность конвертов с предложениями о цене, что не отражено в протоколе об итогах проведения торгов, тем самым был нарушен п. б ст. 24 утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 11.11.2002 N 808 Положения "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков.
В пункте 10 извещения о проведении торгов, указано, что заключение договора возможно только после оплаты победителем услуг межевой организации и независимого оценщика, что увеличивает начальную цену земельного участка, следовательно указанная в объявлении начальная цена продажи указана неверно, т.к. не указана стоимость услуг оценщика и межевой организации. Администрация Зимовниковского района намеренно нарушила закон не выполнив требования к содержанию извещения о проведении торгов, установленные п. 8 Постановления Правительства РФ N 808 от ДД.ММ.ГГГГ "Об организации и проведении торгов по продаже находящейся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков", так как в указанном извещении неверно указана начальная цена земельного участка, не был размещен проект договора купли продажи, сами торги были проведены с грубыми нарушениями» (л.д.).
В судебном заседании истец и её представитель, исковые требования поддержали по основаниям, указанным в исковом заявлении и настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчика исковые требования истца не признала, просила суд в иске отказать, ссылаясь на письменные возражения представленные суду.
В письменных возражениях ответчик указал следующее: «Пунктом 5 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 808, решение о проведении торгов о продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка из государственных или муниципальных земель принимает соответственно уполномоченный орган государственной исполнительной власти либо орган местного самоуправления.
В соответствии с постановлением администрации Зимовниковского района от ДД.ММ.ГГГГ № установлен Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков государственная собственность на которые не разграничена и переоформления прав на них.
Разделом 5 данного постановления установлен порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
Пунктом 5.1 постановления установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах в соответствии с пунктом 3.4 раздела 3 настоящего Порядка.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" и установленных пунктом 2 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков торги являются открытыми по составу участников и проводятся в форме аукциона или конкурса. При этом аукцион может быть открытым или закрытым по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы.
Пунктом 3.5 Раздела 3 постановления администрации Зимовниковского района от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что Администрация Зимовниковского района принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и осуществляет публикацию информации о проведении аукционов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков в газете «<данные изъяты>» и на официальном сайте Администрации Зимовниковского района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
На основании Постановления Администрации Зимовниковского района от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении аукциона по продаже земельных участков» ДД.ММ.ГГГГ в газете «Степная Новь» №№ (<данные изъяты>) Администрацией Зимовниковского района опубликовано объявление о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка находящегося в государственной собственности (лот № -земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный <адрес>, кадастровый номер №, площадь <данные изъяты> кв.м., стартовая цена <данные изъяты> рублей)
Обязательным требованием к извещению о проведении аукциона является указание в нем начальной цены предмета аукциона.
На основании отчета № об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв. м. разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства местоположение: <адрес>, заказчиком которой являлась Администрация Зимовниковского района, установлена итоговая величина рыночной стоимости земельного участка, которая составляет <данные изъяты> рублей. Поэтому доводы истца о том, что в начальную цену аукциона должна была входить оплата услуг межевой организации, независимого оценщика считаем ошибочной. Пункт 10 извещения о проведении торгов не относится к лоту №, о чем при устной беседе ФИО1 было разъяснено специалистом администрации Зимовниковского района при подаче ею заявки на участие в аукционе.
В пункте 6 извещения о проведении аукциона указан перечень документов, необходимых для участия в торгах. В данном перечне установлено предоставление участнику аукциона предложения о цене за земельный участков (в конверте).
В соответствии с пунктом 15 Правил утвержденных Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 808 претендент не допускается к участию в торгах по следующим основаниям:а) заявка подана лицом, в отношении которого законодательством Российской Федерации установлены ограничения в приобретении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; б) представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене или размере арендной платы), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации; в) заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий; г) не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счет (счета), указанный в извещении о проведении торгов. Таким образом, при наличии вышеуказанных условий, организатор торгов вправе отказать претенденту в допуске к участию в торгах.
Из положений данного пункта установлено, в случае если претендент на участие в аукционе не изъявил желания подать конверт с предложением цены, он допускается к аукциону. Истец допущена к участию в аукционе и является его участником, что подтверждается протоколом приема заявок по аукциону. Считает, что доказательств того, что ФИО1 был представлен конверт с предложением цены при подаче ею заявки на участие в данном аукционе не предоставлено, в описи представленных документов он не указан, и доводы о том, что она предлагала приобщить конверт с предложением цены, а специалист администрации отказался его брать, является голословным.
В соответствии с пунктом 19 Правил при проведении конкурса или аукциона, закрытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, предложение представляется: а) претендентом в день подачи заявки или в любой день до дня окончания срока приема заявок в месте и час, установленные в извещении о проведении торгов для подачи заявок; б) участником торгов непосредственно в день проведения торгов, но до начала рассмотрения предложений.
При проведении аукциона ДД.ММ.ГГГГ все участники аукциона предложили конверты непосредственно в день проведения торгов, и подавали предложения поочередно. Считает нарушений в данном случае не имелось.
Доводы ФИО1 о том, что в протокол не внесены сведения о целостности конвертов о цене предложений, считаем несостоятельным, в виду того, целостность конвертов проверяется и указывается, если они поступили при подаче заявок участниками аукциона, а в нашем случае, предложения о цене поступили непосредственно в день проведения торгов.
Подписание протокола влечет определенные правовые последствия, правовые нормы о которых содержатся в п. 5 ст. 448 ПС РФ, статьями 30, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса РФ и пунктами 26 и 28 Правил.
Протокол о результатах торгов является основанием для заключения с победителем торгов договора купли-продажи или аренды земельного участка. Следует отметить, что п. 5 ст. 448 ГК РФ предусматривает, что договор должен быть заключен сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и подписания протокола, а в пункте 26 Правил определено, что договор подлежит заключению не позднее 5 дней со дня подписания протокола. В связи с этим вполне закономерно возникает вопрос о соотношении приведенных норм.
Таким образом, договор купли-продажи земельного участка между администрацией Зимовниковского района и ФИО4 заключен правомерно» (том № 1, л.д.93-96).
Представители третьих лиц ФИО5, ФИО6, просили суд в иске отказать, поскольку нарушений, влекущих признания аукциона недействительным истцом не представлено. Все участники аукциона представили запечатанные конверты непосредственно в день проведения торгов, и подавали предложения поочередно.
Выслушав участников процесса, изучив представленные суду документы, суд приходит к следующему:
Федеральный закон от 21.12.2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и "Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе", утвержденное постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 года N 585 устанавливают, что вся информация о проведении торгов публикуется на официальном сайте РФ.
В силу п. 6 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 года N 585 информационное сообщение о проведении аукциона наряду со сведениями, предусмотренными Федеральным законом "О приватизации государственно муниципального имущества", должно содержать сведения о размере задатка, сроке и порядке его внесения, назначении платежа, реквизитах счета, порядке возвращения задатка, а также указание на то, что данное сообщение является публичной офертой для заключения договора о задатке в соответствии со статьей 437 Гражданского кодекса Российской Федерации, а подача претендентом заявки и перечисление задатка являются акцептом такой оферты, после чего договор о задатке считается заключенным в письменной форме.
Пунктом 5 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 года N 585 установлено, что для участия в аукционе претендент представляет продавцу (лично или через своего полномочного представителя) в установленный срок заявку по форме, утверждаемой продавцом, и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в информационном сообщении о проведении аукциона.
В соответствии с п. п. 11, 12 указанного Положения по результатам рассмотрения документов продавец принимает решение о признании претендентов участниками аукциона или об отказе в допуске претендентов к участию в аукционе, которое оформляется протоколом.
Согласно п. 13 Положения претенденты, признанные участниками аукциона, и претенденты, не допущенные к участию в аукционе, уведомляются о принятом решении не позднее следующего рабочего дня с даты оформления данного решения протоколом путем вручения им под расписку соответствующего уведомления либо направления такого уведомления по почте заказным письмом. Претендент приобретает статус участника аукциона с момента оформления продавцом протокола о признании претендентов участниками аукциона.
Требования к организации и порядку проведения торгов установлены статьей 448 ГК РФ.
Пункт 2 статьи 448 ГК РФ предусматривает, что, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за 30 дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. В случае, если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 808 от 11 ноября 2002 г. утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков.
Пунктом 8 указанных выше Правил, предусмотрены сроки публикации в средствах массовой информации о проведении торгов, а также содержании сведений о торгах.
Пункт 10 ст. 38.1 ЗК РФ предусматривает исчерпывающий перечень сведений, которые должны содержаться в извещении. Согласно п. 8 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808, извещение о проведении торгов должно содержать сведения о предмете торгов, включая данные о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные позволяющие индивидуализировать земельный участок данные.
Из опубликованного в газете "<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ извещения о проведении аукциона по продаже земельных участков следовало, что на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении торгов (в форме аукциона) по продаже земельных участков», находящихся в государственной собственности на аукцион выставляется Лот № - земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес>. Кадастровый номер №, площадь 3249800 кв.м. Стартовая цена <данные изъяты> рублей. Размер задатка-20% от начального размера рыночной стоимости земельного участка, составляет <данные изъяты> рублей (л.д.24).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Администрацию Зимовниковского района Ростовской области с заявлением на участие в аукционе (л.д.30) и ею внесен задаток в размере 20% начальной цены, что составляет <данные изъяты> рублей (л.д.36).
ДД.ММ.ГГГГ комиссией признаны участники торгов- ФИО1, ФИО4 в лице представителя по доверенности ФИО5, ИП ФИО4 глава КФХ в лице ФИО4 (л.д.26)
В соответствии с п. 4 ст. 447 ГК РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса.
Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
Согласно протоколу об итогах аукциона победителем торгов по лоту № стала ФИО4 в лице представителя по доверенности ФИО5 (л.д.25).
По результатам аукциона между Администрацией Зимовниковского района Ростовской области и ФИО4 в лице её предстаивтеля ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор купли-продажи (л.д.).
Оценивая доводы истца и его представителя, о допущенном нарушении в части не правильного указания начальной цены земельного участка суд приходит к следующему.
В соответствии с постановлением администрации Зимовниковского района Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ года, установлен порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков государственная собственность на которые не разграничена и переоформления прав на них (л.д.97-114).
На основании отчета № об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., заказчиком является Администрация Зимовниковского района Ростовской области, где указана итоговая величина рыночной стоимости земельного участка <данные изъяты> рублей. Таким образом, доводы истца и его представителя являются ошибочными.
Доводы истца о не размещении проекта договора купли-продажи в средствах массовой информации не могут являться основанием для признания торгов недействительными в силу п.1 ст. 449 ГК РФ. В пункте 9 информации о торгах газеты «<данные изъяты>» указано, «проект договора купли-продажи земельного участка находится у организатора торгов в документации по земельному участку».
Доводы истца о нарушении порядка проведения торгов закрытого по форме подачи предложений о цене, являются не состоятельными.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года N 808 утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 19 Правил, при проведении конкурса или аукциона, закрытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, предложение представляется: а) претендентом в день подачи заявки или в любой день до дня окончания срока приема заявок в месте и час, установленные в извещении о проведении торгов для подачи заявок; б) участником торгов непосредственно в день проведения торгов, но до начала рассмотрения предложений.
Закрытая форма подачи предложений сводится к их передаче организатору торгов в запечатанных конвертах в день подачи предложения или позднее, непосредственно в день проведения конкурса или аукциона. Определяющим здесь является тот факт, что независимо от времени подачи запечатанных предложений их содержание не подлежит разглашению до начала проведения торгов.
В судебном заседании установлено, что не отрицается сторонами при проведении аукциона земельного участка закрытого по форме, предложение о цене были поданы участниками в запечатанных конвертах в день проведения торгов и до начало рассмотрения предложений, доказательств того, что при организации и проведении торгов были допущены нарушения, влекущие их недействительность истцом представлено, не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В исковых требованиях ФИО1 к администрации Зимовниковского района Ростовской области о признании недействительными торги по продаже земельного участка сельскохозяйственного назначения кадастровый номер №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, проведенные ДД.ММ.ГГГГ. г. Администрацией Зимовниковского района, а также договора купли-продажи, заключенный между Администрацией Зимовниковского района и ФИО4 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зимовниковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Решение изготовлено в окончательной форме 05 сентября 2014 года.
Судья В.Н. Хазова