ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-669/19 от 14.01.2019 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2-669/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе

судьи Стахневой И.М.,

при секретаре Леус Е.О.,

с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского» к ФИО3 ФИО7 о возложении обязанности обеспечить доступ в жилое помещение для проведения ремонтных работ,

УСТАНОВИЛ:

Истец общество с ограниченной ответственностью «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского» (далее – ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского») предъявило иск к ответчику ФИО3 о возложении обязанности предоставить доступ к местам общего пользования, а именно к стоякам центрального отопления в помещении кухни квартиры №95 дома №3 по <адрес> г. Петропавловска-Камчатского для проведения ремонтных работ, в течение трех дней после вступления решения в законную силу.

В обоснование своих требований указал, что актом технического обследования от 22.05.2018 года было установлено, что в квартире №104 дома №3 по <адрес> г. Петропавловска-Камчатского кухонный радиатор и стояк горячего водоснабжения закольцованы. Происходит переток из системы центрального отопления в систему горячего водоснабжения, в результате чего нарушается гидравлический режим и снижается циркуляционный расход теплоносителя системы горячего водоснабжения концевых потребителей, в связи с чем, необходимо демонтировать закольцовку и продолжить дополнительный стояк отопления в кухне по квартирам №№ 104,101,98,95,92, а в ванной комнате квартиры №104 стояк ГВС вывести через стену на лестничную клетку и соединить с обратным трубопроводом ГВС, проходящим на лестничной клетке. 30.05.2018 года ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» выдало предписание подрядной организации ООО «Северное 1» на выполнение соответствующих работ со сроком исполнения до 14.06.2018 года. Согласно наряд-заданию от 13.06.2018 года подрядная организация сообщила, что не может выполнить предписание, так как в квартирах №№ 92,95,98,101,104 никого нет дома, требуется доступ в жилые помещения. 20.06.2018 года ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» направило в адрес ответчика предупреждение о необходимости предоставления доступа к стояку центрального отопления в кухне, принадлежащей ей квартиры, для проведения ремонтных работ. В связи с тем, что ФИО3 не позвонила в управляющую компанию и не предоставила доступ в жилое помещение, выполнить работы не представляется возможным. Препятствие ответчиком доступу работников подрядной организации и ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» в свою квартиру, лишает истца возможности исполнить возложенные на него, как на управляющую организацию, обязанности по техническому обслуживанию жилого дома, обеспечения контроля и ремонта инженерных сетей, что в свою очередь влечет нарушение прав и законных интересов других собственников жилых помещений.

В судебном заседании представитель истца ФИО1, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, указал, что факт не предоставления ответчиком доступа в принадлежащую ей квартиру подтверждается наряд-заданием от 13.06.2018 года. Пояснил, что сотрудники управляющей компании приходили в квартиру ответчика, но дверь им никто не открывал, в этих случаях всегда оставляется предупреждающая записка о проведении ремонтных работ и предоставлении доступа, также ей было отправлено соответствующее письмо, в котором, в нижнем левом был углу указан номер телефона для связи, однако ответчик так и не перезвонила, ответ на письмо не направила, в связи с чем, они вынуждены были обратиться в суд. Ответчик обращалась в управляющую компанию с заявлениями, но по другому поводу, по предоставлению доступа она ничего не говорила. Также указал, что непосредственно сейчас им не нужен доступ в помещение ответчика, даже если ответчик сейчас предоставит доступ, выполнить необходимые работы будет невозможно, поскольку нужен доступ сразу во все квартиры, которые расположены по данному стояку, в связи с чем, управляющая компания обратилась в суд с исками и к другим собственникам жилых помещений, которые находятся по данному стояку. И уже в ходе исполнительных производств, они согласуют дату, в которую все собственники должны будут предоставить доступ в свои жилые помещения для проведения указанных выше работ.

Ответчик ФИО3 о времени и месте судебного заседания извещена, участия не принимала, направила возражения, согласно которым исковые требования не признала, указала, что истцом не соблюден порядок оформления доступа в жилое помещение, установленный Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354, а именно, отсутствуют акты об отказе в допуске в принадлежащее ей жилое помещение, в письме, направленном ей ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» 20.06.2018 года, не указан номер телефона, по которому ей необходимо было позвонить и сообщить о дате и времени предоставления доступа к стояку центрального отопления в ее квартире. Кроме указанного письма, других письменных извещений о датах и времени проведения ремонтных работ и необходимости предоставления доступа ей не поступало. Она была готова предоставить доступ в квартиру №95 дома №3 по <адрес>, препятствий ни истцу, ни подрядной организации не чинила.

Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях, пояснила, что ответчик пыталась дозвониться по номеру телефона, указанному в письме от 20.06.2018 года, но не смогла. Других писем о предоставлении доступа ФИО3 не поступало. ФИО3 на пенсии, большую часть находиться дома, с управляющей компании к ней никто не приходил, дату проведения ремонта ей не сообщали. Кроме того, ФИО3 сама обращалась к истцу с заявлениями о проведении ремонта, в том числе и системы отопления, она неоднократно сама приходила в управляющую компанию, однако по поводу предоставления доступа ей никто ничего не говорил. Ответчик готова хоть сейчас предоставить доступ в свою квартиру.

Выслушав пояснения представителя истца и представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 ЖК РФ никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных ЖК РФ целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

Права и обязанности собственника жилого помещения предусмотрены ст. 30 ЖК РФ. В силу положений названной нормы собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу пункта 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354.

Подпунктом «а» пункта 31 Правил на исполнителя возложена обязанность предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, указанными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Пунктом 149 Правил №354 указано, что исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность, в том числе за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.

Исполнитель в силу пункта 150 Правил №354 освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя.

Пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, закреплено, что в состав общего имущества входят внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно пп. «б» п. 32 и пп. «е» п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, исполнитель имеет право, а потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в п. 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ – по мере необходимости, а для ликвидации аварий – в любое время.

Подпунктами «а», «г» п. 85 Правил предусмотрено, что исполнитель направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, позволяющим определить дату отправления такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время исполнителя для совершения проверки, если потребитель не обеспечил допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение, и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета.

В судебном заседании установлено, что ответчик является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, – на основании договора купли-продажи квартиры от 28.06.1995 года, который зарегистрирован в Бюро Технической Инвентаризации 24.07.1995 года.

ФИО3 зарегистрирована по указанному адресу с 26.06.1998 года и по настоящее время, что подтверждается копией поквартирной карточки от 18.09.2018 года и сведениями ОАСР КМВ КМВД по Камчатскому краю от 11.12.2018 года.

Жилой дом №3 по <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском находится в управлении ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского», что подтверждается договором управления многоквартирным домом № 363-ДУ-10 от 01.07.2010 года (далее – Договор).

26.07.2016 года ГЖИ Камчатского края была проведена проверка в отношении ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского», о чем составлен акт № 1127 ЛК/1-6ж. По результатом проверки вынесено предписание № 1127 ЛК/1-6ж от 02.09.2016 года об устранении нарушений законодательства, которым истцу предписано обеспечить температуру горячей воды в точках водозабора в помещении <адрес>, принадлежащем ответчику, в соответствии с нормативными требованиями; произвести перерасчет начисленной платы за коммунальные услуги по статье «горячее водоснабжение».

22.05.2018 года представителями ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» проведено техническое обследование инженерных сетей ГВС, ХВС, ЦО в квартире №104 дома №3 по <адрес>, по результатам которого установлено, что в указанной квартире кухонный радиатор и стояк горячего водоснабжения закольцованы. В связи с тем, что в кухне радиатор центрального отопления закольцован со стояком горячего водоснабжения, происходит переток из системы центрального отопления в систему горячего водоснабжения – в результате чего нарушается гидравлический режим и снижается циркуляционный расход теплоносителя системы горячего водоснабжения концевых потребителей. Необходимо демонтировать закольцовку и продолжить дополнительный стояк отопления в кухне по квартирам №№ 104,101,98,95,92, а в ванной комнате квартиры №104 стояк ГВС вывести через стену на лестничную клетку и соединить с обратным трубопроводом ГВС, проходящим на лестничной клетке, что подтверждается актом от 22.05.2018 года (л.д. 10).

30.05.2018 года ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» выписало подрядной организации ООО «Северное 1» предписание №000000430 на выполнение работ по замене трубопровода, а именно: выполнить монтаж обратного трубопровода ЦО по кухням квартир №№ 92,95,98,101,104 из подвала, соединить падающий трубопровод ГВС с квартиры №104 на лестничной клетке с обратным трубопроводом, срок выполнения работ – до 14.06.2018 года (л.д. 11).

Из наряд-задания от 13.06.2018 года следует, что подрядная организация не смогла попасть в квартиры №№ 92,95,98,101,104, так как никого не было дома (л.д. 12).

20.06.2018 года на имя ответчика отправлено письмо, в котором ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» сообщило о необходимости в срок до 10.07.2018 года перезвонить в отдел технического надзора и сообщить о готовности предоставить доступ к стояку центрального отопления (л.д. 13-20).

Из искового заявления усматривается, что ответчик ФИО3 препятствует доступу работников подрядной организации и ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» в свою квартиру.

Суд критически оценивает данные доводы истца, поскольку достоверных и достаточных доказательств, свидетельствующих об уклонении ответчика от предоставления доступа в его квартиру, либо о препятствовании в предоставлении доступа

в жилое помещение, суду не предоставлено.

Согласно п. 2.1.6 Договора управления собственник обязан обеспечить доступ в заранее согласованное время в жилое помещение работников управляющей организации или уполномоченных им лиц для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых ремонтных работ.

Вместе с тем, истец не уведомлял ответчика о дате и времени предоставления доступа в жилое помещение для проведения указанных работ.

Согласно пояснениям представителя ответчика в судебном заседании, ФИО3 звонила в управляющую компанию по номеру, указанному в письме от 20.06.2018 года, однако трубку никто не брал.

Из материалов дела также усматривается, что ФИО3, уже после направления ей письма от 20.06.2018 года, лично обращалась в ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» с заявлением по вопросу центрального отопления в принадлежащей ей квартире, что подтверждается уведомлением о принятии обращения от 01.10.2018 года.

В ответ на указанное заявление ответчику было направлено письмо от 23.10.2018 года, в котором ей сообщалась о том, что силами подрядной организации ООО «Северное» выполнены работы по наладке, регулировке системы центрального отопления, циркуляция центрального отопления нормализована.

При этом, о дате и времени предоставления доступа в квартиру №95 по <адрес>, а именно к стоякам центрального отопления в помещении кухни квартиры, для проведения ремонтных работ, в вышеуказанном письме ответчику не сообщалось.

Из наряд-задания от 13.06.2018 года не следует, что ФИО3 отказалась предоставить доступ в жилое помещение для выполнения работ, поскольку там содержится только указание о том, подрядная организация не смогла попасть в квартиры №№ 92,95,98,101,104, так как никого не было дома. Подобная формулировка не может расцениваться как отказ в доступе в жилое помещение в заранее согласованное время.

При этом, каких либо доказательств того, что ответчик была уведомлена о необходимости 13.06.2018 года предоставить доступ квартиру для выполнения работ, истцом не предоставлено.

Направление в адрес ответчика единожды письма от 20.06.2018 года о необходимости в срок до 10.07.2018 года перезвонить в отдел технического надзора и сообщить о готовности предоставить доступ к стояку центрального отопления, не свидетельствует о соблюдении истцом процедуры уведомления собственника спорного жилого помещения, предусмотренной указанными Правилами.

Согласно ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Истец в исковом заявлении указал на то, что не имеет возможности попасть в жилое помещение ответчика, в связи с чем, нарушаются права и законные интересы лиц по обеспечению их жилья коммунальными услугами, а также создаются препятствия для исполнения возложенных на ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» обязательств.

Из пояснений представителя ответчика следует, что ответчик готова предоставить доступ для проведения необходимых работ.

Представитель истца в судебном заседании пояснил, что в предоставлении доступа в квартиру №95 по <адрес> в настоящее время необходимости нет, так доступ необходим сразу во все квартиры, в связи с чем, управляющая компания обратилась в суд с исками и к другим собственникам многоквартирного дома №3 по <адрес>.

В соответствии со ст. 11 ГК РФ защите подлежит нарушенное либо оспоренное право.

Вместе с тем, каких либо доказательств, подтверждающих нарушение прав истца со стороны ответчика, истец не предоставил.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

При обращении с иском в суд, истец не оплачивал госпошлину, просил предоставить ему отсрочку до вынесения решения суда.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа государственную пошлину пропорционально удовлетворенным требованиям.

При отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены (часть 2).

Поскольку иск не подлежит удовлетворению, с истца в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа подлежит взысканию госпошлина в размере 6 000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского» к ФИО3 ФИО8 о возложении обязанности предоставить доступ к стоякам центрального отопления в помещении кухни квартиры №95 дома №3 по <адрес> г. Петропавловска-Камчатского для проведения ремонтных работ, отказать за необоснованностью.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского» в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа государственную пошлину в размере 6 000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 18.01.2019 года.

Судья подпись И.М.Стахнева

Копия верна И.М.Стахнева