ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-669/20 от 18.03.2020 Нефтеюганского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2-669/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 марта 2020 года г. Нефтеюганск

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Кузнецова А.Ю.

при секретаре Емельяновой Е.В.

прокурора Дудник Н.А.

представителя ответчика Потехиной Ж.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефтеюганского межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» о возложении обязанности разработать проекты рекультивации и рекультивировать лесные участки,

У С Т А Н О В И Л:

Нефтеюганский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации, обратился в суд с исковыми требованиями с учетом их уточнения к ООО «РН-Юганскнефтегаз» (далее Общество, ООО «РН-ЮНГ») об обязании в срок не позднее 01 июня 2020 года разработать проекты рекультивации следующих лесных участков:

- лесной участок в выделе 26, 36 квартала 43 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского лесничества, (координаты в системе (иные данные)"), в районе кустовой площадки Мамонтовского месторождения нефти;

- лесной участок в выделе 3,35,36,37 квартала 69 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского лесничества, (координаты в системе (иные данные)), в районе кустовой площадки Мамонтовского месторождения нефти;

- лесной участок в выделе 68 квартала 178 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского лесничества, (координаты в системе (иные данные)), в районе куста Мамонтовского месторождения нефти;

- лесной участок в выделах 70,74 квартала 182 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского лесничества, (координаты в системе (иные данные)), в районе куста Мамонтовского месторождения нефти;

- лесной участок фонда в выделах 68,70,71 квартала 182 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского лесничества, (координаты в системе (иные данные)), в районе куста Мамонтовского месторождения нефти;

- лесной участок в выделе 10 квартала 237 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского лесничества, (координаты в системе (иные данные)), в районе куста Мамонтовского месторождения нефти;

- лесной участок в выделах 43, 114 квартала 237 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского лесничества, (координаты в системе (иные данные)), в районе куста Мамонтовского месторождения нефти;

- лесной участок в выделах 1, 2, 46, 48, 49 квартала 208 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского территориального отдела - лесничества, (координаты в системе (иные данные)), в районе куста а «Мамонтовского» месторождения нефти;

- лесной участок в выделах 49,61 квартала 178 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского территориального отдела - лесничества, (координаты в системе (иные данные)) в районе куста Мамонтовского месторождения нефти;

- лесной участок в квартале 71 выделе 84 Нефтеюганского урочища Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского территориального отдела - лесничества, (координаты в системе (иные данные)), в районе кустовых площадок , 546 б Мамонтовского месторождения нефти.

Обязать ООО «PH-ЮНГ» восстановить естественное состояние нефтезагрязненных вышеуказанных лесных участков путем проведения рекультивационных работ на основании проекта рекультивации земель, разработанного, согласованного и утвержденного в порядке, предусмотренном Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800.

Требования мотивированы тем, что Нефтеюганской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ООО «РН-ЮНГ» в рамках, которой установлены нарушения действующего законодательства.

Так, выявлены факты разливов нефтесодержащей жидкости на территории вышеуказанных участков лесного фонда, что подтверждается результатами лабораторных исследований Сургутского отдела ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре, из которых следует превышение концентрации загрязняющих веществ в пробах, отобранных с загрязненных участков лесного фонда по нефтепродуктам, по хлорид-ионам над фоновых пробах, отобранных с незагрязненных соответствующих участков. Загрязнение участков произошло в результате инцидентов, допущенных Обществом.

В ходе обследований, проведенных специалистами Нефтеюганского управления Природнадзора Югры, установлено, что рекультивационно- восстановительные работы Обществом не проведены.

Таким образом, вопреки основополагающим принципам охраны окружающей среды, вследствие порывов трубопроводов, эксплуатируемых ООО «РН-ЮНГ» с нарушениями требований промышленной безопасности, на протяжении длительного времени причиняется вред компонентам окружающей среды, к которым, согласно ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды», относится почва.

Согласно ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

В соответствии с п. 5 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800 (далее - Правила), рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Пунктом 6 Правил установлено, что рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

Согласно п. 3 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель.

В силу п. 8 Правил, рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Кроме того, пп. «б» п. 26 Правил предусмотрено, что указанные лица обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок не позднее чем 7 месяцев со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель.

Согласно п. 28 Правил срок проведения работ по рекультивации земель определяется проектом рекультивации земель и не должен составлять более 15 лет.

Учитывая положения Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800, ООО «PH-ЮНГ» не позднее 7 месяцев, то есть не позднее 20.02.2019 обязано приступить к рекультивации нарушенных земель.

Вместе с тем, как показала проверка до настоящего времени Обществом проекты рекультивации указанных нефтезагрязненных лесных участков не разработаны, к работам по рекультивации юридическое лицо до настоящего времени также не приступило.

Таким образом, длительное непринятие ООО «РН-Юганскнефтегаз» мер по рекультивации нефтеразливов создает угрозу возникновения пожаров в лесах на загрязненной нефтью территории приводит к деградации почв и наносит необратимый вред другим объектам экологической системы на территории лесного фонда, а также способствует увеличению площади нефтезагрязнения.

Не проведение своевременно рекультивации загрязненных лесных земель и восстановления земельных ресурсов напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие на территории ХМАО-Югры, на благоприятную окружающую среду.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании, исковые требования не признала, предоставила возражения, из которых следует, что с заявленными исковыми требованиями Общество несогласно по следующим основаниям.

Возмещение вреда окружающей среде возможно либо в денежном выражении, либо в натуре посредством возложения обязанности провести рекультивацию. Заявленные прокурором требования о возмещении вреда в натуре и возмещении вреда в денежном выражении необоснованно возлагают на Общество двойное возмещение вреда.

Как следует из содержания искового заявления и пояснений на исковое заявления Природнадзора Югры (далее - третье лицо, госорган) возмещение причиненного ответчиком вреда в денежной форме не освобождает его от обязанности устранения нарушений лесного законодательства в натуре путем восстановления лесного участка.

Вместе с тем, истцом и третьем лицом не приняты во внимание соответствующие положения законов, регулирующие отношения по возмещению причиненного вреда, в том числе окружающей природной среде (лесному фонду).

Частью 1 ст. 77 федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об ООС) установлена обязанность полного возмещения вреда юридическими и физическими лицами, причинившими вред окружающей среде в соответствии с законодательством.

Часть 1 ст. 78 Закона об ООС определяет порядок компенсации причиненного окружающей среде вреда, устанавливает правила исчисления размера вреда окружающей среде в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

При этом ч. 2 ст. 78 Закона об ООС содержит указание на то. что решением суда или арбитражного суда с целью возмещения вреда окружающей среде на ответчика может быть возложена обязанность по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет ею средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Таким образом, возмещение вреда, причиненного окружающей среде, возможно как в денежной форме, посредством взыскания исчисленной по правилам ч. 1 ст. 78 Закона об ООС суммы убытков, так и в виде выполнения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

Способы возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде, установленные ст. 78 Закона об ООС, соответствуют гражданско- правовым способам, указанным в ст. 1082 Гражданского кодекса РФ, которая предусматривает, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в силу обстоятельств дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода н качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки.

Согласно ст. 99 Лесного кодекса РФ (в действующей редакции Федерального закона от 23.06.2016 № 218-ФЗ) лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Прежняя редакция названной статьи предусматривала указание на то, что привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред. В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 №12-П «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» в связи с жалобой ООО «Заполярнефть»» (далее - постановление № 12-11) в ст. 99 Лесного кодекса РФ федеральным законом от 23.06.2016 №218-Ф3 внесены изменения, повлиявшие на правоприменительную практику.

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2017 принято постановление № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» (далее - постановление Пленума № 49), которым даны соответствующие разъяснения.

Так, в п. 13 постановления Пленума № 49 указано, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 Закона об ООС). При этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Вместе с тем, принимая во внимание необходимость принятия эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства.

В случае если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме (п. 17).

Пунктом 18 постановления Пленума №49 установлено, что в силу п.2 ст. 78 Закона ООС возможность возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды поставлена в зависимость от наличия проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного с соблюдением требований действующего законодательства. Следовательно, суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда в натуре, должен основываться на соответствующем проекте и указать на него в резолютивной части решения (ч. 5 ст. 198 ГПК РФ, ч. 5 ст. 170 АПК РФ). При отсутствии такого проекта суд выносит решение о возмещении вреда в денежной форме.

Истцом в суд не предоставлены документы, позволяющие установить, будут ли принятые меры, направленные на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, объективно возможными.

Целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановление ее нарушенного состояния, в связи с чем истец вправе выбрать способы, предусмотренные ст.1082 ГК РФ, ст. 78 Закона об ООС при обращении за судебной защитой, а суд с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивая в каждом случае эффективность этих способов, применить тот, который наиболее соответствует этим целям. Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении - зависит, прежде всего, от возможности его возмещения в натуре, необходимости оперативности принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды. В отсутствие таких обстоятельств суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков).

Таким образом, возмещение вреда в натуре посредством возложения обязанности провести рекультивацию - это один из способов возмещения вреда, предусмотренный положениями ст. 1082 ГК РФ и ст. 78 Закона об ООС, который не является дополнительным видом ответственности по отношению к денежной форме возмещения вреда.

Кроме того, учитывая вышеизложенное, возмещение вреда в денежной форме, исчисленного в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками, предполагает полное возмещение вреда.

Вывод о недопустимости двойного возмещения вреда согласуется с позицией Верховного суда РФ, указанной в п.35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что доказательства, свидетельствующие о наличии трудновыполнимых и/или невосполнимых потерь на спорных участках о том, истцом не представлено, требования о взыскании с Общества вреда, как в денежном выражении, так и путем восстановления спорных участков незаконны.

Требования прокурора о разработке проекта рекультивации земельных участков в срок до 01.06.2020 в соответствии с Постановлением № 800 заведомо неисполнимы.

Основной объем полевых работ в рамках проведения предпроектного натурного обследования будет проведен после схода снежного покрова и окончания паводкового периода. Далее, в соответствии с учетом результатов натурного обследования будут разработаны проекты рекультивации на указанные в исковом заявлении участки, включающие планы проведения работ с календарным графиком проведения работ.

Проект рекультивации подлежит согласованию с третьими лицами, соответственно утверждение проекта определяется согласованными действиями разработчика проекта и согласующих лиц.

В целях согласования проекта рекультивации ООО «РН-ЮНГ» имеет реальную возможность лишь обратиться в Департамент по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры с заявлениями о согласовании проекта рекультивации, в порядке, установленном вышеуказанными Правилами. Последующие действия по рассмотрению заявлений, подготовке необходимых документов и согласование проекта должны быть совершены Департамент по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры.

Следовательно, длительность процедуры разработки проекта рекультивации и её конечный результат (утверждение проекта рекультивации) зависят от действий нескольких уполномоченных органов, в связи с чем, обязанность по разработке проекта рекультивации в определённый срок не может быть вменена Обществу в одностороннем порядке.

В дальнейшем проведение всего комплекса рекультивационных работ возможно в сроки, обозначенные разработанным проектом рекультивации конкретного загрязненного участка, утвержденного в установленном Постановлением №800 порядке.

Представитель Природнадзора Югры в судебное заседание не явилась, причину неявки суду не сообщила, направила в суд свои возражения, согласно которым Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры требования, заявленные прокурором к ООО «РН-ЮНГ», поддерживает.

Обязанность проведения природопользователем рекультивации лесного участка, подвергшегося нефтезагрязнению, предусмотрено действующим законодательством.

Согласно части 2 статьи 60.12 ЛК РФ при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.

Подвергшиеся нефтяному загрязнению земли, на которых расположены леса, подлежат рекультивации (статья 60.14 ЛК РФ).

В соответствии с приказом Рослесхоза от 27.12,2010 №515 «Об утверждении Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений, полезных ископаемых» земли, нарушенные или загрязненные при использовании лесов в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, подлежат рекультивации после завершения работ в соответствии с проектом рекультивации (п. 20).

В соответствии с частью 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.

Согласно пункту 3 Приказа Роскомзема от 22.12,1995 № 525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» (далее - Основные положения, действовали на момент предъявления иска и вынесения судом решения) рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.

В соответствии с пунктом 6 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 №800, рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

Таким образом. Общество обязано рекультивировать вышеуказанные лесные участки, подвергшиеся нефтезагрязнению, соответственно требование прокурора об обязании ООО «PH-Юганскнефтегаз» восстановить естественное состояние нефтезагрязненных лесных участков путем проведения рекультивационных работ на основании проекта рекультивации земель, разработанного, согласованного и утвержденного в порядке, предусмотренном Правилами проведения рекультивации, законно и обосновано (пункт 2 просительной части искового заявления).

В пункте 1 просительной части искового заявления прокурор просит обязать ООО «РН-ЮНГ» разработать проекты рекультивации нефтезагрязненных участков в срок до 01.06.2020 года.

Согласно подпункту «в» пункта 26 Правил проведения рекультивации, лица, допустившие нарушение земель обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок не позднее 7 месяцев со дня выявления их деградации.

Как следует из материалов проверки, нефтезагрязнение лесных участков обнаружены 28.12.2016, 10.08.2017, 25.11.2017, 27.03.2018, 02.03.2019, 14.08.2017, 09.05.2017, 02.01.2017, 29.10.2018, 25.07.2019, 02.04.2019.

Исходя из установленных Правилами проведения рекультивации сроков, Общество уже обязано было обеспечить разработку проекта рекультивации и приступить к рекультивации земель, загрязненных 28.12.2016, 10.08.2017, 25.11.2017, 27.03.2018, 02.03.2019, 14.08.2017, 09.05.2017, 02.01.2017, 29.10.2018, 02.04.2019.

В отношении земельного участка, загрязненного 25.07.2019 Общество обязано разработать проект рекультивации земель и приступить к рекультивации не позднее 25.02.2020.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Нефтеюганской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ООО «РН-ЮНГ» в рамках, которой установлены нарушения действующего законодательства.

Так, выявлены факты разливов нефтесодержащей жидкости на территории лесного фонда, а именно:

1) лесной участок в выделе 26, 36 квартала 43 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского лесничества, (координаты в системе (иные данные)), в районе кустовой площадки Мамонтовского месторождения нефти.

Факт наличия нефти (нефтепродуктов) подтвержден результатами лабораторных исследований Сургутского отдела ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре № 324 от 08.07.2019 года. Превышение концентрации загрязняющих веществ в пробе, отобранной с загрязненного участка лесного фонда по нефтепродуктам в 153,6 раза, по хлорид-ионам в 19,4 раз над фоновой пробой, отобранной с незагрязненного участка (протоколы КХА почв №295-з, №296-з).

Загрязнение лесного участка произошло в результате инцидента произошедшего 28.12.2016 на нефтепроводе 0 273x8 мм. Мамонтовского месторождения нефти.

2) лесной участок в выделе 3,35,36,37 квартала 69 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского лесничества, (координаты в системе (иные данные)), в районе кустовой площадки Мамонтовского месторождения нефти.

Факт наличия нефти (нефтепродуктов) подтвержден результатами лабораторных исследований Сургутского отдела ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре № 324 от 08.07.2019 года. Превышение концентрации загрязняющих веществ в пробе, отобранной с загрязненного участка лесного фонда по нефтепродуктам в 432,1 раза, по хлорид-ионам в 30,1 раз над фоновой пробой, отобранной с незагрязненного участка (протоколы КХА почв №295-з, №297-з).Загрязнение лесного участка произошло в результате инцидента произошедшего 10.08.2017 на нефтепроводе . Мамонтовского месторождения нефти.

3) лесной участок в выделе 68 квартала 178 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского лесничества, (координаты в системе (иные данные)), в районе куста Мамонтовского месторождения нефти.

Факт наличия нефти (нефтепродуктов) подтвержден результатами лабораторных исследований Сургутского отдела ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре №399 от 08.08.2019 года. Превышение концентрации загрязняющих веществ в пробе №2, отобранной с загрязненного участка лесного фонда по нефтепродуктам в 4,12 раза, по хлорид-ионам в 36,5 раз над фоновой пробой, отобранной с незагрязненного участка (протоколы КХА почв №436-з, №437-з).

Загрязнение лесного участка произошло в результате инцидента на нефтепроводе Мамонтовского месторождения нефти (извещение от 25.11.2017г).

4) лесной участок в выделах 70, 74 квартала 182 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского? лесничества, (координаты в системе (иные данные)), в районе куста Мамонтовского месторождения нефти.

Факт наличия нефти (нефтепродуктов) подтвержден результатами лабораторных исследований Сургутского отдела ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре №399 от 08.08.2019 года. Превышение концентрации загрязняющих веществ в пробе №2, отобранной с загрязненного участка лесного фонда по нефтепродуктам в 16,3 раза, по хлорид-ионам в 24,6 раза над фоновой пробой, отобранной с незагрязненного участка (протоколы КХА почв №436-з, №438-з).

Загрязнение лесного участка произошло в результате инцидента на нефтепроводе Мамонтовского месторождения нефти (извещение №1969 от 27.03.2018), инцидента на нефтепроводе Мамонтовского месторождения нефти (извещение от 02.03.2019), инцидента на нефтепроводе Мамонтовского месторождения нефти (извещение от 14.08.2017).

5) лесной участок фонда в выделах 68,70,71 квартала 182 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского лесничества, (координаты в системе (иные данные)), в районе куста Мамонтовского месторождения нефти.

Факт наличия нефти (нефтепродуктов) подтвержден результатами лабораторных исследований Сургутского отдела ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре №399 от 08.08.2019 года. Превышение концентрации загрязняющих веществ в пробе №2, отобранной с загрязненного участка лесного фонда по нефтепродуктам в 5,3 раза, по хлорид-ионам в 4,17 раз над фоновой пробой, отобранной с незагрязненного участка (протоколы КХА почв №434-з, №435-з).

Загрязнение лесного участка произошло в результате инцидента на нефтепроводе Мамонтовского месторождения нефти (извещение №1969 от 27.03.2018), инцидента на нефтепроводе Мамонтовского месторождения нефти (извещение от 14.08.2017).

6) лесной участок в выделе 10 квартала 237 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского лесничества, (координаты в системе (иные данные)), в районе куста Мамонтовского месторождения нефти.

Факт наличия нефти (нефтепродуктов) подтвержден результатами лабораторных исследований Сургутского отдела ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре №400 от 08.08.2019 года. Превышение концентрации загрязняющих веществ в пробе, отобранной с загрязненного участка лесного фонда по нефтепродуктам в 123 раза, по хлорид-ионам в 2,6 раза над фоновой пробой, отобранной с незагрязненного участка (протоколы КХА почв №441-з, №442-з).

Загрязнение лесного участка произошло в результате инцидента на нефтепроводе Мамонтовского месторождения нефти (извещение №1646 от 09.05.2017г).

7) лесной участок в выделах 43, 114 квартала 237 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского лесничества, (координаты в системе (иные данные)), в районе куста Мамонтовского месторождения нефти.

Факт наличия нефти (нефтепродуктов) подтвержден результатами лабораторных исследований Сургутского отдела ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре №399 от 08.08.2019 года. Превышение концентрации загрязняющих веществ в пробе, отобранной с загрязненного участка лесного фонда по нефтепродуктам в 280 раз, по хлорид-ионам в 46,3 раза над фоновой пробой, отобранной с незагрязненного участка (протоколы КХА почв №439-з, №440-з).

Загрязнение лесного участка произошло в результате инцидента на нефтепроводе Мамонтовского месторождения нефти (извещение №1519 от 02.01.2017), инцидента на нефтепроводе Мамонтовского месторождения нефти (извещение №2185 от 29.10.2018г).

8) лесной участок в выделах 1, 2, 46, 48, 49 квартала 208 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского территориального отдела - лесничества, (координаты в системе (иные данные)), в районе куста Мамонтовского месторождения нефти.

Факт наличия нефти (нефтепродуктов) подтвержден результатами лабораторных исследований Сургутского отдела ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре № 486 от 18.09.2019 года. Превышение концентрации загрязняющих веществ в пробе №2, отобранной с загрязненного участка лесного фонда по нефтепродуктам в 95,3 раза, в сравнении над фоновой пробой, отобранной с незагрязненного участка (протоколы КХА почв №560- з, №561-з).?

Согласно информации, предоставленной ООО «РН-ЮНГ», осуществляющим деятельность по договору на оказание операторских услуг от 10.02.2018, в соответствии с Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.01.2011 5-п «О требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры», инциденты отсутствуют, однако данному участку присвоен номер в реестре нефтезагрязненных земель .

9) лесной участок в выделах 49,61 квартала 178 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского территориального отдела - лесничества, (координаты в системе (иные данные)) в районе куста Мамонтовского месторождения нефти.

Факт наличия нефти (нефтепродуктов) подтвержден результатами лабораторных исследований Сургутского отдела ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре № 515 от 02.10.2019 года. Превышение концентрации загрязняющих веществ в пробе №2, отобранной с загрязненного участка лесного фонда по нефтепродуктам в 14 раз, в сравнении над фоновой пробой, отобранной с незагрязненного участка (протоколы КХА почв №643-з, №642- з).

Загрязнение лесного участка произошло в результате инцидента обнаруженного 25.07.2019 на трубопроводе

10) лесной участок в квартале 71 выделе 84 Нефтеюганского урочища Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского территориального отдела - лесничества, (координаты в системе (иные данные)), в районе кустовых площадок , Мамонтовского месторождения нефти.

Факт наличия нефти (нефтепродуктов) подтвержден результатами лабораторных исследований Сургутского отдела ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре №540 от 11.10.2019 года. Превышение концентрации загрязняющих веществ в пробе №2, отобранной с загрязненного участка лесного фонда по нефтепродуктам в 252 раза, по хлорид-ионам отсутствует над фоновой пробой, отобранной с незагрязненного участка (протоколы КХА почв №665-з, №666-з).

Загрязнение лесного участка произошло в результате инцидента произошедшего 02.04.2019 на водоводе Мамонтовского месторождения нефти.?

Вместе с тем комплекс работ по рекультивации загрязненного участка, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, ответчиком не произведен по настоящее время.

Согласно ст. 1064 ГК РФ и ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" привлечение к имущественной ответственности возможно при представлении истцом доказательств, подтверждающих наличие вреда, обосновывающих с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

Частью 1 ст. 77 Закона об охране окружающей среды установлена обязанность полного возмещения вреда юридическими и физическими лицами, причинившими вред окружающей среде в соответствии с законодательством.

Часть 1 ст. 78 Закона об охране окружающей среды, которая определяет порядок компенсации причиненного окружающей среде вреда, устанавливает правила исчисления размера вреда окружающей среде, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, который определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

При этом ч. 2 ст. 78 Закона об охране окружающей среды содержит указание на то, что решением суда или арбитражного суда с целью возмещения вреда окружающей среде на ответчика может быть возложена обязанность по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния, в связи с чем истец вправе выбрать способы, предусмотренные ст.1082 ГК РФ, ст. 78 Закона об охране окружающей среды при обращении за судебной защитой, а суд с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивая в каждом случае эффективность этих способов, применить тот, который наиболее соответствует этим целям.

Согласно пп. 13 и 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 Закона об охране окружающей среды). При этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства.

В случае если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме.

Таким образом, возмещение вреда, причиненного окружающей среде, возможно как в денежной форме, посредством взыскания исчисленной по правилам ч. 1 ст. 78 Закона об охране окружающей среды суммы убытков, так и в виде выполнения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

Однако проект восстановительных работ не может быть произвольным, разработанным и выполненным причинителем вреда без согласования с соответствующим органом по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды с определением обоснованности, необходимости и разумности данных мероприятий.

Определением Конституционного суда Российской Федерации №225-О от 09 февраля 2016 года разъяснено, что осуществление мер по рекультивации нарушенного земельного участка преимущественно направлено на поверхностное устранение возникших в результате нарушения негативных последствий для земель сельскохозяйственного назначения. Реальная стоимость работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды может значительно превышать стоимость работ по рекультивации нарушенных земель. При определении полного экологического вреда учету подлежат не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери, которые в силу своих особенностей невосполнимы и (или) трудновосполнимы, в том числе по причине отдаленности во времени последствий правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Восстановление нарушенного состояния окружающей среды осуществляется после ликвидации последствий загрязнения окружающей среды и не тождественно данной процедуре. Проведение только одной рекультивации не является способом полного возмещения причиненного экологического вреда, а является лишь средством устранения препятствий к воссозданию экологической системы.

Согласно пункту 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

В силу пункта 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, которые устанавливают порядок проведения рекультивации и консервации земель, а также особенности рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, и в равной мере распространяются на земли и земельные участки.

Под рекультивацией земель понимаются мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Согласно п. 3 Правил N 800 разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно п.п. 8, 9 Правил N 800 рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Согласно пункту 15 Правил N 800 проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с: а) собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, консервацию земель в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является собственником земельного участка; б) арендатором земельного участка, землевладельцем, землепользователем в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, консервацию такого земельного участка в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является таким арендатором, землепользователем, землевладельцем; в) исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил.

Вместе с тем, в судебном заседании не установлено доказательств, подтверждающих, что ответчиком действия, направленные на фактические выполнение мероприятий по рекультивации, исполнены.

Суд приходит к выводу, что требования истца об обязании ответчика восстановить естественное состояние вышеперечисленных нефтезагрязненных лесных участков путем проведения рекультивационных работ являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Кроме того, в судебном заседании не установлено доказательств о наличии у ответчика разработанных, согласованных и утвержденных проектов рекультивации загрязнённых земель.

Поскольку проведение рекультивации земель в отсутствие проекта запрещено действующим законодательством, требования истца об обязании ответчика разработать проекты рекультивации земель в указанных выделах, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Разрешая вопрос о сроке, в течение которого ответчик обязан разработать проект рекультивации загрязненных земель, суд учитывает, что с 10 июля 2018 года вступили в силу Правила проведения рекультивации и консервации земель, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800, которые обязывают обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок не позднее семи месяцев со дня причинения вреда, однако ответчик длительное время не предпринимает мер к разработке проекта и рекультивации земель, суд приходит к выводу, что ответчик обязан разработать, согласовать и утвердить проекты рекультивации земель до 15 октября 2020 года, учитывая при этом объем и сезонность производимых для этого работ.

При этом, доводы стороны ответчика об отсутствии обязанности по возмещению вреда путем проведения рекультивации, поскольку вред возмещен в денежном выражении являются несостоятельными, поскольку возмещение вреда в денежном выражении восполняет лишь экологические потери, что не является способом полного возмещения причиненного экологического вреда, так как только при проведении рекультивации проводятся мероприятия по устранению загрязняющих веществ, а также по техническому и биологическому восстановлению загрязненных земель.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в бюджет города Нефтеюганска подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 6 000 рублей, от уплаты которой истец, при подаче искового заявления, в соответствии с п. 9 ч.1 ст. 333. 36 Налогового кодекса Российской Федерации, был освобожден.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Нефтеюганского межрайонного прокурора, удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» в срок не позднее 15.10.2020 года разработать проекты рекультивации следующих лесных участков:

- лесной участок в выделе 26, 36 квартала 43 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского лесничества, (координаты в системе (иные данные)"), в районе кустовой площадки Мамонтовского месторождения нефти;

- лесной участок в выделе 3,35,36,37 квартала 69 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского лесничества, (координаты в системе (иные данные)), в районе кустовой площадки Мамонтовского месторождения нефти;

- лесной участок в выделе 68 квартала 178 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского лесничества, (координаты в системе (иные данные)), в районе куста Мамонтовского месторождения нефти;

- лесной участок в выделах 70,74 квартала 182 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского лесничества, (координаты в системе (иные данные)"), в районе куста Мамонтовского месторождения нефти;

- лесной участок фонда в выделах 68,70,71 квартала 182 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского лесничества, (координаты в системе (иные данные)), в районе куста Мамонтовского месторождения нефти;

- лесной участок в выделе 10 квартала 237 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского лесничества, (координаты в системе (иные данные)), в районе куста Мамонтовского месторождения нефти;

- лесной участок в выделах 43, 114 квартала 237 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского лесничества, (координаты в системе (иные данные)), в районе куста Мамонтовского месторождения нефти;

- лесной участок в выделах 1, 2, 46, 48, 49 квартала 208 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского территориального отдела - лесничества, (координаты в системе (иные данные)), в районе куста «Мамонтовского» месторождения нефти;

- лесной участок в выделах 49,61 квартала 178 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского территориального отдела - лесничества, (координаты в системе (иные данные)) в районе куста Мамонтовского месторождения нефти;

- лесной участок в квартале 71 выделе 84 Нефтеюганского урочища Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского территориального отдела - лесничества, (координаты в системе (иные данные)"), в районе кустовых площадок , 546 б Мамонтовского месторождения нефти.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «PH-Юганскнефтегаз» восстановить естественное состояние нефтезагрязненных лесных участков путем проведения рекультивационных работ на основании проекта рекультивации земель, разработанного, согласованного и утвержденного в порядке, предусмотренном Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 №800, а именно:

- лесной участок в выделе 26, 36 квартала 43 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского лесничества, (координаты в системе (иные данные)), в районе кустовой площадки Мамонтовского месторождения нефти;

- лесной участок в выделе 3,35,36,37 квартала 69 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского лесничества, (координаты в системе (иные данные)), в районе кустовой площадки Мамонтовского месторождения нефти;

- лесной участок в выделе 68 квартала 178 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского лесничества, (координаты в системе (иные данные)), в районе куста Мамонтовского месторождения нефти;

- лесной участок в выделах 70,74 квартала 182 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского лесничества, (координаты в системе (иные данные)

(иные данные)"), в районе куста Мамонтовского месторождения нефти;

- лесной участок фонда в выделах 68,70,71 квартала 182 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского лесничества, (координаты в системе (иные данные)), в районе куста Мамонтовского месторождения нефти;

- лесной участок в выделе 10 квартала 237 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского лесничества, (координаты в системе (иные данные)), в районе куста Мамонтовского месторождения нефти;

- лесной участок в выделах 43, 114 квартала 237 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского лесничества, (координаты в системе (иные данные)”), в районе куста Мамонтовского месторождения нефти;

- лесной участок в выделах 1, 2, 46, 48, 49 квартала 208 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского территориального отдела - лесничества, (координаты в системе (иные данные)), в районе куста а «Мамонтовского» месторождения нефти;

- лесной участок в выделах 49,61 квартала 178 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского территориального отдела - лесничества, (координаты в системе (иные данные)) в районе куста Мамонтовского месторождения нефти;

- лесной участок в квартале 71 выделе 84 Нефтеюганского урочища Нефтеюганского участкового лесничества, Нефтеюганского

территориального отдела - лесничества, (координаты в системе (иные данные)), в районе кустовых площадок Мамонтовского месторождения нефти.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» в доход бюджета г.Нефтеюганска государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Нефтеюганский районный суд.

Судья: подпись