РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2010 г. с. Аскиз
Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Кузнецовй Н.Н.,
с участием помощника прокурора Аскизского района Топоевой Ж.Д.,
главы администрации МО Верх-Аскизский сельсовет ФИО1,
при секретаре Кольчиковой Л.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Аскизского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Верх-Аскизский сельсовет в виде непринятия мер по соблюдению норм и правил пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Аскизского района Загрядский О.В. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Верх-Аскизский сельсовет в виде непринятия мер по соблюдению норм и правил пожарной безопасности, обязании главы администрации муниципального образования Верх-Аскизский сельсовет в срок до 01.05.2011 г. устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, в этих целях: обустроить подъезд с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12*12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к реке Аскиз в населенных пунктах: д. Казановка, аал Анчил Чон, аал Улуг-Кичиг, с. Верх-Аскиз, сформировать муниципальную пожарную охрану и определить место ее дислокации, провести обучение техническому минимуму ответственного за соблюдение требований пожарной безопасности работника администрации МО Верх-Аскизский сельсовет.
В судебном заседании представитель прокуратуры Аскизского района - помощник прокурора Топоева Ж.Д. требование поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.
Заинтересованное лицо - глава администрации муниципального образования Верх-Аскизский сельсовет ФИО1 требование прокурора признал в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в процессе, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу требований ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФФ «О пожарной безопасности» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно п. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, не зависимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
В силу ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» закреплено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно - правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний.
В силу ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» и ст. 14 Закона Республики Хакасия от 28.06.2006 № 34-ЗРХ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов отнесено создание условий для организации муниципальной и добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения.
В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления. Муниципальные подразделения пожарной охраны создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению руководителя органа местного самоуправления.
Также в соответствии со ст. ст. 6, 7 Закона Республики Хакасия от 28.06.2006 № 34-ЗРХ «О пожарной безопасности» определено, что органами местного самоуправления создается муниципальная и добровольная пожарная охрана.
В соответствии с п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
В соответствии с п.п. 31, 34 Приказа МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" (с изменениями от 27 января 2009 г., 22 июня 2010 г.) руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя.
В соответствии со ст. 3 Устава муниципального образования Верх-аскизский сельсовет Аскизского района Республики Хакасия в состав территории МО Верх-Аскизский сельсовет входят земли населенных пунктов: с.Верх-Аскиз, аал Анчыл-Чон, п.ст. ФИО2, с. Казановка, аал Улуг-Кичиг.
В соответствии со ст. 9 Устава муниципального образования Верх-Аскизский сельсовет Аскизского района Республики Хакасия к вопросам местного значения муниципального образования Вер-Аскизский сельсовет относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах Верх-Аскизский сельсовет; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования Верх-Аскизский сельсовет; организация и осуществление меропреятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории Верх-Аскизский сельсовет и т.д.
Из акта № 251 по результатам внеплановой проверки соблюдения требований правил пожарной безопасности в отношении Администрации муниципального образования Верх-Аскизский сельсовет от 27.08.2010 г., составленного специалистами ОГПН Аскизского района следует, что отсутствует подъезд к естественному водоисточнику (р. Аскиз) для забора воды в любое время года в населенных пунктах с.Верх-Аскиз, аал Анчыл-Чон, с. Казановка, аал Улуг-Кичиг; отсутствует муниципальная пожранная охрана; нет ответственного за пожарную безопасность, прошедшего технический минимум.
По результатам проверки в отношении администрации МО Верх-Аскизский сельсовет был составлен протокол № 168 от 27.08.2010 г. об административном нарушении требований пожарной безопасности юридическим лицом, на основании которого 02.09.2010 г. постановлением № 137 о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности, государственным инспектором Аскизского района по пожарному надзору ФИО3 администрация муниципального образования Верх-Аскизский сельсовет привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Допрошенный в качестве свидетеля старший инспектор территориального ОГПН по Аскизскому району Республики Хакасия ФИО4, суду пояснил, что 27 августа 2010 года отделением Государственного пожарного надзора Аскизского района ГУ МЧС России по РХ проведена проверка соблюдения требований правил пожарной безопасности в отношении Администрации муниципального образования Верх-Аскизский сельсовет, в деятельности которого были выявлены следующие нарушения: в нарушение п. 94 ППБ 01-03 РФ отсутствуют подъезды к естественному водоисточнику (р. Аскиз) для забора воды в любое время года в населённых пунктах: д. Казановка, аал Анчил Чон, аал Улуг-Кичиг, с. Верх-Аскиз; в нарушение п. 3 ГШБ 01-03, ст. 76 ФЗ № 123 «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» - отсутствует муниципальная пожарная охрана; вопреки требованиям п. 3 ГШБ 01-03, приказа МЧС РФ от 12.12.2007 г. № 645 нет ответственного за пожарную безопасность, прошедшего технический минимум.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что требование прокурора Аскизского района законно, обоснованно и подлежит удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что администрацией муниципального образования Верх-Аскизский сельсовет нарушаются требования правил пожарной безопасности, в частности, в нарушение п. 94 ППБ 01-03 РФ отсутствуют подъезды к естественному водоисточнику (р. Аскиз) для забора воды в любое время года в населённых пунктах: д. Казановка, аал Анчил Чон, аал Улуг-Кичиг, с. Верх-Аскиз; в нарушение п. 3 ГШБ 01-03, ст. 76 ФЗ № 123 «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» - отсутствует муниципальная пожарная охрана; вопреки требованиям п. 3 ГШБ 01-03, приказа МЧС РФ от 12.12.2007 г. № 645 нет ответственного за пожарную безопасность, прошедшего технический минимум, что создает препятствие к осуществлению гражданами, проживающими на территории МО Верх-Аскизский сельсовет, их прав и законных интересов, создаёт угрозу их жизни и здоровью, нарушению их имущественных прав.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Аскизского района удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования Верх-Аскизский сельсовет, выразившееся в виде непринятия мер по соблюдению норм и правил пожарной безопасности, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования Верх-Аскизский сельсовет устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, в этих целях: в срок до 01.05.2011 г. обустроить подъезд с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12*12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к реке Аскиз в населенных пунктах: д. Казановка, аал Анчил Чон, аал Улуг-Кичиг, с. Верх-Аскиз, сформировать муниципальную пожарную охрану и определить место ее дислокации, провести обучение техническому минимуму ответственного за соблюдение требований пожарной безопасности работника администрации МО Верх-Аскизский сельсовет.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Аскизский районный суд в течение десяти дней со дня его оглашения.
Председательствующий: Н.Н. Кузнецова