дело №2-669/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 сентября 2016 года г. Фокино Приморского края
Фокинский городской суд Приморского края в лице председательствующей судьи Пинаевой А.С., при секретаре судебного заседания Занкиной О.А., с участием истца Астаховой А.А., представителя ответчиков – администрации городского округа ЗАТО г.Фокино и Управления муниципальной собственности городского округа ЗАТО г.Фокино (по доверенностям)–Вознюк Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Астаховой А.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних <данные изъяты> к администрации городского округа ЗАТО г.Фокино, Управлению муниципальной собственности городского округа ЗАТО г.Фокино, Общественной комиссии по жилищным вопросам администрации городского округа ЗАТО г.Фокино о признании незаконным протокола, возложении обязанности
У С Т А Н О В И Л:
Астахова А.А., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних <данные изъяты>. обратилась в суд с указанными требованиями к ответчикам, мотивировав тем, что проходит военную службу в войсковой части <данные изъяты> расположенной на территории городского округа ЗАТО г.Фокино. В состав ее семьи входят дочери:<данные изъяты>. В связи с нуждаемостью в жилом помещении, решением территориального отдела №1 ФГКУ «Востокрегионжилье» принято было решение №80 от 09 октября 2014 года о предоставлении ей на состав семьи 4 человека служебного жилого помещения, расположенного по адресу: г.Фокино, ул. <адрес>., которое освободил военнослужащий войсковой части <данные изъяты> «Востокрегионжилье» обратилось к администрации о предоставлении права повторного заселения указанной квартиры и заключении с ней договора найма служебного жилого помещения. Также она обратилась в администрацию с указанной просьбой. Однако, письмом администрации ей было в этом отказано со ссылкой на решение общественной комиссии. Основанием к такому решению явилось то, что решением Думы ГО ЗАТО г.Фокино от 28 января 2016 года №313-МПА отменен Порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного фонда гражданам, проходящим военную службу на территории ГО ЗАО г.Фокино. Считает отказ в предоставлении служебного жилого помещения незаконным, и просит признать решение общественной комиссии недействительным, признать за ними право на проживание в указанной квартире на условиях договора найма служебного жилого помещения, обязать администрацию принять решение о предоставлении им служебного жилого помещения, обязать Управление муниципальной собственностью заключить с ней договор найма служебного жилого помещения.
В судебном заседании истица поддержала заявленные требования по изложенным в иске доводам. Дополнительно пояснила, что проживает в спорной квартире с января 2016 года. Основанием к вселению явилось решение «Востокрегионжилье» от 09 октября 2014 года о предоставлении ей этого жилья, и акта приема-передачи квартиры от прежнего нанимателя – военнослужащего войсковой части <данные изъяты> 25 января 2016 года обратилась в администрацию о предоставлении ей квартиры по договору найма служебного жилого помещения, получила отказ в связи с отменой Порядка предоставления жилых помещений специализированного фонда гражданам, проходящим военную службу на территории городского округа. В 2014 году сняли с учета как нуждающейся в жилье, т.к. было решение о предоставлении этого служебного жилого помещения. Пояснила, что коммерческий найм заключается с военнослужащим только на постоянной основе, а Министерство обороны не будет компенсировать оплату такого жилья, т.к. она считается обеспеченной жильем. Учитывая, что на военную службу она поступила после 1 января 1998 года, то согласно ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» на весь период службы она обеспечивается только служебным помещением. Просила удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчиков – администрации городского округа ЗАТО г.Фокино, Управления муниципальной собственностью городского округа ЗАТО г.Фокино Вознюк Е.Н., не признав исковых требований, пояснила, что предыдущий порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда военнослужащим решением Думы от 28 января 2016 года №311-МПА отменен и указанной датой утверждено Положение о коммерческом найме жилых помещений. Орган местного самоуправления должен оказать лишь содействие в предоставлении в аренду военнослужащему жилого помещения. В соответствии со ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует обеспечение военнослужащих жилым помещением за счет средств федерального бюджета, т.е. Министерство обороны обязано обеспечивать их жилым помещением.
Представитель общественной комиссии в суд не прибыл, ходатайств не заявил.
Представитель 1 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» в судебное заседание не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, представив письменные пояснения, из которых следует, что Астахова А.А. проходит военную службу в войсковой части <данные изъяты> и в соответствии с Инструкцией «О предоставлении гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений», утвержденной приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года №1280, признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением и включена в список на предоставление служебного жилого помещения с составом семьи 4 человека и ей предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Ранее указанное жилое помещение занимал военнослужащий войсковой части <данные изъяты> Полагают, что отказ администрации в заключении договора найма служебного жилого помещения с Астаховой А.А. незаконный, т.к. право повторного заселения жилых помещений закреплено ФЗ «О статусе военнослужащих», несмотря на то, что жилое помещение входит в состав муниципального жилищного фонда.
Свидетель К. (начальник отдела по учету и распределению жилья администрации ГО ЗАТО г.Фокино) в судебном заседании пояснила, что военнослужащие не состоят на учете в администрации. В соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» они обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета. 28 января 2016 года принято Положение о коммерческом найме жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности. Военнослужащим может быть предоставлено жилье по такому договору, оплату за которое производит военнослужащий, а МО РФ ему компенсирует эти расходы.
Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд приходит к выводу об удовлетворении иска к администрации ГО ЗАТО г.Фокино по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу статьи 100 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения (ч.2).
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В абзаце 2 пункта 1 этой же статьи регламентировано, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Согласно части 5 статьи 15 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Исходя из положений ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд в Российской Федерации включает наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно части 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма могут быть предоставлены определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным названным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Астахова А.А. проходит военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты> контракт заключен до достижения предельного возраста нахождения на военной службе – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13,15-16).
Квартира <адрес> ЗАТО г.Фокино Приморского края является собственностью городского округа ЗАТО г.Фокино (л.д.44).
Судом установлено, что в вышеуказанной квартире проживает ФИО2 с семьей: <данные изъяты>
Решением №80 от 09 октября 2014 года ФГКУ «Востокрегионжилье», в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года №1280 «О предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору найма служебного жилого помещения» матросу в/ч <данные изъяты> Астаховой А.А. и совместно проживающим с ней членами ее семьи предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>. Ссылаясь на п.5 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» просят заключить договор найма служебного жилого помещения на период прохождения военной службы (л.д.11).
10 октября 2014 года за исх. №06-09/1-6014 ФГКУ «Востокрегионжилье» обратилось к главе администрации ГО ЗАТО г.Фокино с просьбой отнести к специализированному жилому фонду жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу с последующим оформлением договора найма служебного жилого помещения с военнослужащей Астаховой А.А. (л.д.10).
30 декабря 2014 года Астахова А.А. за исх. № уведомлена ФГКУ «Востокрегионжилье» о включении ее в список военнослужащих на предоставление служебного жилого помещения. Дата включения в список: 07 августа 2014 года (л.д.14).
Из протокола №2 заседания общественной жилищной комиссии по жилищным вопросам администрации ГО ЗАТО г.Фокино от 17 февраля 2016 года следует что было рассмотрено заявление Астаховой А.А. о предоставлении ей вышеуказанного служебного жилого помещения и решено об отклонении ее заявления, без указания оснований (л.д.26). Данный протокол утвержден постановлением администрации ГО ЗАТО г.Фокино №424-па от 20 февраля 2016 года.
Решением Думы городского округа ЗАТО город Фокино от 28 января 2016 года №313-МПА отменено решение Думы ГО ЗАТО г.Фокино от 29 мая 2014 года №175-МПА «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда гражданам, проходящим военную службу по контракту на территории ГО ЗАТО город Фокино».
Часть 5 статьи 15 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих" является императивной правовой нормой. За военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом.
При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности, к муниципальному жилищному фонду, а также постановки на учет в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса РФ. ФЗ РФ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменил положения ФЗ РФ "О статусе военнослужащих", закрепляющего право на повторное заселение.
При этом нахождение жилого фонда в муниципальной собственности не может нарушать прав военнослужащих на получение и пользование освободившимся жилым помещением.
При таких обстоятельствах и с учетом положений статьи 49 ЖК РФ, предусматривающей предоставление жилых помещений не только малоимущим, но и иным лицам, нуждающимся в жилых помещениях, отнесенных к определенной федеральным законом или законом субъекта РФ категории, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Астаховой А.А. об обязании администрации заключить договор найма служебного жилого помещения, учитывая, что спорное жилое помещение ей предоставлено в связи с прохождением военной службы на период действия контракта для проживания по месту службы.
Судом установлено, что спорное жилое помещение было предоставлено военнослужащему войсковой части <данные изъяты>., с которым 14 апреля 2006 года был заключен договор найма служебного жилого помещения на период прохождения военной службы. Данное жилое помещение было принято от него Астаховой А.А. по акту 22 января 2016 года (л.д.69-70).
Суд принимает во внимание, что Астахова А.А. ранее проживала по договору найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на период прохождения службы в войсковой части <данные изъяты> на состав семьи 3 человека (договор найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.143-146). В связи с увеличением состава семьи, решением «Востокрегионжилье» признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением и включена в список на предоставление служебного жилого помещения с составом семьи 4 человека на спорное жилое помещение.
Закон "О статусе военнослужащих", определяя основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, устанавливает права и гарантии военнослужащих в жилищной сфере.
Закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, Закон "О статусе военнослужащих" допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении последними данных помещений в связи с выездом на другое место жительства.
Поскольку ранее спорное жилое помещение предоставлялось военнослужащему, и при его освобождении было предоставлено истице (данное обстоятельство не оспорено ответчиками и подтверждено документально), суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для предоставления спорного жилого помещения военнослужащей Астаховой А.А. и членам ее семьи, в которой она проживает с января 2016 года. Коммунальные платежи ею своевременно оплачиваются, счета приходят на ее имя.
При установленных обстоятельствах, суд признает, что вселение истицы и членов ее семьи в спорное жилое помещение было законным, а соответственно проживание в настоящее время также является законным. Отказ в заключении договора социального найма служебного жилого помещения суд признает необоснованным, противоречащим Конституции РФ, гарантирующей гражданам право на жилище, а также федеральным законам, ссылка на которые указана в мотивировочной части решения.
Довод ответчика о том, что спорная квартира относится к жилищному фонду муниципалитета городского округа ЗАТО город Фокино, не имеет статуса служебного жилья и не может быть предоставлена на период прохождения военной службы, в связи с тем, что законом на них не возложена обязанность по предоставлению таких помещений военнослужащим, а также в связи с тем, что ранее действовавший порядок предоставления специализированного жилого помещения военнослужащим отменен, являются несостоятельным.
В силу п.4 ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено, в том числе, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
В соответствии с пп.3 п.2 статьи 4 Устава ГО ЗАТО г.Фокино Приморского края к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно Положению об управлении муниципальной собственностью ГО ЗАТО г.Фокино Управление является органом администрации ГО ЗАТО город Фокино (структурные подразделение администрации), осуществляющим права собственника в отношении муниципального имущества, и подчиняется главе администрации ГО ЗАТО город Фокино, основной задачей которого является осуществление прав собственника (владения, пользование и распоряжение) в отношении муниципального имущества от имени городского округа ЗАТО город Фокино в пределах своих полномочий.
Согласно Положению об общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации ГО ЗАТО город Фокино Комиссия рассматривает обращения граждан о предоставлении жилых помещений муниципального жилого фонда по договору социального и служебного найма. Решение Комиссии оформляется протоколом. Решение комиссии вступает в законную силу со дня подписания главой администрации ГО ЗАТО город Фокино постановления об утверждении протокола заседания комиссии.
Ссылка ответчика на отмену ранее действовавшего порядка предоставления жилого помещения военнослужащим не является значимым по настоящему делу.
Исходя из анализа вышеприведенных положений закона, суд приходит к выводу, что в полномочия администрации входит распределение служебных жилых помещений гражданам, проходящим службу на территории ГО ЗАТО г.Фокино.
Исходя из названных норм, военнослужащий обеспечивается служебным жилым помещением именно в том населенном пункте, где проходит службу.
Суд приходит к выводу, что Общественная комиссия по жилищным вопросам при администрации ГО ЗАТО г.Фокино не является надлежащим ответчиком по делу, т.к. их права данным спором не затрагиваются. Принятые Комиссией решения обретают юридическую силу только после подписания главой администрации постановления об утверждении протокола, из чего следует, что протокол не может быть объектом самостоятельного обжалования. Также не может является самостоятельным ответчиком и УМС, поскольку ими никакие права истца не были нарушены, договоры найма заключаются администрацией ГО ЗАТО г.Фокино в лице уполномоченного органа – Управления муниципальной собственности ГО ЗАТО город Фокино и их заключение следует после принятия соответствующего решения главой администрации.
В связи с установленными обстоятельствами, исковые требования к данным ответчикам не подлежат удовлетворению.
При этом суд, при установленных обстоятельствах, приходит к выводу об удовлетворении требований истца к администрации ГО ЗАТО г.Фокино и возлагает на данного ответчика обязанность заключить договор найма служебного жилого помещения с Астаховой А.А. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
По изложенному, руководствуясь ст. ст. 197- 199 ГПК РФ,суд
Р Е Ш И Л:
Иск Астаховой А.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних <данные изъяты> к администрации ГО ЗАТО город Фокино о заключении договора найма служебного жилого помещения – удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа ЗАТО город Фокино Приморского края заключить с Астаховоой А.А. договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Исковые требования Астаховой А.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних <данные изъяты> к Общественной комиссии по жилищным вопросам администрации ГО ЗАТО г.Фокино, Управлению муниципальной собственностью ГО ЗАТО г.Фокино оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Фокинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (с копиями по числу участвующих в деле лиц).
Дата изготовления мотивированного решения – 03 октября 2016 года.
Председательствующий судья А.С. Пинаева