ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-669/2018 от 03.05.2018 Фрунзенского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2-669/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 мая 2018 года г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Рословой О.В.,

при секретаре судебного заседания Дмитриевой К.В.,

с участием истца ФИО3, представителя истца ФИО4 – ФИО3, представителя ответчика ФИО11,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4, ФИО3 к жилищно-строительному кооперативу «Родина» об обязании предоставить информацию, документы, взыскании компенсации морального вреда, штрафа,

установил:

ФИО4, ФИО3 обратились с иском к жилищно-строительному кооперативу «Родина» (далее по тексту – ЖСК «Родина») об обязании предоставить информацию, документы, взыскании компенсации морального вреда, штрафа.

В обосновании исковых требований указали, что являются собственниками <адрес>,38 в <адрес> по ул. им. Пугачева в <адрес>. Указанная квартира принадлежит истцам на праве общей долевой собственности ФИО4 – 65/100 доли, ФИО3 – 35/100 доли. 22.02.2018 года истцы обратились в правление ЖСК «Родина» с требованием о предоставлении информации. Согласно ответу от 27.02.218 года, истцам было отказано в предоставлении информации со ссылкой, что в компетенцию членов правления не входит рассмотрение вопросов, указанных истцами. С указанными доводами ЖСК «Родина» истцы не согласны, поскольку согласно пп. «д», «р» ст. 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 (ред. от 09.09.2017 года) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель обязан: - производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии) (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498); предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды. Согласно части 1, 2 статьи 3 ФЗ от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» - правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах: 1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; 2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами. Согласно ч. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Согласно «Стандарту раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 года №731, информация о деятельности управляющей компании может быть предоставлена, в частности, на основании письменного запроса потребителя. Органами управления жилищного кооператива являются правление жилищного кооператива и председатель правления жилищного кооператива (статья 115 ЖК РФ). Правление жилищного кооператива осуществляет руководство текущей деятельностью кооператива (статья 118 ЖК РФ). Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. В связи с уклонением ответчика от возложенных на него обязанностей, истцам был причинен моральный вред.

Считая свои права нарушенными, истцы с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просили обязать ЖСК «Родина» предоставить письменную информацию о порядке начисления выставленных сумм с указанием формулы и фактических значений, применяемых при начислении платы используемых тарифов за период с декабря 2014 года по январь 2018 года включительно; обязать ЖСК «Родина» предоставить истцам информацию об объёмах общедомового и индивидуального потребления электроэнергии по многоквартирному дому по ул. им. Пугачева <адрес> на основании которого выставлена плата за места общего пользования; о наличии (отсутствии) в <адрес> по ул. им. <адрес><адрес> коллективных (общедомовых) приборов учёта электроэнергии, отопления, холодного и горячего водоснабжения, тепловой энергии; об опломбировке коллективных (общедомовых) приборов учета, их поверке, о наличии паспорта, позволяющего определить, какой режим имеет прибор учета (однотарифный или двухтарифный), сообщить о местах установки общедомовых приборов учета; подключены ли нежилые помещения, расположенные в <адрес> по ул. им. <адрес><адрес> к общедомовым приборам учёта; о характеристике многоквартирного дома (включая год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, кадастровый номер и площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома: схема водоразбора (закрытая, открытая либо от котельных), имеется ли насосное оборудование ХВС и ГВС, кол-во осветительных установок; о выполненных ЖСК «Родина» работах (оказанных услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг; информацию о наименовании поставщиков коммунальных ресурсов по дому по ул.им. <адрес><адрес>, о размере установленных тарифов (за весь период) на коммунальные ресурсы, об утвержденных нормативах потребления коммунальных услуг; информацию об использовании общего имущества в многоквартирном <адрес> по ул. им. <адрес><адрес> (размещение оборудования Билайн, Мегафон, ДомРу и прочие, размещение рекламных вывесок, и т.д.); информацию о проведении (либо не проведении) капитального ремонта дома с периода постройки <адрес> по ул. им. <адрес><адрес> до 2014 года (включительно), о его периодичности, видах и стоимости проведенных работ; предоставить копию протокола общего собрания собственников многоквартирного дома о порядке формирования фонда капитального ремонта; предоставить информацию о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, о повестках дня и результатах (решениях) таких собраний; информацию о гражданах, входящих в Правление; сообщить адрес Сайта ЖСК «Родина» на котором размещена информация, подлежащая обязательному раскрытию. Обязать ЖСК «Родина» предоставить истцам возможность ознакомления с основными показателями финансово-хозяйственной деятельности за период с декабря 2014 года по 2018 год. Взыскать с ЖСК «Родина» в пользу каждого из истцов компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей; штраф в размере 50 % в связи с отказом в добровольном удовлетворении требований потребителя.

Истец ФИО4 в судебное заседание не явилась, о дате времени и месте и судебного заседания извещена надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Истец ФИО3, являющаяся одновременно представителем истца ФИО4 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика ЖСК «Родина» ФИО11 в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что работа по предоставлению информации жильцам многоквартирного дома ведется, в доме имеется доска объявлений, а также информация имеется на сайте Саратовмэр. Информация размещается по мере возможности, поскольку ЖСК «Родина» не имеет средств на оплату компьютерных услуг. Кроме того, ЖСК «Родина» не отказывал истцам в предоставлении информации и указанная информация не скрывается, однако не имеется возможности изготовить все запрашиваемые истцами документы, ЖСК «Родина» готово ознакомить истцов со всей имеющейся у ответчика информацией. Просила в удовлетворении исковых требованиях о взыскании компенсации морального вреда отказать, поскольку истцами не представлены доказательства негативных последствий непредставления информации.

Суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца ФИО4

Суд, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание участников процесса, исследовав материалы дела, основываясь на конституционном принципе состязательности сторон и обязанности предоставления сторонами доказательств в обоснование заявленных требований и возражений, оценив доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Как установлено судом <адрес>,38 по адресу: <адрес>, ул. им.ФИО5, <адрес> принадлежат на праве общей долевой собственности истцам ФИО4 и ФИО3, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестре прав на объекты недвижимости, а также договорами купли-продажи недвижимого имущества.

Управление многоквартирным домом по ул. им. ФИО5<адрес> осуществляет ЖСК «Родина», что подтверждается Уставом ЖСК «Родина».

Из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в правление ЖСК «Родина» с требованием о предоставлении информации, а именно информации о порядке начисления выставляемых к оплате сумм с указанием формулы и фактических значений, применяемых при начислении платы за период с декабря 2014 года по январь 2018 года включительно; о наличии (отсутствии) у ЖСК «Родина» лицензии на управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>, ул. им. ФИО5, <адрес>, ее серию и номер; об объёмах общедомового и индивидуального потребления электроэнергии, на основании которого выставлена плата за МОП; о наличии (отсутствии) в доме коллективных (общедомовых) приборов учёта электроэнергии, отопления, холодного и горячего водоснабжения, тепловой энергии; об опломбировке коллективных (общедомовых) приборов учета, их поверке, о наличии паспорта, позволяющего определить, какой режим имеет прибор учета (однотарифный или двухтарифный), сообщить о местах установки общедомовых приборов учета; о том, подключены ли нежилые помещения к общедомовым приборам учёта; о характеристике многоквартирного дома (включая год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, кадастровый номер и площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома: схема водоразбора (закрытая, открытая либо от котельных), имеется ли насосное оборудование ХВС и ГВС, количество осветительных установок; о выполненных ЖСК «Родина» работах (оказанных услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг; информацию о наименовании поставщиков коммунальных ресурсов о размере установленных тарифов (за весь период) на коммунальные ресурсы, об утвержденных нормативах потребления коммунальных услуг; об использовании общего имущества в многоквартирном доме (размещение оборудования Билайн, Мегафон, ДомРу и т.д., размещение рекламных вывесок и т.д.); о проведении (либо не проведении) капитального ремонта дома с периода застройки до 2018 года (включительно), о его периодичности, видах и стоимости проведенных работ; а также копию протокола общего собрания собственников многоквартирного дома о порядке формирования фонда капитального ремонта; информацию о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, о повестках дня и результатах (решениях) таких собраний; информацию о гражданах, входящих в Правление; об адресе сайта ЖСК «Родина», на котором размещена информация, подлежащая обязательному раскрытию. В случае наличия в доме общедомовых приборов учёта, уточнить какие тарифы (цены) на коммунальные услуги применяются ЖСК «Родина» для расчета размера платежей для потребителей. Предоставить возможность ознакомления с основными показателями финансово-хозяйственной деятельности за период с 2014 года по 2018 год (включительно): годовая бухгалтерская отчетность (с отметками о сдаче в ИФНС), бухгалтерские балансы и приложения к ним, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению домом (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению домом (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов ЖСК, отчеты об исполнении смет доходов и расходов за каждый год; отчеты об исполнении ЖСК договора управления многоквартирным домом, а также с Протоколами общих собраний собственников МКД.

Указанное требование было получено ЖСК «Родина» 22.02.2018 года, что не оспаривалось представителем ответчика в ходе судебного разбирательства.

Рассмотрев указанное требование истцов, ответчиком ЖСК «Родина» был истцам дан ответ 27.02.2018 года, согласно которому было сообщено, что с июля по декабрь 2016 года в графе «возмещение убытка по судебному решению» в счетах-квитанциях на оплату коммунальных услуг начислялись суммы согласно решению суда по иску ФИО6 к ЖСК «Родина». В июле 2016 года в подъездах дома вывешивались объявления о проведении общего собрания собственников жилья по данному вопросу, но на собрании присутствовало меньше 50 % членов жилищного кооператива, то есть собрание было неправомочным. Решение суда обязаны выполнить все собственники квартир в жилищном кооперативе. Из-за невыполнения решения суда у ЖСК образуются убытки, которые путем дополнительных взносов должны погашать жители дома. Председателем ЖСК «Родина» ФИО7 будут предоставлены для ознакомления копии решения Фрунзенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (дело ) и апелляционного определения от ДД.ММ.ГГГГ (дело ). В компетенцию членов правления не входит рассмотрение вопросов, изложенных в требовании от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный ответ был подписан членами правления, а именно ФИО8, ФИО9, ФИО10

Обращаясь в суд с вышеуказанными требованиями, истцы указали о ненадлежащем исполнении ответчиком ЖСК «Родина» обязательств по предоставлению информации, предусмотренной действующим законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу п. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 года №731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее Стандарт). Стандарт в качестве нормативного акта применяется с 09.10.2010 года.

В силу п. 2 Стандарта под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.

Как следует из подпунктов "а, г" п. 3 Стандарта управляющая организация обязана раскрывать, в том числе следующие виды информации: сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), информацию о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг.

Согласно ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Согласно подп. "е" п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, в платежном документе указываются... общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).

В соответствии с ч.1 ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Согласно п. 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 (ред. от 27.03.2018 года) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") исполнитель обязан, в том числе производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии); уведомлять потребителей путем размещения на официальном сайте исполнителя и на информационных стендах (стойках), расположенных в пунктах обслуживания потребителей, или путем указания не реже 1 раза в квартал в платежных документах информации: о последствиях недопуска потребителем исполнителя или уполномоченного им лица в согласованные дату и время в занимаемое потребителем жилое (нежилое) помещение или домовладение для проведения проверки состояния прибора учета и достоверности ранее переданных потребителем сведений о показаниях приборов учета; о последствиях несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, расположенного в жилом или нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний прибора учета или его повреждение, и несанкционированного подключения оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения; вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа; предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию:

сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя;

адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя;

размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;

информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета, а также сведения о такой организации, включая ее наименование, место нахождения и контактные телефоны;

порядок и форма оплаты коммунальных услуг, сведения о последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги, отсутствия прибора учета, несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также недопуска исполнителя в помещение для проверки состояния приборов учета и достоверности переданных сведений о показаниях таких приборов учета;

показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах;

сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд;

наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил;

в случае принятия в субъекте Российской Федерации решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности):

сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений, предусмотренных Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) по инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному жилищному фонду или жилому фонду со степенью износа 70 процентов и более, а также об условиях применения такой социальной нормы указанными потребителями и о случаях неприменения такой социальной нормы;

информация об обязанности потребителя сообщать исполнителю коммунальных услуг об изменении количества зарегистрированных граждан в жилом помещении;

сведения о тарифах на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности);

сведения о необходимости собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме заключить в письменной форме договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией, а также о последствиях отсутствия такого договора в указанные сроки;

предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды;

нести иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В силу п. 33 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 (ред. от 27.03.2018 года) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") потребитель имеет право в том числе получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней); получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Такое правовое регулирование носит императивный характер, направлено на своевременное предоставление потребителю уведомительной и достоверной информации об исполнителе и о фактически потребленных коммунальных услугах, в том числе на общедомовые нужды.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, в нарушение действующих норм права ответчиком не была предоставлена истцам информация, указанная в требовании от 22.02.2018 года.

Таким образом, разрешая заявленные исковые требования, суд, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 года №731, пунктом 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пунктами 31, 33 Правил от 06.05.2011 года №354, приходит к выводу о не предоставлении ответчиком истцам запрашиваемой в требовании информации, что является нарушением прав истцов как потребителей на получение информации, а также ответчиком истцам как потребителям не предоставлена возможность ознакомиться с документами по их заявлению.

Доводы ответчика ЖСК «Родина» об отсутствие денежных средств и технической возможности на изготовление всех запрашиваемых истцами документов суд признает несостоятельными, поскольку на ответчика вышеприведенными нормами возложены обязанности по предоставлению запрашиваемой истцами информации и документов, и непредставлении указанной информации и документов нарушает права истцов, как потребителей.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ФИО2 и ФИО1 о возложении обязанности на ЖСК «Родина» предоставить информацию о порядке начисления выставленных сумм с указанием формулы и фактических значений, применяемых при начислении платы используемых тарифов за период с декабря 2014 года по январь 2018 года включительно; об объёмах общедомового и индивидуального потребления электроэнергии по многоквартирному дому по ул. им. <адрес><адрес> на основании которого выставлена плата за места общего пользования; о наличии (отсутствии) в <адрес> по ул. им. <адрес><адрес> коллективных (общедомовых) приборов учёта электроэнергии, отопления, холодного и горячего водоснабжения, тепловой энергии; об опломбировке коллективных (общедомовых) приборов учета, их поверке, о наличии паспорта, позволяющего определить, какой режим имеет прибор учета (однотарифный или двухтарифный); о местах установки общедомовых приборов учета; подключены ли нежилые помещения, расположенные в <адрес> по ул. им. <адрес><адрес> к общедомовым приборам учёта; о характеристике многоквартирного дома (включая год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, кадастровый номер и площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома: схема водоразбора (закрытая, открытая либо от котельных); имеется ли насосное оборудование холодного водоснабжения и горячего водоснабжения; количество осветительных установок; о выполненных ЖСК «Родина» работах (оказанных услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг; о наименовании поставщиков коммунальных ресурсов по дому по ул. им. <адрес><адрес>; о размере установленных тарифов (за весь период) на коммунальные ресурсы, об утвержденных нормативах потребления коммунальных услуг; об использовании общего имущества в многоквартирном <адрес> по ул. им. <адрес><адрес> (размещение оборудования Билайн, Мегафон, ДомРу и прочие, размещение рекламных вывесок, и т.д.); о проведении (либо не проведении) капитального ремонта дома с периода постройки <адрес> по ул. им. <адрес><адрес> до 2014 года (включительно), о его периодичности, видах и стоимости проведенных работ; предоставить копию протокола общего собрания собственников многоквартирного дома о порядке формирования фонда капитального ремонта; информацию о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, о повестках дня и результатах (решениях) таких собраний; информацию о гражданах, входящих в Правление; об адресе Сайта ЖСК «Родина», на котором размещена информация, подлежащая обязательному раскрытию, а также предоставить истцам возможность ознакомления с основными показателями финансово-хозяйственной деятельности за период с декабря 2014 года по 2018 год.

Разрешая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Так как судом была установлена вина ответчика в нарушении прав истцов как потребителей, выразившаяся в не предоставлении необходимых сведений, информации, то с ответчика в пользу каждого истца подлежит взысканию компенсация морального вреда.

При этом суд, исходя из принципа разумности, с учетом конкретных обстоятельств дела, длительности нарушения прав потребителя, считает требования о компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей в пользу каждого из истцов завышенными и полагает возможным взыскать с ответчика в пользу каждого из истца компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований в части взыскания компенсации морального вреда суд считает необходимым отказать.

В соответствии с п.6 ст.13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Таким образом, учитывая, что в добровольном порядке требования ФИО4, ФИО3 ответчиком удовлетворены не были, в связи с чем, истцы были вынуждены обратиться в суд за защитой своих прав, с ответчика в пользу каждого истца подлежит взысканию штраф в размере пятидесяти процентов суммы, присужденной судом в пользу потребителя, исходя из удовлетворенных требований из следующего расчета: компенсация морального вреда 1000 рублей х 50 % = 500 рублей.

Оснований для применения ст. 333 ГК РФ и снижения размера штрафа, суд не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации истцы освобождены от уплаты государственной пошлины.

В соответствии со статьями 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в местные бюджеты, в том числе, в бюджет городского округа.

Поскольку при подаче искового заявления истцы были освобождены от уплаты государственной пошлины в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» РФ, исходя из размера удовлетворенных исковых требований и руководствуясь пунктом 1 статьи 333.19 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика следует взыскать государственную пошлину в сумме 600 рублей в бюджет муниципального образования «Город Саратов».

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО4, ФИО3 к жилищно-строительному кооперативу «Родина» об обязании предоставить информацию, документы, взыскании компенсации морального вреда, штрафа -удовлетворить частично.

Обязать жилищно-строительный кооператив «Родина» предоставить ФИО4 ФИО16, ФИО3 ФИО17 информацию о порядке начисления выставленных сумм с указанием формулы и фактических значений, применяемых при начислении платы используемых тарифов за период с декабря 2014 года по январь 2018 года включительно; об объёмах общедомового и индивидуального потребления электроэнергии по многоквартирному дому по ул. им. <адрес><адрес> на основании которого выставлена плата за места общего пользования; о наличии (отсутствии) в <адрес> по ул. им. <адрес><адрес> коллективных (общедомовых) приборов учёта электроэнергии, отопления, холодного и горячего водоснабжения, тепловой энергии; об опломбировке коллективных (общедомовых) приборов учета, их поверке, о наличии паспорта, позволяющего определить, какой режим имеет прибор учета (однотарифный или двухтарифный); о местах установки общедомовых приборов учета; подключены ли нежилые помещения, расположенные в <адрес> по ул. им. <адрес><адрес> к общедомовым приборам учёта; о характеристике многоквартирного дома (включая год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, кадастровый номер и площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома: схема водоразбора (закрытая, открытая либо от котельных); имеется ли насосное оборудование холодного водоснабжения и горячего водоснабжения; количество осветительных установок; о выполненных ЖСК «Родина» работах (оказанных услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг; о наименовании поставщиков коммунальных ресурсов по дому по ул. им. <адрес><адрес>; о размере установленных тарифов (за весь период) на коммунальные ресурсы, об утвержденных нормативах потребления коммунальных услуг; об использовании общего имущества в многоквартирном <адрес> по ул. им. <адрес><адрес> (размещение оборудования Билайн, Мегафон, ДомРу и прочие, размещение рекламных вывесок); о проведении (либо не проведении) капитального ремонта дома с периода постройки <адрес> по ул. им. <адрес><адрес> до 2014 года (включительно), о его периодичности, видах и стоимости проведенных работ; предоставить копию протокола общего собрания собственников многоквартирного дома о порядке формирования фонда капитального ремонта; информацию о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, о повестках дня и результатах (решениях) таких собраний; информацию о гражданах, входящих в Правление; об адресе Сайта ЖСК «Родина», на котором размещена информация, подлежащая обязательному раскрытию, а также предоставить истцам возможность ознакомления с основными показателями финансово-хозяйственной деятельности за период с декабря 2014 года по 2018 год.

Взыскать с жилищно-строительного кооператива «Родина» в пользу ФИО4 ФИО18 компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, штраф в размере 500 рублей.

Взыскать с жилищно-строительного кооператива «Родина» в пользу ФИО3 ФИО19 компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, штраф в размере 500 рублей.

В остальной части исковых требований ФИО4 ФИО20, ФИО3 ФИО21 - отказать.

Взыскать с жилищно-строительного кооператива «Родина» в доход бюджета муниципального образования «Город Саратов» государственную пошлину в размере 600 рублей.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения, то есть 08 мая 2018 года.

Судья О.В. Рослова