ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-669/2021 от 19.01.2022 Алексинского городского суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИО1 межрайонный суд Тульской области постоянное судебное присутствие в р.п. Заокский Заокского района Тульской области в составе:

председательствующего судьи Семеновой Т.Ю.,

при ведении протокола помощником судьи Коноваловой М.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-71/2022 по иску прокурора Заокского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО Заокский район Тульской области о возложении обязанности к выполнению мероприятий в сфере безопасности дорожного движения,

установил:

прокурор Заокского района Тульской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО Заокский район Тульской области об обязании обеспечить проведение паспортизации автомобильной дороги общего пользования местного значения деревни <данные изъяты>; об обязании разработать и утвердить схему организации дорожного движения (дислокация дорожных знаков) объекта капитального строительства – автомобильной дороги общего пользования местного значения деревни <данные изъяты>, в срок до 01 июля 2022 года.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований бюджетного законодательства, законодательства о муниципальной собственности, законодательства о дорожной деятельности и о безопасности дорожного движения при осуществлении администрацией муниципального образования Заокский район дорожной деятельности. По результатам проверки установлено, что автодорога д. <данные изъяты> стоит на кадастровом учете как объект капитального строительства с К№ <данные изъяты>, протяженность автодороги 3477 метров. Автодорога <данные изъяты> является собственностью муниципального образования Заокский район. Автодорога располагается в пределах земельных участков с <данные изъяты>. Дорога построена и введена в эксплуатацию в 1980 году, относится к автомобильным дорогам V категории, выполнена в щебеночном исполнении. При этом, паспортизация дороги до настоящего времени не проведена, схема организации дорожного движения (дислокация дорожных знаков) также отсутствует. Транспортная доступность д. <данные изъяты> осуществляется только через названную автомобильную дорогу. 16 февраля 2021 года внесено представление на имя главы администрации МО Заокский район Тульской области, которое рассмотрено с информированием прокуратуры района об отсутствии должного финансирования и специалиста, обладающего необходимой квалификацией. Мер к паспортизации дороги деревни <данные изъяты> и разработки схемы организации дорожного движения (дислокация дорожных знаков) администрацией МО Заокский район не принято. В связи с чем, прокурор вынужден обратиться в суд с настоящим иском.

Истец заместитель прокурора Беркутов И.Ю. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, указал, что технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения на дорогах поселения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, круг которых определить невозможно.

Представитель ответчика администрации МО Заокский район Тульской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований ввиду отсутствия необходимых на то средств. Указала, что требуемые денежные средства не заложены в бюджет Заокского района на 2022 год. Так же, администрации потребуется больше времени для внесения изменений в целевую программу на 2022 года.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения (ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).

В соответствии с п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.

Согласно пп. 4 п. 9 раздела IV Классификации работ по содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 года N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.

Как определено в п. 1.1 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 Типовой инструкции).

Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» органам федеральной исполнительной власти поручено в пределах своей компетенции принять меры по установлению единой системы правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения (п. 1).

При этом заказчиком проектов организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог определены органы исполнительной власти местного самоуправления, уполномоченные управлять этими дорогами.

Исходя из положений ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» органам федеральной исполнительной власти поручено в пределах своей компетенции принять меры по установлению единой системы правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения (п. 1).

При этом заказчиком проектов организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог определены органы исполнительной власти местного самоуправления, уполномоченные управлять этими дорогами.

В ходе проведенной прокуратурой Заокского района проверки соблюдения требований законодательства о дорожной деятельности и о безопасности дорожного движения при осуществлении администрацией муниципального образования Заокский район дорожной деятельности выявлено, что на объект капитального строительства – автомобильную дорогу общего пользования местного значения деревни <данные изъяты>, протяженностью 3477 метров, являющуюся собственностью муниципального образования Заокский район, отсутствует технический паспорт и схема организации дорожного движения (дислокация дорожных знаков).

При этом, дорога построена и введена в эксплуатацию в 1980 году и относится к автомобильным дорогам V категории.

Указанные обстоятельства стороной ответчика не оспаривались.

Судом установлено, что 16 февраля 2021 года прокурором Заокского района Тульской области на имя главы администрации МО Заокский район Тульской области внесено представление, которое рассмотрено с информированием прокуратуры района об отсутствии должного финансирования и специалиста, обладающего необходимой квалификацией. Мер к паспортизации дороги деревни <данные изъяты> и разработки схемы организации дорожного движения (дислокация дорожных знаков) администрацией МО Заокский район не принято.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, исковые требования прокурора Заокского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Заокский район Тульской области подлежат удовлетворению, как законные и обоснованные.

Доводы представителя ответчика об отсутствии в бюджете поселения денежных средств, необходимых для выполнения требований прокурора, суд находит несостоятельными, поскольку содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения независимо от наличия или отсутствия денежных средств в бюджете.

Отсутствие достаточных источников финансирования на ремонт и содержание дорог в состоянии, обеспечивающем безопасность дорожного движения, не может служить основанием для отказа прокурору в удовлетворении заявленного иска.

При этом суд исходит из того, что межбюджетные отношения строятся на принципах взаимной ответственности. Муниципальные образования являются лишь составной частью бюджетной системы Российской Федерации и включены в механизм выравнивания его обеспеченности средствами бюджетов различных уровней.

Финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией Российской Федерацией и действующим законодательством. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существует изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.

Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается в частности посредством использования правовых механизмов (дотаций и субсидий местным бюджетам, средства, выделенные из фонда финансовой поддержки).

Бездействие органов местного самоуправления нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации, закрепленные статьей 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая, что полномочия администрации по исполнению возложенной обязанности являются расходными обязательствами, что требует принятия организационных и административно-хозяйственных мероприятий, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда – в срок до 01 июля 2022 года, поскольку данный срок, заявленный прокурором, является разумным и достаточным.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Заокского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО Заокский район Тульской области о возложении обязанности к выполнению мероприятий в сфере безопасности дорожного движения, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Заокский район Тульской области провести паспортизацию объекта капитального строительства – автомобильной дороги общего пользования местного значения деревни <данные изъяты> с кадастровым № <данные изъяты> в срок до 01 июля 2022 года.

Обязать администрацию муниципального образования Заокский район Тульской области разработать и утвердить схему организации дорожного движения (дислокация дорожных знаков) объекта капитального строительства – автомобильной дороги общего пользования местного значения деревни <данные изъяты> с кадастровым № <данные изъяты> в срок до 01 июля 2022 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в ФИО1 межрайонный суд Тульской области постоянное судебное присутствие в р.п. Заокский Заокского района Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 25 января 2022 года.

Председательствующий