ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-669/202225 от 25.02.2022 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 2-669/2022 25 февраля 2022 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи Семёновой М.В.,

при помощнике Рогове Д.В.,

с участием представителя истца Гарифулиной Ю.С. – Войцеховского С.А.,

представителя ответчика Сахалинской таможни – Минеева Б.И.,

прокурора Егоровой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 25 февраля 2022 г. в городе Магадане, в помещении Магаданского городского суда, гражданское дело по исковому заявлению Гарифулиной Юлии Сергеевны к Сахалинской таможне о признании незаконным приказа, восстановлении на службе, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Гарифулина Ю.С. обратилась в Магаданский городской суд с исковым заявлением к Сахалинской таможне о признании незаконным приказа, восстановлении на службе, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

В обоснование иска указала, что на основании служебного контракта №10706020/0064ск/15 она с 20 октября 2015 г. проходила государственную гражданскую службу в Магаданской таможне.

Приказом Сахалинской таможни от 14 декабря 2020 г. № 470-К контракт расторгнут, референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Гарифулина Ю.С. освобождена от замещаемой должности и уволена с гражданской службы 14 декабря 2020 г. с должности старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенных процедур и таможенного контроля Магаданской таможни в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 24 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 24 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

С увольнением истец не согласна, полагает его незаконным.

Так, по ее мнению, представителем нанимателя нарушен порядок освобождения её от замещаемой должности гражданской службы. При увольнении Гарифулиной Ю.С. не принято во внимание её преимущественное право на замещение должности гражданской службы, ей не были предложены все вакантные должности.

Размер среднего заработка за время вынужденного прогула предварительно составляет 70 000 руб.

Кроме того, действиями ответчика истцу причинен моральный вред, выразившийся в том, что она была уволена сразу после выхода из отпуска за ребенком, в связи с чем испытала стресс, нравственные страдания, переживала из-за такого к ней со стороны ответчика отношения, у нее возникло чувство обиды.

Гарифулина Ю.С. оценивает денежную компенсацию причиненного ей морального вреда в размере 150 000 руб.

На основании изложенного просила суд признать незаконным приказ Сахалинской таможни от 14 декабря 2020 г. № 470-К, восстановить ее в должности федеральной государственной гражданской службы старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенных процедур и таможенного контроля, взыскать денежное содержание за время вынужденного прогула в размере 70 000 руб., компенсацию морального вреда в размере 150 000 руб.

В отзыве на исковое заявление ответчик исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении. В обоснование возражений указано, что процедура увольнения истца была проведена с соблюдением требований Федерального закона от 24 июля 2004 г. № 79-ФЗ и Трудового кодекса РФ, в связи с чем, основания для восстановления ее в должности отсутствуют.

Поскольку до достижения ребенком возраста трех лет приступить к исполнению служебных обязанностей истица намерения не выразила, то соответственно отсутствие предложений ей вакантных должностей до этого момента не могло нарушить ее трудовые права, так как в этот период за ней сохранялось место работы.

Ссылается, что установленная законом обязанность по предупреждению о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы не менее чем за два месяца до увольнения предусматривает минимальные сроки такого предупреждения и не исключает более длительный срок предупреждения, в связи с чем, предложение истице вакантных должностей в иной период (в связи с окончанием отпуска по уходу за ребенком) не является нарушением ее трудовых прав.

Полагает, что основания для увольнения по истечении двух месяцев со дня уведомления отсутствовали, в связи с чем, отсутствовала обязанность по предложению вакантных должностей в этот промежуток времени.

В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Суд, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.

Представитель истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Ссылался, что в отношении истца была инициирована процедура увольнения в связи с сокращением численности штата, ее об этом уведомили, однако в нарушение требований закона с момента вручения уведомления ей не предлагались имеющиеся вакантные должности.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, ссылался, что с момента уведомления истца о сокращении и до момента ее увольнения были соблюдены все требования законодательства.

Не отрицал факт того, что с момента получения истцом уведомления о сокращении и до выхода на работу из отпуска по уходу за ребенком вакантные должности ей не предлагали. При этом настаивал на отсутствие у работодателя обязанности предлагать истцу вакантные должности в данный период.

Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

В силу ст. 3 вышеназванного Закона должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания, и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов.

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий).

Частью седьмой ст. 11 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (статья 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2), при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе (под. 8.2. ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

Согласно ч. 5 ст.31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона (ч.6 ст.31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ ).

По смыслу изложенных нормативных положений, в случае упразднения государственного органа гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы в этом государственном органе, законом обеспечивается возможность продолжения службы в другом государственном органе. В этих целях представитель нанимателя государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан предложить гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся у него вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. При этом обязанность предложить вакантные должности гражданской службы гражданскому служащему упраздняемого государственного органа должна быть исполнена представителем нанимателя государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении до дня предстоящего увольнения.

Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с упразднением государственного органа допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы.

Обязанность по предложению вакантных должностей гражданскому служащему при увольнении с гражданской службы в связи с упразднением государственного органа должна выполняться представителем нанимателя государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, и в отношении гражданских служащих, замещающих должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе и находящихся в отпуске по уходу за ребенком, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 256 Трудового кодекса РФ на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

Приведенное правовое регулирование государственно-служебных отношений с гражданским служащим при упразднении государственного органа направлено на обеспечение реализации права граждан на равный доступ к государственной гражданской службе, создание эффективно действующего государственного аппарата и обеспечение поддержания высокого уровня отправления государственной гражданской службы.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истец Гарифулина Ю.С. проходила службу в Магаданской таможни с 14 августа 2013 г. в должности государственного таможенного инспектора отделения применения системы управления рисками, с 20 октября 2015 года – в должности старшего государственного таможенного инспектора (по применению системы управления рисками) отдела таможенных процедур и таможенного контроля Магаданской таможни, которая с 31 октября 2018 г. переименована в должность государственной гражданской службы – старший государственный таможенный инспектор отдела таможенных процедур и таможенного контроля, без изменения должностных обязанностей (приказ № 174-К от 13 августа 2013 г., служебный контракт №10706000/0092ск/13 от 14 августа 2013 г., служебный контракт № 10706020/0064ск/15 от 20 октября 2015 г., приказ № 347-К от 12 октября 2018 г., приказ №453-К от 31 октября 2018 г., (том №1 л.д. 13,14, 18-23, 101-114, 154-157).

Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 утвержден Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы. В соответствии с разделом 11 главой 4 подраздела 3 Реестра к группе старших должностей государственной гражданской службы Российской Федерации категории специалисты отнесены должности: старший государственный таможенный инспектор регионального таможенного управления, старший государственный таможенный инспектор таможни (таможенного поста), государственный таможенный инспектор регионального таможенного управления, государственный таможенный инспектор таможни (таможенного поста).

Таким образом, занимаемая Гарифулиной Ю.С. должность в Магаданской таможне в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы отнесена к старшей группе должностей государственной гражданской службы категории «специалисты».

Из материалов дела следует, что Гарифулина Ю.С. имеет высшее профессиональное образование: ГКОУ ВПО «Российская таможенная академия», в 2013 г. «Экономика и управление на предприятии (таможня); экономист-менеджер». Также она проходила повышение квалификации в 2016 году на факультете повышения квалификации Ростовского филиала Российской таможенной академии по программе «Функционирование системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации».

Стаж гражданской службы истца в таможенных органах составляет 7 лет 4 месяца

В период с 10 октября 2017 г. по 26 февраля 2018 г. Гарифулина Ю.С. находилась в отпуске по беременности и родам; с 27 февраля 2018 г. по 13 декабря 2020 г. – в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Приказом ФТС России от 27 марта 2020 г. № 329 «О реорганизации Камчатской, Магаданской и Сахалинской таможен» с 01 октября 2020 г. внесены изменения в штатную численность и фонд оплаты труда таможенных органов Российской Федерации, утвержденные на 2020 год, согласно приложениям № 1 и № 2 к приказу; переподчинены Сахалинской таможне без изменения местонахождения и региона деятельности с 01 октября 2020 г., в том числе, таможенный пост Аэропорт Магадан Магаданской таможни, таможенный пост Морской порт Магадан Магаданской таможни; реорганизованы с 01 октября 2020 г. Камчатская, Магаданская и Сахалинская таможни путем присоединения Камчатской и Магаданской таможен к Сахалинской таможне (том №1 л.д. 77- 93).

Согласно п.10 названного приказа определено зачислить с 01 октября 2020 г. для последующего решения вопроса о дальнейшем прохождении службы в таможенных органах Российской Федерации или об увольнении сотрудников Камчатской и Магаданской таможен в распоряжение Сахалинской таможни в установленном порядке.

Согласно приказу Сахалинской таможни от 28 июля 2020 года № 226 «Об организационно-штатных мероприятиях в Сахалинской таможне», в штатное расписание Сахалинской таможни с 01 октября 2020 года внесены изменения. Все должности государственной гражданской службы в Магаданской таможне были сокращены, в штатное расписание Сахалинской таможни включены должности государственной гражданской службы, в том числе в подразделении Службы Сахалинской таможни по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (г. Магадан) – 11 единиц и таможенном посту Морской порт Магадан - 1 единица, а также других подразделениях Сахалинской таможни в общем количестве 27 единиц ( том №1 л.д. 45-49).

Из п. 2 Положения об организационно-штатной работе в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, утвержденного приказом ФТС России от 18 октября 2005 г. № 970, следует, что организационно-штатные мероприятия представляют собой один из видов управленческой деятельности, направленной на рациональное и эффективное использование штатной численности и финансовых средств, выделяемых таможенным органам для выполнения возложенных на них задач, а также совокупность мероприятий по созданию, реорганизации, ликвидации или изменению структуры таможенного органа либо по сокращению численности или штата таможенного органа, сокращению в таможенном органе должностей гражданской службы.

В соответствии с п. 4 ст. 57 Гражданского кодекса РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Таким образом, правовым последствием решения уполномоченного органа о реорганизации Магаданской таможни с 01 октября 2020 г. являлось внесение записи о прекращении её деятельности.

Все права и обязанности присоединенного юридического лица – Магаданской таможни перешли к Сахалинской таможне (п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса РФ).

19 июня 2020 г. Гарифулиной Ю.С. лично получено уведомление от 18 июня 2020 г. № 13-33/3531 о том, что будет проведена реорганизация Магаданской и Сахалинской таможни в форме присоединения Магаданской таможни к Сахалинской таможне, и должность старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенных процедур и таможенного контроля будет исключена из штатного расписания Магаданской таможни с 01 октября 2020 года. Также разъяснен порядок предложения вакантных должностей и порядок увольнения с гражданской службы (том №1 л.д. 43,44).

Приказом Магаданской таможни №181 от 10 июля 2020 г. была создана комиссия по определению преимущественного права оставления на службе. Указанная комиссия решила, что преимущественным правом оставления на федеральной государственной гражданской службе имеет начальник отдел документационного обеспечения Магаданской таможни Горбунова М.Г. (том №1 л.д. 170-173).

Преимущественное право истца на замещение иной должности государственной гражданской службы ответчиком не рассматривалось.

Из материалов дела следует, что по состоянию на 01 и 14 декабря 2020 г. в Сахалинской таможне Дальневосточного таможенного управления, имелись четыре вакантных должности федеральной государственной службы: главный государственный таможенный инспектор отдела эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения ИТС; главный государственный таможенный инспектор отдела защиты государственной тайны и специальной документальной связи; старший государственный таможенный инспектор Корсаковского таможенного поста; старший государственный таможенный инспектор отдела телекоммуникаций, связи и системотехнического обеспечения средств вычислительной техники информационно-технической службы (том №1 л.д. 124).

14 декабря 2020 года с Гарифулиной Ю.С. проведено собеседование, в ходе которого предложены вакансии той же группы должностей - старшая и той же категории «специалисты», что занимала истец: старший государственный таможенный инспектор Корсаковского таможенного поста, старший государственный таможенный инспектор отдела телекоммуникаций, связи и системотехнического обеспечения средств вычислительной техники информационно-технической службы (том № 1 л.д. 121-123).

От предложенных должностей истец отказалась 14 декабря 2020 г.

Приказом Сахалинской таможни № 470-к от 14 декабря 2020 г. служебный контракт с Гарифулиной Ю.С. расторгнут 14 декабря 2020 г. и она освобождена от замещаемой должности гражданской службы референта государственной гражданской службы – старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенных процедур и таможенного контроля Магаданской таможни, в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (сокращение должностей государственной службы в государственном органе) (том №1 л.д. 15).

В обоснование своих возражений ответчик указывает на соблюдение положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, определяющих процедуру увольнения при сокращении, при увольнении истца на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, а также на отсутствие нарушения прав истца со стороны работодателя.

Вместе с тем, запрет на увольнение по сокращению штата в период пребывания в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет, и сохранение в соответствии с ч. 4 ст. 256 Трудового кодекса РФ на период отпуска по уходу за ребенком места работы (должности), не исключает обязанности представителя нанимателя в отношении гражданских служащих, замещающих должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе и находящихся в отпуске по уходу за ребенком, обеспечить иные гарантии, предусмотренные вышеприведенной ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ и нормами трудового законодательства, в том числе по предложению вакантных должностей, соответствующих квалификации работника, а также вакантных нижестоящих должностей или нижеоплачиваемой работы, а также соблюдение гарантии преимущественного права на оставление на работе.

Вопреки доводам представителя ответчика, обязанность работодателя предлагать работнику вакантные должности, отвечающие вышеназванным требованиям, означает, что работнику должны быть предложены все имеющиеся у работодателя в штатном расписании вакантные должности как на день предупреждения работника о предстоящем увольнении по сокращению численности или штата работников, так и образовавшиеся в течение всего периода времени с начала проведения организационно-штатных мероприятий по день увольнения работника включительно.

Таким образом, истцу должны были быть предложены все вакантные должности государственной гражданской службы, которые она могла занимать исходя из ее квалификации, профессионального образования, стажа государственной службы и работы (службы) по специальности в федеральной государственной гражданской службе с момента получения уведомления о предстоящем сокращении – 19 июня 2020 г. и до 14 декабря 2020 г.

Однако ответчиком суду не представлено доказательств предложения Гарифулиной Ю.С. имеющихся вакантных должностей с момента уведомления о сокращении и до момента увольнения.

Как следует из представленных стороной ответчика отчетах о наличии вакантных должностей, по состоянию на 29 июня 2020 г., 31 июля 2020 г., 31 августа 2020 г,, 30 сентября 2020 г., 31 октября 2020 г. в Сахалинской таможне имелись должности гражданской службы, которые могли быть предложены истцу, что представителем ответчика не оспаривалось, как и не оспаривался тот факт, что до выхода истца с отпуска по уходу за ребенком работодателем ей имеющиеся вакантные должности не предлагались.

Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 при рассмотрении дел о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что ответчиком при рассмотрении дела не представлено доказательств исполнения обязанностей, предусмотренных ч. 5 ст. 31 Федерального закона Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ при решении вопроса о расторжении с истцом служебного контракта.

Таким образом, судом установлено, что истцу в нарушение порядка, предусмотренного ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, с момент уведомления о предстоящем увольнении не были предложены все вакантные должности, соответствующие категории и группе должностей, к которой относится ее должность, что в свою очередь свидетельствует о не выполнении работодателем возложенных на него обязанностей и нарушении порядка увольнения государственного гражданского служащего.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Гарифулиной Ю.С. к Сахалинской таможне о признании незаконным приказа Сахалинской таможни от 14 декабря 2020 г. № 470-К, об увольнении Гарифулиной Ю.С. и восстановлении в должности федеральной государственной гражданской службы старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенных процедур и таможенного контроля являются законными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 234 Трудового кодекса РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.

В соответствии со ст. 394 Трудового кодекса РФ в случае признания увольнения незаконным в пользу истца подлежит взысканию заработок за время вынужденного прогула.

Согласно справке Сахалинской таможни расчет денежного содержания за период с 14 декабря 2020 г. по 16 февраля 2022 г. составляет 595533 руб.

В судебном заседании представитель истца полагал указанный расчет неверным, так как необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы». Ссылался, что средняя заработная плата истца составляла 60000 руб., поэтому необходимо взять для расчёта среднедневной заработок, исходя из заработной платы за январь 2021 г. в размере 2796,56, как наиболее близкой к фактической заработной плате.

Вместе с тем, суд полагает необходимым исходить из расчета, представленного ответчиком, поскольку он произведен на основании Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2007 г. № 562, учитывает все установленные истцу составляющие денежного содержания, предусмотренные ст.ст. 50, 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, а также указанным Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2007 г. № 562.

Общая сумма компенсации за время вынужденного прогула за период с 14 декабря 2020 г. по 25 февраля 2022 г. составит 608780,79 руб. за период: с 15 декабря 2020 г. по 31 декабря 2020 г. – 23710,05 руб., с 01 января 201 г. по 31 декабря 2021 г. – 503381, 64 руб., за период с 01 января 2022 г. по 16 февраля 2022 г. - с 14 декабря по 16 февраля 2022 г. в размере 81689,10 руб.

Таким образом, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца заработную плату за время вынужденного прогула в размере 608780,79 руб., произведя из указанной суммы предусмотренные законодательством о налогах удержания.

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В соответствии со ст. 394 Трудового кодекса РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями.

Согласно положениям п. 16 ст. 70 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ в случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о взыскании в пользу гражданского служащего денежной компенсации причиненного ему морального вреда. Размер этой компенсации определяется судом.

Поскольку факт нарушения трудовых прав истца судом установлен, у допустившего нарушение трудового законодательства работодателя возникла обязанность компенсировать работнику моральный вред, размер которого определяется судом с учетом конкретных обстоятельств дела, объема и характера причиненных работнику нравственных переживаний, степени вины работодателя.

Учитывая характер и степень нарушения трудовых прав Гарифулиной Ю.С. в связи с незаконным увольнением, степень нравственных страданий, исходя из фактических обстоятельств дела, длительного периода защиты нарушенных прав, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с Сахалинской таможнив пользу истца компенсацию морального вреда в размере 20000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Гарифулиной Юлии Сергеевны к Сахалинской таможне о признании незаконным приказа, восстановлении на службе, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, удовлетворить.

Признать незаконным приказ Сахалинской таможни № 470-к от 14 декабря 2020 г. об увольнении Гарифулиной Юлии Сергеевны.

Восстановить Гарифулину Юлию Сергеевну в должности федеральной государственной гражданской службы - старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенных процедур и таможенного контроля Магаданской таможни с 15 декабря 2020 г.

Решение в части восстановления на работе обратить к немедленному исполнению.

Взыскать с Сахалинской таможни в пользу Гарифулиной Юлии Сергеевны средний заработок за время вынужденного прогула за период с 15 декабря 2020 г. по 25 февраля 2022 г. в размере 608780 (шестьсот восемь тысяч семьсот восемьдесят) рублей 79 копеек, произведя из указанной суммы предусмотренные законодательством о налогах удержания.

Взыскать с Сахалинской таможни в пользу Гарифулиной Юлии Сергеевны компенсацию морального вреда в размере 20000 (двадцати тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Установить день составления мотивированного решения суда, – 04 марта 2022 г.

Судья М.В. Семёнова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>