ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-669/2023 от 08.11.2023 Котельничского районного суда (Кировская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 ноября 2023 года город Котельнич Кировской области

Котельничский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Перминовой Н.В.,

при секретаре Е.,

с участием представителя истца В.,

представителя ответчика по доверенности Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-669/2023 (УИД 43RS0018-01-2023-000923-69) по исковому заявлению В. к Управлению Федеральной налоговой службы России по <адрес> о взыскании денежного содержания и иных причитающихся выплат,

УСТАНОВИЛ:

В. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы России по <адрес> о взыскании денежного содержания и иных причитающихся выплат. В обоснование требований указав, что в период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> проходила государственную гражданскую службу в налоговом органе, на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» освобождена от должности начальника ИФНС России <№> по <адрес> в связи с сокращением должностей. Считает, что при увольнении ей не полностью выплачены денежные средства, причитающиеся в счет заработной платы. При расчете размера среднемесячного денежного содержания работодателем не были учтены суммы материального стимулирования, фактически начисленные и выплаченные ей в течение расчетных годов, а также указанные суммы не принимались во внимание при расчете оплаты ежегодного отпуска за период <дд.мм.гггг>., что привело к неполучению причитающихся денежных сумм.

С учетом уточненных требований просит взыскать с ответчика компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме <...> рублей, компенсацию за неиспользованный отпуск, исчисленный при сокращении в размере <...> рублей, денежное содержание на период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске в размере <...> рублей; проценты за задержку причитающихся выплат, начисленные по <дд.мм.гггг> в размере <...> рублей, проценты за период с <дд.мм.гггг> по день фактического исполнения решения суда, а также компенсацию морального вреда в размере <...> рублей.

Истец В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.

Представитель истца В. в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Управления Федеральной налоговой службы России по <адрес> по доверенности Н. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что денежное содержание государственных гражданских служащих определено в ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ от 27.07.2004. Средства материального стимулирования являются самостоятельным видом выплат, не являются составной частью денежного содержания гражданского служащего, не входят в фонд оплаты труда, не носят системный характер, поэтому не могут учитываться при расчете отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации при увольнении. При этом, при неполной выплате в установленный срок заработной платы или других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически невыплаченных в срок сумм, то есть за вычетом НДФЛ. Будучи единоличным руководителем инспекции В. не представила доказательств, обосновывающих размер и основание, заявленного морального вреда, причиненного руководимым ей юридическим лицом, поскольку именно истец организовывал и осуществлял на принципах единоличия руководство и контроль за деятельностью инспекции, в связи с чем оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.

Заслушав стороны, изучив и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела установлено, что В. с <дд.мм.гггг> проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России <№> по <адрес>, с <дд.мм.гггг> состояла в должности начальника МИФНС <№> по <адрес>. Приказом ФНС России от <дд.мм.гггг><...>В. освобождена от замещаемой должности начальника Межрайонной ИФНС <№> по <адрес><дд.мм.гггг> на основании пункта 8.2 части 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе).

В связи с расторжением служебного контракта и увольнением со службы В. произведена выплата денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме <...> рублей и компенсация за неиспользованный отпуск за <...> календарных дней в сумме <...> рублей.

Истец, указывая, что расчет выплаченных ей при увольнении сумм, произведен ответчиком неверно, поскольку при определении месячного денежного содержания, положенного в основу для расчета выплачиваемых сумм, работодатель не учел начисленные и полученные ею в <дд.мм.гггг>. суммы материального стимулирования, обратилась в суд с настоящим иском.

Из расчетных листков по начислению заработной платы установлено, что истцу в спорный период производились начисления средств материального стимулирования (премия СМС): <дд.мм.гггг><...> рублей, <дд.мм.гггг><...> рублей, <дд.мм.гггг><...> рублей, <дд.мм.гггг><...> рублей (всего <...> рублей), которые в расчет месячного денежного содержания В. при начислении компенсационных выплат в связи с увольнением, а также за период нахождения в очередном отпуске (<...> дней в <дд.мм.гггг>) не были включены.

Средства материального стимулирования (премия СМС) выплачивалась истцу ежеквартально, на основании приказов УФНС России по <адрес>: от <дд.мм.гггг><№> за <дд.мм.гггг>; от <дд.мм.гггг><№> за <дд.мм.гггг>; от <дд.мм.гггг><№> за <дд.мм.гггг>; от <дд.мм.гггг><№> за <дд.мм.гггг> (л.д.155-168).

Согласно служебным контрактам о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Федеральной налоговой службе, с учетом дополнительных соглашений, заключенных между сторонами, истцу установлено денежное содержание, которое состоит из:

- месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы Российской Федерации;

- месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы;

- ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет;

- ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы;

- ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями составляющими государственную тайну;

- ежемесячного денежного поощрения в размере 1 должностного оклада;

- премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций инспекции исполнения должностного регламента;

- единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.

В Межрайонной ИФНС России <№> по <адрес> приказом от <дд.мм.гггг><№> утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премирования, выплаты единовременного денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России <№> по <адрес>. Положение разработано на основании Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О Государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ), Указов Президента Российской Федерации от <дд.мм.гггг><№> «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», от <дд.мм.гггг><№> «О единовременном поощрении лиц, проходящих федеральную государственную службу». Согласно Положению премирование гражданских служащих осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на ответчика.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации на момент возникновения спорных отношений устанавливались Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Согласно ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, действующими в период спорных правоотношений, до 31.12.2022 года.

В пункте 2 Правил указано, что денежное содержание гражданского служащего состоит также из дополнительных выплат, к которым относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение, премии за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Согласно п.6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска (п.6 Правил).

Абзацем 1 п. 8 Правил определено, что в случае, предусмотренном подп. "д" п. 1 настоящих Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзц. 2 п. 8 Правил).

Указанные Правила применялись при исчислении денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих в период по 31.12.2022.

С 01.01.2023 года введены в действие Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2022 N 554.

Абзацем 3, 4 подпункта «б» пункта 1 Правил предусмотрен порядок исчисления денежного содержания в случае выплаты денежной компенсации за неиспользованные отпуска, выплачиваемой при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (часть 13 статьи 46 Федерального закона); денежной компенсации в размере 4-месячного денежного содержания, выплачиваемой при расторжении служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона (часть 3.1 статьи 37 Федерального закона).

Согласно п. 3 Правил N 554 для исчисления денежного содержания в вышеназванных случаях учитываются выплаты, входящие в состав денежного содержания, к которым относятся:

а) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания);

б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

в) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;

г) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

д) ежемесячное денежное поощрение;

е) премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий;

ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;

з) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Пунктом 4 Правил N 554 предусмотрено, что при исчислении денежного содержания помимо выплат, указанных в пункте 3 настоящих Правил, дополнительно учитываются:

а) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;

б) другие предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации ежемесячные надбавки и иные ежемесячные выплаты, устанавливаемые в количестве должностных окладов или в процентах должностного оклада, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, если иное не предусмотрено указанными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 7 Правил N 554 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно к сохраняемому денежному содержанию также учитываются 1/12 выплат, предусмотренных подпунктами "е" и "з" пункта 3 настоящих Правил, начисленных гражданскому служащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске рассчитывается путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней в году) и умножения на число календарных дней отпуска.

Пунктом 8 Правил N 554 предусмотрено, что денежная компенсация за неиспользованные отпуска, выплачиваемой при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы (часть 13 статьи 46 Федерального закона), а также денежная компенсация в размере 4-месячного денежного содержания, выплачиваемой при расторжении служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона (часть 3.1 статьи 37 Федерального закона) исчисляются исходя из установленных гражданскому служащему на день их выплаты размеров оклада денежного содержания и иных выплат, предусмотренных подпунктами "б" - "д" пункта 3 и пунктом 4 настоящих Правил, а также 1/12 размера выплат, предусмотренных подпунктами "е" - "з" пункта 3 настоящих Правил, начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню выплаты указанных компенсаций.

Согласно п. 9 Правил N 554 денежное содержание для расчета денежной компенсации в размере 4-месячного денежного содержания, выплачиваемой при расторжении служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона, исчисляется: - исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров оклада денежного содержания и выплат, предусмотренных пп. "б" - "д" п. 3 и п. 4 Правил N 554; а также 1/12 размера выплат, предусмотренных пп. "е" - "з" п. 3 Правил N 554, начисленных гражданскому служащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

Таким образом, Федеральным законом N 79-ФЗ установлена структура денежного содержания гражданских служащих, в которой имеются две составляющие: оклад денежного содержания, являющийся базой денежного содержания, основой материального обеспечения гражданского служащего, и зависит от должностного положения гражданского служащего, и дополнительные выплаты, которые носят стимулирующий характер и зависят от специфики, особых условий выполнения должностных обязанностей конкретным гражданским служащим. При этом вышеуказанными Правилами установлен порядок исчисления месячного денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и увольнения в связи с сокращением, которым четко установлено, какие составляющие денежного содержания гражданских служащих учитываются при исчислении месячного денежного содержания на период отпуска и при увольнении в связи с сокращением.

Фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч.ч.2 и 3 ст.51 Федерального закона №79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (в редакции, действовавшей до 01.01.2023) было установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 данного Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 763 (в редакции, действовавшего до 01.01.2023) было предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты в том числе: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности РФ; повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом РФ; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии с абз. 8 пп. "р" п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству РФ было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов РФ от 15.07.2014 N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от 27.03.2014 N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п. 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.2014 N 238-7.

Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности. Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов РФ.

Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствующие об осуществлении ответчиком материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на указанные цели, суд приходит к выводу, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, имеющих целевой характер, подлежит включению в состав денежного содержания гражданского служащего и учету при исчислении среднего заработка.

Поскольку расчет отпускных за период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> (<...> дней), компенсация за неиспользованный отпуск (<...> дней), а также компенсация при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания произведены ответчиком без учета выплаты средств материального стимулирования, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца недополученные денежные средства.

Согласно представленному истцом расчету задолженности (л.д.192-193) недополученные суммы составили: отпускные за период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> в размере <...> рублей, компенсация за неиспользованный отпуск (<...> дней) в размере <...> рублей, компенсация при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания в размере <...> рублей.

Указанный расчет судом проверен, признан арифметически верным и соответствующим вышеуказанным правовым нормам, ответчиком расчет не оспорен, вместе с тем в справочном расчете ответчик приводит свой расчет за вычетом НДФЛ (13%).

В соответствии с п.4 ст.226 Налогового кодекса РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.

При таких обстоятельствах, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию с учетом требований вышеуказанных норм налогового кодекса денежные средства в виде компенсации при увольнении в размере четырехмесячного денежного содержания в размере <...> рублей (не облагается НДФЛ), компенсация за неиспользованный отпуск (<...> дней) в размере <...> рублей (<...>-НДФЛ 13%), денежное содержание на период нахождения в очередном отпуске (<...> дней в <дд.мм.гггг>) в размере <...> рублей (<...>-НДФЛ 13%)

Истцом также заявлены требования о взыскании процентов за задержку вышеуказанных выплат, в соответствии со ст.236 ТК РФ, за период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>, а в части недополученных отпускных за <дд.мм.гггг> с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>, а также начисление процентов до даты фактической выплаты спорных денежных средств.

Как указано в ст. 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Согласно части 1 статьи 142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с данным кодексом и иными федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Из приведенных норм трудового законодательства следует, что работодатель несет обязанность по выплате заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику в установленные законом или трудовым договором сроки. В случае нарушения установленного срока выплаты заработной платы работодатель обязан выплатить работнику задолженность по заработной плате с уплатой процентов.

Из материалов дела установлено, что В. уволена с государственной гражданской службы <дд.мм.гггг>, в этот же день произведены расчеты по заработной плате. Отпуск в <дд.мм.гггг>В. предоставлен на <...> дней с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>

Принимая во внимание, что согласно локальных документов налогового органа, выплата денежного содержания федеральным государственным гражданским служащим за ежегодный оплачиваемый отпуск производится не позднее чем за <...> календарных дней до начала отпуска, а компенсация за неиспользованный отпуск и 4-х месячное денежное содержание, выплачиваемые при увольнении (сокращении) – в день увольнения, суд полагает необходимым расчет процентов за задержку компенсации за неиспользованный отпуск и 4-х месячное денежное содержание произвести с <дд.мм.гггг>. (следующий день после увольнения), а расчет процентов по начислению отпускных за <...> календарных дней (с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>) с <дд.мм.гггг>, то есть за <...> календарных дней до начала отпуска.

Учитывая, что размер процентов исчисляется из фактически невыплаченных в срок сумм, следовательно, расчет процентов должен быть произведен с подлежащих выплате денежных сумм за вычетом НДФЛ, в связи с чем представленный истцом расчет процентов за задержку выплат компенсации за неиспользованный отпуск и задержку выплаты денежного содержания на период нахождения в отпуске подлежат изменению, исходя из расчета начисленных сумм с учетом удержания подоходного налога за заявленный период до даты фактической выплаты спорных денежных средств.

Принимая во внимание, что расчет процентов, начисляемых после вынесения решения, осуществляется в процессе его исполнения судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве) (пункт 48 Постановления Пленума ВС от 24.03.2016 №7), суд считает возможным произвести расчет процентов в соответствии со ст.236 ТК РФ до даты вынесения судом решения, то есть по <дд.мм.гггг>, что не будет выходом за пределы заявленных требований и до даты фактической выплаты спорных денежных средств.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат проценты за задержку выплат спорных денежных средств в размере <...> рублей, исходя из следующего расчета:

- проценты за задержку выплаты компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении с государственной службы в сумме <...> рублей, составляют <...>:

за период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг><...> рублей (<...>*<...>*<...><...>%);

за период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг><...> рублей (<...>*<...>*<...>*<...>%);

за период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг><...> рублей (<...>*<...>*<...>*<...>%);

за период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг><...> рублей (<...>*<...>*<...>*<...>%);

за период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг><...> рублей (<...>*<...>*<...>*<...>%);

- проценты за задержку выплат компенсации за неиспользованный отпуск в сумме <...> рублей, составляет <...> рублей:

за период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг><...> рублей (<...> *<...>*<...>%);

за период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг><...> рублей (<...> *<...>*<...>*<...>5%);

за период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг><...> рублей (<...> *<...>*<...>*<...>%);

за период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг><...> рублей (<...> *<...>*<...>*<...>%);

за период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг><...> рублей (<...> *<...>*<...>*<...>%);

- проценты за задержку выплаты денежного содержания на период нахождения в отпуске (<...> дней в <дд.мм.гггг>) в сумме <...> рублей составляет <...> рублей:

за период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг><...> рублей (<...> *<...>*<...>%);

за период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг><...> рублей (<...> *<...>*<...>*<...>%);

за период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг><...> рублей (<...> *<...>*<...>*<...>%);

за период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг><...> рублей (<...> *<...>*<...>*<...>%);

за период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг><...> рублей (<...> *<...>*<...>*<...>%).

Согласно ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится положений, касающихся понятия морального вреда и определения размера компенсации морального вреда. Такие нормы предусмотрены гражданским законодательством.

Пунктом 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В силу п. 1 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (ст. ст. 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Представитель истца пояснила в судебном заседании, что в результате нарушения трудовых прав истца, последняя переживала по поводу несвоевременного и неполного получения средств к существованию, испытывала бессонницу.

Поскольку факт нарушений прав истца в результате несвоевременной выплаты спорных денежных средств в судебном заседании установлен, учитывая степень причиненных истцу нравственных и физических страданий, исходя из требований разумности и справедливости, суд полагает возможным определить размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца в размере <...> рублей.

В. не приведено иных доводов, свидетельствующих о причинении ей вреда в большем размере.

Доводы представителя ответчика о том, что поскольку истец являясь непосредственным руководителем налоговой инспекции <№> организовывала и осуществляла на принципах единоличия руководство и контроль за деятельностью Инспекции, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания с ответчика компенсации морального вреда, являются необоснованными, поскольку в данном случае служебный контракт с В. был заключен Федеральной налоговой службой (в качестве работодателя/нанимателя), который обязан соблюдать законодательство РФ о государственной гражданской службе, положения нормативных актов Федеральной налоговой службы и как следствие нести гражданско-правовую ответственность. Более того, приказы о материальном стимулировании в отношении истца, а также Механизм распределения бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России оформлялись и разрабатывались вышестоящими органами и в полномочия истца не входили.

В соответствии с пп. 19 п.1 ст.333.36 НК РФ УФНС России по Кировской области подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования В. к Управлению Федеральной налоговой службы России по <адрес> удовлетворить частично.

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы России по <адрес> (ИНН <№>, ОГРН <№>) в пользу В., <дд.мм.гггг> года рождения, уроженки <адрес>, (паспорт серии <№>) компенсацию четырехмесячного денежного содержания в размере <...> рублей, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере <...> рублей, денежное содержание за период нахождения в очередном отпуске в размере <...> рублей, компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы за период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> в размере <...> рублей, а также проценты в размере одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России за каждый день задержки, начисляемые на вышеуказанную сумму задолженности с учетом ее уменьшения в случае погашения, начиная с <дд.мм.гггг> по день фактического погашения задолженности; компенсацию морального вреда в размере <...> рублей.

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Котельничский районный суд Кировской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Н.В.Перминова

Мотивированное решение изготовлено <дд.мм.гггг>.