ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-66/17 от 20.09.2017 Первомайского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2-66/17

(публиковать)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«20» сентября 2017 года г. Ижевск

Первомайский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Фокиной Т.О., при секретаре судебного заседания Злобиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 ФИО11 к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР о признании отсутствующим права собственности на объект недвижимости и возложении обязанности исключить запись о праве собственности и сведения об объекте недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально истец ФИО2 обратился в суд с иском к ответчику Открытому акционерному обществу «ФИО1 железные дороги» (далее – ОАО «РЖД) в лице Ижевского отделения горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», котором просил признать отсутствующим право собственности ОАО «РЖД» на железнодорожный тупик от стрелки (включая стрелочный перевод) до упора, зарегистрирован в собственности ОАО «РЖД» в составе Сооружения комплекса «земляное полотно железной дороги, верхнее строение путей, подъездные пути, мосты, трубы, переезды (назначение транспортное, инвентарный ) как железнодорожный путь .

Свои требования истец мотивировал тем, что ему на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества железнодорожный тупик от стрелки до упора, назначение нежилое, протяженность 365 м., инв. , лит. I по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от 28 ноября 2013 года. При эксплуатации указанного объекта недвижимости истцу из письма Ижевского отдела коммерческой работы горьковского территориального центра фирменного транспортного обслуживания филиала ОАО «РЖД» от <дата> №МД/537 стало известно, что право собственности на железнодорожный тупик от стрелки (включая стрелочный перевод) до упора, зарегистрировано в собственности ОАО «РЖД» в составе сооружения комплекса «земляное полотно железной дороги, верхнее строение путей, подъездные пути, мосты, трубы, переезды (назначение транспортное, инвентарный ) как железнодорожный путь , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> серия 18 АА 677582. Вместе с тем, указанный объект недвижимости не может находиться в собственности ОАО «РЖД», поскольку истцом указанный объект недвижимости был приобретен <дата> на основании договора купли-продажи у ООО «Удмурттоппром», которое владело указанным объектом недвижимости на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> серии Основанием приобретения права собственности ООО «Удмурттоппром» является договор купли-продажи от <дата>. Учитывая, что истец приобрел право собственности на основании исполненного договора купли-продажи у ООО «Удмурттоппром», который также владел указанным объектом недвижимости, что подтверждается актом государственной регистрации и тот факт, что ОАО «РЖД» зарегистрировало право собственности на спорный объект после того, как право собственности было зарегистрировано ООО «Удмурттоппром», оно не может являться собственником данного объекта недвижимости.

Определением суда от 15.04.2016 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР.

Определением суда от 23.05.2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений УР.

Определением суда от 27.06.2016 года принято изменение предмета иска в редакции заявления представителя истца от 27.06.2016 года.

Определением суда от 02.08.2016 года привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Определением суда от 26.10.2016 года привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в УР.

Определением суда от 13.12.2016 года принято изменение предмета иска в редакции заявления представителя истца от 13.12.2016 года.

Определением суда от 27.06.2017 года произведена замена третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в УР в связи с его реорганизацией – на Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области. В том числе, принято изменение предмета иска в редакции заявления представителя истца от <дата>.

Определением суда от <дата> принято изменение предмета иска в редакции заявления представителя истца от <дата>, которым истец окончательно просит признать отсутствующим право собственности ОАО «РЖД» на сооружение железнодорожные пути станции Позимь, назначение: Сооружения железнодорожного транспорта, протяженность 8598 м. адрес местонахождения: <данные скрыты>; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике исключить из ЕГРП запись о праве собственности ОАО «РЖД» на сооружение железнодорожные пути станции Позимь, назначение: Сооружения железнодорожного транспорта, протяженность 8598 м. адрес местонахождения: <адрес>, кадастровый в части 10 пути от предельного столбика стрелки до упора; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике исключить из ГКН сведения об объекте – сооружение железнодорожные пути станции Позимь, назначение: Сооружения железнодорожного транспорта, протяженность 8598 м. адрес местонахождения: Удмуртская, Республика, <адрес>, направление Воткинск-Ижевск, <адрес>, кадастровый в части 10 пути от предельного столбика стрелки до упора, обусловленного координатами:

номера поворотных точек

X

Y

Меры линий

1

385983.95

2232302.26

169.85

2

385920.64

2232144.65

44.60

3

385904.15

2232103.21

12.50

4

385900.18

2232091.36

12.72

5

385897.09

2232079.02

74.92

6

385881.32

2232005.78

12.61

Истец ФИО2, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Руководствуясь ст. 167 ч. 5 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца.

В судебном заедании представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги» ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме, против удовлетворения требований возражала, по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что в возражениях была допущена описка. Стрелочный перевод соединяет путь и путь Нефтемаш. На данный путь предоставляла техдокументацию, из которой следует, что это самостоятельный путь. В возражениях указала, что стрелка соединяет путь и путь , но это не так. Путь и путь Нефтемаш расположены в продолжении пути . Были представлены схемы, которые были составлены еще ФГУП Горьковская железная дорога. Был приложен технико-распорядительный документ станции, который регулирует порядок обслуживания станционных путей, где четко этот путь отражен как станционный – путь и стрелочный перевод. Требования к Росреестру не подлежат удовлетворению, т.к. на сегодняшний день нет доказательств того, что права истца как-то нарушаются действиями этого ответчика. Согласно постановлению пленума ВС РФ о Защите права собственности решение суда является основанием для отражения сведений в государственном кадастре недвижимости. Следовательно, обязательство внести изменения может возникнуть только из решения суда.

Из содержания представленных письменных возражений представителя ответчика ОАО «Российские железные дороги» ФИО3 следует, что на вышеуказанные объекты недвижимого имущества, которые состоят на балансе ОАО «РЖД» как стрелочный перевод и железнодорожный путь , расположенные на <адрес>, право собственности ответчика зарегистрировано в установленном законом порядке, и на сегодняшний день подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным <дата> (запись ). Собственником указанного имущества ОАО «РЖД» является с момента образования ОАО «РЖД», т.е. с 2003 года. ОАО «РЖД» было создано в порядке приватизации имущества, закрепленного за организациями федерального железнодорожного транспорта 23.09.2003 года, в соответствии с законом № 29-ФЗ от 27.02.2003г. «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (далее Ф3 ). В процессе приватизации имущество у организаций федерального железнодорожного транспорта изымалось и вносилось в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта (ОАО «РЖД»). Формирование уставного капитала осуществлялось на основании сводного передаточного акта между ОАО «РЖД» и организациями федерального железнодорожного транспорта. Именно тогда вышеуказанное недвижимое (спорное) имущество, закрепленное за ФГУП «Горьковская железная дорога», было внесено в качестве вклада в уставный капитал ОАО «РЖД». Согласно абз.6 ч.3 ст.4 Ф3№29 внесение недвижимого имущества организаций федерального железнодорожного транспорта уставный капитал единого хозяйствующего субъекта осуществлялось без предварительной государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права хозяйственного ведения или права оперативного управления организаций федерального железнодорожного транспорта на указанное имущество. Основанием государственной регистрации такого имущества являлся сводный передаточный акт. Технический учет указанного комплекса сооружений был осуществлен в соответствии с особым порядком подготовки технической документации на объекты недвижимости железнодорожного транспорта, вносимые в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги», утвержденным приказом Госстроя России от 19.09.2003 года №356. Вышеуказанное имущество вошло в состав имущественного комплекса «Земляное полотно железной дороги, верхнее строение пути, подъездные пути, мосты, трубы, переезды» и было передано ОАО «РЖД» (внесено в качестве вклада в уставный капитал ОАО «РЖД») от собственника - ФГУП «Горьковская железная дорога». Согласно схематическому плану расположения железнодорожных подъездных путей <адрес> (выписка из технической документации на комплекс от <дата>) данные объекты в период 2003-2004 года уже находились в собственности ОАО «РЖД». Дата постройки указанных объектов (верхнее строение пути и земляное полотно - 1918 год, позднее, в 1965 году, был произведен капитальный ремонт данного пути). В 2004 году ответчиком было оформлено право собственности на данное имущество, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права , выданным 12.03.2004г. В 2008 году из вышеуказанного комплекса были выделены некоторые объекты, в связи с чем свидетельство о государственной регистрации права на имущественный комплекс, куда по прежнему входили вышеуказанные спорные объекты, переоформлено. Было выдано новое свидетельство от <дата>. В 2015 г. вышеуказанный имущественный комплекс был расформирован и спорные объекты вошли в состав комплекса «Сооружение железнодорожные пути станции Позимь, назначение: Сооружение железнодорожного транспорта протяженностью 8598 м., адрес: (местонахождение) объекта: <адрес>......». Стрелочный перевод не был предметом договора купли-продажи, заключенного истцом и ООО «Удмурттоппром» в 2013 году. Стрелочный перевод – это наиболее распространённое устройство соединения путей, которое предназначено для перевода подвижного состава с одного пути на другой. При этом стрелочный перевод также имеет определенную протяженность (не менее 33 м. в зависимости от арки стрелочного перевода). Таким образом, формулировка «от стрелочного перевода» не включает в себя саму длину стрелочного перевода. Таким образом, документами, предоставленными истцом подтверждается, что собственником самого стрелочного перевода он не является. На стрелочный перевод объект право собственности истца не зарегистрировано. Стрелочный перевод соединяет пути (спорный путь) и , который также находится в собственности ОАО «РЖД», что подтверждается свидетельством государственной регистрации права от 13.01.2015г., а также техническим паспортом на данный объект. Данный стрелочный перевод находится в границах полосы отвода и эксплуатируется ОАО «РЖД». Согласно технической документации на спорные объекты, п/путь имеет общую длину - 450 м., полезную-395 м. Полной длиной сквозного пути считается расстояние между остряками ведущих на него стрелочных переводов, а тупикового – расстояние от остряка стрелки до упора. Полезной длиной пути считают ту часть полной его длины, в пределах которой устанавливается подвижной состав, не нарушая безопасности движения по соседним путям. Полезная длина путей может ограничиваться предельными столбиками, выходными или маневровыми сигналами, стрелочными переводами и упорами. Согласно документам предоставленным истцом, протяженность п/пути на который у истца имеется свидетельство о регистрации права собственности составляет 365 м., это также подтверждает тот факт, что право собственности на стрелочный перевод у истца отсутствует. На основании изложенного в удовлетворении иска должно быть отказано.

В судебном заседании представитель третьих лиц Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области - ФИО4, действующая на основании доверенностей, возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным представителем ответчика ОАО «Российские железные дороги».

Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР, представители третьих лиц Министерства имущественных отношений УР, ООО «Удмурттоппром», извещенные о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представители третьих лиц представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, о причинах не явки ответчика не известно. Руководствуясь ст. 167 ч. 3, 4 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика и названных третьих лиц.

Представителем третьего лица ООО «Удмурттоппром» представлены письменные объяснения, согласно которым ООО «Удмурттоппром» в соответствии с договором купли-продажи недвижимого имущества от 25 апреля 2008г. № 1, заключенного с ООО «Марк-Авто», приобрело в собственность ж/д тупик от стрелки 21 до упора, протяженностью 365,4 пог.м, назначение: нежилое, инв. , лит.1, расположенный по адресу <адрес> и расположенный под ним земельный участок площадью 45010 кв.м., кадастровый . Право собственности на вышеуказанные объекты зарегистрированы Управлением Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике: - запись в ЕГРП на земельный участок от <дата>, выдано Свидетельство о государственной регистрации права от <дата><адрес>; - запись в ЕГРП на ж/д тупик от <дата>, выдано Свидетельство о государственной регистрации права от <дата><адрес>. В процессе своей деятельности ООО «Удмурттоппром» неоднократно проводило межевание названного земельного участка. Под ж/д тупик от стрелки 21 до упора был сформирован земельный участок, площадью 39842 кв.м., с кадастровым номером 18:26:050967:0152, выдано Свидетельство о государственной регистрации права от <дата><адрес>. В последствии земельный участок с кадастровым номером.. :0152 был разбит на семь земельных участков, в том числе с кадастровым номером.. .:0151, на котором располагался ж/д тупик. В 2009 году произошло еще раз межевание земельного участка, в результате образовался земельный участок, площадью 12674 кв.м., кадастровый , с расположенным на нем ж/д тупиком. Выдано Свидетельство о государственной регистрации права от <дата><адрес>. Указанный земельный участок и расположенный на нем ж/д тупик от стрелки 21 до упора был продан ФИО2 по договору купли-продажи от <дата>. Согласно сведений, содержащихся в исковом заявлении ФИО2 к ОАО «РЖД» о признании у последнего отсутствующим право собственности на ж/д тупик, ОАО «РЖД» сообщило о нахождении у него указанного ж/д тупика на праве собственности, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права. Исковые требования ФИО2 к ОАО «РЖД» являются законными и обоснованными. ООО «Удмурттоппром» владеет и пользуется ж/д тупиком и расположенным под ним земельным участком на законных основаниях с апреля 2008 года. Согласно п. 52 вышеуказанного постановления, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Право собственности ООО «Удмурттоппром» на вышеуказанное недвижимое имущество ОАО «РЖД» в судебном порядке не оспорено. Государственная регистрация права собственности ОАО «РЖД» на ж/д тупик произведена 30.09.2008 г., на который 10.06.2008 г. уже было зарегистрировано право собственности за ООО «Удмурттоппром». ОАО «РЖД» не оспаривало фактическое нахождение тупика и земельного участка до октября 2013 г. у ООО «Удмурттоппром». С изложенным считают, что государственная регистрация прав на ж/д тупик от стрелки , как железнодорожный путь произведена <дата> за ОАО «РЖД» в отсутствие правовых оснований. Наличие записи о государственной регистрации у ОАО «РЖД» права собственности на ж/д тупик нарушает права истца на владение, пользование, распоряжение ж/д тупиком от стрелки до упора.

Представителем третьего лица Министерством имущественных отношений представлены письменные пояснения, согласно которым имущество, являющееся предметом заявленных требований по делу: железнодорожный тупик от стрелки 21 до упора, назначение нежилое, протяженность 365 м. инв. , лиг I по адресу: <адрес> Республики. Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики со своей стороны не имеет самостоятельных требований по существу требований, не возражает против их удовлетворения.

Эксперт ФИО12 суду показал, что работает экспертом в ООО «Независимая экспертиза», стаж работы 12 лет. В процессе исследования им была заказана кадастровая выписка на данный объект с координатами от стрелки 21 до упора. При проведении осмотра и определении координат от стрелки до упора, им были скоординированы все точки части этого пути. И этот линейный объект практически полностью совпал с тем объектом, который указан в выписке и его протяженность совпала с той, что указана в выписке практически до метра. 360 м. считается от стрелки. Мерил до упора. Упор это деревянное ограждение, отправная точка измерений это точка в таблице координат, указанных им в заключении экспертизы.

Свидетель ФИО8 суду показала, что работает начальником технического отдела Ижевской дистанции инфраструктуры ОАО «РЖД». На этом объекте бывала неоднократно, последний раз при инвентаризации в 2015 году. Протяженность, длина пути отражается в свидетельстве о праве собственности. Длина указывается от стыка рамного рельса до упора, но путь имеет еще полезную длину, которая рассчитывается от предельного столбика до упора. Когда были на объекте, обнаружили, что стоит упор, и после упора есть еще рельсы, но туда уже не заходили, все измерения производили только до упора. Стрелочный перевод начинается от стыка рамного рельса, дальше идет остряк, крестовина. Знак «предельный столбик» это граница полезной длины, то есть эксплуатационной длины пути. Состав не может выехать за предельный столбик, т.к. иначе может произойти столкновение. Столбик является сигнальным знаком. Этот столбик не может переноситься. Переносится только если меняется перевод на большего размера. Но данный стрелочный перевод капитальный и его ремонт не производился. На сегодняшний день РЖД содержит этот путь, промеры по стрелочному переводу делаются ежемесячно, все работы выполняются до предельного столбика. Граница подъездного пути обозначается соответствующим знаком, место установки определяется владельцем инфраструктуры и владельцем такого пути. Граница во всех случаях устанавливается от столбика или в сторону пути, но не в сторону стрелки, иначе будет нарушена длина подвижного состава.

Суд, выслушав объяснения представителей ответчика, третьих лиц, заслушав показания свидетеля, объяснения эксперта, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела.

Предметом возникшего между сторонами спора является (с учетом уточненных истцом требований) 10-й путь от предельного столбика стрелки до упора, входящий в состав станции Позимь, расположенной в Удмуртской Республике, <адрес>, направление Воткинск-Ижевск.

Каждая из сторон – истец ФИО2 и ответчик ОАО «РЖД» считает себя собственником указанного объекта недвижимости, поскольку право собственности каждого из названных лиц на него зарегистрировано в установленном законом порядке.

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела судом установлена следующая цепочка событий, приведших к регистрации права собственности истца на спорный объект недвижимости:

Распоряжением Министерства имущественных отношений УР № 359П от 21.12.2005 года о мерах по выполнению распоряжения Правительства УР от 31.10.2005 года № 1058-р «Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия «Удмуртлестоппром» названное предприятие, расположенное по адресу: <адрес>, преобразовано в открытое акционерное общество «Удмуртлестоппром» с уставным капиталом 19 468 000 руб., состоящим из 19468 штук именных обыкновенных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1 000 руб. каждая.

Пунктом 2 распоряжения утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия «Удмуртлестоппром» (приложение 1).

Пунктом 7 распоряжения утвержден передаточный акт с приложениями 1-4.

Согласно утвержденному передаточному акту в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и во исполнение распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 31 октября 2005 года № 1058-р «Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия «Удмуртлестоппром», на основании актов инвентаризации, промежуточного баланса на 01 июля 2005 года, аудиторского заключения, документов на земельные участки и правах на них, Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики произвело передачу, а открытое акционерное общество «Удмуртлестоппром» приняло имущественный комплекс государственного унитарного предприятия «Удмуртлестоппром» (место нахождения: 426063, <адрес>), согласно приложениям 1-4. Открытое акционерное общество «Удмуртлестоппром» является правопреемником государственного унитарного предприятия «Удмуртлестоппром» согласно настоящему передаточному акту по всем имущественным и неимущественным правам и обязанностям в отношении всех его должников и кредиторов, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Фактическая передача указанного имущества сторонами состоялась <дата>, о чем имеются соответствующие отметки в акте.

В соответствии с приложением 1 к передаточному акту от <дата> в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия «Удмуртлестоппром» вошли, в том числе земельный участок по адресу: <адрес>. для эксплуатации и обслуживания производственно-складской базы, представленный на основании постановления Администрации г. Ижевска от <дата>, договор аренды от <дата>, кадастровый , площадью 5,2176га, категория: земли поселений, и ж/д тупик от стрелки <данные скрыты>

Право собственности ОАО «Удмуртлестоппром» на ж/д тупик от стрелки 21 до упора, протяженностью 365,4 пог.м., назначение: нежилое, инвентарный , литер: I, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) зарегистрировано в установленном порядке <дата> на основании передаточного акта (с приложениями), утвержденного Распоряжением Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 395П от <дата>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> серии

Выписка из технического паспорта на объект по <адрес> инв. содержит в себе карточку учета собственников, в которую <дата> внесена запись о принадлежности данного объекта ОАО «Удмуртлестоппром» на основании свидетельства о государственной регистрации права от <дата>, в том числе, в том числе в отношении расположенного по указанному адресу ж/д тупика от стрелки 21 до упора.

Определением Арбитражного суда УР от <дата> утверждено мировое соглашение от <дата> по делу № А71-8669/2006 (Г7), по условиям которого должник ОАО «Удмуртлестоппром» обязался погасить задолженность на сумму 27 827 465,49 руб. перед взыскателем ОАО «Российская топливная компания» путем передачи в собственность взыскателя принадлежащее должнику на территории Удмуртской Республики имущество на общую сумму 27 877 700,00 руб., в том числе ж/д тупик от стрелки 21 до упора, расположенный по адресу: <адрес>. Определение суда вступило в законную силу <дата>.

Определением Арбитражного суда УР от <дата> произведена замена стороны (взыскателя) на стадии исполнения определения об утверждении мирового соглашения по делу № А71-8669/2006 (Г7), взыскателем вместо ОАО «Российская топливная компания» признано ООО «МАРК-АВТО» (ИНН <данные скрыты>), <адрес>. Определение суда вступило в законную силу <дата>.

Право собственности ООО «МАРК-АВТО» на ж/д тупик <данные скрыты> по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) на основании двух вышеуказанных определений Арбитражного суда УР было в установленном законом порядке зарегистрировано <дата>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от <дата> серии

<дата> между ООО «МАРК-АВТО» (продавец) и ООО «Удмурттоппром» (покупатель) был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества по условиям которого продавец обязался передать в собственность покупателя, а покупатель обязался принять и оплатить согласно условиям договора недвижимое имущество, в том числе, ж/д тупик от стрелки 21 до упора, <данные скрыты> по адресу: УР, <адрес>, кадастровый (или условный) и земельный участок, занимаемый, в том числе, указанным объектом, и необходимый для его использования в границах кадастрового плана, прилагаемого к настоящему договору, площадью 45010 кв.м., с кадастровым номером 18:26:050967:0142, категория земель – земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>

В соответствии с передаточным актом от <дата> ООО «МАРК-АВТО» (продавец) передал ООО «Удмурттоппром» (покупателю), а покупатель принял и оплатил согласно условиям договора купли-продажи, принадлежащее продавцу на территории УР имущество, в том числе ж/д тупик от стрелки 21 до упора, литер I, инв. , протяженностью 365,4 п.м. и земельный участок. Факт оплаты подтверждается выпиской по лицевому счету за <дата>, платежным поручением от <дата>, счетом от <дата>.

Право собственности ООО «Удмурттоппром» на ж/д тупик от стрелки 21 до упора, протяженностью 365,4 пог.м., назначение: нежилое, инвентарный , литер: I, по адресу: УР, <адрес>, кадастровый (или условный) в установленном порядке зарегистрировано <дата>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> серии 18 АА .

<дата> между ООО «Удмурттоппром» (продавец) и ФИО2 (покупатель) был заключен договор купли-продажи земельного участка и ж/д тупика с рассрочкой платежа, по условиям которого продавец обязался передать в собственность, а покупатель принять и оплатить в соответствии с условиями договора принадлежащее Продавцу по праву собственности следующее недвижимое имущество: Земельный участок, кадастровый (или условный) , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Эксплуатация и обслуживание производственно-складской базы, общая площадь 12674 кв.м, адрес объекта <данные скрыты> назначение: нежилое, 1нв. , лит. I, адрес объекта: <адрес>, кадастровый (или условный) (п.п. 1, 1.1, 1.2 договора купли-продажи).

В соответствии с п. 3.1 договора купли-продажи оплату стоимости объектов покупатель производит с рассрочкой платежа в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на расчетный счет продавца, указанный в договоре или наличными денежными средствами путем внесения в кассу продавца в очередности, определенной в договоре.

На основании акта приемки-передачи недвижимости от <дата> продавец в соответствии с вышеуказанным договором купли-продажи недвижимого имущества с рассрочкой платежа передал Покупателю в собственность:

Земельный участок, кадастровый (или условный) , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Эксплуатация и обслуживание производственно-складской базы, общая площадь 12674 кв.м., адрес объекта Удмуртская <адрес>

ж/д тупик от стрелки 21 до упора, протяженностью 365,4 пог.м., назначение: нежилое, инв. , лит. I, адрес объекта: <адрес> кадастровый (или условный) .

На дату передачи объектов обязанность покупателя по оплате в соответствии с п. 3.1 договора в полном объеме не исполнена (п. 4 акта приема-передачи недвижимости).

Покупатель принимает на себя обязательства уплатить продавцу денежные средства за вышеуказанные объекты в размере, порядке и сроки, указанные в разделе 3 договора (п. 5 акта приема-передачи недвижимости).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от <дата> серии <адрес> право собственности ФИО2 на ж/д тупик от стрелки 21 до упора, назначение: нежилое, протяженность 365 м., инв., лит. 1, адрес объекта: УР, <адрес>, кадастровый (или условный) , зарегистрировано в установленном законом порядке <дата>.

Из сведений технического плана, выполненного <дата> по поручению ФИО2 в отношении сооружения железнодорожного транспорта ж/д тупик от стрелки 21 до упора, протяженностью 365 м., расположенного по адресу: <адрес><адрес>, с кадастровым номером сооружения: 18:26:000000:8172, следует, что сооружение расположено: от точки 1 до точки 4 (27 метров) в границах земельного участка с кадастровым номером 18:26:050967:108 (входит в единое землепользование 18:26:000000:78); от точки 4 до точки 6 (22 метра) на землях государственной собственности в кадастровом квартале 18:26:050967; от точки 6 до точки 16 (316 метров) в границах земельного участка с кадастровым номером 18:26:050967:2153. Полная длина тупикового пути, определена от стыка рамного рельса стрелочного перевода до предельного столбика (от точки 1 до точки 6) и полезная длинна пути, которая определена от предельного столбика до упора (от точки 6 до точки 16). При формировании технического плана сооружения выяснилось, что в документах технического учета назначение сооружения отсутствует, таким образом согласно Приказа Минэкономразвития России № 693 от 23.11.2011 г. п. 40 назначение сооружения выбрано из классификатора - 7.1. Сооружения железнодорожного транспорта.

Согласно кадастровой выписке сооружения от <дата>, изготовленной ООО «Кадастровое бюро», недвижимое имущество с кадастровым номером 18:26:000000:8172, расположенное по адресу: <адрес>, протяженностью 365 м., имеет назначение: сооружение железнодорожного транспорта под наименованием: ж/д тупик от стрелки 21 до упора.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела судом установлена следующая цепочка событий, приведших к регистрации права собственности ответчика ОАО «РЖД» на спорный объект недвижимости:

Распоряжением Министерства имущественных отношений РФ, Федеральной энергетической комиссии РФ, Министерства путей сообщения Российской федерации от <дата>-р/6-р/884р был утвержден передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги», прилагаемый к данному распоряжению.

Сводным передаточным актом от <дата> и передаточным актом от <дата> (приложение к сводному передаточному акту) определены имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО «Российские железные дороги», к составу которого было отнесено сооружение верхнее строение пути по адресу: УР направления Ижевск-Воткинск станция Позимь 40 км., 39 км 2 пк-40 км 10 пк, производственного назначения, протяженностью 8460 м., с инвентарным .

Из содержания технической документации, составленной филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» по округу ФИО5 <дата>, на сооружение - земляное полотно железной дороги, верхнее строение пути, подъездные пути, мосты, трубы, переезды, расположенное в Удмуртской Республике по направлениям Ижевск-Зилай, Ижевск-Воткинск, Ижевск-Кильмезь Ижевской дистанции пути Горьковской железной дороги, кадастровый , по заданию ОАО «РЖД», которое указано в данном документе в качестве правообладателя описанного объекта, следует, что объект включает в себя, в том числе, станцию Позимь, в состав которой входят согласно схеме станционных путей, в частности, путь от стрелки и путь от стрелки . Путь от стрелки 21 как вошедший в состав путей данной станции, отнесенных к принадлежности ОАО «РЖД», в схеме не указан.

Согласно Перечню объектов недвижимости железнодорожного транспорта на земляное полотно Ижевской дистанции пути станция Позимь расположена в переделах 39 км. 2 пк-40 км. 10 пк., протяженность путей 5,84 км., описан состав путей станции в количестве 14 путей, ни один из которых не поименован как путь . В отношении пути Воткинск имеется рукописная дописка «», внесение данных изменений в документ уполномоченным должностным лицом не удостоверено.

Согласно выписке из Реестра федерального имущества Территориального управления по <адрес> Министерства имущественных отношений РФ от <дата> объект недвижимости с идентификационным номером 05200682022121 сооружение верхнее строение пути, расположенное по адресу: Удмуртская республика, станция Позимь 40 км, протяженностью 8460 м., находилось в хозяйственном ведении Федерального государственного унитарного предприятия «Горьковская железная дорога» Министерства путей сообщения РФ, относилось к федеральной собственности и было включено в соответствующий реестр.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от <дата> серии 18 АА , <дата> произведена государственная регистрация права собственности ОАО «РЖД» на земляное полотно железной дороги, верхнее строение пути, подъездные пути, мосты, трубы, переезды, назначение: транспортное, инв. , адрес объекта: Удмуртская Республика, направления Ижевск-Зилай, Ижевск-Воткинск, Ижевск-Кильмезь Ижевской дистанции пути Горьковской железной дороги., кадастровый (или условный) , на основании сводного передаточного акта на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением Минимущества России, ФЭК России от <дата>.

<дата> ОАО «РЖД» повторно выдано свидетельство о регистрации права собственности на земляное полотно железной дороги, верхнее строение пути, подъездные пути, мосты, трубы, переезды, назначение: транспортное, инв. , адрес объекта: Удмуртская Республика, направления Ижевск-Зилай, Ижевск-Воткинск, Ижевск-Кильмезь Ижевской дистанции пути Горьковской железной дороги, кадастровый (или условный) , право собственности на которое первоначально зарегистрировано за ОАО «РЖД» <дата> на основании сводного передаточного акта на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемых в качестве вклада в уставный капитал, утвержденного распоряжением Минимущества России, ФЭК России от <дата>,

Техническо-распорядительным актом железнодорожной станции Позимь Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», утвержденным 16.06.2014 года, определено, что станция по характеру работы является грузовой и отнесена к 3 классу. Прилегающие к станции перегоны, основные средства сигнализации и связи при движении поездов и порядок их использования для организации движения: в нечетном направлении: Позимь - Ижевск – однопутный, двусторонняя автоблокировка для движения пригородных и грузовых поездов обоих направлений на автономной тяге; в четном направлении: Позимь-Вожой- однопутный, двусторонняя автоблокировка для движения пригородных и грузовых поездов обоих направлений на автономной тяге; внутренних соединений нет. Ведомость парков и путей включает погрузочно-выгрузочный путь от стрелки до упора, длиной 395 м., вместимостью в 28 условных вагонов. Стрелка за относится к числу нецентрализованных стрелок, не обслуживаемая дежурным стрелочного поста. Техническое облуживание стрелки осуществляет работник ПЧ.

Согласно схематическому плану и экспликации станционных путей к станции Позимь относится путь в границах от стрелки до упора, общпя длина 450 м., полезная длина 395 м.

<дата> ОАО «РЖД» составлена инвентарная карточка учета объекта основных средств в отношении объекта - верхнее строение пути <адрес> 40 км., в составе которого учтен, в том числе конструктивный элемент: 10 погр.-выгр. путь от стр. до упора, 450 м., Р-50-450м, ШД, кгр, 1965 года постройки.

<дата> изготовлена техническая документация на сооружение Железнодорожные пути станции Позимь, согласно которой сооружение расположено по адресу: УР, муниципальное образование <адрес>, литера 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14, направление Ижевск-Вокинск, станция Позимь 40 км, 39 км., 2 пк-40 км 10 пк., общая протяженность путей 8 598 м., в том числе …10-й путь от ст.р.р стр. 21 до упора – 450 м. Из особых отметок следует, что ранее данное сооружение входило в состав сооружения-комплекса «Земляное полотно железной дороги, верхнее строение пути, подъездные пути, мосты, трубы, переезды по адресу: Удмуртская Республика, направления Ижевск-Зилай, Ижевск-Воткинск, Ижевск-Кильмезь Ижевской дистанции пути Горьковской железной дороги. Ранее техническая инвентаризация осуществлялась по особому порядку согласно Сводного передаточного акта на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставной капитал ОАО «РЖД» утвержденный распоряжением Минимущества России, ФЭК России от <дата>. В схеме, приложенной к технической документации, отражен, в том числе 10 путь от стрелки 21 до упора (лит. 9).

Сведения относительно 10 пути от стрелки 21 до упора также ранее были также отражены в схеме станций Ижевского отделения Горьковской (Ордена Трудового Красного Знамени) железной дороги.

Распоряжением от <дата> филиала ОАО «РЖД» Горьковской железной дороги произведено выделение объектов недвижимого имущества из состава объекта: земляное полотно железной дороги, верхнее строение пути, подъездные пути, мосты, трубы, переезды, расположенного в Удмуртской Республике, направления Ижевск-Зилай, Ижевск-Воткинск, Ижевск-Кильмезь Ижевской дистанции пути Горьковской железной дороги согласно приложению к распоряжению.

В перечень объектов недвижимости, образовавшихся в результате выделения из комплекса Ижевской дистанции пути относится, в том числе, объект недвижимости сооружение железнодорожные пути станция Позимь, по адресу: <данные скрыты>, в состав которой входит, в том числе, 10 путь от ст.р.р.стр.21 до упора – 450 м.

Их технического плана от <дата>, выполненного по поручению ОАО «РЖД» в отношении сооружения железнодорожного пути <адрес>, следует, что в результате раздела сооружения с кадастровым номером: , образовалось 51 сооружение, в число которых входит, в том числе, 10 путь от ст.р.р. стр.21 до упора.

Из сведений кадастрового паспорта сооружения от <дата> с кадастровым номером: 18:26:000000:10161, внесенного в государственный кадастр недвижимости <дата>, следует, что сооружение имеет наименование – Сооружение железнодорожные пути станции Позимь, расположено по адресу: <адрес> и включает в себя, в том числе, 10 путь от ст.р.р. стр.21 до упора.

<дата> на основании распоряжения (с приложением) от <дата> и сводного передаточного акта на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемых в качестве вклада в уставный капитал ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением Минимущества России, ФЭК России от <дата>, произведена государственная регистрация права собственности ОАО «РЖД» на сооружение железнодорожные пути станции Позимь, назначение: сооружение железнодорожного транспорта, протяженность 8598 м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, в состав которого вошел в том числе …10 путь от ст.р.р стр. 21 до упора, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата>.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от <дата> в собственности ОАО «РЖД» находится сооружение подъездной путь «Нефтемаш» <адрес>, назначение: сооружение железнодорожного транспорта, протяженность 460 м., адрес объекта: <адрес>, кадастровый (условный) , на основании распоряжения от <дата> выдавший орган: филиал ОАО «РЖД» Горьковская железная дорога, сводного передаточного акта на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемых в качестве вклада в уставный капитал ОАО «РЖД», утвержденный распоряжением Минимущества России, ФЭК России от <дата>.

Из технического паспорта на сооружение подъездной путь «Нефтемаш» <адрес>, составленного по состоянию на <дата>, следует, что объект располагается по адресу <адрес> ранее была проведена постановка на технический учет в ОТИ за инвентарным номером 7173-1. Объект в соответствии с датой выписки от <дата> принадлежит ОАО «РЖД» на основании свидетельства о государственной регистрации права № от <дата>. Сооружение ранее входило в состав сооружения – комплекса «Земляное полотно железной дороги, верхнее строение пути, подъездные пути, мосты, трубы, переезды», имеющего следующее описание местоположения: <адрес>. Ранее техническая инвентаризация осуществлялась по особому порядку согласно Сводного передаточного акта на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемых в качестве вклада в уставной капитал ОАО «РЖД» утвержденный распоряжением Минимущества России, ФЭК России от <дата>. Тип земляного полотна – нулевое полотно, границы определены от стрелочного перевода до границы п/п (стр. владельца ОАО «Ижнефтемаш»), протяженностью земельного полотна 460 м. Из ситуационного плана, приложенного к техническому паспорту, следует, что путь «Нефтемаш» проложен параллельно пути , они соединены между собой стрелкой .

Согласно техническому паспорту железнодорожного пути не общего пользования, примыкающего к 8 соединительному пути станции Позимь, составленному ООО «Ойлтранс» по состоянию на <дата>, местом примыкания железнодорожного пути не общего пользования: стрелочный перевод к 8 соединительному пути <адрес>. Граница железнодорожного пути не общего пользования предельный столбик стр. <адрес>. Полная длина комплекса путей не общего пользования составляет 310,62 метра, из них полезная 200 метров. Путь расположен в границе от пр.ст. стр.21 до упора. Специализация путей: погрузочно-выгрузочный.

Определением суда от <дата> по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ООО «Независимая экспертиза», перед экспертами поставлены следующие вопросы: 1. Являются ли объект недвижимого имущества - железнодорожный тупик от стрелки 21 до упора, назначение нежилое, протяженность 365м, инв. , лит I по адресу: <адрес> и сооружение железнодорожного транспорта, протяженность 8598 м. адрес (местонахождение): Удмуртская<адрес> кадастровый в части 10 пути от ст.р.р. стр. 21 до упора одним и тем же объектом недвижимого имущества? 2. В случае если, указанные объекты являются одним и тем же объектом недвижимости, указать координаты точек наложения указанных объектов недвижимости?

Согласно заключению -ПС/17 от <дата> экспертов ООО «Независимая экспертиза» ФИО7, ФИО9, объект недвижимого имущества - железнодорожный тупик от стрелки 21 до упора, назначение нежилое, протяженность 365 м, инв. , лит.1 по адресу: <адрес> и сооружение железнодорожного транспорта, протяженность 8598 м, адрес местонахождения: <адрес>, кадастровый в части 10 пути от ст.р.р стр. 21 до упора являются одним и тем же объектом недвижимого имущества. Координаты данного объекта (железнодорожного тупика) совпадают с теми, что были определены в процессе осмотра и геодезических измерений. Координаты линейного объекта железнодорожного тупика от стрелки 21 до упора, определенные в ходе осмотра, приведены в таблице .

Таблица

номера поворотных точек

X

Y

Меры линий

1

385983.95

2232302.26

169.85

2

385920.64

2232144.65

44.60

3

385904.15

2232103.21

12.50

4

385900.18

2232091.36

12.72

5

385897.09

2232079.02

74.92

6

385881.32

2232005.78

12.61

7

385878.63

2231993.46

20.45

8

385874.09

2231973.52

9.51

9

385871.48

2231964.38

8.37

10

385868.96

2231956.40

Из представленной суду Схемы одиночного стрелочного перевода следует, что стрелочный перевод представляет собой сложный механизм, состоящий из совокупности неразрывно связанных между собой элементов, в частности из двух наружных неподвижных рамных рельсов, двух внутренних, соединенных между собой остряков, переводного механизма и металлических тяг, соединяющих остряки друг с другом и с переводным механизмом, крестовины с контррельсами, соединительных путей между ними и комплекта переводных брусьев. Крайними элементами стрелочного перевода, определяющими его границы, можно считать передний стык рамного рельса с одной стороны (начало) и предельный столбик стрелочного перевода с другой стороны (окончание).

Установив изложенные выше обстоятельства, анализируя изложенные сторонами доводы, суд отмечает, что изначально, истец заявлял о том, что ему принадлежит железнодорожный тупик, расположенный по адресу: <адрес>, – от стрелки , включая стрелочный перевод, до упора.

Однако, из собранных в ходе рассмотрения дела документов (передаточный акт в пользу ОАО «Лестоппром» от 28.12.2005г., определение Арбитражного суда УР от 30.11.2007г. в пользу ОАО «Ростоппром», определение Арбитражного суда УР от 24.12.2007г. в пользу ООО «Марк-Авто», договор купли-продажи в пользу ООО «Удмурттоппром» от 03.04.2008г., договор купли-продажи в пользу ФИО2 от <дата>), было установлено, что также как и у всех первоначальных правообладателей той цепочки переходов прав, в окончании которой собственником спорного объекта стал истец, у самого истца возникло право на объект недвижимости – железнодорожный тупик протяженностью от стрелки до упора.

Исходя из буквального толкования содержания указанных выше документов и условий заключенного истцом договора купли-продажи, суд полагает, что контекст «от стрелки» следует понимать как «не включая стрелку». При этом под «стрелкой» в таком контексте согласно представленной Схеме одиночного стрелочного перевода следует понимать стрелочный перевод полностью, со всеми его составными частями, то есть от переднего стыка рамного рельса до предельного столбика. Иное толкование данного контекста предполагало бы возможность нахождения отдельных частей стрелочного перевода в собственности разных лиц, что невозможно ни с технической точки зрения, ни с точки зрения его надлежащего содержания, обслуживания, обеспечения безопасности движения железнодорожных составов.

Указанный вывод подтверждает и то обстоятельство, что в конечном итоге в сведения ЕГРН внесены различные данные о протяженности спорного объекта, в отношении которого у сторон зарегистрировано право собственности – у истца 365 м. от стрелки, а у ответчика 450 м. от стыка рамного рельса. При этом суд полагает, что поскольку стык рамного рельса являет собой начало стрелочного перевода, очевидно, что протяженность спорного объекта в правоустанавливающих документах ОАО «РЖД» указана с учетом стрелочного перевода, а у истца – без него. Следовательно, истец в результате заключения указанного выше договора купли-продажи стал собственником лишь полезной части спорного железнодорожного тупика (пути) от предельного столбика, то есть от окончания стрелки, до упора, не включая сам стрелочный перевод.

Истец в ходе рассмотрения дела с такой позицией согласился, в результате чего исключил из объема своих притязаний весь стрелочный перевод и сформулировал окончательные исковые требования таким образом, что просит признать отсутствующим право собственности ОАО «РЖД» на спорный объект недвижимости от предельного столбика стрелки до упора.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что железнодорожный тупик, о котором идет речь в правоустанавливающих документах истца, и железнодорожный путь станции Позимь направления <адрес>, право собственности на который в настоящее время зарегистрировано за ответчиком ОАО «РЖД» в составе имущественного комплекса Сооружение верхнее строение пути <адрес>., представляют собой один и тот же объект недвижимости.

Изложенное подтверждается представленной сторонами технической документацией на спорный объект (технический паспорт от 13.02.2008г., технический план от 07.03.2014г., кадастровая выписка сооружения от 03.04.2014г. со стороны истца и инвентаризационная карточка от 05.12.2014г., техническая документация от 06.04.2015г. со стороны ответчика), а также заключением проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы от <дата>, согласно которому в ходе осмотра экспертами были определены координаты прохождения линейного сооружения – железнодорожного тупика от стрелки 21 до упора. В кадастровой выписке от <дата> на объект недвижимого имущества приведены координаты характерных точек контура объекта недвижимого имущества. В графе 10 данной выписки указано наименование объекта недвижимости: ж/д тупик от стрелки 21 до упора, кадастровый . На основании координат, указанных в данной выписке, с помощью программного комплекса MapInfo Professional был сформирован линейный объект. Координаты данного объекта (железнодорожного тупика) совпадают с теми, что были определены в процессе осмотра и геодезических измерений. Разница в определении координат составляет от 3 до 7 см., что входит в допустимую погрешность при проведении данного вида работ. Таким образом, в процессе исследования было определено, что объект недвижимого имущества – железнодорожный тупик от стрелки 21 до упора, назначение нежилое, протяженность 365 м., инв. , лит.1 по адресу: <адрес> и сооружение железнодорожного транспорта, протяженность 8598 м., адрес местонахождения: <адрес>, кадастровый в части 10 пути от ст.р.р стр. 21 до упора являются одним и тем же объектом недвижимого имущества. Координаты данного объекта (железнодорожного тупика) совпадают с теми, что были определены в процессе осмотра и геодезических измерений.

Оценивая заключение экспертов, суд принимает его в качестве надлежащего доказательства с точки зрения его относимости, допустимости и достоверности.

По мнению суда, данное заключение экспертов соответствуют требованиям, предъявляемым к доказательствам, так как содержит подробные описания проведенных экспертами исследований, постановленные в результате этих исследований выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Анализируемое заключение не противоречит материалам дела.

Сомнений в достоверности выводов заключения экспертов у суда не имеется, поскольку экспертиза проведена лицами, обладающими специальными познаниями для разрешения поставленных перед ними вопросов. Экспертиза проведена полно, объективно, достаточно ясно, выводы экспертов мотивированы, ответы даны четко на поставленные судом вопросы; эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в настоящее время за истцом ФИО2 и ответчиком ОАО «РЖД» зарегистрировано право собственности на один и тот же объект недвижимого имущества – полезную часть железнодорожного пути (от предельного столбика стрелки 21 до упора), входящего в состав имущественного комплекса Сооружение железнодорожные пути станции Позимь, назначение: Сооружения железнодорожного транспорта, протяженность 8598 м., адрес (местонахождение): <адрес>, кадастровый .

Каждая сторона с учетом представленных документов считает свое право в отношении спорного объекта действительным, не желая признавать право другой стороны в отношении него.

Проанализировав представленные каждой стороной доказательства, суд приходит к выводу, что право ОАО «РЖД» на спорный объект зарегистрировано в условиях его фактического отсутствия, и при этом исходит из следующего.

Согласно п. 1 ст. 11 ГК РФ установлен принцип судебной защиты нарушенного права.

Перечень способов защиты нарушенного права установлен ст. 12 ГК РФ, и не является исчерпывающим.

Согласно ст. 2 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действовавшего на момент регистрации права собственности каждой из сторон, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Наряду со способами защиты гражданских прав, установленными ст. 12 ГК РФ, в абз. 4 п. 52 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указан такой способ защиты права собственности, как признание права отсутствующим.

Согласно правовой позиции, изложенной в абз. 4 п. 52 Постановления № 10/22, в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

По смыслу указанных разъяснений, применение данного способа защиты возможно при условии исчерпания иных способов защиты (признание права, виндикация) и установленного факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица.

При этом возможность обращения с требованием о признании права отсутствующим может быть реализована в том случае, если истец фактически владеет имуществом, зарегистрированное право другого лица на которое просит признать отсутствующим.

Судом установлено, что при создании ОАО «РЖД» распоряжением Минимущества России, ФЭК России от <дата> был утвержден сводный передаточный акт, на основании которого в уставный капитал ОАО «РЖД» было передано имущество (имущественные комплексы) организаций федерального железнодорожного транспорта, включая земельные участки, согласно передаточным актам на имущество, обязанности и права по обязательствам организаций федерального железнодорожного транспорта. К числу таких имущественных комплексов было отнесено, в том числе, сооружение верхнее строение пути по адресу: УР направления Ижевск-Воткинск станция Позимь 40 км., 39 км 2 пк-40 км 10 пк, производственного назначения, протяженностью 8460 м., с инвентарным .

При этом описание названного имущественного комплекса (с указанием всех железнодорожных путей, переездов и стрелочных переводов) в том виде, в котором оно было передано ОАО «РЖД» при его создании, не содержится ни в сводном передаточном акте, ни в приложениях к нему – передаточных актах. В отношении спорного имущественного комплекса в передаточном акте указано обобщенно – Сооружение верхнее строение пути, УР, направление Ижевск-Воткинск, станция Позимь. Схема станционных путей в том виде, в котором она вошла в уставный капитал ОАО «РЖД» не представлена. Все те схемы станции Позимь, которые были приобщены ответчиком в ходе рассмотрения дела, составлены либо позже, либо раньше даты утверждения сводного передаточного акта, и являют собой приложения к технической, а не правоустанавливающей документации.

Таким образом, прийти к однозначному выводу о том, что 12.03.2004 года за ОАО «РЖД» в составе имущественного комплекса земляное полотно железной дороги, верхнее строение пути, подъездные пути, мосты, трубы, переезды, назначение: транспортное, инв. , адрес объекта: <адрес> было зарегистрировано право, в том числе, на путь станции Позимь указанные документы не позволяют.

Фактически формирование Сооружения верхнее строение пути <адрес> как самостоятельного имущественного комплекса и объекта вещных прав, в состав которого был включен, в том числе, 10 путь от ст.р.р. стрелки 21 до упора, со стороны ОАО «РЖД» состоялось только <дата>, когда был изготовлен соответствующий технический паспорт (техническая документация) на него, после чего на основании Распоряжения от <дата> филиала ОАО «РЖД» Горьковской железной дороги было произведено выделение данного объекта недвижимого имущества из состава объекта: земляное полотно железной дороги, верхнее строение пути, подъездные пути, мосты, трубы, переезды, расположенного в Удмуртской Республике, направления Ижевск-Зилай, Ижевск-Воткинск, Ижевск-Кильмезь Ижевской дистанции пути Горьковской железной дороги.

В результате, право собственности ОАО «РЖД» на сооружение железнодорожные пути станции Позимь, назначение: сооружение железнодорожного транспорта, протяженность 8598 м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес> в состав которого вошел, в том числе, 10 путь от ст.р.р стр. 21 до упора, было зарегистрировано только <дата>.

При этом, судом также установлено, что <дата> распоряжением Министерства имущественных отношений УР П в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и во исполнение распоряжения Правительства Удмуртской Республики от <дата>-р «Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия «Удмуртлестоппром» был утвержден передаточный акт, на основании которого Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики произвело передачу, а ОАО «Удмуртлестоппром» приняло имущественный комплекс ГУП «Удмуртлестоппром».

Переданный в пользу ОАО «Удмуртлестоппром» имущественный комплекс подробно описан в приложениях к нему, согласно которым в состав данного комплекса вошли, в том числе, земельный участок по адресу: <адрес> и расположенный на нем ж/д тупик от стрелки 21 до упора, литера I, представляющий собой, как указано выше, железнодорожный путь станции Позимь. При этом в распоряжении Министерства имущественных отношений УР П имеется ссылка на то что, передаточный акт был утвержден на основании имевшихся на тот момент у ГУП «Удмуртлестоппром» документов на земельные участки и права на них

Указанный документ, представляющий собой нормативно-правовой акт органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в последующем оспорен не был, не отменен и не изменен, надлежащим образом исполнен ОАО «Удмуртлестоппром» путем принятия переданного ему имущественного комплекса и регистрации прав на него, которое в отношении ж/д тупика <данные скрыты> состоялось <дата>.

В последующем, в результате череды состоявшихся судебных решений и сделок по отчуждению имущества спорный объект перешел в собственность истца, который с момента регистрации своих прав на него, состоявшейся <дата>, владеет и пользуется им на законных основаниях.

Указанные сделки и судебные решения как основания состоявшихся переходов прав на спорный объект от первоначального правообладателя ГУП «Удмуртлестоппром» к ОАО «Удмуртлестоппром», ОАО «Ростоппром», ООО «Марк-Авто», ООО «Удмурттоппром» и в конечном итоге к действующему собственнику ФИО2 со стороны ОАО «РЖД» оспорены не были, права указанных лиц ответчиком под сомнение никогда не ставились. И даже текущий спор возник не по инициативе ОАО «РЖД», а в результате обращения в суд правообладателя ФИО2, считающего нарушенными свои права регистрацией прав ОАО «РЖД» на принадлежащий ему объект недвижимости. Со стороны ОАО «РЖД» аналогичных исков не поступало, о нарушении своих прав ответчик не заявлял, не смотря на представление возражений относительно заявленных истцом исковых требований.

Таким образом, суд приходит к выводу, что из представленных истцом документов однозначно следует, что права правопредшественника ФИО2 в отношении спорного объекта недвижимости возникли <дата>. При этом доказательств, которые бы однозначно свидетельствовали, что на указанный момент в отношении того же объект уже были зарегистрированы права ОАО «РЖД» стороной ответчика не представлено.

Следовательно, при формировании в 2015 году Сооружения железнодорожные пути станции Позимь как самостоятельного объекта вещных прав в его состав не должен был быть включен 10 путь протяженностью (с учетом установленных выше обстоятельств) от предельного столбика стрелки 21 до упора, а право собственности ОАО «РЖД» на указанный путь в составе данного комплекса не должно было быть зарегистрировано, вследствие чего подлежит признанию отсутствующим. Регистрация права ответчика ОАО «РЖД» на спорный объект недвижимости в настоящее время, безусловно, нарушает права истца как владеющего собственника этого имущества, чьи права не могут быть восстановлены иным способом кроме признания права ответчика отсутствующим.

Изложенное свидетельствует о том, что требования истца к ответчику ОАО «РЖД» являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Анализируя требования истца к ответчику Управлению Росреестра по УР, суд отмечает, что согласно ст. 58 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 1).

При отсутствии причин, препятствующих государственной регистрации перехода права и (или) сделки с объектом недвижимости, наличие судебного спора о зарегистрированном праве не является основанием для отказа в государственной регистрации перехода такого права и (или) сделки с объектом недвижимости (ч. 2).

В случае, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица, государственная регистрация прав на основании этого решения суда может осуществляться по заявлению лица, у которого право возникает на основании решения суда либо право которого подтверждено решением суда. При этом не требуется заявление лица, чье право прекращается или признано отсутствующим по этому решению суда, в случае, если такое лицо являлось ответчиком по соответствующему делу, в результате рассмотрения которого признано аналогичное право на данное имущество за другим лицом (ч. 3).

Из изложенного следует, что принятие судом решения о признании права одной из спорящих сторон на объект недвижимости отсутствующим, является самостоятельным и достаточным основанием для исключения из государственного реестра недвижимости соответствующих сведений о самом объекте и правах данного лица на него, о чем суд полагает необходимым указать в резолютивной части решения.

Возложение соответствующей обязанности на Управление Росреестра по УР в такой ситуации было бы возможно только как способ восстановления нарушенных Управлением Росреестра по УР прав истца, претендующего на внесение соответствующих изменений в сведения государственного реестра недвижимости, но не получившего в результате действий ответчика удовлетворения своих намерений.

Однако доказательств нарушения каких-либо прав истца со стороны названного ответчика суду не представлено, обстоятельств такого нарушения судом не установлено, поскольку истец ранее к ответчику с соответствующими требованиями не обращался, и более того, оснований для соответствующего обращения до принятия судом настоящего решения не имел, в связи с чем суд признает требования истца к данному ответчику необоснованными, и полагает необходимым в их удовлетворении отказать.

При этом суд отмечает, что согласно ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: 1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); 2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость).

Следовательно, таких понятий как ЕГРП и ГКН, на которые указывает истец, и в сведения которых просит внести изменения, с учетом вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» более не существует. Следовательно, в результате принятия судом настоящего решения необходимые изменения подлежат внесению в соответствующие разделы Единого государственного реестра недвижимости - реестр прав на недвижимость и кадастр недвижимости, о чем суд также полагает необходимым указать в резолютивной части решения.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ч. 1 ст. 88 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 333.19 ч. 1 п. 3 Налогового кодекса РФ при подаче иска истец уплатил государственную пошлину в размере 300,00 руб. (чек-ордер от <дата>). Решение суда состоялось в пользу истца, однако требования его удовлетворены только к одному из ответчиков. При этом суд отмечает, что требования к этому ответчику и подлежали оплате пошлиной в размере 300,00 руб., в связи с чем полагает возможным взыскать с ответчика ОАО «РЖД» в пользу истца всю уплаченную последним при подаче иска государственную пошлину.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО2 ФИО15 к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании отсутствующим права собственности на объект недвижимости – удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на Сооружение железнодорожные пути станции Позимь, назначение: Сооружения железнодорожного транспорта, протяженность 8598 м., адрес (местонахождение): <адрес>, кадастровый в части 10 пути от предельного столбика стрелки до упора.

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости (реестра прав на недвижимость) запись о праве собственности Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на Сооружение железнодорожные пути станции Позимь, назначение: Сооружения железнодорожного транспорта, протяженность 8598 м., адрес (местонахождение): <адрес>, кадастровый в части 10 пути от предельного столбика стрелки до упора.

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости (кадастра недвижимости) сведения об объекте - сооружение железнодорожные пути станции Позимь, назначение: Сооружение железнодорожные пути станции Позимь, назначение: Сооружения железнодорожного транспорта, протяженность 8598 м., адрес (местонахождение): <адрес>, кадастровый в части объекта – 10 путь от предельного столбика стрелки до упора, обусловленного координатами:

номера поворотных точек

X

Y

Меры линий

1

385983.95

2232302.26

169.85

2

385920.64

2232144.65

44.60

3

385904.15

2232103.21

12.50

4

385900.18

2232091.36

12.72

5

385897.09

2232079.02

74.92

6

385881.32

2232005.78

12.61

Исковые требования ФИО2 ФИО13 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР о возложении обязанности исключить запись о праве собственности и сведения об объекте недвижимости – оставить без удовлетворения.

Взыскать с Открытого акционерного общества «ФИО1 железные дороги» в пользу ФИО2 ФИО14 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300,00 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики (через Первомайский суд г. Ижевска) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято «18» октября 2017 года.

Судья: Т.О. Фокина