ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-66/20 от 15.09.2020 Смоленского гарнизонного военного суда (Смоленская область)

Дело № 2-66/2020

Решение

Именем Российской Федерации

15 сентября 2020 года город Смоленск.

Смоленский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Другаченко И.В, при секретаре Савченковой Т.М., с участием ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда гражданское дело по исковому заявлению командира войсковой части 98532 к военнослужащему в/ч 98535 майору ФИО2 о взыскании денежных средств в счет возмещения ущерба, причиненного военнослужащим в связи с исполнением обязанностей военной службы,

установил:

ВрИО командира в/ч 98532 обратился в суд с иском, в котором указал, что с 2012 года по октябрь 2018 года ФИО3 проходил военную службу по контракту в в/ч 98532 в должности командира технической роты.

На основании приказа №567 от 30.10.2019 года «О проведении годовой инвентаризации имущества за 2019 год» по результатам инвентаризации была выявлена недостача вверенного ответчику технического имущества на общую сумму 1492250,48 рублей.

В результате проведенной истом проверки было установлено, что недостача образовалась вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе ответчика. От добровольного возмещения причиненного истцу ущерба ответчик отказался. В связи с чем ВрИО командира в/ч 98532 просит суд взыскать с ФИО3 в счёт возмещения причиненного ущерба 1492250,48 рублей.

Истец в судебное заседание не явился, явку своего представителя в суд не обеспечил, извещался о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик ФИО3 в судебном заседании требования иска не признал, просил отказать в их удовлетворении, ссылаясь на то, что недостача вверенного ему имущества образовалась во второй половине 2019 года, то есть после его перевода к новому месту военной службы. В декабре 2018 года, на момент его увольнения, недостачи вверенного ему имущества не было. Следовательно, ущерб был причинен другим лицом, которому указанное имущество было вверено после приема дел и должности.

Выслушав ответчика, исследовав письменные доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 12.07.1999 N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине ущерб.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих" командир (начальник) воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба.

Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом, в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка либо в результате ревизии, проверки или предварительного расследования в порядке уголовного судопроизводства.

В соответствии со ст. 144, 145 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 (далее - Устав), командир роты в мирное и военное время отвечает, помимо прочего, за состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества роты, за ведение ротного хозяйства и обязан: организовывать своевременное получение, правильную эксплуатацию и ремонт вооружения, военной техники и другого военного имущества роты; проверять не реже одного раза в месяц их наличие, состояние и учет; всегда точно знать наличие, состояние вооружения, военной техники и другого военного имущества роты; сличать один раз в месяц данные ротного учета материальных средств с учетными данными полка; руководить ротным хозяйством.

Согласно ст. ст. 242, 268, 269 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 3 июня 2014 г. N 333 (далее - Руководство), должностные лица соединения (воинской части), в том числе командир роты, осуществляющие хозяйственную деятельность, выполняют обязанности в соответствии с Уставом и обязаны организовывать: хранение, сбережение и освежение запасов материальных ценностей, а также эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание вооружения, военной и специальной техники; принимать меры по предотвращению утрат материальных ценностей; организовывать контроль и устранение выявленных недостатков; организовывать ведение учета имущества.

В соответствии со ст. ст. 205, 215, 216 Руководства, на непосредственных начальников возлагаются организация и проведение приема (сдачи) дел и должности подчиненными должностными лицами.

Командир подразделения прием (сдачу) дел и должности проводит лично на основании приказа командира воинской части в соответствии с Уставом.

Принимающий дела и должность обязан проверить фактическое наличие, качественное состояние, комплектность материальных ценностей в подразделении, сверив полученные сведения с данными учета воинской части; произвести (при необходимости) перезакрепление материальных ценностей за должностными лицами подразделения.

О приеме (сдаче) дел и должности командиры подразделений докладывают письменно по команде командиру воинской части в соответствии с Уставом.

На основании п.п. 3, 5, 7, 10, 11, 16, 44, 45 Порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств в Вооруженных Силах РФ, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 16.10.2010 N 1365, порядок и сроки проведения инвентаризации определяются командиром воинской части, за исключением случаев, когда ее проведение обязательно.

Проведение инвентаризации (за исключением инвентаризации драгоценных металлов) обязательно при смене материально ответственных лиц.

Для проведения инвентаризации в воинской части приказом командира назначается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

Инвентаризационные комиссии в ходе работы проверяют первичные учетные документы, регистры бюджетного учета, установленную отчетность и служебную переписку; требуют от материально ответственных лиц представления необходимых справок (сведений) и объяснений; проверяют в подразделениях воинских частей (у материально ответственных лиц) наличие, качественное состояние, комплектность и условия хранения всех нефинансовых активов.

Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.

Фактическое наличие материальных ценностей определяется путем их взвешивания по массе (весу), обмера объема и другими способами с применением проверенных в установленном порядке средств измерений массы и объема, а также путем замера горючего в баках машин, резервуарах и другой таре, пересчета штучных предметов, измерения материальных ценностей, учитываемых в метрах.

Инвентаризация имущества производится по каждому материально ответственному лицу и по местам хранения. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных обязательств записываются в инвентаризационные описи (сличительные ведомости), составляемые не менее чем в двух экземплярах.

В случае смены материально ответственного лица отметку о получении имущества делает лицо, принявшее имущество, а о сдаче - лицо, сдавшее его. Описи в этом случае составляются не менее чем в трех экземплярах.

Инвентаризация драгоценных металлов, а также заполнение и оформление инвентаризационных описей (актов) осуществляется в том же порядке, что и инвентаризация имущества, с учетом отдельных особенностей.

Инвентаризация драгоценных металлов проводится два раза в год (по состоянию на 1 января и на 1 июля) во всех местах их хранения и использования с проведением технологической зачистки помещений и оборудования при их использовании и обращении, а также в ломе и отходах, образующихся при использовании драгоценных металлов.

Судом установлено, что в период с 7 сентября 2012 года по 20 декабря 2018 года ФИО3 проходил военную службу по контракту в в/ч 98532 в должности командира технической роты в/ч 98532.

Согласно выписки из приказа командира в/ч 01855 от 12 декабря 2018 года № 164, с 20 декабря 2018 года ФИО3 исключен из списков личного состава в/ч 98532 и направлен к новому месту службы в в/ч 83497. Также в соответствии с данным приказом следует полагать, что с 20 декабря 2018 года ФИО3 сдал дела и должность командира технической роты в/ч 98532.

Выпиской из приказа командира в/ч 01855 от 16 января 2019 года №12 подтверждается, что с 21 декабря 2018 года капитан ФИО4 зачислен в списки личного состава в/ч 98532, а также принял дела и должность командира технической роты в/ч 98532.

В соответствии с приказом командира в/ч 98532 от 14 июня 2019 года №321, в результате проведения полугодовой проверки хозяйственной деятельности с инвентаризацией имущества и обязательств в/ч 98532, фактическое наличие, качественное состояние и комплектность имущества соответствует учетным данным.

Телеграммой №171 от 29 июня 2019 года командир в/ч 98532 уведомлял вышестоящее командование (командира в/ч 01855) о том, что в войсковой части 98532 инвентаризация материальных средств и обязательств имущественного характера проведена. Излишков, утрат и недостач не выявлено.

Согласно приказу командира войсковой части 98532 от 30 октября 2019 года №567, в указанной войсковой части в период с 1 ноября 2019 года по 20 декабря 2019 года организована и проведена инвентаризация материальных средств за 2019 год.

По результатам проведенной инвентаризации материальных ценностей была установлена недостача имущества войсковой части 98532 на сумму 1662119,28 руб., что подтверждается ведомостями расхождений, а также заключением по итогам служебного разбирательства.

Согласно приказу командира в/ч 98532 от 30 декабря 2019 года №773, в связи с возникновением ущерба, причиненного в/ч 98532 в размере 1662119,28 руб., установленного по итогам проведенной инвентаризации материальных средств за 2019 год, на усмотрение вышестоящего командования доложено о допущенных нарушениях со стороны заместителя командира батальона по вооружению – начальника технической части майора ФИО5 и начальника автомобильной службы старшего лейтенанта ФИО6 для привлечения указанных лиц к дисциплинарной ответственности.

Из копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 27 мая 2020 года следует, что в период прохождения военной службы в в/ч 98532 ФИО3 в силу возложенных на него обязанностей и занимаемой должности, отвечал за состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества роты, которое учитывалось в автомобильной службе части и службе главного механика. Ответчику, как материально ответственному лицу, в числе иного имущества были также вверены материальные ценности в виде лома и отходов черных металлов, цветных металлом, а также драгоценных металлов.

Из указанного постановления также следует, что приказом командира в/ч 01855 от 12 декабря 2018 года №164 ФИО3 исключен из списков личного состава части и направлен для дальнейшего прохождения военной службы в в/ч 83497 (г. Ярославль). Приказом командира в/ч 01855 от 16 января 2019 года №12 капитан ФИО4 назначен на должность командира технической роты в/ч 98532. Согласно акту приема-передачи дел и должности командира технической роты, утвержденного 28.12.2018 г. командиром в/ч 98532, ФИО3 передал, а ФИО4 принял дела и должность командира технической роты. При этом лома цветных и черных металлов по акту не передавались, поскольку в в/ч 98532 отсутствовала реальная возможность произвести взвешивание ломов черного и цветного металлов. Недостача имущества составила 1486307,77 руб., что также подтверждается дополнительным заключением специалиста от 27 мая 2020 года.

Согласно объяснениям начальника службы главного механика в/ч 01855 от 28 декабря 2019 года, проверяя в в/ч 98532 наличие лома черных и цветных металлов, визуально объем лома имелся в наличии, фактически вес имеющегося лома проверить не было возможности из-за отсутствия приспособлений для взвешивания.

В соответствии с приказом командира в/ч 98532 от 21 мая 2020 года №333, после внесения изменений в данные бухгалтерского учета правильной надлежит считать сумму недостачи в размере 1492250,48 руб.

Согласно заключению по результатам рассмотрения материалов по факту недостачи имущества, выявленной в в/ч 98532, установить какие объем лома и отходов черного и цветного металлов были приняты ФИО3 при приеме дел и должности командира технической роты не представляется возможным ввиду отсутствия подтверждающих документов.

Таким образом, заявляя требования о взыскании с ФИО3 ущерба в размере 1492250,48 руб., истец указал, что недостача материальных ценностей в войсковой части 98532 за 2019 год образовалась вследствие недобросовестного или небрежного отношения ответчика к службе.

В то же время, согласно представленным истцом доказательствам, ответчик исключен из списков личного состава части и направлен для дальнейшего прохождения военной службы в в/ч 83497 (г. Ярославль) с 12 декабря 2018 года. Дела и должность командира технической роты в/ч 83497 приняты 28.12.2018 г. капитаном ФИО4. Следовательно, должность материально ответственного лица (командира технической роты в/ч 98532) в 2019 году ответчик не занимал и обязанности по ней не исполнял.

Из акта приема (сдачи) дел и должности командира технической роты в/ч 98532, утвержденного 28 декабря 2018 года командиром в/ч 98532, за ответчиком не усматривается недостачи имущества войсковой части в заявленном истцом размере.

Никаких доказательств того, что именно в период исполнения ответчиком своих должностных обязанностей до 28 декабря 2018 года в в/ч 98532 образовалась недостача вверенных ему материальных ценностей, истцом не представлено.

Напротив, из материалов дела следует, что на июнь 2019 года в в/ч 98532 утрат и недостач не выявлено.

Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) № 00000076 от 15.06.2019 г. в соответствии со ст. 67 ГПК РФ не принимается судом в качестве доказательства по делу, поскольку представленные копии этого документа не тождественны между собой.

Так, копия описи, представленная истцом суду, не содержит сведений о наличии в в/ч 98532 недостачи, в то время как представленная ВСО по Люберецкому району ВСУ СК России по городу Москве копия описи, содержащаяся в материалах проверки, отражает наличие недостачи. При этом истцом суду не представлен оригинал документа, а установить подлинное его содержание с помощью других доказательств не представляется возможным.

Данных о том, что при смене материально ответственных лиц в в/ч 98532 в обязательном порядке была проведена инвентаризация, как это предусмотрено п. 5 Порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств в Вооруженных Силах РФ, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 16.10.2010 N 1365, истцом также не представлено.

Факт отсутствия в в/ч 98532 реальной возможности произвести взвешивание ломов черного и цветного металлов при смене материально ответственных лиц, не принимается судом во внимание, поскольку организация и проведение приема (сдачи) дел и должности подчиненными должностными лицами возлагается на непосредственных начальников (в данном случае на командира в/ч 98532), которые обязаны создать все условия для проведения мероприятий, связанных с приемом (сдачей) дел и должности.

Более того, определение веса навалочных материалов (каковым, по мнению суда, является лом черного и цветного металлов) на основании обмеров и технических расчетов, при отсутствии возможности взвешивания по массе (весу), обмера объема и другими способами с применением проверенных в установленном порядке средств измерений массы и объема, как это предусмотрено пунктом 11 Порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств в Вооруженных Силах РФ, должностными лицами в/ч 98532 при смене материально ответственных лиц произведено не было.

При этом на момент перезакрепления материальных ценностей за должностными лицами технической роты в/ч 98532, к ответчику никаких претензий, нареканий и требований со стороны командования предъявлено не было.

Инвентаризационных описей (сличительных ведомостей), содержащих сведения о фактическом наличии в в/ч 98532 имущества и наличии недостачи за 2018 год, позволяющих суду прийти к выводу о виновности ответчика в возникновении недостачи, истцом не представлено.

В то же время, согласно приказу командира в/ч 98532 от 30 декабря 2019 года №773, ответственность за нарушения, связанные с возникновением ущерба, причиненного в/ч 98532 в размере 1662119,28 руб., установленного по итогам проведенной инвентаризации материальных средств за 2019 год, возложена на заместителя командира батальона по вооружению – начальника технической части майора ФИО5 и начальника автомобильной службы старшего лейтенанта ФИО6

При таких обстоятельствах, суд считает, что вина ФИО3 в причинении ущерба в/ч 98532 истцом не доказана и не нашла своего подтверждения в ходе исследования доказательств по делу.

Факт того, что в отношении ФИО3 было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.293 УК РФ, впоследствии прекращенное, сам по себе не является безусловным основанием для установления вины ответчика в причинении в/ч 98532 имущественного ущерба.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ФИО3 денежных средств в счет возмещения ущерба, причиненного в связи с исполнением обязанностей военной службы, в размере 1492250, 48 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, военный суд

решил:

В удовлетворении искового заявления командира войсковой части 98532 к военнослужащему в/ч 98535 майору ФИО2 о взыскании денежных средств в счет возмещения ущерба, в связи с исполнением обязанностей военной службы, в размере 1492250 (один миллион четыреста девяносто две тысячи двести пятьдесят) рублей 48 копеек, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Смоленский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий