Дело № 2 -66/ 2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2014 г. п. Междуреченский
Кондинский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Поплавских С. Н.,
при секретаре Гребенщиковой М. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, управлению социальной защиты населения по Кондинскому району об обязании учесть ведомственные награды и признать право на присвоение звания «Ветеран Труда»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития ХМАО - Югры, управлению социальной защиты населения по Кондинскому району о признании права на присвоение звания "Ветеран труда", обязании учесть ведомственные награды.
Требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ Департаментом социального развития ХМАО - Югры ей отказано в присвоении звания "Ветеран труда». Так как Бронзовая медаль главного комитета выставки достижений народного хозяйства СССР за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР и нагрудный знак «Ударник двенадцатой пятилетки» от имени Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, которыми она награждена, не включены в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение такого звания.
Истец считает данный отказ незаконным, поскольку она с ДД.ММ.ГГГГ получает пенсию по старости, нагрудный знак, которым она награждена, относится к государственной награде, а бронзовая медаль является ведомственным знаком отличия. Согласно ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ « О ветеранах» (далее ФЗ «О ветеранах»), ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Между тем положения Постановления правительства ХМАО - Югры от 06.06.2005 г. N 103-П "Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ и перечня наград, почетных званий ХМАО - Югры» ограничивают по сравнению с ФЗ «О ветеранах» круг лиц, которым может быть присвоено звание «Ветеран труда» и противоречат федеральному закону, имеющему большую юридическую силу. То есть, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
Стороны в суд не явились, несмотря на то, что надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, причин неявки не сообщили. От представителей сторон поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
На основании положений ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц.
От ответчиков поступили письменные возражения относительно исковых требований истца. В возражениях ответчиками указано, что в рамках представленных полномочий и в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда". Постановлением правительства ХМАО - Югры от 06.06.2005 г. N 103-П "Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ и перечня наград, почетных званий ХМАО - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда ХМАО - Югры", утверждены ведомственные знаки отличия в труде федеральных органов государственной власти, ведомственные знаки отличия в труде органов власти и управления СССР, ордена и медали РФ, почетные звания РФ, ведомственные медали, знаки отличия, значки, почетные звания автономного округа. Имеющиеся у ФИО1 награды в данный перечень не входят. Таким образом, правовые основания для присвоения истцу звания "Ветеран труда" отсутствуют. В удовлетворении иска просят отказать.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ г. № из Департамента социального развития ХМАО - Югры истцу сообщено об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" и «Ветеран труда ХМАО - Югры» на основании того, что знак «Ударник двенадцатой пятилетки», бронзовая медаль ВДНХ не включены в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", либо в Перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда ХМАО - Югры», утвержденные постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года N 103-П.
С позицией Департамента социального развития ХМАО - Югры согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации (далее Конституции РФ) в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Следовательно, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ (ред. от 16.11.2011 г.) « О ветеранах» (далее ФЗ «О ветеранах»), ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 г. N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ и перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", утверждается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах", в соответствии со ст. 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Нормы ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя, таким образом, направления законотворческого процесса регионов в данной области.
Однако, по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон N 122-ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания "Ветеран труда", законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении с ФЗ «О ветеранах».
То есть, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда, в силу чего граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку это положение закреплено в п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ "О ветеранах".
Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса Ветерана труда, а равно и условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 02.03.1994 года N 442.
Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания «Ветеран труда» подлежат учету и ведомственные знаки отличия.
В соответствии с Положением о едином общесоюзном знаке "Ударник двенадцатой пятилетки", утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 17.10.1986 N 412/24-12, награждение единым общесоюзным знаком "Ударник двенадцатой пятилетки" от имени министерства (ведомства) и Центрального комитета профсоюза производится совместным решением администрации или правления колхоза и профсоюзного комитета объединения, предприятия, стройки, колхоза, совхоза, организации, учреждения, за досрочное выполнение пятилетних плановых заданий и социалистических обязательств.
Согласно Постановлению Совета министров СССР, Всесоюзного центрального Совета профессиональных союзов от 20 августа 1986 года N 989 "О порядке подведения итогов всесоюзного социалистического соревнования за успешное выполнение заданий двенадцатой пятилетки, знак "Ударник двенадцатой пятилетки" являлся единым общесоюзным знаком, утвержденным Центральным Комитетом КПСС, Советом Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.
Таким образом, в вышеуказанный период времени награждение знаком "Ударник двенадцатой пятилетки" от имени министерства (ведомства) было предоставлено, в том числе администрации предприятия и профсоюзного комитета предприятия, и соответствовало действовавшему на тот период законодательству.
Правовой смысл подп. 2 п. 1 ст. 7 ФЗ «О ветеранах» подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действующего законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
Установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ награждена нагрудным знаком "Ударник двенадцатой пятилетки" на основании приказа окрАПО № от ДД.ММ.ГГГГ от имени Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ за высокие достижения в труде, о чем свидетельствует запись в трудовой книжке, удостоверение и нагрудный знак (л.д. 15). Факт награждения истца знаком "Ударник двенадцатой пятилетки" ответчиками не оспаривается. ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ получает пенсию по старости, что подтверждается пенсионным удостоверением (л.д. 12).
Наличие государственных наград и ведомственных знаков отличия, указанных в п. 1 ст. 7 ФЗ «О ветеранах», является одним из условий присвоения звания «Ветеран труда», при этом в рамках предоставленных п. 4 ст. 7 ФЗ "О ветеранах" полномочий, законом субъекта РФ может быть самостоятельно расширен перечень знаков отличия в труде и негосударственных наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте РФ.
Перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", утвержден Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 6 июня 2005 г. N 103-п.
Указанный перечень не содержит в качестве основания присвоения звания «Ветеран труда» наличие знака "Ударник двенадцатой пятилетки", в связи с чем, истцу отказано в удовлетворении ее требований.
Таким образом, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта РФ незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 ФЗ "О ветеранах", в результате чего, лица, награжденные такими знаками отличия в труде, неправомерно лишены права на присвоение им звания "Ветеран труда", гарантированного вышеуказанной нормой федерального закона, что недопустимо.
Реализация субъектами РФ полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов РФ.
Такие законы, в силу ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
С учетом установленных обстоятельств по делу суд находит отказ Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда» по тому основанию, что она не имеет ведомственного знака отличия в труде, учитываемого при присвоении звания "Ветеран труда", неправомерным. Поскольку в ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 награждена ведомственным знаком отличия в труде.
Вместе с тем суд приходит к выводу, что Бронзовая медаль от имени главного комитета ВДНХ СССР, которой награждена истец, не является правительственной либо ведомственной наградой, выданной органом, входящим в утверждённый Перечень организаций, чьи поощрения учитываются при присвоении звания «Ветеран труда».
На основании изложенного, суд считает исковые требования ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры об обязании учесть ведомственную награду и признании за ней права на присвоение звания «Ветеран труда» обоснованными, доказанными и подлежащими удовлетворению.
Исковые требования ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по Кондинскому району удовлетворению не подлежат, поскольку данный орган не отказывал истцу в присвоении звания «Ветеран труда».
В силу ст. 98 ГПК РФ с Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в пользу ФИО1 необходимо взыскать расходы на оплату государственной пошлины в размере ... руб. (л.д. 5).
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об обязании учесть ведомственную награду, о признании права на присвоение звания «Ветеран труда».
Обязать Департамент социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры учесть знак «Ударник двенадцатой пятилетки» как ведомственный знак отличия в труде и признать за ФИО1 право на получение звания «Ветеран труда».
Взыскать с Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере ....
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Кондинский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 21 февраля 2014 г.
.
.
Судья С. Н. Поплавских