ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-66/2016 от 21.04.2016 Павинского районного суда (Костромская область)

Гражданское дело № 2-66/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Павино 21 апреля 2016 года

Павинский районный суд ... в составе: председательствующего - судьи Вагина А.А., с участием истца - <..>... ФИО1., представителя ответчика - <..> сельского поселения <..> муниципального района ... ФИО2, действующего на основании доверенности ___ от "__"__, при секретаре Шмакове Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к администрации <..> сельского поселения <..> муниципального района ... об обязании разместить информацию на официальном сайте,

установил:

прокуратура... в порядке ст. 45 ГПК РФ "__"__ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации <..> сельского поселения <..> муниципального района ... с указанным выше иском, мотивируя требования тем, что прокуратурой ... в <..> года в рамках проверки полноты устранения нарушений закона по представлению прокурора ___ от "__"__ проведена проверка законодательства в сфереобеспечения доступа к информации о деятельности администрации <..> сельского поселения <..> муниципального района ..., а также соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля, законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой установлено, что администрация сельского поселения размещает информацию о своей деятельности, принятые нормативные правовые акты на официальном сайте в сети Интернет - <..>

В нарушение ч. 1 ст. 13 Федерального закона от "__"__ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» по состоянию на "__"__ в администрации сельского поселения не приняты меры, направленные на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных данным законом, а именно на сайте для его посетителей отсутствует следующая информация: о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральным законам, законом субъектов ...; перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении сельского поселения; о нормотворческой деятельности сельского поселения: тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенные в представительные органы муниципального образования; о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд; порядок обжалования муниципальных правовых актов и иных решений; об участии сельского поселения в целевых и иных программах, а также мероприятиях, проводимых сельским поселением; о результатах проверок, проведенных сельским поселением, в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в сельском поселении; о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства; ежегодный сводный доклад о состоянии муниципального контроля в <..> сельском поселении.

Выявленные нарушения свидетельствуют о том, что должностными лицами администрации <..> сельского поселения не принимается мер, направленных на обеспечение свободного доступа к информации в соответствии с требованиями законодательства, чем нарушаются права на информацию неопределенного круга лиц. Обосновывая исковые требования истец также ссылается на ч. 3, п. 2 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от "__"__ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; Правила подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля, (надзора), утвержденные Постановлением Правительства РФ от "__"_____; ст. 19 Федерального закона от "__"_____.

В судебном заседании <..>... ФИО1 поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, просил обязать администрацию <..> сельского поселения <..> муниципального района ... в течение <..> дней со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте <..> следующую информацию:

- о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральным законам, законом субъектов ...;

- перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении сельского поселения;

- о нормотворческой деятельности сельского поселения: тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенные в представительные органы муниципального образования;

- о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;

- порядок обжалования муниципальных правовых актов и иных решений; об участии сельского поселения в целевых и иных программах, а также мероприятиях, проводимых сельским поселением;

- о результатах проверок, проведенных сельским поселением, в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в сельском поселении;

- о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности;

- о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

- об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

- о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;

- ежегодный сводный доклад о состоянии муниципального контроля в <..> сельском поселении.

Представитель ответчика - <..> сельского поселения <..> муниципального района ... ФИО2 признал исковые требования частично. Не согласен с требованиями в части размещения на официальном сайте <..> информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, поскольку ст. 4 ФЗ ___ от "__"__ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено размещение данной информации в Единой информационной системе о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и поселением она размещается. В остальной части исковые требования признает.

Изучив материалы гражданского дела, выслушав лиц, участвующих в деле, огласив заявление ответчика, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Федеральный закон от "__"__ № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон № 8-ФЗ), регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 4).

Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления согласно ч. 2 ст. 6 Закона № 8-ФЗ является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".

В силу ч. 1 ст. 10 Закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления включает в себя, среди прочего, административные регламенты, стандарты муниципальных услуг, целевые программы, принятые в соответствующем порядке.

Статьями 13, 14 Закона № 8-ФЗ установлены требования к объему и периодичности размещаемой в сети "Интернет" информации о деятельности органов местного самоуправления.

В силу ч. 7 ст. 14 Закона № 8-ФЗ перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 8 ст. 14 Закона № 8-ФЗ при утверждении перечней информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети "Интернет", сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от "__"_____-О-О, такое законодательное регулирование направлено на создание условий (гарантий), обеспечивающих максимальную информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления для граждан и иных субъектов гражданского общества, и согласуется с принятой Советом Европы "__"__ Конвенцией о доступе к официальным документам (преамбула, статья 3), в которой подчеркивается особое значение прозрачности деятельности государственных органов в плюралистическом и демократическом обществе и которая вместе с тем не исключает ограничений права на доступ к официальным документам при условии, что эти ограничения четко установлены законом, являются необходимыми и соразмерными целям защиты общепризнанных в демократическом обществе ценностей.

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от "__"__ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

Частью 3, пунктом 2 части 2 статьи 6 Федерального закона от "__"_____ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля являются открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении муниципального контроля, включая информацию об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, о правах и об обязанностях органов муниципального контроля, их должностных лиц.

Согласно ст. 19 Федерального закона от "__"__ № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет" и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Информационные системы, официальные сайты информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет" и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе информацией: о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;

Из пп. "в" п. 2 Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утвержденных Постановлением Правительства РФ от "__"__ N 215 (далее - Правила ___), следует, что доклады подготавливаются ежегодно по итогам своей деятельности в том числе органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление муниципального контроля.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела,, что проведенная прокурорская проверка показала, что объем размещенной информации на официальном сайте администрации <..> сельского поселения <..> муниципального района ... не соответствует требованиям, законодательства, что в свою очередь не соответствует основным принципам обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, тем самым нарушаются права на информацию неопределенного круга лиц.

Доводы представителя ответчика о том, что информация о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд не подлежит размещению на официальном сайте <..> поскольку её размещение предусмотрено в Единой информационной системе о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» являются ошибочными, основанными на неверном толковании закона.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора подлежит удовлетворению.

Исходя из положений ст. 103 ГПК РФ с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, должна быть взыскана государственная пошлина по делу пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

Поскольку прокурор освобождён от уплаты госпошлины при подаче искового заявления (п.п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ), а ответчик освобожден от её уплаты на основании п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ, - государственная пошлина по настоящему делу не взыскивается.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление <..>... в интересах неопределенного круга лиц к администрации <..> сельского поселения <..> муниципального района ... об обязании разместить информацию на официальном сайте, - удовлетворить.

Обязать администрацию <..> сельского поселения <..> муниципального района ... в течение <..> дней со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте <..> следующую информацию:

- о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральным законам, законом субъектов ...;

- перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении сельского поселения;

- о нормотворческой деятельности сельского поселения: тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенные в представительные органы муниципального образования;

- о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;

- порядок обжалования муниципальных правовых актов и иных решений; об участии сельского поселения в целевых и иных программах, а также мероприятиях, проводимых сельским поселением;

- о результатах проверок, проведенных сельским поселением, в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в сельском поселении;

- о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности;

- о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

- об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности;

- о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;

- ежегодный сводный доклад о состоянии муниципального контроля в <..> сельском поселении.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Костромской областной суд через Павинский районный суд.

Судья А. А. Вагин