Дело № 2-66/2020 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 марта 2020 года. п.Октябрьский Пермского края
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Савченко С.Ю.,
при секретаре Мухаметовой З.А.,
с участием пом. прокурора Октябрьского района Пермского края Брагиной Е.Ю.,
ответчика - представителей администрации Октябрьского городского округа Пермского края ФИО1, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Октябрьский городской округ» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края об обязании ликвидировать несанкционированную свалку,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Октябрьский городской округ» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края об обязании ликвидировать несанкционированную свалку, провести рекультивацию земельного участка. В обоснование требований указал, что прокуратурой района по обращению жителей <адрес> в июне 2019 года проведена проверка исполнения администрацией Октябрьского муниципального района законодательства об отходах производства и потребления, об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также обеспечения предупреждения чрезвычайных ситуаций на территории района. В ходе проверки установлено, что на территории населенного пункта <адрес> городского округа Пермского края имеется несанкционированная свалка отходов деревообрабатывающей промышленности (опил), находящаяся за <адрес> на расстоянии около 500 метров от железной дороги, с левой стороны на расстоянии около 100 метров от жилых домов, площадью около 6 га. Свалка образовалась в результате деятельности Щучье - Озерского леспромхоза объединения «Пермлеспром», который ликвидирован в 90-х годах. Складированный на данном земельном участке опил в сухую и жаркую погоду, сопровождаемую сильным ветром, самовозгорается, чем создает угрозу возгоранию жилых домов, которые находятся в непосредственной близости от рассматриваемого земельного участка. Соответственно постоянная угроза возгорания опила создает опасность возникновения чрезвычайной ситуации на территории <адрес>. В настоящее время образовавшиеся от деятельности леспромхоза промышленные отходы являются бесхозяйными. На месте несанкционированного складирования отходов производства и потребления земельные участки не сформированы. Данный земельный массив расположен на землях населённых пунктов и относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Непринятие мер органами местного самоуправления по ликвидации
несанкционированной свалки отходов деревообрабатывающей промышленности (опил), расположенной на территории <адрес>, а также ненадлежащее участие в обеспечении предупреждения чрезвычайных ситуаций на территории населенного пункта нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также создает опасность возникновения пожара.
Просит обязать Муниципальное образование «Октябрьский городской округ» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края в срок до 31.12.2023 года ликвидировать несанкционированную свалку отходов деревообрабатывающей промышленности (опила), расположенную на территории населенного пункта п. Бартым Октябрьского городского округа Пермского края на земельном участке за <адрес> на расстоянии около 500 метров от железной дороги, с левой стороны на расстоянии около 100 метров от жилых домов, площадью около 6 га., обязать в срок до 31.12.2023 года принять срочные меры по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды путем проведения рекультивации указанного земельного участка.
Определением суда от 06.02.2020 по делу привлечен соответчик Управление развития инфраструктуры, ЖКХ и благоустройства администрации Октябрьского городского округа Пермского края (л.д. 61).
В судебном заседании пом. прокурора Октябрьского района Брагина Е.Ю. на исковых требованиях настаивала, по существу изложила доводы, содержащиеся в исковом заявлении.
Ответчики – представители администрации Октябрьского городского округа Пермского края ФИО1 и ФИО2 с исковыми требованиями согласились частично, не возражали по требованию на ликвидацию несанкционированной свалки, в части требований на проведение рекультивации земельного участка возражали, ссылаясь на то, что не представлено доказательств того, что земли являются нарушенными, утратившими свою хозяйственную ценность, а также не позволяют установить характер и степень их отрицательного воздействия на окружающую среду, о чем в деле имеется письменный отзыв (л.д. 67-68).
Соответчик представитель Управления развития инфраструктуры, ЖКХ и благоустройства администрации Октябрьского городского округа Пермского края в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв, согласно которому указал, что Октябрьский городской округ не в состоянии самостоятельно обеспечить достаточное финансирование вышеуказанных работ, поэтому оно должно осуществляться как из федерального и краевого бюджета, так и из бюджета городского округа. Отходы деревообрабатывающей промышленности (опил) не относятся к твердым коммунальным отходам (твердым бытовым отходам) и свалка отходов деревообрабатывающей промышленности (опил) не является объектом размещения отходов. При определении срока выполнения решения суда потребуется больше времени, чем указано прокурором, поскольку необходимо изыскать дополнительные финансовые средства, разработать проектно-сметную документацию, в том числе выполнить работы по инженерным изысканиям, провести рекультивацию земельного участка. В деле имеется письменный отзыв (л.д. 63-66).
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В статье 42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст.10 вышеуказанного закона управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно ч.1 ст.13 Федерального Закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Из материалов дела судом установлено:
Прокуратурой Октябрьского района проведен осмотр земельного участка, расположенного на териитории <адрес> муниципального района, расположенного за <адрес>, в ходе которого установлено, что на данном земельном участке, на расстоянии около 500 метров от железной дороги, с левой стороны на расстоянии 100 метров от жилых домов имеется несанкционированная свалка отходов деревообрабатывающей промышленности (опил) площадью около 6 га., указанное подтверждается актом проверки от 01.06.2019 с фототаблицей (л.д.9-13).
Из заявления от жителей <адрес> на имя прокурора Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что они просят принять меры по обеспечению противопожарной безопасности населения, поскольку на протяжении последних нескольких лет за <адрес> происходит самовозгарание опила (л.д.14).
Согласно информации администрации Октябрьского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, проверочные мероприятия по факту несанкционированного складирования опила на территории <адрес> не проводились. Согласно публичной кадастровой карты, на указанном массиве земельные участки не сформированы, категория земель данного массива-земли населенных пунктов, массив относится к землям государственная собственность на которые не разграничена (л.д.15-16, 16-оборот).
07.06.2019 прокурором Октябрьского района в адрес главы администрации Октябрьского муниципального района было направлено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства ликвидации несанкционированной свалки отходов деревообрабатывающей промышленности опила (л.д.17-18).
04.07.2019 заместителем главы Октябрьского муниципального района в адрес прокурора направлен отзыв на представление об устранении нарушений природоохранного законодательства согласно которому указали, что администрацией Октябрьского муниципального района планируется направление предложений в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о включении в государственную программу экономическая политика и инновационное развитие Пермского края» мероприятия по проведению инженерно- экологических изысканий и разработки проектно-сметной документации на рекультивацию объекта наколенного вреда от прошлой хозяйственной и иной деятельности (свалка отходов лесопиления (опил) <адрес> (л.д.19-20).
Согласно ответа Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края разъясняют, что собственник земельного участка, на котором расположены брошенные отходы (свалка древесных отходов в <адрес>) может обратиться в КГБУ «Аналитический центр» для проведения необходимых исследований на договорной основе (л.д.31-32).
В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, ликвидации последствия захламления земель, рекультивации нарушенных земель.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно п.7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 № 607-ст) в случае, если собственник отходов не установлен, собственником отходов являются органы местного самоуправления, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Согласно ч.3 ст.8 Федерального Закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 № 89-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Пермского края от 25.03.2019 № 372-ПК «Об образовании нового муниципального образования Октябрьский городской округ» к вопросам местного значения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно пункта 27 статьи 8 Устава Октябрьского городского округа Пермского края, к вопросам местного значения Октябрьского городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (л.д.46-49).
Согласно решению Думы Октябрьского городского округа Пермского края от 18.12.2019, с 01.01.2020 учреждено Управление развития инфраструктуры ЖКХ и благоустройства администрации Октябрьского городского округа Пермского края, одной из функций управления является участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Округа (л.д.56-60).
Как уже было указано выше, правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
На день рассмотрения дела несанкционированная свалка не ликвидирована, указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Таким образом, из вышеприведенных доказательств судом установлено, что на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, на территории населенного пункта <адрес> в границах муниципального образования Октябрьский городской округ находится несанкционированная свалка отходов деревообрабатывающей промышленности (опила), следовательно, в силу ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочиями по распоряжению земельным участком, на котором выявлено место несанкционированного размещения отходов, обладает именно администрация Октябрьского городского округа Пермского края.
Кроме того, следует учитывать, что указанная свалка не относится к числу вновь образованных, функционирует длительное время, промышленные отходы (опил) являются бесхозяйными.
Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов на Муниципальное образование «Октябрьский городской округ» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края.
По ходатайству ответчика-администрации Октябрьского муниципального района Пермского края в качестве соответчика привлечено Управление развития инфраструктуры, ЖКХ и благоустройства администрации Октябрьского городского округа Пермского края.
Согласно Положения об Управлении развития инфраструктуры, ЖКХ и благоустройства администрации Октябрьского муниципального района Пермского края, оно является отраслевым (функциональным) органом администрации Октябрьского городского округа Пермского края (л.д.57-60).
Согласно Положения об администрации Октябрьского городского округа Пермского края, в структуру администрации округа входят в том числе отраслевые (функциональные) органы администрации округа, наделенные правами юридических лиц (л.д. 51-55).
Учитывая, что законом ответственность возложена на органы местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а Управление является лишь отраслевым (функциональным) органом администрации Октябрьского городского округа Пермского края, то надлежащим ответчиком по делу будет являться администрация Октябрьского городского округа Пермского края.
Рассматривая требования прокурора о возложении на ответчика обязанности о принятии срочных меры по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды путем проведения рекультивации земельного участка, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот обязаны проводить землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
"рекультивация земель" - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений (Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 (ред. от 07.03.2019) "О проведении рекультивации и консервации земель" (вместе с "Правилами проведения рекультивации и консервации земель"))
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (вместе с "Правилами проведения рекультивации и консервации земель") предусмотрено, что рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем, имеющиеся в материалах дела доказательства недостаточны для вывода о наличии предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 «О проведении рекультивации и консервации земель" (вместе с "Правилами проведения рекультивации и консервации земель") оснований для проведения рекультивации земельного участка, поскольку не свидетельствуют о том, что данные земли являются нарушенными, утратившими свою хозяйственную ценность, а также не позволяют установить характер и степень их отрицательного воздействия на окружающую среду.
Суд полагает, что материалами дела не подтверждается необходимость рекультивации указанного земельного участка, поскольку не подтверждена достаточными и неопровержимыми доказательствами невозможность использования спорного земельного участка по его назначению без проведения рекультивационных работ.
При указанных обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований прокурора Октябрьского района о принятии срочных мер по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды путем проведения рекультивации земельного участка.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Указанный прокурором срок ликвидации свалки до 31.12.2023 суд признает разумным.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Октябрьского района Пермского края удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное образование «Октябрьский городской округ» в лице администрации Октябрьского городского округа Пермского края ликвидировать в срок до 31 декабря 2023 года несанкционированную свалку отходов деревообрабатывающей промышленности (опила), расположенную на территории населенного пункта <адрес> городского округа Пермского края на земельном участке за <адрес> на расстоянии около 500 метров от железной дороги, с левой стороны на расстоянии около 100 метров от жилых домов, площадью около 6 га.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 10 марта 2020 года.
Председательствующий подпись С.Ю.Савченко
Копия верна.
Судья
Секретарь судебного заседания
Подлинный документ находится в производстве Октябрьского районного суда Пермского края и подшит в деле 2а-135/2020