ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-66/2021 от 08.04.2021 Енисейского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2-66/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Енисейск 08 апреля 2021 года

Енисейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Штея Н.А.,

при секретаре Дидоха Д.В.,

с участием помощника Енисейского межрайонного прокурора Колмаковой Т.Н., представителей войсковых частей 14058 Устиненко О.А., командира войсковой части 14058 Быкова О.В., представителя войсковой части 84685 Мирошниченко Е.А.,

рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора 22 военной прокуратуры армии войсковой части 56681 к Министерству оборону РФ, Департаменту строительства Министерства обороны РФ, командиру войсковой части 14058, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ, восковой части 32103, войсковая части 84685, Департаменту эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций МО РФ о возложении обязанности запретить эксплуатацию зданий, проведению инструментального обследования и проведения в них капитального ремонта,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор 22 военной прокуратуры армии, войсковой части 56681 обратился с требованиям к Министерству обороны РФ, Департаменту строительства Минобороны России, командиру войсковой части 14058, Федеральному государственному казённому учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России с требованиями:

- запретить Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, командиру войсковой части 14058 эксплуатацию 3 аварийных зданий, а именно штаб тыла инв. № 39 и технические здания инв. №№ 79, 121, принять меры по консервации указанных зданий, в целях предотвращения возможной гибели и травматизма военнослужащих;

- обязать Департамент строительства Минобороны России организовать работу по проведению инструментального обследования 3 зданий (инв. №№ 39, 79, 121) войсковой части 14058 на территории военных городков № 1, № 4С (г. Енисейск-4 Красноярского края) на предмет соответствия строительным нормам и правилам;

- по результатам обследования 3 зданий (инв. №№ 39, 79, 121) войсковой части 14058, расположенных на территории военных городков № 1, № 4С (г. Енисейск-4 Красноярского края) обязать Департамент строительства Минобороны России провести в них капитальный ремонт (реконструкцию), путем заключения соответствующего государственного контракта.

Данные требования мотивированы, что прокуратурой проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 14058 требований законодательства в сфере сохранности жизни и здоровья военнослужащих. Установлено, что здания и сооружения военных городок № 1, № 4С (г. Енисейск-4 Красноярского края) расположены по адресу: Красноярский край, г. Енисейск-4, на территории которого, на основании договора безвозмездного пользования объекта недвижимого имущества, дислоцируются войсковая часть 14058.

Эксплуатирующей организацией является жилищно-коммунальная служба № 11 (г. Новосибирск) (далее - ЖКС № 11) филиала Федерального государственного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по ВКС) (далее - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВКС)).

В ходе надзорных мероприятий установлено, что в 2017-2019 годы, при комиссионном осмотре технического состояния зданий военного городка № 1 и № 4С, проведенном должностными лицами войсковой части 14058, специалистами ЖКС № 11 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по РВСН) и 468 отделения (территориального) эксплуатации и контроля за оказанием услуг, 3 здания войсковой части 14058 признаны аварийными, а именно: штаб тыла инв. № 39 и технические здания инв. №№ 79, 121.

Так, здание инв. № 39, согласно акту общего осмотра имущественного комплекса от 26.03.2018 имеет следующие дефекты: цоколь: разрушение гидроизоляции; стены: выветривание швов. Ослабление кирпичной кладки, увлажнение поверхности стен, отслоение штукатурки; полы: повреждение покрытий полов; двери и окна: повреждения элементов дверных и оконных блоков; кровля шиферная: общая ветхость кровли, обрешетка подвержена гниению; электроснабжение: неисправные участки электрической сети и электроприборов.

Здание инв. № 79, согласно акту общего осеннего осмотра имущественного комплекса от 12.09.2017 имеет следующие дефекты: фундамент: состояние неудовлетворительное, пучение грунтов в весенне-летний период, трещины на фасаде с раскрытием к верху до 68 мм; цоколь: разрушение гидроизоляции, отслоение штукатурки, намокание нижней части стен 287 квадратных метров; фасад, стены: трещины стен, отслоение краски и извести, увлажнение поверхности стен. Трещины по фасаду здания на высоте двух этажей, шириной раскрытия до 40 мм, выпадение кирпичной кладки 3,5 квадратных метра, выпучивание тела кладки. Высолы и следы увлажнения, трещины в карнизах и перемычках; кровля и потолок: разрушение кровельного покрытия, отсутствует металлическая отделка парапетов; двери и окна: повреждение элементов дверных и оконных блоков; внутренние канализационные сети: протекание в местах внутренних стоков, проседание и разрушение отмостки - 112 квадратных метров; пожарная сигнализация: отсутствует.

Здание инв. № 121, согласно акту внепланового осмотра имущественного комплекса от 24.04.2017 имеет следующие дефекты: цоколь: разрушение гидроизоляции, отслоение штукатурки, намокание нижней части стен 250 квадратных метров; фундамент: состояние неудовлетворительное, пучение грунтов в весенне-летний период, трещины на фасаде с раскрытием к верху до 55 мм; фасад, стены: отслоение краски и извести стен. Трещины по фасаду здания на высоте трех этажей, шириной раскрытия до 5 мм. Требуется проведение демонтажа-монтажа стягивающего контура в связи с провисанием и скручиванием существующего (аварийное состояние с возможным обрушением строительных конструкций); кровля и потолок: Разрушение кровельного покрытия, отсутствует металлическая отделка парапетов; двери и окна - повреждения элементов дверных и оконных блоков; полы - повреждение покрытий полов; электроснабжение: неисправные участки электрической сети и электроприборов; отопление: негодность отопительных радиаторов, имеются следы коррозии на трубах отопления, наличие хомутов; внутренние канализационные сети: состояние неудовлетворительное.

Вышеуказанные здания были включены в заявочные планы текущего и капитального ремонта в 2017-2019 годы и в заявочный план по капитальному ремонту (реконструкции) зданий и сооружений военных городков Министерства обороны Российской Федерации и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу на 2018 год, утвержденного командующим Центрального военного округа 27.12.2017 г.

Между тем, несмотря на принимаемые командованием войсковой части 14058 меры по включению вышеуказанных зданий в титул капитального ремонта в 2017-2019 годы, указанные здания не были включены в титул капитального ремонта.

В связи с чем, согласно вышеуказанным актам 3 здания штаб тыла инв. № 39 и технические здания инв. №№ 79, 121 войсковой части 14058 на территории 1, 4С военных городков г. Енисейск-4 Красноярского края требуют проведения инструментального обследования специализированной организацией и капитального ремонта.

В качестве правового обоснования заявленных требований прокурор приводит положения:

- ст.ст. 4,5 Федерального закона от 28.10.2010 г. № 390 ФЗ «О безопасности» - о государственной политика в области обеспечения безопасности; принципам её обеспечения;

- статьи 5.1 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184 «О техническом регулировании», в соответствии с которой, особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;

- частью 2 статьи 41 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в соответствии с которой добровольная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- пунктов 3.1-3.2 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния. ГОСТ 31937-2011», в соответствии с которыми безопасность эксплуатации здания (сооружения) - это комплексное свойство объекта противостоять его переходу в аварийное состояние, определяемое: проектным решением и степенью его реального воплощения при строительстве; текущим остаточным ресурсом и техническим состоянием объекта, степенью изменения объекта (старение материала, перестройки, перепланировки, пристройки, реконструкции, капитальный ремонт и т.п.) и окружающей среды как природного, так и техногенного характера, совокупностью антитеррористических мероприятий и степенью их реализации, нормативами по эксплуатации и степенью их реального осуществления. Механическая безопасность здания (сооружения) - состояние строительных конструкций и основания здания или сооружения, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части;

- пунктов 3.12-3.13 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния. ГОСТ 31937-2011», в соответствии с которыми, ограниченно работоспособное техническое состояние – это категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, при которой имеются крены, дефекты и повреждения, приведшие к снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения, потери устойчивости или опрокидывания, и функционирование конструкций и эксплуатация здания или сооружения возможны либо при контроле (мониторинге) технического состояния, либо при проведении необходимых мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтов основания и последующем мониторинге технического состояния (при необходимости). Аварийное состояние – это категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта.

Из результатов осмотров технического состояния зданий в военных городках № 1, № 4 С, проведенных войсковой частью 14058, ЖКС № 11 и 468 отделения (территориального) эксплуатации и контроля за оказанием услуг, 3 здания войсковой части 14058 признаны аварийными, штаб тыла инв. № 39 и технические здания инв. №№ 79, 121.

Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством ремонтов здания или сооружения.

Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.

Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям Трудового кодекса РФ, работодатель обязан обеспечивать безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы.

В соответствии с положением о Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. № 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет полномочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, расквартирование и обустройство войск, управление и распоряжение жилищным фондом, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах, организует эксплуатацию, модернизацию и ремонт имущества.

Приказом Минобороны России от 14.05.2014 г. № 300 утверждено Положение о Департаменте строительства Минобороны России, пунктом 7 которого определены основные задачи Департамента, такие как осуществление перспективного и текущего планирования объемов государственных капитальных вложений и бюджетных ассигнований, необходимых для финансирования расходов на проведение инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, покупку жилых помещений, территориальное планирование и планировку территорий.

Таким образом, обязанность по организации работы на проведение инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, в данном случае на осуществление инструментального обследования возложена на Департамент строительства Минобороны России.

Требования о запрете зданий к эксплуатации прокурор мотивирует положениям ст. 12 ГК РФ, в соответствии с которыми защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В связи с этим истец, ссылаясь на положения п. 1 ст. 1065 ГК РФ, полагает, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Исковые требования предъявлены по месту нахождения зданий, то есть в Енисейский районный суд Красноярского края, в соответствии с ч. 1 ст. 30 ГПК РФ.

Требования, в соответствии со статьей 45 ГПК РФ, заявлены в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В ходе рассмотрения дела исковые требования прокурором уточнялись:

Так, 24.08.2020 г. истец уточняет пункт 1 искового заявления о необходимости консервации аварийных зданий войсковой части 14058 (инв. №№ 39, 79, 121), а именно: просит возложить на ответчика обязанность прекратить полную эксплуатацию этих зданий до проведения капитального ремонта и огородить их территорию для соблюдения мер безопасности неопределенного круга лиц с изданием соответствующего распорядительного документа.

Пункт 2 искового заявления о возложении обязанности на Департамент строительства Минобороны России организовать работу по проведению инструментального обследования аварийных зданий войсковой части 14058 (инв. №№ 39, 79, 121) на территории военных городков № 1, № 4С (г. Енисейск-4 Красноярского края) на предмет соответствия строительным нормам и правилам, истец уточняет следующим образом: просит обязать Департамент строительства Минобороны России заключить государственный контракт (договор) с лицензированной организацией для проведения инструментального (комплексного) обследования технического состояния зданий войсковой части 14058 (инв. №№ 39, 79, 121) с целью определения действительного технического состояний зданий и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени для установления состава и объема работ по капитальному строительству (реконструкции), а также получить официальное заключение по результатам данного обследования. При обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: грунты основания, фундаменты, ростверки и фундаментные балки; стены, колонны, столбы; перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны и др.); балконы, эркеры, лестницы, подкрановые балки и фермы; связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжения конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания.

Здания войсковой части 14058 закреплены на праве оперативного управления за Федеральным государственным казенным учреждением «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (г. Новосибирск), в частности здания инв. № 79, инв. № 121 на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 08.11.2017 № 3118 и здание инв. № 39 на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871, согласно передаточного акта от 01.04.2011.

Согласно поступивших в адрес 22 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56681 (прокурорский участок в ЗАТО п. Солнечный Красноярского края) ответов из Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (исх. № 141/5/3/4962/20 от 29.04.2020, исх. № 141/5/3/4962/20 от 18.08.2020) на вышеуказанные здания право оперативного управления не зарегистрировано, т.к. объекты недвижимого имущества не являются объектами кадастрового учета, по причине того, что сведения о внесенных в кадастр недвижимости объектах, отражаются на общедоступных интернет - ресурсах, что может повлечь за собой, в том числе угрозу безопасности деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.

26.02.2021 г. исковые требования были уточнены, прокурор просил запретить Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, командиру войсковой части 14058, командиру войсковой части 84685 эксплуатацию 3 аварийных зданий, а именно штаб тыла инв. № 39 и технические здания инв. №№ 79, 121, в целях предотвращения возможной гибели и травматизма военнослужащих.

Возложить на Министерство обороны Российской Федерации, Департамент строительства Минобороны России, Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и учреждений Минобороны России обязанность в течение 4 месяцев организовать работу по проведению инструментального обследования 3 зданий (инв. №№ 39, 79, 121) войсковой части 14058 на территории военных городков № 1, № 4С (г. Енисейск-4 Красноярского края) на предмет соответствия строительным нормам и правилам.

В результате обследования зданий (инв. №№ 39, 79, 121) войсковых частей 14058 и 84685 расположенных на территории военных городков № 1, № 4С (г. Енисейск-4 Красноярского края) возложить обязанность на Министерство обороны Российской Федерации, Департамент строительства Минобороны России и Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и учреждений Минобороны России в течение 6 месяцев провести в них капитальный ремонт (реконструкцию), путем заключения соответствующего государственного контракта.

Определениями суда от 02.11.2020 г., 14.12.2020 г., 01.02.2020 г., 04.03.2021 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФБУ – восковая часть 32103, войсковая часть 84685, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций МО РФ.

Представитель истца (военной прокуратуры) Мамазиев Р.А., участвуя в судебном заседании, требования поддержал в полном объеме, с учётом их уточнений. Пояснил, что возможно включение здания в титул капитального ремонта без актов инструментального обследования: по результатам проведения осмотров составляется акт с привлечением воинских частей и ФГБУ «ЦЖКУ», в актах оценивается техническое состояние здания и далее эти сведения передаются для проведения капитального ремонта в Центральный военный округ и оттуда уже передаются в департамент эксплуатационного содержания Министерства обороны. Акт общего весеннего осмотра и акт инструментального осмотра - это разные вещи. Для того, чтобы запланировать средства и направить заявку в департамент строительства достаточно актов осмотра, при этом не требуется комплекса «Стрела». Этот комплекс нужен для того, чтобы достоверно выяснить, аварийное ли здание, можно ли в нем находиться людям. Возможна ситуация, когда здание аварийное, но нельзя сказать, что в нем нельзя находиться людям. Комплекс «Стрела» позволяет это сделать, уточняя характер ущерба и повреждений.

Департамент строительства занимается вопросами финансирования и ремонтом, при получении информации ТТЗ. Инструментальное обследование возможно провести как силами Министерства обороны с помощью комплекса «Стрела», так и другой специализированной организацией. В исковом заявлении указывалось: «провести инструментальное обследование специализированной организацией», но эта организация не обязательно должна быть от Министерства обороны РФ. Но для того, чтобы нанять эту специализированную организацию, необходимы денежные средства, которые должен выделить Департамент строительства МО РФ.

Пояснил, что войсковые части свои требования по настоящему делу выполнили, они провели осмотры, направили заявочные планы вышестоящему руководству. Однако полагает, что войсковые части следует сохранить ответчиками по делу, поскольку они являются пользователями данных зданий, и без их участия невозможно запретить эксплуатацию зданий. При этом полагал, что нет необходимости определять, кому именно войсковая часть подчиняется, т.к. здесь основным объектом ответственности является Министерство обороны РФ. Все остальные учреждения, которые находятся в Министерстве обороны - просто пользователи, собственником является РФ в лице Министерства обороны, здесь ответственность несет Министерство обороны, требования по запрету эксплуатации прокуратура адресует и к Министерству обороны и войсковым частям. ФГКУ «Сибирское ТУИО» (далее – СИБТУИО) не является собственником. Здания находятся в СИБТУИО в оперативном управлении. СИБТУИО – это фактически как Росреестр, их обязанность состоит в ведении реестра недвижимого имущества в Министерстве обороны, они передают здания в пользование воинским частям, ведут учет объектов недвижимого имущества. Для того чтобы запретить эксплуатацию здания, в том числе эта обязанность возлагается на балансодержателя СИБТУИО, так как в оперативном управлении здание у них находится, если суд примет решение о запрете эксплуатации этих зданий, это все будет идти через СИБТУИО.

Здания могут нуждаться в капитальном ремонте, но они также могут нуждаться в капитальном ремонте без их эксплуатации. По 39 зданию инструментальное обследование не проведено, никто не может сказать, в каком оно состоянии. Инструментальное обследование позволит выяснить, возможно ли в этом здании находиться людям.

Прокуратура (истец) просит департамент эксплуатационного содержания провести инструментальное обследование объектов №39, 79, 121, после чего направить заявочные ТТЗ в Департамент строительства для решения вопроса об объемах финансирования. Если здание имеет признаки аварийности, его необходимо сначала запретить эксплуатировать, провести инструментальное обследование, чтобы установить, можно ли там находиться людям. Двоякая ситуация наблюдается, когда имеется необходимость выполнения боевой задачи при этом жизнь военнослужащих и гражданского персонала ставится под опасность. Это не снимает ответственности, что люди каждый день находятся под угрозой, в случае возникновения чрезвычайного происшествия это не освобождает от того, что прокурор обратился с иском, чтобы было проведено обследование. Командование на протяжении нескольких лет обращалось в руководящие органы, которые оставались без ответа, что вынудило прокурора обратиться с иском в суд для принятия мер к сохранению жизни военнослужащих и гражданского персонала. Их жизнь находится под угрозой.

Запрошенный срок (4 месяца) был взят исходя из того, что прокурору неизвестно, каким образом Министерство обороны РФ будет это реализовывать. Для того, чтобы провести инструментальное обследование, необходима специализированная организация. Будет ли это государственная организация или частная истец не знает.

ФГБУ «ЦЖКУ» - это юридическое лицо, которое создано Министерством обороны РФ для обслуживания воинских частей, технических зданий, учреждений, жилых домов, то есть эта обслуживающая организация (своего рода управляющая компания).

ФГБУ «ЦЖКУ» и Департамент эксплуатации друг с другом переписываются и перезваниваются, где необходимо провести ремонт, а каждый действует по своему направлению. Департамент должен сказать ФГБУ «ЦЖКУ» провести обследование. Если бы здания были бы включены в титул капительного ремонта, то тогда бы там проводилось обследование. Департамент эксплуатации составляет план, если туда попадет в план инструментальное обследование, то ФГБУ «ЦЖКУ» его выполнит. Если не попадет в план, то ничего не делается.

Относительно предоставления доказательств тому, что объекты №39,79, 121 создают угрозу жизни и безопасности военнослужащих и требуется именно запрет их эксплуатации до проведения инструментального обследования, сообщил следующее: в отзыве на исковое заявление командира в/ч 14058 (на втором листе) указано, что, несмотря на то, что здания №39,79,121 – 1970-х годов постройки, на данный момент они находятся в эксплуатации, при этом своевременно осуществляется их текущий ремонт. На техническом здании №121 установлены гипсовые маячки с 2016 года, они не деформированы, каркас конструктивного технического здания стабилен, то есть командование части подтверждает, что они были установлены. Маячки устанавливаются для того, чтобы оценить, насколько происходит деформация несущей конструкции. Если маячки ушли, то стена падает. Это подтверждается документами о направлении документов о включении этих зданий в титул капитального ремонта.

На заявленные требования врио командира войсковой части 14058 Бондарь В. был представлен отзыв, согласно которому капитальный ремонт технических зданий №№ 79, 121 и 39 не проводился. Указанные здания имеют признаки аварийности. Для проведения обследования комплексом «Стрела-П», направлены обращения в адрес филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по ЦВО № 512 от 07.03.2019 г., № 2416 от 04.11.2019 г. в адрес начальника Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций ЦВО, в адрес начальника жилищно-эксплуатационного отдела № 11 «Новосибирск».

Техническое здание № 121, техническое здание № 79 и штаб МТО № 39, эксплуатируются. Нахождение личного состава в данных зданиях -круглосуточно. Перенос действующих образцов вооружения военной техники обеспечивающих боевую готовность войсковой части 14058 в другие технические здания не представляется возможным, в связи с выполнением боевых задач, связанных с обеспечением безопасности государства. Перенос технического здания № 121 и технического здания № 79, спланировано в техническое здание № 350 в рамках строительства объекта 1009/3, акционерным обществом «20 ЦПИ», по государственному контракту № 18197591 от 22.10.2018 года. Устранение аварийного состояния кровли штаба МТО № 39 планируется в рамках проведения капитального ремонта. В настоящее время здание № 350 к эксплуатации не готово.

В письменных возражениях командира войсковой части № 14058 Быкова О.В. указано на то, что военным прокурором не предоставлено доказательств аварийности технических зданий 79 и 121. В ходе проведения весенних и осенних осмотров зданий и сооружений войсковой части 14058, предусмотренных ведомственными строительными нормами ВСН 58-88(р) в 2017-2019 гг. комиссией воинской части были всего лишь выявлены отдельные дефекты.

Несмотря на то, что технические здания 79 и 121 70-х годов постройки, на данный момент они находятся в эксплуатации, при этом своевременно осуществляется текущий ремонт зданий силами воинской части. На техническом здании 121 установленные гипсовые маяки с 2016 года, не деформированы, каркасный конструктив технического здания стабильный. Факт включения в заявку на капитальный и текущий ремонт вызван тем, что другими способами добиться выделения денежных средств на ремонт технических зданий невозможно. Включение в заявку на капитальный и текущий ремонт не свидетельствует об аварийности технических зданий, поскольку необходимость ремонта не является основанием признания технических зданий аварийными. В связи с отсутствием видимых повреждений строительных конструкций, принятие решения о признании объекта аварийным производится по результатам комплексного обследования специализированной организацией (ФГБУ «ЦЖКУ» по плану во втором квартале 2021 года).

Со стороны прокурора не представлено обоснованных доказательств аварийности зданий (заключения экспертов и других документов подтверждающих аварийность зданий). Считает выводы истца неосновательными. Просил обратить внимание суда на то, что консервирование зданий невозможно, по следующим причинам. Войсковая часть 14058 выполняет задачи: по обеспечению запусков космических аппаратов на орбиты, управление спутниковыми системами военного и двойного назначения в полете и применение отдельных из них в интересах обеспечения войск (сил) Российской Федерации необходимой информацией, поддержание в установленном составе и готовности к применению спутниковых систем военного и двойного назначения, средств их запуска и управления и ряд других задач. Техническое здание 79 обеспечивает сбор, анализ, обработку, передачу, планирование управления орбитальной группировкой космических аппаратов. Также, на техническом здании 79 размещен уникальный комплекс технических средств – запасный пункт управления орбитальной группировкой космических аппаратов спутниковой системы «ГЛОНАСС», который круглосуточно находится во включенном состоянии и постоянной готовности принять управление орбитальной группировкой на себя. Основной пункт управления находится в г. Краснознаменске Московской области. Между основным и запасным пунктом управления ежесекундно происходит информационный обмен, синхронизация данных о состоянии наземной аппаратуры и космических аппаратов, постоянно идет обмен служебной и специальной информацией.

В свою очередь глобальная навигационная спутниковая система обеспечивает выполнение стратегических задач государства, как в интересах Министерства обороны, так и в интересах гражданских потребителей.

Отключение данного оборудования может привести к необратимым последствиям и срыву выполнения задач особой государственной важности, в том числе и потере управления дорогостоящим оборудованием, находящемся на борту космических аппаратов в космическом пространстве.

Кроме запасного пункта управления орбитальными группировками на техническом здании 79 размещен еще ряд технических средств наземного автоматизированного комплекса управления космических аппаратов страны, командный пункт войсковой части, телеграф, средства автоматизации и обработки информации, интегрированная система информационного обмена с локальной вычислительной сетью, ведущей непрерывную передачу специальной информации в Главный Испытательный Космический центр им. Г.С. Титова, расположенный в г. Краснознаменске Московской области.

Таким образом, техническое здание 79 является комплексным сооружением с вмонтированным в него на протяжении всего срока эксплуатации оборудованием, демонтаж или перенос которого физически невозможен без срыва выполнения боевых задач и задач, для решения которых в целом и предназначена войсковая часть 14058. На территории воинской части других подобных зданий и сооружений, которые смогли бы вместить в себя технические средства, размещенные на сегодняшний день в техническом здании 79, просто не существует.

На техническом здании 121 размещены радиотехнические комплексы, которые выполняют задачи по непосредственному управлению космическими аппаратами, в том числе и орбитальной группировкой «ГЛОНАСС». На этом техническом здании, так же как и на техническом здании 79 размещено оборудование наземного автоматизированного комплекса управления, демонтаж и перенос которого в настоящее время физически невозможен без срыва выполнения задач по предназначению войсковой части 14058.

В связи с этим принять меры по консервации технических зданий 79 и 121 не представляется возможным.

Полагал, что имеющиеся дефекты можно устранить, не консервируя здания и не прекращая их эксплуатацию. Исковое заявление военного прокурора 22 военной прокуратуры армии войсковой части 56681 о запрещении использования технического здания 79 и технического здания 121 считает необоснованными и просил отказать в удовлетворении иска.

В судебном заседании командир войсковой части № 14058 Быков О.В. возражал против удовлетворения заявленных требований. Пояснил, что здание №39 находится в удовлетворительном состоянии, в казарме нужно менять кровлю. Войсковая часть сделала заявку на инструментальное обследование здания №39 прибором «Стрела-М», им прислали ответ, что обследование будет во втором квартале 2021 года. Акты весеннего-осеннего осмотра ими составлялись и направлялись с заявкой о включении здания №39 в титул капитального ремонта, но ничего не делалось, так как отсутствуют денежные средства. Казарма подпадает под ремонт, но им пришел ответ, что это не основание, это решение главнокомандующего. Само здание не аварийное, в консервации не нуждается.

Собственником зданий является Министерство обороны в лице ФГКУ «СибТУИО». Работа проведена, объекты зарегистрированы, здания требуют ремонта, если 2 здания законсервировать, необходимо тогда войсковую часть №14058 закрыть, так как она не способна будет нести боевую готовность.

В случае если представитель ФГБУ «ЦЖКУ» обследует здания, составляется тактико-техническое задание и по команде направляется в вышестоящий штаб, и так далее. Тактико-технические задания (ТТЗ) на основании актов весеннего и осеннего осмотра по зданиям №39, 79, 121 готовились. По результатам весеннего и осеннего осмотра войсковые части подали заявку на текущий капитальный ремонт, они отмечали те признаки, которые обнаружили визуально комиссионно, но без инструментальной проверки признать здание аварийным невозможно. Полагает, что включение зданий войсковых частей в титул капитального ремонта, без актов инструментального обследования возможно, но это зависит не от командования войсковыми частями, они подают заявку, а там уже рассматривают вышестоящие руководители.

По 121 зданию идут трещины, поэтому были наложены гипсовые маячки, но они не изменились, не деформированы, с 2016 года уже прошло 5 лет, они находятся в том же состоянии, трещины никуда не денутся, здание не шевелится, кровля не обрушается, стены не падают, дефекты были, кровля ремонтируется силами жилищно-коммунальными службами, когда поступает материал, кровля мягкая, происходит замена рубероида, рубемаста, протеканий нет, были замечания по актам осмотра, но протекания отремонтированы, то же самое по зданию №79, там протекала кровля. Здание действительно требует капитального ремонта, но нет необходимости консервировать здание и выводить оттуда личный состав. В этом году попала в текущий ремонт казарма, где проживают солдаты, также необходима замена кровли, окон, но солдат никто не выводит, казарма, как функционировала, так и функционирует. То есть работы капитального ремонта можно проводить без закрытия и эксплуатации здания. Видимых дефектов, которые угрожают жизни личного состава их нет. Согласен с ремонтами всех зданий, без консервирования. Отметил, что здание №39 абсолютно исправно.

На здании №79, 121 находится оборудование, которое фактически отключать нельзя, оно не мобильно, оно вмонтировано в здание, это линии связи, их невозможно демонтировать ни при каких обстоятельствах. Все работает в круглосуточном режиме, круглосуточно выполняются задачи, которые связаны с боеспособностью страны. При демонтаже оборудования ставится под угрозу срыв боевой задачи. Даже если проходят тактические учения, отрабатывается воздействие противника, например снаряд или ракета попала в здание, идет обрушение, восстановительные работы проводятся, но здание при этом не перестает функционировать, не перестает выполнять задачи. Пока войсковая часть может, она продолжает выполнять боевые задачи. В здании №39 находится штаб, оружие, дежурный по части. При запрете эксплуатировать здание им некуда будет перемещаться, больше помещений у них нет, замена кровли была проведена, текущий ремонт производится силами коммунальной службы, шифер поменяли, стены покрашены. Здание №39 находится в удовлетворительном состоянии.

Войсковые части совместно с ЦЖКУ осматривают объекты, подают заявки, их утверждают, затем Центральный военный округ направляет заявку в Департамент строительства, и затем принимается решение о включении либо не включении здания в титул капительного ремонта.

Инструментальное обследование отличается от акта обследования составляемого в рамках весенних и осенних осмотров тем, что при последних визуально осматриваются здания. Аварийность его при этом оценить невозможно. В войсковой части имеется инженер, он с комиссией смотрят здание, записывают недостатки. По результатам инструментального же обследования делается вывод о том, можно признать здание аварийным или нет. В войсковых частях есть здания, у которых начинают сыпаться стены. Тогда командир части своим приказом закрывает здание, освобождает, выводит всё на другой склад, затем здание закрывается и консервируется. Далее принимается решение, либо ремонтировать здание либо списывать его за ненадобностью и демонтировать.

Войсковая часть свои обязанности исполнили по оценке технического состояния объектов, заявки направили. Иных полномочий по инициированию инструментального обследования у них нет. Это полномочия Министерства обороны РФ. Балансодержателем зданий является СИБТУИО в г. Новосибирске. Инструментальные обследования еще ни разу нигде не проводились. Комплекс «Стрела» имеется в единственном экземпляре. Он как командир войсковой части не является глубоким специалистом в области археологии, геологии, поэтому не может сделать вывод о том, нуждается ли здание в проведении капитального ремонта.

Представитель ответчика - войсковой части № 14058 Устиненко О.А. заявленные требования не признала. Пояснила, что те здания, которые невозможно закрыть, это те здания, которые выполняют важные задачи. Войсковая часть выполняет текущий ремонт. Знаний в области проведения капитального ремонта у них не имеется. Согласно представленным фотографиям, видно, что у зданий нет трещин. Явные признаки аварийности зданий нельзя определить без специального оборудования.

В письменных возражениях на заявленные требования командир войсковой части 84685 Клюшников Н. выразил несогласие с заявленными требованиями. Указал на то, что доказательства, подтверждающие аварийное состояние здания штаба-тыла инв. №39 не представлено. В 2019 году приказом начальника Енисейского местного гарнизона №5 от 10.04.2019 г. здание штаб-тыла инв. №39 закреплено за войсковой частью 84685, акт приема-передачи здания подписан и согласован начальником ФГКУ «Сибирского территориального управления имущественных отношений» Минобороны России в 2020 году и в ноябре 2020 года здание поставлено на балансовый учет войсковой части 84685. Несмотря на то что здание штаба-тыла инв. № 39 находится в эксплуатации уже 59 лет, по результатам общих плановых весенних (осенних) осмотров (предусмотренных ведомственными строительными нормами ВСН 58-88(р)) в период с 2017 по 2019 года комиссиями, войсковой части 14058 с привлечением представителей эксплуатирующей организации, по проведению осмотров были выявлены лишь отдельные недостатки (дефекты) конструктивных элементов здания, не влияющие на его эксплуатационные характеристики в целом. Общее техническое состояние здания штаба-тыла инв. №39 выше указанными комиссиями признано как удовлетворительное.

Эксплуатация здания осуществляется силами производственного участка №11/2 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по ВКС), ремонт здания собственными силами производится своевременно. В связи с отсутствием видимых повреждений строительных конструкций (повреждений или дефектов, влияющих на их несущую способность, жесткость и устойчивость, на эксплуатационные параметры), а также учитывая результаты комиссионных общих плановых осмотров, отсутствия заключения технической экспертизы и других документов подтверждающих аварийность здания, считает выводы истца неосновательными. В связи с этим исковое заявление военного прокурора 22 военной прокуратуры армии войсковой части 56681 о запрещении использования здания штаба-тыла инв. №39 считает преждевременным, в удовлетворении требований согласно п.1 просил отказать

Представитель ответчика - войсковой части 84685 – Мирошниченко Е.А. в суде заявленные уточнённые требования не признала.

Представитель ответчика - Министерства обороны РФ (МО РФ) Петренко В.В. просил рассматривать дело отсутствие представителя министерства, в письменном отзыве заявил о несогласии с заявленными требованиями, просил отказать в их удовлетворении. Указал на следующее:

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 12.11.2012 г. №3500 дел «Об утверждении классификации расходов но сводной бюджетной смете Министерства обороны Российской Федерации» (код бюджетной статьи 0052000) реконструкция объектов Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в рамках проведения капитального ремонта.

Организация работ по капитальному ремонту может быть осуществлена только за счет средств федерального бюджета и только в порядке, определенным Федеральным законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то есть путем заключения государственного контракта на основании проектной документации в соответствии е методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 22.04.2013 г. № 305 «Об утверждении Положения о Департаменте эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации» основными задачами указанного Департамента является организация в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по техническому содержанию, обслуживанию материально технической базы и оптимизация расходов на ее содержание.

Согласно СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», а также ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (далее - Правила) инструментальное технического состояния зданий и сооружений для возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости их восстановления и устранения конструкций проводится в период эксплуатации специализированной организации.

Периодичность проведения обследовании регламентирована п.4.3 Правил.

Решение о возможности восстановления (реконструкции) здания (сооружения) либо проведения капитального ремонта или его списания принимается пользователем по результатам соответствующего заключения, с учетом, что надежность основных строительных конструкций и оснований соответствует требованиям ГОСТ 27751-2014.

Как следует из ответа от 06.10.2020 года № 49/1/2457 начальника отдела эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Центрального военного округа, заявок от командира войсковой части 14058 но проведению восстановления (реконструкции) либо проведения капитального ремонта 3 зданий (штаб тыла инв, № 39, и технических зданий № 79, № 121) не поступало.

Порядок составления, утверждения и ведения сводной бюджетной сметы Министерства обороны Российской Федерации, сводных бюджетных смет (бюджетных смет) учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, определен приказом Министра обороны Российской Федерации от 20.09.2013 года №670.

В соответствии с п. 3.5. раздела IV протокола заседания Коллегии Министерства обороны Российской Федерации от 20 ноября 2019 года № 25 па счета военных округов, Черноморского и Северного флотов доведены соответствующие лимиты бюджетных ассигнований для децентрализованного заключения государственных контрактов по капитальному ремонту объектов в 2020 году.

В соответствии со ст.36 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» определено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

В соответствия с приказом Министра обороны Российской Федерации от 22.04.2013 г. № 305 вопросы технического обслуживания, эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений, их текущий ремонт, а также выявление потребности и объемов работ по капитальному ремонту отнесены к компетенции Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЭС и ОКУ).

Кроме того для осуществления содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 г. № 155 создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ «ЦЖКУ»), находящееся в непосредственном подчинении ДЭС и ОКУ.

Обязанность но контролю за техническим состоянием объектов недвижимого имущества, используемых в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, выявлению признаков аварийности в ходе эксплуатации возложена на органы эксплуатации- ДЭС и ОКУ и ФГБУ «ЦЖКУ».

В соответствии с Руководством по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, введенному в действие приказом Министра обороны Российской Федерации 30.12.2017 года № 860. определено, что контроль за техническим состоянием материально-технической базы осуществляется путем проведения систематических (весенних, осенних) и внеплановых осмотров.

Осмотры проводятся комиссией, назначаемой приказом командира воинской части с участием представителей ФГБУ «ЦЖКУ», представителей управления эксплуатации.

В случае, если по результатам проведенного осмотра установлено, что на объектах материально-технической базы военного городка требуется проведение работ капитального характера, то в соответствии с указаниями Начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 04.10.2014 года № 312/2/8579 т. командир воинской части подготавливает исходные данные для выполнения работ но капитальному ремонту тактико-техническое задание, дефектные акты, которые направляются в отделы координации и контроля за строительством и расквартированием войск (сил) для их проверки и согласования.

Далее, проверенные и согласованные исходные данные через командира войсковой части 14058 направляются в Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации для принятия решения о включении в Титул капитального ремонта.

На Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 14.05.2014 года № 300 дсп возложены полномочия собственника но планированию финансирования и осуществлению строительства, реконструкции и капитального ремонта.

Военным прокурором не приложены акты следующих проведенных мероприятий: актов осмотра совместно с представителями ФГБУ «ЦЖКУ» и соответствующего отдела координации и контроля за строительством, расквартированием и обустройством войск (сил) Центрального военного округа (на территории Красноярского края) осмотр здания штаба тыла воинской части 14058 па предмет его технического состояния и необходимости проведения его капитального ремонта; не подготовлены исходные данные для выполнения работ по капитальному ремонту в отношении вышепоименованного объекта материально-технической базы тактико-техническое задание, дефектные акты, направлены в Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерация для включения в Титул капитального ремонта.

Представителем МО РФ – заместителем ДЭС и ОКУ Светоносовым Р. по запросу суда даны пояснения по иску. Так, в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья военных, на территории войсковой части 14058 ведется мониторинг технического состояния объектов КЖФ инв.№№39,79и 121: на здании инв.№121 установлены «маячки» для контроля трещин, заведен журнал наблюдения за трещинами (маяками) - прогрессии не наблюдается; комиссионный контроль проводится ежемесячно.

Па сегодняшний день по текущему состоянию данных объектов, сообщается следующее: по результатам весенних осмотров здания включены в перечень аварийных объектов. Перечни направлены УЭС и ОКУ ЦВО для принятия решения по дальнейшей эксплуатации и включению в план капитального ремонта; здания инв. № 39,79 и 121 включены в заявочный план по капитальному ремонту; по инициативе командира воинской части 14058 проведен внеплановый осмотр здания инв. №79.

Кроме того, в 2020 г. закуплены материалы, для проведения работы по восстановлению кирпичной кладки (частично) здания инв.№79 и проведен ремонт кровли собственными силами, в 2019г. частично усилили стропильную систему кровли здания инв.№ 121, заменена фронтальная часть.

Согласно п.7 Положения о Департаменте строительства Минобороны России утвержденного приказом Минобороны России от 14.05.2014 г. № 300 обязанность по организации работ по проведению инженерных изысканий и архитектурно-строительному проектированию (в т.ч. и проведение инструментального обследования) возложена на Департамент строительства Минобороны России.

Испытание зданий АМПК «Стрела-П» как исследование не является полным инструментальным обследованием зданий и проводится в рамках мониторинга за техническим состоянием казарменно-жилищного фонда, объекты включены в план испытаний на 2022 год, в связи с удаленностью объектов и их назначением

Аналогичные письменные пояснения даны представителем ЖКС № 11 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление по воздушно-космическим силам» Бердюгиным В.С.

Представитель соответчика ФГКУ «Сибирское ТУИО» Филиппов Е.В. просил рассматривать дело в отсутствие представителя учреждения, в письменных возражениях на иск пояснил, что учреждение не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не осуществляет эксплуатацию объектов, указанных в исковом заявлении. В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несёт собственник. ФГКУ «Сибирское ТУИО», в соответствии со своим Уставом, выполняет задачу учёта, контроля за использованием и сохранностью недвижимого имущества Вооруженных Сил РФ. При этом не наделено полномочиями по эксплуатации и консервации.

Представитель командира войсковой части 32103 Гибадуллина И. просила провести судебное заседание в отсутствие представителя указанной войсковой части. Возражала против консервации объектов, полагала, что имеющиеся дефекты можно устранить.

Иные участники по делу представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении дела не заявили. В соответствии со ст. 167 УПК РФ, суд находит возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Исследовав материалы дела, заслушав участников по делу, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 7 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ (ред. от 05.04.2021 г.) «Об обороне», Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Истцом по настоящему делу в числе ответчиков наряду с органами военного управления в числе ответчиков заявлено Федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, имеющее организационно-правовую форму казенного учреждения, не относящегося к числу органов военного управления.

Исковые требования предъявлены по правилам исключительной подсудности, в соответствии со ст. 30 ГПК РФ, по месту нахождения спорных объектов и их эксплуатации, т.е. на территории Енисейского района Красноярского края, с соблюдением правил территориальной подсудности.

В соответствии с п.2 ст. 13 Федерального закона от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления (к которым отнесен, в том числе Департамент строительства МО РФ) и иные подразделения.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором

В соответствии со ст. 5.1 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184 «О техническом регулировании», особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В соответствии с частью 2 статьи 41 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Технический регламент), в соответствии с которой добровольная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: 1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; 2) разрушения всего здания, сооружения или их части; 3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; 4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности (ст. 7 Технического регламента).

Здание или сооружение должно быть спроектировано и построено, а территория, необходимая для использования здания или сооружения, должна быть благоустроена таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям - пользователям зданиями и сооружениями в результате скольжения, падения, столкновения, ожога, поражения электрическим током, а также вследствие взрыва (ст. 11 Технического регламента).

Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Эксплуатация зданий и сооружений должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалось соответствие зданий и сооружений требованиям энергетической эффективности зданий и сооружений и требованиям оснащенности зданий и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока эксплуатации зданий и сооружений (ст. 36 Технического регламента).

Соответствие проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы ссылками на требования настоящего Федерального закона и ссылками на требования стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или на требования специальных технических условий. В случае отсутствия указанных требований соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими способами из следующих способов: 1) результаты исследований; 2) расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам; 3) моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий; 4) оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий (ч. 6 ст. 15 Технического регламента).

Выполнение требований механической безопасности в проектной документации здания или сооружения должно быть обосновано расчетами и иными способами, указанными в части 6 статьи 15 настоящего Федерального закона, подтверждающими, что в процессе строительства и эксплуатации здания или сооружения его строительные конструкции и основание не достигнут предельного состояния по прочности и устойчивости при учитываемых в соответствии с частями 5 и 6 настоящей статьи вариантах одновременного действия нагрузок и воздействий. За предельное состояние строительных конструкций и основания по прочности и устойчивости должно быть принято состояние, характеризующееся: 1) разрушением любого характера; 2) потерей устойчивости формы; 3) потерей устойчивости положения; 4) нарушением эксплуатационной пригодности и иными явлениями, связанными с угрозой причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений. В расчетах строительных конструкций и основания должны быть учтены все виды нагрузок, соответствующих функциональному назначению и конструктивному решению здания или сооружения, климатические, а в необходимых случаях технологические воздействия, а также усилия, вызываемые деформацией строительных конструкций и основания. Для элементов строительных конструкций, характеристики которых, учтенные в расчетах прочности и устойчивости здания или сооружения, могут изменяться в процессе эксплуатации под воздействием климатических факторов или агрессивных факторов наружной и внутренней среды, в том числе под воздействием технологических процессов, которые могут вызывать усталостные явления в материале строительных конструкций, в проектной документации должны быть дополнительно указаны параметры, характеризующие сопротивление таким воздействиям, или мероприятия по защите от них. Расчетные модели (в том числе расчетные схемы, основные предпосылки расчета) строительных конструкций и основания должны отражать действительные условия работы здания или сооружения, отвечающие рассматриваемой расчетной ситуации. При этом должны быть учтены: 1) факторы, определяющие напряженно-деформированное состояние; 2) особенности взаимодействия элементов строительных конструкций между собой и с основанием; 3) пространственная работа строительных конструкций; 4) геометрическая и физическая нелинейность; 5) пластические и реологические свойства материалов и грунтов; 6) возможность образования трещин; 7) возможные отклонения геометрических параметров от их номинальных значений. В процессе обоснования выполнения требований механической безопасности должны быть учтены следующие расчетные ситуации: 1) установившаяся ситуация, имеющая продолжительность того же порядка, что и срок эксплуатации здания или сооружения, в том числе эксплуатация между двумя капитальными ремонтами или изменениями технологического процесса; 2) переходная ситуация, имеющая небольшую по сравнению со сроком эксплуатации здания или сооружения продолжительность, в том числе строительство, реконструкция, капитальный ремонт здания или сооружения. При проектировании здания или сооружения повышенного уровня ответственности должна быть учтена также аварийная расчетная ситуация, имеющая малую вероятность возникновения и небольшую продолжительность, но являющаяся важной с точки зрения последствий достижения предельных состояний, которые могут возникнуть при этой ситуации (в том числе предельных состояний при ситуации, возникающей в связи со взрывом, столкновением, с аварией, пожаром, а также непосредственно после отказа одной из несущих строительных конструкций). Расчеты, обосновывающие безопасность принятых конструктивных решений здания или сооружения, должны быть проведены с учетом уровня ответственности проектируемого здания или сооружения. С этой целью расчетные значения усилий в элементах строительных конструкций и основании здания или сооружения должны быть определены с учетом коэффициента надежности по ответственности (ст. 16 Технического регламента).

Приказом Росстандарта от 27.12.2012 г. № 1984-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта» с 01.01.2014 г. введен в действие для добровольного применения в РФ в качестве национального стандарта РФ «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния. ГОСТ 31937-2011».

В соответствии с п. 3.14 ГОСТ 31937-2011, общий мониторинг технического состояния зданий (сооружений) – это система наблюдения и контроля, проводимая по определенной программе, утверждаемой заказчиком, для выявления объектов, на которых произошли значительные изменения напряженно деформированного состояния несущих конструкций или крена и для которых необходимо обследование их технического состояния (изменения напряженно-деформированного состояния характеризуются изменением имеющихся и возникновением новых деформаций или определяются путем инструментальных измерений).

Обследование технического состояния зданий должно проводиться в три этапа: 1) подготовка к проведению обследования; 2) предварительное (визуальное) обследование; 3) детальное (инструментальное) обследование (п. 5.1.7).

Детальное (инструментальное) обследование технического состояния здания (сооружения) включает в себя: измерение необходимых для выполнения целей обследования геометрических параметров зданий (сооружений), конструкций, их элементов и узлов; инженерно-геологические изыскания (при необходимости); инструментальное определение параметров дефектов и повреждений, в том числе динамических параметров; определение фактических характеристик материалов основных несущих конструкций и их элементов; измерение параметров эксплуатационной среды, присущей технологическому процессу в здании и сооружении; определение реальных эксплуатационных нагрузок и воздействий, воспринимаемых обследуемыми конструкциями с учетом влияния деформаций грунтов основания; определение реальной расчетной схемы здания или сооружения и его отдельных конструкций; определение расчетных усилий в несущих конструкциях, воспринимающих эксплуатационные нагрузки; поверочный расчет несущей способности конструкций по результатам обследования; анализ причин появления дефектов и повреждений в конструкциях; составление итогового документа (заключения) с выводами по результатам обследования (5.1.15).

Заключение по итогам обследования технического состояния объекта включает в себя: оценку технического состояния (категорию технического соответствия); материалы, обосновывающие принятую категорию технического состояния объекта; обоснование наиболее вероятных причин появления дефектов и повреждений в конструкциях (при наличии); задание на проектирование мероприятий по восстановлению и усилению конструкций (если необходимо) (5.1.16).

Детальное (инструментальное) комплексное обследование технического состояния здания (сооружения) включает в себя проведение работ по 5.1.15, 5.4 - 5.7 – (5.1.17).

Заключение по итогам комплексного обследования технического состояния объекта включает в себя: оценку технического состояния (категорию технического состояния); результаты обследования, обосновывающие принятую категорию технического состояния объекта; оценку состояния инженерных систем, электрических сетей и средств связи, звукоизолирующих свойств ограждающих конструкций, шума инженерного оборудования, вибраций и внешнего шума, теплотехнических показателей наружных ограждающих конструкций; результаты обследования, обосновывающие принятые оценки; обоснование наиболее вероятных причин появления дефектов и повреждений в конструкциях, инженерных системах, электрических сетях и средствах связи, снижения звукоизолирующих свойств ограждающих конструкций, теплоизолирующих свойств наружных ограждающих конструкций (при наличии); задание на проектирование мероприятий по восстановлению, усилению или ремонту конструкций, оборудования, сетей (при необходимости).

Таким образом, обязанность по организации работы на проведение инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, на осуществление инструментального обследования, с учётом п. 7 Положения о Департаменте строительства Минобороны России, утвержденного Приказом Минобороны России от 14.05.2014 г. № 300, возложена на Департамент строительства Минобороны России, являющийся структурным подразделением указанного министерства.

Как установлено судом, здания № 39 (штаб тыла) – ДД.ММ.ГГГГ постройки; № 79 (техническое здание) – 1977 года постройки и № 121 (техническое здание) – ДД.ММ.ГГГГ постройки, переданы в пользование войсковой части 14058, в соответствии с актами № 24а от 31.03.2017 г., № ВКС/ЖКО№ 11/ЖКС № 2-11 от 01.04.2017 г., ВКС/ЖКО№ 11/ЖКС № 2-15 от 01.04.2017 г.

Актом № 1409/1 от 08.09.2020 г. войсковая часть 14058 сдала, а войсковая часть 84685 приняла казарменно-жилищный фонд согласно описи, в которую включено здание с инвентарным номером 39 (штаб тыла).

Балансодержателем зданий является Министерство обороны РФ. Во всех трех зданиях капитальный ремонт никогда не производился.

По информации ФГКУ «Сибирское ТУИО» от 29.04.2020 г. № 141/5/3/4962/20, технические здания № 79 и № 121 закреплены за СИБТУИО на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 08.11.2017 г. № 3118. Права оперативного управления не зарегистрированы, т.к. объекты недвижимого имущества не являются объектами кадастрового учёта. Штаб тыла № 39 принято учреждением (СИБТУИО) на основании приказа МО РФ № 1871 от 17.12.2010 г. при присоединении ФГУ «Красноярскач КЭЧ района».

В дело истцом представлены акты осенне-весеннего осмотра зданий № 121,79 и 39 за период с 2017 по 2019 гг. В осенних актах 2019 года зафиксировано следующее состояние объектов (состояния основных конструкций, инженерного оборудования, элементов примыкающей территории):

- по зданию № 39 – объект находится в удовлетворительном состоянии: по цоколю, несущим стенам, перегородкам, фасаду, водоотводящим устройствам, полам, электрооборудованию, тепловому узлу управления комиссия пришла к выводу о необходимости текущего ремонта; по кровле – капительного ремонта;

- по зданию № 79 – объект находится в неудовлетворительном состоянии, требует капитального ремонта по 9 из 20 элементов, включая фундамент, цоколь, кровлю и пр.; по 11 позициям – комиссия сочла возможным ограничиться текущим ремонтом;

- по зданию № 121 - объект находится в неудовлетворительном состоянии, требует капитального ремонта по всем 20 позициям; по фасаду указано на его аварийное состояние с возможностью обрушения.

Из материалов дела следует, что в рамках проводимой в 2019 году военной прокуратурой проверки ФГКУ «Сибирское ТУИО» предоставило информацию об отсутствии сведений о неудовлетворительном (аварийном) состоянии спорных объектов по настоящему делу, а также об отсутствии полномочий, в соответствии с Уставом учреждения, по проведению работ по текущему и капитальному ремонтам, по организации и проведению каких-либо экспертиз, по подготовке технической документации для проведения ремонта.

13.06.2019 г. в ответ на запрос военного прокурора командир войсковой части 14058 сообщил, что капитальный ремонт зданий и сооружений в 2017 -2019 гг. не проводился. В соответствии с исходящим командующего ЦВО № 13/49/1/9689 от 27.12.2017 г. «в связи с недостаточным финансированием». Заявочный план капитального ремонта ЦВО 2018 года с включёнными объектами воинской части направленный командующим ЦВО в Департамент строительства прилагался.

В соответствии с актами весеннего осмотра 2019 года:

- техническое здание №79 находилось в неудовлетворительном состоянии, объект эксплуатируется силами филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по ВКС, нахождение личного состава постоянно в количестве боевого расчёта средств, расположенных на здании;

- техническое здание №121 находится в неудовлетворительном состоянии, объект эксплуатируется силами филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по ВКС; нахождение личного состава постоянно в количестве боевого расчёта средств, расположенных на здании;

- штаб МТО №39 находится в удовлетворительном состоянии объект эксплуатируется силами филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по ВКС, приказом начальника Енисейского гарнизона №5 от 10.04.2019 года закреплён за войсковой частью 84685 и ФРП №5 управления финансового обеспечения.

Объекты включены в титульный список плана капитального ремонта Центрального военного округа на 2018 год. Информация о включении объектов воинской части в заявочный план капитального ремонта на 2019 год в воинскую часть не поступала. Заявка на включение в план капитального ремонта на 2019 год направлена в 468 отделение эксплуатации за исх. №1192 от 06.06.2018 года. Перемещение ВВСТ расположенного в технических зданиях №121 и №79 спланировано в техническое здание №350. Для этого проводиться проектирование объекта 1009/3 акционерным обществом «20 ЦПИ» по государственному контракту № 18197591 от 22.10.2018 г.

Заявки на текущий и капитальный ремонт отправлялись войсковой частью 14058 ещё в мае 2016 года – на 2017 год:

- по зданию № 39 указывались следующие работы по капитальному ремонту в рамках заявки: фасадные работы, ремонт цоколя, отмостки, внутренние отделочные работы, замена дверных оконных проемов, ремонт электропроводки и оборудования, кровельные работы, смена стропил, обрешётки по всей площади кровли, сантехнические работы;

- по зданиям № 121, 79 – работы по усилению фундамента; фасадные работы, ремонт кирпичной кладки стен, проведение демонтажа и монтажа стягивающего контура; ремонт цоколя, отмостки, внутренние отделочные работы, ремонт дверных и оконных проемов, кровельные работы, ремонт оборудования.

27.12.2017 г. Командующим войсками Центрального военного округа в адрес Департамента строительства МО РФ направлен заявочный план для рассмотрения и включения объектов в титульный план капительного ремонта на 2018 г. (в том числе спорных зданий).

Заявки на текущий и капитальный ремонт на 2018 года отправлялись войсковой частью 14058 в октябре 2017 года: виды работ по капительному ремонту уточнены по объемам по всем трем зданиям.

Заявка с перечнем объектов, подлежащих капитальному ремонту в 2019 году, отправлялась войсковой частью 14058 в июне 2018 г. В данный перечень также включены здания № 121,79 и 39 с указанными ранее видами работ по ним.

В феврале, марте 2019 года войсковой частью 14058 в адрес ЖЭО № 11 «Новосибирск» и филиала ФГБУ «ЦЖКУ» направлен перечень объектов части, подлежащих инструментальном обследованию с использованием комплекса «Стрела-П» (здания № 9,121 и 79 в данный перечень были включены). Аналогичное обращение на 2020 год было направлено в ноябре 2019 г.: в письме здания № 121, 79 и 39 указаны как здания имеющие признаки аварийности.

В сентябре 2019 г. командованием войсковой части 14058 совместно с начальником инженерно-технической службы утвержден перечень объектов войсковой части, подлежащих капитальному ремонту, а также стоимость ремонтных работ, а именно: здания № 121, 79 и 69 – на общую сумму 79000 руб.

Учитывая, что в материалы дела представлены объективные доказательства того, что все три здания - № 121,79 и 39 – имеют признаки аварийности, исковые требования в части понуждения Министерства обороны РФ организовать и провести работу по инструментальному обследованию данных зданий на предмет соответствия строительным нормам и правилам, подлежат безусловному удовлетворению.

Вместе с тем, суд может обязать Министерство обороны РФ провести капитальный ремонт, произвести консервацию объектов только в том случае, если таковой будет обусловлен выводами инструментального обследования.

В суде установлено и приведены доказательства того, что обследование с использованием комплекса «Стрела-П» – это ещё не есть инструментальное обследование, которое правомочны проводить войсковые части, ФГБУ «ЦЖКУ», ДЭС и ОКУ. Последние свои обязательства по направлению заявок по включению зданий в титул капитального ремонта исполнили. Доказательств обратного в дело не представлено.

Истцом не приведено доказательств того, что иными (в том числе, не заявленными по делу ответчиками) не совершены конкретные действия, которые препятствовали либо препятствуют в настоящее время процедуре инструментального обследования спорных зданий, результаты которого могут являться как основанием для запрета зданий в их эксплуатации, а равно для проведения капитального ремонта. Напротив, установлено, что со стороны войсковых частей, ФГБУ «ЦЖКУ», ДЭС и ОКУ предприняты действия по включению спорных зданий в заявочных план на капитальный ремонт на 2018 г. и на 2019 г. Однако со стороны балансодержателя (МО РФ) не были предприняты действия по организации работ по оценке состояния объектов, их действительной нуждаемости в капитальном ремонте по результатам инструментального обследования, без чего невозможен как сам капитальный ремонт, так и решение вопроса по запрету эксплуатации зданий.

Приведены доказательства того, что здания № 39, 121 и 79 имеют признаки аварийности (отдельные дефекты), в связи с чем их инструментальное обследование объективно необходимо. Вопрос организации и проведения такого рода обследований относится к компетенции Министерства обороны РФ, Департамент строительства которого правомочен это сделать, как структурное подразделение МО РФ.

Также по делу достоверно установлено, что основанием для запрета эксплуатации ведомственных зданий, равно как и их капитальный ремонт, является именно их инструментальное обследование. Такой информации объективно в настоящий момент нет. Поэтому требования по запрету эксплуатации зданий № 39, 121 и 79, как и сам их капитальный ремонт, заявлены на данном этапе преждевременно. Истцом в материалы дела не представлено доказательств исполнения работ по проектированию и строительству объекта – технического здания № 350, куда планировалось переместить специализированное оборудования войсковой части. Сведений об исполнении (неисполнении) государственного контракта № 18197591 от 22.10.2018 г. № 1009/3 акционерным обществом «20 ЦПИ» в деле нет.

При наличии оснований для капитального ремонта и запрета в эксплуатации зданий по результатам инструментального обследования, данные обстоятельства (при отсутствии действий по их устранению) могут выступать в качестве самостоятельного повода и основания для исковых требований.

Оценивая имеющуюся в деле копию утвержденного 27.09.2019 г. командованием войсковой части 14058 совместно с начальником инженерно-технической службы перечня объектов войсковой части, подлежащих капитальному ремонту, а также стоимость ремонтных работ, а именно: здания № 121, 79 и 69 – на общую сумму 79000 руб., суд приходит к выводу о том, что данный документ не может являться полным и достоверным подтверждением того, что поименованные в перечне объекты № 121 и 79 являются аварийными и нуждаются в капительном ремонте. Из материалов дела следует, что ни к сентябрю 2019 г., ни к настоящему моменту, инструментальное обследование зданий с использованием специального оборудования не проводилось.

Суд также отмечает, что вопросы согласованности и своевременности направления информации в структурные подразделения Министерства обороны РФ относительно технического состояния объектов недвижимости, находящихся в его собственности (ином законном владении) и которые эксплуатируются войсковыми частями с размещением там (постоянного либо временного) личного состава и оборудования, не является предметом настоящего судебного исследования и проверки. Доказательств того, что войсковыми частями нарушены требования по составлению актов, их оформлению, нарушены требования по формированию и направлению заявок на включение в титул капитального ремонта в дело не представлено. Истцом представлены объективные данные, указывающие на необходимость инструментального обследования зданий № 39,79 и 121, оценки их технического состояния на предмет возможности дальнейшей эксплуатации и капитального ремонта. В этой связи надлежащим ответчиком по требованию об организации и проведению инструментального обследования зданий является именно Министерство обороны РФ.

Руководствуясь положениями ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования военного прокурора 22 военной прокуратуры армии войсковой части 56681 удовлетворить частично.

Возложить на Министерство обороны РФ организовать и провести инструментальное обследование на предмет соответствия строительным нормам и правилам зданий № № 39,79,121 войсковых частей 14058 и 84685 расположенных на территории военных городков № 1 и № 4 (г. Енисейск-4 Красноярского края) в течение 6 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.

В остальной части заявленных требований к остальным ответчикам отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Енисейский районный суд Красноярского края путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий Н.А. Штей

Мотивированное решение составлено 26.04.2021 г.