ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-66/2022 от 03.03.2022 Нестеровского районного суда (Калининградская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 марта 2022 года г. Нестеров

Нестеровский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Кравец И.В.,

при секретаре Горбач И.А.,

с участием помощника прокурора Нестеровского района Смирнова С.В.,

представителя ответчика - администрации МО «Нестеровский муниципальный округ» Ровнова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нестеровского района Калининградской области к администрации МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» об обязании принять меры к разработке проекта границ территории объекта культурного наследия, установлении защитной зоны и разработке проекта зоны охраны объекта культурного наследия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Нестеровского района Калининградской области обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» с вышеназванным исковым заявлением, указывая, что во исполнение задания прокуратуры Калининградской области проведена проверка в сфере исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия, по результатам которой в деятельности администрации выявлены нарушения Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части охраны объектов культурного наследия местного значения «Здание административное», расположенный в г. Нестерове, ул. Ватутина, д.5, и обозначенным п. 313 Постановления Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года №132. Так, в нарушение законодательства Российской Федерации, охранная зона объекта культурного наследия не определена, проекты охранной зоны не разработаны. По данному факту прокуратурой района в адрес главы администрации внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако нарушения Закона не устранены, в связи с чем прокуратура просит суд возложить на администрацию МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» обязанность в срок до 31 декабря 2022 года принять меры к разработке проекта границ территории объекта культурного наследия и утвердить в уполномоченном органе границы территории объекта культурного наследия, установить защитную зону для объекта культурного наследия, а также в срок до 31 декабря 2024 года принять меры к разработке проекта зоны охраны объекта культурного наследия и утвердить в уполномоченном органе зоны охраны объекта культурного наследия.

В судебном заседании помощник прокурора Нестеровского района Смирнов С.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, изложив в их обоснование доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель администрация МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области», действующий на основании доверенности, Ровнов А.В., представил отзыв, в котором, ссылаясь на Федеральный закон от 30 декабря 2021 года №447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» не согласился с исковыми требованиями, поскольку данным законом срок установления зоны охраны объектов культурного наследия, в отношении которых установлены защитные зоны объектов культурного наследия, продлен до 01 января 2025 года. Полагает, что данный срок установлен для выполнения всего комплекса мероприятий в отношении объектов культурного наследия, начиная от межевания до установления защитных зон.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В силу ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно п.п. 3, 11, 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владения, пользование и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального городского округа, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального городского округа, осуществление муниципального контроля в границах городского округа.

Из преамбулы Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон №73-ФЗ), в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущих поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (ст. 3 Закона №73-ФЗ).

Согласно ст. 3 Закона №73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона №73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В силу ст. 9.3 Закона №73-ФЗ обязанности по осуществлению контроля за состоянием объектов культурного наследия местного значения и принятию мер к их сохранению возложены на соответствующие органы местного самоуправления и в силу п. 1 и подп. 6, 10 п. 2 ст. 33 включают в себя, в том числе, разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия, установление границ территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования.

Согласно ст. 34 Закона №73-ФЗ охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Зоны охраны объекта культурного наследия должны быть установлены в срок не более чем два года со дня включения в реестр такого объекта культурного наследия, применительно к которому в соответствии со статьей 34.1 настоящего Федерального закона устанавливается защитная зона.

В целях обеспечении сохранности памятников истории и культуры устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Таким законодательным актом является Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2015 года №972, которым установлено, что решение о разработке проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в отношении объектов культурного наследия федерального значения, признанных особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации или включенных в Список всемирного наследия, - Министерством культуры Российской Федерации.

При этом проект зон охраны объекта культурного наследия и проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляют собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем) границ, содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон.

Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде. Обозначение указанных линий, а также координат характерных точек границ зон охраны объекта культурного наследия на картах (схемах) должно позволять однозначно определить границы зон охраны объекта культурного наследия с нормативным значением точности, предусмотренным для ведения государственного кадастра недвижимости.

В соответствии с ч. 5 ст. 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.

Постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года №132 «Об объектах культурного наследия регионального и местного значения» в перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения за порядковым номером 313 включен объект культурного наследия местного (муниципального) значения «Здание административное, (г. Нестеров, ул. Ватутина, 3).

В соответствии с Законом Калининградской области от 30 марта 2018 года №157 «Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования «Нестеровский район», и организации местного самоуправления на объединенной территории», муниципальные образования: «Нестеровское городское поселение», «Илюшинское сельское поселение», «Пригородное сельское поселение» и «Чистопрудненское сельское поселение», «Нестеровский муниципальный район» упразднены, создано муниципальное образование «Нестеровский городской округ», в связи с чем с 11 декабря 2018 года правопреемником администрации поселений и администрации муниципального района является администрация МО «Нестеровский городской округ», а в последующем администрация МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области».

В силу ч. 1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решения вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Довод ответчика о продлении Федеральным законом срока для проведения всего комплекса мероприятий по установлению защитных зон для объектов культурного наследия, основан на неверном толковании законодательных норм.

Так, согласно Федеральному закону от 30 декабря 2021 года №447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статьей 7 в статью 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения.

Пункт 15 ст. 26 Закона №342-ФЗ изложен в следующей редакции: «Зоны охраны объектов культурного наследия, в отношении которых до дня официального опубликования настоящего Федерального закона установлены защитные зоны объектов культурного наследия, должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2025 года».

Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которым установлен порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон утверждено постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2015 года №972.

Федеральным законом от 3 августа 2018 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изначально был установлен срок не позднее 1 января 2020 года, Федеральным законом от 27 декабря 2019 года №455-ФЗ срок был продлен - не позднее 1 января 2022 года.

Таким образом, порядок действий при установлении охранных зон введен с 2015 года, при этом продление сроков устанавливалось для зон охраны объектов культурного наследия, в отношении которых до дня официального опубликования Федерального закона уже были установлены защитные зоны объектов культурного наследия.

Отображенное в отзыве ответчика мнение о том, что в установлении границ, защитных зон, зон охраны объекта культурного наследия также должен участвовать и собственник здания, внесенного в реестр объектов культурного наследия, а равно собственник земельного участка, на котором расположено такое здание, отклоняется судом в силу следующего.

Согласно абз. 2 п. 7 Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2015 года №972, разработка проектов зон охраны и объединенной зоны охраны культурного наследия может осуществляться по инициативе и за счет средств собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, соответствует правовому регулированию, установленному федеральным законодательством в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации и, следовательно, права, свободы и законные интересы административного истца не нарушает.

Данная норма Положения определяет круг лиц, по инициативе и за счет которых может осуществляться разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, однако не содержит обязательных предписаний.

Абзац 2 п. 7 Положения направлен на обеспечение сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории, обеспечение культурных прав граждан, и не возлагает какой-либо обязанности на собственников зданий и (или) земельных участков по разработке и финансированию разработки проектов охраны объектов культурного наследия.

Отсутствие достаточного финансирования муниципального образования не является основанием для освобождения администрации от исполнения требований законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия. Порядок получения денежных средств, за счет которых обеспечиваются спорные обязанности, установлен бюджетным законодательством, исполнение которого не препятствует возложению на ответчика в судебном порядке обязанности совершить соответствующие действия.

Доводы администрации о том, что письмо Службы государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> о предоставлении до ДД.ММ.ГГГГ утвержденных планов-графиков мероприятий по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия также подтверждает и устанавливает для муниципалитета срок установления зон охраны объектов культурного наследия до 01 января 2025 года, не свидетельствуют о незаконности требований прокурора, а лишь подтверждает обязанность муниципального образования выполнять требования действующего законодательства.

Поскольку администрацией МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» проект границ территории объекта культурного наследия не разработан, защитная зона не установлена, проект охранной зоны также не разработан, прихожу к выводу о нарушении администрацией МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в связи с чем требования прокуратуры подлежат удовлетворению.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом того, что решение суда должно быть исполнимым, учитывая, что для проведения работ по разработке границ территории объекта культурного наследия и защитной зоны необходимы временные затраты, а также учитывая продление Федеральным законом сроков для установления зоны охраны объектов культурного наследия, суд приходит к выводу об установлении сроков исполнения решения суда во временных рамках заявленных прокурором.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Нестеровского района Калининградской области удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» в срок до 31 декабря 2022 года разработать проект границ территории объекта культурного наследия - «Здание административное», расположенного по адресу: Калининградская область, г. Нестеров, ул. Ватутина, д. 5, и утвердить в уполномоченном органе границы территории объекта культурного наследия.

Обязать администрацию МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» в срок до 31 декабря 2022 года установить защитную зону для объекта культурного наследия - «Здание административное», расположенного по адресу: Калининградская область, г. Нестеров, ул. Ватутина, д. 5.

Обязать администрацию МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» в срок до 31 декабря 2024 года разработать проект зоны охраны объекта культурного наследия - «Здание административное», расположенного по адресу: Калининградская область, г. Нестеров, ул. Ватутина, д. 5, и утвердить в уполномоченном органе зону охраны объекта культурного наследия.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Нестеровский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 04 марта 2022 года.

Судья Кравец И.В.