ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-67 от 05.05.2008 Нолинского районного суда (Кировская область)

                                                                                    Нолинский районный суд Кировской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Нолинский районный суд Кировской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-67

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Нолинск 05 мая 2008 года

Нолинский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Нолинского райсуда Смертиной О.А.

с участием заместителя прокурора Нолинского района Балыбердиной Е.А.

при секретаре Шалаевой В.Н.

с участием истца - Н.

представителя ответчика - заместителя начальника Управления социальной защиты населения в Нолинском районе1.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Нолинского района в интересах Н. о признании за Н. права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом Кировской области «Об образовании в Кировской области» от 11.02.2003 года № 133-ЗО и Федеральным Законом «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, Законом Кировской области «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий» от 07.12.2004 года № 280-ЗО и взыскании с Управления социальной защиты Нолинского района, Департамента социального развития Кировской области излишне уплаченных коммунальных платежей за отопление в сумме 3511 руб. 58 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нолинского района, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с заявлением о признании за Н. права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом Кировской области «Об образовании в Кировской области» от 11.02.2003 года № 133-ЗО и Федеральным Законом «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ, Законом Кировской области «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий» от 07.12.2004 года № 280-ЗО и взыскании с Управления социальной защиты Нолинского района, Департамента социального развития Кировской области излишне уплаченных коммунальных платежей за отопление в сумме 3511 руб. 58 коп., мотивируя тем, что Н. в период с 01 января 2005 года по 31 декабря 2005 года имела право на меры социальной поддержки, как ветеран труда и как педагог, однако ей были предоставлены только меры социальной поддержки как ветерану, в связи с чем, она переплатила за коммунальные услуги по отоплению 3511 рублей 58 коп.

В судебном заседании заместитель прокурора Нолинского района Балыбердина Е.А. исковые требования поддержала в полном объёме, изменив взыскиваемую сумму на 3595 руб. 42 коп., пояснила, что Н. является ветераном труда и педагогом, проработавшим более 10 лет в сельской местности на 01.01.2005 года. Н. имеет полное право на предоставление ей мер социальной поддержки как педагогу и как ветерану труда, поскольку ст. 153 ФЗ от 22.03.2004 г. №122-ФЗ не допускается ухудшение условий предоставления льгот и выплат. Кроме того, Постановлением Правительства Кировской области от 13.12.2005 г. № 49/294 установлено что органам местного самоуправления области за счет субвенции из областного бюджета необходимо возместить работникам системы образования области фактически произведенные ими расходы по оплате за пользование жилым помещением с отоплением и освещением в 2005 году с учетом полученной компенсации.

Участвующая в судебном заседании на стороне истца Н., исковые требования прокурора Нолинского района поддержала в полном объёме и просит их удовлетворить. Суду пояснила, что она является ветераном труда - тружеником тыла, ветераном педагогического труда, 30 с лишним лет проработала в Аркуле педагогом. До января 2005 года ей предоставлялись льготы, как педагогу, а с января по июнь 2005 года она стала платить за коммунальные услуги, поскольку стали предоставлять льготы как ветерану труда, с июля оплачивать коммунальные услуги не стала так как считает, что ей незаконно не предоставляют льготу как педагогу.

В судебное заседание не явился представитель Департамента социального развития Кировское области, причина неявки не известна, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. В своём отзыве на исковое заявление, просит исковые требования прокурора района оставить без удовлетворения, как необоснованные. Выслушав мнение сторон, суд определил иск прокурора рассмотреть в отсутствие представителя ответчика Департамента социального развития Кировской области.

Представитель ответчика - заместитель начальника Управления социальной защиты населения в Нолинском районе Грудцына Т.Г., действующая по доверенности от 09 апреля 2008 года, исковые требования прокурора Нолинского района не признала, считает, что действия Управления социальной защиты населения в Нолинском районе по отказу в предоставлении Н. с 01 января 2005 года по 31 декабря 2005 года мер социальной поддержки как педагогу законными, так как Н. не обращалась в Управление с личным письменным заявлением о предоставлении ей данных мер социальной поддержки, а получала меры соцподдержки, предусмотренные для ветеранов. Свои доводы в судебном заседании мотивировала тем, что Н. является педагогом-пенсионером, имеет звание «Ветеран труда» и в соответствии с действующим законодательством может пользоваться правом на получение меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг либо по первому, либо по второму основанию. Каждое из оснований предполагает различный объем предоставления данной меры социальной поддержки: педагогические работники могут пользоваться отоплением бесплатно (пункт 5 статьи 5 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 в ред. от 31.12.2005 «Об образовании»,); ветераны труда имеют право на оплату коммунальных услуг в размере 50%(подпункт 4 пункта 1 статьи 3 Закона Кировской области от 07.12.2004 N 280-ЗО «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий»). Согласно пункту 2 статьи б Закона Кировской области от 07.12.2004 № 280-30 «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий» при наличии у ветерана труда, труженика тыла, жертвы политических репрессий права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, меры социальной поддержки предоставляются по одному основанию по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. При этом согласно постановлению Законодательного Собрания Кировской области от 24.02.2005 года № 45/31 «Об официальном толковании части 2 статьи 6 Закона Кировской области от 07.12.2004 № 280-30 «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий» при наличии у гражданина права на получение какой-либо конкретной меры социальной поддержки одновременно по нескольким основаниям, эта мера предоставляется ему по выбранному им основанию получения всей совокупности мер социальной поддержки. Иными словами, при возникновении ситуации, когда гражданин имеет право на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям одновременно, он должен выбрать одно наиболее предпочтительное из них, и именно по этому основанию получать весь набор мер социальной поддержки, предусмотренных для соответствующей категории граждан. Основание предоставления мер социальной поддержки в каждом случае определяется в заявительном порядке исходя из волеизъявления гражданина. В соответствия с п. 3.3. Положения о порядке пользования бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением работниками системы образования Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 13.12.2005 № 49/294 для получения мер социальной поддержки работником образования должны быть представлены: заявление по установленной форме, паспорт, пенсионное удостоверение или справка из пенсионного органа (для пенсионеров), справка муниципального органа управления образованием о праве на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. В 2005 году данные документы истицей представлены не были. В период с 01.01.2005 по 01.02.2006 Н. в соответствии с предъявленными документами пользовалась мерой социальной поддержки по другому основанию - ветеран труда и, соответственно, в другом объеме (50% льготой по оплате всех коммунальных услуг, а не бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением), потому понесенные ею за тот период расходы на отопление не подлежат возмещению. Признание судом за ней такого права по существу будет означать суммирование предусмотренных законодательством мер социальной поддержки по двум основаниям одновременно: освобождение от платы за жилое помещение, отопление и освещение и 50% оплаты всех остальных коммунальных услуг, что противоречит норме п. 2 ст. б Закона Кировской области от 07.12.2004 № 280-30 «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий». При этом Департамент социального развития Кировской области и КОГУ «Управление социальной защиты населения в Нолинском районе» не могут быть надлежащими ответчиками по настоящему делу, так как согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий государственных органов или органов местного самоуправления, возмещается соответственно за счет казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а в соответствии со статьей 1071 ГК РФ от имени казны выступают соответствующие финансовые органы. Департамент социального развития является органом исполнительной власти отраслевой компетенции Кировской области, КОГУ «Управление социальной защиты населения в Нолинском районе» - бюджетным учреждением. Механизм сметно-бюджетного финансирования не предусматривает возможности выделения средств на оплату каких-либо сумм возмещения по судебным решениям денежные средства, поступающие в распоряжение департамента, имеют целевое назначение и должны быть использованы в соответствии с бюджетным законодательством исключительно в рамках выполнения возложенных на него задач. Согласно статья 38 Бюджетного кодекса РФ, бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и влекут за собой ответственность.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд находит заявление прокурора Нолинского района подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.153 Федерального закона № 122 -ФЗ от 22.08.2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;

при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Согласно п. 2.3. определения Конституционного суда РФ от 04.12.2007 года № 965-О-П, положения Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, включая пункт 2 статьи 42 и часть 1 статьи 153, призванные обеспечить достижение заложенных в преамбуле данного Федерального закона целей, а также сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения и других обстоятельств, не могут рассматриваться как не допускающие реализацию возникшего у заявителей до 1 января 2005 года права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 мая 2006 года № 5-П, изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.

В судебном заседании установлено из пояснений истицы Н., которые подтверждены представителем Управления социальной защиты в Нолинском районе, на 01 января 2005 года Н. являлась ветераном труда и педагогом пенсионером и пользовалась льготами по оплате коммунальных услуг, как педагог.

Согласно ст. 13 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей:

3) получение и содержание жилых помещении;

4) оплату коммунальных услуг;

3. При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В силу ст. 22 вышеназванного Закона, меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Закона Кировской области «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий» «№ 280-ЗО от 07.12.2004 года, ветеранам труда после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

3) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах областного стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законом области. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях, независимо от вида жилищного фонда; (в ред. Закона Кировской области от 17.09.2005 N 364-ЗО)

4) оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление (теплоснабжение), за исключением приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления, - в пределах нормативов, утверждаемых органами местного самоуправления, и электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах) - в пределах нормативов, утверждаемых Правительством области). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях, независимо от вида жилищного фонда; (в ред. Законов Кировской области от 02.06.2006 N 16-ЗО, от 25.10.2007 N 176-ЗО)

Ст. 6 вышеназванного Закона определяет, что порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, труженикам тыла и жертвам политических репрессий устанавливается Правительством области.

2. При наличии у ветерана труда, труженика тыла, жертвы политических репрессий права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям меры социальной поддержки предоставляются по одному основанию по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

3. Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, финансируются за счет средств областного бюджета.

Согласно постановления Законодательного Собрания Кировской области от 24 февраля 2005 г. № 45/31 «Об официальном толковании части 2 статьи 6 закона Кировской области "О мерах  социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий"

1. Закон Кировской области от 7 декабря 2004 года N280-30 "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий" принят в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и в Федеральный закон от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".

2. В соответствии с изменениями, внесенными в указанные федеральные законы, на субъекты Российской Федерации возлагаются расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки тружеников тыла, ветеранов труда и жертв политических репрессий. Порядок отнесения граждан к той или иной категории установлен законом. Принадлежность гражданина к любой из этих категорий является основанием на получение им социальной поддержки. В тех случаях, когда гражданин относится к двум и более категориям, он соответственно имеет два и более оснований предоставления ему социальной поддержки.

3. Каждое основание обеспечивается своей, присущей ему совокупностью мер (форм) социальной поддержки: оплата коммунальных услуг, установка телефона и т.п. Право гражданина получать меры социальной поддержки реализуется в соответствии с законом по тому основанию, которое установлено для представляемой этим гражданином категории.

4. В тех случаях, когда гражданин имеет право на получение социальной поддержки по нескольким основаниям (например, когда он одновременно является ветераном труда и тружеником тыла), меры социальной поддержки устанавливаются гражданину по его выбору лишь по одному основанию.

Таким образом, если у гражданина есть право на получение какой-либо конкретной меры (формы) социальной поддержки одновременно по нескольким основаниям, эта мера (форма) предоставляется ему по выбранному им основанию получения всей поддержки.

Согласно ст. 20.1 3акона Кировской области «Об образовании в Кировской области» № 133-ЗО от 11.02.2003 года (введена Законом Кировской области от 29.12.2004 N 303-ЗО)

3. Руководителям, педагогическим работникам и иным специалистам (кроме совместителей), вышедшим на пенсию, проживающим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках), при условии, что непосредственно перед выходом на. не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в указанных населенных пунктах, и пользовались (имели, право пользоваться) бесплатной жилой площадью с и (электроснабжением), устанавливаются следующие меры социальной поддержки:

освобождение от платы за жилое помещение;

освобождение от платы за отопление (теплоснабжение, в том числе приобретение и твердого топлива при наличии печного отопления - в пределах норм потребления, органами местного самоуправления для продажи населению);

освобождение от платы за электроснабжение в пределах 50 кВт/час в месяц.

Как следует из копии удостоверения № 024001, выданного Нолинским райсобесом Кировской области 20 сентября 1985 года и копии удостоверения серии № 6764646 от 17 ноября 2004 года (л.д.10), Н. Является ветераном труда с 30.01.1996 года и имеет право на льготы по Федеральному закону «О ветеранах».

Из справки, выданной МОУ Средняя общеобразовательная школа п. Аркуль Нолинского района № 52 от 18 декабря 2007 года (л.д. 11) Н. имеет право на льготы как педагогический работник.

Принимая во внимание, что Н. имеет право на меры по двум основаниям как ветеран труда и как педагогический работник, у суда имеются все законные основания признать за Н. право на получение различных форм мер социальной поддержки по основаниям, как ветеран труда и как педагогический работник.

Постановлением Правительства Кировской области от 13.12.2005 г. № 49/294 «Об утверждении Положения о порядке пользования бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением работниками системы образования Кировской области» определен порядок пользования бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением педагогическим работникам. Пунктом 2 положения установлено, что органам местного самоуправления области за счет субвенции из областного бюджета необходимо возместить работникам системы образования области фактически произведенные ими расходы по оплате за пользование жилым помещением с отоплением и освещением в 2005 году с учетом полученной компенсации. Пунктом 1.2 Положения предусмотрено, что бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением пользуются работники образования и пенсионеры бесплатно независимо от размера занимаемого гражданами жилого помещения.

Поскольку, Н., имея право на получение формы меры социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, как педагогический работник, была вынуждена пользоваться в 2005 г. льготами ветерана труда в части оплат услуг по отоплению, и оплачивать в период с 01 марта 2005 года по февраль 2006 года услуги по отоплению.

Учитывая, что Н. имела полное право на предоставление ей мер социальной поддержки как педагогу и как ветерану труда, поскольку данное право возникло у нее до 1 января 2005 года, а статьей 153 Федерального Закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ не допускается ухудшение условий предоставления льгот и выплат, Н. имеет право на компенсацию излишне уплаченных денежных средств за коммунальные услуги в части платы за отопление, с марта 2005 года по февраль 2006 года в сумме 3511,58 руб., как следует из представленной выписки из лицевого счёта № 10490.

В соответствие со ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество

Поскольку в судебном заседании установлено, что Н. обращалась в Управление социальной защиты населения с просьбой получать социальную поддержку как ветеран труда и как педагог, поскольку оба закона дают ей право на получение льгот по различным видам оплаты коммунальных услуг. Ей было отказано и предложено выбрать одну форму предоставления компенсаций, не по желанию, а по необходимости ей пришлось выбрать лишь причитающиеся социальные поддержки по Федеральному закону «О ветеранах». При этом она лишилась возможности как педагогический работник получать льготу по бесплатному отоплению, что ущемило её права на получение социальной поддержки.

Прокурор обосновано обратился в суд с иском в интересах Н., поскольку она преклонного возраста, пенсионерка и имеет незначительный доход. При таких обстоятельствах, требования прокурора в интересах Н. нашли своё подтверждение в судебном заседании и подлежат удовлетворению. Субъекты Российской Федерации, наделённые законом правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки всем категориям граждан, в том числе ветеранам труда, работникам образования и пенсионерам образования должны разрешать вопросы по формированию межбюджетных отношений и не ухудшать положение граждан-льготников, что отражено в ст. 153 Федерального Закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Нолинского района Кировской области удовлетворить.

Признать за Н. право на получение различных форм мер социальной поддержки в соответствии с Законом Кировской области «Об образовании в Кировской области» от 11.02.2003 года № 133-ЗО и Федеральным Законом «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ. Законом Кировской области «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий» от 07.12.2004 года № 280-ЗО по разным основаниям.

Взыскать с Управления социальной защиты населения в Нолинском районе в пользу Н. 3511 рублей (три тысячи пятьсот одиннадцать рублей) 58 копеек.

Взыскать в доход государства с Управления социальной защиты населения в Нолинском районе государственную пошлину в сумме 300 рублей

Настоящее решение может быть обжаловано в десятидневный срок в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда путем подачи жалобы через Нолинский районный суд.

Председательствующий

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 19 июня 2008 года решение оставлено в силе.