Прионежский районный суд Республики Карелия
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Прионежский районный суд Республики Карелия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-67/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 января 2011 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Т.В.Барановой,
с участием прокурора А.А.Осипова,
при секретаре М.В.Терентьевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Прионежского района Республики Карелия к Совету Прионежского муниципального района об оспаривании нормативного правового акта,
у с т а н о в и л:
Прокурор Прионежского района Республики Карелия обратился в суд с названными требованиями к Совету Прионежского муниципального района Республики Карелия мотивируя свои требования тем, что ряд положений Устава Муниципального образования Прионежского муниципального района Республики Карелия принятого V сессией Совета Прионежского муниципального района I созыва 22.12.2005 года и зарегистрированного в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-Западному Федеральному округу, в редакции решений III Внеочередной сессии I созыва Совета Прионежского муниципального района №1 от 29.11.2006 года, №2 от 29.11.2006 года, 28.12.2006 года, противоречии действующему законодательству. Устав Муниципального образования Прионежского муниципального района Республики Карелия принятый V сессией Совета Прионежского муниципального района I созыва 22.12.2005 года (в редакции решений III Внеочередной сессии I созыва Совета Прионежского муниципального района №1 от 29.11.2006 года, №2 от 29.11.2006 года) опубликован в газете Прионежье №2 (8745) 19.01.2007 года.
Решением Совета Прионежского муниципального района от 28.12.2008 года №2 «О внесении изменений и дополнений в Устав Прионежского муниципального района» внесены следующие изменения и дополнения:
а.) Пункт 1 статьи 20 Устава изложен в следующей редакции:
«Совет Прионежского муниципального района (представительный орган Прионежского муниципального района) состоит из 26 депутатов (13 глав сельских поселений Прионежского муниципального района и 13 депутатов представительных органов поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава).
Срок полномочий Совета Прионежского муниципального района 4 года».
б) Пункт 2 статьи 17 Устава изложен в следующей редакции:
«Глава Прионежского муниципального района исполняет полномочия председателя Совета Прионежского муниципального района. Глава Прионежского муниципального района избирается на муниципальных выборах».
в) Пункт 2 статьи 31 Устава изложен в следующей редакции: «Глава Администрации Прионежского муниципального района (далее - глава администрации) назначается на должность Советом Прионежского муниципального района по контракту по результатам конкурса. Полномочия главы Администрации начинаются с момента вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь назначенного главы Администрации».
г) пункт 13 статьи 18 Устава изложен в следующей редакции:
«назначает Первого заместителя Главы администрации Прионежского муниципального района, заместителей Главы администрации Прионежского муниципального района».
д) пункт 1 статьи 18.1 Устава изложен в следующей редакции:
«Первого заместителя Главы администрации Прионежского муниципального района, заместителей Главы администрации Прионежского муниципального района на должность назначает Глава Администрации Прионежского муниципального района».
е) пункт 3 статьи 31 Устава изложен в следующей редакции: «…(по тексту)… К должностям, учреждаемым для непосредственного обеспечения исполнения полномочий Главы Администрации Прионежского муниципального района, относятся следующие муниципальные должности муниципальной службы:
первый заместитель Главы Администрации Прионежского муниципального района;
заместители Главы Администрации Прионежского муниципального района. Глава Администрации Прионежского муниципального района назначает Первого заместителя Главы администрации Прионежского муниципального района, заместителей Главы администрации Прионежского муниципального района, руководителей структурных подразделений Администрации Прионежского муниципального района…(по тексту)…».
Данное решение Совета Прионежского муниципального района зарегистрировано в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия 14.05.2009 года и опубликовано в газете «Прионежье» №24 (8870) 26.06.2009 года
Решением Совета Прионежского муниципального района от 08.09.2009 года №7 «О внесении дополнений в Устав муниципального образования «Прионежский муниципальный район Республики Карелия» абзац 4 части 5 статьи 35 Устава муниципального образования «Прионежский муниципальный район Республики Карелия» изложен в следующей редакции:
«Официальное опубликование осуществляется путем опубликования муниципальных правовых актов в газете «Прионежье» и на официальном сайте Прионежского муниципального района - http://prionega.karelia.ru. Официальное обнародование осуществляется путем размещения экземпляров муниципальных правовых актов в Администрации Прионежского муниципального района».
Данное решение зарегистрировано в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия 25.05.2010 года и опубликовано в газете «Прионежье» №20 (8917) 28.05.2010 года.
Уставом определена структура, порядок формирования, срок полномочий и объем полномочий органов местного самоуправления Прионежского муниципального района, виды ответственности и основания наступления ответственности органов местного самоуправления, а также урегулированы иные вопросы организации местного самоуправления на территории Прионежского муниципального района.
Предметом правового регулирования Устава являются общественные отношения в сфере организации местного самоуправления на территории Прионежского муниципального района.
Нормативное правовое регулирование общественных отношений в затронутой сфере общественных отношений осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Республики Карелия от 6 декабря 1994 года № 24-ЗРК «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Республике Карелия», Законом Республики Карелия от 27.06.2003 года №683-ЗРК «О муниципальных выборах в Республике Карелия», иными нормативными правовыми актами.
Пунктом «н» части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации определены Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 года №131-ФЗ).
В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов, является муниципальным правовым актом высшей юридической силы, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Статьями 16, 20 Устава определено, что представительным органом Прионежского муниципального района является Совет Прионежского муниципального района (далее - Совет).
Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования (часть 3 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ).
Таким образом, Устав является необходимым муниципальным правовым актом, принятие Устава, а равно внесение в него изменений и дополнений находится в компетенции Совета.
Проверкой данного нормативного правового акта, проведенной прокуратурой района, было установлено, что ч.3 ст.2, п.п. 5,11,12,13,15,19,23,25,28 ч.1 ст.4, ч.2 ст.4, п.п.4,5,7 ч.4 ст.4, ч.5 ст.6, ст.7, ст.8, ст.10, п.1 ч.2 ст.12, ч.2,5 ст.17, п.п. 9,11,12,13,14,15,16,17,18,21,23.1 ст.18, ч.2 ст.18.1, ст.19, ч.7 ст.20, п.п.8, 8.1 ст.21, ч.1 ст.24, ч.1,4 ст.23, ст.30, п.8 ст.30, ч. 2,3,7 ст.31, ч.1 ст.32, ч.3 ст. 33, ч. 3,4 ст.35, ч.1,3,6,8,10 ст.37, п.2,4,5 ч.2 ст. 38, ч.3 ст. 38, ч.2,3,4 ст.41, ст.43, ч.3 ст.44, ч.2 ст.46, ч.2,3 ст.47, ч.3 ст.48 Устава Муниципального образования Прионежского муниципального района Республики Карелия (в редакции решений Совета Прионежского муниципального района №1 от 29.11.2006 года, №2 от 29.11.2006 года, №2 от 28.12.2008 года, №7 от 08.09.2009 года) не соответствует требованиям действующего законодательства.
Так, в частности: 1. Часть 3 статьи 2 Устава, определяя границы Прионежского муниципального района, противоречит закону Республики Карелия от 01.11.2003 года №813-ЗРК «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия», которым установлены иные границы Чалнинского сельского поселения.
2. Перечень вопросов местного значения Прионежского муниципального района, установленный частью 1 статьи 4 Устава, не соответствует перечню вопросов местного значения муниципального района, установленному частью 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно п.5,11,12,13,15,19,23,25,28 ч.1 ст.4 Устава к вопросам местного значения Прионежского муниципального района относятся: содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах Прионежского муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Прионежского муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время; организация оказания на территории Прионежского муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов; опека и попечительство; утверждение схем территориального планирования муниципального района, правил землепользования и застройки межселенных территорий, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территорий, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования межселенных территорий, осуществление земельного контроля за использованием земель межселенных территорий; организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование их библиотечных фондов; организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на межселенных территориях; создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширение рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; создание музеев Прионежского муниципального района, вместе с тем, указанные положения отсутствуют в ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3. Часть 2 статьи 4 Устава, согласно которой органы местного самоуправления Прионежского муниципального района вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Республики Карелия, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета Республики Карелия), противоречит части 2 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ, согласно которой органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 данной статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
4. Частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ регламентированы отношения по заключению соглашений между органами местного самоуправления муниципального района и поселений, входящих в его состав.
Так, органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
Данным предписаниям федерального законодательства противоречит часть 2 статьи 4 Устава, согласно которой органы местного самоуправления Прионежского муниципального района и органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в его состав, вправе заключать между собой соглашения о передаче друг другу осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из соответствующих бюджетов.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
5. Пункт 4 части 4 статьи 4 Устава, согласно которому в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Прионежского муниципального района обладают полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), противоречит пункту 4.1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который таких предписаний не содержит.
6. Пункт 7 части 4 статьи 4 Устава, согласно которому в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Прионежского муниципального района обладают полномочиями по учреждению печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, противоречит пункту 7 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ, согласно которому к таким полномочиям относится учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.
7. Часть 5 статьи 6 Устава, согласно которой Совет Прионежского муниципального района обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в Совет Прионежского муниципального района документов о выдвижении инициативы проведения местного референдума, противоречит части 5 статьи 22 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ, согласно которой представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум.
8. Статья 7 Устава, в соответствии с которой муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Совета Прионежского муниципального района, вступает во внутреннее противоречие с частью 1 статьи 20 Устава, согласно которой Совет Прионежского муниципального района состоит из 26 депутатов (13 глав сельских поселений Прионежского муниципального района и 13 депутатов Советов сельских поселений Прионежского муниципального района).
9. Статья 10 Устава, определяя, что граждане имеют право на правотворческую инициативу только по вопросам местного значения, противоречит статье 26 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ, которая таких ограничений не содержит.
10. Пункт 1 части 2 статьи 12 Устава, согласно которому на публичные слушания в обязательном порядке выносятся проект Устава Прионежского муниципального района или акта о внесении изменений и (или) дополнений в Устав Прионежского муниципального района, противоречит пункту 1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ, согласно которому на публичные слушания должны выноситься проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
11. Частями 2, 5 статьи 17 Устава одновременно определено, что Глава Прионежского муниципального района исполняет полномочия Председателя Совета Прионежского муниципального района и возглавляет Администрацию Прионежского муниципального района, что противоречит пункту 4 части 2 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ, согласно которому глава муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.
12. По аналогичному основанию противоречит федеральному законодательству:
- пункт 9 статьи 18 Устава, в соответствии с которым Глава Прионежского муниципального района вносит на рассмотрение Совета Прионежского муниципального района проекты нормативных правовых актов, подготовленных Администрацией Прионежского муниципального района;
- пункт 12 статьи 18 Устава, согласно которому Глава Прионежского муниципального района организует деятельность Администрации Прионежского муниципального района;
- пункт 13 статьи 18 Устава, согласно которому Глава Прионежского муниципального района назначает Первого заместителя Главы Администрации Прионежского муниципального района, заместителей Главы Администрации Прионежского муниципального района, а также часть 1 статьи 18.1 Устава, установившая аналогичные предписания;
- пункт 14 статьи 18 Устава, которым определено, что Глава Прионежского муниципального района назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений Администрации Прионежского муниципального района, работников Администрации Прионежского муниципального района;
- пункт 15 статьи 18 Устава, в соответствии с которым Глава Прионежского муниципального района осуществляет общее руководство деятельностью Администрации Прионежского муниципального района, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции Администрации;
- пункт 16 статьи 18 Устава, согласно которому Глава Прионежского муниципального района заключает от имени Администрации Прионежского муниципального района договоры в пределах своей компетенции;
- пункт 17 статьи 18 Устава, которым установлено, что Глава Прионежского муниципального района формирует штат Администрации в пределах, утвержденных в бюджете средств на содержание Администрации;
- пункт 18 статьи 18 Устава, согласно которому Глава Прионежского муниципального района утверждает положения о структурных подразделениях Администрации Прионежского муниципального района.
Согласно пункту 1 статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации глава муниципального образования, местная администрация и представительный орган муниципального образования являются участниками бюджетного процесса.
Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами местных администраций.
Статьей 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены особенности бюджетных полномочий местной администрации, к числу которых также относятся обеспечение составления проекта бюджета и внесение его со всеми необходимыми материалами на рассмотрение представительного органа муниципального образования, обеспечение исполнения местного бюджета, составление бюджетной отчетности, представление отчета об исполнении бюджета муниципального образования на утверждение представительного органа муниципального образования.
Следовательно, пункты 9, 11 статьи 18 Устава, в соответствии с которыми Глава Прионежского муниципального района представляет на рассмотрение Совета Прионежского муниципального района проект местного бюджета и отчет о его исполнении, обеспечивает исполнение местного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Карелия, решениями Совета Прионежского муниципального района, противоречат статьям 152, 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
13. Согласно пункту 9 статьи 18 Устава Глава Прионежского муниципального района представляет на рассмотрение Прионежского муниципального района проекты нормативных правовых актов об установлении, изменении и отмене местных налогов, что противоречит частьи 12 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ, согласно которой нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.
14. Пункт 17 статьи 18, пункт 8 статьи 21 Устава, согласно которым Глава Прионежского муниципального района разрабатывает и представляет на утверждение Совета Прионежского муниципального района структуру Администрации Прионежского муниципального района, противоречат части 8 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ, по смыслу которой глава местной администрации представляет на утверждение представительного органа муниципального образования структуру местной администрации.
15. Согласно части 3 статьи 41 Устава Учредителем муниципальных предприятий и учреждений от имени Прионежского муниципального района выступает Администрация Прионежского муниципального района.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Устава к компетенции Администрации Прионежского муниципального района относится управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности Прионежского муниципального района.
Следовательно, Администрация Прионежского муниципального района осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества при создании муниципальных предприятий и учреждений.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 14.11.2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлено, что собственник имущества назначает на должность руководителя унитарного предприятия.
Следовательно, пункт 21 статьи 18 Устава, согласно которому Глава Прионежского муниципального района назначает на контрактной основе и освобождает от занимаемой должности руководителей муниципальных предприятий, противоречит подпункту 7 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 14.11.2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», части 3 статьи 41 Устава, поскольку Глава Прионежского района не наделен полномочиями собственника в отношении имущества, находящегося в собственности Прионежского муниципального района.
16. Пункт 23.1 статьи 18 Устава, согласно которому Глава Прионежского муниципального района ежегодно представляет Совету Прионежского муниципального района отчет о работе Администрации Прионежского муниципального района, противоречит части 5.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ, в соответствии с которым глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования отчет о деятельности местной администрации только в том случае, если возглавляет местную администрацию.
17. Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Данному предписанию федерального законодательства противоречит часть 2 статьи 18.1 Устава, по смыслу которой Глава Прионежского муниципального района утверждает распределение обязанностей между Первым заместителем Главы Администрации Прионежского муниципального района и заместителями Главы Администрации Прионежского муниципального района.
18. Статья 19 Устава, определяя основания досрочного прекращения полномочий Главы Прионежского муниципального района, противоречит части 6 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ, которой установлен иной перечень оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования.
19. Согласно статье 23 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ в целях избрания депутатов представительного органа муниципального образования проводятся муниципальные выборы.
Отношения, связанные с подготовкой и проведением выборов, в том числе с порядком избрания депутатов представительного органа муниципального образования, регламентированы Федеральным законом от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Республики Карелия от 27.06.2003 года №683-ЗРК «О муниципальных выборах в Республике Карелия».
Ни федеральным законодательством, ни законодательством Республики Карелия не установлена правовая возможность определять регламентом работы представительного органа муниципального образования порядок избрания депутатов.
Статус депутата представительного органа регламентирован статьей 40 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ. Компетенция депутата представительного органа является неотъемлемой частью его правового статуса.
Ни данной статьей Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ ни иными положениями того же федерального закона органам местного самоуправления не предоставлено полномочий по установлению различной компетенции депутатов представительного органа.
Таким образом, часть 7 статьи 20 Устава, которой установлено, что порядок избрания, компетенция и распределение полномочий между депутатами Совета Прионежского муниципального района устанавливаются Регламентом работы Совета Прионежского муниципального района, противоречит вышеуказанным положениям федерального законодательства и законодательства Республики Карелия.
20. В соответствии с пунктом 8.1 статьи 21 Устава к исключительной компетенции Совета Прионежского муниципального района относится утверждение Первого заместителя Прионежского муниципального района, заместителей Главы Прионежского муниципального района, начальника финансового органа, руководителей структурных подразделений Администрации Прионежского муниципального района. Порядок утверждения кандидатур на должности Первого заместителя Главы Прионежского муниципального района, заместителей Главы Прионежского муниципального района, руководителей структурных подразделений Администрации Прионежского муниципального района устанавливается Регламентом Совета.
Анализ пункта 8.1 статьи 21 Устава позволяет сделать вывод о том, что в случае, если кандидатуры на должности, перечисленные в данном пункте, не будут утверждены Советом Прионежского муниципального района, назначение на указанные должности не происходит, что противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону № 25-ФЗ по следующим основаниям.
Участие местных представительных органов власти в назначении на должность и освобождении от должности руководителей органов и структурных подразделений местной администрации предусматривалось пунктом «и» части 1 статьи 17, пунктом «в» части 1 статьи 24, пунктом «ж» статьи 31, частью 4 статьи 35 Закона РСФСР от 06 июля 1991 года № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР», частью 2 статьи 17, статьей 21 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 12 Закона Республики Карелия от 19 февраля 1996 года № 101-ЗРК «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Карелия «О местном самоуправлении в Республике Карелия», статьей 21 Закона Республики Карелия от 05 декабря 1996 года № 160-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия».
Законодательство в сфере организации местного самоуправления, муниципальной службы, действующее в настоящее время, не предусматривает таких правовых предписаний.
Общественные отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, регламентируются Федеральным законом от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (статья 1).
Должности руководителя в финансовом органе муниципального образования, первого заместителя главы администрации, заместителя главы администрации, начальников отделов, управлений комитетов администрации муниципального образования включены в Реестр должностей муниципальной службы Республики Карелия (статья 2 Закона Республики Карелия № 1107-ЗРК).
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом.
Порядок поступления граждан на муниципальную службу регламентирован статьями 16, 17 Федерального закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с данным федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 того же федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.
При замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы (статья 17 Федерального закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Статьей 64 Трудового кодекса Российской Федерации запрещен необоснованный отказ в заключении трудового договора.
Исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых гражданин не может быть принят на муниципальную службу, установлен статьей 13 Федерального закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», анализ которой позволяет сделать вывод о том, что отсутствие согласования представительным органом муниципального образования кандидатуры на должность муниципальной службы не может являться основанием для отказа в принятии гражданина на муниципальную службу.
Таким образом, пункт 8.1 статьи 21 Устава, включая в процедуру назначения на должности муниципальной службы утверждение кандидатур на должности муниципальной службы Советом Прионежского муниципального района, противоречит статьям 13, 16, 17 Федерального закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», статье 64 Трудового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, указанное предписание Устава нарушает требования статьи 4, части 2 статьи 16 Федерального закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», статьи 64 Трудового кодекса, по смыслу которых при поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.
Также пункт 8.1 статьи 21 Устава вступает во внутреннее противоречие с частью 3 статьи 31 Устава, согласно которой назначение на вышеуказанные должности осуществляет Глава Администрации Прионежского муниципального района.
21. Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с той же статьей Федерального закона должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.
По смыслу части 1 статьи 6 Федерального закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, устанавливаются должности муниципальной службы.
Статьей 14 Федерального закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается замещать должность муниципальной службы в случае избрания или назначения на муниципальную должность.
Реестром должностей муниципальной службы в Республике Карелия, установленным статьей 2 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 года №1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», определены должности муниципальной службы в финансовых, контрольных и иных органах, предусмотрены уставом муниципального образования.
Таким образом, замещение соответствующих должностей в органах местного самоуправления возможно только по результатам выборов либо при поступлении на муниципальную службу. Совмещение таких должностей не допускается.
В соответствии с пунктом 11 статьи 21, статьей 22 Устава в исключительной компетенции Совета Прионежского муниципального района находится формирование Контрольно-ревизионного комитета Прионежского муниципального района.
Правовое положение Контрольно-ревизионного комитета Прионежского муниципального района регламентировано статьей 24 Устава, в соответствии с частью 1 которой комитет формируется Советом Прионежского муниципального района из числа депутатов, что противоречит вышеуказанным требованиям федерального законодательства.
22. Часть 1 статьи 23 Устава, согласно которой решения Совета Прионежского муниципального района принимаются большинством от числа депутатов, противоречит части 3 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ, в соответствии с которой решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ.
23. Часть 4 статьи 23 Устава, предусматривая возможность Главы Прионежского муниципального района отклонить решение, принятое Советом Прионежского муниципального района, противоречит части 13 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ, согласно которой таким полномочием обладает только глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию.
24. Статьей 30 Устава определено, что полномочия депутата Совета Прионежского муниципального района прекращаются с момента начала работы Совета нового состава, что противоречит части 3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ, в соответствии с которой полномочия депутата начинаются со дня его избрания.
25. В соответствии со статьей 20 Устава Совет Прионежского муниципального района состоит из 26 депутатов (13 глав сельских поселений Прионежского муниципального района и 13 депутатов советов сельских поселений Прионежского муниципального района).
Таким образом, депутаты Совета Прионежского муниципального района не избираются на муниципальных выборах.
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ депутат считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).
Подпунктом 18 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что избирателем является гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.
Таким образом, за отзыв депутата могут голосовать избиратели, то есть граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом.
Следовательно, депутат Совета Прионежского муниципального района не может быть отозван избирателями, поскольку не избирается на муниципальных выборах.
Данным выводам противоречат пункт 5 части 4 статьи 4, статья 8, пункт 8 статьи 30, часть 2 статьи 46 Устава, согласно которым депутат Совета Прионежского муниципального района досрочно прекращает свои полномочия в случае отзыва избирателями.
26. В соответствии с частью 2 статьи 31 Устава полномочия Главы Администрации Прионежского муниципального района начинаются с момента вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь назначенного Главы Администрации Прионежского муниципального района, что противоречит части 2 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ, по смыслу которой срок полномочий главы местной администрации истекает с истечением срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении на должность данного главы местной администрации.
27. Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта.
В соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Республике Карелия, утвержденным Законом Республики Карелия от 24.07.2007 года №1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» должность главы администрации является должностью муниципальной службы, а не муниципальной должностью.
В реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения полномочий лица, замещающего муниципальную должность (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Следовательно, муниципальным правовым актом не могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения деятельности лица, замещающего должность муниципальной службы.
Таким образом, часть 3 статьи 31 Устава, согласно которой к должностям, учреждаемым для непосредственного обеспечения исполнения полномочий Главы Администрации Прионежского муниципального района относятся Первый заместитель Главы Администрации Прионежского муниципального района, заместители Главы Администрации Прионежского муниципального района, противоречит Федеральному закону от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закону Республики Карелия от 24.07.2007 года №1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия».
28. Часть 7 статьи 31 Устава, в соответствии с которой Регламент Администрации Прионежского муниципального района утверждается Главой Администрации Прионежского муниципального района по согласованию с Советом Прионежского муниципального района, противоречит статье 43 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ, в соответствии с которой представительный орган муниципального образования принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на всей территории муниципального образования, то есть муниципальные нормативные правовые акты, к числу которых относится и регламент местной администрации, а также не предусматривающей возможность издания муниципального правового акта одним органом местного самоуправления по согласованию с другим.
29. Часть 1 статьи 32 Устава, в соответствии с которой к компетенции администрации Прионежского муниципального района относится исполнение полномочий по решению вопросов местного значения Прионежского муниципального района в соответствии с постановлениями и распоряжениями Главы Прионежского муниципального района, противоречит части 4 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ, согласно которой глава муниципального образования, исполняющий полномочия председателя представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации представительного органа муниципального образования.
30. Пункт 4 части 1 статьи 32 Устава, согласно которому к компетенции Администрации Прионежского муниципального района относится организация содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования между населенных пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах Прионежского муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, противоречит пункту 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ, согласно которому к вопросам местного значения, решение которых по смыслу статьи 37 того же федерального закона осуществляет местная администрация, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По аналогичному основанию (несоответствие формулировке установленного Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопроса местного значения) противоречат действующему законодательству пункты 10,11,12,14,18,23,2528, части 1 статьи 32 Устава
31. Частью 3 статьи 33 Устава определено, что Избирательная комиссия Прионежского муниципального района формируется в количестве 5-11 членов с правом решающего голоса.
Вместе с тем, пунктом 6 статьи 24 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что избирательная комиссия муниципального района формируется в количестве восьми, десяти или двенадцати членов с правом решающего голоса. Число членов избирательной комиссии муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.
Следовательно, часть 3 статьи 33 Устава противоречит пункту 6 статьи 24 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку не позволяет однозначно установить число членов Избирательной комиссии Прионежского муниципального района.
32. Часть 3 статьи 35 Устава нарушает иерархию муниципальных правовых актов, а также исключает из системы муниципальных правовых актов правовые акты Главы Администрации Прионежского муниципального района, вступая тем самым в противоречие с частью 1 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ.
33. Часть 4 статьи 35 Устава, определяя, что проекты муниципальных правовых актов Прионежского муниципального района могут вноситься депутатами Совета Прионежского муниципального района, Главой Прионежского муниципального района, инициативными группами граждан, противоречит части 1 статьи 46 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ, которая предусматривает иной перечень субъектов правотворческой инициативы.
34. Часть 1 статьи 37 Устава, определяя, что муниципальная служба - профессиональная деятельность, которая осуществляется на профессиональной основе по муниципальной должности, не являющейся выборной, противоречит части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
35. В соответствии с частью 6 статьи 37 Устава Положение об аттестации муниципальных служащих утверждается постановлением Главы Прионежского муниципального района, что противоречит части 4 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ, согласно которой глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
36. Часть 8 статьи 37 Устава, определяя, что дополнительные гарантии лицам, находящимся на трудовой пенсии, пенсии по инвалидности, и имеющим стаж муниципальной службы, определяются в порядке, установленном федеральным законодательством и Законом Республики Карелия от 5 декабря 1996 года №160-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», не только содержит ссылку на недействующий нормативных правовой акт, но также вступает в противоречие со статьей 11 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 года №1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», согласно которой такие гарантии могут предусматриваться уставом муниципального образования.
37. Согласно части 10 статьи 37 Устава в случае, если муниципальный служащий имеет в собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций, он обязан в течение 6 месяцев со дня поступления на муниципальную службу передать указанное имущество в доверительное управление, что противоречит части 2.1 статьи 14 Федерального закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», согласно которой такая обязанность предусматривается только в отношении главы местной администрации по контракту.
38. Пункт 2 части 2 статьи 38 Устава, определяя, что в собственности Прионежского муниципального района может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Прионежского муниципального района федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, противоречит пункту 2 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф, согласно которому в собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ.
39. Пункт 5 части 2 статьи 38 Устава, согласно которому в собственности Прионежского муниципального района может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления Прионежского муниципального района, а также в иных случаях, установленных федеральными законами, противоречит статье 50 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф, которая такое имущество не предусматривает.
Пунктом 4 части 2 статьи 38 Устава установлено, что в собственности Прионежского муниципального района может находиться: объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от их категории их историко-культурного значения в случае, если такие объекты необходимы для осуществления полномочий органов местного самоуправления Прионежского муниципального района, а также в иных случаях, установленных федеральным законом, однако действующее федеральное законодательство в настоящее время таких положений не содержит.
40. Часть 3 статьи 38 Устава, определяя перечень имущества, которое может находиться в собственности Прионежского муниципальньго района для решения вопросов местного значения, противоречит части 3 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф, которой установлен иной перечень такого имущества.
41. Часть 2 статьи 41 Устава, согласно которой решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений принимаются Главой Прионежского муниципального района, противоречит части 4 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ, согласно которой глава муниципального образования, исполняющий полномочия председателя представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации представительного органа муниципального образования.
Аналогично противоречит требованиям Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 3 той же статьи Устава.
42. Часть 4 статьи 41 Устава, согласно которой Совет Прионежского муниципального района вправе заслушивать отчеты о деятельности муниципальных предприятий и учреждений по мере необходимости, противоречит части 4 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой органы местного самоуправления заслушивают отчеты о деятельности муниципальных предприятий и учреждений в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
43. Согласно статье 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
Статья 43 Устава изложенным положениям не соответствует.
44. Часть 3 статьи 44 Устава, согласно которой порядок формирования, утверждения, исполнения местного бюджета Прионежского муниципального района и контроль за его исполнением осуществляются в соответствии с решением, принимаемым Советом Прионежского муниципального района, противоречит пункту 9 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому данные положения должны быть закреплены в уставе муниципального образования.
45. Часть 2 статьи 47 Устава, согласно которой проект Устава Прионежского муниципального района, а также решения о внесении изменений и (или) дополнений в Устав Прионежского муниципального района подлежит официальному опубликованию (обнародованию) в срок не позднее чем за 30 дней до его рассмотрения с одновременным опубликованием установленного Советом Прионежского муниципального района порядка учета предложений по проекту указанного Устава (решения), а также порядка участия граждан в его обсуждении, противоречит части 4 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ, согласно которой не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
46. Часть 3 статьи 47 Устава, согласно которой по проекту Устава Прионежского муниципального района и по проекту решения о внесении изменений и (или) дополнений в Устав Прионежского муниципального района в порядке, предусмотренном Уставом, проводятся публичные слушания, противоречит пункту 1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку не предусматривает установленное данным пунктом исключение.
47. Часть 3 статьи 48 Устава, согласно которой Устав вступает в силу с момента официального опубликования (обнародования), противоречит части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Кроме того, 25.03.2010 года заместителем прокурора Прионежского района в Совет Прионежского муниципального района принесен протест с требованием отменить п.13 ч.1 ст.4, п.28 ч.1 ст.4, п.5. ст.17, п.12 ч.1 ст.32, п.4 ч.2 ст.38 Устава муниципального образования Прионежского муниципального района, как противоречащие действующему законодательству Российской Федерации.
Решением Совета Прионежского муниципального района от 23.06.2010 года №10 требования протеста от 25.03.2010 года удовлетворены, п.13 ч.1 ст.4, п.28 ч.1, ст.4, п.5. ст.17, п.12 ч.1 ст.32, п.4 ч.2 ст.38 Устава муниципального образования Прионежского муниципального района исключены.
26.03.2010 года заместителем прокурора Прионежского района в Совет Прионежского муниципального района внесено представление об устранении нарушений законодательства об организации местного самоуправления, выразившихся в невнесении изменений в Устав муниципального образования Прионежского муниципального района.
В частности, в представлении от 26.03.2010 года было указано следующее.
Согласно пункту 23 части 1 статьи 4 Устава определено, что к вопросам местного значения Прионежского муниципального района относится "организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на межпоселенческих территориях". При этом, в соответствии с Федеральным законом №222-ФЗ от 25.11.2008г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием организации местного самоуправления" в пункте 23 части 1 статьи 15 слова "на межселенных территориях" заменены словами "на территории муниципального района";
Согласно пункту 25 части 1 статьи 4 Устава определено, что к вопросам местного значения Прионежского муниципального района относится "создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия". В соответствии с Федеральным законом №230-ФЗ от 18 октября 2007г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничений полномочий" пункт 25 части 1 статьи 15 дополнить словами, "содействие развитию малого и среднего предпринимательства".
Согласно части 2 статьи 4 Устава "Органы местного самоуправления Прионежского муниципального района вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Республики Карелия, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета Республики Карелия)".
Вместе с тем, Советом не были учтены внесенные дополнения Федеральным Законом №230-ФЗ от 18.10.2007г. "О внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", а также дополнения внесенные Федеральным Законом №261-ФЗ от 23.11.2009г. "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Кроме того, в представлении прокуратуры Прионежского района от 26.03.2010 года ставился вопрос о не закреплении в Уставе муниципального образования Прионежского муниципального района ряда положений действующего федерального законодательства, в том числе изменений, внесенных Федеральным законом от 18.06.2007 N 101-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований", Федеральным законом от 07.05.2009г. №90-ФЗ "О внесении в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Не получило в Уставе, своего закрепления и положение внесенное Федеральным законом от 04.11.2007г. №253-ФЗ "О внесении изменений в статью 40 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
23.06.2010 года Советом Прионежского муниципального района подготовлен проект решения Совета Прионежского муниципального района №11, согласно которого в п.23 ч.1 ст.4, п.25 ч.1 ст.4 Устава муниципального образования Прионежского муниципального района внесены соответствующие изменения, а в ч.1 ст.4, ч.2 ст.12, ч.3 ст.20, п.8 ст.21, ст.28, ч.3 ст.38, ст.39, ст.46 Устава муниципального образования Прионежского муниципального района внесены соответствующие дополнения.
Вместе с тем, решение Совета Прионежского муниципального района по проекту №11 от 23.06.2010 года принято не было.
Кроме того, изменения и дополнения в Устав муниципального образования Прионежского муниципального района, указанные в решении Совета Прионежского муниципального района от 23.06.2010 года №10 и проекте решения Совета Прионежского муниципального района от 23.06.2010 года №11, в нарушение требований п.6,8 ст.44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года №131-ФЗ, не зарегистрированы в органах юстиции, официально опубликованы не были.
Таким образом, учитывая, что решение Совета Прионежского муниципального района от 23.06.2010 года №10 не зарегистрировано в органах юстиции и официально не опубликовано, а решение Совета Прионежского муниципального района на основании проекта решения Совета Прионежского муниципального района от 23.06.2010 года №11 до настоящего времени не принято, указанные изменения и дополнения в Устав муниципального образования Прионежского муниципального района, указанные в решении Совета Прионежского муниципального района от 23.06.2010 года №10 и проекте решения Совета Прионежского муниципального района от 23.06.2010 года №11 в настоящее время не внесены, прокурор обратился в суд с названным выше иском.
Представитель прокуратуры Прионежского района - старший помощник прокурора Осипов А.А., в судебном заседании уточнил заявленные требования, просил суд признать недействующими и не подлежащими применению ч.3 ст.2, п.п. 5,11,12,13,15,19,23,25,28 ч.1 ст.4, ч.2,3 ст.4, п.п.4,5 ч.4 ст.4, ч.1,2 ст.5, ч.5 ст.6, ст.7, ст.8, ст. 10, п.1 ч.2 ст. 12, ч.2,5 ст. 17, п.п. 9,11,12,13,14,15,16,17,18,21,23.1 ст.18, ч.2 ст.18.1, ст.19, ч.7 ст.20, п.п.8, 8.1,16 ст.21, ч.1 ст.24, ч.1,4 ст.23, п.8 ст.30, ч. 2,3,7 ст.31, ч.1 ст.32, ч.3 ст. 33, ч.3,4 ст.35, ч.1,3,6,8,10 ст.37, п.2,4,5 ч.2 ст. 38, абз.2 ч.3 ст.38, ч.2,3,4 ст.41, ст.43, ч.3ст.44, ч.2 ст.46, ч.2,3 ст.47, ч.3 ст.48 Устава Муниципального образования Прионежского муниципального района Республики Карелия (в редакции решений Совета Прионежского муниципального района №1 от 29.11.2006 года, №2 от 29.11.2006 года, №2 от 28.12.2008 года, №7 от 08.09.2009 года), с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу. Также просил обязать Совет Прионежского муниципального района опубликовать Решение суда о признании недействующим вышеуказанного нормативного правового акта после вступления его в законную силу в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Представитель Совета Прионежского муниципального района - Черемовский А.А., действующий по доверенности, признал в судебном заседании уточненные требования прокурора, о чем представил письменное заявление.
Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия Гребнева О.М., действующая по доверенности, уточненные требования прокурора поддержала.
Представитель Государственного комитета Республики Карелия по вопросам местного самоуправления в судебное заседание не явился, уведомлены о слушании дела надлежащим образом, согласно поступившему заявлению просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В судебных заседаниях хх.хх.хх г. и хх.хх.хх г. представитель Государственного комитета - Медведева К.А., действующая по доверенности, требования прокурора поддержала.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части, если такой акт нарушает права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами.
Статья 13 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что ненормативные акты органов местного самоуправления, а также нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными (незаконными).
Согласно статье 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Порядок опубликования определяется уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан. В соответствии со статьей 48 указанного выше закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами, а также судом.
В соответствии со статьей 35 Устава муниципального образования «Прионежский муниципальный район РК» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Судом установлено, что что Устав Муниципального образования Прионежского муниципального района Республики Карелия принят V сессией Совета Прионежского муниципального района I созыва 22.12.2005 года и зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-Западному Федеральному округу, в редакции решений III Внеочередной сессии I созыва Совета Прионежского муниципального района №1 от 29.11.2006 года, №2 от 29.11.2006 года, 28.12.2006 года. Устав Муниципального образования Прионежского муниципального района Республики Карелия принятый V сессией Совета Прионежского муниципального района I созыва 22.12.2005 года (в редакции решений III Внеочередной сессии I созыва Совета Прионежского муниципального района №1 от 29.11.2006 года, №2 от 29.11.2006 года) опубликован в газете Прионежье №2 (8745) 19.01.2007 года.
В ходе судебного заседания установлено, что в указанном выше Уставе муниципального образования «Прионежский муниципальный район» имеется ряд положений, которые противоречат действующему законодательству, подлежат признанию их недействующими и не подлежащими применению, в частности это следующие пункты и статьи Устава: ч.3 ст.2, п.п. 5,11,12,13,15,19,23,25,28 ч.1 ст.4, ч.2,3 ст.4, п.п.4,5 ч.4 ст.4, ч.1,2 ст.5, ч.5 ст.6, ст.7, ст.8, ст. 10, п.1 ч.2 ст. 12, ч.2,5 ст. 17, п.п. 9,11,12,13,14,15,16,17,18,21,23.1 ст.18, ч.2 ст.18.1, ст.19, ч.7 ст.20, п.п.8, 8.1,16 ст.21, ч.1 ст.24, ч.1,4 ст.23, п.8 ст.30, ч. 2,3,7 ст.31, ч.1 ст.32, ч.3 ст. 33, ч.3,4 ст.35, 4.1,3,6,8,10 ст.37, п.2,4,5 ч.2 ст. 38, абз.2 ч.3 ст.38, ч.2,3,4 ст.41, ст.43, ч.3ст.44, ч.2 ст.46, ч.2,3 ст.47, ч.3 ст.48 Устава Муниципального образования Прионежского муниципального района Республики Карелия (в редакции решений Совета Прионежского муниципального района №1 от 29.11.2006 года, №2 от 29.11.2006 года, №2 от 28.12.2008 года, №7 от 08.09.2009 года).
В соответствии с положениями статей 39, 172 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик имеет право признать иск. При признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с положениями п. 27,28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» согласно части 3 статьи 252 ГПК РФ признание требований органом или должностным лицом, принявшим оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативно правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Таким образом, установив, что указанные выше положения пунктов и статей Устава муниципального образования «Прионежский муниципальный район» противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а в частности, Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральному закону от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закону Республики Карелия от 6 декабря 1994 года № 24-ЗРК «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Республике Карелия», Закону Республики Карелия от 27.06.2003 года №683-ЗРК «О муниципальных выборах в Республике Карелия», суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований истца.
При таких обстоятельствах, требования прокурора Прионежского района о признании недействующими и не подлежащими применению ряда положений и статей Устава Муниципального образования Прионежского муниципального района Республики Карелия (в редакции решений Совета Прионежского муниципального района №1 от 29.11.2006 года, №2 от 29.11.2006 года, №2 от 28.12.2008 года, №7 от 08.09.2009 года), являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора Прионежского района Республики Карелия удовлетворить.
Признать недействующими и не подлежащими применению ч.3 ст.2, п.п. 5,11,12,13,15,19,23,25,28 ч.1 ст.4, ч.2,3 ст.4, п.п.4,5 ч.4 ст.4, ч.1,2 ст.5, ч.5 ст.6, ст.7, ст.8, ст. 10, п.1 ч.2 ст. 12, ч.2,5 ст. 17, п.п. 9,11,12,13,14,15,16,17,18,21,23.1 ст.18, ч.2 ст.18.1, ст.19, ч.7 ст.20, п.п.8, 8.1,16 ст.21, ч.1 ст.24, ч.1,4 ст.23, п.8 ст.30, ч. 2,3,7 ст.31, ч.1 ст.32, ч.3 ст. 33, ч.3,4 ст.35, ч. 1,3,6,8,10 ст.37, п.2,4,5 ч.2 ст. 38, абз.2 ч.3 ст.38, ч.2,3,4 ст.41, ст.43, ч.3 ст.44, ч.2 ст.46, ч.2,3 ст.47, ч.3 ст.48 Устава Муниципального образования Прионежского муниципального района Республики Карелия (в редакции решений Совета Прионежского муниципального района №1 от 29.11.2006 года, №2 от 29.11.2006 года, №2 от 28.12.2008 года, №7 от 08.09.2009 года), с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Обязать Совет Прионежского муниципального района опубликовать настоящее решение суда о признании недействующим вышеуказанного нормативного правового акта после вступления его в законную силу в печатном издании, в котором был официально опубликован Устав Муниципального образования Прионежского муниципального района Республики Карелия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Т.В.Баранова
Мотивированное решение составлено 18 января 2011 года.