ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-670 от 11.05.2011 Первомайского районного суда г. Пензы (Пензенская область)

                                                                                    Первомайский районный суд г. Пензы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Первомайский районный суд г. Пензы — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-670/11 ...

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

11 мая 2011 года Первомайский районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Казеевой Т.А.

при секретаре Гришиной Ю.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску прокурора Первомайского района г. Пензы в защиту неопределенного круга лиц - инвалидов к ОАО «Пензенский хлебозавод №4» о понуждении к исполнению требований закона о квотировании рабочих мест и предоставлении информации,

у с т а н о в и л:

Прокурор Первомайского района г. Пензы обратился в суд с названным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц - инвалидов к ОАО «Пензенский хлебозавод №4», ссылаясь на то, что в соответствии с положениями ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем проведения ряда мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов, создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов, организации обучения инвалидов новым профессиям. Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Квота для приема на работу инвалидов по Пензенской области установлена в размере 4 процентов к среднесписочной численности работников. В ходе проведенной проверки установлено, что в ОАО «Пензенский хлебозавод №4» не выполнены квоты для инвалидов. При численности сотрудников предприятия в 697 человек фактически работает 4 инвалида.

Истец просил обязать ОАО «Пензенский хлебозавод №4» исполнить норму статьи 2 Закона Пензенской области от 03.06.2003 года № 483-ЗПО «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Пензенской области» о квотировании рабочих мест для инвалидов в размере 4% от среднесписочной численности работников организации; обязать ОАО «Пензенский хлебозавод №4» ежемесячно предоставлять в службу занятости информацию о наличии вакантных мест для приема инвалидов.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Ермакова И.В. исковое заявление и его доводы поддержала по тем же основаниям, уточнив заявленные требования, просит обязать ОАО «Пензенский хлебозавод №4» создать специализированные рабочие места для инвалидов в размере 4% от среднесписочной численности работников предприятия и ежемесячно представлять в центр занятости населения г. Пензы информацию о наличии вакантных мест для инвалидов. Просит иск удовлетворить.

Представитель третьего лица - государственного казенного учреждения Центра занятости населения г. Пензы - по доверенности Танскова С.В. исковое требование поддержала.

Представитель ответчика ОАО «Пензенский хлебозавод №4» - по доверенности Клейменова Е.О. исковые требования не признала, пояснив, что в настоящее время решается вопрос о заключении трехстороннего соглашения между хлебозаводом, центром занятости и общественной организацией инвалидов с целью организации рабочих мест для инвалидов. Необходимая информация своевременно предоставляется в центр занятости.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Преамбулой федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.1995 года установлено, что Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 20 названного закона инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

2) установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

3) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

4) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

5) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

Согласно ст. ст. 21 и 22 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.1995 года организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Статьями 23 и 24 указанного федерального закона предусмотрено, что инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Преамбулой Закона Пензенской области от 03.06.2003 года № 483-ЗПО «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Пензенской области» предусмотрено, что создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленных квот осуществляется работодателями за счет собственных средств и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Пензенской области.

Статьёй 2 названного закона установлено, что квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере 4 процентов к среднесписочной численности работников.

В силу ч. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в РФ» работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ОАО «Пензенский хлебозавод №4» зарегистрировано ... года, основной целью деятельности общества является получение прибыли. Предметом деятельности общества является - производство и реализация хлеба, хлебобулочных и высокорецептурных кондитерских изделий и другой продукции пищевого назначения; оптовая и розничная торговля товарами собственного производства и товарами, приобретёнными у третьих лиц; автотранспортное обслуживание, перевозка грузов, погрузочно-разгрузочные и экспедиторские работы; проектирование, строительство, реконструкция, ремонт зданий, помещений, сооружений в целях их дальнейшей эксплуатации; сдача в аренду основных средств; закупочная и иная коммерческая деятельность; оказание маркетинговых, рекламных, информационных, коммерческих и бытовых услуг населению и организациям; осуществление внешнеэкономической деятельности; иные виды деятельности, не запрещённые действующим законодательством. Данные обстоятельства подтверждаются Уставом ОАО «Пензенский хлебозавод №4», свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до ... года, свидетельством о постановке на учет в налоговом органе юридического лица.

Как следует из сообщения ГКУ Центр занятости населения г. Пензы №... от ... года, что в числе организаций, не выполняющих требования ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» - ОАО «Пензенский хлебозавод №4». Задание по квоте составляет 29 человек, фактическое выполнение - 8 человек.

Из представленного в суд сообщения ОАО «Пензенский хлебозавод №4» №... от ... года, адресованного в прокуратуру Первомайского района г. Пензы, следует, что численность работников предприятия составляет 697 человек, в том числе инвалидов - 4. В приёме на работу инвалидов за счёт квоты отказано не было. В настоящее время хлебозавод не имеет возможности по выполнению квоты в связи с тяжёлыми условиями труда: на предприятии скользящий график работы, работа организована в 3 смены, большая доля ручного труда.

Из изложенного следует, что ОАО «Пензенский хлебозавод №4» не выполняет требования действующего законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов в установленном законом размере. При этом работодатель не создает и не оборудует специализированные рабочие места для инвалидов, а также не представляет ежемесячно информации в центр занятости населения г. Пензы о наличии вакантных мест для инвалидов. Согласно сообщению ответчика, хлебозавод не имеет возможности по выполнению квоты в связи с тяжёлыми условиями труда. Однако в силу закона ответчик обязан создавать специализированные рабочие места для инвалидов в соответствии с установленными законом квотами, выполнять требования закона об обеспечении инвалидам равных трудовых прав наряду с другими работниками.

Из приобщенного к материалам дела договора между ОАО «Пензенский хлебозавод №4» и Пензенской городской общественной организацией молодых инвалидов «Бригантина надежды» о трудоустройстве инвалидов видно, что в 2010 году ответчик финансировал два специализированных рабочих места для инвалидов в общественной организации инвалидов. Однако это обстоятельство не является основанием для отказа в иске. В текущем году такие договоры не заключались, в полном объеме требование закона не выполнено в части численности квотируемых рабочих мест.

Как видно из представляемой ответчиком в центр занятости информации, работа по созданию специализированных рабочих мест для инвалидов на предприятии не ведется, вследствие чего отсутствуют вакансии для инвалидов.

С учетом изложенного суд находит доводы иска обоснованными, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ с ОАО «Пензенский хлебозавод №4» как проигравшей стороны по делу подлежит взысканию госпошлина в сумме 200 руб. в доход государства.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление прокурора Первомайского района г. Пензы в защиту неопределенного круга лиц - инвалидов к ОАО «Пензенский хлебозавод №4» о понуждении к исполнению требований закона о квотировании рабочих мест и предоставлении информации - удовлетворить.

Обязать ОАО «Пензенский хлебозавод №4» создать специализированные рабочие места для инвалидов в размере 4% от среднесписочной численности работников предприятия и ежемесячно представлять в центр занятости населения г. Пензы информацию о наличии вакантных рабочих мест для инвалидов.

Взыскать с ОАО «Пензенский хлебозавод №4» госпошлину в доход государства в сумме 200 руб.

Мотивированное решение изготовлено 15.05.2011 года.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме в Пензенский облсуд через Первомайский районный суд г. Пензы.

Судья: ...

...

...

...

...

...п