ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6701 от 31.12.9999 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

                                                                                    Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-6701

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Сачкова А.Н.,

при секретаре Поповой Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Ростова-на-Дону, к Муниципальному учреждению «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения» г. Ростова-на-Дону, 3-и лица Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», садоводческое товарищество «Нефтяник» - об обязании осуществить деятельность по проектированию и строительству автомобильной дороги местного значения к садоводческому товариществу «Нефтяник»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с настоящим иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Ростова-на-Дону об обязании осуществить финансирование затрат на разработку проекта и строительство автомобильного дороги, обеспечивающей въезд и выезд в садоводческое товарищество «Нефтяник» и об обязании осуществить деятельность по проектированию строительства автомобильной дороги, обеспечивающей въезд и выезд в садоводческое товарищество «Нефтяник» и об обязании осуществить строительство автомобильной дороги, обеспечивающей въезд и выезд в садоводческое товарищество «Нефтяник».

В иске указано, что согласно свидетельству о государственной регистрации некоммерческой организации, выданного главным Управлением Федеральной регистрационной службы Российской Федерации по Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ, на территории Ленинского района г. Ростова-на-Дону зарегистрирована некоммерческая организация - садоводческое товарищество «Нефтяник», запись о создании которого впервые была внесена в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной налоговой службы России по Ростовской области. Садоводческое товарищество «Нефтяник» согласно постановлению главы администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № и свидетельству о праве на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Комитетом по земельным ресурсам г. Ростова-на-Дону, приобрело право общей совместной собственности на земельный участок общей площадью 13800 кв.м. из числа земель общего пользования для ведения садоводства. Садоводческое товарищество «Нефтяник» расположено в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ростова-на-Дону, утвержденными решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 17.06.2008 № 40, в зоне СХ-2 (зона садоводства и дачного хозяйства с разрешенным видом использования - для объектов капитального строительства садовых и дачных домов).

Садоводческое товарищество «Нефтяник» находится на правом берегу реки «Темерник» и расположено таким образом, что его границы прилегают к границам имеющегося в г. Ростове-на-Дону Ботанического сада, а именно: грунтовая дорога, ведущая от садоводческого товарищества в центр города проходит через Ботанический сад. Исторически сложилось так, что жители садоводческого товарищества «Нефтяник» пользуются указанной грунтовой дорогой длительное время в личных целях. Иная дорога отсутствует. Согласно ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Как установлено, Ботанический сад образован ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Президиума Ростово-Нахичеванского-на-Дону Горсовета 9-го созыва рабочих и крестьян депутатов по представлению Правления Северо-Кавказского университета. Ботанический сад организован в целях сохранения, изучения и обогащения генофонда растений природы, культурной, региональной и мировой флоры, рационального использования растительных ресурсов, осуществления научно-исследовательской, учебной и просветительской работы в области биологии и охраны природы. На основании свидетельства о государственной регистрации права № сер. № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 1605404 кв.м., на котором расположен Ботанический сад, является федеральной собственностью, находится в постоянном (бессрочном) пользовании у ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет».

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 33-ФЗ от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных территориях» дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Федеральным законом № 33-ФЗ установлено, что дендрологические парки и ботанические сады относятся к категории особо охраняемых природных территорий, для которых установлен режим особой охраны. В соответствии со ст. 35 Федерального закона № 33-ФЗ охрана территорий особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся.

На основании постановления администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № Ботанический сад ЮФУ отнесен к памятникам природы Ростовской области. Ботанический сад ЮФУ имеет научную, просветительскую, природоохранную и эстетическую ценность, на территории которого запрещается любая хозяйственная деятельность и иная деятельность, влекущая нарушение сохранности памятников природы. Статьей 95 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

Помимо этого, в настоящее время на территории Ростовской области действует Областная целевая программа в области охраны окружающей среды и рационального природопользования на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденная постановлением администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно п. 2.2. Подпрограммы по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территории Ростовской области, в нее включены мероприятия по расчистке русел рек с целью повышения водности, пропускной способности рек, предотвращения подтоплений в результате осложнения паводковой обстановки; мероприятия по расчистке устьевых участков рек с целью восстановления условий для воспроизводства биоресурсов; по оздоровлению экологической обстановки на водных объектах Ростовской области, предусматривающие мероприятия по реализации "Целевой экологической программы оздоровления водного бассейна реки Темерник - 2-й пусковой комплекс. Расчистка реки Темерник от окончания лотковой части до КНС "Северная", которые позволят продолжить комплекс работ по р. Темерникс целью создания благоприятных экологических условий для жителей г. Рос­това-на-Дону.

Во исполнение указанной подпрограммы ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Ростовской области в лице Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов и ФГОУ ВПО «Южный Федеральный университет» заключен государственный контракт № на выполнение работ по заданию Государственного заказчика по объекту «Целевая экологическая программа оздоровления водного бассейна реки Темерник - 2-й пусковой комплекс. Расчистка реки Темерник от окончания лотковой части до КНС «Северная» (сопутствующие работы - рекультивация берегов в районе Ботанического сада) с финансированием работ в размере 8 943 084 за счет средств областного бюджета.

Согласно графику производства работ указанные работы должны быть окончены в ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, демонтаж проезжей грунтовой дороги, идущей через охраняемую природную территорию федерального значения «Ботанический сад ЮФУ» вдоль реки Темерник к садоводческому товариществу «Нефтяник», создает преграды жителям товарищества в общедоступности автомобильного транспорта (как личного, так и специального - скорой медицинской помощи, коммунального транспорта и т.д.), что может повлечь за собой необратимые последствия. Кроме того, отсутствие дороги на указанном участке нарушает права граждан на свободное передвижение, создает угрозу жизни и здоровью, так как отсутствует возможность для проезда скорой медицинской помощи, пожарных машин.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Статьей 17 данного федерального закона предусмотрено, что содержание автомобильных дорог, осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильных дорогах и безопасных условиях такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (л.д. 3-7).

ДД.ММ.ГГГГ районный суд отказал в принятии данного иска. На данное определение районного суда истец подал частное представление, в котором указано следующие уточненные основания иска:

Основанием заявленных требований послужило отсутствие в центре г. Ростова-на-Дону автомобильной дороги, обеспечивающей проезд к территории на которой расположено садоводческое товарищество «Нефтяник», единственный доступ граждан к которому осуществляется по проезжей грунтовой дороге через «Ботанический сад ЮФУ». Указанная грунтовая дорога не является автомобильной в силу ст. 3 Закона РФ № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации». В соответствии с государственным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по объекту «Целевая экологическая программа оздоровления водного бассейна реки Темерник - 2-й пусковой комплекс, расчистка реки Темерник от окончания лотковой части до КНС «Северная», предусмотрен демонтаж данной грунтовой дороги.

Отсутствие дороги на указанном участке нарушает права граждан на свободное передвижение, создает угрозу жизни и здоровью, так как отсутствует возможность для проезда скорой медицинской помощи, пожарных машин и др.

В садоводческом товариществе «Нефтяник» расположено 30 жилых домов, в них проживают более 100 человек. Помимо собственников жилых домов и членов их семей, в данных жилых домах могут проживать временные жильцы, лица, занимающие их по договорам аренды, поднайма. Кроме того, фактом отсутствия дороги на данном участке ущемляются законные интересы не только лиц, проживающих в СТ «Нефтяник», но и их родственников, друзей, знакомых, а также иных лиц, желающих проехать на данную территорию, и в целом, всех жителей г. Ростова-на-Дону, имеющих право на развитую инфраструктуру города. Таким образом, круг лиц, чьи права и законные интересы нарушены в результате бездействия администрации г. Ростова-на-Дону в отношении строительства дороги к территории СТ «Нефтяник», не может быть индивидуализирован, в связи с чем исковое заявление прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону обоснованно предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц (л.д. 9-11).

ДД.ММ.ГГГГ Судебной коллегией по гражданским делам Ростовского областного суда указанное определение районного суда было отменено и материал возвращен в суд для разрешения в порядке ст.ст. 131-136 ГПК РФ.

(л.д. 67-69).

После принятия иска к производству суда и в ходе судебного разбирательства истец уточнил субъектный состав 3-их лиц, основания иска и исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ.

Истец просит суд обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону осуществить деятельность по проектированию и строительству автомобильной дороги к садоводческому товариществу «Нефтяник», где в качестве 3-их лиц заявлены: Муниципальное учреждение «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения» г. Ростова-на-Дону, Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», садоводческое товарищество «Нефтяник».

В качестве дополнительных оснований истец указал следующее: Садоводческое товарищество «Нефтяник» территориально располагается в центральной части г. Ростова-на-Дону, члены садоводческого товарищества проживающие на его территории, имеют регистрацию в городе Ростове-на-Дону. Проезд жителей в садоводческое товарищество осуществляется грунтовой дороге, существующей длительное время, однако не внесенной перечень автомобильных дорог местного значения и не имеющий идентификационного номера в соответствии со ст. 8 Федерального закона 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Отсутствие автомобильной дороги на указанном участке нарушает права  граждан на свободное передвижение, создает угрозу жизни и здоровью, так отсутствует возможность для проезда скорой медицинской помощи, пожарных машин.

В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Oб автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с п. 5 Постановления Мэра г. Ростова-на-Дону от 08.04.2005 № 455 «Об утверждении разграничения полномочий между администрацией города и администрациями районов города Ростова-на-Дону, полномочия по строительству автомобильных дорог общего пользования осуществляет Департамент АДиОДД (л.д. 114-115).

Далее, в ходе судебного разбирательства истец привлек в качестве соответчика Муниципальное учреждение «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения» г. Ростова-на-Дону, с исключением последнего из числа 3-их лиц. Истец уточнил основания иска, пологая, что речь идет об автомобильной дороге общего пользования местного значения, проектирование и строительство которой должно быть осуществлено по муниципальным земельным участкам, а в случае необходимости посредством выкупа и иных способов в соответствии с законодательством. В ситуации, когда ОМСУ длительное время рассматривают вопрос о проектировании и строительстве дороги, согласно поручению Администрации Ростовской области и в настоящее время отсутствуют результаты выполнения этого поручения (ответчики не осуществляют эту деятельность). Ответчики обязаны решит этот вопрос в установленном законом порядке. (л.д. 188, 191-194).

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону Троицкая Т.Н. поддержала уточненные исковые требования, просила суд их удовлетворить. Представитель истца пояснила, что грунтовая дорога через ботанический сад в юридическом смысле не существует, она может быть закрыта для проезда через земельной участок федеральной собственности и отсутствие дороги к садоводческом товариществу нарушает права граждан на свободу передвижения, создает угрозу жизни и здоровью жителей города, т.к. отсутствует проезд машин Скорой помощи и Пожарных машин. Жители платят местные налоги и в праве требовать выполнение ОМСУ обязанностей по вопросам местного значения.

В судебном заседании представитель Администрации г. Ростова-на-Дону Янин В.В., действующий по доверенности, иск не признал, по основаниям, согласно письменным возражениям на иск (л.д.124-126) и пояснениям представителя ответчика Потокиной М.В. в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно Отзыву на иск указанного ответчика Администрация города иск не признает по следующим основаниям: Конституция Российской Федерации в ст. 132 определяет, что органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения. Дорожная деятельность отнесена к вопросам местного значения и является предметом ведения местного самоуправления, что закреплено в ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ). В соответствии с п.12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ комплекс работ по организации и обеспечению безопасности дорожного движения входит в понятие содержание автомобильной дороги. При этом, в соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Проектирование и строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Согласно пункту 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации любое строительство осуществляется на основе документов территориального планирования (генерального плана) и правил землепользования и застройки. Следовательно, принятие органами местного самоуправления решения об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, если это потребуется для строительства автодороги, необходимо будет обосновывать данными из утвержденных документов территориального планирования статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Помимо внесения необходимых изменений в Генеральный план города, для решения вопроса о строительстве автодороги общего пользования в границах застроенной территории, необходимо также осуществить мероприятия по разработке и утверждению с использованием процедуры публичных слушаний, проекта планировки и межевания территории.

При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.

Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в частности, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур; в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства (статья 42 Кодекса).

Согласно ст. 43 ГрК РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.

Кроме того, в силу требований пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, может осуществляться в исключительных случаях, связанных, в том числе с размещением таких объектов государственного или муниципального значения (при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов) как автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. Таким образом, при разработке планировочной документации (проектов планировки и межевании территории) необходимо учитывать тот факт, что дорога, наличие которой должно быть предусмотрено документами территориального планирования, и для строительства которой, в силу требований закона можно использовать процедуру изъятия земель для муниципальных нужд должна быть по своему статусу, как минимум, дорогой местного значения, то есть соответствовать требованиям СНиП №. Также считаем необходимым отметить, что муниципальное учреждение «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения» г. Ростова-на-Дону - отраслевой дорожный орган Администрации г. Ростова-на-Дону, созданный в соответствии с постановлением Мэра города № 1092 от 20.10.2008. В соответствии с п.п. 3.1, 3.2, 3.3 Устава МУ «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения» целями создания учреждения является комплексное решение вопросов организации дорожного движения, исполнение функций заказчика и осуществление функций главного распорядителя средств бюджета в части дорожно-мостового хозяйства и организации дорожного движения.

Таким образом, Администрация города не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, так как компетентным органом по вопросам организации дорожного движения является МУ «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения». С учетом положений ст. 322 ГК РФ привлечение Администрации г. Ростова-на-Дону в качестве солидарного должника противоречит нормам закона. На основании изложенного, заявленные требования к Администрации г. Ростова-на-Дону удовлетворению не подлежат (л.д. 124-126).

Представитель ответчика Потокиной М.В., действующая по доверенности, в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что вопрос проектирования и строительства автомобильной дороги относится к компетенции МУ «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону». МУ «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону» это структурное подразделение Администрации. Главным распорядителем денежных средств местного бюджета является Администрация г. Ростова-на-Дону. Денежные средства на строительство и проектирование автомобильных дорог местного значения выделяет Администрация г. Ростова-на-Дону. Контроль за деятельностью МУ «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону» осуществляет Администрация г. Ростова-на-Дону. П. 3 протокола от ДД.ММ.ГГГГ выполняется или нет пояснить она не может. Обеспечен ли проезд к садоводческому товариществу пояснить также не может. Проектирование и строительство автомобильной дороги местного значения по земле муниципальной собственности относится к вопросам местного значения. Вопрос о целесообразности проектирования и строительства автомобильной дороги рассматривается. Вопрос о возможности проектирования и строительства автомобильной дороги рассматривается. Результат пояснить не может. Поручение первого заместителя главы Администрации области в п. 3 протокола от ДД.ММ.ГГГГ исполнено или нет пояснить не может. Генеральным планом г. Ростова-на-Дону ДД.ММ.ГГГГ проектирование автомобильной дороги запланировано или нет, согласно выписке из генерального плана города, - пояснить не может, так как не имеет специальных познаний в этой области. В генеральном плане должно указываться проектирование дорог, в выписке нет условных обозначений дорог к садоводческому товариществу «Нефтяник». По протоколу п. 6 от ДД.ММ.ГГГГ по поводу выполнения пояснить ничего не может. П. 6 от ДД.ММ.ГГГГи и п. 3 протокола от ДД.ММ.ГГГГ протокола фактически связан с исковыми требованиями.

Представитель ответчика Янин В.В., действующий по доверенности, в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что по поводу Протоколов совещания в Администрации области: протокол от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано об обеспечении проезда членов садоводческого товарищества по дороге, расположенной, то в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ формулировка вопроса была на их взгляд изменена по поводу разработки и обеспечению проезда. Подготовлены ли предложения ответить не может. Правоустанавливающих документов о проезде по территории по ботаническому саду нет. Земельные участки ботанического сада это федеральная собственность. Там расположена грунтовая дорога, существует она или нет, он не знает. Об исполнении Протокола от ДД.ММ.ГГГГ он ничего не знает. Проезда по ботаническому саду в юридическом смысле нет, фактически имеется грунтовая дорога, хотя он в этом не уверен.

В целом, представитель ответчика Администрации г. Ростова-на-Дону считает, что законных оснований для удовлетворения иска нет, хотя проблема имеется и ее необходимо решать.

В судебном заседании представитель ответчика МУ «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения» г. Ростова-на-Дону Гахаев Е.И., действующий по доверенности, иск не признал, согласно письменному отзыву (л.д. 149-151) и пояснениям в суде ДД.ММ.ГГГГ

Согласно Отзыву на иск указанного ответчика МУ «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения» -на-ФИО8 иск не признает по следующим основаниям:

1. Согласно ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

Из искового заявления следует, что отсутствие дороги на указанном участке нарушает право граждан на свободное передвижение, препятствует проезду спецавтотранспорта на территорию садоводческого товарищества «Нефтяник».

Деятельность, статус садоводческого товарищества «Нефтяник» определяется Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 22.07.2010) "Об общественных объединениях", где под общественным объединением понимается «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения». Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан в соответствие с Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" является некоммерческой организацией, учрежденной гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан" признан не соответствующим Конституции РФ, абзац второй статьи 1 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов. Принятие этого Постановления позволило гражданам регистрироваться на территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях. Вместе с тем ст.38 указанного Закона обязывает органы местного самоуправления оказывать содействие в осуществлении работ по строительству и ремонту дорог посредством принятия решений о заключении договоров на выполнение соответствующих работ с государственными и муниципальными предприятиями, исключительно при наличии объектов инженерной инфраструктуры таких объединений, принятых в установленном порядке на баланс органов местного самоуправления.

Никаких объектов находящихся на балансе органов местного самоуправления, на территории садоводческого товарищества «Нефтяник» не имеется.

2. Дорожная деятельность, в соответствие со ст. 3 257-ФЗ от 08.11.2007г. «Об автомобильных дорогах...» это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 9 указанного Закона, деятельность муниципального образования осуществляется в отношении автомобильных дорогах общего пользования местного значения поселения, которые являются автомобильными дорогами общего пользования в границах населенных пунктов поселения. Из приведенного следует, что дороги местного значения должны быть расположены на землях относящихся к категории земель муниципального значения.

Единственно возможный вариант подъездной дороги к садоводческому товариществу «Нефтяник» проходит через территорию Ботанического сада ЮФУ - по землям федерального значения.

В соответствии со ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Из ч.1 ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципального правового акта по вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Следовательно, органы местного самоуправления г. Ростова-на-Дону не имеют полномочий на дорожную деятельность на землях, не отнесенных к муниципальной собственности.

На основании изложенного, учитывая, что у ответчика нет законных оснований для дорожной деятельности на территориях, не относящихся к ведению органов местного самоуправления, а так же отсутствия нарушений прав неопределенного круга лиц - в удовлетворении заявленных требований прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону – отказать (л.д. 149-151).

Представитель ответчика Гахаев Е.И., в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что вопрос проектирования и строительства автомобильной дороги по данному земельному участку ими рассматривается. Результат - это нецелесообразно. Доказательств этому нет. Вопрос проектирования и строительства дороги в их зоне компетентности. Специалисты МУ «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону» выезжали на место, оценивали ситуацию, также устанавливали правообладателей земельных участков, но доказательства представить этому не можем. Времени для определения своей позиции было достаточно. Ему не известно поручала ли Администрация г. Ростова-на-Дону выполнение п. 3 протокола от ДД.ММ.ГГГГ, п.6 протокола от ДД.ММ.ГГГГ

Представитель ответчика Гахаев Е.И., в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что в настоящее время мост через реку Темерник к садоводческого товарищества не имеется. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении Поручения речь идет о строительстве нового моста через реку Темерник, по муниципальной земле или нет, он не знает. К предмету ведения вопросы проезда по ботаническому саду к МУ «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону» не относится. Конкурса на проектирование моста не было.

В целом представитель ответчика МУ «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону»: считает, что законных оснований для удовлетворения заявленных требований по иску не имеется.

В судебном заседании представитель садоводческого товарищества «Нефтяник» Пронченко Т.Ф., действующая согласно протоколу общего собрания № от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала иск прокурора, пояснив следующее:

На сегодняшний день фактический проезд к садоводческому товариществу имеется - грунтовая дорога через ботанический сад и она пролегает вдоль реки Темерник. В прошлом году там ботаническим садом проводилось рекультивация берегов. Из-за этого этих работ перекрывалась дорога. Был выкопан ров посреди дороги, потом было засыпано из-за того, что садоводческое товарищество вызвало телевидение, журналистов. По грунтовой дороге зимой проезд возможен, но скорая медицинская помощь в садоводческое товарищество отказывается ехать, несмотря на то, что мы за личные средства ее «отсыпали». По адресам садоводческого товарищества имеется регистрация по г. Ростову-на-Дону. С Администрацией и МУ «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону» неоднократно пытались общаться. Нам поступали ответы о нецелесообразности и использования денежных средств, и что нет невозможности. Специалисты выезжали на место в ДД.ММ.ГГГГ. Когда-то существовал мост через реку Темерник, через который мы проезжали, но его снесли. Садоводческое товарищество существует уже 52 года. Дирекция ботанического сада мне пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ будут продолжены работы по рекультивации и снова перекроют дорогу. В ДД.ММ.ГГГГ велись очистительные работы реки Темерник и все залежи, лежавшие на дне, выкладывались на берег, и от этого грунтовая дорога перекрывалась. Проблема началась с ДД.ММ.ГГГГ. Проход пешехода по грунтовой дороге ботанического сада возможен, но мы проходим через железнодорожный мост, там проход не разрешен. За последние 2 года там погибло 3 человека, которые являлись членами садоводческого товарищества.

Представитель садоводческого товарищества «Нефтяник» считает, что на сегодняшний день дорога еще не открыта, но не известно как будет завтра, и они могут оказаться в полной изоляции.

В судебном заседании представитель Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» Васильева Т.И., действующая по доверенности, не явилась. О месте и времени судебного заседания извещена. Дело рассмотрено в отсутствии представителя этого 3-его лица.

В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ указанный представитель давала пояснения, что иск обоснован и правомерен, согласно письменным обоснованиям и отзыву, имеющимся в материалах дела. Пункт 3 протокола с участием первого заместителя мера г. Ростова-на-Дону В.В. Киргинцева от ДД.ММ.ГГГГ не выполнен.

Указанным представителем представлен письменный отзыв на иск, в котором указано следующее: Ботанический сад Южного федерального университета является структурным подразделением университета, реализующим научно-исследовательские, образовательные, природоохранные и просветительские функции. Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в  площадью 160404 кв.м., занятый БС ЮФУ, является федеральной собственностью, а БС ЮФУ особо охраняемая природная территория федерального значения. ЮФУ владеет земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования. В соответствии со ст. 2 Закона РФ № 33-ФЗ от 14.03.1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» ботанические сады относятся к особо охраняемым природным территориям. Аналогичная норма содержится в Земельном кодексе РФ - ст. 95 ЗК РФ, которая относит земли, занимаемые ботаническим садами, к особо охраняемым природным территориям. В статье 29 Закона № 33-ФЗ-1995 г. указывается на то, что на территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов. В соответствии с п.7.2, 7.3 ст.95 ЗК РФ на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов, и других коммуникаций, запрещается движение и стоянка механических транспортных средств, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий.

Деятельность БС ЮФУ направлена на изучение, сохранение, рациональное использование биологического разнообразия растений степной зоны, сохранение мировой флоры в коллекциях и экспозициях, обогащение культивируемой в регионе флоры, образовательной и просветительской деятельности.

Постановлением Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № Ботанический сад ЮФУ отнесен к памятникам природы Ростовской области.

БС ЮФУ единственный в России ботанический сад, внесенный во Всемирный каталог ботанических садов «Живая история».

Приведенный анализ российского законодательства указывает на то, что, во-первых, на особо охраняемых природных территориях законодательно запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач, во-вторых, на особо охраняемых природных территориях федерального значения, каковым является БС ЮФУ, запрещается строительство, в том числе автомобильных дорог, движение и стоянка автотранспорта.

Заявленный иск, направлен на защиту прав владельцев садовых участков СТ «Нефтяник», расположенного на правом берегу р. Темерник, которые, в результате мер предпринимаемых ЮФУ по ликвидации нарушений природоохранного законодательства на территории Ботанического Сада, теряют возможность использовать для подъезда к своим садовым участкам грунтовую дорогу, проходящую по территории БС ЮФУ. Упомянутая дорога, проложена и используется членами СТ «Нефтяник» самовольно, без разрешения руководства БС ЮФУ. Природоохранные органы, неоднократно требовали от администрации ЮФУ устранение нарушений законодательства об особо охраняемых территориях, связанных с фактом использования территории БС ЮФУ для проезда к СТ «Нефтяник». В иске некорректно указывается на то, что территория БС ЮФУ и СТ «Нефтяник» граничат между собой. На самом деле, БС ЮФУ не имеет общей границы с СТ «Нефтяник». Между территорией Ботанического сада и СТ «Нефтяник» расположены земли, находящиеся в пользовании Российских железных дорог.

Садоводческое товарищество находится на территории Ленинского района, г.Ростова-на-Дону. В соответствии со статьей 37 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 1.6.1.1. ст. 46 Устава г. Ростова-на-Дону к исполнительно-распорядительным полномочиям администрации города относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений, находящихся в городском ведении.

Проблемы членов СТ «Нефтяник», связанные с отсутствием выезда на городские магистрали, были предметом рассмотрения Администрации Ростовской области на совещании по вопросам обеспечения требований природоохранного законодательства на водных объектах г. Ростова-на-Дону, состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ под председательством первого заместителя Губернатора области А. Л. Носкова.

По итогам совещания заместителю Мэра г. Ростова-на-Дону В.В. Киргинцеву дано поручение обеспечить проезд членам СТ «Нефтяник» по дороге, расположенной за пределами территории Ботсада. Поскольку компетенция администрации города распространяется исключительно на земли, относящиеся к муниципальной собственности, а земельный участок, на котором размещен Ботанический сад ЮФУ, является особо охраняемой природной территорией и федеральной собственностью, удовлетворение требований по настоящему иску может быть направлено только на обязание администрации города Ростова-на-Дону осуществить финансирование и строительство автомобильной дороги, обеспечивающей въезд и выезд в СТ «Нефтяник» в обход территории Ботанического сада. В качестве оснований позиции суду представлен Устава ЮФУ и изменения в устав (выдержка) - на 10 л.; кадастровый паспорт; свидетельство ОГРН; план земельного участка (л.д. 84-86).

В судебное заседание представитель 3-его лица Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области – не явился. О месте и времени судебного заседания извещен. Суду представлен письменный отзыв, согласно которому указанное 3-е лицо возражений по иску не имеет, требования правомерны и обоснованы и просит рассмотреть дело в отсутствии представителя. Дело рассмотрено в отсутствии представителя этого 3-его лица.

Выслушав лиц, участвующих в судебно заседании, исследовав материалы дела по правилам ст. 67 ГПК РФ, - суд пришел к выводу, что заявленный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

Прокурор обратился с заявлением об обязании совершить действия по проектированию и строительству автомобильной дороги, обеспечивающей въезд и выезд в садоводческое товарищество «Нефтяник», исходя из того, что в настоящее время въезд и выезд из указанного товарищества осуществляется только по единственной грунтовой дороге, в отношении которой должно быть принято решение о демонтаже.

Исходя из сравнительной оценки представленных суду доказательств установлено следующие обстоятельства:

Заявленный иск направлен на защиту прав не только владельцев садовых участков СТ «Нефтяник», но в целом в интересах неопределенного круга лиц – местного сообщества.

В результате мер предпринимаемых ЮФУ по ликвидации нарушений природоохранного законодательства на территории Ботанического Сада, граждане – члены местного сообщества теряют возможность использовать для подъезда к садовым участкам грунтовую дорогу, проходящую по территории БС ЮФУ. Упомянутая дорога, проложена и используется неопределенным кругом лиц самовольно.

Согласно свидетельству о государственной регистрации некоммерческой организации, выданного главным Управлением Федеральной регистрационной службы Российской Федерации по Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ, на территории Ленинского района г. Ростова-на-Дону зарегистрирована некоммерческая организация - садоводческое товарищество «Нефтяник», запись о создании которого впервые была внесена в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной налоговой службы России по Ростовской области.

Садоводческое товарищество «Нефтяник» согласно постановлению главы администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ № и свидетельству о праве на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Комитетом по земельным ресурсам г. Ростова-на-Дону, приобрело право общей совместной собственности на земельный участок общей площадью 13800 кв.м. из числа земель общего пользования для ведения садоводства.

Садоводческое товарищество «Нефтяник» расположено в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ростова-на-Дону, утвержденными решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 17.06.2008 № 40, в зоне СХ-2 (зона садоводства и дачного хозяйства с разрешенным видом использования - для объектов капитального строительства садовых и дачных домов).

Садоводческое товарищество «Нефтяник» находится на правом берегу реки «Темерник» и расположено таким образом, что проезд к этому товариществу фактически в настоящее время возможен только через грунтовую дорогу, исторически сложившеюся на территории Ботанического сада г. Ростове-на-Дону. Члены указанного товарищества имеют регистрацию в г. Ростове-на-Дону и помимо собственников жилых домов садоводческого товарищества «Нефтяник» и членов их семей, в данных жилых домах могут проживать иные лица, не являющиеся собственниками.

Судом установлено, что указанная грунтовая дорога в правовом смысле отсутствует. Фактически грунтовая дорога, существующая длительное время, не внесена в перечень автомобильных дорог местного значения и не имеет идентификационного номера в соответствии со ст. 8 Федерального закона 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В настоящее время проезд автомобильного транспорта к садоводческому товариществу «Нефтяник», в т.ч. машин Пожарной части осуществляется только по грунтовой дороги, за исключением автомобилей «Скорой помощи».

При этом, проход пешеходов по грунтовой дороге Ботанического сада возможен, но граждане, как правило, проходят к товариществу через железнодорожный мост, где проход не разрешен. Со слов председателя товарищества: за последние 2 года там погибло 3 человека, которые являлись членами садоводческого товарищества.

Ботанический сад ЮФУ не имеет общей границы с СТ «Нефтяник». Между территорией Ботанического сада и СТ «Нефтяник» расположены земли, находящиеся в пользовании Российских железных дорог.

Ботанический сад Южного федерального университета является структурным подразделением университета, реализующим научно-исследовательские, образовательные, природоохранные и просветительские функции. Земельный участок с кадастровым номером 61:44:00 00 00:0346, расположенный в , площадью 160404 кв.м., занятый БС ЮФУ, является федеральной собственностью, а БС ЮФУ особо охраняемая природная территория федерального значения. ЮФУ владеет земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования. В соответствии со ст. 2 Закона РФ № 33-ФЗ от 14.03.1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» ботанические сады относятся к особо охраняемым природным территориям. Аналогичная норма содержится в Земельном кодексе РФ - ст. 95 ЗК РФ, которая относит земли, занимаемые ботаническим садами, к особо охраняемым природным территориям. В статье 29 Закона № 33-ФЗ-1995 г. указывается на то, что на территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.В соответствии с п.7.2, 7.3 ст.95 ЗК РФ на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов, и других коммуникаций, запрещается движение и стоянка механических транспортных средств, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий.

Постановлением Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № Ботанический сад ЮФУ отнесен к памятникам природы Ростовской области.

Статьей 95 Земельного кодекса РФ установлено, что в целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

В настоящее время на территории Ростовской области действует Областная целевая программа в области охраны окружающей среды и рационального природопользования на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденная постановлением администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №.

Согласно п. 2.2. Подпрограммы по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территории Ростовской области, в нее включены мероприятия по расчистке русел рек с целью повышения водности, пропускной способности рек, предотвращения подтоплений в результате осложнения паводковой обстановки; мероприятия по расчистке устьевых участков рек с целью восстановления условий для воспроизводства биоресурсов; по оздоровлению экологической обстановки на водных объектах Ростовской области, предусматривающие мероприятия по реализации "Целевой экологической программы оздоровления водного бассейна реки Темерник - 2-й пусковой комплекс. Расчистка реки Темерник от окончания лотковой части до КНС "Северная", которые позволят продолжить комплекс работ по р. Темерникс целью создания благоприятных экологических условий для жителей г. Рос­това-на-Дону.

Во исполнение указанной подпрограммы ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Ростовской области в лице Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов и ФГОУ ВПО «Южный Федеральный университет» заключен государственный контракт № на выполнение работ по заданию Государственного заказчика по объекту «Целевая экологическая программа оздоровления водного бассейна реки Темерник - 2-й пусковой комплекс. Расчистка реки Темерник от окончания лотковой части до КНС «Северная» (сопутствующие работы - рекультивация берегов в районе Ботанического сада) с финансированием работ в размере 8 943 084 за счет средств областного бюджета. Согласно графику производства работ указанные работы должны быть окончены в ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах демонтаж проезжей грунтовой дороги, идущей через охраняемую природную территорию федерального значения «Ботанический сад ЮФУ» вдоль реки Темерник к садоводческому товариществу «Нефтяник» направлен на устранение нарушений законодательства об особо охраняемых территориях, связанных с фактом использования территории БС ЮФУ для проезда граждан к СТ «Нефтяник».

Об этом также свидетельствует Представление Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры в адрес ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» от ДД.ММ.ГГГГ « Об устранении нарушений природоохранного законодательства», в т.ч. о том, что вход в ботанический сад свободный, пропускной режим не соблюдается, оградительные сооружения частично разрушены, что может привести к повреждению или уничтожению результатов деятельности Ботанического сада (л.д. 55-56).

В рамках устранения нарушений природоохранного законодательства и исполнения Областной целевой программы в области охраны окружающей среды и рационального природопользования на ДД.ММ.ГГГГ, существующая грунтовая дорога, не обеспечивая в полной мере общедоступность автомобильного транспорта, должна быть демонтирована и жители города, в т.ч. члены садоводческого товарищества, фактически будут лишены права на свободное передвижение, что создает реальную угрозу жизни и здоровью, так как будет отсутствовать возможность для проезда скорой медицинской помощи, пожарных машин.

Данные юридически значимые обстоятельства подтверждаются достаточной совокупностью доказательств, имеющихся в деле.

Суд полагает, что надлежащими ответчиками по настоящему иску являются именно заявленные истцом ответчики.

Установлено, что в рассматриваемом случае речь идет о вопросе местного значения: проектирование и строительство автомобильной дорого общего пользования местного значения на территории г. Ростова-на-Дону, обеспечивающей проезд в с «Нефтяник».

Речь идет о самостоятельной дорожной деятельности указанных ответчиков в пределах их компетенций по поводу проектирования и строительства автомобильной дороги местного значения в границах городского округа на территории городских земель, где указанная деятельность (содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, а в случае технической целесообразности – строительство мостов и иных транспортных инженерных сооружений) находится в городском ведении.

При этом существенно то, что компетенции обоих ответчиков по рассматриваемому вопросу взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они предполагают решение целого комплекса организационно-распорядительных мероприятий местного значения, составные части которых в правовом смысле относятся к соответствующим и строго определенным полномочиям каждого из ответчиков, в т.ч. числе и по вопросу взаимодействия с федеральными органами власти и органами власти субъекта РФ.

Это подтверждается следующим:

Согласно ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Конституция Российской Федерации в ст. 132 определяет, что органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

В силу ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству  , реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог  . Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Статьей 17 данного федерального закона предусмотрено, что содержание автомобильных дорог, осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильных дорогах и безопасных условиях такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

В соответствии со статьей 37 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения   и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

  В соответствии со ст. 13 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 № 436-ЗС (ред. от 03.03.2011)   «О местном самоуправлении в Ростовской области»:

1. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения определяются в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

2. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения   осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно  .

Согласно ч.3 ст. 12 указанного областного закона: Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов   (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального и областного бюджетов). В случаях и порядке, установленных областными законами, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств областного бюджета.

В соответствии с Уставом г. Ростова-на-Дону (ред. от 15.06.2010):

- ст. 6: 1. Городское самоуправление осуществляется для общего блага, социальной и правовой защиты населения города, содействия созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека - жителя города Ростова-на-Дону. 2. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - конституционная обязанность органов городского самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в городе Ростове-на-Дону.

В муниципальном образовании должны признаваться и гарантироваться права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательными актами Российской Федерации и Ростовской области.

Городское самоуправление ставит своей целью создание условий для наиболее полной реализации Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права;

- ст. 7. Местное сообщество в тесном взаимодействии с органами государственной власти ставит в качестве важнейшей своей задачи обеспечение каждому человеку прав:

1) на проживание в безопасном городе, на эффективную защиту от преступности, правонарушений и каких бы то ни было форм насилия;

2) на качественную, отвечающую экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям архитектуру, развитие в городе удобных для населения   социальной, транспортной,   производственной систем  ; на приятный, сохраняющий самобытность физический облик города;

3) на благоприятную окружающую природную среду в городе и защиту от недопустимых действующим законодательством уровней загрязнения атмосферы, воды и земли.

- часть 1 ст. 46:

Администрация города в лице ее органов и внутренних подразделений реализует исполнительно-распорядительные полномочия городского самоуправления под руководством и контролем Мэра как главы Администрации города в следующих сферах и отраслях:

1.1.6. Установление порядка ведения реестра расходных обязательств муниципального образования.

1.4.5. Осуществляет муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города;

1.4.3. Планирование использования городских земель  ;

1.4.7. Рассмотрение в пределах своей компетенции земельных вопросов;

1.4.8. Организует проведение работ по землеустройству в пределах своей компетенции;

1.5.1. Организация подготовки генерального плана города, правил землепользования и застройки, организация работы по подготовке изменений в генеральный план города, правила землепользования и застройки, утверждение на основе генерального плана города документации по планировке территории, подготовка и утверждение градостроительных планов земельных участков, принятие решений о развитии застроенных территорий в порядке, предусмотренным действующим законодательством, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города;

1.6.1.1. Содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений, находящихся в городском ведении.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ). В соответствии с п.12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ комплекс работ по организации и обеспечению безопасности дорожного движения входит в понятие содержание автомобильной дороги. При этом, в соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

  В соответствии с п. 5 Постановления Мэра г. Ростова-на-Дону от 08.04.2005 № 455 «Об утверждении разграничения полномочий между администрацией города и администрациями районов города Ростова-на-Дону, полномочия по строительству автомобильных дорог общего пользования осуществляет Департамент АДиОДД.

Согласно Уставу Муниципального учреждения «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения» г. Ростова-на-Дону в редакции ДД.ММ.ГГГГ (л.д 127) - Департамент АДиОДД является отраслевым дорожным органом администрации города и юридическим лицом, учредитель – Администрация города. В силу п. 2.10 Устава Учреждение имеет право по согласованию с администрацией г. Ростова-на-Дону: планировать и осуществлять свою деятельность; определять перспективы своего развития.

Согласно разделу № 3 Устава Учреждение создано в целях осуществления функции управления в дорожном хозяйстве города, а также функции заказчика по реализации общегородских задач в сфере дорожно-мостового хозяйства на основе договоров муниципального заказа. Основными задачами Учреждения являются: формирование и проведении политики Администрации города в области дорожного хозяйства и организации дорожного движения, направленной на создание условий безопасного и бесперебойного движения …; формирование … программ развития дорожно-транспортной сети города; формирование и проведение единой технической, экономической, финансовой и ценовой политики в дорожно-мостовом хозяйстве города; исполнение функций заказчика …в сфере дорожно-мостового хозяйства города…; осуществление функций главного распорядителя средств бюджета в части дорожно-мостового хозяйства … Указанные задачи Учреждения выражены в основных видах его деятельности (л.д. 130-131)

При этом для адекватного понимания и правильной правовой квалификации фактов и позиций сторон на соответствие целей, задач и, полномочий и функций ответчиков следует учитывать содержание следующих специальных юридических легальных терминов:

Дорожное хозяйство -   комплекс, включающий в себя автомобильные дороги общего пользования Российской Федерации, а также юридические и физические лица, осуществляющие обследование, изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, проведение научных исследований, подготовку кадров, изготовление и ремонт дорожной техники, добычу и переработку материалов и иную деятельность, связанную со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог (Распоряжение Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГ №).

Объект дорожного хозяйства   (ОДХ) - искусственное сооружение, предназначенное для безопасного движения транспорта и пешеходов в любое время года независимо от природно-климатических условий...

Мост (транспортный)   - мостовое сооружение, предназначенное для пропуска транспортных средств и пешеходов через водную преграду... (утв. распоряжением Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ №р).

В силу п. 6 Постановления Правительства РФ от 28.09.2009 N 767 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" (вместе с "Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог")) классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации:

г) в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления.

В силу указанного, суд, ограниченный предметом и основанием иска, не рассматривает правовые вопросы о классификации автомобильной дорого общего пользования местного значения на территории г. Ростова-на-Дону, обеспечивающей проезд в с «Нефтяник» и в рамках оценки возражений ответчиков - конкретные вопросы проектирования и строительства автомобильной дороги, моста и иных транспортных инженерных сооружений.

Исходя из вышеизложенного, суд считает, что исковые требования к обоим заявленным ответчикам обоснованы и правомерны, а возражения представителей ответчиков отражают позицию ОМСУ и его отраслевого дорожного органа по этому вопросу, которая в целом не основана на законе и не выражает цели местного самоуправлении в Ростовской области и цели местного самоуправления города, регламентированные областным законом и Уставом г. Ростова н/Д. вления города тому вопрсоу ую позицию ы и праовмерны ии но-мостового хозяйства. основе договоров муниципаль

Установлено, что социально значимый вопрос для неопределенного круга жителей города об обеспечении проезда в с.т. «Нефтяник» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является предметом публикаций в СМИ, предметом организационно-распорядительного рассмотрения Администрации Ростовской области, Администрации г. Ростова-на-Дону, его структурных подразделений (органов). ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет».

Однако, до настоящего времени проектирование и строительство автомобильной дороги, обеспечивающей проезд транспорта в товарищество, минуя земельный участок Ботанического сада, никем не осуществляется.

Согласно представленной выписки генерального Плана города проектирование автомобильной дороги не предусмотрено.

В материалах дела имеется многочисленная переписка Администрации Ростовской области, Администрации г. Ростова-на-Дону, его структурных подразделений (органов) и ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» о том, что эта проблема реально существует и ОМСУ целесообразно ее разрешить своевременно (л.д. 57, 58, 59, 60, 179).

Согласно Протоколу совещания по вопросу обеспечения требований природоохранного законодательства на водных объектах г. Ростова-на-Дону в администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ (п.3) заместителю Мэра г. Ростова-на-Дону В.В. Киргинцеву дано поручение обеспечить проезд членам СНТ «Нефтяник» по дороге, расположенной за пределами Ботанического сада. Срок исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 103, 189)

В рамках выполнения этого поручения директор Департамента АДиОДД письмом от ДД.ММ.ГГГГ. за № первому заместителю Мэра г. Ростова-на-Дону сообщает следующее:

Выходом на место специалистов установлено, что проезд к с.т. «Нефтяник» возможен только со стороны Ботанического сада. Основания: необходимо строительство нового моста протяженностью 60-80 м. с большим продольным уклоном в сторону с.т. «нефтяник», требующий разработки проектно-сметной документации. На основании этого и других оснований – для проезда к С.Т. «Нефтяник» целесообразно оставить действующий проезд по территории Ботанического сада (л.д. 196).

После совершения указанных действий, согласно Протоколу совещания по вопросу обеспечения требований природоохранного законодательства на водных объектах г. Ростова-на-Дону в администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ (п.6) в том числе заместителю Мэра -на-Дону В.В. Киргинцеву уже дано поручение следующего содержания:

«Разработать предложения по обеспечению проезда в с «Нефтяник» и выезд к железной дороги, минуя территорию Ботанического сада». Срок исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ (л.д 168-169)

Таким образом, позиция Администрации города в лице заместителя Мэра г. Ростова-на-Дону, в рамках и по итогам указанных совещаний, заключается в том, что необходимо:

- на ДД.ММ.ГГГГ обеспечить проезд членам СНТ «Нефтяник» по дороге, расположенной за пределами Ботанического сада

- на ДД.ММ.ГГГГ.: разработать предложения по обеспечению проезда в с «Нефтяник» и выезд к железной дороги, минуя территорию Ботанического сада.

Поэтому следует согласиться с позицией представителя этого ответчика в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ о том, что п. 6 от ДД.ММ.ГГГГи и п. 3 протокола от ДД.ММ.ГГГГ протокола фактически связан с исковыми требованиями.

При этом позиция представителя этого же ответчика в том, что они не являются надлежащим ответчиком и что нет законных оснований для удовлетворения иска – ничем объективно не подтверждается.

В этом смысле позиция Администрация города противоречива и не направлена на решение признаваемой проблемы, затрагивающей права и законные интересы местного сообщества. Поэтому бездействие ответчика можно оценивать как не выполнение им в пределах его компетенции обязанности осуществить деятельность по проектированию и строительству автомобильной дороги местного значения к садоводческому товариществу «Нефтяник».

Позиция Департамента АДиОДД фактически связана с тем, что необходимо строительство нового моста и это требует разработки проектно-сметной документации. В правовом смысле эта позиция не противоречит и консолидирована с требованиями истца по настоящему делу.

Выводы Департамента АДиОДД, что для проезда к С.Т. «Нефтяник» целесообразно оставить действующий проезд по территории Ботанического сада – суд считает неправомерными. В целом доводы этого ответчика могут свидетельствовать о нежелании отраслевого дорожного органа, в объеме предоставленных ему функций и полномочий, выполнять свои уставные задачи. Фактически признавая возможность разрешения проблемы в рамках ведения дорожно-мостовым хозяйством (строительство дороги, нового транспортного моста) задачи, возложенные Уставом Учреждения, указанным ответчиком ни в каком виде не реализуются.

При этом суд учитывает позиции 3-их лиц: Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», садоводческое товарищество «Нефтяник».

Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области в силу своей компетенции и в силу возложенной на него обязанности контроля за исполнением поручений Протоколов совещания по вопросу обеспечения требований природоохранного законодательства на водных объектах г. Ростова-на-Дону в администрации Ростовской области – считает, что исковые требования правомерны и обоснованы.

Аналогичную позицию имеют и остальные 3-и лица.

Фактически все стороны и 3-и лица признают наличие проблемы, но в правовом смысле ответчики возражают против решения этой проблемы в пределах полномочий и возложения обязанности судом ее решения на ОМСУ и его отраслевого дорожного органа.

В этом позиция ответчиков неправомерна и не обоснована. В противном случае права жителей города на проезд автомобильного транспорта к с.т. «Нефтяник» (как вопрос местного значения, что не отрицают ответчики) исключается не только в правовом смысле, но и фактически при ликвидации незаконной грунтовой дороги через Ботанический Сад.

Поэтому заявленный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Суд полагает, что положения ч.2 ст. 12 и ч.2 ст. 56 ГПК РФ выполнены в полном объеме. У каждой стороны было достаточно времени для обоснования своей позиции.

Каких-либо ходатайств суду не заявлено. Дополнительных доказательств не представлено.

Данный вывод суда основан на оценки представленных суду письменным доказательствам сторон по делу и объяснениям представителей в суде.

Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ч. 2 ст. 195 ГПК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Ростова-на-Дону, к Муниципальному учреждению «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения» г. Ростова-на-Дону, 3-и лица Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», садоводческое товарищество «Нефтяник» - об обязании осуществить деятельность по проектированию и строительству автомобильной дороги местного значения к садоводческому товариществу «Нефтяник», - удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону и Муниципальное учреждение «Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения» г. Ростова-на-Дону осуществить деятельность по проектированию и строительству автомобильной дороги местного значения к садоводческому товариществу «Нефтяник» в г. Ростове-на-Дону.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Сачков А.Н.