Дело №2-670/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
30 октября 2018 года город Заинск
Заинский городской суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Трошина С.А.,
при секретаре Алдошиной Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Исполнительному комитету Заинского муниципального района РТ, Совместной жилищно-бытовой комиссии Исполнительного комитета Заинского муниципального района РТ и Исполнительного комитета города Заинск о восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признания права на включение в список семей на получение государственного жилищного сертификата, включении семьи в список семей на получение государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд к Исполнительному комитету Заинского муниципального района РТ о восстановлении в списке нуждающихся в жилых помещениях, включении семьи ФИО1 составом 10 человек в список семей на получение государственного жилищного сертификата.
В обоснование требований указано, что с 2008 года многодетная семья ФИО1 состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. 27.09.2017 года решением совместной жилищно-бытовой комиссии Исполнительного комитета Заинского муниципального района семья ФИО1 исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также отказано во включении в список семей на получение государственного жилищного сертификата в 2018 году. Семья ФИО1 состоит из 10 человек (из них 8 детей), проживает в квартире общей площадью 87,2 кв.м. На момент вынесения решения семья состояла из 9 человек (из них 7 детей). С решением Комиссии ФИО1 не согласна. Ориентиром признания семьи малоимущей является пороговое значение среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, установленного постановлением и.о Руководителя Исполнительного комитета Заинского муниципального района РТ №2701 от 28.11.2016 года «Об утверждении пороговых значений дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими», которое принято в соответствии с Методикой, прилагаемой к закону РТ от 13.07.2007 года №31-ЗРТ «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда РТ и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма». В обоснование решения Комиссии указано, что семья утратила статус малоимущей, так как размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи (9074,01 руб.), превышает размер порогового значения по Заинскому муниципальному району, установленного Постановлением Исполкома №2701 от 28.11.2016 года (4065 руб.). Однако, данное постановление, установившее пороговое значение дохода, противоречит федеральному и республиканскому законодательству. При расчете порогового значения среднемесячного совокупного дохода в Заинском муниципальном районе была использована формула, отличная от той, что установлена Законом, а именно: ПД = 0,7xСЖxПС / (1 - (1 + ПС) х (- КП)) / (0,3 x РС). Тогда как согласно Методике, утвержденной Законом РТ от 13.07.2007 года №31-ЗРТ для определения указанного значения должна применяться следующая формула: ПД = 0,7xСЖxПС / (1 - (1 + ПС) - КП) / (0,3 x РС). Неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, является одним из способов защиты нарушенных прав. При этом, в связи с принятием Постановления №328 от 28.02.2018 года, признавшего Постановление от 2701 от 28.11.2016 года недействующим, у ФИО1 отсутствует возможность прямого оспаривания постановления от 28.11.2016 года.
Кроме того, ответчиком не соблюден установленный законом порядок принятия решений. В нарушение закона РТ №31-РТ от 13.07.2007 года ответчиком не было принято решение об утрате семьи статуса малоимущей. При отсутствии решения об утере семьей статуса малоимущей не имелось правовых оснований для снятия семьи с учета. Произведенный расчет среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи неверен, размер данного показателя значительно завышен. При определении дохода супруга истицы за доход принята налоговая база без вычета указанных в справке сумм налоговых отчислений, в связи с чем значение среднемесячного дохода семьи возросло.
С учетом увеличения исковых требований, истец просит восстановить семью ФИО1 составом 10 человек в списке нуждающихся в жилых помещениях. Признать за ФИО1 и ее семьей составом 10 человек право на включение в список семей на получение государственного жилищного сертификата. Включить семью ФИО1 составом 10 человек в список семей на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с Правилами выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, решение суда по данному делу привести к немедленному исполнению.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена Совместная жилищно-бытовая комиссия Исполнительного комитета Заинского муниципального района РТ и Исполнительного комитета города Заинск (далее СЖБК).
Представитель истца С.Р.М. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Уточнил исковые требования, просил суд восстановить ФИО1 с семьей составом десять человек на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в остальном исковые требования с учетом их увеличения поддержал в прежней формулировке (дело 2-670/2018, том №2, л.д.101-102). Дополнил, что 05.10.2017 года в семье Л-вых родилась дочь, а в сентябре 2017 года семья была исключена из списков нуждающихся в жилых помещениях, хотя весь пакет требующихся документов был представлен. Основанием исключения из данного списка послужила утрата статуса малоимущей семьи. Если бы семью Лукьяновых не исключили из списков, то в 2018 году истец получила бы государственный жилищный сертификат, так как подходила ее очередь. Кроме этого, обратил внимание на то, что вступившим в законную силу решением Заинского городского суда РТ от 06.06.2018 года признан недействующим пункт 1.1 Постановления Руководителя Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан №328 от 28.02.2018 года «Об утверждении пороговых значений дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими» со дня вступления настоящего решения в законную силу, поскольку при расчете порогового значения в Заинском муниципальном районе применялась формула, противоречащая федеральному законодательству. До настоящего времени в Заинском муниципальном районе пороговые значения среднемесячного совокупного дохода не установлены, поскольку формула их расчета, указанная в Законе РТ №31-ЗРТ также противоречит федеральному законодательству, а именно п.10.7 Приказа Минрегионразвития от 25.02.2005 года №17 «Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма». Если для расчета порогового значения среднемесячного совокупного дохода семьи ФИО1 применять верную формулу, то по состоянию на 31.08.2017 года пороговое значение среднемесячного совокупного дохода применительно к семье ФИО1 составляет 17851,11 руб., а по состоянию на 31.08.2018 года этот показатель составляет 18217,44 руб. Тогда как среднемесячный совокупный доход семьи ФИО1 по состоянию на 31.08.2017 года (доход семьи из 9 человек) составил 9350,44 руб., а по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (доход семьи из 10 человек) составил 8878,06 руб., что значительно меньше порогового значения за соответствующий период. Полагал, что в случае удовлетворения иска решение суда необходимо обратить к немедленному исполнению, так как списки семей на получение государственного жилищного сертификата органами местного самоуправления формируются до 01 октября, а списки по Республике Татарстан формируются Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ формируются до 01 ноября. Следовательно, если решение суда не обратить к немедленному исполнению, реализация и без того нарушенных прав ФИО1 отсрочится еще на один год. Просил иск удовлетворить.
ФИО1 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнила, что в 2017 году занималась предпринимательской деятельностью, извлекла от этой деятельности в 2017 году доход в размере 15000 рублей. 16.07.2018 года предпринимательская деятельность прекращена, доходов от предпринимательской деятельности в 2018 году не имела, что подтверждается налоговыми декларациями. Член семьи – сын Л.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в 2018 году получил доход от работодателя, в подтверждении чего имеются соответствующие документы. 05.10.2017 года у ФИО1 родилась дочь - Л.П.А.. В связи с рождением дочери, не могла сразу же обратиться в суд за защитой своих прав. Заявление на получение жилищного сертификата написала в сентябре 2017 года. Муж ФИО1 уволился с Заинской ГРЭС в июле 2018 года. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Исполнительного комитета Заинского муниципального района М.О.Ф. исковые требования не признала.
Пояснила, что основанием снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях семью ФИО1 составом семьи 9 человек явилась утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (п. 2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, п.4 ст.21 Закона РТ от №31-ЗРТ), а именно: утрата статуса малоимущих вследствие увеличения доходов, приходящихся на каждого члена семьи. Согласно справкам о доходах представленных ФИО1 по состоянию на 2017 год уровень доходов ее семьи превысил минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими. 27.09.2017 года Совместной жилищно-бытовой комиссией Исполнительного комитета Заинского муниципального района РТ было принято решение №138 об исключении ФИО1 с семьей составом 9 человек из списка нуждающихся в жилых помещениях с ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 ЖК РФ. В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона Республики Татарстан от 13.07.2007 №31-ЗРТ данное решение было направлено 27.09.2017 года ФИО1 по почте.
Кроме того, СЖБК 27.09.2017 года приняла решение об утрате семьей ФИО1 статуса малоимущей и исключении из списка нуждающихся в жилых помещениях при составе семьи из 9 человек (из них 7 детей), а истец просит восстановить в списке ее семью составом из 10 человек, из них 8 детей, в том числе восьмого ребенка Л.П.А., родившуюся ДД.ММ.ГГГГ, то есть уже после принятия решения совместной жилищно-бытовой комиссии от 27.09.2017 года. СЖБК не принимала решения об исключении семьи ФИО1 из списка нуждающихся с составом семьи из 10 человек.
Полагала, что если суд и примет решение о восстановлении семьи ФИО1 в списке нуждающихся в жилых помещениях, то это возможно сделать только путем восстановления семьи ФИО1 в указанном списке с составом из 9 человек, то есть с тем составом, который был в семье ФИО1 на момент исключения ее из списка нуждающихся в жилых помещениях. А после восстановления в этом списке ФИО1 необходимо будет представить в СЖБК документы на всех членов семьи, в том числе сведения о доходах, которые пришлись на восьмого ребенка – Л.П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, после чего СЖБК проверит, не превышает ли совокупный доход семьи ФИО1 пороговое значение и возможно ли сохранение за семьей ФИО1 статуса малоимущей семьи с учетом дохода, приходящегося на восьмого ребенка, то есть Л.П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который семья получила после рождения восьмого ребенка, то есть после ДД.ММ.ГГГГ.
По поводу расчетов, приобщенных судом по ходатайству представителя ответчика пояснила, что специалисты экономического отдела сделали для суда два расчета: первый расчет произведен по формуле, исходя из действующей редакции Методики, приведенной в Законе №31-ЗРТ от 13.07.2007 года. Пороговое значение «ПД» при расчете по этой формуле применительно к семье ФИО1 составляет «-6476,4 руб.», то есть с отрицательным значением. В связи с этим Министерством строительства архитектуры и ЖКХ РТ в Государственный Совет РТ внесен проект Закона РТ о внесении изменений в Закон РТ №31-ЗРТ, с тем, чтобы привести его в соответствие с приказом Минрегионразвития от 25.02.2005 №17. Второй расчет специалисты экономического отдела произвели с учетом формулы, содержащейся в Приказе Минрегионразвития от 25.02.2005 года №17. При этом размер показателя «РЦ» - среднерыночная расчетная цена одного квадратного метра жилой площади взят не по Заинскому муниципальному району, как в ранее представленном расчете, а по Республике Татарстан, то есть в размере, утвержденном приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ №925/пр от 27.06.2017 года, которым показатель среднерыночной стоимости одного квадратного метра по Республике Татарстан составляет 36205 руб. По второму расчету пороговое значение «ПД» составило для семьи из пяти и более человек (то есть применительно к семье ФИО1) 15552,1 руб. Расчетный показатель порогового значения «ПД», который приведен в расчете к отзыву на иск от 12.07.2018 года составил 10244,1 руб., так как при этом расчете за основу был взят размер показателя «РЦ» - среднерыночная расчетная цена одного квадратного метра жилой площади по Заинскому муниципальному району, то есть в размере 23849,3 руб., а не 36207 руб. (среднерыночная расчетная цена одного кв.м. жилой площади по РТ). Поэтому пороговое значение «ПД» в первом расчете (при показателе «РЦ», равном 23849 руб.) составило 10244,1 руб., а во втором расчете пороговое значение «ПД» составило 15552,1 руб. (при показателе «РЦ», равном 36205 руб.).
В судебном заседании 27.09.2018 года представитель ответчика М.О.Ф. добавила, что нормативно-правовые документы, устанавливающие в Заинском муниципальном районе и г.Заинск среднюю расчетную цену одного квадратного метра общей жилой площади жилого помещения по муниципальному образованию (показатель РЦ в Заинском муниципальном районе и г. Заинск), не приняты, и этот показатель «РЦ» по Заинскому муниципальному району и г.Заинск не установлен и не утвержден. Просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика - Исполнительного комитета Заинского муниципального района РТ М.Ю.В. в судебном заседании 30.10.2018 года исковые требования не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика - Совместной жилищно-бытовой комиссии Исполнительного комитета Заинского муниципального района и Исполнительного комитета города Заинск П.Н.Г. в судебном заседании исковые требования не признала и суду пояснила, что даже если суд восстановит ФИО1 в списке нуждающихся в жилых помещениях, ей в любом случае необходимо соблюсти процедуру признания права на получение сертификата и включения в соответствующий список, поскольку эта процедура носит заявительный характер. ФИО1 необходимо будет представить пакет документов. Орган местного самоуправления в 30-дневный срок обязан организовать работу по их проверке. По результатам проверки принимается решение о включении в списки граждан на получение сертификата. Очередность по сводному списку по РТ зависит, в том числе, и от времени постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Перерегистрация лиц списка нуждающихся в жилых помещениях проводится ежегодно. Комиссия работает раз в месяц, по мере поступления заявлений. Минимальный срок рассмотрения заявления 15 дней. Необходимо проверить все доходы семьи истца, чтобы признать семью малоимущей.
Даже если бы семья ФИО1 продолжала состоять в списке нуждающихся в жилых помещениях, то после рождения восьмого ребенка – Л.П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 пришлось бы снова подать в СЖБК все документы на семью с учетом доходов, приходящихся на восьмого ребенка, чтобы подтвердить свое право на сохранение статуса малоимущей семьи после рождения восьмого ребенка и увеличения количества членов семьи с 9 до 10. При рождении восьмого ребенка ФИО1 стала получать пособие на ребенка, соответственно, совокупный доход семьи в связи с этим увеличивается, поэтому совокупный доход семьи ФИО1, с учетом доходов восьмого ребенка, подлежит проверке и расчету.
СЖБК 27.09.2017 года приняла решение об утрате семьей ФИО1 статуса малоимущей и исключении из списка нуждающихся в жилых помещениях при составе семьи из 9 человек (из них 7 детей), а истец просит восстановить в списке ее семью составом из 10 человек, из них 8 детей, в том числе восьмого ребенка Л.П.А., родившуюся ДД.ММ.ГГГГ, то есть уже после принятия решения совместной жилищно-бытовой комиссии от 27.09.2017 года. СЖБК не принимала решения об исключении семьи ФИО1 из списка нуждающихся с составом семьи из 10 человек. Согласна с мнением представителя Исполнительного комитета ЗМР о том, что если суд и примет решение о восстановлении семьи ФИО1 в списке нуждающихся в жилых помещениях, то это возможно сделать только путем восстановления семьи ФИО1 в указанном списке с составом из 9 человек, то есть с тем составом, который был в семье ФИО1 на момент исключения ее из списка нуждающихся в жилых помещениях, то есть на 27.09.2017 года. После восстановления в этом списке семьи из 9 человек, ФИО1 необходимо будет представить в СЖБК документы на всех членов семьи, в том числе сведения о доходах, которые пришлись на восьмого ребенка – Л.П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, после чего СЖБК проверит, не превышает ли совокупный доход семьи ФИО1 после рождения восьмого ребенка пороговое значение и возможно ли сохранение статуса малоимущей семьи с учетом дохода, приходящегося на восьмого ребенка, то есть Л.П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который семья получила после рождения восьмого ребенка, то есть после 05.10.2017 года. В связи с появлением в семье ФИО1 еще одного члена семьи, ей необходимо пройти перерегистрацию, представить весь пакет документов в СЖБК, чтобы Комиссия проверила эти документы, рассчитала совокупный доход семьи составом уже из 10, а не 9 человек, и проверила, не превышает ли совокупный доход семьи пороговое значение.
Представитель третьего лица - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ (далее Министерство) М.Ф.М., принявшая участие в судебном заседании 02.08.2018 года, исковые требования ФИО1 о включении в список семей на получение жилищного сертификата не поддержала, в удовлетворении исковых требований о восстановлении в списке нуждающихся в жилых помещениях не возражала. Министерство согласно с тем, что в формуле, указанной в подпункте «а» пункта 2 Методики (приложение к Закону РТ№31-ЗРТ от 13.07.2007 года) была допущена печатная ошибка: величина «-КП» определяет степень, в которую вводится базовая величина «КП», а не разницу, поэтому параметр «-КП» должен быть поднят на одну строчку вверх. Министерство полагает, что для расчета данного показателя пороговых значений необходимо руководствоваться формулой, указанной в методических рекомендациях для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими, утвержденных приказом Минрегионразвития РФ от 25.02.2005 года №17. В связи с указанной ошибкой Министерством разработан проект Закона РТ «О внесении изменений в Закон РТ «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда РТ и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма». В соответствии с проектом, формула определения пороговых значений приведена в соответствие с формулой, указанной в Методических рекомендациях, утвержденных приказом Минрегионразвития РФ от 25.02.2007 года №17. В настоящее время Кабинетом Министров РТ данный проект готовится к внесению в установленном порядке в Государственный Совет РТ. Поэтому Министерство не возражает в удовлетворении исковых требований ФИО1 в части восстановления в списке нуждающихся в жилых помещениях, при наличии у ФИО1 оснований для восстановления в этом списке, то есть, если доход, приходящийся на каждого челна семьи ФИО1, не будет превышать порогового значения, рассчитанного в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Минрегионразвития РФ от 25.02.2005 года №17.
По требованию о включении ФИО1 в список семей на получение жилищного сертификата Министерство возражает, поскольку даже если суд удовлетворит первое требование ФИО1, необходимо соблюсти процедуру признания права на получение сертификата и включения в соответствующий список, предусмотренную Правилами от 16.05.2008 года №328, поскольку эта процедура носит заявительный характер. ФИО1 необходимо будет представит пакет документов, перечисленные в пункте 9 Правил. Орган местного самоуправления в 30-дневный срок обязан организовать работу по их проверке. По результатам проверки принимается решение о включении в списки граждан на получение сертификата. Даже если гражданин состоит в списке соответствующего органа местного самоуправления на получение сертификата первым по очереди, то это не означает, что при поступлении этого списка в Министерство, данный гражданин будет включен первым по очереди в состав сводного списка на получение сертификата по РТ. Очередность по сводному списку по РТ зависит, в том числе, и от времени постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Поэтому, для восстановления прав ФИО1 ее достаточно восстановить в списке нуждающихся в жилых помещениях. Поэтому, требования истца в части включения в список семей на получение сертификата являются преждевременными и противоречат нормам Правил.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.
В силу п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Такое же основание предусмотрено статьей 5 Законом Республики Татарстан от 13.07.2007 N 31-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" (далее Закон РТ от 13.07.2007 года №31-ЗРТ.
Согласно пунктам 1, 5, 7 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.2 части 1, а также части 2 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Согласно ст.3 Закон Республики Татарстан от 13.07.2007 N 31-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" (далее Закон РТ от 13.07.2007 N 31-ЗРТ) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане по месту их жительства на территории муниципального образования в Республике Татарстан, имеющие основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях и признанные органами местного самоуправления в Республике Татарстан в установленном настоящим Законом порядке малоимущими или относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Татарстан категории.
В соответствии со статьей 4 Закона РТ от 13.07.2007 N 31-ЗРТ определение пороговых значений дохода и стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи гражданина или одиноко проживающего гражданина (далее - граждане), в целях признания граждан малоимущими и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде осуществляется уполномоченным органом в соответствии с прилагаемой к настоящему Закону Методикой определения пороговых значений дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению.
Статьей 9 Закона РТ от 13.07.2007 N 31-ЗРТ граждане признаются малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на основании решения уполномоченного органа в случае, если размер дохода, приходящегося на каждого гражданина, и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и подлежащего налогообложению, не превышают порогового значения дохода и стоимости имущества.
Согласно ч.10 ст.12 Закона РТ от 13.07.2007 N 31-ЗРТ доходы, сведения о которых представлены гражданами, учитываются в объеме, остающемся после уплаты всех налогов и сборов в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст.22 Закона РТ от 13.07.2007 N 31-ЗРТ граждане признаются малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на основании решения уполномоченного органа. Граждане считаются признанными малоимущими со дня принятия соответствующего решения уполномоченным органом.
Одним из оснований снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу части 1 ст.25 Закона РТ от 13.07.2007 N 31-ЗРТ является утраты оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Если после снятия с учета по основаниям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, у гражданина вновь возникло право постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, постановка на учет производится на общих основаниях (часть 3 ст.25 Закона РТ от 13.07.2007 N 31-ЗРТ).
Согласно Методике определения пороговых значений дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению" (приложение к Закону РТ от 13.07.2007 года №31-ЗРТ) в городах, где имеется возможность получения ипотечного кредита на приобретение жилого помещения, - исходя из уровня среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, необходимого для получения ипотечного кредита в банке на текущих условиях для приобретения жилого помещения по расчетной стоимости СЖ, определяемого по формуле:
ПД = 0,7 x СЖ x ПС / (1 - (1 + ПС) - КП) / (0,3 x РС), где
ПД - пороговое значение среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи и необходимого для получения ипотечного кредита в банке на текущих условиях для приобретения жилого помещения по расчетной стоимости СЖ; СЖ - расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма; ПС - процентная ставка по кредиту за месяц (десятичная дробь); КП - общее число платежей по кредиту за весь срок кредита (количество месяцев); РС - количество членов семьи; 0,7 - соотношение суммы кредита и стоимости квартиры; 0,3 - соотношение платежа по кредиту с совокупным семейным месячным доходом.
В соответствии с п.10.7 Приказа Минрегионразвития от 25.02.2005 года №17 «Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» (далее Приказ Минрегионразвития от 25.02.2005 года №17), порог размера среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, определяется исходя из: либо уровня среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, необходимого для получения ипотечного кредита в банке на текущих условиях для приобретения жилого помещения по расчетной стоимости СЖ, определяемого по формуле:
-КП
0,7 х СЖ х ПС / (1 - (1 + ПС) )
ПД = __________________________________,
0,3 х РС
либо размера среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и необходимого для накопления средств на приобретение жилого помещения по расчетной стоимости СЖ с учетом установленного в данном муниципальном образовании среднего периода накоплений, который может быть принят равным среднему времени ожидания в очереди на получение жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма. В данном случае может быть использована следующая формула для определения порога размера среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи:
ПД = (СЖ / ПН) / РС – ПМ.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО1 составом 7 человек включена в список семей, имеющих 5 и более детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий (дело 2-670/2018, том №1, л.д.104-105). В последующем ежегодно, семья ФИО1 проходила перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (дело 2-670/2018, том №1, л.д.131-250, том №2, л.д.1-95).
28.11.2016 года постановлением и.о. Руководителя Исполнительного комитета Заинского муниципального района РТ №2701 от 28.11.2016 года установлены пороговые значения доходов и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими. В частности пороговое значение дохода, приходящегося на каждого члена семьи для семьи из трех человек и более - 4065 руб. Пороговое значение стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, подлежащего налогообложению для семьи из семи человек – 4402314 руб. (дело 2-670/2018, том №2, л.д.218-219).
Для расчета порогового значения доходов использовалась следующая формула:
ПД=0,7хСЖхПС/(1-(1+ПС)х(-КП))/0,3хРС) (дело 2а-528/2018, л.д.14).
Согласно выписке из протокола №12 заседания СЖБК от 27.09.2017 года, решено отказать ФИО1 составом семьи 9 человек, во включении в список семей на получение государственного жилищного сертификата в 2018 году. Решено исключить ФИО1 составом семьи 9 человек, из списка нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой основания, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи составляет 9074,1 руб., тогда как пороговое значение дохода по Заинскому муниципальному району, приходящегося на каждого члена семьи из трех и более человек по постановлению руководителя Исполнительного комитета Заинского муниципального района от 28.11.2016 года 4065 руб. (дело 2-670/2018, л.д.106-107).
28.02.2018 года постановлением Руководителя Исполнительного комитета Заинского муниципального района РТ №328 от 28.02.2018 года установлены пороговые значения доходов и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими. Пороговое значение дохода, приходящегося на каждого члена семьи для семьи из трех человек и более 4349 руб. Пороговое значение стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, подлежащего налогообложению для семьи из семи человек – 4709628 руб. (дело 2-670/2018, том №2, л.д.200-201).
Постановлением и.о Руководителя Исполнительного комитета Заинского муниципального района РТ №669 от 03.05.2018 года внесены изменения в постановление Руководителя Исполнительного комитета Заинского муниципального района РТ от 28.02.2018 года №328 «Об утверждении пороговых значений дохода и стоимости имущества в целях признания гражданина малоимущими». Указанным Постановлением внесены изменения в п.1.1 в части установления пороговых значений дохода, который для семьи из трех и более человек составляет 6744 руб. (дело №2а-528/2018, л.д.24, дело 2-670/2018, том №2, л.д.205).
Согласно расчету определения размера среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, пороговый показатель «ПД» определен по формуле:
ПД=0,7хСЖхПС/(1-((1+ПС)-КП))/(0,3хРС).
На примере семьи из трех и более человек, образец расчета выглядит следующим образом:
ПД=0,7х2018412х0,77/1-((1+0,77)-180))/0,3х3=1087924,1/179,23/0,9= =6744 руб. (дело 2а-528/2018, л.д.25-26).
В связи с тем, что при расчете порогового значения среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи по формуле, утвержденной Законом РТ №31-ЗРТ13.07.2007 года, итоговая цифра показателя порогового значения «ПД» формировалось с отрицательным значением, Главой Заинского муниципального района РТ направлен запрос Министру юстиции Республики Татарстан о необходимости приведения расчетной формулы в соответствии с утвержденной Методикой Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.02.2005 года №17 и внесения изменений в действующую формулу расчета порогового значения среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи по Республике Татарстан (дело 2а-528/2018, л.д.65-67).
Решением Заинского городского суда РТ от 06.06.2018 года признан недействующим пункт 1.1 Постановления Руководителя Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан №328 от 28.02.2018 года «Об утверждении пороговых значений дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими» со дня вступления решения в законную силу. На Исполнительный комитет Заинского муниципального района Республики Татарстан возложена обязанность по принятию нового нормативного правового акта, заменяющего в части пункта 1.1 Постановление Руководителя Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан №328 от 28.02.2018 года «Об утверждении пороговых значений дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими» (дело 2а-528/2018, л.д.125-131). Принимая это решение, суд пришел к выводу, что при расчете пороговых значений среднемесячного совокупного дохода «ПД» в Заинском муниципальном районе используется формула, отличная от формулы, приведенной в Методике, прилагаемой к Закону Республике Татарстан от 13.07.2007 года №31-ЗРТ.
Соответственно, числовые показатели пороговых значений для различных категорий граждан в п.1.1 постановления Руководителя Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан №328 от 28.02.2018 года не соответствуют подлинным пороговым значениям дохода, приходящегося на каждого члена семьи, поскольку рассчитаны с произвольным искажением формулы расчета пороговых значений, в разрез с действующим законодательством, в частности с Законом Республики Татарстан от 13.07.2007 года №31-ЗРТ.
При этом пороговые значения дохода рассчитывались и не в соответствии формулой, приведенной в п.10.7 Приказа Минрегионразвития от 25.02.2005 года №17.
На момент обращения ФИО1 в суд с настоящим иском, Исполнительным комитетом Заинского муниципального района новый нормативный правовой акт в части установления пороговых значений дохода, приходящегося на каждого члена семьи, не принят. Министерством разработан проект Закона РТ «О внесении изменений в Закон РТ от 13.07.2007 года №31-ЗРТ (дело 2-670/2018, том №1, л.д.84-89, 90-91, дело 2а-528/2018, л.д.97).
Таким образом, рассматривая данный иск, суд установил, что в Заинском муниципальном районе отсутствуют (не приняты) нормативные правовые акты, которые бы устанавливали пороговое значение среднемесячного совокупного дохода (показатель «ПД») для целей признания граждан малоимущими.
Применение расчетной формулы, приведенной в Методике, прилагаемой к Закону Республике Татарстан от 13.07.2007 года №31-ЗРТ для расчета порогового значения среднемесячного совокупного дохода (показатель «ПД») в настоящее время не представляется возможным, поскольку при применении данной формулы пороговые значения среднемесячного совокупного дохода (показатель «ПД») формируются с отрицательным значением, поскольку в формуле, приведенной Приказе Минрегионразвития №17 от 25.02.2005 года показатель «КП» - общее число платежей по кредиту - возводится в степень, а в формуле, указанной в Методике к Закону РТ от 13.07.2007 года №31-ЗРТ этот показатель «КП» используется как вычитаемое, что неизбежно приводит к искажению итогового показателя порогового значения «ПД».
На момент рассмотрения настоящего иска изменения в Закон РТ от 13.07.2007 года №31-ЗРТ не внесены.
Поскольку при расчете порогового значения среднемесячного совокупного дохода в Законе РТ от 13.07.2007 года №31-ЗРТ за основу взята формула, приведенная в п.10.7 Приказа Минрегионразвития от 25.02.2005 года №17, суд посчитал возможным при рассмотрении настоящего иска взять за основу формулу расчета порогового значения среднемесячного совокупного дохода, указанную в вышеуказанном Приказе, установить на основе этой формулы пороговое значение среднемесячного совокупного дохода, после чего проверить, превышают или не превышают доходы семьи ФИО1 это пороговое значение, и соответственно, сохраняла ли семья ФИО1 составом из 9 человек статус малоимущей, нуждающейся в жилых помещениях на момент принятия решения СЖБК от 27.09.2017 года, а также сохраняет ли этот статус семья ФИО1 на момент рассмотрения настоящего иска. Иной подход в сложившейся ситуации лишит ФИО1 и ее семью возможности восстановления ее прав и возможности судебной защиты в случае их нарушения.
С этой целью судом взяты за основу два расчетных периода:
первый период - с 01.01.2017 года по 31.08.2017 года, который был взят за основу СЖБК при расчете доходов семьи ФИО1 составом семьи 9 человек при принятии решения от 27.09.2017 года о снятии семьи ФИО2 с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
второй период – с 01.09.2017 года по 31.08.2018 года, то есть расчетный период, равный одному году, в соответствии с требованиями статьи 2 Закона РТ от 13.07.2007 года №31-ЗРТ.
Необходимость установления дохода, приходящегося на каждого члена семьи ФИО1 во втором расчетном периоде вызвана тем, что с момента принятия решения о снятии семьи ФИО1 с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (с 27.09.2017 года) доходы семьи ФИО1 могли измениться, и суду необходимо проверить, сохраняет ли семья ФИО1 тот уровень дохода, который позволит признать семью истца малоимущей на момент рассмотрения данного дела. Кроме этого, судом принято во внимание, что состав семьи ФИО1 после принятия решения СЖБК о снятии семьи с учета от 27.09.2017 года увеличился в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ восьмого ребенка – Л.П.А. (дело 2-670/2018, том 32, л.д.127).
При этом, суд не соглашается с мнением представителей ответчиков о том, что семья ФИО1 может быть восстановлена на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях только с составом семьи из 9 человек, с обоснованием, что СЖБК принимала решение о снятии семьи с учета именно в этом составе. Закон РТ от 13.07.2007 года №31-ЗРТ не предусматривает такого основания снятия с учета как изменение состава семьи (рождение последующих детей, после постановки семьи на учет и признания ее малоимущей). В связи с изменением состава семьи (например, рождения последующих детей) семье достаточно сдать в уполномоченный орган (в данном случае СЖБК) документы подтверждающие изменение состава семьи, а также документы, подтверждающие доходы, приходящиеся на нового члена семьи, для определения среднемесячного совокупного дохода семьи.
Позиция представителей ответчиков о невозможности восстановления семьи ФИО1 на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с рождением восьмого ребенка, в случае сохранения статуса малоимущей, и постановке на учет со дня вынесения решения (либо обращения истца с настоящим иском) неминуемо приведет к потере всего периода, в течение которого семья ФИО1 состояла на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях (с 04.03.2008 года), что в дальнейшем скажется на очередности семьи в списке семей Заинского муниципального района на получение государственного жилищного сертификата, а также на очередности семьи при формировании сводного списка по Республике Татарстан на получение государственного жилищного сертификата.
Этими обстоятельствами и обусловлено решение суда о проверке доходов семьи ФИО1 за два расчетных периода: с 01.01.2017 года по 31.08.2017 года и с 01.09.2017 года по 31.08.2018 года.
По поручению суда ответчиками, а также истцом были представлены расчеты порогового значения среднемесячного совокупного дохода на основе формулы, приведенной в п.10.7 Приказа Минрегионразвития от 25.02.2005 года №17.
-КП
0,7 х СЖ х ПС / (1 - (1 + ПС) )
ПД = __________________________________.
0,3 х РС
Исходя из представленных ответчиком расчетов пороговое значение среднемесячного совокупного дохода для семьи из пяти и боле человек составляет 15552,10 руб. (дело 2-670/2018, том №2, л.д.105-107).
При этом, ответчиком, при расчете одного из значений формулы – показатель «СЖ» (расчетный показатель рыночной стоимости жилья, рассчитываемый по формуле СЖ=НПхРСхРЦ, где НП - норма предоставления жилья на одного человека, РС – количество членов семьи, РЦ – средняя расчетная рыночная цена 1 кв.м. общей площади жилого помещения) величина показателя «РЦ» взята исходя из Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ №925/пр от 27.06.2018 года по Приволжскому федеральному округу на третий квартал 2017 года – Республика Татарстан – 36207 руб. Размер показателя «РЦ» взят ответчиками при расчете по состоянию на 27.09.2017 года, то есть на момент принятия СЖБК решения о снятии семьи ФИО1 с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
При расчете итогового показателя «ПД» размер показателя «СЖ» напрямую влияет на величину порогового значения среднемесячного совокупного дохода («ПД»), поскольку при увеличении показателя «СЖ», размер которого напрямую зависит от величины показателя «РЦ», увеличивается и размер порогового значения среднемесячного совокупного дохода («ПД»).
Если принять во внимание, что показатель «РЦ» - средняя расчетная рыночная цена 1 кв.м. общей площади жилого помещения по Республике Татарстан по состоянию на 31.08.2018 года составляет 41879 руб. (установлена Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04.07.2018 года №387/пр), то по состоянию на 31.08.2018 года показатель «ПД» будет увеличен по сравнению с его размером по состоянию на 27.09.2017 года, поскольку при увеличении показателя «РЦ», увеличивается расчетный показатель рыночной стоимости жилья «СЖ», что неминуемо ведет к увеличению порогового значения среднемесячного совокупного дохода.
Данный вывод суда подтверждается расчетом порогового значения среднемесячного совокупного дохода по состоянию на 31.08.2018 года, представленный истцом (дело №2-670/2018, том №2, л.д.217).
Таким образом, расчетный показатель порогового значения среднемесячного совокупного дохода «ПД», как по состоянию на 27.09.2017 года (на момент принятия решения СЖБК о снятии семьи ФИО1 с учета), так и по состоянию на 31.08.2018 года, а также на момент принятия решения по данному делу, составляет не менее 15552,10 рублей по расчетам ответчиков (дело №2-670/2018, том №2, л.д.105-107) и не менее 17851,11 руб. по расчетам истца (дело №2-670/2018, том №2, л.д.216-217).
Для определения среднего совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи ФИО1 за каждый из расчетных периодов, ответчиками были произведены соответствующие расчеты исходя из доходов каждого члена семьи ФИО1
Расчет совокупного среднемесячного дохода членов семьи ФИО1 был произведен, в том числе, с учетом доходов, полученных Л.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за 2017 год и в 2018 году, доходов, приходящихся на Л.П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также доходов ФИО1, полученных от индивидуальной предпринимательской деятельности в 2017 году. Вышеуказанные расчеты были произведены за следующие периоды: за период с 01.01.2017 года по 31.08.2017 года, а также за период с 01.09.2017 года по 31.08.2018 года. При расчете были приняты во внимание, в том числе, положения частей 1 и 10 ст.12 Закона РТ №31-ЗРТ о том, что доходы, сведения о которых представлены, учитываются в объеме, остающемся после уплаты всех налогов и сборов в соответствии с законодательством.
Стороной истца представлены контрасчеты совокупного среднемесячного дохода членов семьи ФИО1 за соответствующие периоды с предоставлением первичной документации (дело 2-670/2018, том №2, л.д.130-173, 188-199, 214-240).
Расчетами ответчиков установлено, что совокупный среднемесячный доход членов семьи ФИО1 за период с 01.01.2017 года по 31.08.2017 года (первый расчетный период, который принимался во внимание СЖБК при принятии решения о снятии семьи ФИО1 с учета) составляет 9523,12 руб. (дело №2-670/2018, том №2, л.д.241-242). По расчетам истца этот показатель за тот же период составил 9350,44 руб. (дело 2-670/2018, том №2, л.д.233).
Совокупный среднемесячный доход членов семьи ФИО1 за период с 01.09.2017 года по 31.08.2018 года (второй расчетный период, то есть расчетный период, равный одному году, в соответствии с требованиями статьи 2 Закона РТ от 13.07.2007 года №31-ЗРТ) составляет 8352,20 руб. (дело №2-670/2018, том №2, л.д.241-242). По расчетам истца этот показатель за тот же период составил 8878,06 руб. (дело 2-670/2018, том №2, л.д.235-236).
Очевидно, что размеры совокупного среднемесячного дохода членов семьи ФИО1 за каждый из расчетных периодов значительно меньше порогового значения среднемесячного совокупного дохода «ПД», рассчитанного в соответствии формулой, приведенной в п.10.7 Приказа Минрегионразвития от 25.02.2005 года №17.
Как следует из расчетов, представленных стороной ответчиков, стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи ФИО1 и подлежащего налогообложению, не превышает порогового значения стоимости имущества, утвержденного по Заинскому муниципальному району постановлением №328 от 28.02.2018 года (дело №2-670/2018, том №2, л.д.220-221, том №3, л.д.32-33).
Так, для семьи из семи и более человек пороговое значение стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, подлежащего налогообложению составляет 4709628 руб., в то время как стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи ФИО1, как на момент принятия решения о снятии семьи с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях, так и на момент рассмотрения дела составляет 1581120,67 руб., что значительно меньше порогового значения.
Поскольку размеры совокупного среднемесячного дохода членов семьи ФИО1 менее порогового значения среднемесячного совокупного дохода, размер стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи ФИО1 менее порогового значения стоимости имущества за каждые из расчетных периодов, семья ФИО1 имела статус малоимущей на момент принятия СЖБК решения о снятии семьи с учета, и сохраняет этот статус до настоящего времени составом из десяти человек: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Л.А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Л.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Л.Ан.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Л.Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Л.М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Л.Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Л.С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Л.Ан.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Л.П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Следовательно, являясь малоимущей, семья ФИО1 составом как из девяти, так и из десяти человек, являлась и является нуждающейся в жилых помещениях, нуждающейся в улучшении жилищных условий, поэтому подлежит восстановлению на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях и в этой части исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Не могут быть приняты во внимание доводы представителей ответчиков о том, что ФИО1 представлены сведения о доходах членов ее семьи не в полном объеме, поскольку эти доводы являются голословными и не подтверждены какими-либо доказательствами. Довод о том, что истцом не представлены сведения о доходах Л.А.Ю. на Заинской ГРЭС за август 2018 года не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку, как видно из справки 2НДФЛ от 19.09.2018 года о доходах Л.А.Ю. за 2018 год, в августе 2018 года Л.А.Ю. доходов на Заинской ГРЭС не имел и последним месяцем получения дохода Л.А.А. на Заинской ГРЭС был июль 2018 года (дело 2-670/2018, том №2, л.д.131, 194).
Также при расчете дохода Л.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, учтены доходы, полученные им в период работы в АО «Связной Логистика», ООО «О.Ф.С. «Япония», а также при учебе в ФГБОУ ВО «Казанский государственный аграрный университет» (дело №2-670/2018, том №2, л.д.196, 199, 237, 238, 239, 240).
Разрешая исковые требования в части признания за ФИО1 и ее семьей составом 10 человек права на включение в список семей на получение государственного жилищного сертификата и включения семью ФИО1 составом 10 человек в список семей на получение государственного жилищного сертификата суд приходит к следующим выводам.
16.05.2008 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято Постановление N 326 "О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 года N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного за ними жилого помещения".
Постановлением были утверждены Правила выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего закрепленного за ними жилого помещения.
Согласно пункту 2 Правил сертификат является именным свидетельством, удостоверяющего право гражданина на получение за счет средств бюджета Республики Татарстан субсидии для приобретения жилого помещения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Правил (с учетом изменений, внесенных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 декабря 2011 года N 1021), право на получение сертификата имеют следующие категории граждан, состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий: многодетные семьи, имеющие пять и более детей, зарегистрированных и проживающих с родителями и не образовавших свои семьи (к детям многодетной семьи, образовавшим свои семьи, относятся совершеннолетние дети, состоящие в браке или имеющие своего ребенка (детей)).
В соответствии с пунктом 9 вышеуказанных Правил - для включения в списки граждан, имеющих право на получение сертификата, граждане, указанные в подпункте "а" пункта 4 настоящих Правил, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, следующие документы:
а) заявление в 2 экземплярах о включении их в списки граждан на получение сертификатов (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи (паспорт, свидетельство о рождении);
в) копию свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);
г) выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета;
д) документы из органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан и Республиканского унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации"), о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности;
е) заявления о согласии на обработку персональных данных по формам согласно приложениям N 8-10 к настоящим Правилам.
Органы местного самоуправления в 30-дневный срок со дня представления документов, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил, организуют работу по их проверке (пункт 12 Правил).
По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании за гражданином права на получение сертификата. В случае признания за гражданином права на получение сертификата органом местного самоуправления одновременно принимается решение о включении его в списки граждан на получение сертификата.
Органы местного самоуправления ежегодно, до 1 октября, формируют списки граждан на планируемый год согласно приложению N 1 к настоящим Правилам и представляют их в Министерство (пункт 15 Правил).
Списки граждан формируются в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления.
Министерство на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, ежегодно, до 1 ноября, формирует и утверждает Сводный список граждан на планируемый год согласно приложению N 3 к настоящим Правилам и доводит его до органов местного самоуправления.
Сводный список граждан формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления (пункт 16 Правил).
Суд полагает, что поскольку единственным основанием для отказа во включении семьи ФИО1 в список семей на получение государственного жилищного сертификата явилось исключение из списка нуждающихся в жилых помещениях, тогда как настоящим решением суда ФИО1 с семьей восстановлена на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, семья является малоимущей, нуждающейся в улучшении жилищных условий, является многодетной (восемь детей), нарушенные права ФИО1 путем восстановления семьи на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях будут полностью восстановлены, поскольку каких-либо препятствий для признания во внесудебном порядке за семьей ФИО1 права на получение сертификата в настоящее время не имеется. Отказ во включение семьи ФИО1 в список семей на получение сертификата по иным основаниям, исходя из выписки из протокола заседания СЖБК №12 от 27.09.2017 года, ответчиком не принимался. Поэтому, истец с семьей, состоящей на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не лишена возможности путем соблюдения заявительного характера процедуры, установленной Правилами, обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления с соответствующим заявлением, представить при необходимости соответствующие документы, после чего по результатам проверки уполномоченным органом будет принято соответствующее решение в отношении признания права на получение государственного жилищного сертификата, а при положительном решение вопроса, также и о включении семьи в списки граждан на получение сертификата.
Поэтому исковые требования истца в части признания за ФИО1 и ее семьей составом 10 человек права на включение в список семей на получение государственного жилищного сертификата и включения семьи ФИО1 составом 10 человек в список семей на получение государственного жилищного сертификата удовлетворению не подлежат.
Также, вопреки мнению истца, суд не находит оснований для обращения настоящего решения суда к немедленному исполнению, поскольку отсутствуют основания, предусмотренные ст.ст.211-212 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО1 к Исполнительному комитету Заинского муниципального района РТ, Совместной жилищно-бытовой комиссии Исполнительного комитета Заинского муниципального района РТ и Исполнительного комитета г.Заинска о восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признания права на включение в список семей на получение государственного жилищного сертификата, включении семьи в список семей на получение государственного жилищного сертификата, удовлетворить частично.
Восстановить ФИО1 с семьей составом десять человек на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В удовлетворении остальной части искового заявления ФИО1 к Исполнительному комитету Заинского муниципального района РТ, Совместной жилищно-бытовой комиссии Исполнительного комитета Заинского муниципального района РТ и Исполнительного комитета г.Заинска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Заинский городской суд Республики Татарстан.
Мотивированное решение составлено 04 ноября 2018 года.
Судья С.А. Трошин