ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-670/19 от 29.04.2019 Артемовского городского суда (Приморский край)

Дело № 2-670/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 апреля 2019 года г. Артем

Артемовский городской суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Макаровой И.В.,

с участием помощника прокурора г. Артема Михеевой Е.А.,

при секретаре Подпориной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Артема в интересах ФИО1 к ООО «Жилой комплекс» о возложении обязанности устранить нарушения жилищного законодательства,

установил:

Прокурор г. Артема обратился в суд с названным иском, в обоснование требований, указав, что ФИО1 проживает по адресу: <адрес>. ООО «Жилой комплекс» является обслуживающей организацией, у которой на основании договора управления, заключенного с собственниками помещений, на обслуживании находится многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу <адрес>. В ходе прокурорской проверки установлено, что ООО «Жилой комплекс» с 01.03.2018 без решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по <адрес>, увеличило плату за содержание и ремонт общего имущества на 0,27 рублей (4,42 руб. за 1 кв.м.), в связи с увеличением платы за вывоз твердых коммунальных отходов ООО «Чистый город-1». В силу положений действующего жилищного законодательства управляющая компания обеспечивает надлежащее содержание общего имущества. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе за услуги, работы по управлению многоквартирным домом. Работы по обеспечению вывоза бытовых отходов включены в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения». При этом, действующим законодательством предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на такую услугу, но не позднее 01 января 2019 года. Предельные тарифы на обработку, обезвреживание и захоронение твердых бытовых отходов установлены только для потребителей МУП «Спецзавод № 1», находящегося на территории г. Владивостока. Таким образом, взимание платы, а также ее увеличение с собственников многоквартирных домов Артемовского городского округа до заключения соглашения с региональным оператором и установления единого тарифа возможно только на основании решения общего собрания собственников жилых помещений. Увеличение платы за вывоз твердых коммунальных отходов на 0,27 рублей при отсутствии решения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома по <адрес>, произведено с нарушением требований жилищного законодательства и повлекло нарушение прав ФИО1

С учетом уточненных в судебном заседании требований, истец просит обязать ответчика произвести перерасчет платы за содержание и ремонт общего имущества ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, за период с 01 марта 2018 года по 31 декабря 2018 года по тарифу 4,40 руб. за кв.м.

В судебном заседании помощник прокурора Михеева Е.А. уточненные исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске.

В судебное заседание ФИО1 представитель ООО «Жилой комплекс» не явились, о времени месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 проживает по адресу: <адрес>.

Управление многоквартирным жилым домом по <адрес> в г. Артеме осуществляется ООО «Жилой комплекс».

В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Из материалов дела следует, что собственникам помещений в доме по ул. <адрес> начисления за содержание и ремонт общего имущества производились по тарифу 27,91 рублей за один кв.м., где стоимость вывоза твердых коммунальных отходов составляла 4,40 руб.

30.11.2016 между ООО «Чистый город-1» и ООО «Жилой комплекс заключен договор на транспортирование твердых коммунальных отходов, с установлением тарифа в размере 4,15 рублей за 1 кв. м. (п. 3.1 договора).

Постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 30 ноября 2017 года № 67/13 «Об утверждении производственных программ и об установлении предельных тарифов на обработку, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов для потребителей МУП города Владивостока «Спецзавод № 1», находящихся на территории Владивостокского городского округа Приморского края» установлены повышенные тарифы на захоронение, обработку твердых бытовых отходов.

На основании данного постановления, 17 января 2018 года между ООО «Чистый город-1» и ООО «Жилой комплекс» подписано дополнительное соглашение к договору от 30 ноября 2016 года, в соответствии с которым тариф на вывоз отходов составил 4,42 рубля.

На основании приказа генерального директора ООО «Жилой комплекс» от 27 марта 2018 года № 23 с 01 марта 2018 года установлен размер платы за содержание и текущий ремонт для собственников помещений жилого дома по адресу: <адрес>, в размере 27,93 рублей.

Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенным по адресу: <адрес>, оформленным протоколом ОСС от 20.12.2018 г., с 01.01.2019 г. утвержден размер платы за содержание и ремонт общего имущества, в котором плата за вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) определена в размере 4,42 руб.

Таким образом, в период с 01 марта 2018 года по 31 декабря 2018 г произошло повышение платы за содержание и ремонт общего имущества на 0,02 руб. (27,93 руб.-27,91 руб.).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 58 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование /технические подвалы/.

Как предусмотрено ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.

В силу положений ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.06. № 491 утверждены Правила изменения размера оплаты за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и /или/ с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Как предусмотрено пп. «д» п. 11 указанного постановления, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.

Изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, в которые введен новый разд. XV/1/, полностью посвященный предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО, внесены только Постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 N 292. В данном разделе содержатся положения о порядке заключения договора между потребителем и исполнителем коммунальной услуги, их взаимных правах и обязанностях, расчете платы за услугу. Данные изменения применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с ТКО в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенным органом государственной власти субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО.

В соответствии с ч. 8 ст. 29 Федерального закона от 29.12.14. N 458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее 01 января 2019 года.

Как следует из Письма Минстроя России от 22.02.17. N 5554-АТ/04, до даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с ТКО применяются положения законодательства о включении услуги по сбору и вывозу ТКО в состав содержания общего имущества собственников помещений в МКД. При этом стоимость услуги по сбору и вывозу ТКО, а также объем вывозимых отходов определяются соглашением сторон в соответствии с гражданским законодательством. Договоры на сбор и вывоз ТКО действуют до заключения договора с региональным оператором. Сбор и вывоз отходов, образующихся в результате деятельности жильцов МКД, являются составной частью содержания общего имущества, соответствующие платежи входят в состав платы за содержание жилого помещения, рассчитываемой исходя из площади занимаемого помещения и определяемой на общем собрании собственников помещений в МКД.

Постановлением администрации Приморского края от 09 ноября 2016 года № 520-па утвержден Порядок заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Приморского края, которым определено содержание и процедура заключения соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее соответственно - Соглашение, ТКО) на территории Приморского края с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Вместе с тем, в оспариваемый прокурором период, на территории Приморского края деятельность по обращению с ТКО в соответствии с соглашением, заключенным между органом государственной власти субъекта РФ и региональным оператором, не осуществлялась.

Согласно правовой позиции, изложенной в пп. 16, 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.17. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (ч. 1 ст. 156 ЖК РФ). Управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом.

Учитывая указанные положения закона, суд приходит к выводу о том, что плата за вывоз ТКО с собственников помещений жилого дома в повышенном размере с 01.03.2018 по 31.12.2018 г. взималась незаконно, поскольку такого решения общим собранием собственников в указанный период принято не было. Повышение платы за содержание и ремонт общего имущества произведено управляющей компании в одностороннем порядке, без соответствующего решения общего собрания.

То обстоятельство, что постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 30 ноября 2017 года № 67/13 увеличен тариф на обработку, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов, не может быть принято судом во внимание, поскольку данным постановлением увеличены тарифы для потребителей, находящихся на территории Владивостокского городского округа.

Поскольку вопрос об увеличении размера платы за вывоз твердых коммунальных отходов на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по <адрес> не рассматривался, исковые требования прокурора в защиту интересов ФИО1 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, установленном ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, от уплаты которой истец был освобожден.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора г. Артема в интересах ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилой комплекс» о возложении обязанности удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Жилой комплекс» произвести ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, перерасчет платы за содержание и ремонт общего имущества с 01 марта 2018 года по 31 декабря 2018 г. включительно, исходя из стоимости работ за вывоз ТКО по тарифу 4,40 рублей за кв. метр.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Жилой комплекс» в доход бюджета Артемовского городского округа государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Артемовский городской суд Приморского края.

Мотивированное решение изготовлено 06 мая 2019 г.

Судья

И.В. Макарова