Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
/дата скрыта/ Центральный районный суд /адрес скрыт/
/адрес скрыт/
В составе:
председательствующего – судьи Известкиной И.Г.,
при секретаре – Титовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий ГИБДД У. Р. по /адрес скрыт/ в части истребования для осмотра транспортного средства, двигателя транспортного средства, отказа в выдаче дубликата ПТС, свидетельства о регистрации транспортного средства,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий ГИБДД У. Р. по /адрес скрыт/ в части истребования для осмотра транспортного средства, двигателя транспортного средства, отказа в выдаче дубликата ПТС, свидетельства о регистрации транспортного средства, ссылаясь на то, что /дата скрыта/ он обратился в МРЭО ГИБДД ОМВД Р. по /адрес скрыт/ с заявлением о восстановлении утраченных документов, а именно, паспорта транспортного средства и свидетельства о регистрации транспортного средства на автомобиль «TOYOTA DYNA», 1989 года выпуска. Инспектор ДПС ГИБДД У. Р. потребовал предоставить автомобиль к осмотру. Считает, что в ходе осмотра, в нарушение пункта 35.4 Приказа МВД РФ от /дата скрыта/ /номер скрыт/, государственным инспектором был осмотрен номер двигателя, который в соответствии с приказом МВД РФ от /дата скрыта/ /номер скрыт/ не является номерным агрегатом и его номер не указывается в регистрационных документах транспортного средства, в связи с чем не подлежит осмотру. Считает, что в нарушение пункта 25 Административного регламента, дубликаты документов по его заявлению не выданы ему до настоящего времени, при своевременно оплаченной государственной пошлине и отсутствии оснований для производства дополнительной проверки. Просит признать действия должностных лиц У. Р. по /адрес скрыт/ в части истребования для осмотра транспортного средства, на соответствие номеру, а также бездействие выразившееся в непредставлении дубликатов документов транспортного средства «TOYOTA DYNA» 1989 года выпуска незаконным, признать незаконными действия должностных лиц ГИБДД У. по /адрес скрыт/ в части отказа в выдачи дубликата ПТС и свидетельства о регистрации транспортного средства в соответствии с требованиями установленными административным регламентом.
В судебном заседании ФИО1 на заявлении настаивал и дополнительно пояснил, что действуя от имени ФИО2, собственника транспортного средства «TOYOTA DYNA» 1989 года выпуска, на основании доверенности, в которой указано, что он имеет право получить дубликаты регистрационных документов взамен утраченных, он обратился в ГИБДД /адрес скрыт/ только с заявление о выдаче дубликата ПТС и свидетельства о регистрации транспортного средства в связи с их утратой, в связи с чем полагает, что в соответствии с приказом /номер скрыт/ ГИБДД обязано было выдать ему дубликат ПТС и свидетельство о регистрации транспортного средства без осмотра транспортного средства. Считает действия МРЭО ГИБДД незаконными, так как осмотр транспортного средства производится только в случае его перерегистрации, но не при выдаче дубликатов документов взамен утраченных.
Представитель заявителя, адвокат Коробков А.В., действующий на основании ордера /номер скрыт/ от /дата скрыта/, поддержал изложенные в заявлении доводы, на удовлетворении заявлении настаивал.
Представитель У. Р. по /адрес скрыт/ ФИО3, действующий на основании доверенности начальника У. Р. по /адрес скрыт/ ФИО4 /номер скрыт/ от /дата скрыта/, требования ФИО1 не признала, суду пояснила, что /дата скрыта/ гражданин ФИО1, действуя на основании доверенности от /дата скрыта/ в интересах ФИО2 обратился в МРЭО ГИБДД с заявлением о перерегистрации транспортного средства «TOYOTA DYNA» и о восстановлении документов, добровольно представил на осмотр транспортное средство. В процессе осмотра транспортного средства было выявлено, что номер двигателя выполнено нестандартно, площадка с номером двигателя имеет следы механической обработки металла, маркировочная табличка с дублирующими маркировочными обозначениями закреплена кустарно. В соответствии с п.35.6 Административного регламента при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями регистрационные действия не производятся. Инспектором снимаются копии документов, а их оригиналы вместе с рапортом о происшествии передаются в орган внутренних дел для принятия решения, установленного уголовно-процессуальным законодательством. Материалы были направлены в ОП /номер скрыт/, зарегистрированы под номером КУСП 1621. Проверка на сегодняшний день не закончена, решение по данному КУСП не принято. В соответствии с п.51 Правил регистрации не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляется в установленном порядке органами внутренних дел. /дата скрыта/ ФИО1 обратился с заявлением о разъяснении. /дата скрыта/ ему был дан ответ, оформленный надлежащим образом, который он представил суду, о том, что решение будет принято по окончании проверки, в выдаче дубликата ФИО1 никто не отказывал, ответ ФИО1 об отказе в выдаче дубликатов утраченных документов не давался. ФИО1 был дан ответ, что в связи с тем, что решение по материалам проверки не принято, он не может провести регистрационные действия в отношении автотранспортного средства до окончания проведения проверки. В данном случае сроки в 3 часа, на которые ссылается заявитель, не могут быть применены. Заявителем не предоставлено доказательства того, что его обязали предоставить транспортное средство. Полагает, что ссылку заявителя на то, что двигатель не подлежит осмотру, нельзя считать состоятельной, так как в соответствии с изменениями к приказу данные модели и номер двигателя лишь не заносятся в регистрационные документы, тем не менее, для выявления модели транспортного средства, отсутствия перебитых номеров агрегатов, соответствия маркировочных обозначений необходим осмотр транспортного средства, так как двигатель имеет маркировочное обозначение, которое остается на двигателе, влияет на идентификацию транспортного средства в случае перерегистрации, влияет на соответствие маркировки, на выявление наличия признаков кустарного демонтажа и т.д. Кроме этого ст. 326 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за подделку и уничтожение идентификационного номера двигателя, кузова, шасси. То есть, кроме того, что сотрудники ГИБДД руководствуются в своей деятельностью приказом /номер скрыт/, они являются также сотрудниками полиции и исполняют Федеральный закон /номер скрыт/ «О полиции», который на сотрудников ГИБДД возлагает обязанности выявлять причины правонарушений, обязанность осуществлять контроль и надзор за соблюдением правил и стандартов, в том числе в области безопасности дорожного движения, имеет право запрещать эксплуатацию транспортных средств, имеющие поддельные и измененные номера агрегатов. В данном случае проводится проверка, результаты которой в МРЭО ГИБДД еще не поступили. До поступления результатов проверки, регистрационные действия быть произведены не могут. Отказа в совершении регистрационных действий заявителю дано не было. Производство регистрационных действий было задержано в связи с необходимостью проведения проверочных мероприятий, где идут иные сроки исполнения. Не запрещено осматривать инспектору представленное транспортное средство. В связи с чем, просит в заявлении отказать.
Суд, выслушав пояснения заявителя ФИО1, представителя заявителя, адвоката Коробкова А.В., представителя У. Р. по /адрес скрыт/ ФИО3, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Из представленных представителем У. Р. по /адрес скрыт/ в материалы дела доказательств следует, что согласно заявлению ФИО1 в Госавтоинспекцию МРЭО ГИБДД У. Р. по /адрес скрыт/, в котором имеется заключение госинспектора по результатам осмотра, датированное /дата скрыта/, ФИО1 обратился с просьбой о выдаче дубликата ПТС и свидетельства о регистрации транспортного средства «TOYOTA DYNA», 1989 года выпуска, государственный регистрационный знак <***> (л.д.40-41).
Из указанного заявления видно, что к заявлению от имени собственника данного транспортного средства ФИО2, ФИО1 приложил доверенность, зарегистрированную в реестре по/адрес скрыт/ от /дата скрыта/ специалистом администрации ФИО5, что подтверждается представленной заявителем в материалы дела доверенностью под указанным номером (л.д.12).
В соответствии с п.16 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД РФ /номер скрыт/ от /дата скрыта/ «О порядке регистрации транспортных средств», с изменениями и дополнениями от /дата скрыта/, /дата скрыта/, для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств представляют заявление, документ, удостоверяющий личность гражданина, обратившегося за совершением регистрационных действий, документ, удостоверяющий полномочия гражданина представлять интересы собственника (владельца) транспортного средства при совершении регистрационных действий, документ об уплате государственной пошлины, регистрационный документ и (или) паспорт транспортного средства, если он выдавался, транспортное средство.
Однако, как указано в подпункте «е» указанного п.16 Административного регламента транспортное средство не представляется при получении регистрационных знаков и (или) регистрационного документа, и (или) паспорта транспортного средства взамен утраченных или пришедших в негодность, при внесении изменений в учетные данные, не связанные с изменениями регистрационных данных транспортных средств, при снятии с учета в связи с его утилизацией или утратой, при прекращении временной регистрации на основании заявления собственника или по окончанию срока ее действия, а также вывезенное и оставленное прежним или новым собственником за пределами территории Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что обратившись в ГИБДД с заявлением о выдаче дубликатов ПТС и свидетельства о регистрации транспортного средства, который является регистрационным документом, ФИО1, действуя от имени собственника, приложил к заявлению документ, удостоверяющий его полномочия на представление интересов собственника и документ об уплате государственной пошлины, что соответствует требованиям п.16 Административного регламента.
Отсюда следует, что поскольку ФИО1 обратился в ГИБДД с заявлением о выдаче дубликатов ПТС и свидетельства о регистрации транспортного средства, он в силу подпункта «е» пункта 16 Административного регламента не должен был представлять для осмотра транспортное средство.
При таких обстоятельствах истребование у ФИО1 транспортного средства «TOYOTA DYNA», 1989 года выпуска, которое, как пояснил заявитель, он был вынужден доставить на смотровую площадку МРЭО ГИБДД У. Р. по /адрес скрыт/ с помощью эвакуатора, поскольку не имел законных оснований для управления указанным транспортным средством ввиду отсутствия регистрационного документа на указанное транспортное средство (свидетельство о регистрации транспортного средства), которое в силу п.2.1 Правил дорожного движения водитель транспортного средства обязан иметь при себе в момент управления транспортным средством, суд находит незаконным, поскольку это требование противоречит подпункту «е» пункта 16 приведенного выше Административного регламента.
Довод представителя У. Р. по /адрес скрыт/ о том, что ФИО1 добровольно представил для осмотра транспортное средство суд находит несостоятельным ввиду очевидности неудобства данного действия для ФИО1, не имеющего регистрационный документ на транспортное средство, что лишало его возможности управления транспортным средством.
Ссылку представителя У. Р. по /адрес скрыт/ на то, что произведенный /дата скрыта/ госинспектором МРЭО ГИБДД У. Р. по /адрес скрыт/ осмотр транспортного средства законом не запрещен, суд находит не основанной на законе, поскольку приходит к выводу, что как раз ввиду отсутствия регистрационного документа на транспортное средство, что лишает собственника либо титульного владельца транспортного средства представить его на осмотр в ГИБДД, законодатель и установил правило о том, что в этой ситуации транспортное средство для осмотра не представляется.
Довод представителя У. Р. по /адрес скрыт/ о том, что поводом для осмотра транспортного средства послужило заявление ФИО1 о перерегистрации транспортного средства с прежнего собственника на себя, со ссылкой на договор купли-продажи транспортного средства«TOYOTA DYNA», 1989 года выпуска от /дата скрыта/ и п.4 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД РФ /номер скрыт/ от /дата скрыта/ «О порядке регистрации транспортных средств», с изменениями и дополнениями от /дата скрыта/, /дата скрыта/, согласно которому собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака "ТРАНЗИТ" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных, суд находит надуманным, поскольку доказательств обращения ФИО1 в ГИБДД с заявлением о перерегистрации транспортного средства «TOYOTA DYNA», 1989 года выпуска на дату подачи рапорта о происшествии от /дата скрыта/ (л.д.54), представитель У. Р. по /адрес скрыт/ суду не представил ввиду отсутствия такового.
В соответствии с п.35.4 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД РФ /номер скрыт/ от /дата скрыта/ «О порядке регистрации транспортных средств», с изменениями и дополнениями от /дата скрыта/, /дата скрыта/, госинспектором или иным уполномоченным должностным лицом производится визуальный осмотр транспортного средства, подготовленного владельцем к осмотру.
В процессе осмотра осуществляется визуальная идентификация транспортного средства на предмет его соответствия данным паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа, а также при необходимости регистрационным и информационным учетам, с целью подтверждения и (или) установления:
марки (модели, модификации), типа, категории, цвета, года выпуска, идентификационного номера VIN, номера кузова (рамы), номера шасси транспортного средства;
соответствия маркировки транспортного средства (содержание, способ нанесения, конфигурация, взаиморасположение), а также признаков изменения маркировки транспортного средства (выявление скрытых, поддельных или измененных каким-либо иным способом);
внесения изменений в конструкцию транспортного средства, признаков целостности конструкции или составляющей части конструкции транспортного средства, имеющей маркировочное идентификационное обозначение, в том числе наличие признаков кустарного демонтажа (сварные швы, следы прессовки или крепления иным способом) элементов (части) шасси, либо несущего каркаса кузова транспортного средства, а также принадлежности отдельных элементов (фрагментов) транспортных средств конкретной марке (модели, модификации) транспортного средства;
наличия государственных регистрационных знаков и соответствия их требованиям государственных стандартов Российской Федерации;
соответствия нанесения цветографических схем на транспортных средствах оперативных и специальных служб требованиям государственных стандартов Российской Федерации, а также за обоснованностью и правильностью установки на транспортных средствах специальных световых сигналов, а также проблесковых маячков бело-лунного, желтого или оранжевого цвета в соответствии с нормативными правовыми актами МВД Р.;
При первичной регистрации ввезенных на территорию Российской Федерации или вновь произведенных транспортных средств данные модели и номера двигателя, указанные таможенными органами или соответственно присвоенные организациями-изготовителями, заносятся в автоматизированные учеты зарегистрированного транспорта в соответствии с пунктом 35.16 настоящего Административного регламента.
Результат осмотра транспортного средства отмечается в заявлении госинспектором или иным уполномоченным должностным лицом, проводившим осмотр и заверяется его подписью, с указанием его фамилии, даты и времени.
С учетом того, что действия ГИБДД У. Р. по /адрес скрыт/ в части истребования для осмотра транспортного средства «TOYOTA DYNA», 1989 года выпуска, признаны несоответствующими подпункту «е» пункта 16 Административного регламента, суд приходит к выводу о незаконности действий должностных лиц ГИБДД по осмотру двигателя транспортного средства, что послужило поводом для направления в орган внутренних дел рапорта о необходимости проведения проверки для обнаружения возможных признаков преступления, поскольку как следует из рапорта о происшествии от /дата скрыта/ (л.д.54) поводом для осмотра двигателя послужило заявление ФИО1 о перерегистрации транспортного средства, что не соответствует действительности, так как ФИО1 с таким заявлением в ГИБДД не обращался, договор купли-продажи транспортного средства от /дата скрыта/ в ГИБДД не представлял.
В соответствии с п.25 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД РФ /номер скрыт/ от /дата скрыта/ «О порядке регистрации транспортных средств», с изменениями и дополнениями от /дата скрыта/, /дата скрыта/, заявления собственников транспортных средств либо лиц, от имени собственников владеющих, пользующихся или распоряжающихся на законных основаниях транспортными средствами, на совершение регистрационных действий, предусмотренных настоящим Административным регламентом, принимаются регистрационными подразделениями в течение всего временного периода, установленного графиком приема граждан в регистрационном подразделении. При этом, если время обращения граждан не позволяет выполнить по времени все предусмотренные настоящим Административным регламентом процедуры, выполняются только те процедуры, которые уложились во временной период, установленный вышеуказанным графиком. Оставшиеся процедуры выполняются в следующий приемный день.
Максимальный срок совершения регистрационного действия с выдачей документов и регистрационных знаков устанавливается органом управления Госавтоинспекции по субъекту Российской Федерации и не может превышать трех часов с момента приема заявления и подтверждения факта уплаты государственной пошлины (за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Административным регламентом принимается решение об отказе в совершении регистрационных действий или при возникновении форс-мажорных обстоятельств, не позволяющих совершить процедуры, предусмотренные настоящим Административным регламентом).
В указанный срок, в течение временного периода, установленного графиком, не входит время ожидания заявителем административных действий, которое в сумме не должно превышать трех часов.
В случаях, требующих дополнительных проверок, проводимых сотрудниками регистрационных подразделений, заявления разрешаются в срок до 30 суток со дня их поступления.
Дополнительные проверки назначаются в следующих случаях:
в ранее выданном паспорте транспортного средства не указаны необходимые сведения или допущены ошибки при оформлении, в отношении которых не требуется привлечение других подразделений органов внутренних дел;
в графе "ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ" паспорта транспортного средства, выданного взамен утраченного, непригодного для пользования, отсутствуют сведения о ранее выданных паспортах;
при выдаче паспорта транспортного средства взамен утраченного, если утраченный паспорт транспортного средства выдавался вне территории обслуживания регистрационного подразделения, с целью подтверждения факта его выдачи;
при необходимости проверки транспортного средства по месту регистрации вне территории обслуживания регистрационного подразделения, если проведение такой проверки по телефону (факсу), информационным учетам в день обращения заявителя не представляется возможным;
в случае отсутствия в учетных данных подразделений Федеральной миграционной службы сведений о регистрации по месту жительства собственника (владельца) транспортного средства либо его представителя.
В этих случаях с принятых паспортов транспортных средств, регистрационных документов и документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, снимаются копии (ксерокопии), а оригиналы возвращаются заявителю. Плата за снятие копий (ксерокопий) не взимается. На время рассмотрения обращения заявителю срок действия регистрационного знака "ТРАНЗИТ" продлевается, а при его отсутствии выдается вновь.
С учетом того, решение об отказе в совершении регистрационного действия по выдаче свидетельства о регистрации транспортного средства и ПТС взамен утраченных /дата скрыта/ не выносилось, оснований для дополнительной проверки заявления ФИО1 в силу п.25 Административного регламента не имелось, суд приходит к выводу о незаконности действий ГИБДД У. Р. по /адрес скрыт/ в части отказа ФИО1 /дата скрыта/ в выдаче дубликата ПТС и свидетельства о регистрации транспортного средства «TOYOTA DYNA», 1989 года выпуска, в день обращения, поскольку такой отказ противоречит данному пункту Административного регламента.
Довод представителя У. Р. по /адрес скрыт/ об отсутствии отказа в совершении регистрационных действий, со ссылкой на отсутствие результата проверки органом внутренних дела на основании рапорта о происшествии от /дата скрыта/, суд находит не основанной на законе, поскольку оснований для назначения такой проверки по заявлению ФИО1 не имелось.
Ссылку представителя У. Р. по /адрес скрыт/ о том, что сотрудники ГИБДД руководствуясь в своей деятельности приказом МВД РФ /номер скрыт/ от /дата скрыта/ «О порядке регистрации транспортных средств», являются также сотрудниками полиции и исполняют Федеральный закон «О полиции», который на сотрудников ГИБДД возлагает обязанности выявлять причины правонарушений, обязанность осуществлять контроль и надзор за соблюдением правил и стандартов, в том числе в области безопасности дорожного движения, имеют право запрещать эксплуатацию транспортных средств, имеющие поддельные и измененные номера агрегатов, суд находит несостоятельной, поскольку исполнение Федерального закона «О полиции» не освобождает сотрудников ГИБДД от обязанности по исполнению приказа МВД РФ /номер скрыт/ от /дата скрыта/ «О порядке регистрации транспортных средств».
В соответствие с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 об оспаривании действий ГИБДД У. Р. по /адрес скрыт/ в части истребования для осмотра транспортного средства, двигателя транспортного средства, отказа в выдаче дубликата ПТС, свидетельства о регистрации транспортного средства признать обоснованным.
Признать незаконным решение ГИБДД У. Р. по /адрес скрыт/ в части истребования для осмотра транспортного средства TOYOTA DYNA, 1989 года выпуска, шасси №BU88-0005598, двигатель /номер скрыт/В-1070299, государственный регистрационный знак <***>, в части осмотра двигателя указанного транспортного средства по заявлению ФИО1 от /дата скрыта/, действующего на основании доверенности собственника транспортного средства ФИО2, зарегистрированной в реестре 126 от /дата скрыта/, в части отказа в выдаче дубликата ПТС и свидетельства о регистрации транспортного средства.
Обязать РЭО ГИБДД У. Р. по /адрес скрыт/ - регистрационное отделение У. Р. по городу Комсомольску-на-Амуре выдать ФИО1 дубликат ПТС и свидетельство о регистрации транспортного средства TOYOTA DYNA 1989 года выпуска, шасси №BU88-0005598, двигатель /номер скрыт/В-1070299, государственный регистрационный знак <***>.
На решение может быть принесена апелляционная жалоба в /адрес скрыт/вой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд /адрес скрыт/.
Судья Известкина И.Г.