Гражданское дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 августа 2014 года с. Баргузин
Судья Баргузинского районного суда Республики Бурятия Цивилев С.Д., при секретаре Козленко И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Баргузинского района о признании противоречащим требованиям федерального законодательства решения Совета депутатов муниципального образования «Баргузинский район» № 260 от 03.12.2012 г. «О порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в муниципальной собственности при продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений»,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, Прокурор Баргузинского района РБ. просит признать противоречащим требованиям федерального законодательства решения Совета депутатов муниципального образования «Баргузинский район» № 260 от 03.12.2012 г. «О порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в муниципальной собственности при продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений».
Заявление мотивировано тем, что Решением Совета депутатов МО «Баргузинский район» от 03.12.2012 г. № 260 утвержден порядок определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений. Решение опубликовано на официальном сайте администрации МО «Баргузинский район» (www.barguzin.su) 14.01.2013 г. В соответствии с п. 9, п. 10 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» решение Совета депутатов МО «Баргузинский район» № 260 от 03.12.2012 г. обладает признаками нормативного правового акта, оно принято в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений в сфере землепользования. Вместе с тем, решение представительным органом муниципального района принято с превышением предоставленных полномочий. Согласно ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Исключительная компетенция представительного органа местного самоуправления предусмотрена ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Согласно ч. 11 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Статьей 21 Устава МО «Баргузинский район» определена компетенция Совета депутатов МО «Баргузинский район», при этом, установление порядка определение цены и оплаты земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, при их продаже к компетенции Совета депутатов МО «Баргузинский район» не отнесено. Частью 1.1. ст. 36 Земельного кодекса РФ регламентировано, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: 1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления. Порядок определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия и государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений определен постановлением Правительства Республики Бурятия от 29.06.2012 г. № 387. В соответствии с п. 3 постановления Правительства РБ от 29.06.2012 № 387 органам местного самоуправления в Республике Бурятия рекомендовано до 1 сентября 2012 года разработать и принять нормативные правовые акты, устанавливающие цены выкупа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений, а также порядок определения цены этих земельных участков и их оплаты. Таким образом, по смыслу ч. 1.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, постановления Правительства РБ от 29.06.2012 № 387 порядок определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений на территории Баргузинского района должен быть определен органом исполнительной власти местного самоуправления. Принятие нормативного правового акта о порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений в компетенции представительного органа МО «Баргузинский район» не находится, муниципальный акт должен быть принят исполнительным органом местного самоуправления. В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация. Согласно п.п. «д» п. 3 Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются, в том числе, принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов. Таким образом, решение Совета депутатов МО «Баргузинский район» от 03.12.2012 г. № 260 противоречит требованиям земельного законодательства, содержит коррупциогенный фактор. В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Прокурором района председателю Совета депутатов МО «Баргузинский район» внесено требование об отмене решения Совета депутатов МО «Баргузинский район» № 260 от 03.12.2012 г. с целью исключении коррупциогенного фактора, которое рассмотрено и отклонено. Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В судебном заседании старший помощник прокурора Михалева Т.С. заявленные требования поддержала, по основаниям, в нем изложенных, и суду пояснила, что исключительная компетенция представительного органа муниципального образования определяется ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и Уставом муниципального образования. При этом, ни ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ, ни ст. 21 Устава МО «Баргузинский район» установление порядка определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в муниципальной собственности при продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений к исключительной компетенции Совета депутатов МО «Баргузинский район» не отнесено. Статьей 36 Земельного кодекса РФ решение данного вопроса также к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления не отнесено. Таким образом, в соответствии с требованиями ч. 10 и ч. 11 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 36 Земельного кодекса РФ, ст. 21 Устава МО «Баргузинский район» муниципальный нормативный правовой акт о Порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в муниципальной собственности при продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений, должен быть утвержден исполнительным органом местного самоуправления, т.е. администрацией МО «Баргузинский район».
В судебном заседании представитель Совета депутатов муниципального образования «Баргузинский район» по доверенности ФИО1, против удовлетворения заявленных требований возражала, представила письменный отзыв согласно которого, Совет депутатов Муниципального образования «Баргузинский район» не согласен с заявленными требованиями прокуратуры Баргузинского района о признании противоречащим требованиям федерального законодательства решения Совета депутатов муниципального образования «Баргузинский район» № 260 от 03.12.2012 «О порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в муниципальной собственности при продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений». Считаем данное заявление необоснованным, а требования прокуратуры Баргузинского района не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с частью 1.1. статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: 1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2)земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления. Пунктом 3 постановления Правительства Республики Бурятия от 29.06.2012 № 387 «О Порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия и государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений» органам местного самоуправления в Республике Бурятия рекомендовано до 01.09.2012 года разработать и принять нормативные правовые акты, устанавливающие цены выкупа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений, а также порядок определения цены этих земельных участков и их оплаты. Земельным кодексом РФ, указанным постановлением Правительства Республики Бурятия органы местного самоуправления наделены полномочиями по определению цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.203 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Совет депутатов Муниципального образования «Баргузинский район», т.е. представительный орган муниципального образования, является органом местного самоуправления. В соответствии со статьей 21 Устава МО «Баргузинский район» к компетенции Совета депутатов МО «Баргузинский район» относится: определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Муниципального района (п. 12); определение в соответствии с земельным законодательством порядка предоставления находящихся в муниципальной собственности земель и изъятия земельных участков для муниципальных нужд (п. 18). Земельные участки относятся к недвижимому имуществу в силу части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, по смыслу статьи 21 Устава МО «Баргузинский район» принятие оспариваемого решения находится в компетенции Совета депутатов МО «Баргузинский район». Ни федеральным, ни республиканским законодательством, ни уставом МО «Баргузинский район» принятие оспариваемого прокурором нормативного правового акта не отнесено к исключительной компетенции местной администрации, т.е. исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления. Подпунктом «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №96, предусматривается коррупциогенный фактор «принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов». Соответственно, в данном случае рассматриваемое решение не содержит коррупциогенного фактора предусмотренного подпунктом «д» пункта 3 Методики, так как не нарушена компетенция ни органов государственной власти, ни органов местного самоуправления. Статья 12 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. На основании изложенного считают, что Совет депутатов МО «Баргузинский район», как орган местного самоуправления, обладает полномочиями по принятию нормативного правового акт, устанавливающего цену выкупа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений, а также порядок определения цены этих земельных участков и их оплаты. Просят суд отказать в полном объеме в удовлетворении заявленных требований прокурора Баргузинского района о признании противоречащим требованиям федерального законодательства решения Совета депутатов муниципального образования «Баргузинский район» № 260 от 03.12.2012 «О порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в муниципальной собственности при продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений».
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 130, ст. 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; 7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; 10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
Согласно ч. 11 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Статьей 20 Устава МО «Баргузинский район» предусмотрено, что Совет депутатов МО «Баргузинский район» по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Бурятия, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Муниципального района.
Согласно ст. 21 Устава МО «Баргузинский район» к компетенции Совета депутатов относится: 1) принятие Устава Муниципального района, внесение в него изменений; 2) принятие решения о проведении местного референдума; 3) назначение в соответствии с настоящим Уставом публичных слушаний и опросов граждан, а также определение порядка проведения таких опросов; 4) назначение и определение порядка проведения конференций граждан; 5) принятие предусмотренных настоящим Уставом решений, связанных с изменением границ Муниципального района, а также с преобразованием Муниципального района; 6) утверждение структуры местной администрации по представлению Главы Муниципального района; 7) осуществление права законодательной инициативы в Народном Хурале Республики Бурятия; 8) формирование контрольного органа, избирательной комиссии и определение в соответствии с настоящим Уставом порядка их работы и полномочий; 9) утверждение бюджета Муниципального района на очередной финансовый год и утверждение отчета о его исполнении; 10) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов, определение их ставок в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 11) принятие планов и программ развития Муниципального района, утверждение отчетов об их исполнении; 12) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Муниципального района; 13) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; 14) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; 15) определение порядка приватизации муниципального имущества в соответствии с федеральным законодательством; 16) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; 17) определение в соответствии с земельным законодательством порядка предоставления находящихся в муниципальной собственности земель и изъятия земельных участков для муниципальных нужд; 18) установление правил размещения муниципального заказа, финансируемого за счет бюджета Муниципального района, на выполнение работ (оказание услуг), внесение в них изменений и дополнений;
принятие решений о целях, формах, суммах долгосрочных заимствований, выпуске местных займов, лотерей; 18) определение порядка участия Муниципального района в организациях межмуниципального сотрудничества; 19) осуществление иных полномочий, отнесенных к ведению Совета депутатов федеральным законодательством, законодательством Республики Бурятия, настоящим Уставом, а также регламентом Совета депутатов.
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: 1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Порядок определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Бурятия и государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений определен постановлением Правительства Республики Бурятия от 29.06.2012 г. № 387.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РБ от 29.06.2012 № 387 органам местного самоуправления в Республике Бурятия рекомендовано до 1 сентября 2012 года разработать и принять нормативные правовые акты, устанавливающие цены выкупа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений, а также порядок определения цены этих земельных участков и их оплаты.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что установление порядка определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений на территории Баргузинского района Федеральным законом № 131-ФЗ, Земельным кодексом РФ, Уставом МО «Баргузинский район» к компетенции представительного органа МО «Баргузинский район» не отнесено.
Доводы представителя Совета депутатов МО «Баргузинский район» по доверенности о том, что в соответствии со статьей 21 Устава МО «Баргузинский район» к компетенции Совета депутатов МО «Баргузинский район» относится: определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Муниципального района (п. 12); определение в соответствии с земельным законодательством порядка предоставления находящихся в муниципальной собственности земель и изъятия земельных участков для муниципальных нужд (п. 18), суд отклоняет, поскольку указанные полномочия представительного органа не связаны с установлением порядка определения цены и оплаты земельных участок, находящихся в муниципальной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений.
Иные доводы представителя Совета депутатов МО «Баргузинский район» по доверенности судом также не приняты во внимание по следующим основаниям.
Из анализа норм Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что федеральным законодательством не предусмотрена исключительная компетенция главы муниципального образования.
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 36 настоящего Федерального закона глава муниципального образования в пределах полномочий, издает в пределах своих полномочий правовые акты;
Согласно ст. 30 Устава МО «Баргузинский район» к исключительным полномочиям Главы Муниципального района относятся следующие полномочия: 1) представлять Муниципальный район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действовать от имени Муниципального района; 2) подписывать и обнародовать в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Районным Советом депутатов; 3) издавать в пределах своих полномочий правовые акты; 4) требовать созыва внеочередного заседания Совета депутатов; 5) координировать деятельность органов местного самоуправления Муниципального района; 6) проводить прием граждан, рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, принимать по ним решения; 7) осуществлять иные полномочия, в соответствии с законодательством, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Совета депутатов; 8) обеспечивать осуществление органами местного самоуправления муниципального образования «Баргузинский район» полномочийпорешению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Бурятия.
Суд принимает во внимание доводы заявителя о том, что решение Совета депутатов муниципального образования «Баргузинский район» № 260 от 03.12.2012 г. «О порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в муниципальной собственности при продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений» представительным органом муниципального образования принято за пределами предоставленных полномочий, что в соответствии с п.п. «д» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» относится к коррупциогенным факторам, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Прокурором района председателю Совета депутатов МО «Баргузинский район» внесено требование об отмене решения Совета депутатов МО «Баргузинский район» № 260 от 03.12.2012 г. с целью исключении коррупциогенного фактора, которое рассмотрено и отклонено.
Статьей 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов граждан является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности.
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Таким образом, прокурору предоставлено право на обращение в суд о признании нормативного правового акта противоречащим закону.
Согласно п. 28 постановления Пленума Верховного суда РФ № 48 от 29.11.2007, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Исключение составляют нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такой акт (его часть) признается судом недействующим с момента вступления решения в законную силу. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемое прокурором района решение Совета депутатов Баргузинского района до вынесения решения суда применялся, суд признает его недействующим полностью со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с требованиями ч 3 ст. 258 ГПК РФ в суд должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течении месяца со дня получения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Заявление Прокурора Баргузинского района о признании противоречащим требованиям федерального законодательства решения Совета депутатов муниципального образования «Баргузинский район» № 260 от 03.12.2012 г. «О порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в муниципальной собственности при продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений», удовлетворить.
Признать решение Совета депутатов муниципального образования « Баргузинский район» № 260 от 03.12.2012 г. «О порядке определения цены оплаты земельных участков, находящихся в муниципальной собственности при продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений» противоречащим требованиям федерального законодательства, недействующим полностью со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РБ в течение месяца со дня вынесения.
Судья: С.Д. Цивилев