дело номер 2-670/2022
УИД22RS0001-01-2022-000941-67
решение в окончательной форме
изготовлено 29 сентября 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2022 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе председательствующего Луханиной О.В., при секретаре Феденко О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хамовой Натальи Анатольевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России номер 1 по Алтайскому краю о взыскании недополученных сумм денежного содержания и взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Хамова Н.А. обратилась в Алейский городской суд с исковым заявлением к ответчику о взыскании недополученных сумм денежного содержания и компенсации морального вреда, указывая на то, что в период с 16 декабря 2016 года она была принята в инспекцию и назначена в отдел выездных проверок Межрайонной ИФНС России номер 10 по Алтайскому краю на должность государственного налогового инспектора, 11 марта 2021 года назначена в отдел камеральных проверок номер 2 на должность старшего государственного налогового инспектора; 26 ноября 2021 года с истцом расторгнут служебный контракт и она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы, в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ от 27 июля 2004 года номер 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
При увольнении работодателем была начислена причитающаяся в связи с увольнением вследствие сокращения должности государственной гражданской службы в государственной органе компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 114 184 рубля 48 копеек, а также денежная компенсация за неиспользуемый отпуск за 50,12 календарных дней в размере 53 735 рублей 66 копеек.
Межрайонная ИФНС России номер 10 по Алтайскому краю прекратила свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения 29 ноября 2021 года, о чем свидетельствует соответствующая запись в ЕГРЮЛ, правопреемником является Межрайонной ИФНС России номер 1 по Алтайскому краю.
На основании расчетных листков истец установила, что работодателем в расчет денежного содержания не включались суммы выплаченных средств материального стимулирования (СМС) и «разовых» премий за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий.
Произведя свой расчет, с учетом выплаченных СМС и «разовых» премий, общая сумма недоплаченных вышеуказанных денежных средств составила 91 797 рублей 92 копейки (сумма недоплаты четырехмесячного денежного содержания при увольнении).
Неправомерными и необоснованными действиями ответчика истцу причинен моральный вред, выразившийся в виде нравственных страданий и переживаний, чувство тревоги за дальнейшее будущее, а также невозможностью своевременно распорядиться денежными средствами, причитающимися истцу по праву.
Просит взыскать с Межрайонной ИФНС России номер 1 по Алтайскому краю сумму недоплаты четырехмесячного денежного содержания при увольнении в размере 91 797 рублей 92 копейки, компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей. Возложить обязанность на ответчика удержать из указанных выплат налогов и сборов в соответствии с НК РФ и перечислить их в соответствующие бюджеты РФ.
Истец Хамова Н.А в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы номер 1 по Алтайскому краю Беспалов Н.В. в судебном заседании (посредством видеоконференцсвязи) просил в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. В представленном отзыве на исковое заявление указывает, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального государственного служащего территориального органа ФНС, так как их выплата регулируется в соответствии с ведомственными актами государственного органа в зависимости от порядка осуществления указанных выплат (в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий или в форме иных выплат). Факт причинения физических и нравственных страданий истцом документально не подтвержден, в связи с чем требование о компенсации морального вреда предъявлено необоснованно.
Выслушав представителя ответчика Беспалова Н.В., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, согласно служебного контракта № от 16 декабря 2016 года, заключенного между Межрайонной ИФНС России номер 10 по Алтайскому краю и Хамовой Н.А., на основании приказа Межрайонной ИФНС России номер 10 по Алтайскому краю о назначении на должность от 16 декабря 2016 года №, Хамова Н.А. назначена на должность государственного налогового инспектора выездных проверок номер 2 Межрайонной ИФНС России номер 10 по Алтайскому краю, со сроком служебного контракта с 16 декабря 2016 года на неопределенный срок.
04 мая 2017 года между Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы номер 10 по Алтайскому краю и Хамовой Н.А. заключено дополнительное соглашение № к служебному контракту от 16 декабря 2016 года №, согласно которому Хамова Н.А. назначена на должность старшего государственного налогового инспектора Межрайонной ИФНС России номер 10 по Алтайскому краю, со сроком служебного контракта с 04 мая 2017 года.
11 марта 2021 года заключено дополнительное соглашение № к служебному контракту контракт № от 16 декабря 2016 года, Хамова Н.А. на основании приказа № назначена на должность старшего государственного налогового инспектора отдела камерных проверок № Межрайонной ИФНС России № по Алтайскому краю, со сроком служебного контракта с 11 марта 2021 года.
Впоследствии к служебному контракту № от 16 декабря 2016 года между сторонами были заключены дополнительные соглашения, последнее соглашение № от 13 апреля 2021 года в части, касающейся оплаты денежного содержания.
В соответствии с № служебного контракта № от 16 декабря 2016 года и дополнительного соглашения № от 13 апреля 2021 года к нему, Хамовой Н.А. установлено денежное содержание, которое состоит из:
а) месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностной оклад) в размере 5 075 рублей в месяц;
б) месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклад за классный чин) в размере 1 788 рублей в месяц;
в) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере 20% этого оклада;
г) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 80% этого оклада;
д) ежемесячное денежное поощрение в размере 5 075 рублей в месяц;
е) премия за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя;
ж) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.
Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 10 служебного контракта № от 16 декабря 2016 года и дополнительного соглашения № от 13 апреля 2021 года к нему).
22 сентября 2021 года Хамова Н.А уведомлена о реорганизации 29 ноября 2021 года Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы номер 10 по Алтайскому краю путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы номер 1 по Алтайскому краю и сокращении должности. От Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы номер 10 по Алтайскому краю 15 ноября 2021 года Хамовой Н.А. поступало предложение о замещении должности государственной гражданской службы.
26 ноября 2021 года, на основании приказа от 16 ноября 2021 года № прекращено действие служебного контракта от 16 декабря 2016 года №, Хамова Н.А. освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы Российской Федерации в связи с сокращением должности гражданской службы, п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года номер 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», с выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.
В свою очередь истец Хамова Н.А. указала, что работодателем в расчет денежного содержания не включались суммы выплаченных средств материального стимулирования (СМС) и «разовых» премий за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, что привело к недоплате четырехмесячного денежного содержания при исчислении компенсации при увольнении.
Согласно частям 1 и 3 ст. 37 Конституции РФ труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Статьей 2 ТК РФ установлено, что, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с частями 1 и 7 ст. 11 ТК РФ, трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года номер 79-ФЗ (далее по тексту в редакции, действующей в спорный период) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту - Федерального закона от 27 июля 2004 года номер 79-ФЗ), гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Положениями ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года номер 79-ФЗ определено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (часть 1).
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2).
В соответствии с ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года номер 79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года номер 79-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2007 года номер 562 утверждены «Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» (далее по тексту - Правила), в том числе и при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы (п.п.«д» п.1 Правил).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно ч.ч. 2 и 5 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
В случаях, предусмотренных подпунктами «д» и «з» пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз.1,2 п.8 Правил).
В силу ч.1 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года номер 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну - в размере полутора должностных окладов; премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч.2 ст.51 Федерального закона от 27 июля 2004 года номер 79-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 51 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: на выплату районного коэффициента (коэффициента), если такая выплата в соответствии с законодательством Российской Федерации производится в федеральном государственном органе; на выплату в отдельных федеральных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; на иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 51 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года номер 763 (далее по тексту в редакции, действующей в спорный период) «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» (далее по тексту – Указ Президента РФ от 25 июля 2006 года номер 763) определено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов за классный чин и дополнительных выплат, - в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2004 года номер 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Согласно п. 9 Указа Президента РФ от 25 июля 2006 года номер 763 фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 8 п.п. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года номер 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных частями 2 и 3 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года номер 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих и выплата премий.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года номер 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (далее по тексту - Порядок), который разработан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года номер 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (п.1 Порядка).
Согласно п. 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное п. 1 настоящего Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Однако приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года номер 90 н, предусматривая выплату материального стимулирования федеральным государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС РФ в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей и иных обязанностей и распространяя действие на период с 2007 года по 2013 год, находится за пределами спорного периода.
В тоже время согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов РФ от 15 июля 2014 года номер 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года номер 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года номер 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный ст. 50 Закона о государственной гражданской службе, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением номер 238-7.
В данном письме указано, что в соответствии со ст.50 Федерального закона от 27 июля 2004 года номер 79-ФЗ определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Кроме того, ч. 10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. При этом, в соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона номер 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен ст.50 Федерального закона номер 79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года номер 329, предусмотрено, что Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (п. 1). Пунктом 5.5 данного Положения определено, что Министерство финансов РФ обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности. Согласно п. 2 Положения о Федеральной налоговой службе РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года номер 506, Федеральная налоговая служба РФ находится в ведении Министерства финансов РФ. Учитывая, что на Министерство финансов РФ как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований Хамовой Н.А. следует учитывать содержащиеся в письме Министерства финансов РФ от 15 июля 2014 года № разъяснения.
При изложенных обстоятельствах довод Межрайонной ИФНС России номер 1 по Алтайскому краю о том, что материальное стимулирование осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не учитывается при расчете компенсационных выплат при увольнении, выплате отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск судом отклоняется.
Также суд находит обоснованными доводы истца о необходимости учитывать при исчислении указанных выплат суммы выплачиваемых премий в связи с нижеследующим.
Согласно п. 2.2., 2.4 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы..., утвержденного Приказом Федеральной налоговой службы РФ от 02 октября 2009 года номер ММ-7-5/483@, выплата премий производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств соответствующих налоговых органов. Решение о выплате премии гражданским служащим принимается руководителем Федеральной налоговой службы и оформляется приказом Федеральной налоговой службы.
Приказом Межрайонной ИФНС России номер 10 по Алтайскому краю от 21 сентября 2018 года номер 010106/208 утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России номер 10 по Алтайскому краю премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России номер 10 по Алтайскому краю, согласно п. 2.2. которого выплата премий производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств инспекции.
В то же время указанные премии выплачивались сотрудникам инспекции за особо важные и сложные задания, при этом учитывались показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федерального государственного служащего; личный вклад в обеспечение исполнения полномочии, возложенных на территориальные органы Федеральной налоговой службы РФ; за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций Федеральной налоговой службы РФ.
В связи с этим в соответствии с положениями п.4 ч.5 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года номер 79-ФЗ указанные выплаты должны быть включены в состав денежного содержания Хамовой Н.А.
В соответствии со ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Из начисленных и полученных Хамовой Н.А. выплат средств материального стимулирования и премий удерживался НДФЛ, а также все предусмотренные законодательством платежи, которые перечислены в соответствующие бюджеты РФ.
Тот факт, что выплаты средств материального стимулирования и премий финансировались из другого источника выплат и осуществлялись сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы РФ не означает, что данные средства не являются денежным содержанием Хамовой Н.А., поскольку выплата указанных средств производилась систематически, а потому они должны учитываться при расчете денежного содержания.
В связи с тем, что положениями ч. 3 ст. 51 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда гражданских служащих формируется также за счет средств на иные выплаты, к которым относится материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, премии сверх установленного фонда оплаты труда, входящие в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (ч.10 ст.50 Федерального закона от 27 июля 2004 года номер 79-ФЗ, п.10 служебного контракта номер 270 от 04 мая 2017 года ), выплаченные истцу в соответствии с приказами ответчика, материальное стимулирование, премии подлежали учету при расчете компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной единицы.
Из представленных сторонами расчетных листков истца Хамовой Н.А., а также учитывая вышеуказанные положения закона, следует, что при расчете компенсации четырехмесячного денежного содержания истца должны учитываться следующие суммы: 5 075 рублей (должностной оклад) + 1 788 рублей (оклад за классный чин) + 3 402,6 рублей (районный коэффициент) + 5 075 рублей (ежемесячное денежное поощрение) + 4 060 рублей (ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы) + 1015 рублей (ежемесячная надбавка за выслугу лет на гражданской службе) 20415,6 рублей; (1/12 от 272,960,04 рублей, фактически начисленных дополнительных выплат в период с 01 ноября 2020 года по 31 октября 2021 года (ноябрь 2020 года «премия за октябрь месяц госслужба» - 29 388,7 рублей; декабрь 2020 года «премия за ноябрь месяц госслужба» - 28635,33 рублей, «премия за декабрь месяц госслужба» - 60 077,07 рублей, «средства материального стимулирования (СМС)» - 23 489 рублей; март 2021 года «премия ФОТ госслужба» - 6 764,40 рублей; апрель 2021 года «премия за выполнение особо важных и сложных заданий» - 6018,01 рублей, «средства материального стимулирования (СМС)» - 25993 рубля; май 2021 года «премия ДОП госслужба» - 19197,82 рублей; июнь 2021 года «премия ДОП госслужба» - 36 748,08 рублей; июль 2021 года «средства материального стимулирования (СМС)» - 18 693 рубля, материальная помощь 10 000 рублей; август 2021 года «единовременная выплата к отпуску госслужащего» - 16 471,20 рублей, «материальная помощь к отпуску госслужащего» – 8 235,6 рублей, «премия ДОП госслужба» – 18 374,04 рублей; сентябрь 2021 года «средства материального стимулирования (СМС)» - 18 732 рубля, «премия ДОП госслужба» - 20 415,60 рублей; октябрь 2021 года «премия ДОП госслужба» - 35 727,30 рублей). Таким образом, сумма месячного денежного содержания Хамовой Н.А. составляет 51 495 рублей 60 копеек, компенсация четырехмесячного денежного содержания составляет 205 982 рубля 40 копеек.
Согласно расчетного листка Хамовой Н.А. за ноябрь 2021 года, ей выплачена компенсация при увольнении в сумме 114 184 рубля 48 копеек. Учитывая установленный судом размер компенсации четырехмесячного денежного содержания в размере 205 982 рубля 40 копеек, задолженность по оплате компенсации при увольнении истца составляет 91 797 рублей 92 копейки.
Таким образом, указанная сумма подлежат взысканию с ответчика в пользу истца с возложением на Межрайонную ИФНС России номер 1 по Алтайскому краю обязанности произведения удержания с указанных сумм налогов и сборов и перечисления их в соответствующие бюджеты РФ.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных, заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Разрешая требования истца в части денежной компенсации морального вреда, суд, учитывая отсутствие критериев денежного эквивалента степени нравственных страданий, причиненных работнику, исходя из факта незаконности занижения размера денежного содержания, руководствуясь принципами разумности и справедливости, считает необходимым взыскать в пользу Хамовой Н.А. с Межрайонной ИФНС России номер 1 по Алтайскому краю 3 000 рублей в возмещение морального вреда.
Довод представителя ответчика о том, что причинение физических и нравственных страданий истцом документально не подтвержден, суд находит несостоятельным, поскольку в силу положений ст.237 ТК РФ сам факт нарушения трудовых прав подлежит компенсации морального вреда.
Согласно ст.19 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии с п.1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Указанные в абзаце первом настоящего пункта лица именуются в настоящей главе налоговыми агентами.
Таким образом, учитывая, что ответчик является налоговым агентом истца, то на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы номер 1 по Алтайскому краю возлагается обязанность по произведению удержания налогов и сборов и перечисления их в соответствующий бюджет РФ.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Хамовой Натальи Анатольевны удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы номер 1 по Алтайскому краю (ИНН №) в пользу Хамовой Натальи Анатольевны (паспорт гражданина Российской Федерации №) задолженность по денежному содержанию в сумме 91 797 рублей 92 копейки, в счет компенсации морального вреда 3 000 рублей, с возложением обязанности произвести удержание налогов и сборов и перечислить их в соответствующий бюджет Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований Хамовой Натальи Анатольевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы номер 1 по Алтайскому краю о взыскании компенсации морального вреда, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Алейский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его изготовления в мотивированном виде.
Судья Луханина О.В.