ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-671 от 15.11.2013 Холмогорского районного суда (Архангельская область)

 Дело № 2-671

 15 ноября 2013 с.Холмогоры

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 Холмогорский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Е. А. Лощевской, при секретаре Шатовой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» по обеспечению возможности получения заявителями в электронной форме муниципальных услуг и обязании администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ прекратить указанное незаконное бездействие

 У С Т А Н О В И Л:

 <адрес> Архангельской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» по обеспечению возможности получения заявителями в электронной форме следующих муниципальных услуг - выдача разрешения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, расположенных на территории Холмогорского муниципального района; - выдача разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на территории Холмогорского муниципального района; - предоставление земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, принадлежащие гражданам или юридическим лицам в Холмогорском муниципальном районе; - рассмотрение ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в Холмогорском муниципальном районе; - социальная поддержка по обеспечению жильем граждан, в т.ч. молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе, либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там; - организация транспортного обслуживания населения на территории МО «Холмогорский муниципальный район» автомобильным транспортом; - предоставление сельхозтоваропроизводителям всех форм собственности поддержки из местного бюджета; - организация районных мероприятий по физической культуре и спорту в Холмогорском муниципальном районе; - организация отдыха детей в каникулярное время в лагерях с дневным пребыванием в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории муниципального образования «Холмогорский муниципальный район»; - предоставление архивных справок, архивных выписок и копий архивных документов из архива Управления образования администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» и обязании администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ прекратить указанное незаконное бездействие путем размещения информация на региональном портале о муниципальной услуге, обеспечения возможности скачивания формы заявки на получение услуги, обеспечения возможности подачи заявки на получение услуги через региональный портал и обеспечения возможности отслеживания хода исполнения работы на региональном портале в отношении перечисленных муниципальных услуг, предоставляемых администрацией МО «Холмогорский муниципальный район».

 В обоснование требований прокурор указал следующее: в ходе проведенной проверки выявлено, что администрацией МО «Холмогорский муниципальный район» в нарушение п. 2 ч.1 ст. 6 Закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг не предоставляются в электронной форме перечисленные выше муниципальные услуги, т.е. не обеспечена возможность получения заявителями указанных муниципальных услуг в электронной форме.

 Указанным бездействием администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» создано препятствие к осуществлению гражданами прав, на получение муниципальных услуг в электронной форме.

 В ходе судебного разбирательства помощник прокурора района С.А.И. на заявленных требованиях настаивал, поддержал, доводы, изложенные в заявлении, дополнительно пояснил, что бездействие администрации выражается в не предоставлении первоочередных услуг, согласно графику, рекомендованному Распоряжением Правительства РФ № 1993-р от ДД.ММ.ГГГГ.

 Представитель администрации МО «Холмогорский муниципальный район» Доронина И. И. с требованиями прокурора не согласна, пояснила, что ввиду сложившихся обстоятельств, повлиявших на сроки исполнения графика по предоставлению услуг в электронном виде, ДД.ММ.ГГГГ главой МО издано распоряжение № о внесении изменений в План-график, утвержденный распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанному распоряжению сроки реализации этапов перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме органами администрации муниципального образования продлены до января 2014 года.

 Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела и оценив все доказательства в их совокупности, суд установил :

 Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ).

 Под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления понимают деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований (п. 2 ст. 2 Закона N 210-ФЗ).

 В соответствии с п. 6, ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Закон об организации предоставления государственных и муниципальных услуг) предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - это предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, а также использование универсальной электронной карты, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

 Основным принципом предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя. (п.6 ст.4 Закона)

 Согласно п.2 ч.1 ст. 6 названного Закона, обязанность обеспечивать возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, возложена на органы, предоставляющие муниципальные услуги,

 В соответствии с п.1 ч.4 ст. 29 Закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг установлено, что в отношении реализации положений данного Федерального закона, предусматривающих предоставление муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием единого портала услуг, переход на предоставление муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 данного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми органом местного самоуправления.

 Перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией МО «Холмогорский муниципальный район» утвержден постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечней муниципальных услуг, предоставляемых администрацией муниципального образования «Холмогорский муниципальный район»».

 План-график перехода на предоставление органами администрации МО «Холмогорский муниципальный район» муниципальных услуг в электронной форме (далее по тексту – План-график) был утвержден распоряжением главы администрации МО «Холмогорский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении плана-графика перехода на предоставление органами администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» муниципальных услуг в электронной форме» (л.д. 45-61).

 По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ МО «Холмогорский муниципальный район» этапы перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме органами администрации МО «Холмогорский муниципальный район», предусмотренные план-графиком не реализованы в отношении следующих муниципальных услуг:

 - выдача разрешения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, расположенных на территории Холмогорского муниципального района;

 - выдача разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на территории Холмогорского муниципального района;- предоставление земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, принадлежащие гражданам или юридическим лицам в Холмогорском муниципальном районе;

 - рассмотрение ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в Холмогорском муниципальном районе;

 - социальная поддержка по обеспечению жильем граждан, в т.ч. молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе, либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там;

 - организация транспортного обслуживания населения на территории МО «Холмогорский муниципальный район» автомобильным транспортом;

 - предоставление сельхозтоваропроизводителям всех форм собственности поддержки из местного бюджета;

 - организация районных мероприятий по физической культуре и спорту в Холмогорском муниципальном районе;

 - организация отдыха детей в каникулярное время в лагерях с дневным пребыванием в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории муниципального образования «Холмогорский муниципальный район»;

 - предоставление архивных справок, архивных выписок и копий архивных документов из архива Управления образования администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район». (л.д. 8-14).

 Вместе с тем, в целях уточнения перечней государственных и муниципальных услуг, предоставляемых администрацией муниципального района, Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден новый перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией муниципального образования «Холмогорский муниципальный район»». (л.д. 32-44).

 В соответствии с п.1 ч.4 ст. 29 Закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг и в соответствии с Уставом МО «Холмогорский муниципальный район» распоряжением главы администрации МО от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в План-график перехода на предоставление органами администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» муниципальных услуг в электронной форме, утвержденный распоряжением администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № 362» (л.д. 62-69).

 Из пояснений представителя МО «Холмогорский муниципальный район» следует, что при внесении изменений в План-график администрация руководствовалась тем, что право заявителя на получение муниципальных услуг в электронной форме должно быть обеспечено в ближайшие сроки, но одновременно учитывала и наличие реальных возможностей предоставления услуг в электронной форме, так как осуществлять размещение в информационной системе информации администрация самостоятельно не может.

 В обоснование необходимости внесения изменений в план-график администрацией МО представлено Соглашение об информационном взаимодействии в целях формирования и функционирования государственных информационных систем Архангельской области «Архангельский региональный реестр государственных и муниципальных услуг» и «Архангельский региональный портал государственных и муниципальных услуг», предметом которого является организация информационного обмена между сторонами с целью формирования и функционирования государственных информационных систем Архангельской области «Архангельский региональный реестр государственных и муниципальных услуг» и «Архангельский региональный портал государственных и муниципальных услуг» (далее по тексту – Портал) в части, касающейся муниципальных услуг. (л.д. 70-98).

 Распоряжение главы района от ДД.ММ.ГГГГ № которым внесены изменения в План-график от ДД.ММ.ГГГГ № прокурором не оспаривается, обоснованность внесения изменений под сомнение не ставится.

 Довод заявителя в обоснование требований основан на том, что на момент рассмотрения дела бездействие администрации выражается в не предоставлении в электронном виде первоочередных услуг, к которым относятся: выдача разрешения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, расположенных на территории Холмогорского муниципального района; выдача разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на территории Холмогорского муниципального района.

 По мнению заявителя указанные услуги согласно Приложению № к Распоряжению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1993-р, рекомендовано организовать в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

 Указанным бездействием администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» создано препятствие к осуществлению гражданами прав, на получение муниципальных услуг в электронной форме.

 Данный довод судом не принимается на основании следующего:

 Анализ законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме свидетельствует о том, что конкретные сроки по организации обеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме императивной нормой не предусмотрены, полномочия по установлению указанных сроков переданы органам местного самоуправления.

 Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, распоряжение к указанным актам не относится.

 Кроме того, сроки, организации обеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме, предусмотренные распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 N 1993-р "Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде" (в ред. от 28.12.2011) являются рекомендательными, следовательно, обязательному исполнению не подлежат.

 В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

 Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

 - нарушены права и свободы гражданина;

 - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

 - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Аналогичные положения содержатся и в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", в силу которого на основании положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

 Таким образом, признание судом незаконным бездействие органа местного самоуправления возможно при наличии совокупности двух условий: несоответствия их закону и нарушении оспариваемыми действиями (бездействием) прав и свобод заявителя.

 В порядке статьи 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ обязанность по доказыванию факта нарушения прав и свобод заявителя или создания препятствий к их осуществлению оспариваемыми действиями (бездействием) органа местного самоуправления возложена на заявителя.

 Возражения по заявлению, в том числе законность оспариваемых действий, должен доказать орган, действия которого оспариваются.

 В судебном заседании заявителем не указан федеральный закон, которым бы устанавливались конкретные сроки по организации предоставления муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления.

 Действия администрации МО «Холмогорский муниципальный район» по внесению изменений в План-график перехода на предоставление органами администрации МО «Холмогорский муниципальный район» муниципальных услуг в электронной форме осуществлены в пределах предоставленных последнему полномочий, требованиям действующего законодательства не противоречат.

 Кроме этого, решение об удовлетворение требований прокурора будет направлено на ограничение самостоятельности органа местного самоуправления в реализации полномочий предоставленных ст. 29 Закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, что является недопустимым.

 Таким образом, с учетом утверждения нового план-графика перехода на предоставление органами администрации МО «Холмогорский муниципальный район» муниципальных услуг в электронной форме, правовых оснований для признания незаконными бездействия администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» по обеспечению возможности получения заявителями в электронной форме муниципальных услуг у суда не имеется.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении заявления прокурора <адрес> Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» по обеспечению возможности получения заявителями в электронной форме муниципальных услуг и обязании администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ прекратить указанное незаконное бездействие отказать.

 На решение может быть принесена жалоба и представление прокурора в Архангельский областной суд через Холмогорский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

 Судья                 Е.А. Лощевская

 Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ