ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-671/2012 от 25.06.2012 Туапсинского районного суда (Краснодарский край)

     Дело № 2-671/2012

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 25 июня 2012 г.                      г. Туапсе

 Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:

 Председательствующего - Рябцевой А.И.

 при секретаре Романовой Э.Г.,

 Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Туапсинского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Администрации МО Туапсинский район о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным, суд

 У С Т А Н О В И Л:

 Туапсинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации МО Туапсинский район, в интересах ФИО1, о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным, ссылаясь на то, что ФИО1 является вдовой участника ВОВ, является нуждающейся в улучшении жилищных условий и подлежит постановке на учет.

 В судебном заседании старший помощник Туапсинского межрайонного прокурора Федотова В.О. исковые требования уточнила, просила суд признать отказ главы администрации МО Туапсинский район в принятии ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным, признать ФИО1 нуждающейся в жилом помещении, обязать администрацию МО Туапсинский район поставить ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в качестве вдовы ветерана ВОВ с последующим обеспечением ФИО1 жилым помещением за счет средств федерального бюджета. В обоснование исковых требований пояснила, что в ходе проверки установлено, что ФИО1, зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности ее дочери- В.. 18.04.2012 года ФИО1 обратилась в администрацию МО Туапсинский район с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории вдовы ветеран ВОВ. Постановлением администрации МО Туапсинский район от 02.05.2012 года № ФИО1 отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с тем, что она 25.07.2007 года подарила 1/4 долю в указанном жилом помещении своей дочери В., то есть ухудшила свои жилищные условия. На основании удостоверения серии №, выданного 19.01.2012 года управлением социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Туапсинском районе ФИО1 имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для ветеранов ВОВ. Кроме того, сделка по отчуждению имущества - 1/4 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, совершена ФИО1 25.07.2007 года, то есть за год до издания Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 года». С данным Постановлением главы администрации МО Туапсинский район не согласны, так как отказывая ФИО1 в постановке на учет, сослался на ст.53 ЖК РФ. У ФИО1 же не было намерений на умышленное ухудшение жилищных условий с целью постановки на учет в качестве нуждающейся в жилье.

 В судебном заседании ответчик - представитель Администрации МО Туапсинский район действующий по доверенности ФИО2, исковые требования не признал и пояснил, что 18.04.2012 года в администрацию МО Туапсинского района поступило заявление ФИО1 с просьбой поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории вдова ветерана ВОВ. 02.05.2012 года Постановлением главы администрации МО Туапсинский район № ФИО1 отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с тем, что не прошел срок пять лет с момента ухудшения жилищных условий, установленный ЖК РФ. Согласно ст.53 Жилищного кодекса РФ, граждане, ухудшившие свои жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения ухудшения жилищных условий. А также ФИО1 проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, как член семьи собственника жилого помещения площадь, которой соответствует учетной норме на одного человека. Поэтому в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ей было отказано.

 ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была надлежащим образом уведомлена, в материалах дела имеется письмо с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, при таких обстоятельствах считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

 Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

 Согласно уведомления из ЕГРПН от 12.04.2012 года сведения о правах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на объекты недвижимости отсутствуют.

 Согласно справки филиала по Туапсинскому району ГУП КК «Крайтехинвентаризация» от 10.04.2012 года №, за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>, не числится собственником объектов недвижимого имущества на территории Туапсинского района и г. Туапсе. 25.07.2007 года ФИО1 было произведено отчуждение 1/4 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора дарения.

 Материалами дела установлено, что ФИО1 является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии №, выданного 19.01.2012 года управлением социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Туапсинском районе.

 На обращение ФИО1 в администрацию МО Туапсинский район с вопросом улучшения жилищных условий Постановлением главы администрации МО Туапсинский район от 02.05.2012 года № отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ввиду того, что не прошел срок пять лет с момента ухудшения жилищных условий, установленный ЖК РФ, а также ввиду того, что на основании ст. 54 Жилищного кодекса РФ, поскольку общая площадь жилого помещения, где ФИО1 проживает как член семьи собственника жилого помещения - соответствует учетной нормы на одного человека. Учетная норма на территории Туапсинского городского поселения Туапсинского района 09 кв.м.

 Пунктом 4 ст.21 ФЗ «О ветеранах» определена категория граждан, имеющих право на социальную поддержку в виде получения жилья, к которым отнесены, в том числе, члены семьи погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ.

 Указом Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945- годов», действовавшего до внесения изменений 9 января 2010 года, предусматривалась обязанность Российской Федерации завершить до 1 мая 2010 года обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий вставших на учет до 1 марта 2005 года ветеранов Великой Отечественной войны членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах».

 Этим же Указом в редакции от 09.01.2010 № 30 предусмотрено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах».

 В соответствии со ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

 Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в силу п.1 ст.51 ЖК РФ, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

 Материалами дела установлено, что сделка по отчуждению имущества - 1/4 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, совершена ФИО1 25.07.2007 года, то есть за год до издания Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 года». В связи, с чем утрата права собственности на 1/4 долю квартиры в 2007 году, по мнению суда, не может быть оценена как намерение приобрести право на улучшение жилищных условий.

 Согласно ст.53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

 По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

 При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

 Таким образом, в ст.53 ЖК РФ закон устанавливает определенную санкцию за неправомерные действия граждан с целью предоставления им жилой площади, а именно в том случае, если гражданин намеренно, то есть осознанно, ухудшил свои жилищные условия с целью предоставления ему другого жилого помещения. Такое ухудшение может выражаться в различных формах, но главное и основное требование состоит в том, что между действиями гражданина и целью таких действий - постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - должна быть установлена прямая причинная связь.

 На основании изложенного суд приходит к выводу, что действия ФИО1 в части отказа от права собственности на жилое помещение, не являются умышленными действиями, направленными на приобретение права состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Кроме того, после отчуждения 1/4 доли квартиры, истица не обращалась в течение длительного времени с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий.

 Доказательств умышленного характера действий ФИО1, направленного на ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, ответчиком не представлено.

 Также суд не может согласиться с Постановлением главы администрации МО Туапсинский район и доводами ответчика, в части того, что общая площадь жилого помещения, где ФИО1 проживает как член семьи собственника жилого помещения - соответствует учетной нормы на одного человека, что является также основаниям для отказа ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищный условий. Как выяснилось в судебном заседании ФИО1 проживает в квартире (общей площадью 71.02 кв.м., в том числе жилой 44,97 кв.м.) ей не принадлежащей, где значатся зарегистрированным 8 человек вместе с ФИО1. Кроме того, проживание ФИО1 в квартире принадлежащей ее родственникам никак не отразилось на ее жилищных условиях, не повлияло и не может повлиять на ее гарантированное законодательством право стоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении вдовы ветерана ВОВ и право ее на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

 Оценив в совокупности, установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что ФИО1 вправе, как вдова умершего участника войны, состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

 На основании изложенного, суд приходит к выводу о незаконности отказа в постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

 Восстановление нарушенного права ФИО1 возможно путем понуждения администрации МО Туапсинский район принять ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении среди членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

 Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ суд

 Р Е Ш И Л:

 Исковые требования Туапсинского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 удовлетворить.

 Признать Постановлением администрации МО Туапсинский район от 02.05.2012 года №, незаконным.

 Признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающейся в жилом помещении.

 Обязать администрацию муниципального образования Туапсинский район принять ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как вдову участника Великой Отечественной войны.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Туапсинский районный суд, в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 Судья Туапсинского районного суда     Рябцева А.И.