ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-671/2017 от 18.05.2017 Надымского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

<данные изъяты>

Дело № 2-671/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 мая 2017 года г. Надым

Надымский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Горловой И.А., при секретаре Кралиной Ю.Е., с участием помощника Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора ЯНАО Коробка Д.Д., представителя ответчика Кадыкова С.В., рассмотрев гражданское дело по иску Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора к ООО «Газпром трансгаз Югорск» об обязании устранить нарушения требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации магистральных газопроводов,

Установил:

Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ООО «Газпром трансгаз Югорск» в лице Правохеттинского ЛПУ МГ о об обязании устранить нарушения требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации магистральных газопроводов. В обоснование иска указал, что Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой в деятельности ООО «Газпром тарнсгаз Югорск» установлены факты нарушения законодательства о промышленной безопасности, связанные с эксплуатацией участков магистральных гахопроводов, превышающей нормативный срок их службы.

Так, филиалом ООО «Газпром трансгаз Югорск» - Правохеттинское линейное производственное управление магистральных газопроводов эксплуатируются более 20 лет 23 участка магистральных газопроводов, введенных в эксплуатацию в период с 1972 по 1989 г.г.: «Северный район Тюменской области-Урал» (км 219,8 - 340,4) - 1972 год ввода; «Уренгой-Центр 1» (км 143,4 - 214), «Уренгой-Центр 1» резервная нитка через р.Надым (км 214 - 222,14), «Уренгой-Центр 1» резервная нитка через р.правая Хетта (км 201- 205) - 1984 год ввода; «Уренгой-Ужгород» (км 202 - 215,5), «Уренгой- Ужгород» резервный дюкер через р.Надым (км 2]5,47 - 218,49), «Уренгой-Ужгород» резервный дюкер через р.Правая Хетта (км 202 - 206) - ] 984 год ввода; «Уренгой-Центр 2» (км 143,8 - 214,8), «Уренгой-Центр 2» резервная нитка резервный дюкер через р.Надым (км 214 - 222,4), «Уренгой-Центр 2» резервная нитка резервный дюкер через р.Правая Хетта (км 201 - 205) - 1985 год ввода; «Ямбург-Поволжье» (км 208,3 - 321) - 1985-1986 год ввода; «Ямбург-Елец 1» (км 87,967 - 201) - 1981 год ввода, «Ямбург-Елец 1» лупинг (км 266 - 303) - 1986 год ввода; «Ямбург-Елец 2» (км 214,5 - 327) - 1985-1986 год ввода, «Ямбург-Елец 2» лупинг (км 234 - 272,6) - 1986 год ввода, «Ямбург-Елец 2» резервная нитка резервный дюкер через р. Надым (км 328,2 - 330,6) - 1986 год ввода, «Ямбург-Елец 2» резервная нитка резервный дюкер через р. Правая Хетта (км 313,5- 317,5) - 1986 год ввода; «Ямбург-Западная Граница (Прогресс)» (км 215,7 - 335,9), «Ямбург-Западная Граница (Прогресс)» резервная нитка через р.Правая Хетта (км 316 - 320), «Ямбург-Западная Граница (Прогресс)» резервная нитка через р.Надым (км 328,3 - 335,9) - 1987 год ввода; «Ямбург- Тула 1» (км 218,4 - 338,5), «Ямбург- Тула 1» резервная нитка через р.Надым (км 331 - 338,5) - 1988 год ввода; «Ямбург- Тула 2» (км 218 - 331) - 1989 год ввода. По результатам проверки установлено, что ООО «Газпром трансгаз Югорск» не располагает данными о сроке службы вышеуказанных магистральных газопроводов, которые эксплуатируются в течение длительного времени (более 20 лет), нормативные сроки службы не указаны в актах ввода в эксплуатацию, эксплуатационных паспортах и другой документации. Вместе с тем, проведение экспертизы промышленной безопасности (определение срока остаточного ресурса) Обществом до настоящего времени не осуществлено, что ставит под угрозу промышленную безопасность опасного производственного объекта и экологическое благополучие населения автономного округа. В нарушение требований федерального законодательства о промышленной и экологической безопасности опасных производственных объектов эксплуатация вышеперечисленных магистральных газопроводов осуществляется Обществом без продления срока безопасной эксплуатации, определяемого заключением экспертизы промышленной безопасности. Просит обязать ООО «Газпром трансгаз Югорск» устранить нарушения требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации магистральных газопроводов и в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить в установленном законом порядке заключения экспертиз промышленной безопасности по продлению срока безопасной эксплуатации (определения остаточного ресурса) на эксплуатируемые участки магистральных газопроводов.

В последующем исковые требования изменил, просил, исходя из доводов отзыва ответчика на иск, обязать ООО «Газпром трансгаз Югорск» устранить нарушения требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации магистральных газопроводов и в срок до 31.12.2018 года получить в установленном законом порядке заключения экспертиз промышленной безопасности по продлению срока безопасной эксплуатации (определения остаточного ресурса) на эксплуатируемые участки магистральных газопроводов.

В судебном заседании помощник Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора Коробка Д.Д. уточненные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Кадыков С.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения уточненных требований прокурора. В отзыве на иск указал, что требования о проведении экспертизы промышленной безопасности (продлению срока безопасной эксплуатации) вступили в силу только с 01.01.2014 (Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 22ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 ноября 2013 г. N 538 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности". Согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N2 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа. Законодателем не определено в какие сроки предприятиями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, должны быть закончены (выполнены) работы по проведению ЭПБ в отношении зданий и сооружений на таких опасных объектах. По мнению Ответчика, указанный срок не мог быть четко регламентирован в виду большого количества и функционального различия эксплуатируемых на всей территории Российской Федерации опасных производственных объектов. Ответчик до введения в действие вышеуказанного нормативного акта руководствовался сроками, указанными в технических паспортах на устройства и сооружения, в которых есть указания на сроки службы и эксплуатации данных устройств. Так как на законодательном уровне данные сроки эксплуатации не были установлены, они применялись по аналогии к аналогичным устройствам. Только Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), являющаяся в соответствии с п. l Положения о Службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 2401, федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, может определять такой срок исходя из совокупности всех объективных данных относительно конкретного опасного производственного объекта, а соответственно и требовать от эксплуатирующих организаций соблюдения данного срока посредством выдачи обязательного для исполнения предписания. До настоящего времени каких-либо предписаний о проведении экспертизы промышленной безопасности в отношении магистральных газопроводов в зоне ответственности Правохеттинского ШIYМГ органами Ростехнадзора не выдавалось. ООО «Газпром трансгаз Югорск» в общей сложности эксплуатирует 27,5 тыс. километров магистральных газопроводов, не считая сотен иных опасных производственных объектов, как напрямую связанных с газотрансопртной системой, так и вспомогательных зданий, сооружений и технических устройств, расположенных в 26 линейных производственных управлениях в трех субъектах Российской Федерации. Очевидным является тот факт, что за 3,5 года (с момента вступления в силу изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности») провести ЭПБ в отношении всех зданий, сооружения и технических устройств на опасных производственных объектах ООО «Газпром трансгаз Югорск» невозможно. В настоящий момент ПАО «Газпром» разработана и утверждена Программа проведения экспертизы промышленной безопасности объектов линейной части магистральных газопроводов ОАО «Газпром» на 2015 - 2019 г.г. Указанная Программа доведена до ООО «Газпром трансгаз Югорсю». Получение продления срока безопасной эксплуатации магистральных газопроводов, находящихся в обслуживании Правохеттинского ЛПУМГ, запланировано на 2018 год. Исходя из содержания письма ПАО «Газпром», данная программа является приоритетной, и должна исполняться Дочерними обществами в пределах суммарного лимита затрат по статьям «Капитальный ремонт» и «Услуги по диагностике». Указанная Программа разработана исходя из совокупного анализа состояния всех эксплуатируемых газопроводов, даты ввода в эксплуатацию, природноклиматических условий и др. Ответчиком заключен договор N 2 2414-17-5 от 17.02.2017 г. на выполнение работ по диагностическому обследованию оборудования ООО «Газпром трансгаз Югорск», п. 1.1 которого предусмотрено выполнение работ по экспертизе промышленной безопасности линейной части магистральных газопроводов с обязательством подрядчика зарегистрировать их в Ростехнадзоре (п. 4.2.3 Договора). Срок действия договора до 2020 года. Кроме этого 000 «Газпром трансгаз Югорск» разработана и согласована с ПАО «Газпром» Комплексная программа мероприятий по повышению надежности и безопасности объектов транспортировки газа 000 «Газпром трансгаз Югорск» на период 2017-2021 г.г. Указанная программа разработана Ответчиком в дополнение и подтверждение к Программе проведения экспертизы промышленной безопасности объектов линейной части магистральных газопроводов ОАО «Газпром» на 2015-2019 г.г. и предусматривает полный комплекс работ по оценке технического состояния технических устройств, зданий и сооружений, а также выполнение требований промышленной безопасности, включая проведение экспертиз промышленной безопасности. План проведения диагностических обследований и получения заключений экспертизы промышленной безопасности на 2016 год выполнен на 100%. Проведение экспертизы промышленной безопасности непосредственно связано с ограничением пропускной способности системы газоснабжения, т.к. любое обследование, обслуживание или ремонт на газопроводе требует отключении участка газопровода на период выполнения работ, что в свою очередь осуществляется на основании Комплексных планов-графиков, согласованных Центральным производственно-диспетчерским департаментом ПАО «Газпром» и утвержденных Департаментом капитального ремонта; с климатическими и географическими условиями эксплуатации. В ЯНАО указанные работы возможны только после установления стабильных отрицательных температур окружающего воздуха, для обеспечения возможности доставки людских ресурсов, материалов и техники к месту проведения работ; с невозможность единовременного отключения сразу всех магистральных газопроводов Правохеттинского ЛПУМГ для выполнения работ (как того требует прокурор), т.к. это полностью дестабилизирует деятельность по поставке газа потребителям с месторождений ЯНАО, а также нарушению принятых на себя ООО «Газпром трансгаз Югорск» и ПАО «Газпром» обязательств перед контрагентами и Российской Федерацией. Одновременное отключение даже нескольких газопроводов потребует перераспределения газовых потоков, т.е. увеличения давления в соседних нитках газопровода, проложенных в одном техническом коридоре, что неоспоримо повысит нагрузку на них, повысит угрозу негативных последствий; внеплановые остановки трубопроводов для выполнения работ потребуют технологических операций по стравливанию газа в атмосферный воздух, что, во-первых, негативно отразится на окружающей природной среде; во-вторых, повлечет необоснованные расходы для Ответчика для оплаты штрафных санкций за сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (т.к. 2017 год данные выбросы не запланированы); в-третьих, повлечет безвозвратные потери транспортируемого продукта. Работы, необходимые для проведения экспертизы промышленной безопасности, не могут быть проведены в сжатые сроки. Длительность процедуры организации и проведения закупок (конкурсов, аукционов, запросов предложений и др.) обусловлена, в том числе, необходимостью соблюдения сроков, установленных действующим законодательством и внутренними нормативными документами в области закупочной деятельности ПАО «Газпром» и предприятий Группы Газпром: подготовка к закупке, опубликование извещения о закупке, прием документов, рассмотрение заявок участников, подведение итогов, извещение об итогах, заключение договора и т.п. Таким образом, ООО «Газпром трансгаз Югорск» не имеет реальной возможности провести ЭПБ в отношении участков магистральных трубопроводов Правохеттинского ЛПУМГ ранее, чем-то предусмотрено комплексной программой ПАО «Газпром», т.е. ранее чем в 2018 г., что соответствует исковым требованиям прокурора.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 22.04.2008г., 27.06.2008г., 26.06.2009г., 22.04.2009г., линейные сооружения – магистральные газопроводы «СРТО-Урал», «Уренгой-Ужгород», «Уренгой-Центр1», «Уренгой-Центр2», «Ямбург-Елец1», «Ямбург-Елец2», «Ямбург-Западная граница (Прогресс)», «Ямбург-Поволжье», «Ямбург-Тула2», «Ямбург-Тула1», расположенные по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский, Приуральский районы; Ханты-Мансийский автономный округ, Белоярский, Октябрьский, Советский районы, Свердловская область, Ивдельский городской округ, городской округ Карпинск, Новолялинский городской округ и др., принадлежат на праве собственности ПАО «Газпром».

На основании договора *№ обезличен* от 30.11.2016г., заключенного между ПАО «Газпром» и ООО «Газпром трансгаз Югорск», указанные газопроводы переданы во временное владение и пользование ООО «Газпром трансгаз Югорск», срок договора аренды – по 24.10.2017г., перезаключается ежегодно.

Согласно п.4.4.4. договора, арендатор (ООО «Газпром трансгаз Югорск») обязан нести расходы по содержанию и эксплуатации арендуемого имущества. Производить за свой счет диагностику, испытания, освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, профилактическое обслуживание, все виды ремонтов, включая текущий и капитальный ремонт арендуемого имущества, обеспечивающий надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию имущества, арендуемого по настоящему договору, в объемах и в сроки, утвержденные арендодателем.

Согласно ч.2 ст.616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Согласно Приложению 1 к Закону № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» газопроводы являются опасными производственными объектами чрезвычайно высокой опасности (I класса опасности) по признаку транспортирования горючих и взрывчатых веществ.

Свидетельство о регистрации № *№ обезличен* от 14.12.2015г., выданное Северо-Уральским управлением Ростехнадзора эксплуатирующей организации – ООО «Газпром трансгаз Югорск» подтверждает внесение указанных газопроводов в государственный реестр опасных производственных объектов в соответствии с Законом № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Как следует из технических паспортов участков указанных в иске газопроводов, они были введены в эксплуатацию в период 1983-1993гг.

Согласно п.12 ст.2 Федерального закона от 21.07.2011г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» газопроводы являются потенциально опасными объектами топливно-энергетического комплекса, авария на которых может привести к возникновению чрезвычайной ситуации с опасными социально-экономическими последствиями.

Согласно п.23 ч.2 ст.2 Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» сооружение – результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Соответственно, рассматриваемые магистральные газопроводы, предназначенные для осуществления технологического процесса – транспортировки природного газа, представляют собой комплексы сооружений. В их состав входят трубопроводы с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения насосных и компрессорных станций, узлами пуска и приема очистных и диагностических устройств, узлами измерения количества продукции, конденсатосборниками, устройствами для ввода ингибиторов гидратообразования, узлами спуска продукции или продувки газопровода и иные сооружения.

В силу ст.6 того же закона, к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.

Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п.2 той же статьи, обязательным требованием к соискателю лицензии для принятия решения о предоставлении лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов является наличие документов, подтверждающих ввод опасных производственных объектов в эксплуатацию, или положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах, здания и сооружения на опасных производственных объектах, а также в случаях, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, деклараций промышленной безопасности.

Как видно из материалов дела, ООО «Газпром трансгаз Югорск» имеет лицензию, выданную ему 15.09.2014г. Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, с приложениями.

В соответствии со ст.9 Закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.

Статьей 11 того же закона, предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством РФ.

Согласно п.6 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.03.1999г. № 263, основными задачами производственного контроля являются обеспечения соблюдения требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации; анализ состояния промышленной безопасности, в том числе путем организации проведения соответствующих экспертиз; разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; координация работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий; контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений.

В силу п.п.1,2 постановления Правительства РФ от 28.03.2001г. № 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации» принятие решения о продлении срока безопасной эксплуатации на опасных производственных объектах (определение остаточного ресурса) осуществляется на основании заключения экспертизы промышленной безопасности.

В соответствии со ст.3 Закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертизе промышленной безопасности подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварии.

В силу п.2 ст.7 того же закона, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности: - до начала применения на опасном производственном объекте; - по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем; - при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет; - после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

Согласно положениям Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (утв.приказом Ростехнадзора от 14.11.2013г. № 538) сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, перемещения грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации сооружения, а также после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции сооружений (п.п 7, 13).

В соответствии с п.102 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 06.11.2013г. № 520, принятие комплекса организационных и технических мер для безаварийного функционирования магистральных трубопроводов, ограничения воздействия последствий аварий на население и окружающую среду и обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии возлагается на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, следовательно, в данном споре на ООО «Газпром трансгаз Югорск», в том числе лице филиала «Правохеттинское ЛПУ МГ» ваз хоне ответственности в соответствии с разделением границ зон обслуживания газопроводов между Ныдинским и Правохеттинским ЛПУ, а также Правохеттинским и Пангодинским ЛПУ.

При производстве по делу ответчиком не оспаривается отсутствие заключений экспертиз промышленной безопасности по продлению срока безопасной эксплуатации линейной части газопроводов, указанных в иске, при этом наличие экспертиз промышленной безопасности на эксплуатируемые ответчиком магистральные газопроводы является одной из мер, направленных на обеспечение их безаварийного функционирования.

В судебном заседании нашло свое подтверждение осуществление ответчиком постоянного и непрерывного технического диагностирования, обслуживания и ремонта эксплуатируемых газопроводов. Следовательно, следует признать, что на дату принятия судом решения ответчиком принимаются меры по минимизации рисков угрозы аварий на магистральных газопроводах, что заключается в постоянном мониторинге и контроле за состоянием участков газопроводов посредством внутритрубной дефектовки, частичной шурфовки, периодических облетах, выполнении по утвержденному графику текущего и капитального ремонта. Приведенный объем работ будет выполняться ответчиком и после получения заключений экспертиз промышленной безопасности в соответствии с требованиями закона № 116-ФЗ.

Как следует из иска, прокурор просит обязать ответчика получить заключения ЭПБ на эксплуатируемые участки газопроводов, поскольку ненадлежащее выполнение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, каковыми являются газопроводы, может стать причиной угрозы экологическому благополучию населения.

В соответствии со ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно п.2 той же статьи, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

В силу п.3 той же статьи, суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Таким образом, по мнению суда, на основе совокупности исследованных в судебном заседании доказательств необходимо признать, что требование об обязании ответчика получить заключения ЭПБ в срок до 31.12.2018 года, соответствует внутренним обязательствам ответчика, и работам, проводимым по проведению экспертиз промышленной безопасности по продлению срока безопасной эксплуатации на эксплуатируемые участки магистральных газопроводов, что является основанием для удовлетворения иска.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199, 209 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать ООО «Газпром трансгаз Югорск» устранить нарушения требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации магистральных газопроводов и в срок до 31.12.2018 года получить в установленном законом порядке заключения экспертиз промышленной безопасности по продлению срока безопасной эксплуатации (определения остаточного ресурса) на эксплуатируемые участки магистральных газопроводов «Северный район Тюменской области-Урал» ( км 219,8-340,4); «Уренгой-Центр-1» (км 143-4,214); «Уренгой-Центр» резервная нитка через р. Надым (км 214-222,14); «Уренгой-Центр-1» резервная нитка через р. Правая Хетта (км 201-205); «Уренгой-Ужгород» (км 202-215,5); «Уренгой-Ужгород» резервный дюкер через р. Надым (км 215,47-218,49); «Уренгой-Ужгород» резервный дюкер через р. Правая Хетта (км 202-206); «Уренгой-Центр 2» (км 143-8-214,8); «Уренгой –Центр-2 резервная нитка резервный дюкер через р. Надым» ( км 214-222,4); «Уренгой- Центр 2» резервная нитка резервный дюкер через р. Правая Хетта (км 201-205); «Ямбург-Поволжье» (208,3-321); «Ямбург-Елец 1» (км 87,976-201); «Ямбург-Елец 1» (лупинг) (км 266-303); «Ямбург-Елец 2» (км 214,5-327); «Ямбург-Елец 2» лупинг (км 234-272,6); «Ямбург-Елец 2» резервная нитка резервный дюкер через р. Надым (км 328,2-330,6); «Ямбург-Елец 2» резервная нитка резервный дюкер через р. Правая Хетта (км 313,5-317,5); «Ямбург-Западная граница (Прогресс) (км 215,7-335,9); «Ямбург-Западная граница (Прогресс) резервная нитка через р. Правая Хетта (км 316-320); «Ямбург-Западная граница (прогресс) резервная нитка через р. Надым (км 328,3-335,9); «Ямбург-Тула 1» (км 218,4-338,5); «Ямбург-Тула-1» резервная нитка через р. Надым (км 331-338,5); «Ямбург-Тула 2» (км 218-331) Правохеттинского линейного производственного управления магистральных газопроводов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с подачей жалобы через Надымский городской суд.

Председательствующий

Решение в окончательной форме принято 23 мая 2017 года

Копия верна. Судья суда

Решение не вступило в законную силу: 23.05.2017 года

Подлинник решения хранится в деле № 2-671/2017 в Надымском городском суде.