Дело № ххх
67RS0№ ххх-66
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 27 сентября 2023 г.
Сафоновский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего федерального судьи Павловой О.О., при секретаре Панковой К.В., с участием помощника Сафоновского межрайонного прокурора Зубаревой Ю.В., представителя ответчика МУП «Горводоканал» Чернышева И.В., представителя ответчика – администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>Савиновой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафоновского межрайонного прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Горводоканал», Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал», администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Сафоновский межрайонный прокурор <адрес>, в силу положений ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному унитарному предприятию «Горводоканал» (далее – МУП «Горводоканал», ответчик) о понуждении к совершению действий, в обоснование иска указав, что Сафоновской межрайонной прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения МУП «Горводоканал» требований законодательства об охране окружающей среды, о водоснабжении и водоотведении. Проверкой установлено, что Постановлением Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> от дд.мм.гггг№ ххх установлены нормативы сточных вод. Приложением к названному постановлению утверждены нормативы состава сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения <адрес>. В настоящее время нормативы сточных вод установлены для трех хозяйствующих субъектов: АО «Авангард», ООО «Русэлпром.СЭЗ», ООО «Колтек-спецреагенты». В нарушение норм законодательства, МУП «Горводоканал» контроль состава и свойств сточных вод АО «Авангард», ООО «Русэлпром.СЭЗ», ООО «Колтек-спецреагенты» не ведется. Выявленные нарушения оказывают негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, влекут сброс в нее веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, что может привести к нарушению бесперебойности предоставления коммунальной услуги. Кроме того, отсутствие должного учета сброса сточных вод влечет отсутствие контроля за наличием загрязняющих веществ, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, и не внесение организациями платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов. В связи с тем, что неприятие ответчиком соответствующих мер свидетельствует о неисполнении законодательства об охране окружающей среды, водного законодательства, что нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и создает угрозу совершения экологических правонарушений, прокурор, руководствуясь нормами Федерального закона от дд.мм.гггг №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от дд.мм.гггг №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», просил суд обязать МУП «Горводоканал» организовать мероприятия по контролю состава и свойств сточных вод абонентов, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Впоследствии прокурор уточнил свои требования, просил суд обязать МУП «Горводоканал» после установления уполномоченным органом нормативов состава сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения, организовать мероприятия по контролю состава и свойств сточных вод абонентов в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от дд.мм.гггг к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО «Авангард», ООО «Русэлпром.СЭЗ», ООО «Колтек-спецреагенты».
Определением суда от дд.мм.гггг к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал», администрация муниципального образования «<адрес>» <адрес>, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Зубарева Ю.В. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика - МУП «Горводоканал» Чернышев И.В. исковые требования прокурора не признал, пояснил, что в МУП «Горводоканал» отсутствует лаборатория для отбора проб сточных вод. Также пояснил, что тот факт, что предприятие не ведет контроль состава и свойств сточных вод, не влияет на права и законные интересы неопределенного круга лиц, в интересах которых предъявлен иск.
Представитель ответчика - Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>Савинова А.М. в судебном заседании иск не признала, указала, что администрация не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Представитель МУП «Водоканал» Шитиков С.Г. в судебном заседании заявленные требования не признал и показал, что постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>№ ххх от дд.мм.гггг принято решение о ликвидации МУП «Водоканал», в связи с чем с дд.мм.гггг предприятие не является организацией, осуществляющей на территории муниципального образования Сафоновского городского поселения деятельность по водоснабжению и водоотведению.
Представитель третьего лица – АО «Авангард» по доверенности - ведущий юрисконсульт юридического отдела Соловьева В.В. в судебном заседании пояснила, что со стороны АО «Авангард» нарушений нет, ежеквартально ОАО «ИТЦ Экология», с которой АО «Авангард» заключен договор, проводится анализ проб концентрации загрязняющих веществ, даются заключения, на основании которого составляется декларация, декларация направляется в МУП «Горводоканал». Нареканий со стороны МУП «Горводоканал» не было, все соответствовало нормам.
Представитель третьего лица – ООО «Колтек-спецреагенты» по доверенности Еремич И.В. в судебном заседании пояснил, что со стороны ООО «Колтек-спецреагенты» заключены договоры водоснабжения, водоотведения с МУП «Горводоканал», организация задолженности не имеет. Также проводится отбор проб сточных вод, даются заключения, на основании которого составляются декларации.
Представитель третьего лица ООО «Русэлпром.СЭЗ» по доверенности Горланов А.А. пояснил, что ООО «Русэлпром.СЭЗ» заключены договоры водоснабжения, водоотведения с МУП «Горводоканал», МУП «Водоканал» в соответствии с которыми организация осуществляет платежи за сточные воды. Пробами сточных вод в ООО «Русэлпром.СЭЗ» занимается специализированная служба.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица – Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в процесс не явился, возражений на иск и ходатайств об отложении дела в суд не представил.
В силу статьи 167 ГПК РФ, определено рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Защита гражданских прав, свобод и законных интересов граждан осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также путем присуждения к исполнению обязанности в натуре (Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из положений ч.1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации, использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды, законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно п.1) ч.6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от дд.мм.гггг N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
В силу положений ч.1 ст. 11 Федерального закона от дд.мм.гггг N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу положений ч.ч.1-3 Федерального закона от дд.мм.гггг N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", контроль состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации), осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абонентов абоненты, категории которых определены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, подают в организацию, осуществляющую водоотведение, декларацию о составе и свойствах сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации), в которой, в частности, указываются фактические состав и свойства сточных вод абонента, определяемые в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Анализ проб сточных вод осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор (в случае, если объект абонента соответствует критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору), или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в иных случаях) вправе использовать данные анализа проб сточных вод при проведении проверок в рамках осуществления государственного контроля (надзора).
В силу положений п.п.1,2 ст. 7 Федерального закона от дд.мм.гггг N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения.
Таким образом, законодательство предусматривает две самостоятельные формы контроля состава и свойств сточных вод абонентов:
- анализ сведений, содержащихся в поданной абонентом в организацию, осуществляющую водоотведение, декларации о составе и свойствах сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации), в которой указываются фактические состав и свойства сточных вод абонента, определяемые в порядке, установленном Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации;
- отбор организацией, осуществляющей водоотведение, проб сточных вод и последующий анализ отобранных проб, производимые на основании Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утв. Постановлением Правительства РФ от дд.мм.гггг N 728 (далее - Правила N 728).
Из содержания пункта 119 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от дд.мм.гггг N 644, следует, что самостоятельность указанных форм контроля влечет за собой право организации, осуществляющей водоотведение, установить факт несоблюдения требований к составу сточных вод и произвести расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения как на основании декларации, представляемой абонентом, так и на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод (в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123(1) и 130 Правил N 644).
Несмотря на то, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе в пределах своей компетенции по своему усмотрению определить любой порядок расчета и взимания с абонентов платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, после появления декларации нормативные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривают также и возможность расчета платы на основании представленной абонентом декларации.
Судом установлено, что Сафоновской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения МУП «Горводоканал» требований законодательства об охране окружающей среды, о водоснабжении и водоотведении.
Постановлением Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> от дд.мм.гггг№ ххх установлены нормативы сточных вод. Приложением к названному постановлению утверждены нормативы состава сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения <адрес>. Нормативы состава сточных вод установлены для трех хозяйствующих субъектов: АО «Авангард», ООО «Русэлпром.СЭЗ», ООО «Колтек-спецреагенты».
Постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>№ ххх от дд.мм.гггг в целях организации надлежащего водоснабжения и водоотведения в границах Сафоновского городского поселения создано муниципальное унитарное предприятие «Горводоканал» (л.д.8).
В то же время, постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>№ ххх от дд.мм.гггг принято решение о ликвидации МУП «Водоканал».
В соответствии с п.4.1 Устава муниципального унитарного предприятия «Горводоканал» предприятие создано в целях осуществления деятельности в сферах естественных монополий – водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры и получения прибыли при оказании основных видов деятельности.
Постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>№ ххх от дд.мм.гггг муниципальное унитарное предприятие «Горводоканал» (МУП «Горводоканал») определено гарантирующей организацией, осуществляющей на территории Сафоновского городского поселения муниципального образования «<адрес>» <адрес> с дд.мм.гггг деятельность по водоснабжению и водоотведению (л.д.41).
Как усматривается из материалов дела, между муниципальным унитарным предприятием «Горводоканал» и хозяйствующими субъектами: АО «Авангард», ООО «Русэлпром.СЭЗ», ООО «Колтек-спецреагенты» заключены договора холодного водоснабжения и водоотведения (л.д.83-88, 106-117, 153-157).
Таким образом, муниципальное унитарное предприятие «Горводоканал» является организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем и систем коммунальной инфраструктуры в пределах Сафоновского городского поселения муниципального образования «<адрес>» <адрес>.
В соответствии с п.2 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утв. Постановлением Правительства РФ от дд.мм.гггг N 728 при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах (фактические показатели состава сточных вод) и (или) фактические показатели свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения (канализации), на соответствие фактическим показателям состава и свойств сточных вод, указанным абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации), и (или) нормативам состава сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, установленным Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от дд.мм.гггг N 644 в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Вместе с тем, в нарушение вышеприведенных норм законодательства, МУП «Горводоканал» контроль состава и свойств сточных вод АО «Авангард», ООО «Русэлпром.СЭЗ», ООО «Колтек-спецреагенты» не ведется.
Выявленные прокурором нарушения оказывают негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, влекут сброс в нее веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, что может привести к нарушению бесперебойности предоставления коммунальной услуги. Кроме того, отсутствие должного учета сброса сточных вод влечет отсутствие контроля за наличием загрязняющих веществ, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод.
Таким образом, неприятие ответчиком соответствующих мер свидетельствует о неисполнении законодательства об охране окружающей среды, водного законодательства, что нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и создает угрозу для совершения экологических правонарушений, что является недопустимым.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст.310 ГК РФ).
Доказательств отсутствия своей вины в неисполнении обязательства, как это предусматривает п. 2 ст. 401 ГК РФ ответчиком МУП «Горводоканал» суду не представлено.
Доказательств того, что на момент рассмотрения гражданского дела указанные нарушения устранены, ответчиком в материалы дела не представлено; при этом указанные обстоятельства не оспариваются сторонами, однако надлежащих мер по их устранению ответчик не принимает, чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Установленные обстоятельства подтверждаются представленными в суд доказательствами, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ.
Руководствуясь положениями Федерального закона от дд.мм.гггг N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а также вышеприведенными нормами материального права, суд исходит из того, что ввиду неисполнения ответчиком МУП «Горводоканал» своих обязательств складывается неблагополучная санитарно-эпидемиологическая обстановка, угрожающая санитарно-эпидемиологическому и экологическому благополучию населения в <адрес>, в связи с чем, приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, в полном объеме.
Вместе с тем, учитывая, что ранее установленные Постановлением Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> от дд.мм.гггг№ ххх нормативы состава сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения <адрес>, распространяли своё действие на ранее существовавшую организацию МУП «Водоканал», а новые нормативы состава сточных вод администрацией муниципального образования на момент рассмотрения дела не утверждены, руководствуясь положениями Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от дд.мм.гггг N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении на ответчика обязанности по организации мероприятий по контролю состава и свойств сточных вод абонентов после установления уполномоченным органом нормативов состава сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения.
Помимо этого, учитывая реальные сроки, необходимые для исполнения решения суда, руководствуясь положениями ч.2 ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить ответчику срок, в течение которого решение должно быть исполнено - в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу установленных при рассмотрении дела обстоятельств и приведенного правового регулирования оснований для удовлетворения заявленных требований к администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, МУП «Водоканал» не имеется по основаниям, изложенным выше.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Сафоновского межрайонного прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Горводоканал» удовлетворить.
Обязать МУП «Горводоканал» (ИНН 6726027420, ОГРН 1226700020689) после установления уполномоченным органом нормативов состава сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения, организовать мероприятия по контролю состава и свойств сточных вод абонентов в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении исковых требований Сафоновского межрайонного прокурора <адрес> к администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> (ИНН 6726003059, ОГРН 1026700949890), МУП «Водоканал» (ИНН 6726009935) - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: О.О. Павлова
(решение в окончательной форме изготовлено дд.мм.гггг)