Дело №
50RS0№-24
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
14 октября 2020 года Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Лобойко И.Э., при секретаре Комиссаровой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прусова Ю. Е. к АО «Авиакомпания «Сибирь» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Истец Прусов Ю.Е. обратился в суд с вышеуказанным иском к АО «Авиакомпания «Сибирь», мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГ на сайте авиакомпании «Сибирь» s7.ru, он приобрел 3 билета по маршруту Москва-Варна-Москва, номер заказа №, оплатив денежные средства в размере 62 841 руб.. Вылет из Москвы ДД.ММ.ГГ в ДД.ММ.ГГ из Домодедово, рейс ДД.ММ.ГГ, вылет из Варны ДД.ММ.ГГ в ДД.ММ.ГГДД.ММ.ГГ истцом по телефону контактного центра авиакомпании «Сибирь» был оформлен возврат билетов с удержанием части средств в качестве штрафа, согласно тарифа на купленные билеты. В информационной системе ответчика была заведена заявка под номером 317711 от ДД.ММ.ГГ. До настоящего времени деньги истцу не возвращены, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском, в котором просит обязать ответчика возвратить положенные ему по договору денежные средства за неоказанную услугу в размере 54 306,69 руб. (62 841 – штраф за возврат билета в размере 8 534,31), неустойку в размере 62 841 руб., почтовые расходы в размере 500 руб., компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб., штраф в размере 50% от присужденной судом суммы.
Истец в судебное заседание явился, настаивал на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с преамбулой к Федеральному закону РФ от ДД.ММ.ГГ№ «О защите прав потребителей» настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Из разъяснений, содержащихся в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГ N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", следует, что если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
Таким образом, положения Федерального Закона от ДД.ММ.ГГ№ «О защите прав потребителей» применяются к договору воздушной перевозки пассажира только в части не урегулированной Гражданским и Воздушным кодексами РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Согласно ч. 2 ст. 786 ГК РФ Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами.
В соответствии с ч.1 ст. 102 Воздушного кодекса РФ Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
В силу ч. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГ истец приобрел у ответчика 3 электронных билета на свое имя, на имя Прусовой Светланы и Прусова Василия, номер заказа №, бронь № по маршруту Москва-Варна рейсом № следующим ДД.ММ.ГГ в ДД.ММ.ГГ из Домодедово и обратно Варна- Москва рейсом следующим ДД.ММ.ГГ в ДД.ММ.ГГ общей стоимостью 62 841 руб.
Таким образом, договор воздушной перевозки был заключен между сторонами ДД.ММ.ГГ. и подлежал исполнению ДД.ММ.ГГ
Согласно доводам истца, в связи с распространением коронавирусной инфекцией, ДД.ММ.ГГ им по телефону контактного центра авиакомпании «Сибирь» был оформлен возврат билетов с удержанием части средств в качестве штрафа, согласно тарифа на купленные билеты, что также подтверждается распечаткой с сайта ответчика.
ДД.ММ.ГГ истец обратился к ответчику с претензией о возврате денежных средств за авиабилеты. На претензию ответчик не ответил, денежные средства не возвратил.
Из материалов дела усматривается, что между сторонами был заключен договор воздушной перевозки пассажира по регулярным маршрутам, а не договор фрахтования воздушного судна.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что порядок и сроки возврата истцу денежных средств должны определяться специальными нормами Воздушного кодекса РФ, а не Законом о Защите прав потребителей.
ДД.ММ.ГГ Правительством Российской Федерации, в связи с объявленной Всемирной организацией здравоохранения пандемией новой коронавирусной инфекции и ускорением темпов ее распространения в 170 странах мира, включая Р. Ф., а также введением отдельными странами режима чрезвычайной ситуации и запрета международного авиасообщения Росавиации было поручено обеспечить прекращение с 00 часов 00 минут ДД.ММ.ГГ регулярного и чартерного авиасообщения, осуществляемого из Р. аэропортов в аэропорты иностранных государств и в обратном направлении, за исключением полетов, связанных с осуществлением вывоза Р. граждан на территорию РФ из иностранных государств.
Данный запрет до настоящего времени Правительством РФ не отменен в полном объеме.
В соответствии со ст. 107.2 Воздушного кодекса РФ, Правительство РФ при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (ч.1).
В случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежат возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ (ч.2).
ДД.ММ.ГГ Правительством РФ вынесено Постановление № "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части".
Пунктом 1 вышеуказанного Постановления предусмотрено, что Положение устанавливает особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира (далее - договор), в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения.
Настоящее Положение применяется к договорам, подлежащим исполнению с 01.02.2020г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18.03.2020г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 01.05.2020г.
Пунктом 3 Положения предусмотрено, что в случаях, указанных в пункте 1 настоящего Положения, перевозчик вправе в одностороннем порядке:
а) изменить условия договора (в части даты, времени, маршрута (изменение прямого маршрута на маршрут с пересадкой либо изменение пункта назначения на ближайший к первоначальному пункту назначения), типа воздушного судна). Изменение условий договора осуществляется в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации;
б) отказаться от исполнения договора (отменить рейс) и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении.
В соответствии с п. 5 Положения в случаях, указанных в подпункте "б" пункта 3 и пункте 4 настоящего Положения, обязательство перевозчика перевезти пассажира в пункт назначения, указанный в билете, прекращается, при этом перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика.
Пассажир вправе для оплаты указанных услуг перевозчика использовать часть суммы оплаченной провозной платы или использовать сумму полностью, а в случае ее недостаточности доплатить денежными средствами.
Перевозчик не вправе устанавливать ограничения по принятию суммы оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке пассажира, связанные с маршрутом или датой воздушной перевозки, при наличии в продаже билетов на выбранные пассажиром дату и маршрут воздушной перевозки.
Порядок обращения пассажира за оказанием указанных услуг определяется правилами перевозчика
Согласно п. 6 Положения денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если иной срок возврата не установлен пунктом 10 настоящего Положения.
На сумму оплаченной провозной платы подлежат начислению проценты за пользование денежными средствами. Размер процентов за пользование денежными средствами определяется ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в соответствующие периоды. Проценты за пользование денежными средствами начисляются по день возврата суммы этих средств пассажиру, но не позднее окончания 4-летнего срока с даты отправления рейса, указанного в билете. На сумму оплаченной провозной платы, использованной для оплаты услуг перевозчика, указанных в пункте 5 настоящего Положения, проценты не начисляются.
Согласно доводам ответчика, АО «Авиакомпания «Сибирь» предоставляет сертификат на всю стоимость приобретенных услуг, которым можно оплачивать билеты и услуги S7 Airlaines, в том числе и на распродаже. Сертификат может быть использован для оплаты авиабилетов, как на владельца сертификата, так и других пассажиров.
ДД.ММ.ГГ. истцу был оформлен сертификат № на сумму 68 466 руб., отправлен на адрес электронной почты истца. Указанные доводы ответчика истцом не опровергнуты.
Доказательств того, что истец относится к категории лиц, указанных в п. 10 Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, которые вправе подать заявление о возврате провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса, в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что срок возврата истцу провозной платы к настоящему времени не наступил и общество не считается не просрочившим исполнение, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований о взыскании денежных средств по договору перевозки надлежит отказать.
Суд также приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, неустойки, штрафа, поскольку они являются производными от требований о взыскании с ответчика денежных средств по договору перевозки, в удовлетворении которых судом отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прусова Ю. Е. к АО «Авиакомпания «Сибирь» о защите прав потребителей, - оставить без удовлетворения, в иске5 отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке через Люберецкий городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.Э.Лобойко
Мотивированное решение изготовлено 16.10.2020г.