ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6724/2023 от 11.12.2023 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

УИД17RS0017-01-2023-004981-44

Дело № 2-6724/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 декабря 2023 года г. Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Биче-оол С.Х., при секретаре Байыр Н.Б., с участием старшего помощника прокурора г.Кызыла Омзаар Ч.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах С.Л.С. к Министерству образования Республики Тыва, Администрации муниципального района «Тоджинский кожуун Республики Тыва» о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежит обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд к Министерству образования Республики Тыва о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями под номером очереди, определенном с учетом очередности, установленном в списке детей-сирот, состоявших в очереди для получения жилой площади в администрации сельского поселения «Азасский» от ДД.ММ.ГГГГ, указав, что прокуратурой Тоджинского района Республики Тыва по обращению С.Л.С. проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проверкой установлено, что постановлением председателя администрации Тоджинского района Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГФИО3 назначена опекуном несовершеннолетней С.Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Мать истица - ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец указан в документах со слов матери. Постановлением главы сельского поселения «сумон Азасский Тоджинского кожууна» Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список детей-сирот для получения жилой площади на территории с. Азасский. В данном списке под указана С.Л.С. Председателем Хурала представителей и председателем администрации сельского поселения «сумона Азасский Тоджинского кожууна» Республики Тыва ДД.ММ.ГГГГ утвержден список детей-сирот, состоящих на очереди для получения жилой площади, где С.Л.С.C. указана под номером . Таким образом, С.Л.С. с ДД.ММ.ГГГГ состояла в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением. Однако, при передаче функций опеки и попечительства от администрации сельского поселения Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва в 2014 году личное дело С.Л.С.C. не передано, в связи с чем С.Л.С.C. была не включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, сформированным органом исполнительной власти республики - Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва, а с ДД.ММ.ГГГГ Министерством труда и социальной политики Республики Тыва. Решение об исключении С.Л.С. из списка, сформированного органом местного самоуправления, об отказе во включении в сводный список, не принималось. Тем самым, С.Л.С. состояла на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но по обстоятельствам, от нее не зависящим, в период передачи полномочий по опеке и попечительству от органов местного самоуправления органу исполнительной власти субъекта не была включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время С.Л.С. имеет в общей долевой собственности жилой дом по адресу: <адрес> который приобретен в ипотеку, доля в праве . Общая площадь кв.м. Согласно справке с администрации сумона Азас Тоджинского района от ДД.ММ.ГГГГ, С.Л.С. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, и имеет следующий состав семьи: <данные изъяты> В силу постановления администрации Тоджинского района Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения» в Тоджинском районе Республики Тыва на одного человека учетная норма площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет кв.м. Таким образом, С.Л.С., несмотря на наличие в общей долевой собственности (доля 1/4) жилого помещения, учитывая площадь жилого помещения, который составляет кв.м., и состав семьи, который состоит из 6 человек, нуждается в предоставлении жилого помещения, поскольку не обеспечена учетной нормой площади жилого помещения. В связи с чем С.Л.С. обратилась в прокуратуру Тоджинского района Республики Тыва за защитой ее нарушенных жилищных прав, предусмотрены ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации. Реализация данного права без включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не представляется возможным в силу перечисленных выше положений федерального и регионального законодательства.

Просит обязать Министерство образования Республики Тыва включить С.Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сформированный Министерством образования Республики Тыва, под номером очереди, определенном с учетом очередности, установленной в списке детей-сирот, состоящих на очереди для получения жилой площади администрации сельского поселения «Азасский» от ДД.ММ.ГГГГ.

Определением суда в качестве соответчика по делу привлечена – Администрация муниципального района «Тоджинский кожуун Республики Тыва».

Представитель истца – старший помощник прокурора г. Кызыла Омзаар Ч.О. в судебном заседании поддержала исковые требования, просила удовлетворить по приведенным основаниям.

В судебное заседание истец С.Л.С. не явилась, извещена надлежащим образом о дате и времен рассмотрения дела.

Представители ответчиков - Министерства образования Республики Тыва, Администрации муниципального района «Тоджинский кожуун Республики Тыва» извещены надлежащим образом о дате и времен рассмотрения дела, не явились, в связи с чем, суд рассматривает дело без их участия в силу ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

Согласно статье 121 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав возлагается на органы опеки и попечительства, которые ведут учет таких детей, обеспечивают защиту их прав и интересов, осуществляют контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

В соответствии с частью 1 статьи 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

На основании положений пункта 1 статьи 8 названного выше федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом этого пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ.

Предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года №397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Согласно данным Правилам формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления, в порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией. Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации. В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Согласно Определения Конституционного Суда от 24 июня 2021 года № 1215-О положения пункта 9 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепляющие условия сохранения за ними права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений, подлежат применению с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года), о возможности обеспечения жилыми помещениями лиц, не вставших (не поставленных) на учет до достижения возраста 23 лет (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 года № 1229-О, от 29 января 2019 года № 185-О и от 30 января 2020 года № 89-О).

Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года), и согласуются с разъяснениями Министерства просвещения Российской Федерации (утверждены письмом от 23 июня 2020 года № ДГ-812/07), касающимися порядка применения абзаца четвертого пункта 3 Правил.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших истцу обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет.

Указом Главы Республики Тыва от 08.04.2022 г. № 108 «О внесении изменений в Указ Главы Республики Тыва от 15 октября 2021 года № 408, согласно которому, переданы Министерству образования Республики Тыва полномочия Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в сфере организации деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних. Установлено, что Министерство образования Республики Тыва является правопреемником Министерства труда и социальной политики Республики Тыва по обязательствам, в том числе из судебных актов, возникающих (возникших) из полномочий, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

Аналогичные положения установлены статьей 8 Закона Республики Тыва от 26.11.2004 г. № 918 ВХ-1 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей».

Пунктом 51 Положения о Министерстве образования Республики Тыва, утв. Постановлением Правительства Республики Тыва от 19 октября 2021 г. № 567, предусмотрено, что Министерство предоставляет в установленном порядке жилые помещения, предназначенные для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящие в состав специализированного жилищного фонда.

Законом Республики Тыва от 04.05.2023 № 933-ЗРТ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Тыва отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, а также по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» государственными полномочиями по опеке и попечительству и обеспечению жилыми помещениями были наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Тыва.

На запрос суда дан ответ за подписью министра образования Республики Тыва С.Л.С. от ДД.ММ.ГГГГ о том, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, остаются на региональном уровне за Министерством образования Республики Тыва.

Таким образом, поскольку установлено, что в настоящее время полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанных категорий граждан осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва – Министерство образования Республики Тыва, то именно данный орган является надлежащим ответчиком по спору, поэтому в требовании к ответчику Администрации муниципального района «Тоджинский кожуун Республики Тыва», следует отказать.

Согласно копии паспорта С.Л.С., <данные изъяты>

Из свидетельства о рождении следует, что С.Л.С.<данные изъяты>

Согласно свидетельству о смерти ФИО1, <данные изъяты>

Постановлением администрации Тоджинского района Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГФИО3 назначена опекуном несовершеннолетней С.Л.С.

Таким образом, С.Л.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как разъяснено в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённом Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020 года, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.

Постановлением главы сельского поселения сумона Азасский Тоджинского района Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список детей-сирот для получения жилой площади на территории сельского поселения сумон Азасский, в котором С.Л.С. числится под номером .

Согласно утвержденного председателем администрации сельского поселения сумона Азасский списка детей-сирот, состоявших на очереди для получения жилой площади, от ДД.ММ.ГГГГ, С.Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состояла в списке под номером .

Согласно ответу Министерства труда и социальной политики Республики Тыва на запрос Тоджинскому прокурору Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ следует, что С.Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в утвержденном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, не состоит.

Согласно ответу председателя администрации сумона Азасский Тоджинского кожууна ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что личное дело С.Л.С. не найдено в архиве администрации сумона Азасский, а также в отделе опеки и попечительства Тоджинского района Республики Тыва.

Согласно ответу Министерства образования Республики Тыва на запрос Тоджинскому прокурору Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ следует, что С.Л.С. заявление о включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не подавала.

Суд оценил по правилам ст.67 ГПК РФ на предмет относимости, допустимости, достоверности каждое вышеприведенное доказательство в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, и признает их достаточными для рассмотрения дела по существу.

Таким образом, судом установлено, что истец С.Л.С. с ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но по обстоятельствам, от нее не зависящим, в период передачи полномочий по опеке и попечительству от органов местного самоуправления органу исполнительной власти субъекта не была включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам специализированного найма жилых помещений на территории Республики Тыва.

Указанные обстоятельства, в совокупности с имеющимися в деле доказательствами, при оценке несвоевременной постановки С.Л.С. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении признаются судом уважительными, и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на обеспечение жильем.

При этом суд учитывает, что факт принадлежности истца к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиками в ходе рассмотрения дела не оспаривался и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГС.Л.С. является собственником ? доли жилого дома общей площадью кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, имеются ограничения: ипотека в силу закона.

Из справки администрации сельского поселения сумона Азасский Тоджинского района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что С.Л.С., зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> и имеет следующий состав семьи: <данные изъяты>

Постановлением администрации Тоджинского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения» в Тоджинском района на одного человека учетная норма площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Тоджинском районе составляет кв.м., общей площади жилого помещения.

Учитывая смысл статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», несмотря на наличие права в общей долевой собственности (доля 1/4) жилого помещения, учитывая площадь жилого помещения, который составляет 29,1 кв.м, и состав семьи, который состоит из 6 человек, С.Л.С. нуждается в предоставлении жилого помещения, поскольку не обеспечена учетной нормой площади жилого помещения, данный факт не может ограничивать право С.Л.С. на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда.

Из содержания приведенных выше норм закона следует, что действующее законодательство не ставит предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимость от каких-либо условий, в том числе от времени постановки на учет такого лица, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от иных условий.

Таким образом, суд установил, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, решения об исключении С.Л.С. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва, сформированного органом местного самоуправления, не принималось, по обстоятельствам не зависящим от истца, в период передачи полномочий по опеке и попечительству от органов местного самоуправления органу исполнительной власти субъекта С.Л.С. не была включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва, следовательно, истец свое право на получение жилья не реализовала, в связи с чем требование о включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, обосновано и подлежат удовлетворению.

Суд, учитывая, что истец зарегистрирована и длительное время постоянно проживает в Тоджинском районе Республики Тыва, считает возможным включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем на территории Тоджинского района, как просит истец.

Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах С.Л.С. к Министерству образования Республики Тыва, Администрации муниципального района «Тоджинский кожуун Республики Тыва» о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежит обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, удовлетворить частично.

Обязать Министерство образования Республики Тыва (ИНН ) включить С.Л.С. (паспорт ) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории Тоджинского кожууна Республики Тыва.

Исковое заявление прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах С.Л.С. к Администрации муниципального района «Тоджинский кожуун Республики Тыва» о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежит обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ (с учетом выходных дней).

Судья С.Х. Биче-оол