ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6729/2022 от 30.08.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2022-008055-49 Дело № 2-6729/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Сухоруковой С.М.,

при секретаре Малоземовой О.А.,

с участием прокурора Матвеевой С.А.,

с участием истца Казаковцевой и.А.,

представителя ответчика Холоповой З.Г.,

представителя третьего лица Ефименко Н.В.,

представителя третьего лица Дорофеевой Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 30 августа 2022 гражданское дело по исковому заявлению Казаковцевой Ирины Анатольевны к Администрации Главы Республики Коми, Управлению государственной службы и кадров Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении в должности,

УСТАНОВИЛ:

Казаковцева И.А. обратилась в Сыктывкарский городской суд с исковым заявлением (с учетом уточнений) к Администрации Главы Республики Коми, Управлению государственной службы и кадров Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о признании незаконным приказа № ... от ** ** ** с возложением обязанности восстановления истца на работе в Администрации Главы Республики Коми в должности помощника сенатора Российской Федерации Е.Б. Шумиловой по работе в Республике Коми.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Региональная общественная приемная Председателя Партии «Единая Россия» Д.А. Медведева в Республике Коми.

В судебном заседании истец на удовлетворении требований настаивала.

Представитель ответчика с иском не согласилась по доводам, изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица сенатора Российской Федерации Е.Б. Шумиловой по работе в Республике Коми с иском не согласилась.

Представитель третьего лица Региональной общественной приемной Председателя Партии «Единая Россия» Д.А. Медведева в Республике Коми поддержала заявленные требования.

Выслушав мнение явившихся, мнение прокурора, полагавшего требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно статье 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Из материалов дела следует, что Казаковсцева И.А. с ** ** ** принята на работу помощником сенатора Российской Федерации Е.Б. Шумиловой по работе в Республике Коми.

** ** ** между Администрацией Главы РК и Казаковцевой И.А. заключен срочный трудовой договор № ..., согласно которого Казаковцева И.А. принята на работу помощником сенатора Российской Федерации Е.Б. Шумиловой по работе в Республике Коми.

Права и обязанности работника определяются Сенатором Российской Федерации в соответствии с ФЗ «О статусе сенатора РФ и статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания РФ» (п. 3 договора).

Работодатель обеспечивает Работнику условия работы с соответствии с требованиями ФЗ «О статусе сенатора РФ и статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания РФ» (п. 11 договора).

Работник соблюдает Правила внутреннего трудового распорядка установленные для работников организации, где находится его рабочее месть (п. 12 договора).

Согласно п. 15 договора расторжение настоящего договора до истечения срока его действия осуществляется на основании и в порядке, установленном ФЗ «О статусе сенатора РФ и статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания РФ», Трудовым кодексом РФ.

** ** ** сенатор Российской Федерации Е.Б. Шумилова по работе в Республике Коми в адрес руководителя Администрации Главы РК направила представление об увольнении ** ** ** помощника сенатора Российской Федерации Е.Б. Шумиловой по работе в Республике Коми – Казаковцеву И.А. на основании п. «а» ч. 10 ст. 38 ФЗ «О статусе сенатора РФ и статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания РФ».

Приказом Администрации главы РК от ** ** **... Казаконцева И.А. уволена ** ** ** с должности помощника сенатора Российской Федерации Е.Б. Шумиловой по работе в Республике Коми по представлению сенатора РФ по п. «а» ч. 10 ст. 38 ФЗ «О статусе сенатора РФ и статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания РФ».

С приказом Казаковцева И.А. ознакомлена ** ** **, о чем имеется собственноручная подпись истца.

Статьей 58 ТК РФ установлено, что трудовые договоры могут заключаться: на неопределенный срок; на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью первой статьи 59 настоящего Кодекса.

Согласно абз. 10 ч. 1 ст. 59 ТК РФ срочный трудовой договор заключается в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях.

Пункт 4 части 1 ст. 77 ТК РФ в качестве общего основания прекращения трудового договора указывает его расторжение по инициативе работодателя.

Пунктом 14 части 1 ст. 81 ТК РФ установлено, что помимо оснований, перечисленных в указанной норме, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в других случаях, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Сенатор Российской Федерации - представитель от субъекта Российской Федерации вправе иметь помощников по работе в Совете Федерации и по работе в субъекте Российской Федерации. Сенатор Российской Федерации - представитель от субъекта Российской Федерации, депутат Государственной Думы могут иметь до семи помощников, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору. Число помощников сенатора Российской Федерации - представителя от субъекта Российской Федерации, депутата Государственной Думы, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору, по работе соответственно в Совете Федерации, Государственной Думе не может быть более двух.

Согласно ст. 38 названного Федерального закона, прием на работу помощников сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы, определенных частью второй статьи 37 настоящего Федерального закона, осуществляется в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации. Срочные служебные контракты с указанными помощниками сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы заключаются на основе распоряжения руководителя аппарата соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации или распоряжения уполномоченного им заместителя руководителя аппарата соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации. Прием на работу иных помощников сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы производится на основании срочного трудового договора в соответствии с трудовым законодательством. Срочный служебный контракт или срочный трудовой договор заключается на основании заявления помощника сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы и представления сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы на срок, указанный в представлении, но не превышающий срока полномочий сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы. Срочный служебный контракт или срочный трудовой договор с помощником сенатора Российской Федерации - Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, сенатора Российской Федерации - представителя Российской Федерации, осуществляющего свои полномочия пожизненно, заключается на срок не более шести лет. Прием на работу помощника сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы по работе в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации по срочному трудовому договору оформляется распоряжением руководителя аппарата соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации или распоряжением уполномоченного им заместителя руководителя аппарата соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 38 указанного Федерального закона прием на работу помощника сенатора Российской Федерации по работе в субъекте Российской Федерации производится на основании срочного трудового договора и оформляется распоряжением руководителя соответствующего законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления.

Частью 10 данной статьи установлено, что увольнение с работы помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы до истечения срока действия срочного служебного контракта или срочного трудового договора, может производиться, в том числе, по представлению члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (подпункт "а").

Учитывая, что законом не предусмотрено указание в представлении сенатора РФ причин, послуживших основанием для принятия решения об увольнении своего помощника, а Администрация Главы РК не наделена полномочиями по проверке законности представления сенатора, суд отклоняет доводы истицы о добросовестном исполнении ею своих должностных обязанностей и как следствие, отсутствии оснований для ее увольнения.

Кроме того, суд не может принять во внимание доводы истицы о ее не ознакомлении с представлением сенатора РФ, поскольку такая обязанность законом на Администрацию Главы РК не возложена, в уведомлении о предстоящем увольнении имеется ссылка на представление сенатора и указанные в нем основания увольнения, каких-либо требований к форме и содержанию представления сенатора законодательством не установлено.

Также суд не может принять во внимание доводы о не предупреждении истца о предстоящем увольнении, поскольку законом не установлена обязанность предупреждения о предстоящем увольнении по указанному основанию, а установленный трудовым законодательством срок предупреждения об увольнении, на который ссылается истица, к указанным правоотношениям не применим.

При этом, как пояснила сама истица, Администрация предупредила истицу о предстоящем увольнении по телефону ** ** **, что не нарушает ее права.

Принимая во внимание изложенное, у суда отсутствуют правовые основания для признания увольнения истца незаконным и принятия решения об удовлетворении иска о признании приказа № ... от ** ** ** о расторжении трудового договора, восстановлении в должности, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований.

Руководствуясь ст.ст.193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Казаковцевой Ирины Анатольевны к Администрации Главы Республики Коми, Управлению государственной службы и кадров Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении в должности оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.М. Сухорукова

...