Дело № 2-672/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Камышин 20 марта 2013 г.
Камышинский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Раптановой М.А.,
с участием прокурора Аристарховой И.А.,
при секретаре Сунцовой Я.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Камышинского городского прокурора .... в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Петрунинского сельского поселения Камышинского муниципального района .... и ФИО1 о признании результатов проведения аттестации и квалификационного экзамена муниципального служащего недействительными, суд
УСТАНОВИЛ:
Камышинский городской прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с настоящим иском к администрации Петрунинского сельского поселения Камышинского муниципального района .... и ФИО1 о признании результатов проведения аттестации и квалификационного экзамена муниципального служащего недействительными, указав в обоснование своих требований указав, чтораспоряжением администрации Петрунинского сельского поселения Камышинского муниципального района № ....-р от ДД.ММ.ГГГГ «Опроведении квалификационного экзамена и аттестации муниципальных служащих Петрунинского сельского поселения» было назначено проведение квалификационного экзамена и аттестации специалиста 1 категории администрации Петрунинского сельского поселения Камышинского муниципального района ФИО1, утвержден состав аттестационной комиссии и график проведения квалификационного экзамена и аттестации муниципального служащего сельского поселения.
Распоряжением администрации Петрунинского сельского поселения Камышинского муниципального района № ....-р от ДД.ММ.ГГГГ «О результатах проведения аттестации и квалификационного экзамена муниципальных служащих Петрунинского сельского поселения» результаты проведения аттестации, согласно которым ФИО1 признана соответствующей занимаемой должности, утверждены, в связи с успешной сдачей квалификационного экзамена ей присвоен классный чин муниципальной службы <данные изъяты><данные изъяты>
Прокурор считает, что аттестация муниципального служащего и квалификационный экзамен проведены с существенным нарушением действующего законодательства, в связи с чем распоряжение администрации Петрунинского сельского поселения Камышинского муниципального района № ....-р от ДД.ММ.ГГГГ «О результатах про ведения аттестации и квалификационного экзамена муниципальных служащих Петрунинского сельского поселения» должно быть признано недействительным по следующим основаниям.
Распоряжением № ....-р от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении квалификационного экзамена и аттестации муниципальных служащих Петрунинского сельского поселения» назначено проведение квалификационного экзамена и аттестации <данные изъяты> администрации Петрунинского сельского поселения Камышинского муниципального района ФИО1, утвержден состав аттестационной комиссии и график проведения квалификационного экзамена и аттестации муниципального экзамена и аттестации <данные изъяты> сельского поселения.
Однако в состав аттестационной комиссии для проведения квалификационного экзамена и аттестации муниципального служащего ФИО4 были включены ее близкие родственники - мать ФИО9 и родной брат ФИО5
При таких обстоятельствах является очевидным возникновение конфликта интересов, который мог повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.
Из протокола заседания аттестационной комиссии следует, что решение о соответствии или несоответствии ФИО1 занимаемой должности не принималось. Аттестационной комиссией лишь принято решение о сдаче ФИО1 квалификационного экзамена и рекомендовании для присвоения классного чина муниципальной службы.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в целях определения соответствия замещаемой должности муниципальной службы проводится аттестация муниципального служащего.
В силу ч. 7 ст. 18 указанного ФЗ положение о проведении аттестации муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. .... от ДД.ММ.ГГГГ№ ....-ОД «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области» утверждено Типовое положение о проведении аттестации муниципальных служащих.
Указанным законом .... от ДД.ММ.ГГГГ№ ....-ОД предусмотрены обязательные для соблюдения формы аттестационного листа муниципального служащего и экзаменационного листа муниципального служащего. Однако вместо заполнения отдельного аттестационного листа, форма которого является приложением к Типовому положению, заполнен ничем не предусмотренный «экзаменационный (аттестационный) лист муниципального служащего)», в котором принятие решения о соответствии или несоответствии муниципального служащего занимаемой должности не отражено, бланком не предусмотрено.
Оспариваемым распоряжением утверждены результаты аттестации (приложение № ....), согласно которым ФИО1 признана соответствующей занимаемой должности.
Однако такое решение аттестационной комиссией не принималось, что подтверждается как протоколом заседания аттестационной комиссии, так и представленным экзаменационным (аттестационным) листом муниципального служащего.
Прокурор просит:
Проведенные ДД.ММ.ГГГГ администрацией Петрунинского сельского поселения Камышинского муниципального района аттестацию и квалификационный экзамен муниципального служащего администрации Петрунинского сельского поселения Камышинского муниципального района ФИО1, признать незаконными.
Распоряжение администрации Петрунинского сельского поселения Камышинского муниципального района № ....-р от ДД.ММ.ГГГГ «О результатах проведения аттестации и квалификационного экзамена муниципальных служащих Петрунинского сельского поселения» признать недействительным.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Аристархова И.А. поддержала требования в полном объеме, отметив, что исковые требования прокурором предъявлены в соответствии со ст.45 ГПК РФ, в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку аттестация муниципальных служащих проводится в целях определения соответствия замещаемой должности, обязательность аттестации и условия ее проведения установлены в целях обеспечения высокого уровня квалификации муниципальных служащих, что соответствует интересам неопределенного круга лиц.
Ответчик, в лице администрации Петрунинского сельского поселения Камышинского муниципального района ...., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. До судебного заседания от представителя ответчика Главы Петрунинского сельского поселения поступило письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации сельского поселения. В своем заявлении указал, что исковые требования прокурора выполнены в полном объеме м представил распоряжение главы Петрунинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ ....-рд «Об отмене распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ .... «О результатах проведения аттестации и квалификационного экзамена муниципальных служащих Петрунинского сельского поселения». Данное заявление приобщено к материалам дела.
Ответчик ФИО1, надлежащим образом извещенная судом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах не явки суду не сообщил.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению.
Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Поэтому неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных правах.
В силу ч. 1 ст. 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчиков.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
При этом из содержания следует, что оспариваемый акт может быть признан недействительным в том случае, когда установлено в совокупности наличие двух критериев: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося за защитой.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные право вые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в целях определения соответствия замещаемой должности муниципальной службы проводится аттестация муниципального служащего.
В силу ч. 7 ст. 18 указанного ФЗ положение о проведении аттестации муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. .... от ДД.ММ.ГГГГ№ ....-ОД «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области» утверждено Типовое положение о проведении аттестации муниципальных служащих.
В соответствии с п. 1 раздела 2 указанного Типового положения для про ведения аттестации муниципальных служащих представителем нанимателя (работодателя) издается правовой акт, содержащий положения, в том числе, о составе аттестационной комиссии.
В силу п. 2 раздела 2 указанного Типового положения состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.
В судебном заседании установлено, что распоряжением № ....-р от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении квалификационного экзамена и аттестации муниципальных служащих Петрунинского сельского поселения» назначено проведение квалификационного экзамена и аттестации специалиста 1 категории администрации Петрунинского сельского поселения Камышинского муниципального района ФИО1, утвержден состав аттестационной комиссии и график проведения квалификационного экзамена и аттестации муниципального экзамена и аттестации муниципального служащего сельского поселения.
В состав аттестационной комиссии для проведения квалификационного экзамена и аттестации муниципального служащего ФИО1 были включены ее близкие родственники - мать ФИО10 и родной брат ФИО5, что подтверждается представленными суду приложениями № ...., № .... к распоряжению Главы Петрунинского сельского поселения № .... от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением администрации Петрунинского сельского поселения № .... от ДД.ММ.ГГГГ о включении в состав аттестационной комиссии - ФИО7
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан,. организаций, общества или государства. Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
При таких обстоятельствах является очевидным возникновение конфликта интересов, который мог повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.
На основании ч. 3 ст. 18 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» по результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия выносит решение о том, соответствует муниципальный служащий замещаемой должности муниципальной службы или не соответствует. Аттестационная комиссия может давать рекомендации о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе, в том числе о повышении их в должности, а в случае необходимости рекомендации об улучшении деятельности аттестуемых муниципальных служащих.
В данном случае аттестационная комиссия решала вопрос и о рекомендовании присвоения ФИО1 классного чина муниципальной службы, наличие которого в силу п. 3.1 ч. 1 ст. .... от ДД.ММ.ГГГГ№ ....-ОД «О некоторых вопросах муниципальной службы в ....» служит основанием для выплаты муниципальному служащему ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин.
Кроме того, в соответствии с п. 5 раздела 3 вышеуказанного Типового положения по результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия выносит одно из следующих решений:
1) муниципальный служащий соответствует замещаемой должности муниципальной службы;
2) муниципальный служащий не соответствует замещаемой должности муниципальной службы.
Из протокола заседания аттестационной комиссии следует, что решение о соответствии или несоответствии ФИО1 занимаемой должности не принималось. Аттестационной комиссией лишь принято решение о сдаче ФИО1 квалификационного экзамена и рекомендовании для присвоения классного чина муниципальной службы.
.... от ДД.ММ.ГГГГ№ ....-ОД «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области» предусмотрены обязательные для соблюдения формы аттестационного листа муниципального служащего и экзаменационного листа муниципального служащего.
Однако вместо заполнения отдельного аттестационного листа, форма которого является приложением к Типовому положению, заполнен ничем не предусмотренный «экзаменационный (аттестационный) лист муниципального служащего», в котором принятие решения о соответствии или несоответствии муниципального служащего занимаемой должности не отражено, бланком не предусмотрено.
Оспариваемым распоряжением утверждены результаты аттестации (приложение № ....), согласно которым ФИО1 признана соответствующей занимаемой должности. Однако, такое решение аттестационной комиссией не принималось, что подтверждается как протоколом заседания аттестационной комиссии, так и представленным экзаменационным (аттестационным) листом муниципального служащего.
Как разъяснено в п. 6 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Учитывая, что в данном случае распоряжение администрации Петрунинского сельского поселения Камышинского муниципального района № ....-р от ДД.ММ.ГГГГ «О результатах проведения аттестации и квалификационного экзамена муниципальных служащих Петрунинского сельского поселения» является ненормативным актом, который не соответствует положениям ФЗ «О муниципальной службе» и .... от ДД.ММ.ГГГГ№ ....-ОД, нарушает охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц на обеспечение высокого уровня квалификации муниципальных служащих, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
На основании ст. 13 ГК РФ в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса, в частности признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Проведенные ДД.ММ.ГГГГ администрацией Петрунинского сельского поселения Камышинского муниципального района аттестацию и квалификационный экзамен <данные изъяты> администрации Петрунинского сельского поселения Камышинского муниципального района ФИО1, признать незаконными.
Распоряжение администрации Петрунинского сельского поселения Камышинского муниципального района № ....-р от ДД.ММ.ГГГГ «О результатах проведения аттестации и квалификационного экзамена <данные изъяты> Петрунинского сельского поселения», признать недействительным.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Камышинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись Раптанова М.А.