ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-672/2021 от 03.06.2021 Белореченского районного суда (Краснодарский край)

№2-672/2021

УИН 23RS0008-01-2021-000785-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Белореченск. 3 июня 2021 года

Судья Белореченского районного суда Краснодарского края Кириенко А.С., при секретарях Мокряковой И.А., Григорян В.А., с участием:

прокурора - заместителя Белореченского межрайонного прокурора Дармилова И.И.,

представителей ответчика ЗАО «Исток-Траст» - Мелентьева В.В., Галагана М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белореченского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ЗАО «Исток-Траст» и ООО «АРАКС» о запрете осуществления деятельности, обязании разработать проект рекультивации нарушенного земельного участка, а также проведении комплекса агротехнических мероприятий по приведению земельного участка в состояние в соответствии с его назначением,

УСТАНОВИЛ:

Белореченский межрайонный прокурор обратился в Белореченский районный суд Краснодарского края с исковым заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к ЗАО «Исток-Траст» и ООО «АРАКС» о запрете осуществления деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером для целей не связанных с ведением сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в том числе с целью реализации, обязании в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать за счет собственных средств и согласовать в порядке, предусмотренном постановлением Правительства от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», проект рекультивации нарушенного земельного участка с кадастровым номером , а также провести комплекс агротехнических мероприятий по приведению вышеуказанного земельного участка сельскохозяйственного назначения в состояние, пригодное для ведение сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в соответствии с разработанным проектом рекультивации.

Требования мотивированы тем, что ЗАО «Исток-Траст» является предприятием, осуществляющим на земельном участке с кадастровым номером , имеющим вид разрешенного использования для сельскохозяйственного использования, деятельность по пользованию участком недр и добыче полезного ископаемого - песчано-гравийной смеси на основании лицензии КРД 02034 ТЭ, выданной 05.08.2002. Срок окончания действия лицензии 05.08.2021. Пунктом 5 Лицензионного соглашения об условиях пользования недрами с целью разведки с последующей добычей песчано-гравийной смеси Комсомольского месторождения, являющегося неотъемлемой частью лицензии КРД 02034 ТЭ от 05.08.2002, определено, что добыча полезного ископаемого разрешается при наличии оформленного земельного участка на соответствующий участок работ. Пунктом 6 Лицензионного соглашения определен перечень основных требований по обеспечению рационального использования запасов полезных ископаемых и охране недр, в соответствии с которым лицензиат обязуется соблюдать требования законодательства, а также утвержденные в установленном порядке стандарты (нормы и правила) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами. Проведенным межрайонной прокуратурой 14.01.2021 с привлечением специалиста территориального отдела управления Россреестра обследованием участка недр местного значения, предоставленного ЗАО «Исток-Траст» установлено, что общество с ограниченной ответственностью «АРАКС» на основании лицензии на пользование недрами КРД 02034 ТЭ от 05.08.2002, выданной ЗАО «Исток- Траст», осуществляет деятельность по добыче инертных материалов на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером . Добыча осуществлялась гусеничным экскаватором марки «HYUNDAI», погрузка добытой песчано-гравийной смеси осуществлялась в грузовые машины марки SCANIA. Таким образом, до настоящего времени земельный участок с кадастровым номером: в пределах горного отвода, относятся к категории земель: земли сельскохозяйственного использования, соответственно земельный отвод на участке работ не оформлен в установленном порядке. Работы по добыче песчано-гравийной смеси сопровождаются снятием плодородного почвенного слоя и приводят к невозможности использования земельного участка по целевому назначению - для сельскохозяйственного использования, что противоречит ст.ст. 13, 42 ЗК РФ, ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы. В ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Согласно ч. 1 ст. 42 названного закона при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. При указанных обстоятельствах, использование ЗАО «Исток-Траст», ООО «АРАКС» земельных участков в целях добычи полезных ископаемых, конусов ГПС, в нарушение требований условий лицензии недопустимо, поскольку является нарушением указанных требований законодательства и создает угрозу загрязнения и истощения земель, чем нарушаются интересы Российской Федерации в области земельного и природоохранного законодательства, а также интересы неопределенного круга лиц. Пунктом 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 установлено, что разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. ЗАО «Исток-Траст», ООО «АРАКС» допущено уничтожение плодородного слоя земельных участков сельскохозяйственного использования с кадастровым номером , путем механического нарушения почвенного (растительного) покрова и его перемешивания с неплодородными глинистыми грунтами, с крупной фракцией осадочных пород (камни, гравий) при транспортировке и пересыпке, а также перекрытия верхнего плодородного слоя почвы отвалами, размещения дробильно-сортировочного узла, что является нарушением ст.ст. 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст. 8 Федерального закона РФ от 16.07.1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800. Осуществление ответчиками деятельности, последствия которой не предсказуемы для окружающей среды, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ (л.д. 4-9, 227-232).

Заместитель Белореченского межрайонного прокурора Дармилов И.И. в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ЗАО «Исток-Траст» - Мелентьев В.В. в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать. Пояснил, что земельный участок, принадлежащий ЗАО «Исток-Траст» отнесен к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства. Согласно частей 1 и 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Исходя из классификатора видов разрешенного использования земельных участков (утв. приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540), действовавшим на момент проведения проверки, сельскохозяйственное использование земельного участка как вид разрешенного использования предполагает ведение сельского хозяйства и включает в себя в том числе такой вид использования участка как рыбоводство - осуществление хозяйственной деятельности, связанной с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов рыбоводства (аквакультуры); размещение зданий, сооружений, оборудования, необходимых для осуществления рыбоводства (аквакультуры) (код 1.13). Аналогичный вид разрешенного использования содержится и в классификаторе видов разрешенного использования земельных участков (утв. приказом Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412), действующим на момент рассмотрения настоящего дела. Приказом Минсельхоза России от 25.06.2020 N 345 утвержден порядок определения особенностей создания и эксплуатации зданий, строений, сооружений для целей аквакультуры (рыбоводства) (далее по тексту – Порядок). Порядок определяет особенности создания и эксплуатации юридическим лицом, крестьянским (фермерским) хозяйством, а также индивидуальным предпринимателем (далее - рыбоводное хозяйство) зданий, строений, сооружений для целей аквакультуры (рыбоводства) (п.1). П. 2 Порядка определяет, что для целей аквакультуры (рыбоводства) рыбоводным хозяйством осуществляются создание и эксплуатация следующих объектов: 1) сооружений, являющихся объектами капитального строительства, находящихся в водном объекте или примыкающих к нему (в отношении внутренних вод Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации); 2) зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства, являющихся объектами капитального строительства, размещенных на земельных участках, прилегающих к водным объектам, используемым для целей аквакультуры (рыбоводства); 3) некапитальных строений, сооружений, предназначенных для осуществления аквакультуры (рыбоводства), размещенных на земельных участках или в водных объектах. Ч. 4 ст. 3 Закона 148-ФЗ устанавливает, что классификация объектов аквакультуры осуществляется в классификаторах и справочниках в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, классификаторы и справочники в области аквакультуры (рыбоводства) разрабатываются и утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минсельхоза России от 18.11.2014 N 452 утвержден Классификатор в области аквакультуры (рыбоводства). Разделом 03 указанного классификатора установлен вид рыбоводного хозяйства - прудовое товарное хозяйство (код 03.01.02.02.01). Разделом 04 указанного классификатора установлен вид объекта рыбоводной инфраструктуры - пруд земляной (код 04.01.03.02.02). Обществом был разработан и утвержден «Проект по строительству водоема для рыборазведения на землях Белореченского района Краснодарского края». Таким образом, ответчиком на земельном участке осуществляется деятельность по строительству водоема для рыборазведения, для осуществления которой в силу вышеуказанных норм действующего законодательства не требуется изменение категории и вида разрешенного использования земельного участка. В соответствии с ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами. Таким образом, ответчик вправе осуществлять на принадлежащем ему земельном участке такой вид деятельности как рыбоводство. Доводы истца о необходимости изменения вида разрешенного использования земельного участка в связи с наличием у Общества лицензии на добычу песчано-гравийной смеси и осуществлением деятельности по добыче не могут быть приняты во-внимание. Добыча песчано-гравийной смеси осуществляется неразрывно в составе комплекса работ по строительству водоема, носит попутный характер как один из этапов работ, поскольку сформировать чашу пруда без выемки грунта невозможно. Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. В соответствии с пунктом 1 статьи 43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами. Согласно нормативной совокупности положений пункта 1 ст. 41 и подпункта 3 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, имеют право проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках) и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями. Таким образом, строительство рыбоводного пруда на спорном участке, а также последующая его эксплуатация после завершения строительства, не противоречит категории и виду разрешенного использования земельного участка. Изложенное свидетельствует о том, что земельный участок используется обществом по целевому назначению. Прямая обязанность по временному изменению вида разрешенного использования на период строительства водного объекта (пруда для рыборазведения) законодателем так же не предусмотрена. На спорном участке общество осуществляет не целевую промышленную добычу песчано-гравийной смеси, а строительство пруда для рыборазведения, что влечет объективную необходимость выемки и вывоза песчано-гравийной смеси как сопутствующего этапа строительных работ. В связи с этим требование о запрете такой деятельности до изменения категории и вида разрешенного использования земельного участка не подлежит удовлетворению. Понятие "рекультивация" содержится в п. 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 (далее - Правила проведения рекультивации), согласно которому рекультивация земель - это мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений. В соответствии с п. 3 Правил проведения рекультивации разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель. Таким образом, основанием для возникновения у лица обязанности по разработке проекта рекультивации и рекультивации земель является наличие одного из подлежащих установлению обстоятельств: 1) деградация земель; 2) нахождение земель в состоянии, непригодным для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. Понятие "деградация земель" содержится в п. 2 Правил проведения рекультивации, согласно которому деградация земель – это ухудшение качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов. Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства деградации земельного участка, принадлежащего ответчику, т.е. доказательств, однозначно свидетельствующих об ухудшении качества земель вследствие проводимых ответчиком работ по строительству пруда. В материалы дела не представлены ни акты отбора проб, протоколы химического анализа почв и иные доказательства, которые свидетельствовали бы о наличии признаков деградации земель. Факт нахождения земель в состоянии, непригодным для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием также не доказан, не представлено доказательств причинения вреда почве в виде ее деградации или истощения или приведение земель в состояние, непригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. Ввиду этого, не доказана обязанность ответчика по разработке проекта рекультивации и рекультивации земель. В силу ст. 3 ГПК РФ, ст. 11,12 ГК РФ в суде осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ и другими законами. В силу ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (п. 1); если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность; суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам; отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда (п.2). Прокурор, обращаясь с настоящим иском в суд, просит запретить деятельность ответчиков, указывая на то, что осуществление ответчиком деятельности, последствия которой не предсказуемы для окружающей среды, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ, также ссылается на нарушение норм законодательства о недрах и земельного законодательства. Вместе с тем, в нарушении требований ст. 56 ГПК РФ доказательств этому прокурором не представлено. Как следует из документов, представленных в материалы дел ответчик осуществляет на спорном земельном участке деятельность по строительству объекта аквакультуры, также предназначенного для целей производства сельскохозяйственной продукции. С учетом указанного, в данном случае, использование земельного участка для строительства пруда, предназначенного для целей производства сельскохозяйственной продукции, в отсутствие установленных фактов деградации земельного участка или невозможности использования земельного участка по его назначению само по себе не указывает на опасность причинения вреда Российской Федерации и законным интересам граждан на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием образует состав административного правонарушения (часть 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Доказательств отзыва или недействительности лицензии на право пользования недрами, равно как и иных выданных Обществу разрешительных документов на добычу гравийно-песчаной смеси в материалы дела не представлено. Таким образом, требование истца о запрете осуществлять деятельность по добыче гравийно-песчаной смеси на земельном участке до изменения категории и вида разрешенного использования участка, учитывая, что деятельность ответчика направлена на создание объекта для производства сельскохозяйственной продукции (рыбоводства), является ненадлежащим способом защиты.

Представитель ответчика ЗАО «Исток-Траст» - Галаган М.В. в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать. Пояснил, что на земельном участке категории сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером ведется сельскохозяйственная деятельность по строительству водоема для рыборазведения. Так как данный земельный участок оказался малоплодородным, было принято решение строить пруд-копань для рыборазведения, согласно проекта строительства водоема. В связи с чем были заключены соответствующие договоры. Более того, учитывая, что ЗАО «Исток-Траст» находится в процедуре банкротства, это единственный способ максимально удовлетворить все требования кредиторов и возможно выйти из процедуры банкротства. Согласно ст. 20.3 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника и кредиторов. Согласно ч.1 ст. 78 Земельного кодекса РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства). Постановлением Правительства РФ от 25.07.2006 № 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства» продукция прудового, озерного, речного рыболовства отнесена к сельскохозяйственной продукции. В любом случае проектами рекультивации предусматривается водохозяйственное направление рекультивации с созданием в выработанных карьерах водоемов и возможным использованием для разведения рыбы. Проектом рекультивации земель не предусматривается приведение земельных участков в первоначальное состояние, а предусматривается возврат в сельскохозяйственный оборот земельных участков для рыборазведения (рыболовства). Фактическое состояние земельного участка соответствует его целевому использованию. С учетом совокупности вышеназванных обстоятельств у ответчика отсутствует обязанность по приведению земельного участка в первоначальное состояние. Очевидно, что использование земельных участков под прудовое рыболовство (ст. 12 ФЗ «Об авкакультуре (рыболовстве) не предполагает под собой выращивание сельскохозяйственных растений на части земельного участка, занятого под пруды. Части земельного участка, не занятые под пруды в соответствии с законом используются под выращивание сельскохозяйственной растительности. Таким образом, ЗАО «Исток-Траст» организует деятельность для разведения рыбы на рассматриваемом земельном участке прудах, осуществляет деятельность, связанную с сельскохозяйственным производством. Из этого следует, что правовой режим земель не нарушается. Согласно подп 1 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ, земельный, участок можно использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Земельный кодекс РФ в подп. 3 п. 1 ст. 40 позволяет на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями. Нельзя согласиться и с выводом об уничтожении плодородного слоя, путем механического нарушения почвенного покрова и его перемешивания с неплодородным грунтами, а также перекрытием верхнего плодородного слоя почвы отвалами. Согласно постановления Правительства РФ от 22.07.2011 N 612 "Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", - существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения является изменение числовых значений не менее 3 следующих критериев, причиной которого стало использование земель с нарушением установленных земельным законодательством Российской Федерации требований рационального использования земли: снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте на 15 процентов или более; снижение кислотности в кислых почвах (РНКС1) на 10 процентов или более; повышение щелочности в щелочных почвах (рНН2о) на 10 процентов или более; снижение содержания подвижного фосфора (мг/кг почвы) на 25 процентов или более; снижение содержания обменного калия (мг/кг почвы) на 25 процентов или более. Согласно п. 1.6 Межгосударственного стандарта ГОСТ 17.4.3.02-85 «Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ» снятие плодородного и потенциально-плодородного слоев почвы следует производить селективно. Плодородный слой почвы должен быть использован для землевания малопродуктивных угодий и биологической рекультивации земель; потенциально-плодородный слой почвы должен быть использован в основном для биологической рекультивации земель. Из приведенных норм следует, что снятый плодородный слой почвы при производстве строительных и иных работ связанных с нарушением почвенного покрова не предназначен для использования в целях выращивания сельскозяйственной продукции, а используется в целях улучшения малопродуктивных земель и биологической рекультивации земель.

Ответчик - Общество с ограниченной ответственностью «АРАКС», извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, просило рассмотреть дело в его отсутствие, указало, что с иском не согласно (л.д.113, 122, 132, 137, 160, 164, 174-175).

Третье лицо - Министерство природных ресурсов Краснодарского края, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, представило в суд отзыв, в котором полагает возможным требования прокурора удовлетворить в полном объёме(л.д.140-142). В представленном в суд отзыве представитель третьего лица, указывает, что статьей 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) установлено, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (часть третья статьи 11 Закона о недрах). Министерством была выдана лицензия ЗАО «Исток-Траст» КРД 02034 ТЭ, от 05.08.2002, ООО «АРАКС» лицензия министерством не выдавалась. В соответствии со ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами, приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования. В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, являющиеся собственниками земельных участков обязаны использован земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных: правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы. Согласно части 5 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. В статье 88 ЗК РФ закреплено, что землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами й законами субъектов Российской Федерации. Пунктом 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07,2018 № 800, установлено, что разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В статье 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Согласно части 1 статьи 42 названного закона при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Третье лицо – Колмычек И.Ю., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, сообщил, что поддерживает возражения ответчика ЗАО «Исток-Траст» (л.д.234).

Заслушав в судебном заседании заместителя Белореченского межрайонного прокурора Дармилова И.И., представителей ответчика ЗАО «Исток-Траст» - Мелентьева В.В., Галагана М.В., исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

Судом установлено и следует из материалов дела, что земельный участок площадью 265 000 кв.м, с кадастровым номером , (далее - участок с КН ) относится к категории земель – земли населенных пунктов, имеет разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, что подтверждается распечаткой сведений из ЕГРН от 14.05.2021 года (том 1, л.д. 190).

Ответчик ЗАО «Исток-Траст» является предприятием, осуществляющим деятельность по пользованию участком недр на указанном земельном участке и разведке с последующей добычей песчано-гравийной смеси на основании лицензии КРД 02034 ТЭ, выданной 05.08.2002 года (том 1, л.д. 55-77). Срок окончания действия лицензии 05.08.2021. Пункт 5 Соглашения об условиях разведки с одновременной добычей песчано-гравийной смеси Комсомольского месторождения в Белореченском районе, являющийся неотъемлемой частью лицензии, устанавливает обязанность владельца лицензии оформить земельный отвод в соответствии с действующими правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края.

ЗАО «Исток-Траст» является недропользователем, участок с КН вошел в горный отвод и согласно п. 1 Соглашения об условиях разведки с одновременной добычей песчано-гравийной смеси Комсомольского месторождения в Белореченском районе ЗАО «Исток-Траст» предоставлено право пользования участком недр.

Указанным соглашением установлена обязанность владельца лицензии по разработке проекта разработки и рекультивации.

В материалы дела представлен Рабочий проект разработки и рекультивации Комсомольского месторождения ПГС (том 2, л.д. 1-34), согласованный руководителем Северо-Кавказского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора, Проект по строительству водоема для рыборазведения на землях Белореченского района Краснодарского края (том 1, л.д. 192-221).

Согласно Рабочему проекту разработки и рекультивации Комсомольского месторождения ПГС, Проекта по строительству водоема для рыборазведения на землях Белореченского района Краснодарского края рекультивация предусматривает выполнение ряда мероприятий по организации рельефа и восстановлению почвенно-растительного слоя, нарушенных горными работами земель, с целью освоения под водоем (том 1 л.д. 192-221, том 2 л.д. 1-34).

Техническими условиями на горнотехническую рекультивацию земель, выданными Белореченским объединенным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству указан вид освоения нарушенных земель под водоем, что соответствует категории и разрешенному использованию участка. В связи с этим, добыча ПГС на участке для создания водоёма носит попутный (не целевой) характер, является этапом работ по формированию чаши (котлована) водоёма, и не противоречит категории и виду разрешенного использования участка- для с/х использования.

Поскольку проект рекультивации указанного земельного участка не предусматривает выбор направления рекультивации этого участка для промышленного строительства для добычи ПГС в промышленном масштабе с созданием необходимой для этого технологической инфраструктуры в виде зданий, сооружений, построек и конвейерных линий, то у ответчика отсутствует обязанность по изменению вида разрешенного использования.

Как следует из части 2 статьи 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Категории земель в зависимости от их целевого назначения определены в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 77 ЗК РФ, в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются земли, занятые водными объектами

В силу пункта 1 статьи 78 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для целей аквакультуры (рыбоводства) хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в названной статье, в том числе, связанных с добычей полезных ископаемых, при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

В данном случае, проект рекультивации земельного участка должен содержать направление рекультивации для гражданского и промышленного строительства, исключающее дальнейшее использование земельного участка для с/х использования и последующий перевод этого участка из земель промышленности в земли с/х назначения.

Согласно частей 1 и 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исходя из классификатора видов разрешенного использования земельных участков (утв. приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540), действовавшим на момент проведения проверки, сельскохозяйственное использование земельного участка как вид разрешенного использования предполагает ведение сельского хозяйства и включает в себя в том числе такой вид использования участка как рыбоводство - осуществление хозяйственной деятельности, связанной с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов рыбоводства (аквакультуры); размещение зданий, сооружений, оборудования, необходимых для осуществления рыбоводства (аквакультуры) (код 1.13).

Аналогичный вид разрешенного использования содержится и в классификаторе видов разрешенного использования земельных участков (утв. приказом Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412), действующим на момент рассмотрения настоящего дела.

В соответствии с ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.

Ст. 1 Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту – Закон 148-ФЗ) указывает, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулирования в области аквакультуры (рыбоводства), в том числе в части защиты прав и интересов физических лиц и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность в данной области. Ч. 1 ст. 5.1 Закона 148-ФЗ устанавливает, что для целей аквакультуры (рыбоводства) допускается использование земель сельскохозяйственного назначения, занятых водными объектами (обводненными карьерами и прудами, в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), расположенными в границах земельного участка, в целях осуществления прудовой аквакультуры.

В соответствии с п. 6 Особенностей водопользования для целей аквакультуры (рыбоводства), утвержденных Приказом Минсельхоза России от 25.06.2020 N 345 "Об утверждении особенностей водопользования для целей аквакультуры (рыбоводства) и порядка определения особенностей создания и эксплуатации зданий, строений, сооружений для целей аквакультуры (рыбоводства)" установлено, что прудовая аквакультура осуществляется на обводненных карьерах и прудах, в том числе образованных водоподпорными сооружениями на водотоках, а также на водных объектах, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем, включая ирригационные системы.

Приказом Минсельхоза России от 25.06.2020 N 345 утвержден порядок определения особенностей создания и эксплуатации зданий, строений, сооружений для целей аквакультуры (рыбоводства) (далее по тексту – Порядок).

Порядок определяет особенности создания и эксплуатации юридическим лицом, крестьянским (фермерским) хозяйством, а также индивидуальным предпринимателем (далее - рыбоводное хозяйство) зданий, строений, сооружений для целей аквакультуры (рыбоводства) (п.1).

П. 2 Порядка определяет, что для целей аквакультуры (рыбоводства) рыбоводным хозяйством осуществляются создание и эксплуатация следующих объектов:

1) сооружений, являющихся объектами капитального строительства, находящихся в водном объекте или примыкающих к нему (в отношении внутренних вод Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации);

2) зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства, являющихся объектами капитального строительства, размещенных на земельных участках, прилегающих к водным объектам, используемым для целей аквакультуры (рыбоводства);

3) некапитальных строений, сооружений, предназначенных для осуществления аквакультуры (рыбоводства), размещенных на земельных участках или в водных объектах.

Особенности создания и эксплуатации рыбоводным хозяйством объектов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, определяются в том числе путем применения специальных устройств и (или) технологий, предусмотренных Классификатором в области аквакультуры (рыбоводства) (п. 4 Порядка).

Ч. 4 ст. 3 Закона 148-ФЗ устанавливает, что классификация объектов аквакультуры осуществляется в классификаторах и справочниках в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, классификаторы и справочники в области аквакультуры (рыбоводства) разрабатываются и утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минсельхоза России от 18.11.2014 N 452 утвержден Классификатор в области аквакультуры (рыбоводства). Разделом 03 указанного классификатора установлен вид рыбоводного хозяйства - прудовое товарное хозяйство (код 03.01.02.02.01). Разделом 04 указанного классификатора установлен вид объекта рыбоводной инфраструктуры - пруд земляной (код 04.01.03.02.02).

В соответствии с п. 5 Порядка подготовка проектной документации для рыбоводной инфраструктуры осуществляется рыбоводным хозяйством в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 с учетом особенностей создания и эксплуатации рыбоводным хозяйством объектов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка.

Таким образом, нормативными актами определен порядок создания и эксплуатации объектов аквакультуры, в том числе на землях, предоставленных для сельскохозяйственного производства.

Обществом был разработан и утвержден «Проект по строительству водоема для рыборазведения на землях Белореченского района Краснодарского края».

В соответствии с правовой позицией, отраженной в Письме Минэкономразвития РФ от 17.08.2011 N ОГ-Д23-962 согласно п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями. Вместе с тем пруд представляет собой единство водного объекта и земельного участка, в связи с чем, например, не допускается его отчуждение без отчуждения земельного участка, в границах которого он расположен (ч. 2 и 3 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации). Соответственно, пруд является частью земельного участка и поэтому находится в собственности собственника земельного участка (ч. 2 и 3 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации). Учитывая изложенное, если пруд создается только путем земляных работ, как, например, пруды-копани, то разрешения на строительство не требуется.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 ЗК РФ, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, обладателей публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса,

Таким образом, строительство рыбоводного пруда на спорном участке, а также последующая его эксплуатация после завершения строительства, не противоречит категории и виду разрешенного использования земельного участка.

Прямая обязанность по временному изменению вида разрешенного использования на период строительства водного объекта (пруда для рыборазведения) законодателем так же не предусмотрена.

В обоснование заявленных исковых требований прокурор ссылается на то, что проведенной проверкой установлено, что ответчиком на земельном участке предоставленного для сельскохозяйственного использования осуществляется добыча инертных материалов, складирование отвалов вскрышных пород. Однако, до настоящего времени земельный участок в пределах горного отвода с кадастровым номером предоставлен для сельскохозяйственного использования, соответственно, земельный участок на соответствующий участок работ не оформлен, что противоречит условиям Соглашения об условиях пользования недрами.

При этом, в ходе проверки отбор проб и образцов почвы на агрохимическую оценку состояния плодородия почвы для сравнительного анализа с фоновыми показателями не производился.

Довод прокурора о том, что работы по добыче ПГС приведут к невозможности использования участка для с/х назначения, ответчиком допущено уничтожение плодородного слоя участка путем механического нарушения почвенного (растительного) покрова и его перемешивания с неплодородными глинистыми грунтами несостоятелен, поскольку участок характеризует низкую сельскохозяйственную ценность вскрышных грунтов, толщина вскрыши составляет от 0 до 0,6 м., средняя 0,27 м (лист 7 проекта по строительству пруда, лист 8 проекта по разработке и рекультивации) на основе сформированного на участке котлована будет создан пруд, в отношении которого ответчиком будет осуществляться деятельность в области рыбоводства (аквакультура), что соответствует целевому назначению участка - для сельхозиспользования.

Рекультивация участка с КН для создания водоема, для устройства пруда для разведения рыбы, свидетельствует о том, что добыча ответчиком ПГС на участке носит попутный, а не промышленный характер, осуществляется для создания пруда, а не для создания производственной площадки для промышленной добычи ПГС. С учетом, вышеизложенного для проведения указанных мероприятий по рекультивации участка не требуется изменение категории и вида разрешенного использования земельного участка.

Из содержания ст.1065 ГК РФ, ч.1 ст.4, ч.1 ст. 56 ГПК РФ, вытекает обязанность истца по доказыванию опасности причинения вреда в будущем деятельностью, осуществляемой ответчиком.

При этом, в иске прокурора не конкретизирована норма, на которой основаны заявленные исковые требования о запрете осуществления деятельности, в то время как части 1 и 2 ст.1065 ГК РФ, содержат самостоятельные по отношению друг к другу основания для прекращения деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем. Но и ч.1 и ч.2 ст.1065 ГК РФ предполагают доказывание реальной опасности причинения вреда в будущем той деятельностью, вопрос о прекращении которой ставится в исковом заявлении, и факт осуществления этой деятельности как продолжаемого во времени процесса. В соответствии с пп. 24, 27, 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, истец вправе обратиться в суд с иском об обязании ответчика ограничить, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 ГК РФ, статьи 34, 56, 80 Закона об охране окружающей среды). Рассматривая споры об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, суд должен соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой. При этом суду следует принимать во внимание не только факторы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей и организаций (например, применительно к деятельности градообразующих предприятий, теплоэлектроцентралей, очистных сооружений), но и соразмерность последствий прекращения (приостановления, ограничения) деятельности тому вреду окружающей среде, который может наступить как в результате продолжения данной деятельности, так и вследствие ее прекращения. Судам следует иметь в виду, что опасность причинения вреда окружающей среде в будущем, в том числе в связи с эксплуатацией предприятия, сооружения или иной деятельностью, может являться основанием для запрещения деятельности, создающей такую опасность (пункт 1 статьи 1065 ГК РФ). Истец должен доказать реальность наступления такой опасности в результате осуществления ответчиком деятельности как нарушающей установленные требования в области охраны окружающей среды, так и соответствующей им на момент предъявления требования, и необходимость запрещения соответствующей деятельности (например, при планировании строительства или возведении нового промышленного объекта в местах обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов).

Однако объективных обстоятельств прокурором для применения к ответчику указанных норм не приведено, в связи с этим, суд полагает, что не имеется правовых оснований для удовлетворения требований прокурора о запрете осуществления деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером для целей не связанных с ведением сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в том числе с целью реализации.

Заявленное при уточнении требований требование в части запрета ответчикам осуществлять деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых на земельном участке для целей, не связанных с ведением сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, в том числе с целью реализации суд полагает также не подлежащим удовлетворению.

При наличии имеющейся у ответчика лицензии право на добычу предоставлено ему лицензией, а, соответственно, добытые полезные ископаемые являются собственностью ответчика. В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В связи с тем, что право собственности включает в себя в том числе правомочие по распоряжению имуществом, находящимся в собственности, запрет на реализацию добытых на основании действующей лицензии полезных ископаемых не может быть установлен без определенных законом оснований. В обоснование уточненных исковых требований прокурором не представлено ссылок на нормы права, содержащие запрет на реализацию, принадлежащих ответчику полезных ископаемых.

Вместе с тем, судом не могут быть приняты во внимание доводы ответчика о неправомерности возложения на него обязанности по разработке и согласованию в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 года № 800 «О проведении рекультиваций и консервации земель», проекта рекультивации нарушенного земельного участка с кадастровым номером и обязанности ЗАО «Исток-Траст» провести комплекс агротехнических мероприятий по приведению вышеуказанного земельного участка сельскохозяйственного назначения в состояние, пригодное для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, в соответствии с разработанным проектом рекультивации.

Из материалов дела следует, что у ответчика имеется разработанный и утвержденный в 2005 году Рабочий проект разработки и рекультивации Комсомольского месторождения ПГС.

Между тем, указанный проект рекультивации разработан без учета требований, указанных в Правилах проведения рекультивации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» (далее - Правила).

В соответствии с Правилами рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения. Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (пункты 6, 8 Правил).

Согласно подпункту «а» пункта 15 Правил проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, консервацию земель в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является собственником земельного участка.

В соответствии с пункта 16 Правил заявление о согласовании проекта рекультивации земель или проекта консервации земель с приложением соответствующего проекта подается или направляется лицом, обеспечившим его подготовку лицам, указанным в пункте 15 настоящих Правил лично на бумажном носителе или посредством почтовой связи либо в форме электронных документов с использованием информационнотелекоммуникационной сети «Интернет».

Предметом согласования проекта рекультивации земель является достаточность и обоснованность предусмотренных мероприятий по рекультивации земель для достижения соответствия рекультивируемых земель требованиям, предусмотренным пунктом 5 Правил (пункт 17 Правил).

В срок не более, чем 20 рабочих дней со дня поступления проекта рекультивации земель, проекта консервации земель лица, указанные в пункте 15 Правил, направляют заявителю способом, указанным в заявлении о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель, уведомление о согласовании проекта рекультивации земель, проекта консервации земель или об отказе в таком согласовании (пункт 18 Правил).

Таким образом, Правила определяют обязательность согласования данных процедур на земельных участках, находящихся в частной собственности, в точном соответствии с утвержденным порядком.

Представленный в материалы дела Проект разработки и рекультивации не соответствует требованиям пункта 14 Правил, в котором в обязательном порядке должны быть: описание исходных условий рекультивируемых земель, их площадь, месторасположение, степень и характер деградации земель; кадастровые номера земельных участков, в отношении которых проводится рекультивация, сведения о границах земель, в виде их схематического изображения на кадастровом плане территории или на выписке из Единого государственного реестра недвижимости; сведения об установленном целевом назначении земель и разрешенном использовании земельного участка, подлежащего рекультивации; информацию о правообладателях земельных участков.

Лица, обязанные проводить рекультивацию земель, должны направить уведомление об утверждении проекта рекультивации земель с приложением утвержденного проекта в уполномоченный орган (пункт 24 Правил). Доказательств уведомления об утверждении представленного проекта рекультивации в адрес компетентного органа материалы дела не содержат.

Таким образом, суд полагает, необходимым удовлетворить требование прокурора в части, и обязать ЗАО «Исток-Траст» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать за счет собственных средств и согласовать в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 года № 800 «О проведении рекультиваций и консервации земель», проект рекультивации нарушенного земельного участка с кадастровым номером , обязать ЗАО «Исток-Траст» провести комплекс агротехнических мероприятий по приведению вышеуказанного земельного участка сельскохозяйственного назначения в состояние, пригодное для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, в соответствии с разработанным проектом рекультивации.

Судом по настоящему делу по заявлению истца были приняты обеспечительные меры. В соответствии с ч. 3 ст. 144 ГПК РФ в случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска. Учитывая, что суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования о запрете деятельности, принятые судом обеспечительные меры в виде запрета осуществления на спорном участке деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых подлежат отмене.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Белореченского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ЗАО «Исток-Траст» и ООО «АРАКС» о запрете осуществления деятельности, обязании разработать проект рекультивации нарушенного земельного участка, а также проведении комплекса агротехнических мероприятий по приведению земельного участка в состояние в соответствии с его назначением, удовлетворить частично.

Обязать ЗАО «Исток-Траст» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать за счет собственных средств и согласовать в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 года № 800 «О проведении рекультиваций и консервации земель», проект рекультивации нарушенного земельного участка с кадастровым номером

Обязать ЗАО «Исток-Траст» провести комплекс агротехнических мероприятий по приведению вышеуказанного земельного участка сельскохозяйственного назначения в состояние, пригодное для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, в соответствии с разработанным проектом рекультивации.

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать.

Отменить принятые судом по настоящему делу обеспечительные меры, согласно определения Белореченского районного суда от 19 февраля 2021 года, о запрете ЗАО «Исток-Траст», ООО «АРАКС», а также иным лицам осуществлять деятельность по добыче общераспространенных полезных ископаемых на вышеуказанном земельном участке.

Взыскать с ЗАО «Исток-Траст» госпошлину в доход МО Белореченский район в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.С. Кириенко