Дело № 2-672/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 апреля 2021 года
Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Синягина Р.А.,
при секретаре Запрудновой Н.А.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Владимире Владимирской области (межрайонное) о включении периодов работы в страховой стаж, дающий право на назначении досрочной страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Владимире Владимирской области (межрайонное) (далее – УПФР) о включении периодов в стаж, дающий право на назначении досрочной страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование иска указал, что 13 августа 2020 года он обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) в связи с работой на Крайнем Севере. Вместе с тем, решением ответчика №... от 24 декабря 2020 года истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа. В частности, ответчик не включил в специальный стаж истца период прохождения им сверхсрочной военной службы с 26.06.1987 года по 31.10.1990 года в должности водителя 1 класса ....... С данным решением УПФР истец не согласен, поскольку ответчиком не учтены положения Постановления Совета Министров СССР от 04.04.1961 года № 268.
На основании изложенного истец просил суд обязать ответчика включить в страховой стаж, дающий право на назначении досрочной страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой на Крайнем Севере вышеуказанный период, а также обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения, то есть с 13 августа 2020 года, и взыскать с ответчика судебные расходы.
В судебном заседании истец ФИО1, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО2 в ходе судебного разбирательства полагали исковые требования необоснованными и не подлежащим удовлетворению, по основаниям указанным в решении об отказе в установлении пенсии.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Условия для назначения досрочной страховой пенсии по старости установлены главой 6 Федерального закона № 400-ФЗ.
По смыслу названного закона, в системе действующего нормативно-правового регулирования порядка назначения досрочной страховой пенсии по старости одним из самостоятельных критериев возникновения такого права установлен территориальный признак осуществления общественно полезной (трудовой) деятельности, связанный с работой в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных (работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 утвержден «Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера», согласно которому ...... отнесена к районам Крайнего Севера.
Судом установлено, что 13 августа 2020 года истец обратился в УПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ в связи с работой на Крайнем Севере.
Решением УПФР №... от 24 декабря 2020 года истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера (л.д. 12-13).
В частности, решением ответчика не включен в специальный стаж период прохождения истцом сверхсрочной военной службы с 26.06.1987 года по 31.10.1990 года в должности водителя 1 класса ......, поскольку по мнению ответчика, исходя из норм пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ правоустанавливающим является термин «проработали», из чего следует, что для определения права на указанный вид досрочной пенсии включаются только периоды работы в районах Крайнего Севера, а согласно Постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 года № 181 в специальный стаж включается только время действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера. По мнению ответчика, поскольку истец проходил сверхсрочную военную службу, правовых оснований для включения указанного периода в «северный» стаж не имеется.
Согласно записям в военном билете истца (л.д. 22-30), справке военного комиссариата г. Владимира от 12.08.2020 года № 1508 (л.д. 32), справке ...... от 30.09.2019 года, ФИО1 проходил сверхсрочную военную службу (по контракту) с 26.06.1987 года по 31.10.1990 года в должности водителя 1 класса .......
Данные обстоятельства стороной ответчика не оспаривались.
Оценивая основания, по которым ответчик отказал во включении спорного периода в специальный стаж истца, суд приходит к выводам, что они не являются обоснованными.
Подпунктом «к» пункта 109 «Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 N 590, установлено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции.
Постановлением Совмина СССР от 04.04.1961 N 286 «Об исчислении непрерывного стажа работы уволенным в запас или в отставку офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы, а также лицам начальствующего и рядового состава органов МВД РСФСР, проходившим службу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и поступившим на работу в этих районах и местностях», установлено, что военнослужащим сверхсрочной службы Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР уволенным, начиная с 1960 года, в запас или в отставку из воинских частей, учреждений, предприятий и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их непрерывной службы (но не ранее чем с 1 августа 1945 г.) в указанных районах и местностях засчитывается в непрерывный стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», если они поступили на работу в этих районах и местностях не позднее трех месяцев после увольнения в запас или в отставку.
Пунктом 1 «Инструкции о порядке предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 16.12.1967 N 530/П-28 (далее – Инструкция N 530/П-28) установлено, что льготы, установленные Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» и от 26 сентября 1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», предоставляются всем рабочим и служащим (в том числе местным жителям и другим лицам, принятым на работу на месте) государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Подпунктом «в» пункта 48 Инструкции N 530/П-28 (действовавшим до 13.04.2009 года) предусматривалось, что в стаж работы, дающий право на получение льгот, засчитывается время непрерывной военной (в том числе срочной) службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, офицеров и военнослужащих сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства охраны общественного порядка СССР, а также время непрерывной службы лиц начальствующего и рядового состава органов Министерства охраны общественного порядка СССР, уволенных в запас или в отставку из воинских частей, учреждений, предприятий и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при условии поступления на работу в этих районах и местностях не позднее трех месяцев после увольнения в запас или в отставку.
Как следует из записи в трудовой книжке истца, после увольнения со сверхсрочной военной службы ...... с 31.10.1990 года он был принят водителем автомобиля в ......, и период работы истца с 01.11.1990 года по 31.03.1994 года учтен ответчиком в качестве периода работы в районах Крайнего Севера (л.д.58).
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1 части включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой на Крайнем Севере период прохождения им сверхсрочной службы (службы по контракту) с 26 июня 1987 года по 31 октября 1990 года в должности водителя 1 класса .......
Рассматривая исковые требования ФИО1 о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости с даты обращения к ответчику, то есть с 13 августа 2020 года, суд учитывает следующее.
С учетом стажа работы истца в районах Крайнего Севера, учтенного ответчиком и признанного судом при рассмотрении настоящего дела, указанный стаж составит 8 лет 8 месяцев 13 дней.
Таким образом, с учетом положения п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ, право на досрочную страховую пенсию по старости у ФИО1 возникает при достижении им возраста 57 лет 4 месяцев, то есть с 24 января 2020 года.
Приложением 6 к Федеральному закону № 400-ФЗ установлено, что по достижении в 2020 году возраста, с которого возникает право на страховую пенсию, суммируется 24 месяца.
Вместе с тем, в статье 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» предусмотрено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, датой, с которой ФИО1 может быть назначена досрочная страховая пенсия по старости является 24 июля 2021 года (24.01.2020 года +18 месяцев).
Принимая во внимание изложенное, правовых оснований для назначения ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости на день рассмотрения дела не имеется.
На этом основании суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению частично.
В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии с положениями ст. 94 ГПК РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей.
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, не подлежат применению при разрешении иска имущественного характера, не подлежащего оценке.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
При определении размера расходов по оплате услуг представителя, подлежащих взысканию с ответчика, суд учитывает размер платы, которая взимается за аналогичные услуги, объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела.
Согласно представленной квитанции, истец ФИО1 оплатил юридические услуги адвоката Левичевой О.Е. 16.02.2021 года в сумме 10000 рублей за ознакомление с документами, составление искового заявления (л.д. 11).
Принимая во внимание критерии разумности и обоснованности таких расходов, объем заявленных исковых требований, сложность и незначительную продолжительность рассмотрения дела, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца в возмещение расходов по оплате услуг представителя денежную сумму в размере 5000 рублей. Такой размер компенсации понесенных истцом расходов по оплате представительских (юридических) услуг в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции суд полагает достаточным.
При подаче искового заявления в суд истцом была уплачена государственная пошлина в сумме 300 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 – удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Владимире Владимирской области (межрайонное) период прохождения сверхсрочной службы (службы по контракту) ФИО1 с 26 июня 1987 года по 31 октября 1990 года в должности водителя 1 класса ...... включить в стаж в качестве работы в районах Крайнего Севера.
В остальной части в удовлетворении исковых требований – отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Владимире Владимирской области (межрайонное) в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате представительских (юридических) услуг в сумме 5000 рублей, по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, а всего 5300 (пять тысяч триста) рублей 00 копеек.
Составление мотивированного решения отложить на пять рабочих дней со дня окончания разбирательства дела, то есть до 14 апреля 2021 года включительно.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его составления в окончательной форме во Владимирской областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира.
Председательствующий судья: подпись Р.А. Синягин